
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  56. Люй. СтранствиеКанонический текcт
Малому — развитие. В странствии стойкость — к счастью.
- (Если) в странствии (будешь) труслив в мелочах, то благодаря этому
накличешь на себя стихийное бедствие.
- В странствии восстановишь порядок. За пазуху положишь свое состояние
и обретешь стойкость слуг-рабов.
- В странствии спалишь этот порядок. Утратишь своих слуг-рабов. Стойкость
опасна.
- В странствии пребудешь на месте. Обретешь свои денежные средства
(на странствие. Но в) собственной душе нет успокоения.
- Выстрелишь в фазана, и одна стрела погибнет.(Но) в конце концов
благодаря этому (будешь) похвален свыше.
- Птицам спалили их гнезда. Странник сначала смеется, (а) потом (издает)
крики и вопли. Утратив быка на площади. — Несчастье.
Если в предыдущей ситуации рассматривался человек, имеющий большое
изобилие в своем доме, и лишь вскользь говорилось о том пути, который
предназначен его богатствам, т.е. пути вовне, то здесь рассматривается
именно этот путь. Здесь говорится о странствии. Но само странствие, как бы
оно ни было далеко, должно начаться с первых шагов. Поэтому лишь в малом
может быть развитие и свершение, но нужно помнить, что даже первые шаги
могут быть первыми шагами длительного странствия, в течение которого
должна быть сохранена стойкость. В предыдущей ситуации говорилось о том,
что солнце находится в середине своего пути, но именно поэтому оно должно
начать склоняться к закату, оно должно зайти. И сам образ гексаграммы
представляет собою верхнюю триграмму — солнце, расположенную над нижней
триграммой — горой. Так солнце заходит за гору, и в этом движении его дан
образ постепенного выхода из «странствия»:
Странствие. Малому развитие. В странствии стойкость — к счастью.
1
Странствие, которое представляет собою по преимуществу выход вовне,
обязывает человека к наличию мужества. Наоборот, всякая нерешительность
обозначила бы здесь только консервацию предыдущей ситуации, в скупом
пребывании наедине со своим богатством. Поэтому здесь особенно нужно
предостеречь человека от мелочной трусливости. Она может только накликать
несчастье на самого же человека. Поэтому здесь текст говорит следующее:
В начале слабая черта. Если в странствии будешь труслив в мелочах, то
благодаря этому накличешь на себя беду.
2
Движение от позиции, которая проходит во всех гексаграммах, отмечается и
здесь. И каждая следующая позиция в контексте данной гексаграммы
называется или «порядком», или «местом», или «гнездом». Когда здесь
рассматривается странствие, особенное внимание уделено наступающим новым
позициям. Если на первой позиции была угроза со стороны мелочной
трусливости, то вторая позиция, являясь до известной степени
подтверждением первой, говорит о порядке, который восстанавливается, т.е.
о движении вперед. Если первая позиция характеризовалась с отрицательной
стороны желанием закрепить свое достояние, то здесь это достояние путник
кладет себе за пазуху, конечно, в тех размерах, в которых он может с собой
захватить. Первая позиция, как и вторая, занята аналогичными слабыми
чертами, и в этом сказывается однородность их. Но поскольку первая позиция
представляет собою позицию, подчиненную второй, постольку она
символизируется как челядь, состоящая при человеке, занимающему вторую
позицию, но та челядь, которая сохраняет в стойкости свои положительные
отношения к хозяину. Поэтому текст говорит здесь:
Слабая черта на втором месте. В странствии восстановишь порядок. За пазуху
положишь свое состояние и обретешь стойкость челяди и рабов.
3
Здесь также учитывается наступающая позиция, но наступающая четвертая
позиция уже включена в триграмму ли, которая обозначает огонь, и действие
огня сказывается уже и для третьей позиции, поскольку она, как и все
позиции данной гексаграммы, устремлена к своей последующей. Огонь сжигает
тот «порядок», который может характеризовать человека, занимающего третью
позицию. С одной стороны, следовательно, перед ним до известной степени
закрыта возможность продвижения вперед. С другой стороны, связь с челядью,
которая имелась в виду на второй позиции, уже не может здесь существовать.
Таким образом, отступление назад к поддержке челяди невозможно. Но и
стойкое пребывание на месте здесь тоже может внушить лишь чувство ужаса,
ибо задержаться на этой позиции — это значит все снова и снова переживать
невозможность движения ни вперед, ни назад. Так эта позиция кризиса должна
быть преодолена смелым движением вперед, несмотря на то, что с этой
позиции движение вперед кажется бесцельным, ибо путь впереди разрушен. Тем
не менее, только решимость может человека вывести из состояния,
охарактеризованного в данной позиции. В тексте по этому поводу мы читаем:
Сильная черта на третьем месте. В странствии спалишь этот порядок.
Потеряешь челядь и рабов. Стойкость ужасна.
4
Если человек достигает четвертой позиции данной ситуации, то это значит,
что на предыдущей он нашел в себе достаточно мужества для преодоления всех
переживаний ужаса, которые были охарактеризованы выше. В этом смысле он
может двинуться дальше и достичь своего места, т.е. следующей позиции
своей цели. Благодаря этому он может восстановить потерянное состояние. Но
все-таки, поскольку данная позиция еще не является полным достижением
цели, постольку радость здесь еще не может наступить. На этой позиции,
тяготеющей более, чем какая бы то ни было другая, к своей последующей,
необходимость движения вперед сказывается особенно сильно. Поэтому текст
здесь говорит:
Сильная черта на четвертом месте. В странствии пребудешь на месте. Найдешь
свои средства на странствие. Но в собственной душе нет успокоения.
5
Всякое движение вовне (а в особенности в ситуации странствия) связано с
известными затратами. Невозможно двигаться вперед, не затрачивая сил. Эта
утрата, конечно, лишь частичная, здесь выражена в образе потерянной
стрелы. Но если даже такая стрела при охоте на фазана и будет потеряна, то
все же это не значит, что охота будет безрезультатной. Именно не надо
бояться затрачивать силы при движении вовне, тогда только может быть
достигнут результат, и, в конце концов, оно приведет к тому, что человек
найдет похвалу, и эта похвала будет действовать с необходимостью рока. В
тексте мы здесь читаем:
Слабая черта на пятом месте. Выстрелишь в фазана, и одна стрела погибнет.
Но в конце концов благодаря этому будешь похвален свыше.
6
Смысл странствия в том, чтобы двигаться все дальше и дальше. Шестая черта
— последняя в гексаграмме — уже не имеет над собою ни «места», ни
«гнезда», ни «порядка». Здесь, таким образом, прекращается возможность
странствия. Шестая черта, как верхняя, представляет собою то, что названо
в «Книге Перемен» образом гнезда. Но поскольку она входит в состав
триграммы «огонь» и представляет собою сильнейший жар этого огня,
постольку гнездо здесь сожжено. Оставаться на месте нельзя, но и двигаться
дальше некуда, ибо двигаться дальше — это, значит, выйти за пределы данной
ситуации. И, с точки зрения самой ситуации, конец ее представляет собою
утрату. Поэтому, если в предыдущем и была возможность движения вперед
соответственного завоевания новых позиций, то здесь остается лишь плач об
утерянных возможностях, и эта утрата выражена в образе утраты быка. Ничего
благоприятного здесь не может быть, ибо единственный выход из положения —
преодоление данной ситуации в целом и переход к следующему. Поэтому текст
«Книги Перемен» говорит здесь:
Наверху сильная черта. Птицам спалили гнезда. Странник сначала смеется. А
потом издает крики и вопли. Потеряешь быка на площади. Несчастье.
Во внешнем — Сцепление и ясность, во внутреннем — Пребывание и
незыблемость. Во внешнем гармоничное развитие, поэтому не стоит
допускать, чтобы незыблемость внутреннего противостояло этим внешним
изменениям. Если трусливо держаться за привычные мелочи, боясь хоть что-нибудь изменить, то внутреннее вступит в противоречие с внешним, что
может быть воспринято, как стихийное бедствие.
Интерпретация Хейслип
Знаете ли вы, что сейчас есть все предпосылки для успеха в
делах? Если вы планируете поехать за границу, то и это пройдет успешно.
Вы слишком честолюбивы, поэтому вам нужно вести себя очень
осмотрительно, чтобы не испортить отношений с друзьями и коллегами
по работе. Пусть ваши претензии не будут слишком высоки — и желание
ваше исполнится. Вы очень переживаете и нервничаете по поводу некого
неприятного события. Не стоит думать об этом; забудьте и не
вспоминайте.
  24. Фу. ВозвратКанонический текcт
Свершение. Выходу и входу не будет вреда. Друзья придут — хулы не будет.
Обратно вернешься на свой путь. Через семь дней — возврат. Благоприятно
иметь, куда выступить.
- Возвращение не издалека. — (Дело) не будет доведено до раскаяния.
Изначальное счастье.
- Прекрасное возвращение. — Счастье.
- Постепенное возвращение. — Опасность, но хулы не будет.
- Верное движение. Самостоятельное возвращение.
- Полноценное возвращение. — Раскаяния не будет.
- Заблуждающееся возвращение. — Несчастье. Будут стихийные бедствия
и беды, (вызванные самим человеком. Если) применить действие войском, (то
в) конце концов будет великое поражение. Для государя такой страны — несчастье. Даже
до десяти лет нельзя предпринимать карательные походы.
Уже в самом начертании данной гексаграммы символически выражено ее
основное значение. Когда гексаграмма Исполнение, состоящая только из
теневых черт, заканчивает свое действие, то ее замена происходит оттого,
что к ней «приходит» (т.е. вступает в нее снизу) одна световая черта.
Вновь полученная гексаграмма символизирует то время, когда после самого
темного времени в году, после времени, предшествующего зимнему
солнцевороту, свет вновь начинает прибывать и наступает возврат к светлой
половине года. Вначале это возвращение света едва заметно: и в графике
единственная световая линия находится в самом низу; она покрыта всеми
силами тьмы. Но именно ей суждено дальнейшее ее развитие. При этом ее
развитие настолько неизбежно, что силы тьмы не могут ей препятствовать.
Наоборот, они лишь всемерно способствуют развитию света. Все его действия
протекают в дальнейшем без малейшей торопливости, ибо торопливость была бы
только признаком неестественности развития. Все силы, как друзья, приходят
здесь на помощь свету, который возвращается на свой собственный путь
развития. Рано или поздно (хотя бы через «семь дней») свет возвращается к
своему действию, прерванному на время действия тьмы, и перед началом его
развития все благоприятствует его выступлению. Концепция, лежащая в основе
данной гексаграммы, да и в основе того, что она помещена непосредственно
после гексаграммы Разрушение, — это то, что всякая ситуация, в том числе и
Разрушение, — процесс, протекающий во времени, рано или поздно приходящий
к концу. Пожалуй, в момент, когда Разрушение заканчивается, ничто не может
стоять к нему в более тесной связи, чем Возврат. Ибо если бы даже вслед за
Разрушением допустить любой иной процесс, то все же его исходной точкой
будет прекращение разрушения и возврат к неразрушению, к созидательной
деятельности. Вот почему в тексте данной гексаграммы читаем:
Возврат. Свершение. В выходе и входе нет торопливости. Друзья придут, и
хулы не будет. Обратно вернешься на свой путь. И через семь дней —
возврат. Благоприятно иметь куда выступить.
1
Когда дело испорчено еще незначительно, то и возвращение на верный путь не
требует больших усилий. Рассматривая процесс возвращения, мы, прежде
всего, можем указать на такое возвращение не издалека. Для него может и не
потребоваться особый и новый акт познания. Достаточно и прежде
накопленного опыта, ибо ошибки еще не зашли настолько далеко, чтобы
вызывать раскаяние. Несмотря на такую малую затрату сил для возвращение
все же совершенно полноценно и может до конца искупить совершенную прежде
ошибку. А раз она будет погашена сполна, то и «изначальное счастье» не
может быть ею омрачено ни в какой степени. Вот почему в тексте сказано:
В начале сильная черта. Возвращение не издалека. (Дело) не доведено до
раскаяния, (и поэтому) изначальное счастье.
2
Но если заблуждение было и более глубокое, все же и от него, возможно,
вернуться на правый путь. Однако для этого уже необходимо нечто большее,
чем усилия, описанные на предыдущей ступени. Гармоническое единство
разума, приобретенного в прошлом, и нового акта познания может здесь
привести к прекрасно произведенному возвращению. Оно прекрасно именно в
ситуации в силу этой гармонии. Она символически выражена в контексте
данной гексаграммы и тем, что это она, четная, занята слабой чертой, что
означает гармоническое соответствие сил и положения. Поэтому лаконичный
текст гласит только:
Слабая черта на втором месте. Прекрасно возвращение. Счастье.
3
Данная гексаграмма — одна из благоприятных. Поэтому момент кризиса здесь
протекает до некоторой степени свое влияние. Здесь уже возможна та
гармония, которая была указана на предыдущей ступени. Графически это
выражено и третьей, не центральной позицией, и дисгармонией между нечетной
позицией и слабой чертой. Поэтому здесь описание такого возвращения,
которое не проходит как простой, мгновенный процесс. Здесь возможно лишь
как постепенное, колеблющееся возвращение. И если даже всякое колебание
лишь усиливает опасности, делая положение ужасным, то все же, в силу
благоприятности данной ситуации в целом, дурного исхода ожидать, здесь не
следует. В тексте мы читаем:
Слабая черта на третьем месте. Постепенное возвращение. Ужасно. Но хулы не
будет.
4
Эта позиция в данной гексаграмме описывает последнее положение, в котором
еще возможна поддержка от активно действующего светлого начала первой
позиции. Оно здесь еще возможно, и это выражено правильным соответствием
первой и четвертой черт, световой и теневой, тяготеющих друг к другу.
Однако здесь из прошлого лишь поддержка, но не соединение действий. Даже
можно сказать, что на этой ступени впервые может ощущаться одиночество
действия, но тем самым и самостоятельность в нем. При этом тому, кто так
действует, прежде всего, надо иметь в виду полную необходимость того, о
чем предупреждает текст с самого начала данного афоризма:
Слабая черта на четвертом месте. В верных поступках. Одинокое возвращение.
5
Возвращение, как погашение ошибки, может быть полноценным лишь после того,
как пройдена предыдущая ступень: только после нее можно допустить
непринужденность, а тем самым и полноценность отказа от ошибки и
свободного возвращения к истине. Здесь это полноценное возвращение
совершается даже без поддержки из прошлого (ибо соответствия между слабыми
чертами — второй и пятой — здесь нет.) Поэтому можно было бы, по крайней
мере, сомневаться в успехе такого возвращения. Однако благоприятность
гексаграммы и самой пятой позиции отвергает сомнения, и текст здесь
заверяет:
Слабая черта на пятом месте. Полноценное возвращение. Раскаяния не будет.
6
После того как достигнута ступень полноценного возвращения, никакое иное
возвращение уже невозможно, ибо оно здесь уже перестает быть самим собой,
и превращается в мертвую и механическую реставрацию. Она же безжизненна с
самого начала и может привести лишь к бедствию. При этом такое бедствие,
вызванное не естественным ходом развития мира, а собственный деятельностью
реставратора, влечет наряду с собой и бедствия стихийного порядка, по
мнению древнекитайских авторов данного текста. Представления о воздействии
моральных качеств на процессы природы — исконное для Китая представление.
Оно отмечено еще в главе «Великий план» («Хунь фань») из «Шуцзина». По
этой главе именно моральные качества государя отображается в
метеорологических явлениях. Но не только в них, в политической жизни
реставраторство не может вызвать ничего, кроме поражения, которого не
восстановить на протяжении долгих лет. Об этом с полной определенностью
говорит текст:
Наверху слабая черта. Заблуждающееся возвращение. Несчастие. Будут
стихийные и личные беды. Если и применишь действующие войска, то, в конце
концов, будешь наголову разбит. Несчастие для государя данной страны. До
десяти лет поход не будет возможен.
Во внешнем — Исполнение и самоотдача, во внутреннем —
Возбуждение и
подвижность. Во внешнем все предопределено и закономерно. Поэтому если
начать дело по собственной инициативе, творчески то, не встречая
неожиданностей во внешнем, оно должно и развиваться творчески. Но в
триграмме Подвижность вторая и третья черты сплошные. Это может
означать, что человек отказался от первоначального замысла и вернулся к
предопределенному ходу
событий. Подвижность во внутреннем в сочетании
с исполнением и неизменностью во внешнем, означает что человек топчется
на месте, все время возвращаясь туда откуда начал. Для ничтожного человека
эта стабильность — хорошо, но для благородного — несчастье.
Интерпретация Хейслип
Вы расстроены сейчас, потому что считаете, что совершенно запутались.
Но все это не так трудно преодолеть, как вам кажется, проявите
только терпение. Причем решающим окажется для вас некоторый
вполне определенный срок — семь дней, или семь недель, или семь месяцев.
Вы действительно находитесь накануне больших перемен в судьбе.
Немного терпения — и все образуется. Постарайтесь также скопить
немного денег. Это пригодится вам.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого