
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  4. Мын. НедоразвитостьКанонический текcт
Свершение. Не я ищу юношей; юноши ищут меня. По первому гаданию — возвещу;
повторное и третье — смутит. Раз смутит — не возвещу. Благоприятна стойкость.
- Развитие недоразвитого. — Благоприятно для применения казней над
людьми, для освобождения колодок на руках и ногах, ибо продолжение (их
несвободы) приведет к сожалению.
- Приятие недоразвитых — к счастью; взятие жены — к счастью. Сын управляет
всем домом.
- Незачем брать жену. (Она) увидит богача и не соблюдет себя. — Ничего
благоприятного.
- Стеснение от недоразвитости. — Сожаление.
- Недоразвитость юноши. — Счастье.
- Удар по недоразвитости. — Не благоприятствует (тому, чтобы) быть
разбойником; благоприятствует (тому, чтобы) справиться с разбойником.
Прежде всего, несколько слов об устройстве данной гексаграммы. Здесь
внизу триграмма «вода» — «опасность», а вверху — гора — «остановка». Это опасность, которая приостановлена, это ручей, который вытекает у подножия
горы или который, встречая на своем пути гору, не может двигаться прямо
дальше. По названию гексаграммы — это недоразвитость, непросвещенность.
Однако вместе с тем и преодоление этой недоразвитости — просвещение
непросвещенных. Поэтому здесь развертывается процесс, происходящий между
учителем и учеником, между знанием, уже собранным прежде, и новым
познавательным актом. Если в предыдущей гексаграмме фигура руководящей
стороны лишь намечалась, а все внимание было направлено на изображение
трудностей начала, то здесь эта фигура выступает с полной отчетливостью.
Графически она выражена во второй и в шестой сильных чертах, которые,
однако, не являются здесь главными, а лишь способствуют действию главной
пятой черты. Последняя, как и остальные три слабые черты всей гексаграммы,
символизирует непросвещенных, которых просвещает учитель. Но каждая из них
обладает своими специфическими чертами, поэтому на разных ступенях процесс
этот охарактеризован различно. Но общим в нем остается то, что это
двухсторонний процесс, в котором инициатива просвещения может исходить
лишь от непросвещенного, так как этот процесс не приводит к желательному
результату, если он построен на насилии. Поэтому здесь благоприятна
стойкость как развивающемуся, так и развивающему. И первому — в т0ом, чтобы
руководствоваться первым же указанием просвещающего, а не искать
дальнейших указаний, не выполнив первые, и второму — эта стойкость нужна в
том, чтобы помнить, что инициатива процесса должна быть сосредоточена у
просвещаемого. В технике познания — это момент, когда познаваемое, но еще
не познанное получает в развитии процесса познания ту ясность, которая
дается ему из разума, сложившегося в прежде накопленном опыте. Но это не
значит, что акты нового познания целиком зависимы от уже известного,
наоборот — новый акт познания должен быть способен к максимально полному
прогнозу дальнейшего. Но лишь объясняется, в буквальном значении этого
слова, ясностью уже известного. При этом познающий сохраняет всю острую
ревностность, пытливость и заинтересованность в данном процессе. (Не
напрасно здесь в комментаторской литературе есть указание на следующее
место из «Луньюй»: «Кто не горит душой (о познании), тому не раскрою
ничего; кто не скорбит (о своей неумелости), того не разовью. И ничего не
отвечу тому, кто не скажет ни слова о трех углах квадрата, когда ему
объяснен один угол». Интересно еще отметить и то, что в древнем Китае
гадание оракула почиталось средством к разрешения сомнений. Поэтому, как
пишет Ван Би, повторное и третье гадание, давая иные результаты, уже не
разрешает сомнений, а, давая альтернативное решение вопроса, лишь вносит
неясность и расплывчатость. ) В тексте это выражено так:
Недоразвитость. Недоразвитому — развитие. Не я стремлюсь к юношески
недоразвитым, а юношески недоразвитые стремятся ко мне. По первому гаданию
— возвещу. Повторное же и третье гадания — излишество. А раз излишество —
то не возвещу. Благоприятна стойкость.
1
Первый момент здесь характеризует самое начало отношений ученика и
учителя. Пусть ученик еще и недоразвит, но здесь предстоит ему раскрытие
заложенных в нем способностей. Его близость к учителю и активность его
положения порукой тому. Но в это время учитель еще не может дать ему таких
наставлений, которым бы он следовал совершенно свободно. Это скорее
система запретов и наказаний. Однако известная свобода ученику здесь
должна быть предоставлена, с него должны быть сняты кандалы (его
омраченность), которые тяготели над ним до сих пор. Однако если бы ученик,
освободившись от них, самостоятельно начал действовать, то ему пришлось бы
много о чем пожалеть, ибо по неопытности он мог бы многое испортить. Вот
так текст выражает это:
В начале слабая черта. Раскрытие недоразвитых. Здесь благоприятно, чтобы
были применены к людям наказания, чтобы они были освобождены от кандалов,
но самостоятельное выступление к действию приведет к сожалению.
2
Основное достоинство учителя состоит в том, что он в состоянии принять к
себе недоразвитого ученика и в согласии со всей закономерностью мира
развить его. Ученик, предоставленный самому себе, многого будет лишен; но
и учитель будет многого лишен, если он не примет на себя руководство
учеником. Как в дом вводится жена, новый член семьи, так и учитель находит
в ученике нечто новое. И лишь с той поры как сын вводит в семью свою жену,
он может начать устройство своего дома. Учитель- это лишь носитель прежде
накопленного разума. И этот разум относится к познаниям, приобретаемым
вновь, как учитель к ученику, как в семье сын к его жене, вновь вводимой в
дом. Лишь в таком сочетании накопленного разума и новых познаний
достигается устройство собственного знания и возможность сообщать его
другим. Вот в какие образы облекаются эти мысли в тексте:
Сильная черта на втором месте. Прими к себе недоразвитого. Счастье. Ввести
(в дом) жену — к счастью. (Лишь после этого) сын будет в состоянии
устроить (собственную) семью.
3
Момент кризиса в данном процессе характеризуется тем, что эта третья черта
— является верхней в триграмме «опасность». Поэтому то, что хорошо в
предыдущий момент, пагубно здесь. Введение жены в дом здесь не может
увенчаться успехом, так как она, встретясь с богачом, который
символизирован полной сил второй чертой, не сможет соблюсти себя в рамках
своего долга. Таким образом, все хлопоты здесь оказываются бесполезными. В
этом состоянии, конечно, невозможно и углубленное новое познание, а
возможна лишь спекулятивная игра мыслей. Но последняя никогда не приводит
к положительному знанию. Поэтому текст здесь предостерегает так:
Слабая черта на третьем месте. Не надо брать женщину (в жены): она увидит
богача и не будет владеть собою. Ничего благоприятного.
4
Кризис уже миновал. Но данная позиция настолько удалена от позиции
учителя, она так лишена поддержки в резонирующий ей сферах, что ничего и
никто здесь не в состоянии преодолеть недоразвитость, характеризуемую всей
данной гексаграммой. Здесь бессильны и приказания, и благосклонность
учителя, и его предостережения. Приходится лишь констатировать самый факт,
что недоразвитый человек здесь находится в чрезвычайно затруднительном
положении. Он окосневает в своей недоразвитости. Если на предыдущей
позиции познание затрудняется поверхностной деятельностью рассудка, то
здесь мешает его косная недоразвитость. Естественно, что никакая
деятельность здесь не дает положительного результата, и единственный плод
такой деятельности — сожаление о ней. Текст здесь лаконичен:
Слабая черта на четвертом месте. Бедственная недоразвитость. Сожаление.
5
Пятая позиция присуща великому человеку, но здесь данную позицию занимает
человек с детски податливой душой, выраженной в символике «Книги Перемен»
слабой чертой. Близость к суровому учителю, занимающему верхнюю позицию, и
правильный полный резонанс в благотворно действующей второй позиции делает
это положение вполне счастливым. Здесь указывается на совершенно
закономерную недоразвитость юноши и, чтоб предостеречь от стремления
самостоятельно развиваться, которое не приведет к благим последствиям,
здесь преднамеренно указывается на счастливый характер данного положения.
Надо довериться здесь учителю, а в познании — довериться уже сложившимся и
выработанным системе и методу познания. Текст выражает это опять-таки с
предельной лаконичностью:
Слабая черта на пятом месте. Юношеская недоразвитость. Счастье.
6
Наступает конец недоразвитости. И здесь указывается сила учителя,
достигшего гармонии между знанием и новым актом познания. Этой силой он в
состоянии разбить недоразвитость. Но если бы он просто навязал ученику
свои знания, то он поступил бы по отношению к ученику, как захватчик, как
«разбойник», вторгаясь в его самостоятельность познания. Это была бы все
же замена возможности нового познания уже прежде накопленным опытом. А
здесь все дело в том, чтобы «давать снадобье в соответствии с болезнью»,
чтобы разбить недоразвитость, которая, как «разбойник», захватила ученика.
Поэтому и текст гласит:
Наверху сильная черта. Ударь по недоразвитости! Неблагоприятно быть
разбойником, Благоприятно совладать с разбойником.
Пребывание во внешнем и опасность во внутреннем. Пребывание — то
чье
появление и протекание закономерно, и что может закончится только в
следствии какой-то случайности. И если вы при этом чувствуете опасность,
то это может служить признаком какой-либо недоразвитости. Ничтожному
человеку следует добиваться большей определенности и ясности. Так,
например, не стоит оставлять заключенных с их неопределенным статусом,
уж лучше
их либо казнить, либо освободить.
Однако недоразвитость может быть и плодотворной, если она лишь
предваряет дальнейший рост — это недоразвитость юноши. Для этого
необходимо обладать развитым сознанием. Но юноша не всегда становится
знающим человеком. А вот для совершенномудрого недоразвитость может
быть только временной, можно сказать, что он наносит по ней удар
своим
дальнейшим развитием.
Интерпретация Хейслип
В настоящее время все вокруг вас словно покрыто пеленой; но
пелена эта скоро спадет, и мир вновь приобретет для вас ясность.
Сейчас ваши нервы сильно расшатаны, поэтому постарайтесь не принимать скоропалительных решений. Скоро все изменится. Если хотите
добиться успеха — не пренебрегайте советами друзей, начальства, вдумайтесь
в них. Уделите побольше времени общению с детьми. Не унывайте.
Уже возникают новые планы, новые перспективы, но для новой
любви время еще не пришло. Соберитесь; и сконцентрируйте волю на
исполнении одного-единственного желания.
  58. Дуй. РадостьКанонический текcт
Свершение. Благоприятна стойкость.
- Радость — от согласия. — Счастье.
- Радость — от правды. — Счастье. Раскаяние исчезнет.
- Радость — от прихода. — Несчастье.
- Радость — от договоренности. (Но) еще нет равенства. (Если же) стороны
поспешат, будет веселье.
- (Если) оправдаешь разорителей, (это) будет опасно.
- Влекущая радость.
Если проникновение приводит к достижению известной цели, то в достижении
цели человек находит большое удовлетворение. Это удовлетворение приводит
его к переживанию радости. С одной стороны, в радости достигается
выражение самодовольства, с другой стороны, в радости легко может
наступить рассеяние. Поэтому данная гексаграмма рассматривает процесс,
возникающий в переживании человека после того, как им что-нибудь
достигнуто, и наступает этот процесс радости. Самое существенное — то, что
такая радость должна быть на только достоянием самого человека, но и
простираться на его окружение, ибо в противном случае, если бы он
оставался только замкнутым в себе, это привело бы его лишь к
злоупотреблению той радостью, которая была бы им достигнута на предыдущей
ступени. Здесь нужно достичь развития радости, расширения ее. Но это
возможно только в том случае, если человек не отдается целиком радости, не
захвачен ею всем своим существом, а сознательно следит за правильностью
своих поступков и отдает свою радость окружению. В этом смысле в тексте
здесь мы читаем:
Радость. Свершение. Благоприятна стойкость.
1
На первой ступени радость наступает непосредственно от достижения. В
достижении можно найти большое согласие между сделанным и результатом
действия. Таким образом, здесь можно говорить о гармонии. Это именно
гармония приводит человека к переживанию радости. И поэтому в тексте здесь
мы находим:
В начале сильная черта. Радость — от согласия. Счастье.
2
Во внутреннем аспекте радость является большой правдивостью. Она закончена
в самой себе. И на второй позиции, которая характеризует именно внутренний
аспект данной ситуации, мы находим краткий, но вполне понятный афоризм:
Сильная черта на втором месте. Радость — от правоты. Счастье. Раскаяние
исчезнет.
3
Мы уже видели не раз, что движение в гексаграмме предполагается от нижней
черты к верхней. Это — движение вовне, уход, как называет это «Книга
Перемен». С другой стороны, обратное движение сверху вниз — переход от
внешнего к внутреннему — называется приходом. По сути данной гексаграммы,
которую мы видели в вводном замечании, радость должна здесь
распространяться на других людей. Всякое замыкание в себе того, кто
переживает радость, отрывает его от окружающей среды и приводит к
неудачным действиям. Поэтому радость, которая возникает и погружена в себя
все время, когда следовало бы, наоборот, выйти со своей радостью к людям,
не может привести ни к чему иному, как к неудачному исходу. Поэтому в
тексте здесь написано:
Слабая черта на третьем месте. Радость — от прихода. Несчастье.
4
После того как пережито состояние кризиса, на четвертой позиции уже
наступает возможность дойти до известной гармонии. Эта гармония, как мы
видели выше, является характерной чертой радости. Но здесь после кризиса
она должна быть опять восстановлена. Пусть четвертая позиция, с одной
стороны, имеет за собой опасную третью позицию, с другой стороны, впереди
максимально выявляющую данную пятую позицию, все-таки между этими
сторонами нет равенства, и, тем не менее, если возможно достичь примирения
обеих сторон, то возможен и благоприятный исход данной позиции. В этом
смысле приходится понимать текст:
Сильная черта на четвертом месте. Радость — от договоренности, но еще нет
равенства. Если же стороны поспешат, то будет и веселье.
5
Когда перед человеком стоит задача с полной положительностью отдать свою
радость окружающим людям, то при максимальном выявлении его радости он
может не различать положительных и отрицательных типов людей. Он может
отдавать ее всем. При таком устремлении своей радости вовне без учета
качества окружающих людей и именно из-за того, что эта радость передается
даже отрицательным людям, положение может показаться человеку ужасным. Тем
не менее, этот этап должен быть пережит, и лишь впоследствии может
наступить то, что гармонирует его и определяет место того или иного
человека в окружающей среды. Пятая позиция по своему характеру
предрасположена к тому, чтобы действие, исходящее из нее, не ограничилась
нуждами и интересами самого человека. Здесь именно можно очень многое
создать в своем окружении. А как мы увидим дальше, данная ситуация в целом
подготовляет ту индивидуализацию, в результате которой возникает не один,
а множество отдельных индивидуумов. Поэтому здесь вопреки опасности,
которая все-таки упоминается «Книгой Перемен», необходимо действие,
характеризующее данную позицию. В тексте здесь сказано:
Сильная черта на пятом месте. Если оправдаешь разорителей, то это будет
ужасно.
6
Этап творчества ради других, распространение радости на других уже целиком
было изжито на предыдущей ступени. Поэтому на шестой позиции речь может
идти только о личном переживании своей собственной радости. Человек
замыкается со своей радостью в себе. Конечно, по общему ходу данной
ситуации это не соответствует задачам, которые ставятся перед человеком
его окружением. Тем не менее, поскольку все, что нужно было отдать, уже
отдано, человек сам остается со своим переживанием радости, и это не
приводит все-таки его к несчастью. Поэтому текст «Книги Перемен» не
говорит о предстоящем несчастии, а констатирует только:
Наверху слабая черта. Влекущая радость.
Во внешнем и во внутреннем — Разрешение и радостность.
Интерпретация Хейслип
Уже спешит к вам удача; и ваше подавленное настроение исчезнет
без следа. Эта гексаграмма имеет отношение ко всему, что
связано с органами речи. Остерегайтесь плохо отзываться об окружающих,
и не оставляйте без внимания добрый совет друга. Сейчас очень
благоприятный период для всего, что касается пения и торговли. Не
стоит нервничать по поводу того, что вы не в силах изменить и поправить.
Храните спокойствие; счастье, удача уже на подходе.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого