
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  57. Сунь. ПроникновениеКанонический текcт
Малому — развитие. Благоприятно иметь, куда выступить. Благоприятно
свидание с великим человеком.
- (В) продвижении и отступлении благоприятна стойкость воина.
- Проникновение находится ниже ложа. Применение писцов и волхвов (вызовет)
смущение.— Счастье. Хулы не будет.
- Многократное проникновение.— Сожаление.
- Раскаяние исчезнет. На охоте добудешь троякое.
- Стойкость — к счастью. Раскаяние исчезнет. Ничего неблагоприятного. Завершишь и то, что не начато (тобою. Но обдумай это дело) и за три
дня, и через три дня. — Счастье.
- Проникновение находится ниже ложа. Утратишь свои денежные средства
(на странствие). — Стойкость — к несчастью.
Во время странствия человек проникает во все новые места. И это
содержание предыдущей ситуации — проникновение — рассматривается здесь как
самостоятельный момент. Поэтому данная гексаграмма называется
Проникновение. Но проникнуть во что-нибудь, в какую-нибудь инородную среду
можно лишь постепенно. Поэтому лишь в малом может быть здесь развитие.
Конечно, окрепнув, оно может идти и дальше, и человек может достигнуть
своей цели — свидания с тем, что выше его самого, с тем, кто назван на
языке «Книги Перемен» великим человеком. Образно и графически это
проникновение малого выражено в том, что данная гексаграмма состоит из
повторения триграммы сунь, в которой одна теневая черта находится под
двумя световыми. Теневые, слабые черты на технической терминологии «Книги
Перемен» обозначают малое, а световые, сильные черты — великое. Поскольку
движение черт идет снизу вверх, постольку здесь в образе самой триграммы
уже указано проникновение чего-то малого и незначительного, которое может
быть лишь очень мягким и податливым. А это тоже черты, закрепленные
комментаторской литературы за триграммой сунь. Вот почему в тексте мы
находим следующие стандартные афоризмы:
Проникновение. Малому развитие. Благоприятно иметь куда выступить.
Благоприятно свидание с великим человеком.
1
Когда нечто малое выступает вперед, то оно не может обладать большой силой
для решительного движения. Поэтому первое выступление и первый момент
проникновения характеризуются нерешительностью. Человек то наступает, то
отступает. Но длительное пребывание в таком колеблющемся состоянии может
привести лишь к остановке на данной позиции или, иными словами, к
сохранению качеств, от которых следует отходить. С такими качествами
человек ни во что не сможет проникнуть. Когда проникновение требуется всей
жизненной обстановкой в данной ситуации, тогда для успешного развития
здесь необходимо собрать все силы, которыми располагает человек, и
решительно двинуться вперед, двинуться со стойкостью и мужеством, которыми
обладает воин. Поэтому в тексте сказано:
В начале слабая черта. Наступление и отступление. Благоприятна стойкость
воина.
2
Вторая позиция выражается иногда в образе поверхности земли, иногда же,
как здесь, в образе ложа, на котором лежит человек. Но поскольку это
проникновение началось уже на предыдущей позиции, постольку здесь и
говорится о том, что оно находится ниже ложа. Однако на данной позиции,
несмотря на то, что проникновение уже начато (в переводе на язык мышления
— начато продвижение в познаваемое), человек может еще не до конца
доверять силам своего познания. С одной стороны, ему необходимо учесть
весь свой опыт, нужно записать его для новой необходимой деятельности в
память, которая в этом отношении похожа на писца; с другой стороны, ему
необходимо предвидение будущих событий, а эта способность у авторов «Книги
Перемен» осознавалась в образе волхва. Человек может, таким образом,
обратиться к своей способности памяти и к своей способности предвидения в
то время, как ему следовало бы отдаться ясной деятельности познания.
Недоверие к своим силам памяти и предвидения приводит все же его к тому,
что он может прибегнуть к помощи своих сил познания. И если они связаны с
положительным, уже сложившимся знанием, то в результате вся ситуация может
быть развернута в положительную сторону. В этом смысле текст говорит:
Сильная черта на втором месте. Проникновение находится ниже ложа.
Применение писцов и применение волхвов вызовет смущение. Счастье. Хулы не
будет.
3
Предыдущая ситуация характеризовала внутреннюю жизнь. Здесь намечается
выход вовне. Если деятельность познания на предыдущей ступени выступала
как нечто положительное, то здесь от познания необходим переход к
действию. Если бы человек остановился только на одном познании и все снова
и снова прибегал бы к нему, то оно, не обогащенное опытом действия,
привело бы его к поверхности знаний. Если даже эти акты познания были бы
многочисленны, то все же время было бы упущено и человеку пришлось бы
пожалеть о том, что силы, которые он тратит на данной позиции, он не
истратил на предыдущей. Поэтому лаконичный текст говорит здесь следующее:
Сильная черта на третьем месте. Многократное проникновение. Сожаление.
4
Если человек достигает четвертой позиции, то, значит, он сумел преодолеть
все те ошибки, в которых ему нужно было бы раскаиваться. Так он искупает
свое раскаяние. Здесь он может двигаться дальше к достижению своей цели. И
в этой погоне за целью, в такой «охоте», как говорит «Книга Перемен», он
может достигнуть результатов именно в силу прошлых ошибок. Если здесь
говорится о трояком, то только потому, что все сильные черты (кроме пятой,
совершенно самостоятельной) по закону противоположностей тяготеют к данной
четвертой, слабой черте. Вот почему текст говорит здесь:
Слабая черта на четвертом месте. Раскаяние исчезнет. На охоте добудешь
троякое.
В этом афоризме сохранен традиционный порядок фраз, поскольку и
развертывание комментария строится на основании Вань И.
5
Человек достигает здесь завершения процесса проникновения, и его
напутствует «Книга Перемен» только указанием на необходимость сохранения
стойкости. Уже это гарантирует благоприятный исход. Но при этом важно
осознать две вещи. Во-первых, то, что начало процесса (поскольку оно
определено причинной связью всех предыдущих поступков) не во власти самого
человека. И только здесь активным вмешательством в свою судьбу человек
может добиться того, что конец процесса может зависеть от его действия.
Прошлое необходимо, будущее свободно. Но когда человек сам берется за
построение своей будущей судьбы, требуется глубокое обдумывание поступков.
«Книга Перемен» говорит о том, что за три дня до поступка его надо
обдумать и, свершив поступок, испытав свою мысль в практике, необходимо
еще и еще ее обдумывать, для того чтобы в соответствии с ней направлять
свою деятельность. Вот почему в тексте здесь мы находим:
Сильная черта на пятом месте. Стойкость к счастью. Раскаяние исчезнет.
Ничего неблагоприятного. Не в твоей власти начало, но в твоей власти
конец. Но обдумай это дело и за три дня до его свершения, и через три дня
по его свершении.
6
Цель данной ситуации была достигнута уже на предыдущей позиции. Поэтому на
шестой мы встречаем нормальным для «Книги Перемен» афоризм, говорящий о
ненадежности данной позиции. Здесь опять говорится о том, что
проникновение находится под ложем, т.е. делается упоминание о первой
черте. Но возвращение к ней совершенно невозможно. Таким образом, силы для
дальнейшего развития уже истрачены, истрачены средства на странствие, как
говорит «Книга Перемен». И стойкое сохранение этой позиции, которой
противопоставляется выход из всей ситуации, может привести лишь к неудаче.
Поэтому в тексте здесь написано:
Наверху сильная черта. Проникновение находится ниже ложа. Потеряешь свои
средства на странствие. Стойкость — к несчастью.
Во внешнем и во внутреннем — Утончение и проникновение. Во внешнем и
во внутреннем — смена целей и
средств их достижения. Возможно
возьмешься за дело, которое сам не начинал. Сменятся планы и планируемые
расходы. Во время непредсказуемого странствия можно утратить свои
денежные средства.
Интерпретация Хейслип
В данный момент вам не так-то просто разобраться в положении
дел и разумно оценить его. Но вы чересчур сгущаете краски,
изображая события. Старайтесь следовать по тому пути, который вам
укажет человек, хорошо знающий вас; и это будет наилучший выход.
Через пять месяцев судьба ваша изменится к лучшему. Устранить препятствия
на пути исполнения ваших желаний поможет женщина. Ни в
коем случае не позволяйте сейчас уговорить себя на такие действия,
которые считаете ошибочными и ненужными.
  36. Мин-и. Поражение светаКанонический текcт
Благоприятна в трудности стойкость.
- Поражение света: у него в полете опускаются крылья. Благородный
человек в пути по три дня не ест, (но ему) есть, куда выступить, (и его)
господин будет говорить (о нем).
- Поражение света: он поражен в левое бедро. Нужна поддержка мощная,
(как) конь. — Счастье.
- Свет поражен на южной охоте. (Но будет) обретена его большая голова.
Нельзя болеть о стойкости.
- Вонзится в левую (часть) живота. Сохранишь чувство поражения света,
когда выйдешь из ворот и двора.
- Поражение света (вождя) Цзи-Цзы. — Благоприятна стойкость.
- Не просветишься, (а) померкнешь. Сначала поднимешься на небо, (а)
потом погрузишься в землю.
При чтении «Книги Перемен» нетрудно заметить, что гексаграммы следуют
друг за другом по противоположности. Так, если первая гексаграмма сплошь
состояла из сильных черт и обозначала чистое творчество, то вторая
гексаграмма состояла только из слабых черт и представляла собой чистое
исполнение. Предыдущая гексаграмма, была изображением солнца, восходящего
над землей, а эта 36-я гексаграмма представляет собою образ солнца,
опустившегося на землю. Этим, собственно говоря, указывается на следующий
момент: на умение также в нужную минуту отступить, ибо если бы человек
только выступал вовне, то был бы нарушен правильный ритм деятельности
человека, перед нами была бы угроза поражения его сияния. Поэтому данная
ситуация носит название Поражения света. Здесь свет должен опуститься во
тьму, в толщу земли. Кроме того, существует еще другая интерпретация
названия гексаграммы, ибо второе из слов, обозначающих ее, обозначает
также варвара. Если исходить из этого значения, то название Мин-и может
быть переведено «просвещение варваров», т.е. нисхождение с культурной
высоты большого уровня к людям низкой культуры. Оба варианта существуют в
комментаторской литературе, хотя Вань И настаивает только на первом. При
таком нисхождении человек, естественно, встречает трудности. Но именно в
трудностях, в частности в потускнении, он должен пребывать стойким, т.е.
всегда выступать, исходя из своей правоты. Поэтому и краткий текст говорит
здесь:
Поражение света. Благоприятна в трудностях стойкость.
1
Поскольку исходной позицией для данной ситуации было восхождение света,
т.е. солнца, на его высоты, постольку первая позиция данной гексаграммы
начинается с образа полета, ибо с высот своих лет здесь опускается вниз.
Поэтому здесь лучше не действовать для самого себя. Здесь нужно иметь
мужество на прекращение своего восхождения и нужно иметь мужество на то,
чтобы в своих действиях, направленных в пользу другим людям, переносить
лишения, ибо именно в преодолении трудностей здесь может быть достигнуто
то, что является целью деятельности данной ситуации. Только при
деятельности, направленной таким образом, человек может рассчитывать на
то, что лицо, стоящее выше его, обратит внимание. Поэтому текст говорит
здесь:
В начале сильная черта. Поражение света. У него в полете опускаются
крылья. Благородный человек в пути три дня не ест, но ему есть куда
выступить, и его господин будет говорить о нем.
2
Поражение, которое характерно для данной ситуации, здесь начинает
действовать все дальше и дальше. И нужна очень большая мощь того, кто
оказывает поддержку, чтобы ситуация имела благоприятный исход. Лошадь в
символике животных по «Книге Перемен» обозначает большую мощь, активную
силу. Поэтому в тексте мы читаем:
Слабая черта на втором месте. Поражение света. Он поражен в левое бедро.
Нужна поддержка мощная, как конь. Счастье.
3
В древних китайских воззрениях юг рассматривался не как область, наиболее
озаренная солнечным светом, но, ввиду динамичности этого мировоззрения,
как область, где солнце начинает постепенно клониться к закату. Поэтому
третья позиция, где больше всего дает себя чувствовать общая
характеристика данной ситуации, — поражения света — дает образ именно
южной охоты. Но в это время может быть победа над большим злом, ибо свет,
вознесенный над землей, здесь нисходит обратно к земле для того, чтобы
озарить отставших, т.е. уничтожить их зло незнания. Конечно, при таком
нисхождении человек может отойти от своего собственного величия, в
известном смысле утерять его, но именно об этом он не должен печалиться,
ибо такова его миссия — нисхождение к отставшим. Эти мысли выражены в
тексте следующим образом:
Сильная черта на третьем месте. Свет поражен на южной охоте. Но будет
получена большая голова. Нельзя болеть о стойкости.
4
Настроение самоотдачи, жертвенного отхода от своей высоты очень
чувствуется в афоризме четвертой черты. Здесь из своего собственного опыта
бытия человек уже выходит к иному. Ибо здесь начинается уже верхняя, т.е.
внешняя триграмма. Это — настроение человека, покидающего свое присущее
место. И оно все пронизано чувством поражения света. Это поражение
касается самой части живота. Поэтому в тексте написано:
Слабая черта на четвертом месте. Поражение вонзится в левую часть живота.
Сохранишь чувство поражения света, когда выйдешь за вороты дома и двора.
5
В арсенале китайских национальных героев есть знаменитый царедворец
Цзи-Цзы. Это — человек, живший в ХI в. до н.э., если верить традиции, и
бывший главным советником при дворе тогдашнего царя. В это время произошла
смена династий. Цзи-цзы, несмотря на то, что правитель новой династии
всячески старался его, как человека, достигшего искусства в управлении
государством, склонить на свою сторону, все же предпочел удалиться от
всякой политической деятельности и, как говорит предание, поселиться на
краю страны, где-то на территории современной Кореи. Он предпочел полное
уединение и жизнь среди людей чужой и менее развитой культуры, чем службу
тому, кого он считал узурпатором. Придание говорит о том, что он написал
так называемый «Великий план» («Хун фань»). Это произведение впоследствии
получило весьма широкую известность. Даже для нас, как первые зачатки
философствования в Китае (хотя вряд ли верно авторство Цзи-цзы), оно
представляет большой интерес. И китайский авторы рассматривают Цзи-цзы как
образ человека, отошедшего сознательно от своей возможной славы, отдавшего
свои знания менее развитым людям, но, тем не менее, впоследствии
прославленного и вознесенного на высоту. Пятая позиция представляет собой
максимальное выражение данной ситуации в целом. Поэтому здесь выявлен
образ, связанный с именем Цзи-цзы. Текст говорит здесь:
Слабая черта на пятом месте. Поражение света Цзи-цзы. Благоприятна
стойкость.
6
Окончательное завершение процесса приводит к тому, что все светлые силы
света, которые были приобретены в предыдущей ситуации, здесь должны
померкнуть. Тут только возможно воспоминание того, что было в прошлом
славой данного человека, но именно здесь возможно самое интенсивное
сопоставление того, что было достигнуто в прошлом, и того, к чему привела
необходимость в настоящем. Поэтому текст говорит здесь:
Наверху слабая черта. Не просияешь, а померкнешь. Сначала поднимешься на
небо, а потом погрузишься в землю.
Во внешнем — Исполнение и самоотдача, во внутреннем — Сцепление и
ясность.
Интерпретация Хейслип
Ситуация очень скоро изменится. Поэтому не будьте излишне
самоуверенны, хотя вам сейчас и сопутствует удача. Не надо пускаться
в любовные авантюры, старайтесь действовать обдуманно и предусмотрительно.
Вас привыкли считать баловнем судьбы, поэтому и поступки
ваши могут быть истолкованы превратно. Но не тревожьтесь, в
ближайшем будущем все переменится, станет на свои места. Не надо отчаиваться;
но сейчас ваши желания не исполнятся. Будьте более экономны.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого