
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  55. Фын. ИзобилиеКанонический текcт
Свершение. Царь приближается к нему. Не беспокойся. Надо солнцу быть
в середине (своего пути).
- Встретишь подобного тебе хозяина. Даже если (ты) равен (с ним),
хулы не будет. (Если) отправишься, будет награда.
- Сделаешь обильными свои занавеси (так, что) среди дня увидишь Большую
Медведицу. (Если) отправишься, попадешь под сомнение и ненависть. (Если)
обладаешь правдой, будь открыт. — Счастье.
- Сделаешь обильным свой полог (так, что) среди дня увидишь (неяркую
полярную звезду) Алькор. Сломаешь свой правый локоть. — Хулы не будет.
- Сделаешь обильными свои занавеси (так, что) среди дня увидишь Большую
Медведицу. Встретишь равного тебе хозяина. — Счастье.
- Придешь с блеском. Будет поддержка и хвала. — Счастье.
- Сделаешь обильным свое жилище. Сделаешь занавеси в своем доме. Взглянешь
на свою дверь, и в тиши не будет никого. Три года никого не будешь видеть. —
Несчастье.
В предыдущей ситуации цель достигнута. Брак состоялся. Дом заведен. Если
все это сделано так, как это требовала окружающая жизнь, то дому предстоит
изобилие, и данная ситуация изображает собою полную чашу. Даже
пиктографический анализ знака фын показывает жертвенную чашу, которая
наполнена до краев. Но само изобилие и полнота действительны лишь в
динамике. Если бы даже к такому полному дому приближался выше его стоящий
царь, то и здесь беспокоится нечего, ибо дом действительно полон. Но эта
полнота не должна быть ограничена одним домом. Как солнце, стоящее в
середине своего пути отдает свои лучи всему окружающему пространству, так
и изобилие должно простираться на всех. Поэтому текст говорит здесь:
Изобилие. Свершение. Царь приближается к нему. Не беспокойся. Надо солнцу
быть в середине своего пути.
1
Динамичность изобилия, которая имеется здесь в виду, охарактеризована даже
структурой самой гексаграммы. Внутри — это огонь, солнце, свет,
излучающейся во все стороны. Вовне — это возбуждение, молния. Как из
светового центра разлетаются во все стороны лучи, как молния, так изобилие
дома простирается на всех. Поэтому уже на первой позиции здесь возможна
встреча с хозяином, подобным самому действующему человеку. Настолько
данный человек богат достигнутым в предыдущем, что всякое выступление
здесь продиктовано самим изобилием. Поэтому «Книга Перемен» говорит здесь
о выступлении в самом положительном духе. Но для понимания данной позиции
и всех остальных необходимо принять во внимание еще следующее. Один из
древнейших китайских политических текстов, уже упоминавшийся нами, — «Хун
фань», говорит, между прочим, о том, что среди управляемых людей могут
встретиться три типа: во-первых, люди, которые обладают как твердостью
характера, так и податливостью его, и эти два качества в них уравновешены;
во-вторых, люди, у которых твердость и непреклонность характера
преобладают; и, в-третьих, люди, которых по преимуществу характеризует их
мягкость и обходительность. Управлять людьми первого типа сравнительно
просто, ибо для этого нужна только гармоническая многосторонняя политика.
При управлении людьми второго и третьего типа необходимо, как говорится в
данном памятнике, принять во внимание, в чем проявляется их сила или
слабость. Если сила или слабость таких людей проявляется в сфере воли, то
сильным людям надо противопоставить сильную политику, а слабым — слабую.
Если же их сила или слабость проявляется в сфере интеллекта, то для
управления людьми со слабым интеллектом управляющий должен применить всю
мягкость и обходительность политики. В переводе на символику «Книги
Перемен», как говорит об этом Вань И, первое, т.е. возможность управления
людьми, чрезмерно сильными или чрезмерно слабыми в области воли,
соответствует только данной гексаграмме, и второе, т.е. управление людьми,
у которых сила или слабость проявляются в сфере интеллекта, выражено во
всех остальных гексаграммах. Мы обыкновенно видели, что слабая черта
находит отзвук и соответствие, если на соответствующей позиции находится
сильная, и наоборот. Здесь же, в контексте данной гексаграммы,
соответствие между чертами возникает только тогда, когда соответствующие
позиции заняты чертами одного и того же рода. Здесь первая сильная черта
стоит в соответствии с четвертой, тоже сильной чертой. И поэтому «Книга
Перемен» дает следующий положительный афоризм:
В начале сильная черта. Встретишь подобного тебе хозяина. Даже если ты
равен с ним, хулы не будет. Если отправишься, то будешь награжден.
2
Поскольку вторая позиция характеризует выявление данного качества внутри,
а четвертая позиция выражает первые шаги выявления данного качества вовне,
постольку между этими двумя позициями соответствия нет. Кроме того, они
заняты разнородными линиями, что в контексте данной гексаграммы лишь
подчеркивает отсутствие соответствия. Поэтому сильная четвертая черта для
второй черты является своего рода препятствием. Так говорится о тех
препятствиях, которые стоят в окружении человека, когда он только еще в
себе самом нашел это изобилие, полноту своих сил. Здесь говорится о тех
занавесях, которыми окружает себя человек. В переводе с образного языка
«Книги Перемен» эти занавеси — не что иное, как сомнения в возможности
действовать, сомнение в себе самом, а отсюда неуверенность в действии
вызывает среди окружающих как результат недоверие, ненависть. Поэтому
здесь, в этой ситуации, в которой занавеси настолько плотны, что темнота
напоминает ночь, когда видна Большая Медведица, необходимо в полной силой
и напряжением раскрыть свою внутреннюю правду, ибо это единственный способ
преодоления того недоверия, которое встречает здесь человек, еще не
приступивший к действию — раздаче своего изобилия. Но если это раскрытие
внутренней правды наступит, то исход будет счастливым. Поэтому в тексте
здесь находим:
Слабая черта на втором месте. Сделаешь обильными свои занавеси так, что
среди дня увидишь Большую Медведицу. Если выступишь, то попадешь под
сомнение и ненависть. Если овладеешь правдой, то путь открыт. Счастье.
3
(Для интерпретации афоризма данной третьей позиции в комментаторской
литературе приводятся два мнения. Одно высказывает Вань И, другое
высказывают такие комментаторы, как Ван Би и японский комментатор Ито
То-гай. Дело сводится к пониманию седьмого иероглифа данного афоризма.
Одни, как, например Ван Би, понимают его в чтении мэй, и тогда он значит
«еле заметная звезда». Другие же, как, например, Вань И, понимают этот
знак, как мо, и тогда это значит «пена, брызги». Поскольку мы исходим по
преимуществу из комментария Вань И, постольку следовало бы принять его
чтение. Но его чтение я нахожу ошибочным, потому что Вань И не заметил
здесь рифмы, ибо данное слово должно рифмовать с третьим словом, которое,
как известно, читается пэй. Таким образом, чтение седьмого иероглифа мэй,
совпадающее не только по произношению, но и по тону со словом пэй, которое
предложено еще Ван Би, приходится признать правильным чтением. Поэтому
объяснение данного афоризма построено на основании комментария Ито Тогай.)
Дальнейшее развитие изобилия приводит к тому, что оно становится все
полнее и полнее, но все ближе и ближе закрывающая изобилие четвертая
черта. Все сильнее и сильнее сомнение, закрывающее изобилие внутренних сил
человека. Если на предыдущей ступени эти сомнения окутывали такой
темнотой, что она напоминала ночь, во время которой видна Большая
Медведица, то здесь ночь еще темнее, так что видна самая незаметная
маленькая звездочка. Данное слово, которое мы переводим незаметной
звездой, означает, по некоторым версиям, Полярную Звезду. И мы
останавливаемся именно на этом значении, чтобы приблизить ее к контексту,
где говорится о Большой Медведице. В этих условиях полной окутанности
сомнениями, когда они, как полог, покрывают человека со всех сторон, сама
его деятельность будет сильно затруднена. Ибо чем больше человек мешает
своим сомнением возможности действовать дальше, тем больше стеснена
возможность раздачи того благосостояния, которое в изобилии есть у
человека. Затрудненность его действий выражена в образе перелома правой
руки, именно правой, которой человек действует. Если человек примет во
внимание все то, что указано здесь о недопустимости сомнений в своих
собственных силах, то он может избежать задержки, поставленной им самому
себе. И тогда перед ним возможность избежать дурного результата. Вот
почему «Книга Перемен» говорит здесь:
Сильная черта на третьем месте. Сделаешь обильным свой полог так, что
среди дня увидишь Полярную Звезду. Сломаешь правый локоть. Хулы не будет.
4
Данная гексаграмма состоит из триграммы ли, которая обозначает солнце, и
триграммы чжэнь, которая обозначает молнию. Но ее значение несколько шире,
чет только молния. Это, собственно говоря, гроза. Отсюда и грозовые тучи,
которые закрывают солнце, в особенности здесь, где «гроза» помещена над
«солнцем». Поэтому здесь, на четвертой позиции, когда мы переходим к
верхней триграмме, опять повторяется образ занавеси, которая покрывает
человека густой непроглядной мглой, напоминающей темную ночь. Постольку
четвертая черта стоим в соответствии с первой, где упоминался образ
хозяина, постольку и здесь упоминается этот образ. В таких образах
выражено то, что человек, даже будучи окутан сомнениями, все же должен
пробиться сквозь них и встретить другого человека, равного ему. Только
тогда исход его деятельности может быть благоприятным. Ибо действие одного
человека не может привести к плодотворным результатам. Здесь уже
подготовляется та поддержка, которая выступит на следующей позиции.
Поэтому в тексте здесь мы читаем:
Сильная черта на четвертом месте. Сделаешь обильными свои занавеси, так
что среди дня увидишь Большую Медведицу. Встретишь равного себе хозяина.
Счастье.
5
Суть данной ситуации в том, чтобы изобилие, присущее ей, было
распространено на людей, окружающих данного человека. Поэтому здесь, на
пятой позиции, которой свойственно максимальное выявление вовне, с особой
силой выявляется эта суть. Поскольку между данной позицией и сутью данной
гексаграммы есть созвучие, постольку здесь «Книга Перемен» говорит о той
хвале, которая предстоит человеку. Вообще «Книга Перемен» чаще всего
говорит о том, что хулы или хвалы не будет, и только в нескольких местах
дается упоминание о том, что наступит хвала или хула. Тем сильнее звучат
эти слова. Поэтому они и здесь сказаны не напрасно. Так, в тексте здесь мы
читаем:
Слабая черта на пятом месте. Придешь с блеском. Будет поддержка. Хвала!
Счастье.
6
На последней позиции переразвитие ситуации изобилия в самой себе. Она
замкнута в себе. Безусловно, в такой деятельности, в которой человек не
делится своим достоянием с другими, а замыкается в себе, его деятельность
не может быть благополучной. Он сам отрезал себя от окружающих людей.
«Книга Перемен» говорит о его трехлетнем одиночестве. Под тремя годами
разумеются, с одной стороны, длительный срок, с другой стороны — те три
позиции, которые отделяют шестую позицию от созвучной ей третьей, считая,
конечно, и саму третью позицию. По поводу такого переразвития и замыкания
человека «Книга Перемен» предупреждает:
Наверху слабая черта. Сделаешь обильным свое жилище. Сделаешь занавеси в
своем доме. Взглянешь на свою дверь, и в тиши не будет никого. Три года
никого не будешь видеть. Несчастье.
Во внешнем — Возбуждение и подвижность, во внутреннем — Сцепление и
ясность. Интенсивная и удачливая деятельность во внешнем в сочетании с
ясностью и гармонией
во внутреннем приведет к изобилию. Но вот только
для совершенномудрого материальное благосостояние является скорее
отрицательным фактором, чем положительным.
Интерпретация Хейслип
Символ этой гексаграммы — осенняя жатва, сбор богатого урожая.
Это значит, что ваша счастливая звезда ярко освещает ваш путь.
Дела ваши идут стабильно и успешно. Возможно, в будущем они пойдут
еще лучше. Помните, что вам всегда нужно быть в курсе всех событий.
Не забывайте и об экономии, старайтесь откладывать деньги понемногу.
Это время особенно благоприятно для занятий сельским хозяйством,
а также искусством. Однако совсем нет уверенности в том, что
желания ваши исполнятся, хотя сейчас вам явно сопутствует успех.
  44. Гоу. ПеречениеКанонический текcт
У женщины — сила. Не показано, (чтобы) брать жену.
- Привяжи к металлическому тормозу. Стойкость — к счастью. (Если будешь)
куда-нибудь выступать, встретишь несчастье. (Но) тощая свинья вправду (будет)
рваться с привязи.
- В охапке есть рыба. — Хулы не будет. Не благоприятно быть гостем.
- (У кого на) ягодицах нет мышц, тот идет с большим трудом. — Опасно,
(но) большой хулы не будет.
- В охапке нет рыбы. — Восставать — к несчастью.
- Ивой покрыты дыни. Затаи (свой) блеск. — И будет (тебе) ниспослано
от неба.
- Перечение — это рога. — Сожаление, (но) хулы не будет.
То противоречие, которое намечалось на последней позиции предыдущей
гексаграммы, здесь рассматривается как основная тема данной ситуации.
Поэтому она и названа Перечение. Но для того чтобы ее правильно понять, а
в особенности для того, чтобы понять присущий ей лаконичный афоризм,
необходимо иметь в виду, что очень часто, как и в данном случае, название
гексаграмм имеет не один, а несколько смыслов. Так, данное слово гоу имеет
значение не только перечения, но означает еще — «царица», понимаемая как
нечто иное по отношению к царю. Поэтому и афоризм говорит о женщине. Это —
время, когда, вопреки обычаю, действует не царь, а царица, на ее стороне
сила. Всякая попытка подчинить ее себе может привести к опасным
последствиям. В переносном смысле слова здесь намечается возможность
концентрации всего того зла, которое было на предыдущих ступенях еще не
окончательно побеждено. На время это зло получает возможность действовать
вновь. Никакой компромисс со злом по существу недопустим. Поэтому здесь не
следует брать жену, которая именно только в данном контексте понимается
как образ этого перечащего зла. Так расшифровывается текст:
Перечение. У женщины сила. Не надо брать жену.
1
Для понимания данного и дальнейшего афоризмов следует принять во внимание
структуру всей гексаграммы. Она представляет собою обращение предыдущей.
Здесь только нижняя черта слабая, все остальные сильные. Первая позиция,
представленная слабой чертой, при своем движении вверх встречает
препятствие в виде сильной второй черты, и препятствие это подтверждено
силами всех дальнейших черт. Движение здесь остановлено, точно привязано к
крепкому тормозу. Само собой, в таких обстоятельствах действиях действия
не могут быть благоприятны. Наоборот, спасти положение может только
стойкое пребывание на месте. Однако тупой и неразвитый человек, хотя бы он
слаб, все же в силу закономерностей движения, отмечавшегося в движении
черт гексаграмм, будет, стремится к действию. Это выражено в образе,
далеко не лестном для такого человека. Так, в тексте здесь мы находим:
В начале слабая черта. Привяжешь к металлическому тормозу. Стойкость к
счастью. Если будешь куда-нибудь выступать, то встретишь несчастье. Но
тощая свинья непременно будет рваться с привязи.
2
Во время всякого перечения действуют одновременно и противоречиво, по
крайней мере, два слагаемых. Между ними, поскольку они различны, проходит
грань. Но всякая грань является одновременно как разграничением, так и
соединением. Таким образом, на второй позиции, где самым интенсивным
образом выступают гармоничность, уравновешенность как внутренние качества,
может быть сказано и о том синтезе, который намечается как
противоположность в периоде противоречия. Рыба — это образ чего-то, чему
не свойственно быть в руках. Здесь говорится о том, что рыба поймана. Так
впервые намечается синтез перечащих сторон. В таких обстоятельствах крайне
неблагоприятным может быть всякое отчуждение. А так как гость понимался в
древнем Китае как чужестранец, то положение гостя, т.е. чего-то чуждого в
данной позиции, было бы неблагоприятно. Вот почему в тексте мы читаем:
Сильная черта на втором месте. В охапке есть рыба. Хулы не будет.
Неблагоприятно быть гостем.
3
Если на предыдущей позиции была под нею слабая первая черта, т.е. не было
препятствий изнутри, то здесь, под третьей чертой, помещается вторая,
сильная черта, которая оказывает изнутри сильное сопротивление. Здесь,
когда время действия второй позиции уже миновало, продолжение ее действия
могло быть понято лишь как косность, которая символизирована в образе, уже
знакомом нам, в образе кости, лишенной мяса. Однако третья позиция, как
позиция кризиса и перехода, не может быть длительным временем. Поэтому
через нее сравнительно быстро может пройти развитие ситуации. Вот почему,
в конечном счете, афоризм данной черты гласит:
Сильная черта на третьем месте. У кого на крестце нет мускулов, тот идет с
большим трудом. Опасно, но большой хулы не будет.
4
Четвертая позиция гораздо дальше от первой, чем вторая, поэтому здесь
повторяется образ второй позиции, но взятый с противоположной стороны.
Здесь все больше и больше развивается перечение, характерное для всей
ситуации, и поэтому все меньше и меньше возможность для синтеза. Всякое
самостоятельное выступление, поскольку оно подчеркивает исключительно свою
правоту, здесь могло быть лишь мешать делу воссоединения. В тексте мы
читаем:
Сильная черта на четвертом месте. В охапке нет рыбы. Восстать — к
несчастью.
5
Пятая позиция расположена высоко над первой, но действие ее должно
простираться до самого низа. Это действие в силу уравновешенности
центральной, пятой позицией должно быть мягким, лишенным всякого насилия.
Автор дает афоризмы в образе ивовых веток, которые гибки, нежны и длинны.
Им противопоставляется тыква как плод, лежащий на земле. Ветки ивы должны
покрывать, свешиваясь сверху, тыкву. В этом образе действие, идущее с
пятой позиции, т.е. от максимального выявления данной ситуации вовне, до
самых глубин ее содержания. Но особенно важно при действии, исходящем из
этой позиции, во имя преодоления добиться гармоничного включения своей
деятельности в среду, окружающую действующего человека. Если пятая позиция
склонна к выявлению себя вовне, то здесь это внешнее проявление должно
быть затаено, спрятано. Не следует думать, что скрывание своих собственных
достоинств может здесь привести к дурным последствиям — к неизвестности
данного человека. Его слава проявится хотя бы в том, что, как говорит
«Книга Перемен», он получит благословение свыше. В таком смысле приходится
понимать образы текста:
Сильная черта на пятом месте. Ивой покрыта тыква. Затаи свой блеск, и
будет тебе ниспослано от неба.
6
Завершение всего процесса перечения выступает как нечто совершенно
непримиримое. Это — движение в разные стороны, окончательно окосневшее в
самом себе. Как рога торчат в разные стороны, так перечащие идут по разным
направлениям. Человеку, занимающему данную позицию, может быть стыдно, и
он может сожалеть о том, что на предыдущих, более благоприятных позициях
не было достигнуто синтеза противоречия. Но поскольку вся ситуация
перечения здесь приходит к концу и намечается переход к следующей, к ее
противоположности, постольку «Книга Перемен дает здесь успокоительный
афоризм:
Наверху сильная черта. Перечение — это рога. Сожаление. Но хулы не будет.
Во внешнем — Творчество и крепость, во внутреннем — Утончение и
проникновение. Непредсказуемые изменения
во внешнем могут вызвать
утончение и пересмотр своих ценностей во внутреннем. Это может привести
к сожалению, но сделает более явственными проявления абсолюта.
Интерпретация Хейслип
Взгляните на себя со стороны: достаточно ли вы сдержанны,
тактичны, терпимы? Отнеситесь внимательно к переменам в контактах
с людьми и попытайтесь оценивать их действия менее критично. Вряд
ли можно ожидать исполнения желаний и надежд. Будьте экономны.
Внутренне подготовьтесь к тому, что скоро последуют неожиданные
события, не сулящие вам ничего благоприятного.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого