
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  50. Дин. ЖертвенникКанонический текcт
Изначальное счастье. Свершение.
- Жертвенник опрокинут вверх ногами. Благоприятствует изгнанию упадка.
Наложницу берут ради ее потомства. — Хулы не будет.
- Жертвенник наполнен. У моих противников нужда. (Но до) меня (им)
не достигнуть. — Счастье.
- Ушки жертвенника изменены. В этом действии (будут) препятствия.
Жиром фазана не напитаешься. Как только (будет) дождь, (так он и) иссякнет. —
Раскаяние. (Но) в конце концов — счастье.
- У жертвенника подломилась нога. Опрокинуты жертвы князей, и снаружи
он выпачкан. — Несчастье.
- У жертвенника желтые ушки и золотая дужка. — Благоприятна стойкость.
- У жертвенника яшмовая дужка.— Великое счастье. Ничего неблагоприятного.
Образу динамичной смены противопоставляется здесь нечто статичное.
Треножный жертвенник — вот образ данной ситуации. Его треноги гарантируют
устойчивость; так после динамического момента наступает статический. Но
здесь дело обстоит несколько сложнее, и образ данной гексаграммы надо
рассмотреть и с других сторон, чтобы сделать понятным текст. Если в
предыдущей гексаграмме мы упоминали в комментариях к четвертой позиции
переплавку, то здесь этот жертвенник появляется как орудие переплавки, как
тот тигель, в котором плавится металл. Образно это выражено в том, что
внизу мы имеем триграмму сунь, которая символизирует дерево, понимаемое
здесь как топливо, а наверху мы имеем триграмму ли, которая обозначает
огонь, возникающий из этого топлива. Здесь показано действие огня на
подогреваемый им тигель, и внутри тигля в расплавленном металле
проявляется действие огня как жар. В этой переплавке намечаются дальнейшие
и новые пути развития всех ситуаций. Но здесь пока берется лишь устойчивый
момент самой переплавки. В этом смысле жертвенник понимается как
устойчивость. Данный образ выражается в контекстах афоризмов при отдельных
чертах. Общий же афоризм здесь крайне краток, он говорит только о начале
нового периода и о возможности дальнейшего развития и свершения. Кроме
того, необходимо сказать, что текст здесь, по-видимому, подвергся
значительной порче, ибо в разных изданиях «Книги Перемен» мы здесь находим
разные тексты. Филологически критический выбор текста сделан в критическом
переводе. Здесь же, поскольку данные комментарии строятся главным образом
на работе Вань И, постольку мы придерживаемся его издания. Так, в его
издании мы читаем:
Жертвенник. Изначальное счастье. Свершение.
1
Основная особенность первой позиции в данном случае в том, что она, с
одной стороны, приходит на смену предыдущей ситуации, которая должна быть
целиком отметена, с другой же стороны, — в том, чтобы стремиться к высшим
позициям, т.е. к дальнейшему развитию ситуации. Поэтому здесь говорится о
том, что жертвенник опрокинут вверх ногами. Естественно, что при этом
остатки прежних жертв из него выпадают. Так же должно выпасть все, что
является остатком от предыдущих ошибок. Но при этом остаткам предыдущего
можно судить и о качестве данной ситуации. Так, здесь повторяется мысль,
которая неоднократно встречается в древних китайских текстах (например,
«Дао дэ цзин»), что «по сыну узнают мать». Поскольку здесь предполагается
дальнейшее развитие, которое возможно именно благодаря очищению от
остатков предыдущих ошибок, поскольку здесь говорится о благоприятном
исходе данной позиции. Эти образы в тексте выражены так:
В начале слабая черта. Жертвенник опрокинут вверх ногами. Благоприятствует
изгнанию упадка. Наложницу берут ради ее потомства. Хулы не будет.
2
На предыдущей ступени уже были приобретены известные силы. Они являются
содержанием данной ситуации. Поэтому на второй ступени ситуации, которая
называется Жертвенник, говорится о содержимом жертвенника, здесь он должен
быть полным. Если человек занимает данную позицию в этой ситуации, то эта
полнота касается именно его. Наоборот, у людей, которые враждебно
противостоят ему, т.е. у людей, качественно отличных от него, этой позиции
быть не может. В силу антитезы о них может быть сказано как о людях,
переживающих нужду. Но эта нужда в силу разграничения данного человека и
его противника не может коснуться его самого, ибо здесь, на второй
позиции, он еще целиком пребывает в себе со своими силами. Поэтому в
тексте здесь мы читаем:
Сильная черта на втором месте. В жертвеннике есть полнота. У моих
противников нужда, но до меня она не достигнет. Счастье.
3
Образ жертвенника все время упоминается в афоризмах отдельных черт. Третья
черта — самая середина жертвенника, представляет собой то место, где у
него начинаются ушки. Но поскольку третья черта является переломным
моментом, постольку здесь говорится об изменении формы этих ушек. С другой
же стороны, образ жертвенника есть только образ, образ переплавки тех сил
и качеств, которые остались от прошлого и которые лишь в переделанном виде
могут быть использованы в дальнейшем. На третьей позиции эта переплавка
еще, конечно, не доведена до своего конца, здесь еще почти нет сил,
которые должны быть приобретены. Поэтому «Книга Перемен» здесь говорит о
жире фазана. Как известно, мясо фазана имеет мало жира. Поэтому жир фазана
— это, собственно говоря, еще почти отсутствие жира. Но все же здесь
намечается известное развитие и хотя бы частичный переход к разрежению
атмосферы, сгущенной в предыдущем, и поэтому здесь делается упоминание о
конечном благополучии, которое может быть достигнуто в том случае, если
данная позиция пройдена правильно. В этом смысле приходится понимать
текст:
Сильная черта на третьем месте. Ушки жертвенника изменены. В действии
будут препятствия. Жиром фазана не насытишься. Как только пройдет дождь,
так он и иссякнет. Раскаяние. Но в конце концов — счастье.
4
При выходе вовне в данной ситуации должна быть была бы быть помощь со
стороны того, что уже существует в самом начале ее, ибо ситуация эта
статична, в ней нет постоянного накопления сил. Соответствие четвертой и
первой позиций здесь давало бы возможность ожидать эту помощь от первой
позиции, но она была охарактеризована образом жертвенника, опрокинутого
вверх ногами. Поэтому с точки зрения четвертой позиции здесь ноги
жертвенника подломлены, т.е., если мы расшифруем этот образ, исходная
точка деятельности человека, занимающего эту позицию, лишена всякой
устойчивости. Надежность такой позиции «Книги Перемен» выражает путем
развития образа жертвенника, у которого подломлена нога. Поэтому в тексте
здесь мы читаем:
Сильная черта на четвертом месте. У жертвенника подломилась нога.
Опрокинуты жертвы князей, и снаружи жертвенник выпачкан. Несчастье.
5
Устойчивость, характерная для данной гексаграммы, достигает своего
выражения вовне на пятой позиции. Поскольку четвертая охарактеризована как
позиция отрицательная, постольку исправление ее может исходить не от нее
самой, а от предвосхищения дальнейшего развития, т.е. того, что выражено
на шестой позиции. Сильная черта, характеризующая шестую позицию, здесь
воспринимается как дужка, которая соединяет ушки жертвенника. Она здесь
названа золотой дужкой, и этот образ, образ твердого металла, и выражает
собою сильную черту, т.е. в конечном счете, те накопленные силы, которые
выразятся на следующей позиции. Эти ушки жертвенника здесь названы
желтыми, но, как мы неоднократно видели, только потому, что это средняя
черта и ей присущ цвет середины. На данной позиции необходимо только
правдивое и верное соблюдение полной стойкости тех качеств, которые
являются результатом переплавки, упоминаемой в данной ситуации. Поэтому
текст говорит здесь:
Слабая черта на пятом месте. У жертвенника желтые ушки и золотая дужка.
Благоприятна стойкость.
6
В контексте данной гексаграммы верхняя черта не ощущается как
переразвитие, потому что подлинное выявление всех сил, приобретенных на
пятой позиции, там еще не дано. Пятая позиция здесь лишь подводит к
шестой, а не является самостоятельной. Если с точки зрения пятой позиции
сильная верхняя черта была выражена в образе золотой дужки, то в контексте
самой шестой позиции, где важно подчеркнуть отсутствие чрезмерности на
ней, говорится уже не о золотой дужке, а яшмовой дужке, ибо яшма в
арсенале китайской образности является символом гармонической полноты
развития всех высших качеств. Поэтому текст здесь говорит следующее:
Наверху сильная черта. У жертвенника яшмовая дужка. Великое счастье.
Ничего неблагоприятного.
Во внешнем — Сцепление и ясность, во внутреннем — Утончение и
проникновенность. Проникновенность
во внешнюю гармонию — обращение к
богам, отсюда и образ жертвенника.
Интерпретация Хейслип
Эта гексаграмма указывает на то, что в настоящее время есть
все предпосылки для того, чтобы вам решительно взять на себя роль
лидера, чтобы добиться положительных результатов. Найдутся люди,
которые будут завидовать вашим успехам; не обращайте внимания на
этих людей. Не берите на себя больше, чем можете дать, и не обещайте
больше, чем в состоянии выполнить. Сильное влияние на вас и
на ваши отношения с окружающими оказывает цифра «три». Дело, за
которое вы принялись, вместе с двумя единомышленниками, приведет
вас к успеху. Ваше желание исполнится, хотя и не совсем так, как
вы изначально задумывали. Обратите внимание на то, что вы слишком
много тратите на развлечения и на хобби.
  29. Си-кань. Повторная опасностьКанонический текcт
Обладателю правды — только в сердце свершение. Действия будут одобрены.
- Двойная бездна. Войдешь в пещеру в бездне. — Несчастье.
- В бездне есть опасность. — Добиваясь, кое-что обретешь.
- Придешь или уйдешь — (будет) бездна за бездной. (Пусть и) опасно,
(но) все же есть поддержка. Войдешь в пещеру в бездне. — Не действуй.
- (Всего) кружка вина и чаша (еды), и в придачу нужен (лишь) глиняный
кувшин. Принятие обязательств через окно. — В конце концов хулы не будет.
- Бездна не наполняется. Когда уже выровняешь (ее) — хулы не будет.
- Для связывания нужен канат и аркан. Заключение в чаще терновника. —
И в три года (ничего) не обретешь. Несчастье.
Данная гексаграмма имеет название, которое может быть переведено и понято
двояко: это или опасность, или бездна. Поэтому, если комментаторы уделяют
некоторое внимание пониманию ее через слово опасность, то сам текст
приводит образы бездны на каждом шагу. Появление ее в донном месте текста
объясняется тем, что предыдущее состояние, указанное в ряде ближайших
гексаграмм, дает образ сравнительно мирного существования человека. Но
самое мирное пребывание, если недостаточно обращено внимание на подготовку
к будущим затруднительным положениям и бедствиям, приводит к некоторой
распущенности. На гносеологических путях комментаторы отмечают здесь
замену акта познания запоминанием уже накопленного опыта. Но если бы
главное внимание было обращено на констатацию самого факта опасности
пребывания в бездне, то это не соответствовало бы характеру «Книги
Перемен», которая ставит своей целью давать человеку предупреждение и
указывать на пути преодоления тех или иных положений жизни. Яркий образ
триграмм, составляющих данную гексаграмму, представляет собою
бескомпромиссное движение среди отставшей косной среды. Между прочим, Р.
Вильгельм дает интересную расшифровку образа триграммы кань. Здесь все
сильные черты выражают не столько слабость, сколько нечто противоположное
силе, т.е. инерцию, косность. И Р. Вильгельм об образе потока, который
мчится меж обледенелых берегов. Так же должна быть направлена моральная
деятельность человека сквозь окружающие его привычные взгляды,
традиционные представления и т.п. Из этого уже намечается основной тон,
взятый в данной гексаграмме, состоящей в стремительном призыве к исканию
истины, т.е. внутренней правдивости, о которой говорит текст. Ибо только
внутренняя правдивость может привести к тому, что действия человека будут
гармонически включены в мировое развитие и поэтому вызовут одобрение. Так,
в тексте мы читаем:
Повторная опасность. Обладателю правды — только в сердце свершение.
Действия будут одобрены.
1
Поскольку данная ситуация указывает на искания внутренней правды,
постольку нельзя предполагать ее наличие уже в самом начале. Поэтому
первая позиция говорит о том, что внутреннюю правду еще только можно
найти. Здесь человек пребывает еще целиком в бездне, качественно иной, чем
то, что в результате данной ситуации может быть достигнуто, т.е. в бездне
незнания, в бездне лжи, неправоты. Поэтому здесь «Книга Перемен» только
констатирует:
В начале слабая черта. Двойная бездна. Войдешь в пещеру в бездне.
Несчастье.
2
В той бездне, о которой говорится здесь, как уже было указано, старые
привычки, опыт, накопленный прежде, могут подменить содержание нового акта
познания. Поэтому, хотя вторая черта, в общем, благоприятна в символах
«Книги Перемен» (и благоприятна именно потому, что она представляет собой
качество уравновешенности), хотя здесь эта черта и символизирует
сравнительно благоприятную позицию в отношении внутренней правды, но все
же внутренняя правда еще не достигнута. На каждом шагу человеку еще грозит
опасность. Только активное завоевание внутренней правдивости может
привести к каким-нибудь результатам. Поэтому и текст говорит здесь:
Сильная черта на втором месте. В бездне есть опасность. Добиваясь, кое-что
получишь.
3
Выход из внутреннего во внешнее, из той среды, в которой человек находится
в данный момент, характерен для третьей позиции, как мы знаем из
многочисленных предыдущих примеров. Но качество данной ситуации в целом
оказывает свое воздействие здесь в том смысле, что выход из бездны еще не
гарантирует окончательного ухода от нее, ибо за одной бездной может быть
вторая, как это показывает уже самое заглавие гексаграммы. Поэтому и текст
дает указание на возможность новых бездн, в которые проваливается человек
в своем действии — искании истины. Самое важное здесь — не слишком
полагаться на себя. Поэтому действие, исходящее только из личной
инициативы и не считающееся с помощью извне, не может быть благоприятно.
Вот почему в тексте сказано:
Слабая черта на третьем месте. Придешь или уйдешь — будет бездна за
бездной. Пусть и опасно, но все же есть поддержка. Войдешь в пещеру в
бездне — не действуй.
4
То, что еще не познано, в известном смысле лежит за пределами сознания,
вовне. Поэтому при переходе к внешней верхней триграмме может быть речь о
новом акте познания как таковом. Этот новый акт познания может и должен
возбудить в человеке прежде накопленный опыт, для того чтобы впоследствии
быть гармонически синтезированным с ним. Новый акт познания возбуждает
человека, как озбуждает его вино. Но новый акт познания, с другой стороны,
должен быть сам, в свою очередь, облечен в некоторую форму из прежде
накопленного опыта. Точно еда, лежащая в чаше, он должен быть облечен в
форму этой чаши. При этом необходимо помнить, что, в конечном счете,
истина сама в себе проста и эта простота истины выражена в образе простого
глиняного кувшина, о котором говорит текст. Если это понято так, тогда
человек может прибегнуть ко всему тому, что помогает ему на пути
синтезирования нового акта познания, и в этом синтезе перед ним должно
открываться окно для прозрения в истину. Приблизительно такую
интерпретацию этих образов можем найти в комментарии Вань И. Однако эти
образы интерпретировались и иначе. Существуют различные интерпретации,
построенные по поводу одного и того же текста:
Слабая черта на четвертом месте. Всего кружка вина, миска еды, и в придачу
нужен лишь глиняный кувшин. Принятие обязательств через окно. В конце
концов хулы не будет.
5
Здесь, несмотря на всю благоприятность пятой позиции, еще нельзя говорить
о ликвидации данной ситуации. И необходимо помнить, что вся ситуация
опасной бездны. Здесь, собственно говоря, только начало процесса выхода из
бездны. Она еще не может быть накоплена, т.е. не может исчезнуть. Но
бездна — вода, взволнованная бурей, — здесь уже отходить на второй план.
Бурную поверхность заменяет водная гладь. Это единственное, что может быть
достигнуть здесь. Но если это достигнуть, то положено начало правильного
выхода из данной ситуации. Так, в тексте мы читаем:
Сильная черта на пятом месте. Бездна не наполняется. Когда уже выровняешь
ее, хулы не будет.
6
Поскольку шестая позиция — позиция переразвития, постольку тот новый акт
познания, о котором говорилось в предыдущих этапах, акт познания правды,
необходимой для выхода из бездны, является здесь тоже переразвитием, т.е.
он доминирует над опытом, накопленным прежде. Но опыт знания,
приобретенного прежде, является тем, что может систематизировать познанное
вновь, тем, что может и должно связать и укрепить его. Следовательно,
знание, накопленное встарь, должно быть прочно, надежно и крепко. Без этой
связи прежнего и нового человек может только запутаться, заблудиться в
дебрях несистематизированного опыта, приобретенного вновь. Если человек
попал в такое состояние, то из него, именно в силу его качества, выбраться
было бы не так просто. Поэтому текст предупреждает здесь так:
Наверху слабая черта. Для связывания нужен канат и аркан. Заключение в
чаще терновника. И в три года ничего не получишь. Несчастье.
И во внешнем и во внутреннем — Погружение и опасность. И во внутреннем
и во внешнем проявления абсолюта «тонут» в Инь. Бесконечная суета дел и
мелочных мыслей поглощают, как бездна: бездна не наполняется.
Интерпретация Хейслип
Не падайте духом, но это — одна из четырех наихудших комбинаций.
В вашей жизни наступило время потерь и поражений. Единственное,
что можно сделать — это сократить до возможного минимума число ударов
судьбы. Наберитесь терпения и ждите, пока богиня счастья вновь
удостоит вас своего взгляда. Через два, самое большее — через пять
месяцев положение начнет меняться к лучшему. А пока у вас достаточно
времени, чтобы заняться научными изысканиями, чтением, просто
домашней работой, которой обычно предостаточно. Не нервничайте, и
сохраняйте спокойствие. Это период, когда самоанализ и трезвая оценка
положения гораздо важнее, чем отчаянная борьба с судьбой.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого