
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  55. Фын. ИзобилиеКанонический текcт
Свершение. Царь приближается к нему. Не беспокойся. Надо солнцу быть
в середине (своего пути).
- Встретишь подобного тебе хозяина. Даже если (ты) равен (с ним),
хулы не будет. (Если) отправишься, будет награда.
- Сделаешь обильными свои занавеси (так, что) среди дня увидишь Большую
Медведицу. (Если) отправишься, попадешь под сомнение и ненависть. (Если)
обладаешь правдой, будь открыт. — Счастье.
- Сделаешь обильным свой полог (так, что) среди дня увидишь (неяркую
полярную звезду) Алькор. Сломаешь свой правый локоть. — Хулы не будет.
- Сделаешь обильными свои занавеси (так, что) среди дня увидишь Большую
Медведицу. Встретишь равного тебе хозяина. — Счастье.
- Придешь с блеском. Будет поддержка и хвала. — Счастье.
- Сделаешь обильным свое жилище. Сделаешь занавеси в своем доме. Взглянешь
на свою дверь, и в тиши не будет никого. Три года никого не будешь видеть. —
Несчастье.
В предыдущей ситуации цель достигнута. Брак состоялся. Дом заведен. Если
все это сделано так, как это требовала окружающая жизнь, то дому предстоит
изобилие, и данная ситуация изображает собою полную чашу. Даже
пиктографический анализ знака фын показывает жертвенную чашу, которая
наполнена до краев. Но само изобилие и полнота действительны лишь в
динамике. Если бы даже к такому полному дому приближался выше его стоящий
царь, то и здесь беспокоится нечего, ибо дом действительно полон. Но эта
полнота не должна быть ограничена одним домом. Как солнце, стоящее в
середине своего пути отдает свои лучи всему окружающему пространству, так
и изобилие должно простираться на всех. Поэтому текст говорит здесь:
Изобилие. Свершение. Царь приближается к нему. Не беспокойся. Надо солнцу
быть в середине своего пути.
1
Динамичность изобилия, которая имеется здесь в виду, охарактеризована даже
структурой самой гексаграммы. Внутри — это огонь, солнце, свет,
излучающейся во все стороны. Вовне — это возбуждение, молния. Как из
светового центра разлетаются во все стороны лучи, как молния, так изобилие
дома простирается на всех. Поэтому уже на первой позиции здесь возможна
встреча с хозяином, подобным самому действующему человеку. Настолько
данный человек богат достигнутым в предыдущем, что всякое выступление
здесь продиктовано самим изобилием. Поэтому «Книга Перемен» говорит здесь
о выступлении в самом положительном духе. Но для понимания данной позиции
и всех остальных необходимо принять во внимание еще следующее. Один из
древнейших китайских политических текстов, уже упоминавшийся нами, — «Хун
фань», говорит, между прочим, о том, что среди управляемых людей могут
встретиться три типа: во-первых, люди, которые обладают как твердостью
характера, так и податливостью его, и эти два качества в них уравновешены;
во-вторых, люди, у которых твердость и непреклонность характера
преобладают; и, в-третьих, люди, которых по преимуществу характеризует их
мягкость и обходительность. Управлять людьми первого типа сравнительно
просто, ибо для этого нужна только гармоническая многосторонняя политика.
При управлении людьми второго и третьего типа необходимо, как говорится в
данном памятнике, принять во внимание, в чем проявляется их сила или
слабость. Если сила или слабость таких людей проявляется в сфере воли, то
сильным людям надо противопоставить сильную политику, а слабым — слабую.
Если же их сила или слабость проявляется в сфере интеллекта, то для
управления людьми со слабым интеллектом управляющий должен применить всю
мягкость и обходительность политики. В переводе на символику «Книги
Перемен», как говорит об этом Вань И, первое, т.е. возможность управления
людьми, чрезмерно сильными или чрезмерно слабыми в области воли,
соответствует только данной гексаграмме, и второе, т.е. управление людьми,
у которых сила или слабость проявляются в сфере интеллекта, выражено во
всех остальных гексаграммах. Мы обыкновенно видели, что слабая черта
находит отзвук и соответствие, если на соответствующей позиции находится
сильная, и наоборот. Здесь же, в контексте данной гексаграммы,
соответствие между чертами возникает только тогда, когда соответствующие
позиции заняты чертами одного и того же рода. Здесь первая сильная черта
стоит в соответствии с четвертой, тоже сильной чертой. И поэтому «Книга
Перемен» дает следующий положительный афоризм:
В начале сильная черта. Встретишь подобного тебе хозяина. Даже если ты
равен с ним, хулы не будет. Если отправишься, то будешь награжден.
2
Поскольку вторая позиция характеризует выявление данного качества внутри,
а четвертая позиция выражает первые шаги выявления данного качества вовне,
постольку между этими двумя позициями соответствия нет. Кроме того, они
заняты разнородными линиями, что в контексте данной гексаграммы лишь
подчеркивает отсутствие соответствия. Поэтому сильная четвертая черта для
второй черты является своего рода препятствием. Так говорится о тех
препятствиях, которые стоят в окружении человека, когда он только еще в
себе самом нашел это изобилие, полноту своих сил. Здесь говорится о тех
занавесях, которыми окружает себя человек. В переводе с образного языка
«Книги Перемен» эти занавеси — не что иное, как сомнения в возможности
действовать, сомнение в себе самом, а отсюда неуверенность в действии
вызывает среди окружающих как результат недоверие, ненависть. Поэтому
здесь, в этой ситуации, в которой занавеси настолько плотны, что темнота
напоминает ночь, когда видна Большая Медведица, необходимо в полной силой
и напряжением раскрыть свою внутреннюю правду, ибо это единственный способ
преодоления того недоверия, которое встречает здесь человек, еще не
приступивший к действию — раздаче своего изобилия. Но если это раскрытие
внутренней правды наступит, то исход будет счастливым. Поэтому в тексте
здесь находим:
Слабая черта на втором месте. Сделаешь обильными свои занавеси так, что
среди дня увидишь Большую Медведицу. Если выступишь, то попадешь под
сомнение и ненависть. Если овладеешь правдой, то путь открыт. Счастье.
3
(Для интерпретации афоризма данной третьей позиции в комментаторской
литературе приводятся два мнения. Одно высказывает Вань И, другое
высказывают такие комментаторы, как Ван Би и японский комментатор Ито
То-гай. Дело сводится к пониманию седьмого иероглифа данного афоризма.
Одни, как, например Ван Би, понимают его в чтении мэй, и тогда он значит
«еле заметная звезда». Другие же, как, например, Вань И, понимают этот
знак, как мо, и тогда это значит «пена, брызги». Поскольку мы исходим по
преимуществу из комментария Вань И, постольку следовало бы принять его
чтение. Но его чтение я нахожу ошибочным, потому что Вань И не заметил
здесь рифмы, ибо данное слово должно рифмовать с третьим словом, которое,
как известно, читается пэй. Таким образом, чтение седьмого иероглифа мэй,
совпадающее не только по произношению, но и по тону со словом пэй, которое
предложено еще Ван Би, приходится признать правильным чтением. Поэтому
объяснение данного афоризма построено на основании комментария Ито Тогай.)
Дальнейшее развитие изобилия приводит к тому, что оно становится все
полнее и полнее, но все ближе и ближе закрывающая изобилие четвертая
черта. Все сильнее и сильнее сомнение, закрывающее изобилие внутренних сил
человека. Если на предыдущей ступени эти сомнения окутывали такой
темнотой, что она напоминала ночь, во время которой видна Большая
Медведица, то здесь ночь еще темнее, так что видна самая незаметная
маленькая звездочка. Данное слово, которое мы переводим незаметной
звездой, означает, по некоторым версиям, Полярную Звезду. И мы
останавливаемся именно на этом значении, чтобы приблизить ее к контексту,
где говорится о Большой Медведице. В этих условиях полной окутанности
сомнениями, когда они, как полог, покрывают человека со всех сторон, сама
его деятельность будет сильно затруднена. Ибо чем больше человек мешает
своим сомнением возможности действовать дальше, тем больше стеснена
возможность раздачи того благосостояния, которое в изобилии есть у
человека. Затрудненность его действий выражена в образе перелома правой
руки, именно правой, которой человек действует. Если человек примет во
внимание все то, что указано здесь о недопустимости сомнений в своих
собственных силах, то он может избежать задержки, поставленной им самому
себе. И тогда перед ним возможность избежать дурного результата. Вот
почему «Книга Перемен» говорит здесь:
Сильная черта на третьем месте. Сделаешь обильным свой полог так, что
среди дня увидишь Полярную Звезду. Сломаешь правый локоть. Хулы не будет.
4
Данная гексаграмма состоит из триграммы ли, которая обозначает солнце, и
триграммы чжэнь, которая обозначает молнию. Но ее значение несколько шире,
чет только молния. Это, собственно говоря, гроза. Отсюда и грозовые тучи,
которые закрывают солнце, в особенности здесь, где «гроза» помещена над
«солнцем». Поэтому здесь, на четвертой позиции, когда мы переходим к
верхней триграмме, опять повторяется образ занавеси, которая покрывает
человека густой непроглядной мглой, напоминающей темную ночь. Постольку
четвертая черта стоим в соответствии с первой, где упоминался образ
хозяина, постольку и здесь упоминается этот образ. В таких образах
выражено то, что человек, даже будучи окутан сомнениями, все же должен
пробиться сквозь них и встретить другого человека, равного ему. Только
тогда исход его деятельности может быть благоприятным. Ибо действие одного
человека не может привести к плодотворным результатам. Здесь уже
подготовляется та поддержка, которая выступит на следующей позиции.
Поэтому в тексте здесь мы читаем:
Сильная черта на четвертом месте. Сделаешь обильными свои занавеси, так
что среди дня увидишь Большую Медведицу. Встретишь равного себе хозяина.
Счастье.
5
Суть данной ситуации в том, чтобы изобилие, присущее ей, было
распространено на людей, окружающих данного человека. Поэтому здесь, на
пятой позиции, которой свойственно максимальное выявление вовне, с особой
силой выявляется эта суть. Поскольку между данной позицией и сутью данной
гексаграммы есть созвучие, постольку здесь «Книга Перемен» говорит о той
хвале, которая предстоит человеку. Вообще «Книга Перемен» чаще всего
говорит о том, что хулы или хвалы не будет, и только в нескольких местах
дается упоминание о том, что наступит хвала или хула. Тем сильнее звучат
эти слова. Поэтому они и здесь сказаны не напрасно. Так, в тексте здесь мы
читаем:
Слабая черта на пятом месте. Придешь с блеском. Будет поддержка. Хвала!
Счастье.
6
На последней позиции переразвитие ситуации изобилия в самой себе. Она
замкнута в себе. Безусловно, в такой деятельности, в которой человек не
делится своим достоянием с другими, а замыкается в себе, его деятельность
не может быть благополучной. Он сам отрезал себя от окружающих людей.
«Книга Перемен» говорит о его трехлетнем одиночестве. Под тремя годами
разумеются, с одной стороны, длительный срок, с другой стороны — те три
позиции, которые отделяют шестую позицию от созвучной ей третьей, считая,
конечно, и саму третью позицию. По поводу такого переразвития и замыкания
человека «Книга Перемен» предупреждает:
Наверху слабая черта. Сделаешь обильным свое жилище. Сделаешь занавеси в
своем доме. Взглянешь на свою дверь, и в тиши не будет никого. Три года
никого не будешь видеть. Несчастье.
Во внешнем — Возбуждение и подвижность, во внутреннем — Сцепление и
ясность. Интенсивная и удачливая деятельность во внешнем в сочетании с
ясностью и гармонией
во внутреннем приведет к изобилию. Но вот только
для совершенномудрого материальное благосостояние является скорее
отрицательным фактором, чем положительным.
Интерпретация Хейслип
Символ этой гексаграммы — осенняя жатва, сбор богатого урожая.
Это значит, что ваша счастливая звезда ярко освещает ваш путь.
Дела ваши идут стабильно и успешно. Возможно, в будущем они пойдут
еще лучше. Помните, что вам всегда нужно быть в курсе всех событий.
Не забывайте и об экономии, старайтесь откладывать деньги понемногу.
Это время особенно благоприятно для занятий сельским хозяйством,
а также искусством. Однако совсем нет уверенности в том, что
желания ваши исполнятся, хотя сейчас вам явно сопутствует успех.
  27. И. ПитаниеКанонический текcт
Стойкость — к счастью. Созерцай скулы: (они) сами добывают (то, что)
наполняет рот.
- Ты забросишь свою волшебную черепаху, (на которой гадают), и, смотря
на мое (добро), раскроешь рот (от алчности). — Несчастье.
- Питание навыворот: отклонишься от основы, (чтобы) питаться на (песчаном)
холме. — Поход — к несчастью.
- Сбившееся питание. — Стойкость — к несчастью. Десять лет не действуй. —
Ничего благоприятного.
- Питание навыворот. — Счастье. Тигр смотрит, вперяясь в упор, его желание
— погнаться вслед. Хулы не будет.
- Отклонишься от основы. (Но если) пребудешь в стойкости — счастье. —
Невозможен брод через великую реку.
- Исходи из питания. — (Хотя и) опасно, (но будет) счастье. — Благоприятен
брод через великую реку.
Для того чтобы понять данную ситуацию, нам необходимо обратить внимание
на составляющие ее триграммы. Верхняя триграмма, так называемая гэнь
(«гора»), являет качество стойкости, неподвижности. Нижняя триграмма
чжэнь, которая образно выражается в молнии, представляет, наоборот, полную
подвижность. Итак, нечто неподвижное — наверху и нечто движущееся,
действующее — внизу. Это именно видно в действии челюстей: верхняя челюсть
неподвижна во время еды, а нижняя челюсть движется. Но этот образ
действующих челюстей был переосмыслен согласно технике мышления авторов
«Книги Перемен». Поскольку нижняя триграмма является символом внутренней
жизни или личной жизни, а верхняя — внешней деятельности или совместной
общественной жизни, где возможна помощь одного другому, то здесь, где во
внешнем дан символ неподвижности, всякая помощь друг другу отпадает.
Собственно говоря, все, что должно было бы быть сделано для помощи друг
другу, уже выполнено на предыдущем этапе. Здесь возможно действие только
каждого на свой риск и страх. Поэтому текст предлагает:
Питание. Стойкость — к счастью. Созерцай челюсти. Они сами добывают то,
что наполняет рот.
1
Данная ситуация рассматривается не только со стороны образа челюстей, на
рассматривается и со стороны их деятельности, их участия в питании. Вот
почему на первой позиции, прежде всего, рекомендуется человеку обратить
внимание на питание. Оно должно быть для человека в данной позиции ценней,
чем, что бы то ни было. Мы имели уже случаи видеть, что, по воззрениям
авторов «Книги Перемен», самое ценное — это предсказание оракула. Для
некоторых целей оракулы в Китае пользовались черепахой. Здесь ради питания
должна быть отброшена даже такая ценность, как черепаха, нужная для
оракула. Но и другое, то, что было уже указано в общем, введении —
самостоятельность действий каждого человека, — здесь продолжает играть не
менее значительную роль. Поэтому алчное стремление к имуществу другого
человека не может привести ни к чему хорошему. Вот почему в тексте мы
читаем:
В начале сильная черта. Ты забросишь свою волшебную черепаху и, смотря на
мое (добро), раскроешь рот от алчности. Несчастье.
2
Уже указано, что, прежде всего здесь речь может идти о питании, но о
самостоятельном питании. Поэтому рассчитывать на какую-нибудь помощь извне
здесь совершенно излишне. Так как вторая черта стоит в соответствии с
пятой, то помощь извне, если бы и была оказана, то только со стороны того,
кто занимает пятую позицию. Но пятая черта здесь охарактеризована
слабостью. Поэтому в образе самой гексаграммы вполне указана невозможность
помощи извне. Рассчитывать на помощь, в крайнем случае, можно было бы
только при обращении вспять к первой позиции, которая во всей данной
гексаграмме является главной. Пятая же позиция, выраженная в образе
песчаного холма в данном тексте, настолько слаба, что не может даже найти
удовлетворительно выхода для себя самой себя. Песчаный холмом она названа
потому, что она слабая (некрепкий песок), и холмом она именно названа
потому, что она наверху. Движение (предполагается движение вверх к пятой
черте) может привести только к бедствию, к несчастью. Поэтому всякий выход
вовне, всякий поход может быть здесь только неблагоприятен. И текст
говорит:
Слабая черта на втором месте. Питание навыворот. Отклонишься от основы,
чтобы питаться на песчаном холме. Поход — к несчастью.
3
Тема выхода вовне, намеченная в предыдущем, здесь повторяется еще раз, что
вполне соответствует третьей позиции — позиции выхода из внутреннего во
внешнее. Но как мы видели уже по сути данной гексаграммы, выход вовне —
собственно, значит сбиться с пути. Если человек даже понял это, но
все-таки продолжает двигаться вперед, только сохраняя прежнее направление,
то такое движение не может увенчаться успехом. Наоборот, он должен,
возможно, дольше (как говорит «Книга Перемен», 10 лет) не действовать, ибо
в действии он не может найти ничего благоприятного. Поэтому и текст
говорит:
Слабая черта на третьем месте. Сбившееся питание; стойкость — к несчастью.
Десять лет не действуй. Ничего благоприятного.
4
Нормальное движение в развитии ситуации, как оно выражено в символах
гексаграмм, это — движение вверх. Но здесь такое движение было бы
неэффективным. Причины этого уже указаны при объяснении второй черты.
Здесь, прежде всего, нужно понять, что основная деятельность для данной
ситуации выражена в том, что было сказано о первой черте. Движение вниз —
движение ненормальное для «Книги Перемен», но оно как раз должно быть на
этой позиции. Однако четвертая черта тяготеет к пятой, ибо является лишь
вступлением к ней. Но в этом как раз опасность, которая угрожает в данной
ситуации. Опасность со стороны пятой черты выражена в образе тигра. Этот
«тигр» только угрожает и не бросается потому, что здесь возможен выход
вниз, к первой черте. Текст говорит о том, что хулы не будет. Полностью в
образах текста это выражено так:
Слабая черта на четвертом месте. Питание навыворот — к счастью. Тигр
смотрит, вперясь в упор. Его желание — погнаться вслед. Хулы не будет.
5
На пятой позиции мы видим слабую черту. Она должна выразить то, что здесь
не хватает сил даже для собственного развития. Однако основная норма для
пятой позиции — это оказывать помощь другим. Поскольку здесь это
невозможно, постольку здесь это невозможно, постольку здесь говорится об
отклонении от основы. Единственно, что может посоветовать «Книга Перемен»
человеку, стоящему в данной ситуации, — это только переждать время. Всякое
предпринятие большого дела не поведет здесь к благоприятному исходу.
Поэтому текст предупреждает:
Слабая черта на пятом месте. Отклонишься от основы. Но если пребудешь в
стойкости — счастье. Невозможен брод через великую реку.
6
И вот наступает конец этого времени. Человек его уже переждал. Он выходит
из данной ситуации — ситуации питания. Если выход из внутреннего во
внешнее уже может быть рассмотрен как кризис, то тем более выход из одной
ситуации в другую представляет собой кризис, более того, даже опасный
кризис. Но, несмотря на всю его опасность ряд ситуаций, и человек должен
переходить от одной к другой. Поэтому, в конечном счете, она приводит к
счастью, нужно только вынести из всей данной ситуации на будущее то, что в
ней было сделано положительно. Как мы видели, единственная положительная
черта в данной гексаграмме — первая, где, собственно говоря, сделано уже
все для питания. Поэтому и в тексте мы находим:
Наверху сильная черта. Исход из питания. Хотя и опасно, но будет счастье.
Благоприятен брод через великую реку.
Во внешнем — Пребывание и незыблемость, во внутреннем — Возбуждение и
подвижность. Полное отсутствие Ян во внешнем, полная определенность.
Внутреннее возбуждение при отсутствии внешних раздражителей —
результат питания. Внешнее питает внутреннее.
Интерпретация Хейслип
Постарайтесь посмотреть на себя со стороны; не кажется ли вам,
что вы слишком много говорите и слишком много едите? Не нужно
сплетничать о других, этим вы вредите не только им, но прежде всего
себе. Прекратите сетовать на судьбу. В настоящее время вам не лишне
было бы показаться врачу. В вашей жизни в скором времени произойдут
перемены, будьте к ним готовы.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого