Ответы ко многим вопросам

 
 
У вас могут возникнуть вопросы:

И Цзин для Андроид

В результате гадания получилась «гуа» со «старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: Мын. Недоразвитость Цуй. Воссоединение

Иероглиф Мын. НедоразвитостьГексаграмма 4 Мын. Недоразвитость

4. Мын. Недоразвитость

Канонический текcт

Свершение. Не я ищу юношей; юноши ищут меня. По первому гаданию — возвещу; повторное и третье — смутит. Раз смутит — не возвещу. Благоприятна стойкость.

  1. Развитие недоразвитого. — Благоприятно для применения казней над людьми, для освобождения колодок на руках и ногах, ибо продолжение (их несвободы) приведет к сожалению.
  2. Приятие недоразвитых — к счастью; взятие жены — к счастью. Сын управляет всем домом.
  3. Незачем брать жену. (Она) увидит богача и не соблюдет себя. — Ничего благоприятного.
  4. Стеснение от недоразвитости. — Сожаление.
  5. Недоразвитость юноши. — Счастье.
  6. Удар по недоразвитости. — Не благоприятствует (тому, чтобы) быть разбойником; благоприятствует (тому, чтобы) справиться с разбойником.

Комментарий Ю.К. Щуцкого

Прежде всего, несколько слов об устройстве данной гексаграммы. Здесь внизу триграмма «вода» — «опасность», а вверху — гора — «остановка». Это опасность, которая приостановлена, это ручей, который вытекает у подножия горы или который, встречая на своем пути гору, не может двигаться прямо дальше. По названию гексаграммы — это недоразвитость, непросвещенность. Однако вместе с тем и преодоление этой недоразвитости — просвещение непросвещенных. Поэтому здесь развертывается процесс, происходящий между учителем и учеником, между знанием, уже собранным прежде, и новым познавательным актом. Если в предыдущей гексаграмме фигура руководящей стороны лишь намечалась, а все внимание было направлено на изображение трудностей начала, то здесь эта фигура выступает с полной отчетливостью. Графически она выражена во второй и в шестой сильных чертах, которые, однако, не являются здесь главными, а лишь способствуют действию главной пятой черты. Последняя, как и остальные три слабые черты всей гексаграммы, символизирует непросвещенных, которых просвещает учитель. Но каждая из них обладает своими специфическими чертами, поэтому на разных ступенях процесс этот охарактеризован различно. Но общим в нем остается то, что это двухсторонний процесс, в котором инициатива просвещения может исходить лишь от непросвещенного, так как этот процесс не приводит к желательному результату, если он построен на насилии. Поэтому здесь благоприятна стойкость как развивающемуся, так и развивающему. И первому — в т0ом, чтобы руководствоваться первым же указанием просвещающего, а не искать дальнейших указаний, не выполнив первые, и второму — эта стойкость нужна в том, чтобы помнить, что инициатива процесса должна быть сосредоточена у просвещаемого. В технике познания — это момент, когда познаваемое, но еще не познанное получает в развитии процесса познания ту ясность, которая дается ему из разума, сложившегося в прежде накопленном опыте. Но это не значит, что акты нового познания целиком зависимы от уже известного, наоборот — новый акт познания должен быть способен к максимально полному прогнозу дальнейшего. Но лишь объясняется, в буквальном значении этого слова, ясностью уже известного. При этом познающий сохраняет всю острую ревностность, пытливость и заинтересованность в данном процессе. (Не напрасно здесь в комментаторской литературе есть указание на следующее место из «Луньюй»: «Кто не горит душой (о познании), тому не раскрою ничего; кто не скорбит (о своей неумелости), того не разовью. И ничего не отвечу тому, кто не скажет ни слова о трех углах квадрата, когда ему объяснен один угол». Интересно еще отметить и то, что в древнем Китае гадание оракула почиталось средством к разрешения сомнений. Поэтому, как пишет Ван Би, повторное и третье гадание, давая иные результаты, уже не разрешает сомнений, а, давая альтернативное решение вопроса, лишь вносит неясность и расплывчатость. ) В тексте это выражено так: Недоразвитость. Недоразвитому — развитие. Не я стремлюсь к юношески недоразвитым, а юношески недоразвитые стремятся ко мне. По первому гаданию — возвещу. Повторное же и третье гадания — излишество. А раз излишество — то не возвещу. Благоприятна стойкость.

1

Первый момент здесь характеризует самое начало отношений ученика и учителя. Пусть ученик еще и недоразвит, но здесь предстоит ему раскрытие заложенных в нем способностей. Его близость к учителю и активность его положения порукой тому. Но в это время учитель еще не может дать ему таких наставлений, которым бы он следовал совершенно свободно. Это скорее система запретов и наказаний. Однако известная свобода ученику здесь должна быть предоставлена, с него должны быть сняты кандалы (его омраченность), которые тяготели над ним до сих пор. Однако если бы ученик, освободившись от них, самостоятельно начал действовать, то ему пришлось бы много о чем пожалеть, ибо по неопытности он мог бы многое испортить. Вот так текст выражает это: В начале слабая черта. Раскрытие недоразвитых. Здесь благоприятно, чтобы были применены к людям наказания, чтобы они были освобождены от кандалов, но самостоятельное выступление к действию приведет к сожалению.

2

Основное достоинство учителя состоит в том, что он в состоянии принять к себе недоразвитого ученика и в согласии со всей закономерностью мира развить его. Ученик, предоставленный самому себе, многого будет лишен; но и учитель будет многого лишен, если он не примет на себя руководство учеником. Как в дом вводится жена, новый член семьи, так и учитель находит в ученике нечто новое. И лишь с той поры как сын вводит в семью свою жену, он может начать устройство своего дома. Учитель- это лишь носитель прежде накопленного разума. И этот разум относится к познаниям, приобретаемым вновь, как учитель к ученику, как в семье сын к его жене, вновь вводимой в дом. Лишь в таком сочетании накопленного разума и новых познаний достигается устройство собственного знания и возможность сообщать его другим. Вот в какие образы облекаются эти мысли в тексте: Сильная черта на втором месте. Прими к себе недоразвитого. Счастье. Ввести (в дом) жену — к счастью. (Лишь после этого) сын будет в состоянии устроить (собственную) семью.

3

Момент кризиса в данном процессе характеризуется тем, что эта третья черта — является верхней в триграмме «опасность». Поэтому то, что хорошо в предыдущий момент, пагубно здесь. Введение жены в дом здесь не может увенчаться успехом, так как она, встретясь с богачом, который символизирован полной сил второй чертой, не сможет соблюсти себя в рамках своего долга. Таким образом, все хлопоты здесь оказываются бесполезными. В этом состоянии, конечно, невозможно и углубленное новое познание, а возможна лишь спекулятивная игра мыслей. Но последняя никогда не приводит к положительному знанию. Поэтому текст здесь предостерегает так: Слабая черта на третьем месте. Не надо брать женщину (в жены): она увидит богача и не будет владеть собою. Ничего благоприятного.

4

Кризис уже миновал. Но данная позиция настолько удалена от позиции учителя, она так лишена поддержки в резонирующий ей сферах, что ничего и никто здесь не в состоянии преодолеть недоразвитость, характеризуемую всей данной гексаграммой. Здесь бессильны и приказания, и благосклонность учителя, и его предостережения. Приходится лишь констатировать самый факт, что недоразвитый человек здесь находится в чрезвычайно затруднительном положении. Он окосневает в своей недоразвитости. Если на предыдущей позиции познание затрудняется поверхностной деятельностью рассудка, то здесь мешает его косная недоразвитость. Естественно, что никакая деятельность здесь не дает положительного результата, и единственный плод такой деятельности — сожаление о ней. Текст здесь лаконичен: Слабая черта на четвертом месте. Бедственная недоразвитость. Сожаление.

5

Пятая позиция присуща великому человеку, но здесь данную позицию занимает человек с детски податливой душой, выраженной в символике «Книги Перемен» слабой чертой. Близость к суровому учителю, занимающему верхнюю позицию, и правильный полный резонанс в благотворно действующей второй позиции делает это положение вполне счастливым. Здесь указывается на совершенно закономерную недоразвитость юноши и, чтоб предостеречь от стремления самостоятельно развиваться, которое не приведет к благим последствиям, здесь преднамеренно указывается на счастливый характер данного положения. Надо довериться здесь учителю, а в познании — довериться уже сложившимся и выработанным системе и методу познания. Текст выражает это опять-таки с предельной лаконичностью: Слабая черта на пятом месте. Юношеская недоразвитость. Счастье.

6

Наступает конец недоразвитости. И здесь указывается сила учителя, достигшего гармонии между знанием и новым актом познания. Этой силой он в состоянии разбить недоразвитость. Но если бы он просто навязал ученику свои знания, то он поступил бы по отношению к ученику, как захватчик, как «разбойник», вторгаясь в его самостоятельность познания. Это была бы все же замена возможности нового познания уже прежде накопленным опытом. А здесь все дело в том, чтобы «давать снадобье в соответствии с болезнью», чтобы разбить недоразвитость, которая, как «разбойник», захватила ученика. Поэтому и текст гласит: Наверху сильная черта. Ударь по недоразвитости! Неблагоприятно быть разбойником, Благоприятно совладать с разбойником.

Комментарий А.В. Швеца

Пребывание во внешнем и опасность во внутреннем. Пребывание — то чье появление и протекание закономерно, и что может закончится только в следствии какой-то случайности. И если вы при этом чувствуете опасность, то это может служить признаком какой-либо недоразвитости. Ничтожному человеку следует добиваться большей определенности и ясности. Так, например, не стоит оставлять заключенных с их неопределенным статусом, уж лучше их либо казнить, либо освободить.

Однако недоразвитость может быть и плодотворной, если она лишь предваряет дальнейший рост — это недоразвитость юноши. Для этого необходимо обладать развитым сознанием. Но юноша не всегда становится знающим человеком. А вот для совершенномудрого недоразвитость может быть только временной, можно сказать, что он наносит по ней удар своим дальнейшим развитием.

Интерпретация Хейслип

В настоящее время все вокруг вас словно покрыто пеленой; но пелена эта скоро спадет, и мир вновь приобретет для вас ясность. Сейчас ваши нервы сильно расшатаны, поэтому постарайтесь не принимать скоропалительных решений. Скоро все изменится. Если хотите добиться успеха — не пренебрегайте советами друзей, начальства, вдумайтесь в них. Уделите побольше времени общению с детьми. Не унывайте.

Уже возникают новые планы, новые перспективы, но для новой любви время еще не пришло. Соберитесь; и сконцентрируйте волю на исполнении одного-единственного желания.




Иероглиф Цуй. ВоссоединениеГексаграмма 45 Цуй. Воссоединение

45. Цуй. Воссоединение

Канонический текcт

Свершение. Царь подходит к обладателям храма (то есть к духам предков). Благоприятно свидание с великим человеком. Свершение. Благоприятна стойкость. Необходимо великое жертвоприношение. (Тогда) — счастье. Благоприятно иметь, куда выступить.

  1. (Если) обладаешь правдой, (но) не до конца, то (может быть) как растерянность, так и воссоединение. Тогда воскликнешь, и все сразу соберутся, и будет смех. — Не бойся. (Если) отправишься, хулы не будет.
  2. (Дашь себя) увлечь — (и будет) счастье, и хулы не будет. Будь правдив, тогда благоприятно принести (даже малую) жертву.
  3. Воссоединение — и вздохи! Ничего благоприятного. (Если) выступишь, хулы не будет, (а будет лишь) небольшое сожаление.
  4. Великое счастье. Хулы не будет.
  5. Воссоединение (у того, кто) занимает престол. Хулы не будет. (Если все же) нет правды, (то будь от) начала и во веки стойким,(тогда) раскаяние исчезнет.
  6. Жалобы и стоны, и слезы до насморка. Хулы не будет.

Комментарий Ю.К. Щуцкого

Мы имели случай неоднократно убедиться в том, что гексаграммы в «Книге Перемен» одна за другой следуют по принципу противоположности. Так и в этом случае после перечения как разрозненности, идет гексаграмма, обозначающая воссоединение. Это воссоединение, собственно говоря, намечалось уже как внутреннее качество в предыдущей ситуации. Здесь оно является основной темой данной ситуации. В древнем Китае царь рассматривался как живой представитель всех отцов, т.е. предыдущих царей. В этом отношении антитеза живого и мертвого использована в данном афоризме. Но афоризм говорит не только об антитезе, но также и о воссоединении этих противоположностей. В этом же смысле приходится понимать и встречу с великим человеком, о которой говорит текст. Так как здесь говорится о воссоединении в целом, во всех его возможных вариантах, то дается указание на воссоединение как на серьезное и крупное дело, для которого необходимы великие жертвоприношения. Если все это соблюдено человеком, то благоприятность его действия, хотя бы оно было и крупным, гарантирована сама собой. В тексте здесь мы читаем: Воссоединение. Свершение. Царь подходит к обладателям храма (к духам предков). Благоприятна встреча с великим человеком. Благоприятна стойкость. Необходимо великое жертвоприношение, тогда — счастье. Благоприятно иметь куда выступить.

1

Правда как отражение действительности рождается в синтезе. Поскольку здесь, на первой позиции, лишь намечается возможность синтеза, постольку правдивость здесь не может быть доведена до конца. Благодаря этому и результат деятельности, построенной на такой неполной правдивости, может быть как гармоничен, так и негармоничен. Если результат деятельности приведет к хаосу, то человек может лишь скорбно воскликнуть об этом. Наоборот, если результат приведет все-таки к воссоединению, то оно и будет достигнуто. Во всяком случае, страх в такой деятельности мог бы только повредить человеку. Поэтому «Книга Перемен» советует: В начале слабая черта. Если будешь правдивым, но не до конца, то может быть как растерянность, так и воссоединение. Тогда воскликнешь, но все сразу соберутся и будет смех. Не бойся. Если отправишься, то хулы не будет.

2

Воссоединение может наступить и при пассивности одной из соединяющихся сторон. Она может быть лишь увлечена. Но даже и это может гарантировать благоприятный исход. А если этот исход будет благоприятным, то он потребует затраты лишь небольших жертв, ибо не в количестве жертв дело, а в той правдивости и благоговении, с которыми приносится жертва. В этом смысле текст говорит: Слабая черта на втором месте. Дашь себя увлечь, и будет счастье. Хулы не будет. Если ты правдив, то это благоприятствует необходимости принести даже малую жертву.

3

Процесс воссоединения может идти и неправильно, он может привести к сожалению. И именно эта возможность отражена в третьей позиции кризиса. Поскольку на ней не заканчивается процесс, постольку из нее нужно выступить. Это лучшее, что может быть сделано, но даже и тогда человек может пожалеть, что пропустил более благоприятный момент — предыдущую вторую позицию. Так, в тексте сказано: Слабая черта на третьем месте. Воссоединение и вздохи. Ничего благоприятного. Если выступишь, то хулы не будет, а будет лишь небольшое сожаление.

4

Но вот момент кризиса миновал, и впервые перед человеком появляется возможность подлинного воссоединения. Само собою, что этот момент охвачен переживанием счастья. Поэтому лаконичный текст говорит: Сильная черта на четвертом месте. Великое счастье. Хулы не будет.

5

То счастье, которое переживается на предыдущей ступени, может быть силой, которая притягивает к себе всех окружающих. Поэтому в данной ситуации все могут, стремится не к тому человеку, который занимает главную, пятую позицию, т.е. к тому, кто является носителем воссоединения по преимуществу, а к его предтече — человеку, символизированному четвертой чертой. Поэтому к главному носителю принципа воссоединения может быть проявлено некоторое недоверие. Однако это недоверие не должно его смущать. Он должен от самого начала и навеки оставаться стойким, ибо ему, как прошедшему через опыт предыдущей ступени, известно, что тяготение к предтечи является лишь переходным этапом, лишь частью пути, который проходят все, стремящиеся к воссоединению именно с ним, стоящим на пятой позиции. Поэтому «Книги Перемен» здесь только констатирует: Сильная черта на пятом месте. Воссоединение у того, кто занимает престол. Хулы не будет. Если все же нет доверия, то будь от начала и вовеки стойким, тогда раскаяние исчезнет.

6

Ситуация воссоединения является благоприятной, но на шестой позиции она приходит к своему концу, это может быть пережито человеком как большое горе. Он может отдаться плачу, описанному в «Книге Перемен» в самых реалистических чертах. Но дальнейшая ситуация является тоже благоприятной. Поэтому «Книга Перемен» утешает здесь так: Наверху слабая черта. Жалобы, и стоны, и слезы — до насморка. Хулы не будет.

Комментарий А.В. Швеца

Во внешнем — Разрешение и радостность, во внутреннем — Исполнение и самоотдача. Исполнение и следование естественному ходу во внутреннем приведет к разрешению во внешнем. Это может быть воссоединение с чем-то внешним.

Интерпретация Хейслип

Этот период для вас очень благоприятен. Все ваши дела увенчаются успехом. Некая невидимая сила укрепляет ваши отношения с людьми, помогает обретать новых друзей и знакомых, завязывать контакты, которые в дальнейшем так или иначе окажутся благоприятными для вас. Былые труды и усилия вознаградятся по заслугам. Вас преследует женщина, она стремится преградить вам путь, помешать осуществлению ваших намерений, вмешаться в вашу жизнь. Несмотря на это, ваши желания исполнятся.