
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  50. Дин. ЖертвенникКанонический текcт
Изначальное счастье. Свершение.
- Жертвенник опрокинут вверх ногами. Благоприятствует изгнанию упадка.
Наложницу берут ради ее потомства. — Хулы не будет.
- Жертвенник наполнен. У моих противников нужда. (Но до) меня (им)
не достигнуть. — Счастье.
- Ушки жертвенника изменены. В этом действии (будут) препятствия.
Жиром фазана не напитаешься. Как только (будет) дождь, (так он и) иссякнет. —
Раскаяние. (Но) в конце концов — счастье.
- У жертвенника подломилась нога. Опрокинуты жертвы князей, и снаружи
он выпачкан. — Несчастье.
- У жертвенника желтые ушки и золотая дужка. — Благоприятна стойкость.
- У жертвенника яшмовая дужка.— Великое счастье. Ничего неблагоприятного.
Образу динамичной смены противопоставляется здесь нечто статичное.
Треножный жертвенник — вот образ данной ситуации. Его треноги гарантируют
устойчивость; так после динамического момента наступает статический. Но
здесь дело обстоит несколько сложнее, и образ данной гексаграммы надо
рассмотреть и с других сторон, чтобы сделать понятным текст. Если в
предыдущей гексаграмме мы упоминали в комментариях к четвертой позиции
переплавку, то здесь этот жертвенник появляется как орудие переплавки, как
тот тигель, в котором плавится металл. Образно это выражено в том, что
внизу мы имеем триграмму сунь, которая символизирует дерево, понимаемое
здесь как топливо, а наверху мы имеем триграмму ли, которая обозначает
огонь, возникающий из этого топлива. Здесь показано действие огня на
подогреваемый им тигель, и внутри тигля в расплавленном металле
проявляется действие огня как жар. В этой переплавке намечаются дальнейшие
и новые пути развития всех ситуаций. Но здесь пока берется лишь устойчивый
момент самой переплавки. В этом смысле жертвенник понимается как
устойчивость. Данный образ выражается в контекстах афоризмов при отдельных
чертах. Общий же афоризм здесь крайне краток, он говорит только о начале
нового периода и о возможности дальнейшего развития и свершения. Кроме
того, необходимо сказать, что текст здесь, по-видимому, подвергся
значительной порче, ибо в разных изданиях «Книги Перемен» мы здесь находим
разные тексты. Филологически критический выбор текста сделан в критическом
переводе. Здесь же, поскольку данные комментарии строятся главным образом
на работе Вань И, постольку мы придерживаемся его издания. Так, в его
издании мы читаем:
Жертвенник. Изначальное счастье. Свершение.
1
Основная особенность первой позиции в данном случае в том, что она, с
одной стороны, приходит на смену предыдущей ситуации, которая должна быть
целиком отметена, с другой же стороны, — в том, чтобы стремиться к высшим
позициям, т.е. к дальнейшему развитию ситуации. Поэтому здесь говорится о
том, что жертвенник опрокинут вверх ногами. Естественно, что при этом
остатки прежних жертв из него выпадают. Так же должно выпасть все, что
является остатком от предыдущих ошибок. Но при этом остаткам предыдущего
можно судить и о качестве данной ситуации. Так, здесь повторяется мысль,
которая неоднократно встречается в древних китайских текстах (например,
«Дао дэ цзин»), что «по сыну узнают мать». Поскольку здесь предполагается
дальнейшее развитие, которое возможно именно благодаря очищению от
остатков предыдущих ошибок, поскольку здесь говорится о благоприятном
исходе данной позиции. Эти образы в тексте выражены так:
В начале слабая черта. Жертвенник опрокинут вверх ногами. Благоприятствует
изгнанию упадка. Наложницу берут ради ее потомства. Хулы не будет.
2
На предыдущей ступени уже были приобретены известные силы. Они являются
содержанием данной ситуации. Поэтому на второй ступени ситуации, которая
называется Жертвенник, говорится о содержимом жертвенника, здесь он должен
быть полным. Если человек занимает данную позицию в этой ситуации, то эта
полнота касается именно его. Наоборот, у людей, которые враждебно
противостоят ему, т.е. у людей, качественно отличных от него, этой позиции
быть не может. В силу антитезы о них может быть сказано как о людях,
переживающих нужду. Но эта нужда в силу разграничения данного человека и
его противника не может коснуться его самого, ибо здесь, на второй
позиции, он еще целиком пребывает в себе со своими силами. Поэтому в
тексте здесь мы читаем:
Сильная черта на втором месте. В жертвеннике есть полнота. У моих
противников нужда, но до меня она не достигнет. Счастье.
3
Образ жертвенника все время упоминается в афоризмах отдельных черт. Третья
черта — самая середина жертвенника, представляет собой то место, где у
него начинаются ушки. Но поскольку третья черта является переломным
моментом, постольку здесь говорится об изменении формы этих ушек. С другой
же стороны, образ жертвенника есть только образ, образ переплавки тех сил
и качеств, которые остались от прошлого и которые лишь в переделанном виде
могут быть использованы в дальнейшем. На третьей позиции эта переплавка
еще, конечно, не доведена до своего конца, здесь еще почти нет сил,
которые должны быть приобретены. Поэтому «Книга Перемен» здесь говорит о
жире фазана. Как известно, мясо фазана имеет мало жира. Поэтому жир фазана
— это, собственно говоря, еще почти отсутствие жира. Но все же здесь
намечается известное развитие и хотя бы частичный переход к разрежению
атмосферы, сгущенной в предыдущем, и поэтому здесь делается упоминание о
конечном благополучии, которое может быть достигнуто в том случае, если
данная позиция пройдена правильно. В этом смысле приходится понимать
текст:
Сильная черта на третьем месте. Ушки жертвенника изменены. В действии
будут препятствия. Жиром фазана не насытишься. Как только пройдет дождь,
так он и иссякнет. Раскаяние. Но в конце концов — счастье.
4
При выходе вовне в данной ситуации должна быть была бы быть помощь со
стороны того, что уже существует в самом начале ее, ибо ситуация эта
статична, в ней нет постоянного накопления сил. Соответствие четвертой и
первой позиций здесь давало бы возможность ожидать эту помощь от первой
позиции, но она была охарактеризована образом жертвенника, опрокинутого
вверх ногами. Поэтому с точки зрения четвертой позиции здесь ноги
жертвенника подломлены, т.е., если мы расшифруем этот образ, исходная
точка деятельности человека, занимающего эту позицию, лишена всякой
устойчивости. Надежность такой позиции «Книги Перемен» выражает путем
развития образа жертвенника, у которого подломлена нога. Поэтому в тексте
здесь мы читаем:
Сильная черта на четвертом месте. У жертвенника подломилась нога.
Опрокинуты жертвы князей, и снаружи жертвенник выпачкан. Несчастье.
5
Устойчивость, характерная для данной гексаграммы, достигает своего
выражения вовне на пятой позиции. Поскольку четвертая охарактеризована как
позиция отрицательная, постольку исправление ее может исходить не от нее
самой, а от предвосхищения дальнейшего развития, т.е. того, что выражено
на шестой позиции. Сильная черта, характеризующая шестую позицию, здесь
воспринимается как дужка, которая соединяет ушки жертвенника. Она здесь
названа золотой дужкой, и этот образ, образ твердого металла, и выражает
собою сильную черту, т.е. в конечном счете, те накопленные силы, которые
выразятся на следующей позиции. Эти ушки жертвенника здесь названы
желтыми, но, как мы неоднократно видели, только потому, что это средняя
черта и ей присущ цвет середины. На данной позиции необходимо только
правдивое и верное соблюдение полной стойкости тех качеств, которые
являются результатом переплавки, упоминаемой в данной ситуации. Поэтому
текст говорит здесь:
Слабая черта на пятом месте. У жертвенника желтые ушки и золотая дужка.
Благоприятна стойкость.
6
В контексте данной гексаграммы верхняя черта не ощущается как
переразвитие, потому что подлинное выявление всех сил, приобретенных на
пятой позиции, там еще не дано. Пятая позиция здесь лишь подводит к
шестой, а не является самостоятельной. Если с точки зрения пятой позиции
сильная верхняя черта была выражена в образе золотой дужки, то в контексте
самой шестой позиции, где важно подчеркнуть отсутствие чрезмерности на
ней, говорится уже не о золотой дужке, а яшмовой дужке, ибо яшма в
арсенале китайской образности является символом гармонической полноты
развития всех высших качеств. Поэтому текст здесь говорит следующее:
Наверху сильная черта. У жертвенника яшмовая дужка. Великое счастье.
Ничего неблагоприятного.
Во внешнем — Сцепление и ясность, во внутреннем — Утончение и
проникновенность. Проникновенность
во внешнюю гармонию — обращение к
богам, отсюда и образ жертвенника.
Интерпретация Хейслип
Эта гексаграмма указывает на то, что в настоящее время есть
все предпосылки для того, чтобы вам решительно взять на себя роль
лидера, чтобы добиться положительных результатов. Найдутся люди,
которые будут завидовать вашим успехам; не обращайте внимания на
этих людей. Не берите на себя больше, чем можете дать, и не обещайте
больше, чем в состоянии выполнить. Сильное влияние на вас и
на ваши отношения с окружающими оказывает цифра «три». Дело, за
которое вы принялись, вместе с двумя единомышленниками, приведет
вас к успеху. Ваше желание исполнится, хотя и не совсем так, как
вы изначально задумывали. Обратите внимание на то, что вы слишком
много тратите на развлечения и на хобби.
  32. Хэн. ПостоянствоКанонический текcт
Свершение. Хулы не будет. Благоприятна стойкость. Благоприятно иметь,
куда выступить.
- Углубление в постоянство. — Стойкость — к несчастью. Ничего благоприятного.
- Раскаяние исчезнет.
- Не будешь постоянным в своих достоинствах, (а), может быть, попадешь
с ними в неловкое положение. Стойкость — к сожалению.
- На поле нет дичи.
- Будешь постоянным в своих достоинствах. Стойкость. Для жены счастье.
Для мужа — несчастье.
- Нарушенное постоянство. — Несчастье.
Уже в предыдущей гексаграмме, когда мы говорили о пятой черте, наметилась
тема постоянства. Если бы взаимодействие не было подчинено каким-нибудь
определенным и постоянным ненарушимым и постоянным законам, то оно не
могло бы приобрести своего качества единения. Поэтому как частный момент
предыдущего процесса рассматривается ситуация, имеющая название
постоянства. В переносе на символику семьи это — то постоянство брака, о
котором было сказано в предыдущей гексаграмме при рассмотрении ее в целом.
Однако постоянство имеет своей целью подготовку к дальнейшей деятельности
человека. Поэтому здесь надо иметь в виду не только само постоянство, но и
будущий выход вовне. Это состояние символизировано самим образом триграмм,
которые составляют данную гексаграмму. Внизу в ней помещается триграмма,
которая имеет своим качеством проникновение, даже взаимопроникновение.
Здесь указано та то, что было приобретено как результат взаимодействия на
предыдущей ступени. Верхняя триграмма, которая обозначает выход вовне,
молния, которая имеет своим качеством активнейшую деятельность, т.е. выход
вовне, который проявляется в этой активнейшей деятельности. Но именно в
этой деятельности необходимо особенно строго соблюдать закон постоянства.
Вот почему в тексте данной гексаграммы говорится:
Постоянство. Свершение. Благоприятна стойкость. Хулы не будет.
Благоприятно иметь куда выступить.
1
В предыдущей ситуации важнее всего было обратить внимание на то, чтобы
было взаимодействие. Здесь же, наоборот, акцентируется момент
неподвижности. Но эта неподвижность, как указывается в общем, вступлении,
не должна быть замкнутой исключительно в себе. Если нижняя триграмма
выражает внутренний мир, то первая черта выражает наибольшие глубины этой
внутренней жизни, те глубины, в которых человек замкнут исключительно в
себе. Поэтому данная позиция является символом как раз того замкнутого
пребывания в себе, стойкое соблюдение которого может привести только к
неблагоприятному исходу. Вот почему в «Книге Перемен» мы читаем:
В начале слабая черта. Углубленное постоянство. Стойкость — к несчастью.
Ничего благоприятного.
2
Здесь, по-видимому, испорчен текст, ибо не хватает самого афоризма, а есть
только гадательный вывод из него, который говорит:
Сильная черта на втором месте. Раскаяние исчезнет.
3
Третья позиция, представляющая собою переход к внешней деятельности, в
ситуации, где речь идет о соблюдении постоянства именно во внешней
деятельности, может иметь своим дурным последствием нарушение советов,
т.е. утрату своего постоянства — пребывание стойко на месте. Поэтому текст
здесь звучит предупреждением:
Сильная черта на третьем месте. Не будешь постоянным в своих достоинствах.
А, может быть, попадешь с ними в неловкое положение. Стойкость — к
сожалению.
4
Одно из необходимых качеств охотника, которое для него совершенно
необходимо, — это выдержка и умение выждать. Только тогда он может
рассчитывать добыть на охоте дичь. На четвертой позиции, которая является
первой в триграмме, обозначающей действие, именно постоянство, т.е.
выдержка, может быть утрачено. На языке охотника это может обозначить
неудачную охоту. Все шансы здесь за то, что человек может потерять свое
постоянство при первом переходе к реальной деятельности. Поэтому
лаконичный образ «Книги Перемен» здесь говорит:
Сильная черта на четвертом месте. На поле нет дичи.
5
Если на третьей позиции речь шла об утрате постоянства, то в пятой
позиции, которая является самым интенсивным выявлением данной ситуации,
постоянство достигнуто и существует во всей своей полноте. Но, с точки
зрения китайской традиции, постоянство и пребывание на месте в доме
является по преимуществу деятельностью жены, тогда как муж призван
действовать вовне. Поэтому в данном тексте есть следующие указания:
Слабая черта на пятом месте. Будешь постоянным в своих достоинствах.
Стойкость. Для жены — счастье. Для мужа — несчастье.
6
Поскольку шестая позиция представляет собою конец данной ситуации и
переход к следующей, поскольку здесь основное качество, охарактеризованное
в данной гексаграмме, т.е. постоянство, нарушается. Но это нарушение,
собственно, не должно идти по линии утраты постоянства, ибо, как сказано,
было в начале данной гексаграммы, постоянство должно быть соблюдено в
самой активной деятельности. Поэтому утрата постоянства, о которой говорит
текст, может привести только к неблагоприятному исходу, вот почему в
тексте сказано:
Наверху слабая черта. Нарушенное постоянство. Несчастье.
Во внешнем — Возбуждение и подвижность, во внутреннем — Утончение и
проникновенность. Проникновение во внутреннем несмотря на возбуждение
во внешнем — углубление в постоянство.
Интерпретация Хейслип
Не нужно гнаться за двумя зайцами сразу, буквально разрываясь
на части. Храните выдержку, и все завершиться удачно для вас.
Будьте терпеливы — и желание ваше исполнится. Попытайтесь сейчас
хорошенько разобраться в своих намерениях и планах на будущее. Однако
для новых начинаний момент не слишком подходящий.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого