
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  53. Цзянь. ТечениеКанонический текcт
Женщина уходит (к мужу). Счастье. Благоприятна стойкость.
- Лебедь приближается к берегу. Малому ребенку (страшна) опасность.
Будут толки. — Хулы не будет.
- Лебедь приближается к скале. В питье и в пище — уравновешенность.
— Счастье.
- Лебедь приближается к суше. Муж уйдет в поход (и) не вернется. Жена
забеременеет, (но) не выносит. Несчастье. — Благоприятно — справиться с
разбойниками.
- Лебедь приближается к дереву. Может быть, (он и) достигнет своего
сука. — Хулы не будет.
- Лебедь приближается к холму. Женщина три года не беременеет. В конце
концов ничто ее не одолеет. — Счастье.
- Лебедь приближается к суше. Его перья могут быть применены в обрядах. —
Счастье.
В предыдущем силы были накоплены, восстановлены, переплавлены. Им был
сообщен импульс. Они были испытаны в стойкости и теперь могут свободно
двинуться вперед к деятельности. Поэтому данная ситуация называется
течением. Надо также отметить, что главный образ, проходящий почти через
все черты, — это образ лебедя. Это образ водяной птицы, которая
гармонирует с названием гексаграммы — Течением. Но для того, чтобы понять
данный афоризм, необходимо принять во внимание, что это течение не
безразличное, а имеет определенную цель, такую цель, как цель девушки
выйти замуж. Само собою, для того, чтобы не сбиться с правильного пути,
здесь нужна полная стойкость. Поэтому основной афоризм говорит только:
Течение. Женщина уходит к мужу. Счастье. Благоприятна стойкость.
1
Начиная с первого афоризма и далее, текст «Книги Перемен» говорит здесь о
постепенном продвижении лебедя. Между прочим, образ лебедя Су Сюнь
расшифровывает так: «Лебедь принадлежит к птицам Света, но живет в воде
(относимой к категории Тьмы — Ю.Щ.). Когда он находится на воде, то он
считает для себя успокоением добраться до суши. Когда же он находится на
суше, то он считает для себя радостью добраться до воды». Двойственный
характер данной ситуации, где необходим отрыв от исходной точки, выражен
здесь в образе лебедя, который с водяной поверхности, удобный для него и к
которой он приспособлен, выходит на берег в обстановку, менее свойственную
ему. Тем не менее, этот путь возникает как необходимый. И «Книга Перемен»
рассматривает лишь постепенные этапы его. На первой позиции лебедь только
приближается к берегу. Выступление к деятельности может показаться и
страшным, но не человеку, полному сил. Только ребенка могла бы напугать
большая и длительная дорога. Поэтому если здесь опасность и вызывает
некоторые толки, то в конечном счете, поскольку выход вовне здесь
необходим, ситуация развернется благополучно. Поэтому в тексте здесь
сказано:
В начале слабая черта. Лебедь приближается к берегу. Малому ребенку
страшно. Будут толки, но хулы не будет.
2
Дальнейшее постепенное развертывание сил, выраженное в образе лебедя,
добравшегося до прибрежных утесов, должно быть, прежде всего, построено на
гармоническом восприятии того, что помогает человеку и что исходит из
окружающей среды. Пища и питье — это то, что все время проникает в
человека извне. И в этой поддержке извне человек должен в наибольшей
степени проявить свою уравновешенность. Вот почему текст говорит текст
говорит здесь:
Слабая черта на втором месте. Лебедь приближается к скале. В питье и пище
— уравновешенность. Счастье.
3
На третьей позиции намечается выход из внутренней среды, т.е. из той,
которая действующему, а в переводе на образы, данные в «Книге Перемен», —
выход из воды, которая так радует лебедя. Таким образом, здесь лебедь
достигает суши, он выходит на нее. Но к жизни на суше он не приспособлен
так же, как на первых порах человек, приходящий к деятельности и исходящий
из своего неизменного покоя, не приспособлен к деятельности. Поэтому здесь
может, как угроза, предстать перед человеком неправильное развитие его
пути. Если мужчина уходит в поход, то неправильный и неблагополучный исход
его предприятия выражается в том, что он гибнет в походе и не
возвращается. Древние китайские авторы «Книги Перемен» единственное
назначение женщины видели в продолжение рода. Поэтому для женщины
неблагоприятный исход ее выражается в образе возможности зачатия, но
невозможности рождения. Такая ситуация может привести лишь к действию, но
в нем во имя того, чтобы выбиться из данной ситуации, необходимо совладеть
со всеми мешающими элементами ее, необходимо справиться с разбойником,
который символизирует все отклонения от правильного пути, т.е. от
дальнейшего развития. В этом смысле можно понять текст:
Сильная черта на третьем месте. Лебедь приближается к суше. Муж уйдет в
поход, но не вернется. Жена забеременеет, но не выносит. Несчастье.
4
Неприспособленность человека к действию, которая ограничивает его
возможности здесь ввиду отсутствия опыта, в значительной мере приводит к
тому, что если он и прошел предыдущую ситуацию благополучно, здесь
окончательной благотворительности он еще не встречал. Дальнейшее
разрешение событий может быть для него как может быть для него как удачно,
так и неудачно. Виной всему, конечно, его неприспособленность. Лебедь не
приспособлен к тому, чтобы гнездиться на дереве, однако, может быть, он
найдет достаточно крепкий сук, на котором он мог бы усесться. Так и
действующий человек может найти достаточно крепкую опору для своей
дальнейшей деятельности. В последнем случае ситуация может развернуться
благополучно. Но это необязательно. Поэтому «Книга Перемен» говорит лишь
гипотетически:
Слабая черта на четвертом месте. Лебедь приближается к дереву. Может быть,
он и достигнет своего сука. Хулы не будет.
5
Пятая позиция, расположенная высоко в гексаграмме, выражена здесь в образе
холма, на который еще дальше проникает лебедь. Но эта позиция уже
настолько удалена от второй и отделена от нее опасной третьей позицией,
что плодотворность ее ставится под сомнение. Тот, кто неплодотворен и не
создает ничего, может развиться ради себя самого себя и уже в себе самом и
для себя может быть сильным. Эта сила, однако, приводит лишь к
удовлетворению самого себя, но отнюдь не следует забывать о
непродуктивности ее. Поэтому текст говорит здесь:
Сильная черта на пятом месте. Лебедь приближается к холму. Женщина три
года не беременеет. В конце концов никто ее не одолеет. Счастье.
6
Шестая позиция стоит в соответствии с третьей, поэтому здесь опять
появляется образ суши, на которую движется лебедь. Но цель уже достигнута,
уже возможен по достижении цели выход к дальнейшей ситуации. И достижение
цели выражается в ценности данной ситуации. С точки зрения авторов «Книги
Перемен», обряд представляет собою действие, в котором с особенной силой
выступают на первый план достоинство и ценность. Поэтому, если здесь
говорится, что перья лебедя могут быть применены при обрядах, постольку
здесь указывается на конечную плодотворность данной ситуации. На
предыдущих ступенях «Книга Перемен» предупреждала о замкнутости и
неплодотворности, ибо такая замкнутость в себе была бы рецидивом, уже
пройденной предыдущей ситуацией и в этом смысле являлась бы злом. Самое
важное, таким образом, здесь дать возможность воспользоваться кому-нибудь
другому теми результатами, которые получены самим человеком, проходящим
данную ситуацию. Перья лебедя, если бы они остались на нем самом, были бы
лишены всякого смысла, кроме того, который в них заключен для самого
лебедя. Они же, применимые в обряде, являются символом благоприятно
достигнутой цели. Так, в тексте мы здесь читаем:
Наверху сильная черта. Лебедь приближается к суше. Его перья могут быть
применены в обрядах. Счастье.
Во внешнем —
Утончение и проникновенность, во внутреннем — Пребывание
и незыблемость. Внутренняя незыблемость сочетается с внешним
проникновением. Внутренне не меняясь, человек все больше проникает во
внешние проявления Абсолюта. Он как бы плывет по течению, которое
отдаляет его от привычного и предсказуемого. На бытовом уровне это
отдаление кажется горем: муж не вернется, женщина не беременеет, малому
ребенку грозит опасность. Однако для совершенномудрого — это счастье.
Интерпретация Хейслип
Двигаясь вперед, тщательно продумывайте каждый свой шаг, и
тогда удача не изменит вам и в дальнейшем. Если, не поддаваясь на
уговоры, вы не станете опережать события, счастье и успех будут вашими
спутниками. У черепахи не меньше шансов прийти к финишу первой,
чем у зайца. Вы в начале долгого пути. Финансовые дела поправятся,
а терпение и рассудительность вознаградятся в конце концов
исполнением желаний.
  14. Да-ю. Обладание великимКанонический текcт
Изначальное свершение.
- Нет связи с вредным. — Не то чтоб была хула, (но если) потрудишься,
то хулы не будет.
- Большая колесница — для грузов. — Есть куда выступить. Хулы не будет.
- Князю нужно проникнуть к сыну неба. — (В таком случае) ничтожные
люди не смогут одолеть (его).
- (Если) не будет у тебя роскоши, хулы не будет.
- Такая правдивость. (В ней будешь) связан (со всеми, будешь) силен.
— Счастье.
- От неба благословение этому. — Счастье. Ничего неблагоприятного.
После уничтожения упадка и совместного действия единомышленников все
оказывается в их руках. Они сообща обладают великим. Поэтому никакие
препятствия на их пути развития невозможны, и развитие идет так, как оно
изначально задумано. Это выражение и в символике гексаграммы, где пятая
слабая черта является центром тяготения всех остальных черт. Она обладает
ими всеми. Это и есть обладание великим, т.е. всеми элементами света. Они
действуют все сообща, поэтому, как и в предыдущей ситуации, совместимость
действия здесь особо подчеркивается. Здесь же идет речь лишь о том, что в
данной ситуации, несмотря на ее благоприятность, все же необходима полная
активность. Только тогда в конкретных условиях отдельных позиций может
происходить то, о чем говорит основной текст гексаграммы:
Обладание великим. Изначальное развитие.
1
Владение многим вызывает опасение в том, что это потребует слишком больших
и разносторонних связей, между которыми могут оказаться и связи с тем, что
наносит ущерб. Конечно, такое отсутствие общения с вредными не заслуживает
порицания, но полная безупречность и на будущее достижима лишь в том
случае, если поставить препятствия даже самой возможности общения с
вредным. Осуществление зависит от развития того, кого это касается. На
первых ступенях создание таких препятствий сводится к системе запретов. Но
они отпадают по отношению к тому, кто достиг идеальной чистоты. Вредное
влияние на него не может быть оказано, даже если он общается с самым
низким и переразвитым. Эти влияния ограничены уже в силу его чистоты.
Однако текст без разграничений говорит об этом:
В начале сильная черта. Отсутствие связей с вредным — не хула. Поставь им
затруднения, и тогда хулы не будет.
2
Во внутреннем апогее обладания великими достижениями на первый план
выступает возможность самого широкого усвоения воспринимаемого материала.
Символически это выражается в правильном соответствии внутреннего (вторая
черта) и внешнего (пятая черта). Этим определяется и возможность экспансии
действия. Конечно, это не дается автоматически, а требует развития
некоторой культуры сознания для недостаточно развитого человека так же,
как для человека, ушедшего в своем развитии вперед, необходима
деятельность, направленная на благо остальным людям. Только при этом
достижимо то, что выражено в следующем образе текста:
Сильная черта на втором месте. Большая колесница — для того, чтобы ее
нагрузить. Ей есть куда отправиться. Хулы не будет.
3
Общность действия, о которой говорилось во введении, здесь особенно
необходима. Символом такого обобщения многих людей в древнем Китае
мыслился князь. Даже само слово «князь» — гун сохранило не менее частое
значение «общий». Только при наличии этого качества возможно здесь
движение вверх. Но при таком восхождении человек недостаточно развитой, —
этически ничтожный, — может из-за радости и эгоистического наслаждения
подъемом отклониться от намеченной цели. В этом сказывается положение
кризиса, заметное даже в столь благоприятной ситуации. Только вполне
совершенный человек может здесь не погибнуть от этой надвигающейся на него
радости. Для рядового человека здесь нужна особая тренировка ума, которая
не под силу этически отсталому человеку. В этом смысле приходится понимать
слова текста:
Сильная черта на третьем месте. Князю надо проникнуть к Сыну Неба.
Ничтожным людям это невозможно.
4
Если третья позиция, как правило, выражает кризис перехода от внутреннего
к внешнему, то четвертая позиция выражает уже погружение во внешнее, в
«иное». С этим необходимо связано некое настроение самоотрешенности,
которое можно усмотреть при внимательном изучении всех текстов четвертой
позиции. Это достигается, следовательно, лишь герменевтически, а не из
комментаторской литературы. Однако и лучшие комментаторы смутно сознавали
эту закономерность текста и на своем языке соответственно выражали ее.
Наиболее выпукло это в применении к данной гексаграмме у Вань И, одного из
самых вдумчивых истолкователей. В общем, разграничивая приложимость данной
гексаграммы к человеку, лишь начинающему свой познавательный путь, и к
человеку, достигшему на этом пути совершенства, он здесь, несмотря на их
различие, по-разному говорит об одном: о том идеале, который в истории
буддийской философии выразился в основном учении махаяны — в мотиве
самоотдачи во имя других. Это противопоставляется эгоцентрическому
развитию школы шраваков и пратьекабудд. Допускается, что и эти школы
приводят к познанию истины, но лишь через самоотрешение возможно подняться
к истинному познанию ее. Эта мысль нашего комментатора напоминает формулу
Гете: «Das Was bedenke, mehr bedenke Wie». В ситуации обладания великим,
конечно, возможно достичь пышности в личных владениях, но на позиции
самоотрешенности, — необходимо отказаться от личного обладания ради
общности обладания. Только здесь достижима безупречность, о которой
говорится в тексте, и ясность, которой она парафразируется в четвертом
слое. В тексте читаем:
Сильная черта на четвертом месте. Отрицай свою пышность. Хулы не будет.
5
Данная позиция выражает положение, в котором свободно, без принуждения
себя к чему-либо человек проявляет с наибольшей очевидностью существо всей
ситуации. Это — положение, в котором он в полной правдивости владеет
многим. Именно здесь ему доступно также и самое интенсивности общение с
людьми. Но они не могли бы злоупотреблять этим, если бы не другое,
совершенно необходимое для человека в таком положении. Это суровая
строгость его. Так, направляя людей, он выдвигает лучших из них и
подавляет все дурное в них. Такое очищение необходимо для достижения
следующей ступени, на которой должны исчезнуть грани социальной иерархии.
В краткой формуле выражает это текст:
Слабая черта на пятом месте. В такой правдивости (будь) общителен и строг.
Счастье.
6
Тяготение всех предыдущих позиций к пятой было окрашено общим тоном
подъема к высшему. Но и шестая позиция представляет здесь силу, которая,
несмотря на высоту своего положения, склоняется перед низшей, но в данной
ситуации главной силой пятой черты. «Трудно дается это человеку, поэтому
небо должно непременно помочь ему в этом», — восклицает по поводу данного
текста Ито Тогай. И текст почти до многословия, чуждого Книге,
подчеркивает удачность данного положения, в котором уже намечается зачаток
ситуации, выраженной в следующей гексаграмме Смирение. Текст здесь
следующий:
Наверху сильная черта. Само небо благословляет на это. Счастье. Ничего
неблагоприятного.
Во внешнем — Сцепление и ясность, во внутреннем — Творчество и крепость.
Для ничтожного человека такая крепость и такое творчество непривычны, но
если потрудиться, то хулы не будет. Чем
более развито у человека сознание,
тем благоприятней для него эта ситуация — от неба благословение .
Интерпретация Хейслип
Солнце светит ярко. Это значит, что вы ощущаете себя совсем
свободным. Можно сказать, что вы богаты — и материально, и духовно.
Для успеха в делах нужно сконцентрировать свою волю и желания на
том, что в данный период необходимо. И не упускайте из виду главную
цель, помните о ней, хотя сейчас все складывается вполне благоприятно
для вас. Не распыляйте себя!
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого