
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  53. Цзянь. ТечениеКанонический текcт
Женщина уходит (к мужу). Счастье. Благоприятна стойкость.
- Лебедь приближается к берегу. Малому ребенку (страшна) опасность.
Будут толки. — Хулы не будет.
- Лебедь приближается к скале. В питье и в пище — уравновешенность.
— Счастье.
- Лебедь приближается к суше. Муж уйдет в поход (и) не вернется. Жена
забеременеет, (но) не выносит. Несчастье. — Благоприятно — справиться с
разбойниками.
- Лебедь приближается к дереву. Может быть, (он и) достигнет своего
сука. — Хулы не будет.
- Лебедь приближается к холму. Женщина три года не беременеет. В конце
концов ничто ее не одолеет. — Счастье.
- Лебедь приближается к суше. Его перья могут быть применены в обрядах. —
Счастье.
В предыдущем силы были накоплены, восстановлены, переплавлены. Им был
сообщен импульс. Они были испытаны в стойкости и теперь могут свободно
двинуться вперед к деятельности. Поэтому данная ситуация называется
течением. Надо также отметить, что главный образ, проходящий почти через
все черты, — это образ лебедя. Это образ водяной птицы, которая
гармонирует с названием гексаграммы — Течением. Но для того, чтобы понять
данный афоризм, необходимо принять во внимание, что это течение не
безразличное, а имеет определенную цель, такую цель, как цель девушки
выйти замуж. Само собою, для того, чтобы не сбиться с правильного пути,
здесь нужна полная стойкость. Поэтому основной афоризм говорит только:
Течение. Женщина уходит к мужу. Счастье. Благоприятна стойкость.
1
Начиная с первого афоризма и далее, текст «Книги Перемен» говорит здесь о
постепенном продвижении лебедя. Между прочим, образ лебедя Су Сюнь
расшифровывает так: «Лебедь принадлежит к птицам Света, но живет в воде
(относимой к категории Тьмы — Ю.Щ.). Когда он находится на воде, то он
считает для себя успокоением добраться до суши. Когда же он находится на
суше, то он считает для себя радостью добраться до воды». Двойственный
характер данной ситуации, где необходим отрыв от исходной точки, выражен
здесь в образе лебедя, который с водяной поверхности, удобный для него и к
которой он приспособлен, выходит на берег в обстановку, менее свойственную
ему. Тем не менее, этот путь возникает как необходимый. И «Книга Перемен»
рассматривает лишь постепенные этапы его. На первой позиции лебедь только
приближается к берегу. Выступление к деятельности может показаться и
страшным, но не человеку, полному сил. Только ребенка могла бы напугать
большая и длительная дорога. Поэтому если здесь опасность и вызывает
некоторые толки, то в конечном счете, поскольку выход вовне здесь
необходим, ситуация развернется благополучно. Поэтому в тексте здесь
сказано:
В начале слабая черта. Лебедь приближается к берегу. Малому ребенку
страшно. Будут толки, но хулы не будет.
2
Дальнейшее постепенное развертывание сил, выраженное в образе лебедя,
добравшегося до прибрежных утесов, должно быть, прежде всего, построено на
гармоническом восприятии того, что помогает человеку и что исходит из
окружающей среды. Пища и питье — это то, что все время проникает в
человека извне. И в этой поддержке извне человек должен в наибольшей
степени проявить свою уравновешенность. Вот почему текст говорит текст
говорит здесь:
Слабая черта на втором месте. Лебедь приближается к скале. В питье и пище
— уравновешенность. Счастье.
3
На третьей позиции намечается выход из внутренней среды, т.е. из той,
которая действующему, а в переводе на образы, данные в «Книге Перемен», —
выход из воды, которая так радует лебедя. Таким образом, здесь лебедь
достигает суши, он выходит на нее. Но к жизни на суше он не приспособлен
так же, как на первых порах человек, приходящий к деятельности и исходящий
из своего неизменного покоя, не приспособлен к деятельности. Поэтому здесь
может, как угроза, предстать перед человеком неправильное развитие его
пути. Если мужчина уходит в поход, то неправильный и неблагополучный исход
его предприятия выражается в том, что он гибнет в походе и не
возвращается. Древние китайские авторы «Книги Перемен» единственное
назначение женщины видели в продолжение рода. Поэтому для женщины
неблагоприятный исход ее выражается в образе возможности зачатия, но
невозможности рождения. Такая ситуация может привести лишь к действию, но
в нем во имя того, чтобы выбиться из данной ситуации, необходимо совладеть
со всеми мешающими элементами ее, необходимо справиться с разбойником,
который символизирует все отклонения от правильного пути, т.е. от
дальнейшего развития. В этом смысле можно понять текст:
Сильная черта на третьем месте. Лебедь приближается к суше. Муж уйдет в
поход, но не вернется. Жена забеременеет, но не выносит. Несчастье.
4
Неприспособленность человека к действию, которая ограничивает его
возможности здесь ввиду отсутствия опыта, в значительной мере приводит к
тому, что если он и прошел предыдущую ситуацию благополучно, здесь
окончательной благотворительности он еще не встречал. Дальнейшее
разрешение событий может быть для него как может быть для него как удачно,
так и неудачно. Виной всему, конечно, его неприспособленность. Лебедь не
приспособлен к тому, чтобы гнездиться на дереве, однако, может быть, он
найдет достаточно крепкий сук, на котором он мог бы усесться. Так и
действующий человек может найти достаточно крепкую опору для своей
дальнейшей деятельности. В последнем случае ситуация может развернуться
благополучно. Но это необязательно. Поэтому «Книга Перемен» говорит лишь
гипотетически:
Слабая черта на четвертом месте. Лебедь приближается к дереву. Может быть,
он и достигнет своего сука. Хулы не будет.
5
Пятая позиция, расположенная высоко в гексаграмме, выражена здесь в образе
холма, на который еще дальше проникает лебедь. Но эта позиция уже
настолько удалена от второй и отделена от нее опасной третьей позицией,
что плодотворность ее ставится под сомнение. Тот, кто неплодотворен и не
создает ничего, может развиться ради себя самого себя и уже в себе самом и
для себя может быть сильным. Эта сила, однако, приводит лишь к
удовлетворению самого себя, но отнюдь не следует забывать о
непродуктивности ее. Поэтому текст говорит здесь:
Сильная черта на пятом месте. Лебедь приближается к холму. Женщина три
года не беременеет. В конце концов никто ее не одолеет. Счастье.
6
Шестая позиция стоит в соответствии с третьей, поэтому здесь опять
появляется образ суши, на которую движется лебедь. Но цель уже достигнута,
уже возможен по достижении цели выход к дальнейшей ситуации. И достижение
цели выражается в ценности данной ситуации. С точки зрения авторов «Книги
Перемен», обряд представляет собою действие, в котором с особенной силой
выступают на первый план достоинство и ценность. Поэтому, если здесь
говорится, что перья лебедя могут быть применены при обрядах, постольку
здесь указывается на конечную плодотворность данной ситуации. На
предыдущих ступенях «Книга Перемен» предупреждала о замкнутости и
неплодотворности, ибо такая замкнутость в себе была бы рецидивом, уже
пройденной предыдущей ситуацией и в этом смысле являлась бы злом. Самое
важное, таким образом, здесь дать возможность воспользоваться кому-нибудь
другому теми результатами, которые получены самим человеком, проходящим
данную ситуацию. Перья лебедя, если бы они остались на нем самом, были бы
лишены всякого смысла, кроме того, который в них заключен для самого
лебедя. Они же, применимые в обряде, являются символом благоприятно
достигнутой цели. Так, в тексте мы здесь читаем:
Наверху сильная черта. Лебедь приближается к суше. Его перья могут быть
применены в обрядах. Счастье.
Во внешнем —
Утончение и проникновенность, во внутреннем — Пребывание
и незыблемость. Внутренняя незыблемость сочетается с внешним
проникновением. Внутренне не меняясь, человек все больше проникает во
внешние проявления Абсолюта. Он как бы плывет по течению, которое
отдаляет его от привычного и предсказуемого. На бытовом уровне это
отдаление кажется горем: муж не вернется, женщина не беременеет, малому
ребенку грозит опасность. Однако для совершенномудрого — это счастье.
Интерпретация Хейслип
Двигаясь вперед, тщательно продумывайте каждый свой шаг, и
тогда удача не изменит вам и в дальнейшем. Если, не поддаваясь на
уговоры, вы не станете опережать события, счастье и успех будут вашими
спутниками. У черепахи не меньше шансов прийти к финишу первой,
чем у зайца. Вы в начале долгого пути. Финансовые дела поправятся,
а терпение и рассудительность вознаградятся в конце концов
исполнением желаний.
  43. Гуай. ВыходКанонический текcт
Поднимешься до царского двора. Правдиво возглашай. (А если и) будет
опасность, (то) говори от своего города. Неблагоприятно браться за оружие.
Благоприятно иметь, куда выступить.
- Мощь в передней (части) пальцев на ногах. (Если) выступишь, (то)
не победишь. — Будет хула.
- Опасливо возглашай. В сумерках и ночью (будет) действие оружия.
— Не бойся.
- Мощь в скулах. — Будет несчастье,(но) благородный человек решается
на выход. (Он) одиноко идет и встречает дождь. Если (он и) промокнет,
(то) будет досадно, (но) - хулы не будет.
- (У кого на) ягодицах нет мышц, тот идет с большим трудом. (Пусть
лучше его) тянут, (как) барана. Раскаяние исчезнет. — (Если) услышишь речи
— не верь.
- Холм, (поросший) бурьяном. Решись на выход. — Действующему неуклонно
— хулы не будет.
- Безгласность. — В конце концов будет несчастье.
Для того, чтобы понять эту гексаграмму, необходимо обратить внимание на
ее структуру. Здесь все черты, кроме последней шестой, сильные, и шестая,
слабая черта, графически выраженная прерванной чертой, представляет собой
возможность вырваться, выйти, т.е. решаться на что-нибудь. Пять сильных
черт, расположенных снизу и до пятой позиции, представляют собою большое
скопление творческих сил, перед которыми расступаются препятствия. В этом
смысле название гексаграммы, которое условно переведено словом Выход,
должно быть принято еще и как решимость и как прорыв, ибо дальнейшие
тексты показывают данный термин и с этих сторон. Почему здесь может
появиться провыв? Потому что всякое приумножение, которое было указано в
предыдущей ситуации, если оно продолжается все дальше и дальше, может
привести к переразвитию, т.е. к известному переходу через край. Как вода в
сосуде поднимается до краев и дальше уже переливается через них, так и
здесь речь идет о большом подъеме, но таком, который не задерживается уже
в прежней форме, а вырывается из нее. Для того чтобы в такой ситуации
необходимо большое напряжение внутренней правдивости. Всякое высказывание
должно быть обосновано на ней. Только тогда в этом опасном положении можно
найти правильный путь. Для того чтобы найти эту внутреннюю правдивость,
необходимо исходить из самого себя, говорить от своего собственного лица.
Наоборот, если человек стал бы, только пользуясь своими силами, своим
окружением, агрессивно наступать на других, не заботясь совершенно о
самовоспитании, то это привело бы его к самым отрицательным последствиям.
В этом смысле может быть понят текст данного афоризма:
Выход. Поднимаешься до царского двора. Правдиво возглашай. А если и будет
опасность, то говори от своего города. Неблагоприятно браться за оружие.
Благоприятно иметь куда выступить.
1
Мы видели, что первые пять позиций заняты здесь все сильными чертами.
Конечно, они символизируют большую мощь, но на первой позиции эта мощь еще
только в самом начале своего проявления, и здесь возможен как
благоприятный, так и неблагоприятный исход. Во всяком случае, если
предпринять какие-нибудь действия, только потенциально владея большой
творческой силой, то, может быть, победа и не будет достигнута, хотя при
малом действии она могла бы быть достигнута. Если человек такой не
обеспечит себе победы, то это послужит поводом для того, что его будут
хулить. Поэтому в тексте сказано:
В начале сильная черта. Мощь в передней части пальцев на ногах. Если
выступишь и не победишь, будет хула.
2
Вторая позиция предшествует окончанию первого этапа, которое намечается в
третьей. Поэтому для второй позиции уместен образ сумерек и ночи, который
упоминается в тексте данного афоризма. Но если даже эти сумерки и ночь
вызывают настроение страха, то все же здесь в самом гармоническом образе
сочетаются творческие силы, который уже указывались выше. Они, собственно
говоря, и являются тем орудием, которым человек мог бы действовать. Однако
выше было указано, что действие оружием не может привести к благоприятному
исходу. Это может сильно испугать человека. Поскольку данная позиция
представляет собой уравновешенность и гармоничность, постольку «Книга
Перемен» ободряет здесь указанием на излишность страха. В тексте здесь мы
читаем:
Сильная черта на втором месте. Опасливо возглашай. В сумерки и ночь будет
действие оружия — не бойся.
3
То, что было хорошо на предыдущей позиции, уже становится неблагоприятным
на следующей, ибо время миновало. Кроме того, если первая позиция, как
нижняя в первой триграмме, связывалась с образами пальцев на ногах, то
верхняя в первой триграмме, т.е. третья, связывается с образом скул. По
ходу самой ситуации здесь действия не могут быть благоприятными. Однако
вся ситуация должна быть исполнена сил, решимости. И поэтому, даже
предвидя опасность и несчастливость исхода, благородный человек, т.е.
этически полноценный человек, должен решиться на действия здесь. Пусть он
будет совершенно одинок, он должен пройти через период известного
разрушения, ломки прежних обстоятельств и создание новых. Мы уже
встречались с образом дождя как разрешения нависших туч. Здесь опять
упоминается этот образ, но упоминается не как плодотворный дождь, а как
дождь, от которого человека люди, недоразвитые в этическом отношении,
могут быть ему неприятны. Однако поскольку он понимает возможность и
необходимость и необходимость такого положения и, тем не менее, действует
так, как велят его моральные убеждения, то никто не осмелится сказать о
его неправоте. Текст высказывает это в следующих словах:
Сильная черта на третьем месте. Мощь в скулах. Будет несчастье. Но
благородный человек решается на выход. Он одиноко идет и встречает дождь.
Если он и промокнет, то будет досадно, но хулы не будет.
4
Четвертая черта имеет своим основанием первую в силу закона соответствия
позиций. Поскольку первая черта расположена значительно ниже четвертой,
постольку она символизирована в нашем тексте в образе крестца. Первая
позиция занята было сильной чертой. Сила рассматривается в символике
«Книге Перемен» иногда (как, например, в данном случае) как твердость,
т.е. в применении к человеческому телу как кости, лишенные мускулов. Это
уже поможет нам понять своеобразный афоризм, приписанный данной позиции.
Он дан только для того, чтобы указать на трудность действия на данной
позиции. Человек здесь сам действовать вряд ли сможет, потому что
четвертая черта представляет собою лишь переходный период к следующей, на
которой, собственно говоря, достигается возможность решиться на тот выход.
Который указывается в общем, афоризме гексаграммы. Кроме того, для
понимания последней фразы данного афоризма надо принять во внимание, что
неверное положение человека, свойственного данной позиции, вряд ли может
гарантировать доверчивое отношение к нему со стороны окружающих. В тексте
здесь мы читаем:
Сильная черта на четвертом месте. У кого на крестце нет мускулов, тот идет
с большим трудом. Пусть лучше его тянут, как барана, тогда раскаяние
исчезнет. Если услышишь эти речи, то не поверишь им.
5
Пятая, высшая черта среди сильных черт, стоит непосредственно перед тем,
что символизирует, провыв, решительность и выход. Она — эта пятая черта —
должна быть вознесена на каком-то холме. Поверхность его покрыта шестой,
слабой чертой, которая символизирована в образе мягкой травы — шпината.
Для того чтобы совершить правильно этот выход, нужно только сохранить то
качество, которое свойственно было и в предыдущем, а именно умение идти
неуклонно по правому пути. Тогда только вся ситуация может быть направлена
на благоприятный исход. Об этом текст говорит:
Сильная черта на пятом месте. Холм, поросший шпинатом. Решись на выход.
Действующему неуклонно хулы не будет.
6
Верхняя триграмма здесь — «разрешение». Графический анализ знака дуй
приводит к выводу, что здесь первоначально был изображен человек с
раскрытым ртом. Потому этот знак в некоторых контекстах имеет значение
«говорить«, «возглашать». Этим, конечно, объясняется и то, что речь
указывалась в общем, афоризме, и здесь, в самой характерной черте верхней
триграммы, опять говорится о речи. Однако говорится о ней не так, как
говорилось в начале, потому что здесь весь процесс решимости и выхода (а
речь является тоже известным откровением себя, т.е. выходом вовне)
приходит к своему завершению. Потому здесь никакого возглашения уже не
может быть. С этой стороны данная позиция стоит в противоречии со всем
ходом данной ситуации. И можно сказать о неблагоприятности ее, кроме того,
в ней именно намечается следующая ситуация, ситуация противоречия,
перечения. Поэтому сравнительно краткий текст говорит здесь:
Наверху слабая черта. Безгласность. В конце концов будет несчастье.
Во внешнем — Погружение и опасность, во внешнем — Творчество и крепость.
Творчество во внутреннем приводит к опасности во внешнем. Лучше
прекратить этот процесс, чтобы не было еще хуже. Лучше выйти
сейчас:
промокнешь, но хулы не будет.
Интерпретация Хейслип
В настоящий период вы удачливы, но существует возможность
совершить ошибку и оттолкнуть от себя тех, кто обычно помогал вам,
и все это из-за вашего собственного упрямства. Будьте терпимее
в отношениях с ними, и старайтесь сами идти им навстречу. Вполне
возможно, что в этот период вы полюбите человека, о котором сейчас
даже и не думаете. Это, конечно, окажет влияние на ваше дальнейшее
поведение. Не играйте в азартные игры.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого