
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  53. Цзянь. ТечениеКанонический текcт
Женщина уходит (к мужу). Счастье. Благоприятна стойкость.
- Лебедь приближается к берегу. Малому ребенку (страшна) опасность.
Будут толки. — Хулы не будет.
- Лебедь приближается к скале. В питье и в пище — уравновешенность.
— Счастье.
- Лебедь приближается к суше. Муж уйдет в поход (и) не вернется. Жена
забеременеет, (но) не выносит. Несчастье. — Благоприятно — справиться с
разбойниками.
- Лебедь приближается к дереву. Может быть, (он и) достигнет своего
сука. — Хулы не будет.
- Лебедь приближается к холму. Женщина три года не беременеет. В конце
концов ничто ее не одолеет. — Счастье.
- Лебедь приближается к суше. Его перья могут быть применены в обрядах. —
Счастье.
В предыдущем силы были накоплены, восстановлены, переплавлены. Им был
сообщен импульс. Они были испытаны в стойкости и теперь могут свободно
двинуться вперед к деятельности. Поэтому данная ситуация называется
течением. Надо также отметить, что главный образ, проходящий почти через
все черты, — это образ лебедя. Это образ водяной птицы, которая
гармонирует с названием гексаграммы — Течением. Но для того, чтобы понять
данный афоризм, необходимо принять во внимание, что это течение не
безразличное, а имеет определенную цель, такую цель, как цель девушки
выйти замуж. Само собою, для того, чтобы не сбиться с правильного пути,
здесь нужна полная стойкость. Поэтому основной афоризм говорит только:
Течение. Женщина уходит к мужу. Счастье. Благоприятна стойкость.
1
Начиная с первого афоризма и далее, текст «Книги Перемен» говорит здесь о
постепенном продвижении лебедя. Между прочим, образ лебедя Су Сюнь
расшифровывает так: «Лебедь принадлежит к птицам Света, но живет в воде
(относимой к категории Тьмы — Ю.Щ.). Когда он находится на воде, то он
считает для себя успокоением добраться до суши. Когда же он находится на
суше, то он считает для себя радостью добраться до воды». Двойственный
характер данной ситуации, где необходим отрыв от исходной точки, выражен
здесь в образе лебедя, который с водяной поверхности, удобный для него и к
которой он приспособлен, выходит на берег в обстановку, менее свойственную
ему. Тем не менее, этот путь возникает как необходимый. И «Книга Перемен»
рассматривает лишь постепенные этапы его. На первой позиции лебедь только
приближается к берегу. Выступление к деятельности может показаться и
страшным, но не человеку, полному сил. Только ребенка могла бы напугать
большая и длительная дорога. Поэтому если здесь опасность и вызывает
некоторые толки, то в конечном счете, поскольку выход вовне здесь
необходим, ситуация развернется благополучно. Поэтому в тексте здесь
сказано:
В начале слабая черта. Лебедь приближается к берегу. Малому ребенку
страшно. Будут толки, но хулы не будет.
2
Дальнейшее постепенное развертывание сил, выраженное в образе лебедя,
добравшегося до прибрежных утесов, должно быть, прежде всего, построено на
гармоническом восприятии того, что помогает человеку и что исходит из
окружающей среды. Пища и питье — это то, что все время проникает в
человека извне. И в этой поддержке извне человек должен в наибольшей
степени проявить свою уравновешенность. Вот почему текст говорит текст
говорит здесь:
Слабая черта на втором месте. Лебедь приближается к скале. В питье и пище
— уравновешенность. Счастье.
3
На третьей позиции намечается выход из внутренней среды, т.е. из той,
которая действующему, а в переводе на образы, данные в «Книге Перемен», —
выход из воды, которая так радует лебедя. Таким образом, здесь лебедь
достигает суши, он выходит на нее. Но к жизни на суше он не приспособлен
так же, как на первых порах человек, приходящий к деятельности и исходящий
из своего неизменного покоя, не приспособлен к деятельности. Поэтому здесь
может, как угроза, предстать перед человеком неправильное развитие его
пути. Если мужчина уходит в поход, то неправильный и неблагополучный исход
его предприятия выражается в том, что он гибнет в походе и не
возвращается. Древние китайские авторы «Книги Перемен» единственное
назначение женщины видели в продолжение рода. Поэтому для женщины
неблагоприятный исход ее выражается в образе возможности зачатия, но
невозможности рождения. Такая ситуация может привести лишь к действию, но
в нем во имя того, чтобы выбиться из данной ситуации, необходимо совладеть
со всеми мешающими элементами ее, необходимо справиться с разбойником,
который символизирует все отклонения от правильного пути, т.е. от
дальнейшего развития. В этом смысле можно понять текст:
Сильная черта на третьем месте. Лебедь приближается к суше. Муж уйдет в
поход, но не вернется. Жена забеременеет, но не выносит. Несчастье.
4
Неприспособленность человека к действию, которая ограничивает его
возможности здесь ввиду отсутствия опыта, в значительной мере приводит к
тому, что если он и прошел предыдущую ситуацию благополучно, здесь
окончательной благотворительности он еще не встречал. Дальнейшее
разрешение событий может быть для него как может быть для него как удачно,
так и неудачно. Виной всему, конечно, его неприспособленность. Лебедь не
приспособлен к тому, чтобы гнездиться на дереве, однако, может быть, он
найдет достаточно крепкий сук, на котором он мог бы усесться. Так и
действующий человек может найти достаточно крепкую опору для своей
дальнейшей деятельности. В последнем случае ситуация может развернуться
благополучно. Но это необязательно. Поэтому «Книга Перемен» говорит лишь
гипотетически:
Слабая черта на четвертом месте. Лебедь приближается к дереву. Может быть,
он и достигнет своего сука. Хулы не будет.
5
Пятая позиция, расположенная высоко в гексаграмме, выражена здесь в образе
холма, на который еще дальше проникает лебедь. Но эта позиция уже
настолько удалена от второй и отделена от нее опасной третьей позицией,
что плодотворность ее ставится под сомнение. Тот, кто неплодотворен и не
создает ничего, может развиться ради себя самого себя и уже в себе самом и
для себя может быть сильным. Эта сила, однако, приводит лишь к
удовлетворению самого себя, но отнюдь не следует забывать о
непродуктивности ее. Поэтому текст говорит здесь:
Сильная черта на пятом месте. Лебедь приближается к холму. Женщина три
года не беременеет. В конце концов никто ее не одолеет. Счастье.
6
Шестая позиция стоит в соответствии с третьей, поэтому здесь опять
появляется образ суши, на которую движется лебедь. Но цель уже достигнута,
уже возможен по достижении цели выход к дальнейшей ситуации. И достижение
цели выражается в ценности данной ситуации. С точки зрения авторов «Книги
Перемен», обряд представляет собою действие, в котором с особенной силой
выступают на первый план достоинство и ценность. Поэтому, если здесь
говорится, что перья лебедя могут быть применены при обрядах, постольку
здесь указывается на конечную плодотворность данной ситуации. На
предыдущих ступенях «Книга Перемен» предупреждала о замкнутости и
неплодотворности, ибо такая замкнутость в себе была бы рецидивом, уже
пройденной предыдущей ситуацией и в этом смысле являлась бы злом. Самое
важное, таким образом, здесь дать возможность воспользоваться кому-нибудь
другому теми результатами, которые получены самим человеком, проходящим
данную ситуацию. Перья лебедя, если бы они остались на нем самом, были бы
лишены всякого смысла, кроме того, который в них заключен для самого
лебедя. Они же, применимые в обряде, являются символом благоприятно
достигнутой цели. Так, в тексте мы здесь читаем:
Наверху сильная черта. Лебедь приближается к суше. Его перья могут быть
применены в обрядах. Счастье.
Во внешнем —
Утончение и проникновенность, во внутреннем — Пребывание
и незыблемость. Внутренняя незыблемость сочетается с внешним
проникновением. Внутренне не меняясь, человек все больше проникает во
внешние проявления Абсолюта. Он как бы плывет по течению, которое
отдаляет его от привычного и предсказуемого. На бытовом уровне это
отдаление кажется горем: муж не вернется, женщина не беременеет, малому
ребенку грозит опасность. Однако для совершенномудрого — это счастье.
Интерпретация Хейслип
Двигаясь вперед, тщательно продумывайте каждый свой шаг, и
тогда удача не изменит вам и в дальнейшем. Если, не поддаваясь на
уговоры, вы не станете опережать события, счастье и успех будут вашими
спутниками. У черепахи не меньше шансов прийти к финишу первой,
чем у зайца. Вы в начале долгого пути. Финансовые дела поправятся,
а терпение и рассудительность вознаградятся в конце концов
исполнением желаний.
  34. Да-чжуань. Мощь великогоКанонический текcт
Благоприятна стойкость.
- Мощь в пальцах ног. — Поход — к несчастью, обладай правдой.
- Стойкость — к счастью.
- Ничтожному человеку придется быть мощным; благородному человеку
придется погибнуть. — Стойкость — опасна. Когда козел бодает изгородь, (в
ней) застревают его рога.
- Стойкость — к счастью. Раскаяние исчезнет. Изгородь пробита, (в ней)
не застрянешь. Мощь — в осях большой колесницы.
- Утратишь козла (даже) в легких (обстоятельствах). — Раскаяния не будет.
- Козел бодает изгородь — не может отступить, не может продвинуться.
— Ничего благоприятного. (Но если будет) трудно, то (будет и) счастье.
За время предыдущего периода человек может выработать все силы, которые
нужны ему для дальнейшей деятельности. Весь смысл этой временной задержки
в деятельности, которая была намечена в предыдущем, состоит именно в том,
чтобы в спокойствии выработать, возможно, большую силу, необходимую для
какого-нибудь крупного дела, которое может быть осуществлено в дальнейшем.
Во время этого спокойствия вырабатывается великая мощь, которая является
темой данной ситуации, но при этом всегда надо иметь в виду, что великая
мощь может быть только тогда, когда человек не полагается исключительно на
одного себя, а действует совместно с коллективом. В этом отношении нужно с
полной стойкостью соблюдать свои связи с окружающими людьми. Поэтому
весьма краткий текст говорит:
Мощь великого. Благоприятна стойкость.
1
В общем мы уже указали на стойкость. Здесь для дальнейшего рассмотрения
нужно принять во внимание, что стойкость (чжэн) интерпретируется постоянно
и как правота. И именно с этим значением правоты, верности приходится
считаться. Для понимания образа данной черты необходимо вспомнить то, что
говорилось в 32-й гексаграмме относительно символики тела в «Книге
Перемен». В первый момент проявления великой мощи, о которой говорит
данная ситуация, прежде всего, необходимо принять во внимание, что
стойкость (она же — правота) должна быть понята как объективная правота,
как та, которая подтверждена всем окружением человека. Ибо если бы,
наоборот, человек рассчитывал на стойкость как на свое собственное
качество, он впал бы в ошибку так же, как впал бы в ошибку, если бы
успокоил себя тем, что мощь его велика. Поэтому всякое выступление к
деятельности здесь еще не может быть благоприятным, ибо на данной ступени,
ступени первого момента ситуации мощи великого, нужно только собрать силы
к развитию данной ситуации по дальнейшим этапам. Поэтому текст «Книги
Перемен» говорит здесь:
В начале сильная черта. Мощь в пальцах ног. Поход — к несчастью. Так будет
подлинно!
2
Стойкость, понимаемая как правота, является в данной ситуации подлинным
внутренним качеством занимающего ее лица. Именно на второй позиции мы
всегда встречаем максимальное выражение внутренних качеств. Поэтому
лаконичный текст здесь только напоминает:
Сильная черта на втором месте. Стойкость — к счастью.
3
Третья позиция, как позиция кризиса, характеризуется тем, что за
деятельность человек берется, не обладая достаточным количеством сил. Хотя
здесь в ситуации мощи великого предполагается наличие больших сил, однако
подлинно большие силы у человека могут быть лишь в том случае, если он
опирается на окружение, т.е. если он в этическом плане связан с другими
людьми и с их деятельностью. Поскольку третья черта представляет собой
замыкание в себе как противоположность выхода вовне, постольку не сможет
здесь человек рассчитывать на поддержку окружающих его людей. Если бы он
все же стал действовать вопреки нормальной ситуации, то он проявил бы себя
как человек, лишенный этических качеств, т.е. неблагородный человек. И все
же, если бы такой человек стал действовать, то настойчивость его в этом
действии была бы ужасной. И это «Книга Перемен» выражает в образе, полном
юмора:
Сильная черта на третьем месте. Ничтожному человеку придется быть мощным.
Благородному человеку придется погибнуть. Стойкость — ужасна. Когда козел
бодает изгородь, то в ней застрянут его рога.
4
Для того чтобы понять афоризм данной черты, необходимо вспомнить, из чего
состоит данная гексаграмма. В ней внизу «творчество», т.е. творческие
силы, которыми полна внутренняя жизнь человека: вовне триграмма «молния»,
т.е. активнейшая деятельность. Само по себе творчество, поскольку оно
только внутри, может быть понято как творчество в потенциальном состоянии.
Верхняя же триграмма действия характеризует уже проявления этой творческой
мощи вовне. Поэтому нижняя черта верхней триграммы, т.е. первый выход
вовне, обусловлена самой ситуацией, выраженной здесь в образе пробитой
изгороди, которую можно понять, лишь сопоставив ее с образом предыдущего
афоризма. Здесь имеется в виду выход к деятельности большого размаха.
Такая деятельность может охватить большие пространства. Поэтому здесь
появляется образ колесницы как средства передвижения. И в этом стремлении
к действию вовне должна быть соблюдена полная стойкость, которая в данном
контексте понимается и как правота этого действия. В тексте мы здесь
читаем:
Сильная черта на четвертом месте. Изгородь пробита. В ней не застрянешь.
Мощь — в осях большой колесницы. Стойкость — к счастью. Раскаяние
исчезнет.
5
На третьей позиции встретился образ козла, бодающего изгородь. Этот козел
— символ необузданной силы, которая бросается к внешней деятельности, не
соразмерившись с препятствием. Поскольку пятая позиция представляет собою
самое гармоничное проявление вовне качеств, символизируемые этим козлом,
должны быть здесь отражены. Более того, они должны отойти от человека
настолько и быть заменены своей противоположностью, что должно наступить
исправление совершенных прежде ошибок. Вот почему текст говорит здесь:
Слабая черта на пятом месте. Утратишь козла даже в легких обстоятельствах.
Раскаяния не будет.
6
Параллельно с мощью, о которой говорилось в данной гексаграмме, в ней
говорилось о стремлении проявить эту мощь. В момент переразвития, который
символизируется верхней чертой, положительное качество, т.е. мощность,
отступает на задний план, и необдуманный поступок, и стремление к
проявлению вовне без достаточных сил выступают как характеристика данного
момента. Но если на третьей позиции, которая представляет собою лишь
переход к внешней деятельности, это уже приводило к неблагоприятным
результатам, то здесь это качество может привести к совершенно
безвыходному положению. Здесь нельзя ожидать ничего благоприятного. Но
если человек в этих самых неблагоприятных условиях будет ими спровоцирован
на напряжение своих сил, а тем самым и на развитие их, то, в конце концов,
он может найти благоприятный выход из создавшегося положения. Эта мысль
выражена в тексте следующих образах:
Наверху слабая черта. Козел бодает изгородь и не может отступить, не может
и продвинуться. Ничего благоприятного. Но если будет трудно то будет
счастье.
Во внешнем — Возбуждение и подвижность, во внутреннем — Творчество и
крепость. Творческая деятельность вызывает возбуждение внешнего, но не
меняет его.
Оно активизируется, но не поддается творческому импульсу
человека. Такое противостояние может быть как благоприятным, так и
неблагоприятным: ничтожному человеку придется быть мощным,
благородному человеку придется погибнуть.
Интерпретация Хейслип
Вы чересчур напористы, слишком активно стремитесь выбиться
вперед; не нужно этого, это только вредит вам. Подумайте об окружающих
вас людях. Помните, что невозможно построить свое благополучие
на неудачах других. Не нужно никого и ничего приносить в жертву
собственному честолюбию. Ведите себя скромнее, тактичнее, и желание
ваше исполнится. Постарайтесь отыскать здесь «золотую середину».
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого