
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  52. Гэнь. СосредоточенностьКанонический текcт
(Сосредоточишься на) своей спине. Не воспримешь своего тела. Проходя
по своему двору, не заметишь своих людей. Хулы не будет.
- Сосредоточенность в своих пальцах ног. — Хулы не будет. Благоприятна
вечная стойкость.
- Сосредоточенность в своих икрах. Не спасешь того, за кем следуешь:
его сердце невесело.
- Остановка в своих бедрах. (Они) отходят от своей поясницы. Ужас
опасности охватывает душу.
- Сосредоточенность в своем туловище. — Хулы не будет.
- Остановка в своих скулах. В речах будет последовательность, и раскаяние
исчезнет.
- Укрепи сосредоточенность. — Счастье.
В одном из своих афоризмов крупнейших сунский философ Чэн И-чуань сказал,
что человек, понявший суть данной гексаграммы, тем самым уже понял всю
суть буддизма. Чэн И-чуань не был буддистом, но был хорошо знаком с
буддийской философией своего времени. По-видимому, он дал правильную
характеристику, ибо Вань И, который рассматривал «Книгу Перемен» с точки
зрения буддийской философии, этой гексаграмме уделяет совершенно
исключительное внимание. Если рассматривать то, что он здесь высказывает,
то в кратких словах это может быть сведено к следующему. Движение не
отделено от покоя. Это коррелятивное понятие. Кроме того, движение зависит
от покоя, как и покой, лишены самостоятельного бытия, а возникают лишь
одно от другого. И, наконец, остановка движения является покоем, а покой
покоя, т.е. остановка покоя, есть движение. Таким образом, эти оба понятия
зависимы друг от друга. Если в предыдущей ситуации было показано
максимальное движение, то, собственно говоря, в ней самой уже было указано
и на покой, и в силу чисто технических причин, в силу невозможности
говорить одновременно двоякое в «Книге Перемен», это рассматривается как
два последовательных момента. Таким образа, данная ситуация, ситуация
максимального покоя и сосредоточенности, следует за ситуацией возбуждения.
Главные органы восприятия, возбуждающие наше познание, — глаза, —
расположены на передней части лица. Поэтому спина, лишенная зрения, слуха,
обоняния, вкуса, представляет собою символ, противоположный органам
восприятия. Спина — это то, в чем больше всего человек статичен, если
считать вместе с Вань И, что динамика восприятия сосредоточена в самих
органах восприятия. В данной ситуации имеется в виду такая
сосредоточенность, при которой человек не ощущает даже самого себя, он
целиком пребывает в своей неподвижности, в своей спине. Может быть, он
даже и будет действовать, но в этом действии он не воспримет ничего из
окружающих его вещей и людей. Можно было бы думать, что такая
отрешенность, погруженность в себя могли бы привести к полному отрыву от
мира. Однако, поскольку здесь имеется в виду лишь временная, преходящая
ситуация, лишь один абстрагированный момент, постольку в общем данная
ситуация не может привести к дурному результату. По поводу этого текст
говорит следующее:
Сосредоточенность. Сосредоточишься на своей спине. Не воспримешь своего
тела. Проходя по своему двору, не заметишь своих людей. Хулы не будет.
1
Стойкость и неподвижность, не изменяющиеся в самих себе, гармонически
сочетаются со всем смыслом данной ситуации. Поэтому она может быть здесь
наиболее благоприятной. Но процесс сосредоточенности здесь только в самом
начале своего развития. По символике тела здесь «Книга Перемен» совершенно
естественно говорит о сосредоточенности в пальцах ног. Постепенно эта
сосредоточенность должна распространяться все дальше и дальше на всего
человека. Но здесь текст говорит только:
В начале слабая черта. Сосредоточенность в пальцах ног. Хулы не будет.
Благоприятна вечная стойкость.
2
Вторая пассивная позиция занята здесь слабой чертой, и это вдвойне
характеризует сосредоточенность, остановку, бессилие, неподвижность и т.п.
Однако ситуация должна как-то развиваться. Более того, вторая позиция
характеризуется тем, что она должна вести за собой и следующую, должна
импульсировать ее к дальнейшему движению. Однако слабость, свойственная
ей, приводит к тому, что это импульсирование здесь в высшей степени
затруднено. Вот почему в тексте здесь мы читаем:
Слабая черта на втором месте. Сосредоточенность в икрах. Не спасешь того,
за кем следуешь. Его сердце невесело.
3
После двух позиций покоя, т.е. первой и второй, наступает третья, которая
является сама по себе переломным моментом и которая занята качественно
иной, сильной чертой. Перелом здесь особенно ощутим. Вся опасность данной
ситуации сосредоточенна в этой позиции. Остановка, сосредоточенность
охватывает человека все дальше и дальше. Он уже не может шелохнуться, и в
нем самом точно происходит раскол. «Книга Перемен» здесь констатирует
только ужас данной ситуации и говорит:
Сильная черта на третьем месте. Остановка в бедрах. Они отходят от
поясницы. Ужас охватывает сердце.
4
Все дальше развивающаяся статичность данной ситуации приводит к тому, что
сосредоточенностью охвачено все тело человека, но поскольку здесь опять,
как и на второй позиции, мы встречаем гармоническое сочетание пассивной,
четной позиции и слабой теневой черты, постольку здесь это положение хотя
и может казаться опасным, однако страх будет напрасен. И «Книга Перемен»
успокаивает:
Слабая черта на четвертом месте. Сосредоточенность в туловище. Хулы не
будет.
5
Наконец максимально выявляется сущность ситуации. Если ее сущность —
покой, то, как мы видели в общем, введении, покой чередуется с движением,
как и движение с покоем. Именно благодаря этому возможно наступление
ритмического чередования покоя и движения и их гармоническая
последовательность. Больше всего ритмика выражается в речи, главным
органом которой является гортань, скрытая в шее. При правильном действии
речи может быть достигнута та ритмическая гармония, которая помогает
человеку исправить все ошибки, допущенные в прошлом. В этом смысле текст
говорит:
Слабая черта на пятом месте. Остановка в шее. В речах пусть будет
стойкость, и раскаяние исчезнет.
6
Шестая позиция данной гексаграммы является главной в ней. Здесь больше
всего достигается остановка, сосредоточенность, покой. Максимальное
развитие покоя приводит к тому, что он сам останавливает себя, и так
дается выход из всей данной ситуации. Закрепить покой, т.е. приостановить
его, — значит перейти к движению. Поскольку шестая черта должна приводить
к переходу в следующую ситуацию, постольку здесь имеется в виду
благоприятный исход закрепления, о котором говорит текст:
Наверху сильная черта. Закрепи сосредоточенность. Счастье.
И во внешнем и во внутреннем — Пребывание и незыблемость. Это
сосредоточенность.
Интерпретация Хейслип
В настоящее время прогресс в делах очень проблематичен. Вам
необходимо некоторое время переждать, и лишь затем снова приступить
к работе; если вы запланируете поездку или путешествие, лучше
откажитесь от них. Постарайтесь примириться с обстоятельствами и
хорошо обдумайте свое положение, прежде чем браться за что-либо.
Не унывайте. Все трудности и козни недоброжелателей вы преодолеете,
победа будет за вами, причем очень скоро. Чтобы исполнились желания,
сейчас ваши усилия должны быть особенно настойчивы.
  33. Дунь. БегствоКанонический текcт
Свершение. Малому — благоприятна стойкость.
- При бегстве — хвост в опасности. — Не надо, чтобы предстояло куда-нибудь выступить.
- (Чтоб) удержать его (бегущего), нужна кожа желтого быка. — (Тогда)
никто не сможет его освободить.
- Связанному беглецу будет болезнь и опасность, держащему слуг и служанок
— счастье.
- Хорошее бегство. — Благородному человеку — счастье. Ничтожному человеку
— нет.
- Счастливое бегство. — Стойкость — к счастью.
- Летящее бегство. — Ничего неблагоприятного.
Если постоянство намечалось как свойство человека, который, исходя из
синтеза всех своих предыдущих достижений, переходит к деятельности, то
думать, что эта деятельность может наступить сразу после достижения
синтеза, не приходится, ибо мир и деятельность человека гораздо сложнее,
чем может показаться на первый взгляд. Существует известный момент,
который разделяет готовность к действию и само действие. Этот момент,
поскольку он существует, должен быть основан, и ему «Книга Перемен»
посвящает особую гексаграмму. Если человек и способен к действию и
обладает всеми необходимыми для этого действия силами, то все же, но
должен поступать обдуманно. Для того, чтобы поступать обдуманно,
необходимо на некоторое время задержаться, т.е. «бежать» от возможной
деятельности. Поэтому данная гексаграмма говорит о бегстве, об известном
сознательном отходе от деятельности на время. Здесь происходит нечто
подобное тому, когда мы предварительно отступаем на несколько шагов назад
перед тем, как прыгнуть с разбега. Если абстрагировано рассматривать
момент этой задержки, то естественно, что в нем, в его пределах, никакая
деятельность крупного размаха невозможна. Поэтому лишь малому, лишь тому,
кто действует в малом, здесь может быть предсказана благоприятность исхода
его ситуации. Вот почему текст здесь говорит:
Бегство. Свершение. Малому — благоприятна стойкость.
1
Как в шестой черте намечается переход к следующей гексаграмме, т.е. к
следующей ситуации в жизни, так первая черта является своего рода
реминисценцией — воспоминанием предыдущей ситуации. Это воспоминание
символически выражено в образе хвоста. Предыдущая ситуация было
охарактеризована отчасти и деятельностью. Здесь, если в момент
необходимости воздержаться от действия воспоминания о предыдущей ситуации,
по инерции будет продолжаться какая-то деятельность («хвост»), то
благоприятного исхода не может быть. Здесь важнее всего стойко пребывать
на том месте, на котором данная ситуация застает человека в жизни. Лишь
постепенно может развиться дальше ситуация, перейдя в следующую, и лишь
постепенно человек может получить возможность действовать. В этом смысле
приходится понимать:
В начале слабая черта. Не надо, чтобы предстояло кому-нибудь выступать.
2
При рассмотрении пятой черты второй гексаграммы уже указывалась символика
желтого цвета, цвета середины. Здесь, на второй позиции, позиции
центральной для нижней триграммы, совершенно естественно появляется желтый
цвет. Далее эта вторая позиция занята слабой чертой, которая символизирует
податливость, мягкость, а эти качества по символике животных в «Книге
Перемен» выражены коровой. Поэтому для того, чтобы удержать бегущего на
месте, т.е. помочь человеку воздержаться от деятельности, здесь нужно
качество пребывания в середине, т.е. недействия. Поэтому и текст говорит:
Слабая черта на втором месте. Чтобы удержать бегущего, нужна кожа желтой
коровы. Тогда никто на сможет выпустить его.
3
Кризис, характерный для третьей позиции, здесь понимается несколько
своеобразно. В общем для данной ситуации необходимо пребывание на месте,
бегство от деятельности. Но в переводе на язык ситуации кризиса это
бегство может быть рассмотрено как известная обуза, как-то именно, что
вызывает само бегство, т.е. данное качество переходит в свою
противоположность. Само собою, в этом состоянии невозможно предпринять
какую-либо широкую общественную деятельность. Поэтому здесь может привести
к благоприятному исходу только ограничение себя, действия в пределах своей
вотчины, своего дома. Таким образом, связанный своим бегством беглец
невольно попадает в опасное положение, и ему лучше не выходить никуда за
пределы своих, может быть, и ограниченных владений. Это выражено в тексте
следующим образом:
Сильная черта на третьем месте. Связанному беглецу будет болезнь,
опасность. Держащему слуг и служанок — счастье.
4
Четвертая позиция стоит в соответствии с первой. Основные качества,
необходимые для данной ситуации, развиваются при правильном соблюдении
того совета, который дается в первой. Поэтому на четвертой позиции, где
есть поддержка от того человека, который символизирован первой чертой,
можно ожидать благоприятного исхода. Но для этого надо уметь самому
остановиться и остановиться как раз тогда, когда налицо вся полнота
творческих сил, а то, что здесь эта полнота творческих сил есть,
символизировано верхней триграммой, которая начинается четвертой чертой,
триграммой творчества. На такое самоограничение способен лишь человек
большой внутренней культуры и большой воли. Вот почему текст говорит
здесь:
Сильная черта на четвертом месте. Хорошее богатство. Благородному человеку
— счастье. Ничтожному человеку — несчастье.
5
В пятой черте символизируется обыкновенно максимальное проявление данной
ситуации вовне, но именно здесь внешняя деятельность вся сводится к отходу
от проявления вовне, к тому, чтобы не проявлять все свои лучшие силы
вовне. Поэтому здесь можно говорить о том бегстве, которое вполне
удовлетворено, о том бегстве, которое может быть с этой точки зрения
призвано счастливым. В нем, само собой, необходима полная стойкость.
Поэтому в тексте говорится:
Сильная черта на пятом месте. Счастливое бегство. Стойкость — к счастью.
6
Последняя позиция, представляя собой некий отрыв от всей ситуации, может
быть символизирована неким полетом. Поскольку в ней намечаются
определенные качества данной позиции, постольку ее можно рассматривать как
бегство от самого бегства, т.е. переход к деятельности. Здесь он вполне
уместен. Поэтому краткий текст говорит:
Наверху сильная черта. Летящее бегство. Ничего неблагоприятного.
Во внешнем — Творчество и крепость, во внутреннем — Незыблемость и
пребывание. Сохранить неизменное внутреннее состояние пребывания и
неизменности при непредсказуемо развивающемся внешнем, можно только
бегством от внешнего.
Интерпретация Хейслип
Постарайтесь немного сдерживать себя; поверьте, что вы только
выиграете от этого. В данный момент настойчивость и упорство никакой
пользы не принесет. Эта гексаграмма очень благоприятна для интересного
отдыха и развлечений; воспользуйтесь этим временем для
того, чтобы обдумать свои планы на будущее. Однако не спешите их
осуществлять, пока не закончится нынешний период неопределенности.
Лучше используйте его для медитации, спокойного созерцания и размышления.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого