Ответы ко многим вопросам

 
 
У вас могут возникнуть вопросы:

В результате гадания получилась «гуа» со «старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: Люй. Странствие Бо. Разрушение

Иероглиф Люй. СтранствиеГексаграмма 56 Люй. Странствие

56. Люй. Странствие

Канонический текcт

Малому — развитие. В странствии стойкость — к счастью.

  1. (Если) в странствии (будешь) труслив в мелочах, то благодаря этому накличешь на себя стихийное бедствие.
  2. В странствии восстановишь порядок. За пазуху положишь свое состояние и обретешь стойкость слуг-рабов.
  3. В странствии спалишь этот порядок. Утратишь своих слуг-рабов. Стойкость опасна.
  4. В странствии пребудешь на месте. Обретешь свои денежные средства (на странствие. Но в) собственной душе нет успокоения.
  5. Выстрелишь в фазана, и одна стрела погибнет.(Но) в конце концов благодаря этому (будешь) похвален свыше.
  6. Птицам спалили их гнезда. Странник сначала смеется, (а) потом (издает) крики и вопли. Утратив быка на площади. — Несчастье.

Комментарий Ю.К. Щуцкого

Если в предыдущей ситуации рассматривался человек, имеющий большое изобилие в своем доме, и лишь вскользь говорилось о том пути, который предназначен его богатствам, т.е. пути вовне, то здесь рассматривается именно этот путь. Здесь говорится о странствии. Но само странствие, как бы оно ни было далеко, должно начаться с первых шагов. Поэтому лишь в малом может быть развитие и свершение, но нужно помнить, что даже первые шаги могут быть первыми шагами длительного странствия, в течение которого должна быть сохранена стойкость. В предыдущей ситуации говорилось о том, что солнце находится в середине своего пути, но именно поэтому оно должно начать склоняться к закату, оно должно зайти. И сам образ гексаграммы представляет собою верхнюю триграмму — солнце, расположенную над нижней триграммой — горой. Так солнце заходит за гору, и в этом движении его дан образ постепенного выхода из «странствия»: Странствие. Малому развитие. В странствии стойкость — к счастью.

1

Странствие, которое представляет собою по преимуществу выход вовне, обязывает человека к наличию мужества. Наоборот, всякая нерешительность обозначила бы здесь только консервацию предыдущей ситуации, в скупом пребывании наедине со своим богатством. Поэтому здесь особенно нужно предостеречь человека от мелочной трусливости. Она может только накликать несчастье на самого же человека. Поэтому здесь текст говорит следующее: В начале слабая черта. Если в странствии будешь труслив в мелочах, то благодаря этому накличешь на себя беду.

2

Движение от позиции, которая проходит во всех гексаграммах, отмечается и здесь. И каждая следующая позиция в контексте данной гексаграммы называется или «порядком», или «местом», или «гнездом». Когда здесь рассматривается странствие, особенное внимание уделено наступающим новым позициям. Если на первой позиции была угроза со стороны мелочной трусливости, то вторая позиция, являясь до известной степени подтверждением первой, говорит о порядке, который восстанавливается, т.е. о движении вперед. Если первая позиция характеризовалась с отрицательной стороны желанием закрепить свое достояние, то здесь это достояние путник кладет себе за пазуху, конечно, в тех размерах, в которых он может с собой захватить. Первая позиция, как и вторая, занята аналогичными слабыми чертами, и в этом сказывается однородность их. Но поскольку первая позиция представляет собою позицию, подчиненную второй, постольку она символизируется как челядь, состоящая при человеке, занимающему вторую позицию, но та челядь, которая сохраняет в стойкости свои положительные отношения к хозяину. Поэтому текст говорит здесь: Слабая черта на втором месте. В странствии восстановишь порядок. За пазуху положишь свое состояние и обретешь стойкость челяди и рабов.

3

Здесь также учитывается наступающая позиция, но наступающая четвертая позиция уже включена в триграмму ли, которая обозначает огонь, и действие огня сказывается уже и для третьей позиции, поскольку она, как и все позиции данной гексаграммы, устремлена к своей последующей. Огонь сжигает тот «порядок», который может характеризовать человека, занимающего третью позицию. С одной стороны, следовательно, перед ним до известной степени закрыта возможность продвижения вперед. С другой стороны, связь с челядью, которая имелась в виду на второй позиции, уже не может здесь существовать. Таким образом, отступление назад к поддержке челяди невозможно. Но и стойкое пребывание на месте здесь тоже может внушить лишь чувство ужаса, ибо задержаться на этой позиции — это значит все снова и снова переживать невозможность движения ни вперед, ни назад. Так эта позиция кризиса должна быть преодолена смелым движением вперед, несмотря на то, что с этой позиции движение вперед кажется бесцельным, ибо путь впереди разрушен. Тем не менее, только решимость может человека вывести из состояния, охарактеризованного в данной позиции. В тексте по этому поводу мы читаем: Сильная черта на третьем месте. В странствии спалишь этот порядок. Потеряешь челядь и рабов. Стойкость ужасна.

4

Если человек достигает четвертой позиции данной ситуации, то это значит, что на предыдущей он нашел в себе достаточно мужества для преодоления всех переживаний ужаса, которые были охарактеризованы выше. В этом смысле он может двинуться дальше и достичь своего места, т.е. следующей позиции своей цели. Благодаря этому он может восстановить потерянное состояние. Но все-таки, поскольку данная позиция еще не является полным достижением цели, постольку радость здесь еще не может наступить. На этой позиции, тяготеющей более, чем какая бы то ни было другая, к своей последующей, необходимость движения вперед сказывается особенно сильно. Поэтому текст здесь говорит: Сильная черта на четвертом месте. В странствии пребудешь на месте. Найдешь свои средства на странствие. Но в собственной душе нет успокоения.

5

Всякое движение вовне (а в особенности в ситуации странствия) связано с известными затратами. Невозможно двигаться вперед, не затрачивая сил. Эта утрата, конечно, лишь частичная, здесь выражена в образе потерянной стрелы. Но если даже такая стрела при охоте на фазана и будет потеряна, то все же это не значит, что охота будет безрезультатной. Именно не надо бояться затрачивать силы при движении вовне, тогда только может быть достигнут результат, и, в конце концов, оно приведет к тому, что человек найдет похвалу, и эта похвала будет действовать с необходимостью рока. В тексте мы здесь читаем: Слабая черта на пятом месте. Выстрелишь в фазана, и одна стрела погибнет. Но в конце концов благодаря этому будешь похвален свыше.

6

Смысл странствия в том, чтобы двигаться все дальше и дальше. Шестая черта — последняя в гексаграмме — уже не имеет над собою ни «места», ни «гнезда», ни «порядка». Здесь, таким образом, прекращается возможность странствия. Шестая черта, как верхняя, представляет собою то, что названо в «Книге Перемен» образом гнезда. Но поскольку она входит в состав триграммы «огонь» и представляет собою сильнейший жар этого огня, постольку гнездо здесь сожжено. Оставаться на месте нельзя, но и двигаться дальше некуда, ибо двигаться дальше — это, значит, выйти за пределы данной ситуации. И, с точки зрения самой ситуации, конец ее представляет собою утрату. Поэтому, если в предыдущем и была возможность движения вперед соответственного завоевания новых позиций, то здесь остается лишь плач об утерянных возможностях, и эта утрата выражена в образе утраты быка. Ничего благоприятного здесь не может быть, ибо единственный выход из положения — преодоление данной ситуации в целом и переход к следующему. Поэтому текст «Книги Перемен» говорит здесь: Наверху сильная черта. Птицам спалили гнезда. Странник сначала смеется. А потом издает крики и вопли. Потеряешь быка на площади. Несчастье.

Комментарий А.В. Швеца

Во внешнем — Сцепление и ясность, во внутреннем — Пребывание и незыблемость. Во внешнем гармоничное развитие, поэтому не стоит допускать, чтобы незыблемость внутреннего противостояло этим внешним изменениям. Если трусливо держаться за привычные мелочи, боясь хоть что-нибудь изменить, то внутреннее вступит в противоречие с внешним, что может быть воспринято, как стихийное бедствие.

Интерпретация Хейслип

Знаете ли вы, что сейчас есть все предпосылки для успеха в делах? Если вы планируете поехать за границу, то и это пройдет успешно. Вы слишком честолюбивы, поэтому вам нужно вести себя очень осмотрительно, чтобы не испортить отношений с друзьями и коллегами по работе. Пусть ваши претензии не будут слишком высоки — и желание ваше исполнится. Вы очень переживаете и нервничаете по поводу некого неприятного события. Не стоит думать об этом; забудьте и не вспоминайте.




Иероглиф Бо. РазрушениеГексаграмма 23 Бо. Разрушение

23. Бо. Разрушение

Канонический текcт

Неблагоприятно иметь, куда выступить.

  1. У ложа разрушены ножки. — Пренебрежение. Стойкость — к несчастью.
  2. У ложа разрушены перекладины. — Пренебрежение. Стойкость — к несчастью.
  3. Разрушат его. — Хулы не будет.
  4. У ложа разрушена обивка. — Несчастье.
  5. Рыбная ловля. Через придворных женщин — милость. — Ничего неблагоприятного.
  6. Огромный плод не съеден. — Благородный человек получит воз; у ничтожного человека разрушится жилье.

Комментарий Ю.К. Щуцкого

Если в предыдущем рассматривалась ситуация, которая называется Убранство, то в ней имелось в виду убранство лишь как внешнее украшение, при котором и речи нет о самой сущности. Естественно, что в периоды, когда все внимание сосредоточенно на чем-то внешнем, все, связанное с самою сущностью, отступает на задний план, приходит к упадку. Начало же всякого упадка — это разрушение существенного. Наиболее общий случай такого разрушения символически выражен в самой гексаграмме. В символике гексаграмм верхняя триграмма считается «уходящей», отходящей в прошлое, а нижняя триграмма — «приходящей», наступающей. Это движение снизу вверх сохраняет свое значение даже в пределах отдельных триграмм, где верхняя черта — отход в прошлое, а нижняя — представляет наступающий момент ситуации. В данной гексаграмме «наступает» триграмма «исполнение», состоящая только из черт тьмы. Единственная черта света — верхняя в верхней триграмме — и в пределах этой последней, и в контексте всей гексаграммы отходит в прошлое, а надвигается только тьма. И надвигается она изнутри, из самой сущности. К чему бы ни была применена картина, изображенная данной гексаграммой, она остается в силе. Так и в практической деятельности она обозначает то положение, когда существенное повергается во мрак и упадок, ибо на предыдущей ступени все внимание было обращено лишь на мишуру внешнего убранства. — И в познании дело обстоит так же. Однако было бы ошибочно думать, что невозможность действовать в такой ситуации должна приводить к полной пассивности и отдаче себя произволу случайностей на все будущее время. Ситуация разрушения — лишь необходимый временный этап в общем развитии. Но это, как все остальные этапы, — лишь временный этап. Не пассивная отдача себя условиям времени требует здесь, а активное и напряженно-выжидательное воздержание от деятельности. Только об этом говорит текст: Разрушение. Неблагоприятно иметь куда выступить.

1

Перед лицом надвигающегося разрушения особенно надо иметь в виду то, что, хотя оно и готово вырвать всякую почву из-под ног, лишить человека его спокойного «ложа», однако это процесс, развивающийся во времени последовательно, как и иные процессы, отмеченные в Книге. Поэтому, пока данный процесс еще не получил достаточного укрепления, ему еще возможно противостоять со всей стойкостью. Ею на данной ступени отнюдь не следует пренебрегать, даже если разрушение и не сильно, если оно лишь начинается. Ложе — образ спокойствия человека. Здесь этот образ применен в тексте с целью показать, что в самой основе спокойного существования человека началось разрушение. Оно касается лишь «ножек ложа». Но и это уже начало процесса разрушения, от которого пока еще не может сохранить стойкость. Поэтому и текст предостерегает: В начале слабая черта. У ложа разрушены ножки . Если пренебречь стойкостью, будет несчастье.

2

Процесс движется в том же направлении дальше. «Ножки ложа» уже разрушены. Разрушение достигает уже перекладин, каркаса самого ложа. Еще раз напоминает текст о внимании и стойкости, без которой невозможно сопротивляться нарастающему процессу разрушения. Это последняя ступень, на которой такая стойкость может помочь. Дальше наступает уже момент кризиса. Поэтому, пока не поздно, текст предупреждает: Слабая черта на втором месте. У ложа разрушены перекладины. Если (пренебречь) стойкостью, будет несчастье.

3

В момент кризиса тщетно стремится своей стойкостью удержать процесс разрушения. На данной позиции он уже приобрел инерцию, в силу которой остановить его невозможно. Чтобы не вступить в конфликт с такой ситуацией в мире, необходимо найти в себе достаточную решимость для того, чтобы ринуться в разрушительный ход событий и пройти через него. Следует помнить, что в такой период ломки прежних достижений нельзя оставаться стойко-неизменным, а надо через само разрушение пробиться к возможности нового созидания. Поэтому и текст говорит только: Слабая черта на третьем месте. Разрушай это. Хулы не будет.

4

Участие в процессе разрушения хотя и необходимо в такой ситуации, однако от этого участия положение самого участвующего не становится менее опасным. Действуя внутри процесса разрушения, он способствует тому, чтобы развить этот процесс до возможной высоты, но это может оказаться влияние и на самого разрушающего, ибо здесь он стоит лицом к лицу с самым разрушительными силами. Текст разными комментаторами понимается несколько различно: основным образом считается «кожа», понимаемая одними как верхняя обивка ложа, тогда — это образ разрушения, доведенного до высшего предела, или полагают (например Вань И), что «кожа» — это кожа человека, лежащего на ложе, т.е. самого разрушающего, т.е. видят в тексте образ обратного действия на самого разрушителя. Пожалуй, не будет чрезмерным риском усмотреть в данном тексте игру слов, приняв одновременно обе интерпретации, ибо они обе характеризуют данный момент ситуации, не противореча по существу одна другой. Для допущения возможности понимать текст двояко приходится конструкцию его передать в переводе менее дословно, чем в предыдущих афоризмах данной гексаграммы: Слабая черта на четвертом месте. Ложе разрушено до кожи. Несчастье.

5

Две первые позиции в данной гексаграмме изображали положение, в котором, крепко держались за свою стойкость, можно добиться того, что процесс разрушения не коснется самого человека. Две вторые черты говорят о том положении, когда человек не имеет выбора и должен с достоинством пробиться сквозь весь процесс разрушения. Наконец, две верхние черты характеризуют ослабление данного процесса, его отлив и выход из данной ситуации. Но серьезное и активное вмешательства со стороны самого человека здесь еще невозможно. Он будет проводить время за развлечениями и из данной ситуации может выйти лишь благодаря протекции. Однако здесь все будет благоприятствовать ему, как это выражено в тексте: Слабая черта на пятом месте. Рыбная ловля. Милость благодаря придворной женщине. Ничего неблагоприятного.

6

Разрушение — плод воздействия проступков, совершенных в прошлом. Это «огромный плод», который вкусить до конца невозможно. Здесь, где данная ситуация подходит к концу, она уже не может действовать с прежней силой, ибо и она в конце концов будет преодолена. Но для того, чтобы преодолеть разрушение, необходимы активные, созидающие моральные силы человека. При их наличии благородный человек извлечет из пережитого опыта весьма значительный урок. Ничтожный же человек, тот, кто не развил в себе мужества, необходимого для преодоления этой разрушительной ситуации, не сможет сам противостоять ей и будет вынужден пережить всю полноту разрушения. Текст характеризует это положение следующим образом: Наверху сильная черта. Огромный плод не съеден. Благородный человек обретет воз. У ничтожного человека будет разрушено жилье.

Комментарий А.В. Швеца

Во внешнем — Пребывание, во внутреннем — самоотдача. Человек полностью поглощен тем, что само по себе не исчезает. Потому когда по какой-либо случайности, что-либо перестает существовать, то это воспринимается, как разрушение. Так мы можем пользоваться ложем, чьи свойства для нас незыблемы. И если они изменяются, то это для нас разрушение.

Интерпретация Хейслип

Большие перемены ожидают вас уже в ближайшем будущем. Возможно, сейчас кто-то злословит о вас распускает сплетни. Поэтому не нужно приниматься сейчас ни за какое новое дело, вам нельзя попадать в неловкое положение. Желания ваши исполнятся чуть позже. Старайтесь быть осмотрительны и осторожны в общении с представителями другого пола. И не надо теряться, если вдруг выясниться, что на помощь друзей рассчитывать нельзя.