
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  57. Сунь. ПроникновениеКанонический текcт
Малому — развитие. Благоприятно иметь, куда выступить. Благоприятно
свидание с великим человеком.
- (В) продвижении и отступлении благоприятна стойкость воина.
- Проникновение находится ниже ложа. Применение писцов и волхвов (вызовет)
смущение.— Счастье. Хулы не будет.
- Многократное проникновение.— Сожаление.
- Раскаяние исчезнет. На охоте добудешь троякое.
- Стойкость — к счастью. Раскаяние исчезнет. Ничего неблагоприятного. Завершишь и то, что не начато (тобою. Но обдумай это дело) и за три
дня, и через три дня. — Счастье.
- Проникновение находится ниже ложа. Утратишь свои денежные средства
(на странствие). — Стойкость — к несчастью.
Во время странствия человек проникает во все новые места. И это
содержание предыдущей ситуации — проникновение — рассматривается здесь как
самостоятельный момент. Поэтому данная гексаграмма называется
Проникновение. Но проникнуть во что-нибудь, в какую-нибудь инородную среду
можно лишь постепенно. Поэтому лишь в малом может быть здесь развитие.
Конечно, окрепнув, оно может идти и дальше, и человек может достигнуть
своей цели — свидания с тем, что выше его самого, с тем, кто назван на
языке «Книги Перемен» великим человеком. Образно и графически это
проникновение малого выражено в том, что данная гексаграмма состоит из
повторения триграммы сунь, в которой одна теневая черта находится под
двумя световыми. Теневые, слабые черты на технической терминологии «Книги
Перемен» обозначают малое, а световые, сильные черты — великое. Поскольку
движение черт идет снизу вверх, постольку здесь в образе самой триграммы
уже указано проникновение чего-то малого и незначительного, которое может
быть лишь очень мягким и податливым. А это тоже черты, закрепленные
комментаторской литературы за триграммой сунь. Вот почему в тексте мы
находим следующие стандартные афоризмы:
Проникновение. Малому развитие. Благоприятно иметь куда выступить.
Благоприятно свидание с великим человеком.
1
Когда нечто малое выступает вперед, то оно не может обладать большой силой
для решительного движения. Поэтому первое выступление и первый момент
проникновения характеризуются нерешительностью. Человек то наступает, то
отступает. Но длительное пребывание в таком колеблющемся состоянии может
привести лишь к остановке на данной позиции или, иными словами, к
сохранению качеств, от которых следует отходить. С такими качествами
человек ни во что не сможет проникнуть. Когда проникновение требуется всей
жизненной обстановкой в данной ситуации, тогда для успешного развития
здесь необходимо собрать все силы, которыми располагает человек, и
решительно двинуться вперед, двинуться со стойкостью и мужеством, которыми
обладает воин. Поэтому в тексте сказано:
В начале слабая черта. Наступление и отступление. Благоприятна стойкость
воина.
2
Вторая позиция выражается иногда в образе поверхности земли, иногда же,
как здесь, в образе ложа, на котором лежит человек. Но поскольку это
проникновение началось уже на предыдущей позиции, постольку здесь и
говорится о том, что оно находится ниже ложа. Однако на данной позиции,
несмотря на то, что проникновение уже начато (в переводе на язык мышления
— начато продвижение в познаваемое), человек может еще не до конца
доверять силам своего познания. С одной стороны, ему необходимо учесть
весь свой опыт, нужно записать его для новой необходимой деятельности в
память, которая в этом отношении похожа на писца; с другой стороны, ему
необходимо предвидение будущих событий, а эта способность у авторов «Книги
Перемен» осознавалась в образе волхва. Человек может, таким образом,
обратиться к своей способности памяти и к своей способности предвидения в
то время, как ему следовало бы отдаться ясной деятельности познания.
Недоверие к своим силам памяти и предвидения приводит все же его к тому,
что он может прибегнуть к помощи своих сил познания. И если они связаны с
положительным, уже сложившимся знанием, то в результате вся ситуация может
быть развернута в положительную сторону. В этом смысле текст говорит:
Сильная черта на втором месте. Проникновение находится ниже ложа.
Применение писцов и применение волхвов вызовет смущение. Счастье. Хулы не
будет.
3
Предыдущая ситуация характеризовала внутреннюю жизнь. Здесь намечается
выход вовне. Если деятельность познания на предыдущей ступени выступала
как нечто положительное, то здесь от познания необходим переход к
действию. Если бы человек остановился только на одном познании и все снова
и снова прибегал бы к нему, то оно, не обогащенное опытом действия,
привело бы его к поверхности знаний. Если даже эти акты познания были бы
многочисленны, то все же время было бы упущено и человеку пришлось бы
пожалеть о том, что силы, которые он тратит на данной позиции, он не
истратил на предыдущей. Поэтому лаконичный текст говорит здесь следующее:
Сильная черта на третьем месте. Многократное проникновение. Сожаление.
4
Если человек достигает четвертой позиции, то, значит, он сумел преодолеть
все те ошибки, в которых ему нужно было бы раскаиваться. Так он искупает
свое раскаяние. Здесь он может двигаться дальше к достижению своей цели. И
в этой погоне за целью, в такой «охоте», как говорит «Книга Перемен», он
может достигнуть результатов именно в силу прошлых ошибок. Если здесь
говорится о трояком, то только потому, что все сильные черты (кроме пятой,
совершенно самостоятельной) по закону противоположностей тяготеют к данной
четвертой, слабой черте. Вот почему текст говорит здесь:
Слабая черта на четвертом месте. Раскаяние исчезнет. На охоте добудешь
троякое.
В этом афоризме сохранен традиционный порядок фраз, поскольку и
развертывание комментария строится на основании Вань И.
5
Человек достигает здесь завершения процесса проникновения, и его
напутствует «Книга Перемен» только указанием на необходимость сохранения
стойкости. Уже это гарантирует благоприятный исход. Но при этом важно
осознать две вещи. Во-первых, то, что начало процесса (поскольку оно
определено причинной связью всех предыдущих поступков) не во власти самого
человека. И только здесь активным вмешательством в свою судьбу человек
может добиться того, что конец процесса может зависеть от его действия.
Прошлое необходимо, будущее свободно. Но когда человек сам берется за
построение своей будущей судьбы, требуется глубокое обдумывание поступков.
«Книга Перемен» говорит о том, что за три дня до поступка его надо
обдумать и, свершив поступок, испытав свою мысль в практике, необходимо
еще и еще ее обдумывать, для того чтобы в соответствии с ней направлять
свою деятельность. Вот почему в тексте здесь мы находим:
Сильная черта на пятом месте. Стойкость к счастью. Раскаяние исчезнет.
Ничего неблагоприятного. Не в твоей власти начало, но в твоей власти
конец. Но обдумай это дело и за три дня до его свершения, и через три дня
по его свершении.
6
Цель данной ситуации была достигнута уже на предыдущей позиции. Поэтому на
шестой мы встречаем нормальным для «Книги Перемен» афоризм, говорящий о
ненадежности данной позиции. Здесь опять говорится о том, что
проникновение находится под ложем, т.е. делается упоминание о первой
черте. Но возвращение к ней совершенно невозможно. Таким образом, силы для
дальнейшего развития уже истрачены, истрачены средства на странствие, как
говорит «Книга Перемен». И стойкое сохранение этой позиции, которой
противопоставляется выход из всей ситуации, может привести лишь к неудаче.
Поэтому в тексте здесь написано:
Наверху сильная черта. Проникновение находится ниже ложа. Потеряешь свои
средства на странствие. Стойкость — к несчастью.
Во внешнем и во внутреннем — Утончение и проникновение. Во внешнем и
во внутреннем — смена целей и
средств их достижения. Возможно
возьмешься за дело, которое сам не начинал. Сменятся планы и планируемые
расходы. Во время непредсказуемого странствия можно утратить свои
денежные средства.
Интерпретация Хейслип
В данный момент вам не так-то просто разобраться в положении
дел и разумно оценить его. Но вы чересчур сгущаете краски,
изображая события. Старайтесь следовать по тому пути, который вам
укажет человек, хорошо знающий вас; и это будет наилучший выход.
Через пять месяцев судьба ваша изменится к лучшему. Устранить препятствия
на пути исполнения ваших желаний поможет женщина. Ни в
коем случае не позволяйте сейчас уговорить себя на такие действия,
которые считаете ошибочными и ненужными.
  5. Сюй. Необходимость ждатьКанонический текcт
Обладателю правды — изначальное свершение. Стойкость — к счастью. Благоприятен
брод через великую реку.
- Ожидание на окраине. Благоприятно применение постоянства. Хулы не
будет.
- Ожидание на (прибрежном) песке. — Предстоят незначительные разговоры.
В конце концов — счастье.
- Ожидание в тине. — Близится приход разбойников.
- Ожидание в крови. — Выйди из пещеры.
- Ожидание за вином и яствами. — Стойкость к счастью.
- Войдешь в пещеру, и будет приход трех неторопливых гостей. — Отнесись
к ним с уважением, и в конце концов будет счастье.
В процессе развития недоразвитых именно с особой силой выступает
необходимостью планомерности и выдержки, т.е. «необходимость ждать». И по
поводу самовоспитания, — одного из видов воспитания вообще — Мын-чзы
приводит следующую притчу: «Необходимо (все время) работать (над собой),
но не (рассчитывать на) непосредственный успех. Пусть сознание и не
забывает об этом деле, и не «помогает росту». Не надо быть таким, как один
человек из удела Сун, который был удручен тем, что его всходы не растут, и
стал их вытягивать. Много так потрудившись, он вернулся домой и сказал
домашним: «Как я сегодня устал! Я помогал всходам расти». Его сын побежал
смотреть на всходы, а они уже засохли. Мало кто в мире не «помогает» так
расти». Однако здесь имеется в виду не пассивное ожидание благоприятных
обстоятельств, а, наоборот, самая активная подготовительная деятельность:
нижняя триграмма — это «творчество», которое пока сосредоточено внутри и
еще не проявляется вовне, ибо оно окружено туманом и облаками (верхняя
триграмма — внешний мир — вода). Если каждое событие имеет свою причину,
то, правильно создавая причины будущих событий, мы готовим их правильную
реализацию. Творя правду теперь, ее реализацию можно предоставить
будущему, когда она сама собой проявиться. Поэтому на данной ступени
существенным является «обладание», и тогда ее «блеск», ее очевидность
будет развиваться сама собой. При таком распределении деятельности сама
«необходимость ждать» приобретает несколько иной смысл, и именно здесь
уместно указание на ее конечный результат, на возможность предпринять
крупное и серьезное дело — переправляться через великую реку — через весь
поток человеческой жизни, чтобы плодотворно достигнуть высшего идеала
человеческого совершенства. Этот образ находит себе поддержку и в самой
гексаграмме: со всей полнотой внутренних сил творчества, мужества и
ясности перед водной опасной пучиной окружения — и решительно двинуться в
нее. Это мысли в тексте выражены так:
Необходимость ждать. Обладай правдой. Тогда блеск ее разовьется, и
стойкость будет к счастью. Благоприятен брод через великую реку.
1
В каждом человеке заложена способность к новым актам познания. Но до сих
пор, пока они существуют лишь совершенно латентно, процесс нового познания
еще не начался, и здесь еще неуместно говорить о какой бы то ни было
необходимости ждать. Еще нечего ждать. Но как только процесс познания
приведен в действие, так сразу же необходимо считаться с закономерностью
ритма, в которой он протекает , для успешности и результативности его
развития. Первые же этапы в процессе нового познания состоят в
основательном усвоении уже известного предшественникам. Поэтому здесь идет
речь еще не о личном познании, а об изучении того, что может быть
почерпнуто из книг или из учительской традиции. Конечно, это никак не
должно подменять подлинного самостоятельного акта познания, ибо это лишь
преддверие, предместье познания. Тем не менее, это совершенно необходимая
ступень. Не только нельзя миновать ее, но даже торопливость и нетерпение
на этой ступени могут оказать лишь пагубное влияние на весь процесс.
Наоборот, в этой Необходимости ждать — постоянство в деятельности усвоения
уже известного приносит самые благие плоды. И на данной ступени никак
нельзя упрекать человека в медлительности, ибо она вытекает из
постоянства, из самой необходимости ждать. Само собой ясно, что личная
борьба с ошибочными и ложными взглядами здесь немыслима. В тексте это
выражено следующими словами:
В начале сильная черта. Ожидание в предместье. Благоприятствует
постоянству деятельности. Хулы не будет.
2
На следующей, второй ступени требуется нечто большее, чем простое
интеллектуальное усвоение того, что уже известно. Здесь человек уже должен
сам выйти к непосредственному данному миру и вступить с ним в
соприкосновение как пассивно — в созерцании, так и активно — в моральной
деятельности, проистекающей из познания. Сомнения здесь уже должны быть
преодолены. Но именно из-за этого волевого усилия к новому познанию
возмущается и противится этому импульсу все косное и инертное в человеке.
Поэтому здесь лишь, на берегу, на познания, Необходимость ждать
характеризуется тем, что возникнут «небольшие толки», некоторый спор между
импульсом к новому познанию и косностью накопленного опыта. Но подлинное
умение выждать и переждать здесь, в конце концов, приводит к счастью. В
тексте об этом говорится так:
Сильная черта на втором месте. Ожидание на (прибрежном) песке. Будут
небольшие толки. В конце концов — счастье.
3
Для окончательного усвоения нового познания необходимо выждать, пока
приобретенное знание не станет столь же естественным и непроизвольным,
как, например, чувственное восприятие. Если предыдущая ступень может быть
уподоблена ожидания на берегу, то здесь сделан еще шаг вперед, еще ближе к
реке (которая символизирована верхней триграммой «вода» — «река»). Здесь —
ожидание в илу. Здесь все отрицательное, все силы косности и мрака
выступают во всей своей мощности. Именно здесь их необходимо преодолеть,
но для этого надо сначала предостеречь об их наступлении. Такое
предостережение мы и находим в тексте:
Сильная черта на третьем месте. Ожидание в илу. Надвигается приход
разбойников.
4
При благоприятном исходе кризиса, выраженного в предыдущей позиции,
дальнейшее движение выражается в совершенно особой форме необходимости
ждать. Это не пассивное ожидание, а творческое, активное ожидание,
исполненное внутренних сил, приобретенных на предыдущих ступенях. Здесь,
чтобы приобретенное знание пронести в будущее, необходимо защитить его и
отвоевать его от всех противоборствующих сил. В кажущемся спокойствии
ожидания в действительности протекает столь интенсивная деятельность, что
она может быть выражена лишь в образе кровавого боя. Уже не на прибрежном
песке, не в илу приходится здесь ждать своего часа: здесь — ожидание
крови. Но только оно дает возможность выйти из темной пещеры незнания в
открытый и ясно воспринимаемый мир. Текст облекает это в следующие образы:
Слабая черта на четвертом месте. Ожидание в крови. Выход из пещеры.
5
Выиграв бой предыдущей ступени, человек приходит к той стадии ожидания, на
которой стираются грани положительного и отрицательного. Все уже
завоевано, все уже достигнуто. Обобщено и прежде добытое знание, и
содержание нового акта познания. Наступает момент успокоения, тот момент,
когда нет нужды в деятельности, когда возможен спокойный пир, за которым
проходит время ожидания. Здесь нужна лишь спокойная целеустремленность.
Уже благодаря ей одной гарантировано счастье. Это возможно лишь благодаря
тому, что было положительно приобретено на предыдущих ступенях. В тексте
по этому поводу сказано следующее:
Сильная черта на пятом месте. Ожидание за вином и явствами. Стойкость — к
счастью.
6
Полное новое познание достигнуто. Более того: оно окончательно освоено.
Это дает возможность не только знать, но и мочь. То, что прежде было
личной ограниченностью, не в состоянии больше ограничивать. То, что прежде
казалось темной пещерой, из которой необходимо вырваться на свет, не
омрачает больше. Человек правильно прожил время необходимости ожидания. Он
получил доступ к вершинам познания мира, и тем самым он приобрел
возможность без ущерба для себя опуститься в мрачный глубины мира. И
именно в них к нему возвращаются творческие силы, накопленные на первых
трех подготовительных ступенях ожидания. Их действие отражает в себе
характер всего этого времени ожидания. Они приходят, как три неторопливых
гостя. Необходимо отнестись к ним с полным уважением, ибо от них зависит
конечный успех. Это силы молодости, которые получают возможность повторно
проявиться в старости, чтобы создать завершение единства биографии
человека. Эти мысли текст выражает в нормальной для нашего памятника
образности:
Наверху слабая черта. Войдешь в пещеру. Будет приход трех неторопливых
гостей. Почтишь их, — и в конце концов будет счастье.
Во внешнем — Погружение и опасность, во внутреннем — Творчество и
крепость. Творчество и крепость обязательно, принесут свои плоды во
внешнем. И если в настоящий момент во
внешнем кроется опасность, то
следует запастись терпением и выждать.
Интерпретация Хейслип
Сейчас время ждать и собираться с силами, они вам скоро понадобятся,
и очень скоро — когда наступит весна, растает снег, и вновь
зацветут цветы. Торопливость и нетерпеливость в поступках сейчас
могут принести только вред. Нужно немного еще потерпеть, месяца
два, пока не явится некий человек, который поможет вам так, как вы
и не ждете. А если вы решительно и энергично займетесь планированием
дальнейших действий, то помощь и поддержка придут еще быстрее. Вы
можете почувствовать влечение к человеку, который старше вас. Постарайтесь
не слишком обнаруживать свой интерес к нему. Если вы будете
действовать целеустремленно и достаточно осмотрительно, желание
ваше исполнится.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого