
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  4. Мын. НедоразвитостьКанонический текcт
Свершение. Не я ищу юношей; юноши ищут меня. По первому гаданию — возвещу;
повторное и третье — смутит. Раз смутит — не возвещу. Благоприятна стойкость.
- Развитие недоразвитого. — Благоприятно для применения казней над
людьми, для освобождения колодок на руках и ногах, ибо продолжение (их
несвободы) приведет к сожалению.
- Приятие недоразвитых — к счастью; взятие жены — к счастью. Сын управляет
всем домом.
- Незачем брать жену. (Она) увидит богача и не соблюдет себя. — Ничего
благоприятного.
- Стеснение от недоразвитости. — Сожаление.
- Недоразвитость юноши. — Счастье.
- Удар по недоразвитости. — Не благоприятствует (тому, чтобы) быть
разбойником; благоприятствует (тому, чтобы) справиться с разбойником.
Прежде всего, несколько слов об устройстве данной гексаграммы. Здесь
внизу триграмма «вода» — «опасность», а вверху — гора — «остановка». Это опасность, которая приостановлена, это ручей, который вытекает у подножия
горы или который, встречая на своем пути гору, не может двигаться прямо
дальше. По названию гексаграммы — это недоразвитость, непросвещенность.
Однако вместе с тем и преодоление этой недоразвитости — просвещение
непросвещенных. Поэтому здесь развертывается процесс, происходящий между
учителем и учеником, между знанием, уже собранным прежде, и новым
познавательным актом. Если в предыдущей гексаграмме фигура руководящей
стороны лишь намечалась, а все внимание было направлено на изображение
трудностей начала, то здесь эта фигура выступает с полной отчетливостью.
Графически она выражена во второй и в шестой сильных чертах, которые,
однако, не являются здесь главными, а лишь способствуют действию главной
пятой черты. Последняя, как и остальные три слабые черты всей гексаграммы,
символизирует непросвещенных, которых просвещает учитель. Но каждая из них
обладает своими специфическими чертами, поэтому на разных ступенях процесс
этот охарактеризован различно. Но общим в нем остается то, что это
двухсторонний процесс, в котором инициатива просвещения может исходить
лишь от непросвещенного, так как этот процесс не приводит к желательному
результату, если он построен на насилии. Поэтому здесь благоприятна
стойкость как развивающемуся, так и развивающему. И первому — в т0ом, чтобы
руководствоваться первым же указанием просвещающего, а не искать
дальнейших указаний, не выполнив первые, и второму — эта стойкость нужна в
том, чтобы помнить, что инициатива процесса должна быть сосредоточена у
просвещаемого. В технике познания — это момент, когда познаваемое, но еще
не познанное получает в развитии процесса познания ту ясность, которая
дается ему из разума, сложившегося в прежде накопленном опыте. Но это не
значит, что акты нового познания целиком зависимы от уже известного,
наоборот — новый акт познания должен быть способен к максимально полному
прогнозу дальнейшего. Но лишь объясняется, в буквальном значении этого
слова, ясностью уже известного. При этом познающий сохраняет всю острую
ревностность, пытливость и заинтересованность в данном процессе. (Не
напрасно здесь в комментаторской литературе есть указание на следующее
место из «Луньюй»: «Кто не горит душой (о познании), тому не раскрою
ничего; кто не скорбит (о своей неумелости), того не разовью. И ничего не
отвечу тому, кто не скажет ни слова о трех углах квадрата, когда ему
объяснен один угол». Интересно еще отметить и то, что в древнем Китае
гадание оракула почиталось средством к разрешения сомнений. Поэтому, как
пишет Ван Би, повторное и третье гадание, давая иные результаты, уже не
разрешает сомнений, а, давая альтернативное решение вопроса, лишь вносит
неясность и расплывчатость. ) В тексте это выражено так:
Недоразвитость. Недоразвитому — развитие. Не я стремлюсь к юношески
недоразвитым, а юношески недоразвитые стремятся ко мне. По первому гаданию
— возвещу. Повторное же и третье гадания — излишество. А раз излишество —
то не возвещу. Благоприятна стойкость.
1
Первый момент здесь характеризует самое начало отношений ученика и
учителя. Пусть ученик еще и недоразвит, но здесь предстоит ему раскрытие
заложенных в нем способностей. Его близость к учителю и активность его
положения порукой тому. Но в это время учитель еще не может дать ему таких
наставлений, которым бы он следовал совершенно свободно. Это скорее
система запретов и наказаний. Однако известная свобода ученику здесь
должна быть предоставлена, с него должны быть сняты кандалы (его
омраченность), которые тяготели над ним до сих пор. Однако если бы ученик,
освободившись от них, самостоятельно начал действовать, то ему пришлось бы
много о чем пожалеть, ибо по неопытности он мог бы многое испортить. Вот
так текст выражает это:
В начале слабая черта. Раскрытие недоразвитых. Здесь благоприятно, чтобы
были применены к людям наказания, чтобы они были освобождены от кандалов,
но самостоятельное выступление к действию приведет к сожалению.
2
Основное достоинство учителя состоит в том, что он в состоянии принять к
себе недоразвитого ученика и в согласии со всей закономерностью мира
развить его. Ученик, предоставленный самому себе, многого будет лишен; но
и учитель будет многого лишен, если он не примет на себя руководство
учеником. Как в дом вводится жена, новый член семьи, так и учитель находит
в ученике нечто новое. И лишь с той поры как сын вводит в семью свою жену,
он может начать устройство своего дома. Учитель- это лишь носитель прежде
накопленного разума. И этот разум относится к познаниям, приобретаемым
вновь, как учитель к ученику, как в семье сын к его жене, вновь вводимой в
дом. Лишь в таком сочетании накопленного разума и новых познаний
достигается устройство собственного знания и возможность сообщать его
другим. Вот в какие образы облекаются эти мысли в тексте:
Сильная черта на втором месте. Прими к себе недоразвитого. Счастье. Ввести
(в дом) жену — к счастью. (Лишь после этого) сын будет в состоянии
устроить (собственную) семью.
3
Момент кризиса в данном процессе характеризуется тем, что эта третья черта
— является верхней в триграмме «опасность». Поэтому то, что хорошо в
предыдущий момент, пагубно здесь. Введение жены в дом здесь не может
увенчаться успехом, так как она, встретясь с богачом, который
символизирован полной сил второй чертой, не сможет соблюсти себя в рамках
своего долга. Таким образом, все хлопоты здесь оказываются бесполезными. В
этом состоянии, конечно, невозможно и углубленное новое познание, а
возможна лишь спекулятивная игра мыслей. Но последняя никогда не приводит
к положительному знанию. Поэтому текст здесь предостерегает так:
Слабая черта на третьем месте. Не надо брать женщину (в жены): она увидит
богача и не будет владеть собою. Ничего благоприятного.
4
Кризис уже миновал. Но данная позиция настолько удалена от позиции
учителя, она так лишена поддержки в резонирующий ей сферах, что ничего и
никто здесь не в состоянии преодолеть недоразвитость, характеризуемую всей
данной гексаграммой. Здесь бессильны и приказания, и благосклонность
учителя, и его предостережения. Приходится лишь констатировать самый факт,
что недоразвитый человек здесь находится в чрезвычайно затруднительном
положении. Он окосневает в своей недоразвитости. Если на предыдущей
позиции познание затрудняется поверхностной деятельностью рассудка, то
здесь мешает его косная недоразвитость. Естественно, что никакая
деятельность здесь не дает положительного результата, и единственный плод
такой деятельности — сожаление о ней. Текст здесь лаконичен:
Слабая черта на четвертом месте. Бедственная недоразвитость. Сожаление.
5
Пятая позиция присуща великому человеку, но здесь данную позицию занимает
человек с детски податливой душой, выраженной в символике «Книги Перемен»
слабой чертой. Близость к суровому учителю, занимающему верхнюю позицию, и
правильный полный резонанс в благотворно действующей второй позиции делает
это положение вполне счастливым. Здесь указывается на совершенно
закономерную недоразвитость юноши и, чтоб предостеречь от стремления
самостоятельно развиваться, которое не приведет к благим последствиям,
здесь преднамеренно указывается на счастливый характер данного положения.
Надо довериться здесь учителю, а в познании — довериться уже сложившимся и
выработанным системе и методу познания. Текст выражает это опять-таки с
предельной лаконичностью:
Слабая черта на пятом месте. Юношеская недоразвитость. Счастье.
6
Наступает конец недоразвитости. И здесь указывается сила учителя,
достигшего гармонии между знанием и новым актом познания. Этой силой он в
состоянии разбить недоразвитость. Но если бы он просто навязал ученику
свои знания, то он поступил бы по отношению к ученику, как захватчик, как
«разбойник», вторгаясь в его самостоятельность познания. Это была бы все
же замена возможности нового познания уже прежде накопленным опытом. А
здесь все дело в том, чтобы «давать снадобье в соответствии с болезнью»,
чтобы разбить недоразвитость, которая, как «разбойник», захватила ученика.
Поэтому и текст гласит:
Наверху сильная черта. Ударь по недоразвитости! Неблагоприятно быть
разбойником, Благоприятно совладать с разбойником.
Пребывание во внешнем и опасность во внутреннем. Пребывание — то
чье
появление и протекание закономерно, и что может закончится только в
следствии какой-то случайности. И если вы при этом чувствуете опасность,
то это может служить признаком какой-либо недоразвитости. Ничтожному
человеку следует добиваться большей определенности и ясности. Так,
например, не стоит оставлять заключенных с их неопределенным статусом,
уж лучше
их либо казнить, либо освободить.
Однако недоразвитость может быть и плодотворной, если она лишь
предваряет дальнейший рост — это недоразвитость юноши. Для этого
необходимо обладать развитым сознанием. Но юноша не всегда становится
знающим человеком. А вот для совершенномудрого недоразвитость может
быть только временной, можно сказать, что он наносит по ней удар
своим
дальнейшим развитием.
Интерпретация Хейслип
В настоящее время все вокруг вас словно покрыто пеленой; но
пелена эта скоро спадет, и мир вновь приобретет для вас ясность.
Сейчас ваши нервы сильно расшатаны, поэтому постарайтесь не принимать скоропалительных решений. Скоро все изменится. Если хотите
добиться успеха — не пренебрегайте советами друзей, начальства, вдумайтесь
в них. Уделите побольше времени общению с детьми. Не унывайте.
Уже возникают новые планы, новые перспективы, но для новой
любви время еще не пришло. Соберитесь; и сконцентрируйте волю на
исполнении одного-единственного желания.
  42. И. ПриумножениеКанонический текcт
Благоприятно иметь, куда выступить. Благоприятен брод через великую
реку.
- Благоприятствует необходимость вершить великие дела. Изначальное
счастье. — Хулы не будет.
- Можно и приумножить то, (в чем недостаток). Черепаха — оракул (ценой
в) десять связок (монет. От его указаний) невозможно отклониться. Вечная
стойкость — к счастью. Царю надо (проникнуть) с жертвами к богам. — Счастье.
- Если приумножить это, то с необходимостью (накличешь) несчастья
делу. Хулы не будет. Обладая правдой, пойдешь верным путем, заявишь (об этом)
князю и поступишь (по его) мановению.
- (Если), идя верным путем, заявишь (об этом) князю, (то) за (тобою)
пойдут. Благоприятствует необходимости, создав (себе) поддержку, перенести
столицу.
- Обладая правдой, облагодетельствуешь сердца (людей, но) не спрашивай
(их об этом). — Изначальное счастье. Обладание правдой облагодетельствует
(и) твои собственные достоинства.
- Ничто не преумножит это, (а), пожалуй, разобьет это. В воспитании
сердец не будь косным. (Иначе) — несчастье.
То, о чем будет, говорится в данной гексаграмме, уже было частично
намечено в предыдущей. Убавление отрицательных сторон приводит к
приумножению положительных. Но само собой такое приумножение положительных
сторон возможно лишь в том случае, если злу противопоставляется активное
создание добра, а не простое выжидание. Поэтому в ситуации Приумножения
чрезвычайно важно сохранение и действие той внутренней правдивости,
которая намечалась уже из предыдущей ситуации. Здесь сама ситуация
предполагает к тому, чтобы, исходя из внутренней правдивости, предпринять
какое-нибудь серьезное и большое дело, ведущее к крупным переменам. В этом
смысле говорит текст:
Приумножение. Благоприятно иметь куда выступить. Благоприятен брод через
великую реку.
1
Многое из того, что происходит в этой ситуации, было уже намечено в
предыдущем. Первая позиция, которая представляет собою преемницу всей
предыдущей ситуации, особенно предрасположена к тому, чтобы совершить те
великие действия, о которых говорит основной афоризм. Произведение великих
действий здесь является уже чем-то необходимым. И только при наличии такой
деятельности, которая идет по пути приумножения не только своих
собственных достоинств, но и всего окружения, осуществится тот
благоприятный исход, который идеально может быть мыслим здесь. В этом
смысле говорит текст:
В начале слабая черта. Благоприятствует необходимости вершить великие
дела. Изначальное счастье. Хулы не будет.
2
Тот афоризм, который был нами рассмотрен на пятой позиции предыдущей
гексаграммы, здесь находится на подобающем месте. Поэтому, не повторяя
объяснения образов данного афоризма, которое было сделано выше,
непосредственно переводим самый афоризм. Он, правда, осложнен здесь еще
указанием на жертвоприношение, но оно является лишь развитием основного
образа, уже рассмотренного выше. Текст здесь следующий:
Слабая черта на втором месте. Можно и приумножить то, в чем недостаток,
черепахой-оракулом ценой в 10 связок монет. От его указаний невозможно
уклонится. Вечная стойкость — к счастью. Царю надо проникнуть — жертвами к
богам. Счастье.
3
На пользу человеку может быть не только помощь, которую ему оказывает
кто-нибудь другой. Но, как это ни странно, и противодействие, оказываемое
человеку, может быть направлено ему на пользу и на приумножение его
достоинств и сил, ибо в борьбе с препятствиями человек может закалить и
укрепить свои, уже присущие ему силы. Здесь сказывается влияние шестой
позиции, которая не столько способствует и помогает третьей, сколько
противоборствует ей, ибо в ней процесс приумножения уже заканчивается. Но
при наличии необходимой внутренней правдивости, при умении совершать
нужные и верные поступки именно это противодействие может привести
человека к благоприятному исходу. Он не должен скрывать свои силы,
приобретенные на других путях. Но в своей деятельности он должен иметь
перед собой некий руководящий образец, ибо его собственной силы для
определенной своей деятельности здесь еще не хватает, так как здесь
процесс приумножения еще не доведен до предельной высоты. Поэтому довольно
пространный текст говорит следующее:
Слабая черта на третьем месте. Приумножай и при посредстве несчастных
событий. Хулы не будет. Если сам, обладая правдой, пойдешь верным путем,
если заявишь об этом князю и поступишь по его мановению, то хулы не будет.
4
Те крупные события и действия, о которых говорилось в общем, афоризме ко
всей гексаграмме, здесь могут быть доведены до их реализации. Одним из
образов крупных действий, значительных и отмечавшихся в истории, в древнем
Китае рассматривалось перенесение столицы. При нем царь должен был,
конечно, считаться с голосом своих вассалов, и, только найдя в них
поддержку, он мог решаться на перенесение столицы. Так расшифровывается
данный текст, в образах которого по существу говорится лишь о предприятии
какого-нибудь серьезного дела, которое затрагивает не только самого
деятеля, но и его окружение. В тексте здесь мы читаем:
Слабая черта на четвертом месте. Если, идя верным путем, заявишь об этом
князю, то все за тобой пойдут. Благоприятствует необходимости, создав себе
поддержку, перенести столицу.
5
Верхняя триграмма символизирует внешнее, равно как и деятельность,
направленную вовне, поэтому приумножение, которое имеется в виду здесь, не
может быть направлено исключительно на свою собственную пользу. Здесь
более чем где бы то ни было, выступает необходимость. Направить
приумножение на окружающих людей, в особенности на людей, стоящих ниже в
каком бы то ни было смысле. Здесь необходимо, как говорит текст,
облагодетельствовать людей. Но помощь, оказываемая извне, была бы лишь
искажением этой помощи, если бы оказавший милость спрашивал людей, которые
получили что-нибудь от него, о том, хорошо ли им стало. Такая помощь
производила бы впечатление, в конце концов, корыстного действия. Если
человек может воздержаться от этого и производит великие действия для
окружающих бескорыстно, то, в конце концов, это повышает и его собственные
моральные качества. В таком смысле текст говорит здесь:
Сильная черта на пятом месте. Обладая правдой, облагодетельствуешь сердца
людей, но не спрашивай их об этом. Изначальное счастье. Обладание правдой
облагодетельствует и твои собственные достоинства.
6
Характер действия этой позиции уже был отмечен нами при рассмотрении
третьей позиции. Это тоже оказание пользы и помощи другим, но оказывается
эта помощь своеобразно, не столько непосредственным приумножением их
достоинств, сколько оказанием препятствий их действиям. Однако если бы
человек, действующий исходя из этой позиции, стремился исключительно
ставить препятствия, то он не был бы на верном пути. Косность в этом
отношении была бы пагубной для себя самого, ибо окружающими была бы
воспринята не столько его своеобразная воспитательная деятельность,
сколько его суровость, граничащая с жестокостью. Поэтому текст говорит
здесь:
Наверху слабая черта. Ничего не приумножит это, а, пожалуй, разобьет это.
При воспитании сердец не будь косным. Иначе — несчастье.
Во внешнем — Утончение и проникновенность, во внутреннем Возбуждение и
подвижность. Подвижность во внутреннем приводит к утончению
во
внешнем. Это приумножение. Оно всегда благоприятно для ничтожного
человек, так как увеличивает в наблюдаемом мире число проявлений
абсолюта. Но для благородного подвижность означает увеличение
предсказуемости его действий, которые только начинаются с проявлений Ян,
поэтому эта ситуация не является для него однозначно благоприятной.
Интерпретация Хейслип
Данное время благоприятно выдающимся личностям. Но и для
остальных людей оно также плодотворно. Осуществится задуманное, будет
оплачено сделанное. И вы сможете оказать помощь другим. Некое
порученное вам дело обернется личной выгодой для вас. Вам также
готовятся сделать выгодное предложение. Желание ваше исполнится, не
без помощи вышестоящего лица. Есть возможность существенно поправить
свои финансовые дела, причем в самом ближайшем будущем.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого