
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  4. Мын. НедоразвитостьКанонический текcт
Свершение. Не я ищу юношей; юноши ищут меня. По первому гаданию — возвещу;
повторное и третье — смутит. Раз смутит — не возвещу. Благоприятна стойкость.
- Развитие недоразвитого. — Благоприятно для применения казней над
людьми, для освобождения колодок на руках и ногах, ибо продолжение (их
несвободы) приведет к сожалению.
- Приятие недоразвитых — к счастью; взятие жены — к счастью. Сын управляет
всем домом.
- Незачем брать жену. (Она) увидит богача и не соблюдет себя. — Ничего
благоприятного.
- Стеснение от недоразвитости. — Сожаление.
- Недоразвитость юноши. — Счастье.
- Удар по недоразвитости. — Не благоприятствует (тому, чтобы) быть
разбойником; благоприятствует (тому, чтобы) справиться с разбойником.
Прежде всего, несколько слов об устройстве данной гексаграммы. Здесь
внизу триграмма «вода» — «опасность», а вверху — гора — «остановка». Это опасность, которая приостановлена, это ручей, который вытекает у подножия
горы или который, встречая на своем пути гору, не может двигаться прямо
дальше. По названию гексаграммы — это недоразвитость, непросвещенность.
Однако вместе с тем и преодоление этой недоразвитости — просвещение
непросвещенных. Поэтому здесь развертывается процесс, происходящий между
учителем и учеником, между знанием, уже собранным прежде, и новым
познавательным актом. Если в предыдущей гексаграмме фигура руководящей
стороны лишь намечалась, а все внимание было направлено на изображение
трудностей начала, то здесь эта фигура выступает с полной отчетливостью.
Графически она выражена во второй и в шестой сильных чертах, которые,
однако, не являются здесь главными, а лишь способствуют действию главной
пятой черты. Последняя, как и остальные три слабые черты всей гексаграммы,
символизирует непросвещенных, которых просвещает учитель. Но каждая из них
обладает своими специфическими чертами, поэтому на разных ступенях процесс
этот охарактеризован различно. Но общим в нем остается то, что это
двухсторонний процесс, в котором инициатива просвещения может исходить
лишь от непросвещенного, так как этот процесс не приводит к желательному
результату, если он построен на насилии. Поэтому здесь благоприятна
стойкость как развивающемуся, так и развивающему. И первому — в т0ом, чтобы
руководствоваться первым же указанием просвещающего, а не искать
дальнейших указаний, не выполнив первые, и второму — эта стойкость нужна в
том, чтобы помнить, что инициатива процесса должна быть сосредоточена у
просвещаемого. В технике познания — это момент, когда познаваемое, но еще
не познанное получает в развитии процесса познания ту ясность, которая
дается ему из разума, сложившегося в прежде накопленном опыте. Но это не
значит, что акты нового познания целиком зависимы от уже известного,
наоборот — новый акт познания должен быть способен к максимально полному
прогнозу дальнейшего. Но лишь объясняется, в буквальном значении этого
слова, ясностью уже известного. При этом познающий сохраняет всю острую
ревностность, пытливость и заинтересованность в данном процессе. (Не
напрасно здесь в комментаторской литературе есть указание на следующее
место из «Луньюй»: «Кто не горит душой (о познании), тому не раскрою
ничего; кто не скорбит (о своей неумелости), того не разовью. И ничего не
отвечу тому, кто не скажет ни слова о трех углах квадрата, когда ему
объяснен один угол». Интересно еще отметить и то, что в древнем Китае
гадание оракула почиталось средством к разрешения сомнений. Поэтому, как
пишет Ван Би, повторное и третье гадание, давая иные результаты, уже не
разрешает сомнений, а, давая альтернативное решение вопроса, лишь вносит
неясность и расплывчатость. ) В тексте это выражено так:
Недоразвитость. Недоразвитому — развитие. Не я стремлюсь к юношески
недоразвитым, а юношески недоразвитые стремятся ко мне. По первому гаданию
— возвещу. Повторное же и третье гадания — излишество. А раз излишество —
то не возвещу. Благоприятна стойкость.
1
Первый момент здесь характеризует самое начало отношений ученика и
учителя. Пусть ученик еще и недоразвит, но здесь предстоит ему раскрытие
заложенных в нем способностей. Его близость к учителю и активность его
положения порукой тому. Но в это время учитель еще не может дать ему таких
наставлений, которым бы он следовал совершенно свободно. Это скорее
система запретов и наказаний. Однако известная свобода ученику здесь
должна быть предоставлена, с него должны быть сняты кандалы (его
омраченность), которые тяготели над ним до сих пор. Однако если бы ученик,
освободившись от них, самостоятельно начал действовать, то ему пришлось бы
много о чем пожалеть, ибо по неопытности он мог бы многое испортить. Вот
так текст выражает это:
В начале слабая черта. Раскрытие недоразвитых. Здесь благоприятно, чтобы
были применены к людям наказания, чтобы они были освобождены от кандалов,
но самостоятельное выступление к действию приведет к сожалению.
2
Основное достоинство учителя состоит в том, что он в состоянии принять к
себе недоразвитого ученика и в согласии со всей закономерностью мира
развить его. Ученик, предоставленный самому себе, многого будет лишен; но
и учитель будет многого лишен, если он не примет на себя руководство
учеником. Как в дом вводится жена, новый член семьи, так и учитель находит
в ученике нечто новое. И лишь с той поры как сын вводит в семью свою жену,
он может начать устройство своего дома. Учитель- это лишь носитель прежде
накопленного разума. И этот разум относится к познаниям, приобретаемым
вновь, как учитель к ученику, как в семье сын к его жене, вновь вводимой в
дом. Лишь в таком сочетании накопленного разума и новых познаний
достигается устройство собственного знания и возможность сообщать его
другим. Вот в какие образы облекаются эти мысли в тексте:
Сильная черта на втором месте. Прими к себе недоразвитого. Счастье. Ввести
(в дом) жену — к счастью. (Лишь после этого) сын будет в состоянии
устроить (собственную) семью.
3
Момент кризиса в данном процессе характеризуется тем, что эта третья черта
— является верхней в триграмме «опасность». Поэтому то, что хорошо в
предыдущий момент, пагубно здесь. Введение жены в дом здесь не может
увенчаться успехом, так как она, встретясь с богачом, который
символизирован полной сил второй чертой, не сможет соблюсти себя в рамках
своего долга. Таким образом, все хлопоты здесь оказываются бесполезными. В
этом состоянии, конечно, невозможно и углубленное новое познание, а
возможна лишь спекулятивная игра мыслей. Но последняя никогда не приводит
к положительному знанию. Поэтому текст здесь предостерегает так:
Слабая черта на третьем месте. Не надо брать женщину (в жены): она увидит
богача и не будет владеть собою. Ничего благоприятного.
4
Кризис уже миновал. Но данная позиция настолько удалена от позиции
учителя, она так лишена поддержки в резонирующий ей сферах, что ничего и
никто здесь не в состоянии преодолеть недоразвитость, характеризуемую всей
данной гексаграммой. Здесь бессильны и приказания, и благосклонность
учителя, и его предостережения. Приходится лишь констатировать самый факт,
что недоразвитый человек здесь находится в чрезвычайно затруднительном
положении. Он окосневает в своей недоразвитости. Если на предыдущей
позиции познание затрудняется поверхностной деятельностью рассудка, то
здесь мешает его косная недоразвитость. Естественно, что никакая
деятельность здесь не дает положительного результата, и единственный плод
такой деятельности — сожаление о ней. Текст здесь лаконичен:
Слабая черта на четвертом месте. Бедственная недоразвитость. Сожаление.
5
Пятая позиция присуща великому человеку, но здесь данную позицию занимает
человек с детски податливой душой, выраженной в символике «Книги Перемен»
слабой чертой. Близость к суровому учителю, занимающему верхнюю позицию, и
правильный полный резонанс в благотворно действующей второй позиции делает
это положение вполне счастливым. Здесь указывается на совершенно
закономерную недоразвитость юноши и, чтоб предостеречь от стремления
самостоятельно развиваться, которое не приведет к благим последствиям,
здесь преднамеренно указывается на счастливый характер данного положения.
Надо довериться здесь учителю, а в познании — довериться уже сложившимся и
выработанным системе и методу познания. Текст выражает это опять-таки с
предельной лаконичностью:
Слабая черта на пятом месте. Юношеская недоразвитость. Счастье.
6
Наступает конец недоразвитости. И здесь указывается сила учителя,
достигшего гармонии между знанием и новым актом познания. Этой силой он в
состоянии разбить недоразвитость. Но если бы он просто навязал ученику
свои знания, то он поступил бы по отношению к ученику, как захватчик, как
«разбойник», вторгаясь в его самостоятельность познания. Это была бы все
же замена возможности нового познания уже прежде накопленным опытом. А
здесь все дело в том, чтобы «давать снадобье в соответствии с болезнью»,
чтобы разбить недоразвитость, которая, как «разбойник», захватила ученика.
Поэтому и текст гласит:
Наверху сильная черта. Ударь по недоразвитости! Неблагоприятно быть
разбойником, Благоприятно совладать с разбойником.
Пребывание во внешнем и опасность во внутреннем. Пребывание — то
чье
появление и протекание закономерно, и что может закончится только в
следствии какой-то случайности. И если вы при этом чувствуете опасность,
то это может служить признаком какой-либо недоразвитости. Ничтожному
человеку следует добиваться большей определенности и ясности. Так,
например, не стоит оставлять заключенных с их неопределенным статусом,
уж лучше
их либо казнить, либо освободить.
Однако недоразвитость может быть и плодотворной, если она лишь
предваряет дальнейший рост — это недоразвитость юноши. Для этого
необходимо обладать развитым сознанием. Но юноша не всегда становится
знающим человеком. А вот для совершенномудрого недоразвитость может
быть только временной, можно сказать, что он наносит по ней удар
своим
дальнейшим развитием.
Интерпретация Хейслип
В настоящее время все вокруг вас словно покрыто пеленой; но
пелена эта скоро спадет, и мир вновь приобретет для вас ясность.
Сейчас ваши нервы сильно расшатаны, поэтому постарайтесь не принимать скоропалительных решений. Скоро все изменится. Если хотите
добиться успеха — не пренебрегайте советами друзей, начальства, вдумайтесь
в них. Уделите побольше времени общению с детьми. Не унывайте.
Уже возникают новые планы, новые перспективы, но для новой
любви время еще не пришло. Соберитесь; и сконцентрируйте волю на
исполнении одного-единственного желания.
  62. Сяо-го. Переразвитие малогоКанонический текcт
Свершение; благоприятна стойкость. Возможны дела малых; невозможны дела
великих. От летящей птицы остается (лишь) голос (ее). Не следует подниматься,
следует опускаться. (Тогда будет) великое счастье.
- Летящая птица, и потому — несчастье.
- Пройдешь мимо своего праотца и встретишь свою праматерь, не дойдешь
до своего государя и встретишь его слугу. — Хулы не будет.
- (Если), проходя мимо, не защитишься, (то) кто-нибудь сзади нападет
на тебя. — Несчастье.
- Хулы не будет. (Если) не пройдешь мимо, (то) встретишься. Отправление
— опасно. Необходимы запреты. Не действуй (с) вечной стойкостью.
- Плотные тучи — и нет дождя; (они) — с нашей западной окраины. Князь
выстрелит и попадет в того, кто в пещере.
- Не встретишься и пройдешь мимо. Летящая птица удалится. — Несчастье.
Это называется стихийным бедствием и бедой.
На предыдущей ступени была выработана внутренняя правда, поэтому ошибки,
которые все же могут наступить, не могут быть крупными и серьезными
ошибками. Нужно иметь доверие к самой правде, ибо она будет руководить
деятельностью человека. Поэтому, если и возможно какое-нибудь
переразвитие, т.е. нарушение гармонии, то лишь переразвитие малого. Для
того чтобы достичь правильного развития, корректирующего ошибочность
действий, необходимо стойкое соблюдение честного образа действий как
результатов правды. Человек здесь может действовать в малом, но не в
великом, ибо здесь только еще начинается деятельность уже созданного и
насыщенного внутренней правдивостью индивидуума. Всякое стремление
подняться выше положенных возможностей приводит к утрате того, что может
быть достигнуто. Точно птица, эта возможность отлетает от человека, и до
человека долетает лишь ее голос. Этот голос движется сверху вниз, и погоня
за ним привела бы лишь к утрате его. Наоборот, пребывание внизу может
привести к тому, что он будет услышан. Образ птицы, который дается здесь,
усматривается некоторыми комментаторами в самом образе гексаграммы. В ней
посредине две сильные черты. Они изображают туловище птицы. Под ними и над
ними мы видим по паре слабых черт, и эти слабые черты, понимаемые иногда
как мягкие, изображают мягкие крылья птицы. Поэтому для выражения чего-то
отходящего от человека здесь использован образ летящей птицы.
Гармоничность самого образа гексаграммы, его симметрия, по мнению Вань И,
должна указывать на гармоничность действий человека, на его далекость от
обеих крайностей. А это необходимо для того, чтобы найти правильный выход
из тех небольших ошибок, которые могут наступить при индивидуальной
деятельности отдельного человека. Эта мысль выражена в тексте так:
Переразвитие малого. Свершение. Благоприятна стойкость. Можно действовать
в малом. Нельзя действовать в великом. От летящей птицы остается лишь
голос ее. Не следует подыматься. Следует опускаться.
Тогда будет великое счастье.
1
Первый момент возникновения ошибки еще не является тем временем, когда она
может быть исправлена. Поэтому здесь, на первой ступени, только
характеризуется отход правдивости, исчезновение ее в момент свершения
неправильного поступка. В тексте читаем:
В начале слабая черта. Летящая птица. И может быть — несчастье.
2
Незначительность ошибки, которая может возникнуть здесь и от которой
предупреждает текст «Книги Перемен», может состоять, прежде всего, в том,
что предыдущая ступень — преддверие цели — может быть принята за последнюю
ступень, за самую цель. В стремлении к предку человек может сначала
встретить свою праматерь и остановиться на этом. Ошибка будет состоять в
том, что он может пройти мимо своего предка, он может пройти мимо своей
цели и удовлетворится чем-то, почти заменяющим объект его стремлений. Но
поскольку он кое-чего достигает, постольку «Книга Перемен» говорит о
результате, который является в общем благополучным. Так, в тексте здесь мы
читаем:
Слабая черта на втором месте. Пройдешь мимо своего праотца и встретишь
свою праматерь. Не дойдешь до своего государя, встретишь его слугу. Хулы
не будет.
3
Переразвитие является в известном смысле движением, проходящим мимо цели.
Если человек проходит мимо цели, не замечая ее, то в известном смысле он
не достигает ее, хотя бы он сделал и больше, чем-то, что требовалось от
него самим положением его в жизни. Так, недостигнутая (т.е. неосознанная и
незамеченная) цель, стоящая позади человека, точно предъявляет ему
известный счет, нападает на него сзади. Здесь, на третьей позиции, именно
это имеется в виду. Если человек будет действовать вовне, не осознав и,
таким образом, не достигнув тех внутренних целей, который должны были быть
достигнуты в предыдущем, если человек не защитится от возможного нападения
со стороны своей собственной совести, то его ждет несчастье. Вот почему в
тексте здесь указано:
Сильная черта на третьем месте. Если, проходя мимо, не защититься, то
кто-нибудь сзади нападет на тебя. Несчастье.
4
Динамика четвертой позиции в ее стремлении к пятой позиции может лишь
усилить такое движение, которое проходит мимо своей собственной цели.
Безостановочность этого движения может быть пережита как нечто ужасное.
Для того чтобы избежать его, необходимо самому себе поставить известные
запреты и не слишком напряженно отдаваться деятельности. Вот почему в
тексте здесь мы читаем:
Сильная черта на четвертом месте. Если, проходя мимо, не встретишься, то
выступление будет ужасно. Необходимы запреты. Не действуй. Вечная
стойкость.
5
По своему характеру пятая позиция должна была бы изображать деятельность,
которая направлена на пользу окружающим людям. Но здесь остаются ошибки,
хотя и малые. И эта деятельность, дарующая другим, в этих условиях
невозможна. Все силы для того, чтобы оказывать помощь другим, здесь
налицо, и, тем не менее, эта помощь здесь не наступает. Точно плотные
тучи, которые приходят с западной окраины, осознаваемой авторами «Книги
Перемен» как земля, принадлежащая им самим, не дают дождя. Тем не менее,
самой этой позиции может быть оказана помощь силами предыдущей. Если пятая
позиция в общественной символике изображает царя, то четвертая изображает
князя; человек, занимающий пятую позицию в данной ситуации (поскольку он
не выходит за пределы самого себя), точно сидит в пещере. Влияние
предыдущей позиции на данную выражается в образе выстрела, который
попадает в такого, сидящего в пещере, т.е. в личной замкнутости, человека.
Поэтому в тексте мы здесь видим следующие образы:
Слабая черта на пятом месте. Плотные тучи, и нет дождя. Они с нашей
западной окраины. Князь выстрелит и попадет в того, кто в пещере.
6
Малая ошибка в случае ее переразвития становится уже крупной ошибкой.
Переразвитие свойственно верхней позиции. Поэтому ничего благоприятного не
может быть на ней. Эта неудачность положения выражена в образах, уже
знакомых нам и не требующих особой расшифровки. Так, в тексте мы читаем:
Наверху слабая черта. Не встретишь, а пройдешь мимо. Летящая птица
удалится. Несчастье. Это называется бедствия и беды.
Во внешнем — Возбуждение и подвижность, во внутреннем — Пребывание и
незыблемость. Если внутреннее не готово меняться при встрече с
подвижностью и возбуждением во внешнем, то человек склонен считать эти
внешние изменения — стихийным бедствием и бедой. Все не замечаете, что
все меняется: вы идете к государю, а там его слуга; вместо праотца
встречаете праматерь; ожидаете нападение с одной стороны, а оно
произойдет с другой и т.д. Все действия невпопад, поэтому лучше вообще не
действовать и оградить себя запретами, чем совершать новые ошибки.
Интерпретация Хейслип
Возможно, вы разочаруетесь в том человеке, которого любите,
но не надо все воспринимать слишком трагично. Надо сказать, что вы
упустили тот счастливый и наилучший шанс, который помог бы исполнению
вашего желания. Но скоро появится новый. Данный период мало
подходит для дальних поездок, но зато есть возможность значительно
поправить финансовые дела. Не разменивайтесь по мелочам, не придавайте
им слишком много значения, это никогда и никому не идет на
пользу.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого