
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
![Гу. Исправление [порчи]](/glyphs/hex 18.png) |
  52. Гэнь. СосредоточенностьКанонический текcт
(Сосредоточишься на) своей спине. Не воспримешь своего тела. Проходя
по своему двору, не заметишь своих людей. Хулы не будет.
- Сосредоточенность в своих пальцах ног. — Хулы не будет. Благоприятна
вечная стойкость.
- Сосредоточенность в своих икрах. Не спасешь того, за кем следуешь:
его сердце невесело.
- Остановка в своих бедрах. (Они) отходят от своей поясницы. Ужас
опасности охватывает душу.
- Сосредоточенность в своем туловище. — Хулы не будет.
- Остановка в своих скулах. В речах будет последовательность, и раскаяние
исчезнет.
- Укрепи сосредоточенность. — Счастье.
В одном из своих афоризмов крупнейших сунский философ Чэн И-чуань сказал,
что человек, понявший суть данной гексаграммы, тем самым уже понял всю
суть буддизма. Чэн И-чуань не был буддистом, но был хорошо знаком с
буддийской философией своего времени. По-видимому, он дал правильную
характеристику, ибо Вань И, который рассматривал «Книгу Перемен» с точки
зрения буддийской философии, этой гексаграмме уделяет совершенно
исключительное внимание. Если рассматривать то, что он здесь высказывает,
то в кратких словах это может быть сведено к следующему. Движение не
отделено от покоя. Это коррелятивное понятие. Кроме того, движение зависит
от покоя, как и покой, лишены самостоятельного бытия, а возникают лишь
одно от другого. И, наконец, остановка движения является покоем, а покой
покоя, т.е. остановка покоя, есть движение. Таким образом, эти оба понятия
зависимы друг от друга. Если в предыдущей ситуации было показано
максимальное движение, то, собственно говоря, в ней самой уже было указано
и на покой, и в силу чисто технических причин, в силу невозможности
говорить одновременно двоякое в «Книге Перемен», это рассматривается как
два последовательных момента. Таким образа, данная ситуация, ситуация
максимального покоя и сосредоточенности, следует за ситуацией возбуждения.
Главные органы восприятия, возбуждающие наше познание, — глаза, —
расположены на передней части лица. Поэтому спина, лишенная зрения, слуха,
обоняния, вкуса, представляет собою символ, противоположный органам
восприятия. Спина — это то, в чем больше всего человек статичен, если
считать вместе с Вань И, что динамика восприятия сосредоточена в самих
органах восприятия. В данной ситуации имеется в виду такая
сосредоточенность, при которой человек не ощущает даже самого себя, он
целиком пребывает в своей неподвижности, в своей спине. Может быть, он
даже и будет действовать, но в этом действии он не воспримет ничего из
окружающих его вещей и людей. Можно было бы думать, что такая
отрешенность, погруженность в себя могли бы привести к полному отрыву от
мира. Однако, поскольку здесь имеется в виду лишь временная, преходящая
ситуация, лишь один абстрагированный момент, постольку в общем данная
ситуация не может привести к дурному результату. По поводу этого текст
говорит следующее:
Сосредоточенность. Сосредоточишься на своей спине. Не воспримешь своего
тела. Проходя по своему двору, не заметишь своих людей. Хулы не будет.
1
Стойкость и неподвижность, не изменяющиеся в самих себе, гармонически
сочетаются со всем смыслом данной ситуации. Поэтому она может быть здесь
наиболее благоприятной. Но процесс сосредоточенности здесь только в самом
начале своего развития. По символике тела здесь «Книга Перемен» совершенно
естественно говорит о сосредоточенности в пальцах ног. Постепенно эта
сосредоточенность должна распространяться все дальше и дальше на всего
человека. Но здесь текст говорит только:
В начале слабая черта. Сосредоточенность в пальцах ног. Хулы не будет.
Благоприятна вечная стойкость.
2
Вторая пассивная позиция занята здесь слабой чертой, и это вдвойне
характеризует сосредоточенность, остановку, бессилие, неподвижность и т.п.
Однако ситуация должна как-то развиваться. Более того, вторая позиция
характеризуется тем, что она должна вести за собой и следующую, должна
импульсировать ее к дальнейшему движению. Однако слабость, свойственная
ей, приводит к тому, что это импульсирование здесь в высшей степени
затруднено. Вот почему в тексте здесь мы читаем:
Слабая черта на втором месте. Сосредоточенность в икрах. Не спасешь того,
за кем следуешь. Его сердце невесело.
3
После двух позиций покоя, т.е. первой и второй, наступает третья, которая
является сама по себе переломным моментом и которая занята качественно
иной, сильной чертой. Перелом здесь особенно ощутим. Вся опасность данной
ситуации сосредоточенна в этой позиции. Остановка, сосредоточенность
охватывает человека все дальше и дальше. Он уже не может шелохнуться, и в
нем самом точно происходит раскол. «Книга Перемен» здесь констатирует
только ужас данной ситуации и говорит:
Сильная черта на третьем месте. Остановка в бедрах. Они отходят от
поясницы. Ужас охватывает сердце.
4
Все дальше развивающаяся статичность данной ситуации приводит к тому, что
сосредоточенностью охвачено все тело человека, но поскольку здесь опять,
как и на второй позиции, мы встречаем гармоническое сочетание пассивной,
четной позиции и слабой теневой черты, постольку здесь это положение хотя
и может казаться опасным, однако страх будет напрасен. И «Книга Перемен»
успокаивает:
Слабая черта на четвертом месте. Сосредоточенность в туловище. Хулы не
будет.
5
Наконец максимально выявляется сущность ситуации. Если ее сущность —
покой, то, как мы видели в общем, введении, покой чередуется с движением,
как и движение с покоем. Именно благодаря этому возможно наступление
ритмического чередования покоя и движения и их гармоническая
последовательность. Больше всего ритмика выражается в речи, главным
органом которой является гортань, скрытая в шее. При правильном действии
речи может быть достигнута та ритмическая гармония, которая помогает
человеку исправить все ошибки, допущенные в прошлом. В этом смысле текст
говорит:
Слабая черта на пятом месте. Остановка в шее. В речах пусть будет
стойкость, и раскаяние исчезнет.
6
Шестая позиция данной гексаграммы является главной в ней. Здесь больше
всего достигается остановка, сосредоточенность, покой. Максимальное
развитие покоя приводит к тому, что он сам останавливает себя, и так
дается выход из всей данной ситуации. Закрепить покой, т.е. приостановить
его, — значит перейти к движению. Поскольку шестая черта должна приводить
к переходу в следующую ситуацию, постольку здесь имеется в виду
благоприятный исход закрепления, о котором говорит текст:
Наверху сильная черта. Закрепи сосредоточенность. Счастье.
И во внешнем и во внутреннем — Пребывание и незыблемость. Это
сосредоточенность.
Интерпретация Хейслип
В настоящее время прогресс в делах очень проблематичен. Вам
необходимо некоторое время переждать, и лишь затем снова приступить
к работе; если вы запланируете поездку или путешествие, лучше
откажитесь от них. Постарайтесь примириться с обстоятельствами и
хорошо обдумайте свое положение, прежде чем браться за что-либо.
Не унывайте. Все трудности и козни недоброжелателей вы преодолеете,
победа будет за вами, причем очень скоро. Чтобы исполнились желания,
сейчас ваши усилия должны быть особенно настойчивы.
![Иероглиф Гу. Исправление [порчи]](glyphs/hieroglyph 18 l.jpg) ![Гексаграмма 18 Гу. Исправление [порчи]](glyphs/hexagram 18 r.jpg) 18. Гу. Исправление [порчи]Канонический текcт
Изначальное свершение. Благоприятен брод через великую реку. (Будь бдителен)
за три дня до начала и три дня после начала.
- Исправление испорченного отцом. — Если есть сын, то покойному хулы
не будет. (Хотя и) опасно, (но) в конце концов — счастье.
- Исправление испорченного матерью. — Невозможна стойкость.
- Исправление испорченного отцом. — Будет небольшое раскаяние. Не будет
большой хулы.
- Свободное отношение к испорченному отцом. — Выступив, увидишь сожаление.
- Исправление испорченного отцом. — Необходима хвала.
- Не служи ни царю, ни князю. — Возвеличь и прославь свое дело.
Идеограмма, которой обозначается данной понятие, изображает собою чашку,
в которой, оттого что ею давно не пользовались, завелись черви. Так
изображается понятие порчи. Но оно понимается и в переносном значении
слова. Так мир и спокойствие, которые слишком долго сковывали косной
спячкой страну, приводят к процессам порчи и разложения в ней. Так и
атмосфера радостного последования допустима лишь на время. Когда же она
затягивается, то даже и в ней начинается процесс разложения. — Так и в
познании, когда ощущаются первые результаты достигнутого познания, то
человек, с легкостью остановившийся на них, может и не заметить, что
дальнейший познавательный процесс искажается влиянием прежних привычных,
но неправильных представлений. В конце концов, их примесь начинает
сказываться с такой силой, что для всей ситуации становится характерной
эта порча познания, а не оно само. Но все вышеизложенное — лишь одна
сторона дела. Другая же состоит в том, что данная ситуация — это не только
порча, но и исправление доведенного отцами до порчи. Эта порча — лишь
начальная исходная точка для исправления порчи, исправления, которому
предстоит развитие. Условия благоприятствуют этому делу, хотя оно и трудно
и опасно, как «брод через великую реку». Но, несмотря на это, здесь нужна
полная обдуманность действий и активное укрепление достигнутых
результатов. Здесь, как говорит Вань И, «нужны три дня для предварительной
подготовки себя (к действию) и три дня для последующего закрепления (его
результатов)». Поэтому и в тексте мы находим:
Исправление порчи. Изначальное развитие. Благоприятен брод через великую
реку. (Будь бдителен) за три дня до начала и три дня после начала.
1
Всякая порча — это результат не одного дня, она появляется после многих
поколений, если они были нерадивы в каком-нибудь отношении. Поэтому здесь,
на протяжении описания всего процесса, постоянно говорится о том, что
испорчено предками и исправляется потомками. Такая мысль могла получить
особенное развитие в классической стране культа предков — в Китае. Весь
смысл бытия сына — исправить то, что испорчено отцом. Но на первой позиции
имеется в виду еще не глубокая порча, поэтому, несмотря на опасность
положения, исход можно ожидать счастливым. Вот почему в тексте сказано:
В начале слабая черта. Исправление испорченного отцом. (Для этого) есть
сын. Предкам не будет хулы. Опасность, но в конце концов — счастье.
2
Вторая позиция — это уже более глубокая порча, более интенсивный процесс.
Исправление здесь осложнено тем, что вторая позиция, как четная,
предрасположена к пассивности, а для исправлении проступков матери встает
внутренне противоречивая проблема: чувство долга требует исправить
проступок матери, но чувство любви к ней не допускает вмешиваться в то,
что ею оставлено. И все-таки это положение небезвыходно. Для него только
необходима большая активность. Ее наличие символизировано тем, что эта
позиция занята активной, сильной чертой. Если эта активность приведена в
действие, то исправление возможно, исправление, которое было бы
невозможным, если бы человек остался стойким, остался косным. Поэтому и в
тексте читаем:
Сильная черта на втором месте. Исправление испорченного матерью. Нельзя
быть стойким.
3
Здесь положение отличается от предшествующего только тем, что при нем уже
невозможна та мягкость и осторожность, с которой можно было действовать на
предыдущей позиции. Поэтому и действие может привести к некоторому
раскаянию в нем. Однако необходимость исправления порчи, основное
содержание всей ситуации, — здесь самое важное, и, несмотря на некоторую
осложненность процесса, он не будет иметь дурного исхода. Поэтому в тексте
говорится:
Сильная черта на третьем месте. Исправление испорченного отцом. В мелочах
будет раскаяние. Не будет большой хулы.
4
Основной смысл четвертой позиции — это самоотдача, ибо здесь уже совершен
переход от внутреннего к внешнему, от себя к иному. Поэтому в данной
ситуации это значит отказ от своей деятельности, от исправления и отдачу
себя окружению; но в нем порча. Поэтому здесь лишь увеличивается порча,
допущенная предками, и лучше здесь воздержаться от деятельности и
переждать время, ибо если, наоборот, выступить, т.е. проявить свою
деятельность, лишь усугубляющую порчу, то об этом придется пожалеть, когда
наступит пора, более предрасположенная для деятельности. Поэтому текст
предостерегает:
Слабая черта на четвертом месте. Усугубление испорченного отцом. Если
выступишь, то увидишь сожаление.
5
Пятая позиция — позиция максимального раскрытия внутренних сил и
способностей вовне. Здесь объединяются все положительные достижения
предыдущих позиций. С этой позиции легче всего управлять всеми носителями
положительных сил. Именно в данный момент возможна похвала им. Поэтому
лаконичный текст говорит только:
Слабая черта на пятом месте. Исправление испорченного отцом. Необходима
хвала.
6
Верхняя позиция — это момент, когда отступает на задний план специфика
данной ситуации. Если все черты, бывшие прежде, символизируют то или иное
участие в исправлении порчи, то данная позиция не имеет отношения к самой
порче и в силу этого не участвует в ее исправлении. Здесь человек не
участвует в жизни других людей, что на языке «Книги Перемен», памятника
феодальной эпохи, называется не служить государю. Он — выше жизни
государства. Он сам может прославить и оценить свои дела. Поэтому и в
тексте читаем:
Наверху сильная черта. Не служи царю и князю, Воззвеличишь и оценишь свое
дело.
Во внешнем — Разрешение и радостность, во внутреннем — Утончение и
проникновенность. Проникновение во внутреннем приводящее к
разрешению во внешнем — есть исправление
внешнего, в соответствии с
новым, более утонченным, взглядом на мир.
Интерпретация Хейслип
Вам нужно особенно тщательно анализировать и оценивать события:
вы можете стать участником перемен в чужой личной жизни. Вам
следовало бы быть хозяином положения. Это станет возможным благодаря
вашему нынешнему состоянию. Может случиться так, что вы потеряете
друга. От вас в скором времени можно ждать самых неожиданных поступков.
Вам нужно прояснить свои отношения с окружающими. Они не в
порядке, и возникающие из этого проблемы могут препятствовать исполнению
ваших желаний.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого