
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  4. Мын. НедоразвитостьКанонический текcт
Свершение. Не я ищу юношей; юноши ищут меня. По первому гаданию — возвещу;
повторное и третье — смутит. Раз смутит — не возвещу. Благоприятна стойкость.
- Развитие недоразвитого. — Благоприятно для применения казней над
людьми, для освобождения колодок на руках и ногах, ибо продолжение (их
несвободы) приведет к сожалению.
- Приятие недоразвитых — к счастью; взятие жены — к счастью. Сын управляет
всем домом.
- Незачем брать жену. (Она) увидит богача и не соблюдет себя. — Ничего
благоприятного.
- Стеснение от недоразвитости. — Сожаление.
- Недоразвитость юноши. — Счастье.
- Удар по недоразвитости. — Не благоприятствует (тому, чтобы) быть
разбойником; благоприятствует (тому, чтобы) справиться с разбойником.
Прежде всего, несколько слов об устройстве данной гексаграммы. Здесь
внизу триграмма «вода» — «опасность», а вверху — гора — «остановка». Это опасность, которая приостановлена, это ручей, который вытекает у подножия
горы или который, встречая на своем пути гору, не может двигаться прямо
дальше. По названию гексаграммы — это недоразвитость, непросвещенность.
Однако вместе с тем и преодоление этой недоразвитости — просвещение
непросвещенных. Поэтому здесь развертывается процесс, происходящий между
учителем и учеником, между знанием, уже собранным прежде, и новым
познавательным актом. Если в предыдущей гексаграмме фигура руководящей
стороны лишь намечалась, а все внимание было направлено на изображение
трудностей начала, то здесь эта фигура выступает с полной отчетливостью.
Графически она выражена во второй и в шестой сильных чертах, которые,
однако, не являются здесь главными, а лишь способствуют действию главной
пятой черты. Последняя, как и остальные три слабые черты всей гексаграммы,
символизирует непросвещенных, которых просвещает учитель. Но каждая из них
обладает своими специфическими чертами, поэтому на разных ступенях процесс
этот охарактеризован различно. Но общим в нем остается то, что это
двухсторонний процесс, в котором инициатива просвещения может исходить
лишь от непросвещенного, так как этот процесс не приводит к желательному
результату, если он построен на насилии. Поэтому здесь благоприятна
стойкость как развивающемуся, так и развивающему. И первому — в т0ом, чтобы
руководствоваться первым же указанием просвещающего, а не искать
дальнейших указаний, не выполнив первые, и второму — эта стойкость нужна в
том, чтобы помнить, что инициатива процесса должна быть сосредоточена у
просвещаемого. В технике познания — это момент, когда познаваемое, но еще
не познанное получает в развитии процесса познания ту ясность, которая
дается ему из разума, сложившегося в прежде накопленном опыте. Но это не
значит, что акты нового познания целиком зависимы от уже известного,
наоборот — новый акт познания должен быть способен к максимально полному
прогнозу дальнейшего. Но лишь объясняется, в буквальном значении этого
слова, ясностью уже известного. При этом познающий сохраняет всю острую
ревностность, пытливость и заинтересованность в данном процессе. (Не
напрасно здесь в комментаторской литературе есть указание на следующее
место из «Луньюй»: «Кто не горит душой (о познании), тому не раскрою
ничего; кто не скорбит (о своей неумелости), того не разовью. И ничего не
отвечу тому, кто не скажет ни слова о трех углах квадрата, когда ему
объяснен один угол». Интересно еще отметить и то, что в древнем Китае
гадание оракула почиталось средством к разрешения сомнений. Поэтому, как
пишет Ван Би, повторное и третье гадание, давая иные результаты, уже не
разрешает сомнений, а, давая альтернативное решение вопроса, лишь вносит
неясность и расплывчатость. ) В тексте это выражено так:
Недоразвитость. Недоразвитому — развитие. Не я стремлюсь к юношески
недоразвитым, а юношески недоразвитые стремятся ко мне. По первому гаданию
— возвещу. Повторное же и третье гадания — излишество. А раз излишество —
то не возвещу. Благоприятна стойкость.
1
Первый момент здесь характеризует самое начало отношений ученика и
учителя. Пусть ученик еще и недоразвит, но здесь предстоит ему раскрытие
заложенных в нем способностей. Его близость к учителю и активность его
положения порукой тому. Но в это время учитель еще не может дать ему таких
наставлений, которым бы он следовал совершенно свободно. Это скорее
система запретов и наказаний. Однако известная свобода ученику здесь
должна быть предоставлена, с него должны быть сняты кандалы (его
омраченность), которые тяготели над ним до сих пор. Однако если бы ученик,
освободившись от них, самостоятельно начал действовать, то ему пришлось бы
много о чем пожалеть, ибо по неопытности он мог бы многое испортить. Вот
так текст выражает это:
В начале слабая черта. Раскрытие недоразвитых. Здесь благоприятно, чтобы
были применены к людям наказания, чтобы они были освобождены от кандалов,
но самостоятельное выступление к действию приведет к сожалению.
2
Основное достоинство учителя состоит в том, что он в состоянии принять к
себе недоразвитого ученика и в согласии со всей закономерностью мира
развить его. Ученик, предоставленный самому себе, многого будет лишен; но
и учитель будет многого лишен, если он не примет на себя руководство
учеником. Как в дом вводится жена, новый член семьи, так и учитель находит
в ученике нечто новое. И лишь с той поры как сын вводит в семью свою жену,
он может начать устройство своего дома. Учитель- это лишь носитель прежде
накопленного разума. И этот разум относится к познаниям, приобретаемым
вновь, как учитель к ученику, как в семье сын к его жене, вновь вводимой в
дом. Лишь в таком сочетании накопленного разума и новых познаний
достигается устройство собственного знания и возможность сообщать его
другим. Вот в какие образы облекаются эти мысли в тексте:
Сильная черта на втором месте. Прими к себе недоразвитого. Счастье. Ввести
(в дом) жену — к счастью. (Лишь после этого) сын будет в состоянии
устроить (собственную) семью.
3
Момент кризиса в данном процессе характеризуется тем, что эта третья черта
— является верхней в триграмме «опасность». Поэтому то, что хорошо в
предыдущий момент, пагубно здесь. Введение жены в дом здесь не может
увенчаться успехом, так как она, встретясь с богачом, который
символизирован полной сил второй чертой, не сможет соблюсти себя в рамках
своего долга. Таким образом, все хлопоты здесь оказываются бесполезными. В
этом состоянии, конечно, невозможно и углубленное новое познание, а
возможна лишь спекулятивная игра мыслей. Но последняя никогда не приводит
к положительному знанию. Поэтому текст здесь предостерегает так:
Слабая черта на третьем месте. Не надо брать женщину (в жены): она увидит
богача и не будет владеть собою. Ничего благоприятного.
4
Кризис уже миновал. Но данная позиция настолько удалена от позиции
учителя, она так лишена поддержки в резонирующий ей сферах, что ничего и
никто здесь не в состоянии преодолеть недоразвитость, характеризуемую всей
данной гексаграммой. Здесь бессильны и приказания, и благосклонность
учителя, и его предостережения. Приходится лишь констатировать самый факт,
что недоразвитый человек здесь находится в чрезвычайно затруднительном
положении. Он окосневает в своей недоразвитости. Если на предыдущей
позиции познание затрудняется поверхностной деятельностью рассудка, то
здесь мешает его косная недоразвитость. Естественно, что никакая
деятельность здесь не дает положительного результата, и единственный плод
такой деятельности — сожаление о ней. Текст здесь лаконичен:
Слабая черта на четвертом месте. Бедственная недоразвитость. Сожаление.
5
Пятая позиция присуща великому человеку, но здесь данную позицию занимает
человек с детски податливой душой, выраженной в символике «Книги Перемен»
слабой чертой. Близость к суровому учителю, занимающему верхнюю позицию, и
правильный полный резонанс в благотворно действующей второй позиции делает
это положение вполне счастливым. Здесь указывается на совершенно
закономерную недоразвитость юноши и, чтоб предостеречь от стремления
самостоятельно развиваться, которое не приведет к благим последствиям,
здесь преднамеренно указывается на счастливый характер данного положения.
Надо довериться здесь учителю, а в познании — довериться уже сложившимся и
выработанным системе и методу познания. Текст выражает это опять-таки с
предельной лаконичностью:
Слабая черта на пятом месте. Юношеская недоразвитость. Счастье.
6
Наступает конец недоразвитости. И здесь указывается сила учителя,
достигшего гармонии между знанием и новым актом познания. Этой силой он в
состоянии разбить недоразвитость. Но если бы он просто навязал ученику
свои знания, то он поступил бы по отношению к ученику, как захватчик, как
«разбойник», вторгаясь в его самостоятельность познания. Это была бы все
же замена возможности нового познания уже прежде накопленным опытом. А
здесь все дело в том, чтобы «давать снадобье в соответствии с болезнью»,
чтобы разбить недоразвитость, которая, как «разбойник», захватила ученика.
Поэтому и текст гласит:
Наверху сильная черта. Ударь по недоразвитости! Неблагоприятно быть
разбойником, Благоприятно совладать с разбойником.
Пребывание во внешнем и опасность во внутреннем. Пребывание — то
чье
появление и протекание закономерно, и что может закончится только в
следствии какой-то случайности. И если вы при этом чувствуете опасность,
то это может служить признаком какой-либо недоразвитости. Ничтожному
человеку следует добиваться большей определенности и ясности. Так,
например, не стоит оставлять заключенных с их неопределенным статусом,
уж лучше
их либо казнить, либо освободить.
Однако недоразвитость может быть и плодотворной, если она лишь
предваряет дальнейший рост — это недоразвитость юноши. Для этого
необходимо обладать развитым сознанием. Но юноша не всегда становится
знающим человеком. А вот для совершенномудрого недоразвитость может
быть только временной, можно сказать, что он наносит по ней удар
своим
дальнейшим развитием.
Интерпретация Хейслип
В настоящее время все вокруг вас словно покрыто пеленой; но
пелена эта скоро спадет, и мир вновь приобретет для вас ясность.
Сейчас ваши нервы сильно расшатаны, поэтому постарайтесь не принимать скоропалительных решений. Скоро все изменится. Если хотите
добиться успеха — не пренебрегайте советами друзей, начальства, вдумайтесь
в них. Уделите побольше времени общению с детьми. Не унывайте.
Уже возникают новые планы, новые перспективы, но для новой
любви время еще не пришло. Соберитесь; и сконцентрируйте волю на
исполнении одного-единственного желания.
  55. Фын. ИзобилиеКанонический текcт
Свершение. Царь приближается к нему. Не беспокойся. Надо солнцу быть
в середине (своего пути).
- Встретишь подобного тебе хозяина. Даже если (ты) равен (с ним),
хулы не будет. (Если) отправишься, будет награда.
- Сделаешь обильными свои занавеси (так, что) среди дня увидишь Большую
Медведицу. (Если) отправишься, попадешь под сомнение и ненависть. (Если)
обладаешь правдой, будь открыт. — Счастье.
- Сделаешь обильным свой полог (так, что) среди дня увидишь (неяркую
полярную звезду) Алькор. Сломаешь свой правый локоть. — Хулы не будет.
- Сделаешь обильными свои занавеси (так, что) среди дня увидишь Большую
Медведицу. Встретишь равного тебе хозяина. — Счастье.
- Придешь с блеском. Будет поддержка и хвала. — Счастье.
- Сделаешь обильным свое жилище. Сделаешь занавеси в своем доме. Взглянешь
на свою дверь, и в тиши не будет никого. Три года никого не будешь видеть. —
Несчастье.
В предыдущей ситуации цель достигнута. Брак состоялся. Дом заведен. Если
все это сделано так, как это требовала окружающая жизнь, то дому предстоит
изобилие, и данная ситуация изображает собою полную чашу. Даже
пиктографический анализ знака фын показывает жертвенную чашу, которая
наполнена до краев. Но само изобилие и полнота действительны лишь в
динамике. Если бы даже к такому полному дому приближался выше его стоящий
царь, то и здесь беспокоится нечего, ибо дом действительно полон. Но эта
полнота не должна быть ограничена одним домом. Как солнце, стоящее в
середине своего пути отдает свои лучи всему окружающему пространству, так
и изобилие должно простираться на всех. Поэтому текст говорит здесь:
Изобилие. Свершение. Царь приближается к нему. Не беспокойся. Надо солнцу
быть в середине своего пути.
1
Динамичность изобилия, которая имеется здесь в виду, охарактеризована даже
структурой самой гексаграммы. Внутри — это огонь, солнце, свет,
излучающейся во все стороны. Вовне — это возбуждение, молния. Как из
светового центра разлетаются во все стороны лучи, как молния, так изобилие
дома простирается на всех. Поэтому уже на первой позиции здесь возможна
встреча с хозяином, подобным самому действующему человеку. Настолько
данный человек богат достигнутым в предыдущем, что всякое выступление
здесь продиктовано самим изобилием. Поэтому «Книга Перемен» говорит здесь
о выступлении в самом положительном духе. Но для понимания данной позиции
и всех остальных необходимо принять во внимание еще следующее. Один из
древнейших китайских политических текстов, уже упоминавшийся нами, — «Хун
фань», говорит, между прочим, о том, что среди управляемых людей могут
встретиться три типа: во-первых, люди, которые обладают как твердостью
характера, так и податливостью его, и эти два качества в них уравновешены;
во-вторых, люди, у которых твердость и непреклонность характера
преобладают; и, в-третьих, люди, которых по преимуществу характеризует их
мягкость и обходительность. Управлять людьми первого типа сравнительно
просто, ибо для этого нужна только гармоническая многосторонняя политика.
При управлении людьми второго и третьего типа необходимо, как говорится в
данном памятнике, принять во внимание, в чем проявляется их сила или
слабость. Если сила или слабость таких людей проявляется в сфере воли, то
сильным людям надо противопоставить сильную политику, а слабым — слабую.
Если же их сила или слабость проявляется в сфере интеллекта, то для
управления людьми со слабым интеллектом управляющий должен применить всю
мягкость и обходительность политики. В переводе на символику «Книги
Перемен», как говорит об этом Вань И, первое, т.е. возможность управления
людьми, чрезмерно сильными или чрезмерно слабыми в области воли,
соответствует только данной гексаграмме, и второе, т.е. управление людьми,
у которых сила или слабость проявляются в сфере интеллекта, выражено во
всех остальных гексаграммах. Мы обыкновенно видели, что слабая черта
находит отзвук и соответствие, если на соответствующей позиции находится
сильная, и наоборот. Здесь же, в контексте данной гексаграммы,
соответствие между чертами возникает только тогда, когда соответствующие
позиции заняты чертами одного и того же рода. Здесь первая сильная черта
стоит в соответствии с четвертой, тоже сильной чертой. И поэтому «Книга
Перемен» дает следующий положительный афоризм:
В начале сильная черта. Встретишь подобного тебе хозяина. Даже если ты
равен с ним, хулы не будет. Если отправишься, то будешь награжден.
2
Поскольку вторая позиция характеризует выявление данного качества внутри,
а четвертая позиция выражает первые шаги выявления данного качества вовне,
постольку между этими двумя позициями соответствия нет. Кроме того, они
заняты разнородными линиями, что в контексте данной гексаграммы лишь
подчеркивает отсутствие соответствия. Поэтому сильная четвертая черта для
второй черты является своего рода препятствием. Так говорится о тех
препятствиях, которые стоят в окружении человека, когда он только еще в
себе самом нашел это изобилие, полноту своих сил. Здесь говорится о тех
занавесях, которыми окружает себя человек. В переводе с образного языка
«Книги Перемен» эти занавеси — не что иное, как сомнения в возможности
действовать, сомнение в себе самом, а отсюда неуверенность в действии
вызывает среди окружающих как результат недоверие, ненависть. Поэтому
здесь, в этой ситуации, в которой занавеси настолько плотны, что темнота
напоминает ночь, когда видна Большая Медведица, необходимо в полной силой
и напряжением раскрыть свою внутреннюю правду, ибо это единственный способ
преодоления того недоверия, которое встречает здесь человек, еще не
приступивший к действию — раздаче своего изобилия. Но если это раскрытие
внутренней правды наступит, то исход будет счастливым. Поэтому в тексте
здесь находим:
Слабая черта на втором месте. Сделаешь обильными свои занавеси так, что
среди дня увидишь Большую Медведицу. Если выступишь, то попадешь под
сомнение и ненависть. Если овладеешь правдой, то путь открыт. Счастье.
3
(Для интерпретации афоризма данной третьей позиции в комментаторской
литературе приводятся два мнения. Одно высказывает Вань И, другое
высказывают такие комментаторы, как Ван Би и японский комментатор Ито
То-гай. Дело сводится к пониманию седьмого иероглифа данного афоризма.
Одни, как, например Ван Би, понимают его в чтении мэй, и тогда он значит
«еле заметная звезда». Другие же, как, например, Вань И, понимают этот
знак, как мо, и тогда это значит «пена, брызги». Поскольку мы исходим по
преимуществу из комментария Вань И, постольку следовало бы принять его
чтение. Но его чтение я нахожу ошибочным, потому что Вань И не заметил
здесь рифмы, ибо данное слово должно рифмовать с третьим словом, которое,
как известно, читается пэй. Таким образом, чтение седьмого иероглифа мэй,
совпадающее не только по произношению, но и по тону со словом пэй, которое
предложено еще Ван Би, приходится признать правильным чтением. Поэтому
объяснение данного афоризма построено на основании комментария Ито Тогай.)
Дальнейшее развитие изобилия приводит к тому, что оно становится все
полнее и полнее, но все ближе и ближе закрывающая изобилие четвертая
черта. Все сильнее и сильнее сомнение, закрывающее изобилие внутренних сил
человека. Если на предыдущей ступени эти сомнения окутывали такой
темнотой, что она напоминала ночь, во время которой видна Большая
Медведица, то здесь ночь еще темнее, так что видна самая незаметная
маленькая звездочка. Данное слово, которое мы переводим незаметной
звездой, означает, по некоторым версиям, Полярную Звезду. И мы
останавливаемся именно на этом значении, чтобы приблизить ее к контексту,
где говорится о Большой Медведице. В этих условиях полной окутанности
сомнениями, когда они, как полог, покрывают человека со всех сторон, сама
его деятельность будет сильно затруднена. Ибо чем больше человек мешает
своим сомнением возможности действовать дальше, тем больше стеснена
возможность раздачи того благосостояния, которое в изобилии есть у
человека. Затрудненность его действий выражена в образе перелома правой
руки, именно правой, которой человек действует. Если человек примет во
внимание все то, что указано здесь о недопустимости сомнений в своих
собственных силах, то он может избежать задержки, поставленной им самому
себе. И тогда перед ним возможность избежать дурного результата. Вот
почему «Книга Перемен» говорит здесь:
Сильная черта на третьем месте. Сделаешь обильным свой полог так, что
среди дня увидишь Полярную Звезду. Сломаешь правый локоть. Хулы не будет.
4
Данная гексаграмма состоит из триграммы ли, которая обозначает солнце, и
триграммы чжэнь, которая обозначает молнию. Но ее значение несколько шире,
чет только молния. Это, собственно говоря, гроза. Отсюда и грозовые тучи,
которые закрывают солнце, в особенности здесь, где «гроза» помещена над
«солнцем». Поэтому здесь, на четвертой позиции, когда мы переходим к
верхней триграмме, опять повторяется образ занавеси, которая покрывает
человека густой непроглядной мглой, напоминающей темную ночь. Постольку
четвертая черта стоим в соответствии с первой, где упоминался образ
хозяина, постольку и здесь упоминается этот образ. В таких образах
выражено то, что человек, даже будучи окутан сомнениями, все же должен
пробиться сквозь них и встретить другого человека, равного ему. Только
тогда исход его деятельности может быть благоприятным. Ибо действие одного
человека не может привести к плодотворным результатам. Здесь уже
подготовляется та поддержка, которая выступит на следующей позиции.
Поэтому в тексте здесь мы читаем:
Сильная черта на четвертом месте. Сделаешь обильными свои занавеси, так
что среди дня увидишь Большую Медведицу. Встретишь равного себе хозяина.
Счастье.
5
Суть данной ситуации в том, чтобы изобилие, присущее ей, было
распространено на людей, окружающих данного человека. Поэтому здесь, на
пятой позиции, которой свойственно максимальное выявление вовне, с особой
силой выявляется эта суть. Поскольку между данной позицией и сутью данной
гексаграммы есть созвучие, постольку здесь «Книга Перемен» говорит о той
хвале, которая предстоит человеку. Вообще «Книга Перемен» чаще всего
говорит о том, что хулы или хвалы не будет, и только в нескольких местах
дается упоминание о том, что наступит хвала или хула. Тем сильнее звучат
эти слова. Поэтому они и здесь сказаны не напрасно. Так, в тексте здесь мы
читаем:
Слабая черта на пятом месте. Придешь с блеском. Будет поддержка. Хвала!
Счастье.
6
На последней позиции переразвитие ситуации изобилия в самой себе. Она
замкнута в себе. Безусловно, в такой деятельности, в которой человек не
делится своим достоянием с другими, а замыкается в себе, его деятельность
не может быть благополучной. Он сам отрезал себя от окружающих людей.
«Книга Перемен» говорит о его трехлетнем одиночестве. Под тремя годами
разумеются, с одной стороны, длительный срок, с другой стороны — те три
позиции, которые отделяют шестую позицию от созвучной ей третьей, считая,
конечно, и саму третью позицию. По поводу такого переразвития и замыкания
человека «Книга Перемен» предупреждает:
Наверху слабая черта. Сделаешь обильным свое жилище. Сделаешь занавеси в
своем доме. Взглянешь на свою дверь, и в тиши не будет никого. Три года
никого не будешь видеть. Несчастье.
Во внешнем — Возбуждение и подвижность, во внутреннем — Сцепление и
ясность. Интенсивная и удачливая деятельность во внешнем в сочетании с
ясностью и гармонией
во внутреннем приведет к изобилию. Но вот только
для совершенномудрого материальное благосостояние является скорее
отрицательным фактором, чем положительным.
Интерпретация Хейслип
Символ этой гексаграммы — осенняя жатва, сбор богатого урожая.
Это значит, что ваша счастливая звезда ярко освещает ваш путь.
Дела ваши идут стабильно и успешно. Возможно, в будущем они пойдут
еще лучше. Помните, что вам всегда нужно быть в курсе всех событий.
Не забывайте и об экономии, старайтесь откладывать деньги понемногу.
Это время особенно благоприятно для занятий сельским хозяйством,
а также искусством. Однако совсем нет уверенности в том, что
желания ваши исполнятся, хотя сейчас вам явно сопутствует успех.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого