
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  56. Люй. СтранствиеКанонический текcт
Малому — развитие. В странствии стойкость — к счастью.
- (Если) в странствии (будешь) труслив в мелочах, то благодаря этому
накличешь на себя стихийное бедствие.
- В странствии восстановишь порядок. За пазуху положишь свое состояние
и обретешь стойкость слуг-рабов.
- В странствии спалишь этот порядок. Утратишь своих слуг-рабов. Стойкость
опасна.
- В странствии пребудешь на месте. Обретешь свои денежные средства
(на странствие. Но в) собственной душе нет успокоения.
- Выстрелишь в фазана, и одна стрела погибнет.(Но) в конце концов
благодаря этому (будешь) похвален свыше.
- Птицам спалили их гнезда. Странник сначала смеется, (а) потом (издает)
крики и вопли. Утратив быка на площади. — Несчастье.
Если в предыдущей ситуации рассматривался человек, имеющий большое
изобилие в своем доме, и лишь вскользь говорилось о том пути, который
предназначен его богатствам, т.е. пути вовне, то здесь рассматривается
именно этот путь. Здесь говорится о странствии. Но само странствие, как бы
оно ни было далеко, должно начаться с первых шагов. Поэтому лишь в малом
может быть развитие и свершение, но нужно помнить, что даже первые шаги
могут быть первыми шагами длительного странствия, в течение которого
должна быть сохранена стойкость. В предыдущей ситуации говорилось о том,
что солнце находится в середине своего пути, но именно поэтому оно должно
начать склоняться к закату, оно должно зайти. И сам образ гексаграммы
представляет собою верхнюю триграмму — солнце, расположенную над нижней
триграммой — горой. Так солнце заходит за гору, и в этом движении его дан
образ постепенного выхода из «странствия»:
Странствие. Малому развитие. В странствии стойкость — к счастью.
1
Странствие, которое представляет собою по преимуществу выход вовне,
обязывает человека к наличию мужества. Наоборот, всякая нерешительность
обозначила бы здесь только консервацию предыдущей ситуации, в скупом
пребывании наедине со своим богатством. Поэтому здесь особенно нужно
предостеречь человека от мелочной трусливости. Она может только накликать
несчастье на самого же человека. Поэтому здесь текст говорит следующее:
В начале слабая черта. Если в странствии будешь труслив в мелочах, то
благодаря этому накличешь на себя беду.
2
Движение от позиции, которая проходит во всех гексаграммах, отмечается и
здесь. И каждая следующая позиция в контексте данной гексаграммы
называется или «порядком», или «местом», или «гнездом». Когда здесь
рассматривается странствие, особенное внимание уделено наступающим новым
позициям. Если на первой позиции была угроза со стороны мелочной
трусливости, то вторая позиция, являясь до известной степени
подтверждением первой, говорит о порядке, который восстанавливается, т.е.
о движении вперед. Если первая позиция характеризовалась с отрицательной
стороны желанием закрепить свое достояние, то здесь это достояние путник
кладет себе за пазуху, конечно, в тех размерах, в которых он может с собой
захватить. Первая позиция, как и вторая, занята аналогичными слабыми
чертами, и в этом сказывается однородность их. Но поскольку первая позиция
представляет собою позицию, подчиненную второй, постольку она
символизируется как челядь, состоящая при человеке, занимающему вторую
позицию, но та челядь, которая сохраняет в стойкости свои положительные
отношения к хозяину. Поэтому текст говорит здесь:
Слабая черта на втором месте. В странствии восстановишь порядок. За пазуху
положишь свое состояние и обретешь стойкость челяди и рабов.
3
Здесь также учитывается наступающая позиция, но наступающая четвертая
позиция уже включена в триграмму ли, которая обозначает огонь, и действие
огня сказывается уже и для третьей позиции, поскольку она, как и все
позиции данной гексаграммы, устремлена к своей последующей. Огонь сжигает
тот «порядок», который может характеризовать человека, занимающего третью
позицию. С одной стороны, следовательно, перед ним до известной степени
закрыта возможность продвижения вперед. С другой стороны, связь с челядью,
которая имелась в виду на второй позиции, уже не может здесь существовать.
Таким образом, отступление назад к поддержке челяди невозможно. Но и
стойкое пребывание на месте здесь тоже может внушить лишь чувство ужаса,
ибо задержаться на этой позиции — это значит все снова и снова переживать
невозможность движения ни вперед, ни назад. Так эта позиция кризиса должна
быть преодолена смелым движением вперед, несмотря на то, что с этой
позиции движение вперед кажется бесцельным, ибо путь впереди разрушен. Тем
не менее, только решимость может человека вывести из состояния,
охарактеризованного в данной позиции. В тексте по этому поводу мы читаем:
Сильная черта на третьем месте. В странствии спалишь этот порядок.
Потеряешь челядь и рабов. Стойкость ужасна.
4
Если человек достигает четвертой позиции данной ситуации, то это значит,
что на предыдущей он нашел в себе достаточно мужества для преодоления всех
переживаний ужаса, которые были охарактеризованы выше. В этом смысле он
может двинуться дальше и достичь своего места, т.е. следующей позиции
своей цели. Благодаря этому он может восстановить потерянное состояние. Но
все-таки, поскольку данная позиция еще не является полным достижением
цели, постольку радость здесь еще не может наступить. На этой позиции,
тяготеющей более, чем какая бы то ни было другая, к своей последующей,
необходимость движения вперед сказывается особенно сильно. Поэтому текст
здесь говорит:
Сильная черта на четвертом месте. В странствии пребудешь на месте. Найдешь
свои средства на странствие. Но в собственной душе нет успокоения.
5
Всякое движение вовне (а в особенности в ситуации странствия) связано с
известными затратами. Невозможно двигаться вперед, не затрачивая сил. Эта
утрата, конечно, лишь частичная, здесь выражена в образе потерянной
стрелы. Но если даже такая стрела при охоте на фазана и будет потеряна, то
все же это не значит, что охота будет безрезультатной. Именно не надо
бояться затрачивать силы при движении вовне, тогда только может быть
достигнут результат, и, в конце концов, оно приведет к тому, что человек
найдет похвалу, и эта похвала будет действовать с необходимостью рока. В
тексте мы здесь читаем:
Слабая черта на пятом месте. Выстрелишь в фазана, и одна стрела погибнет.
Но в конце концов благодаря этому будешь похвален свыше.
6
Смысл странствия в том, чтобы двигаться все дальше и дальше. Шестая черта
— последняя в гексаграмме — уже не имеет над собою ни «места», ни
«гнезда», ни «порядка». Здесь, таким образом, прекращается возможность
странствия. Шестая черта, как верхняя, представляет собою то, что названо
в «Книге Перемен» образом гнезда. Но поскольку она входит в состав
триграммы «огонь» и представляет собою сильнейший жар этого огня,
постольку гнездо здесь сожжено. Оставаться на месте нельзя, но и двигаться
дальше некуда, ибо двигаться дальше — это, значит, выйти за пределы данной
ситуации. И, с точки зрения самой ситуации, конец ее представляет собою
утрату. Поэтому, если в предыдущем и была возможность движения вперед
соответственного завоевания новых позиций, то здесь остается лишь плач об
утерянных возможностях, и эта утрата выражена в образе утраты быка. Ничего
благоприятного здесь не может быть, ибо единственный выход из положения —
преодоление данной ситуации в целом и переход к следующему. Поэтому текст
«Книги Перемен» говорит здесь:
Наверху сильная черта. Птицам спалили гнезда. Странник сначала смеется. А
потом издает крики и вопли. Потеряешь быка на площади. Несчастье.
Во внешнем — Сцепление и ясность, во внутреннем — Пребывание и
незыблемость. Во внешнем гармоничное развитие, поэтому не стоит
допускать, чтобы незыблемость внутреннего противостояло этим внешним
изменениям. Если трусливо держаться за привычные мелочи, боясь хоть что-нибудь изменить, то внутреннее вступит в противоречие с внешним, что
может быть воспринято, как стихийное бедствие.
Интерпретация Хейслип
Знаете ли вы, что сейчас есть все предпосылки для успеха в
делах? Если вы планируете поехать за границу, то и это пройдет успешно.
Вы слишком честолюбивы, поэтому вам нужно вести себя очень
осмотрительно, чтобы не испортить отношений с друзьями и коллегами
по работе. Пусть ваши претензии не будут слишком высоки — и желание
ваше исполнится. Вы очень переживаете и нервничаете по поводу некого
неприятного события. Не стоит думать об этом; забудьте и не
вспоминайте.
  63. Цзи-цзи. Уже конецКанонический текcт
Свершение. Малому — благоприятна стойкость. В начале — счастье; в конце
— беспорядок.
- Затормозишь свои колеса — подмочишь свой хвост. — Хулы не будет.
- Женщина утратит свой занавес (на колеснице). Не гонись. (Через)
семь дней обретешь.
- Высокий предок напал на страну бесов и в три года победил ее. Ничтожествам
— не действовать.
- Промокнешь. (Ибо) платье в лохмотьях. Запрет до конца дня.
- Бык, убитый у восточных соседей, не сравнится с небольшой жертвой
западных соседей. (Если будешь) правдив, поистине получишь свое благополучие.
- Промочишь голову. — Ужасная опасность.
В том ходе творчества, который был охарактеризован во второй части «Книги
Перемен», здесь достигнут уже этап, когда индивидуальность создана. В этом
смысле процесс завершен, и предпоследняя гексаграмма называется «уже
конец». Она представляет собою завершение самого процесса, и это выражено
в самой структуре гексаграммы. Дело в том, что по теории «Книги Перемен»
на нечетных, сильных позициях гармонически могут, находится сильные черты,
а на четных, слабых позициях — слабые. В данной гексаграмме все черты
расположены именно таким образом. Первая, третья и пятая позиции заняты
сильными чертами; вторая, четвертая и шестая позиции — слабыми. Казалось
бы, в этом дается образ такого гармонического развития и результаты его,
которые не предполагают возможности дальнейшего развития. Все уже
достигнуто. Отдельное, индивидуальное уже создано. Если оно и понимается
как нечто малое, то все же ему предстоит развитие вплоть до того момента,
когда оно станет великим. В этом смысле говорится о возможности развития
малого. Стойкость и устойчивость, охарактеризованные расположением черт
данной гексаграммы, здесь благоприятствует всему процессу. Но именно здесь
необходимо принять во внимание другой закон, существующий в теории «Книги
Перемен» и состоящий в том, что все имеет тенденцию превратиться в свою
противоположность. Каждая сильная черта имеет в себе самой заложенные
тенденции превратиться в слабую, и наоборот. Поэтому, как увидим ниже,
последняя гексаграмма представляет собою полную противоположность данной.
Таким образом, если весь предыдущий процесс, от первого импульса
творчества и до достижения полной гармонии, которая выражена в данной
гексаграмме, является тем счастьем, которое стоит в начале и которое
упоминается данным текстом, то именно это счастье приводит также к
необходимости полной и кардинальной смены, приводит к тому хаосу, который
стоит в конце и упоминается в данном афоризме. Чтобы правильно пройти
через данную ситуацию, называемую в «Книге Перемен» «уже конец»,
необходимо предпринять целый ряд предосторожностей. И если предыдущие
гексаграммы по позициям рассматривали этапы данной ситуации, то здесь
разворачивается целый ряд предупреждений, которые необходимы для
правильного переживания всей этой ситуации. Не нужно, однако, понимать
движение к хаосу, указанное здесь, как нечто отрицательное, ибо, как мы
увидим ниже, этот хаос, представляет собою нечто аморфное, послужит тем
материалом, в пределах которого может развернуться новый цикл,
начинающийся с творчества, и т.д. Принимая все это во внимание, можно
понять текст, гласящий:
Уже конец. Свершение. Малому благоприятна стойкость. В начале — счастье. В
конце беспорядок.
1
Как бы ни была устойчива в самой себе данная ситуация, она должна быть
пройдена, должна быть преодолена, ибо остановка в ней обозначала бы
гибель. Поэтому здесь дается указание на то, что остановка привела бы к
недостаточно быстрому темпу прохождения через данную ситуацию, и в
последнюю минуту эта переправа через данную ситуацию была бы подвержена
опасности. Данная гексаграмма теснейшим образом даже самим названием
связана со следующей, и для ее объяснения необходимо воспользоваться
контекстом следующей гексаграммы, где дается образ молодого лиса, который
почти переправился через реку, но в последнюю минуту вымочил хвост. Чтобы
не было именно этого, «Книга Перемен» здесь напоминает:
В начале сильная черта. Затормозишь колеса — подмочишь хвост. Хулы не
будет.
2
В процессе творчества вещь уже создана, она существует как для себя, так и
для своего окружения. Скрыться она уже больше не может. Она явно видна
всем. Если бы у человека, стоящего на второй позиции, т.е. там, где он
пребывает в себе самом, появилось желание быть скрытым, то это было бы для
него недостижимо. Это облечено в образ женщины, потерявшей занавес на
колеснице. Упорная погоня за своей непроявленностью, поиски потерянных
занавесей не могут здесь привести ни к какому результату. Когда в
дальнейшем наступит время (а оно, безусловно, может наступить), тогда все
будет восстановлено, человек может быть замкнут в самом себе. Здесь это
недостижимо, и будущее должно быть предоставлено будущему. В таком смысле
в тексте здесь говорится:
Слабая черта на втором месте. Женщина потеряет занавеси на колеснице. Не
гонись. Через семь дней получишь.
3
В данной ситуации, в преддверии к хаосу, выход вовне воспринимается как
выход для трудной и ожесточенной борьбы. Не с людьми сражаться предстоит
здесь, а с чем-то худшим. Здесь имеется в виду поход не страну бесов.
Победа над ними должна быть удержана. Но эта победа достижима лишь тому,
кто обладает большой силой, а не рядовому человеку. Но даже для такого
человека, исполненного и сил, и жизненного опыта, для высокого предка, как
его называет «Книга Перемен», эта победа дается не даром. Нужен длительный
срок для достижения ее. Тем более понятно, что ничтожному человеку в таких
условиях действовать нельзя. Вот почему в «Книге Перемен» здесь сказано:
Сильная черта на третьем месте. Высокий предок идет в поход не страну
бесов. И в три года победит ее. Ничтожествам — не действовать.
4
Преддверие хаоса и приближение его чувствуется на каждой ступени данной
ситуации, несмотря на то, что она сама по себе представляет завершение
всего предыдущего. Поэтому здесь необходимо иметь в виду, что никакое
достижение не остается навеки в руках достигнувшего. В таком смысле, как
напоминание, звучит текст:
Слабая черта на четвертом месте. И на парче будут лохмотья. До конца дней
соблюди запреты.
5
Все ближе выход из данной ситуации, все ближе к хаосу. Поэтому здесь
дается еще раз напоминание о том, что может спасти человека в той среде, в
которую он с неизбежностью попадет в следующей ситуации. Не пышность и
роскошь жертв, а правдивость, не внешняя полнота, а внутренние силы — вот
что может привести его к устойчивости во время стихийного хаоса, в который
он неизбежно попадет. Чтобы расшифровать образы, в которых дается данный
афоризм, нужно принять во внимание, что нижняя триграмма — огонь —
приписана к востоку, а верхняя триграмма — вода — к западу. То, что было
достигнуто внутренне, что было достигнуто на первых трех позициях, здесь
уже не играет никакой роли. Поэтому если восточные соседи, т.е. три нижние
позиции, и приносят значительную жертву, в ней смысла нет. И только то,
что человек уносит с собой, устремляясь к хаосу, то, что является его
неотъемлемым, ему лично принадлежащим, только это может привести к
благополучию. И это незначительное, та малая жертва, о которой говорится в
тексте, есть не что иное, как внутренняя устойчивость и правдивость,
умение исходить из самого себя. Поэтому в тексте здесь сказано:
Сильная черта на пятом месте. Корова, убитая у восточных соседей, не
сравнится с небольшой жертвой западных соседей. Если будешь правдивым, то
поистине найдешь свое счастье.
6
В общем афоризме данной ситуации было сказано о том, что в начале процесса
было счастье, в конце его — хаос. Шестая позиция представляет собою
переход к этому хаосу. «Книга Перемен» не говорит, что здесь человеку
грозит определенное несчастье. Она только констатирует опасность и ужас
данного положения. Волна хаоса захлестывает человека. Если в первой
позиции говорилось о переправе и о возможности в последнюю минуту
испортить свой путь, то на этой позиции говорится о том, как хаос с
головой покроет человека. И тем не менее это необходимо, ибо человек
должен выйти из своего гармонического развития и, сознательно нарушив эту
гармонию, двинуться в хаос, ибо в хаосе он находит свободу для своего
творчества. Так, в тексте здесь мы читаем только:
Наверху слабая черта. Промочишь голову. Ужас.
Во внешнем — Погружение и опасность, во внутреннем — Сцепление и
опасность. Во внешнем пустая суета, пустячные хлопоты, которые впрочем
не
нарушают привычного уклада. Во внутреннем — ясность. Не стоит
отвлекаться на мелочи — не гонись за утерянным занавесом. Не следует
изменять себе и сбиваться с выбранного пути под воздействием мелких
неурядиц — не тормози свои колеса.
Интерпретация Хейслип
Если вдруг вы сейчас с кем-то поссоритесь, то лучше вам
обратиться к кому-нибудь третьему, кто мог бы выступить посредником
между вами. Если вы однажды достигли успеха — не надо поддаваться
желанию вновь повторить его. Подумайте об этом: если последуете
этому совету, то наградой будет вам полное осуществление
ваших желаний. Не стоит сейчас бросать все силы на новое дело; оно
не приведет к успеху. То, о чем вы мечтаете и к чему стремитесь —
исполнится, но с течением времени, не сразу.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого