
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  58. Дуй. РадостьКанонический текcт
Свершение. Благоприятна стойкость.
- Радость — от согласия. — Счастье.
- Радость — от правды. — Счастье. Раскаяние исчезнет.
- Радость — от прихода. — Несчастье.
- Радость — от договоренности. (Но) еще нет равенства. (Если же) стороны
поспешат, будет веселье.
- (Если) оправдаешь разорителей, (это) будет опасно.
- Влекущая радость.
Если проникновение приводит к достижению известной цели, то в достижении
цели человек находит большое удовлетворение. Это удовлетворение приводит
его к переживанию радости. С одной стороны, в радости достигается
выражение самодовольства, с другой стороны, в радости легко может
наступить рассеяние. Поэтому данная гексаграмма рассматривает процесс,
возникающий в переживании человека после того, как им что-нибудь
достигнуто, и наступает этот процесс радости. Самое существенное — то, что
такая радость должна быть на только достоянием самого человека, но и
простираться на его окружение, ибо в противном случае, если бы он
оставался только замкнутым в себе, это привело бы его лишь к
злоупотреблению той радостью, которая была бы им достигнута на предыдущей
ступени. Здесь нужно достичь развития радости, расширения ее. Но это
возможно только в том случае, если человек не отдается целиком радости, не
захвачен ею всем своим существом, а сознательно следит за правильностью
своих поступков и отдает свою радость окружению. В этом смысле в тексте
здесь мы читаем:
Радость. Свершение. Благоприятна стойкость.
1
На первой ступени радость наступает непосредственно от достижения. В
достижении можно найти большое согласие между сделанным и результатом
действия. Таким образом, здесь можно говорить о гармонии. Это именно
гармония приводит человека к переживанию радости. И поэтому в тексте здесь
мы находим:
В начале сильная черта. Радость — от согласия. Счастье.
2
Во внутреннем аспекте радость является большой правдивостью. Она закончена
в самой себе. И на второй позиции, которая характеризует именно внутренний
аспект данной ситуации, мы находим краткий, но вполне понятный афоризм:
Сильная черта на втором месте. Радость — от правоты. Счастье. Раскаяние
исчезнет.
3
Мы уже видели не раз, что движение в гексаграмме предполагается от нижней
черты к верхней. Это — движение вовне, уход, как называет это «Книга
Перемен». С другой стороны, обратное движение сверху вниз — переход от
внешнего к внутреннему — называется приходом. По сути данной гексаграммы,
которую мы видели в вводном замечании, радость должна здесь
распространяться на других людей. Всякое замыкание в себе того, кто
переживает радость, отрывает его от окружающей среды и приводит к
неудачным действиям. Поэтому радость, которая возникает и погружена в себя
все время, когда следовало бы, наоборот, выйти со своей радостью к людям,
не может привести ни к чему иному, как к неудачному исходу. Поэтому в
тексте здесь написано:
Слабая черта на третьем месте. Радость — от прихода. Несчастье.
4
После того как пережито состояние кризиса, на четвертой позиции уже
наступает возможность дойти до известной гармонии. Эта гармония, как мы
видели выше, является характерной чертой радости. Но здесь после кризиса
она должна быть опять восстановлена. Пусть четвертая позиция, с одной
стороны, имеет за собой опасную третью позицию, с другой стороны, впереди
максимально выявляющую данную пятую позицию, все-таки между этими
сторонами нет равенства, и, тем не менее, если возможно достичь примирения
обеих сторон, то возможен и благоприятный исход данной позиции. В этом
смысле приходится понимать текст:
Сильная черта на четвертом месте. Радость — от договоренности, но еще нет
равенства. Если же стороны поспешат, то будет и веселье.
5
Когда перед человеком стоит задача с полной положительностью отдать свою
радость окружающим людям, то при максимальном выявлении его радости он
может не различать положительных и отрицательных типов людей. Он может
отдавать ее всем. При таком устремлении своей радости вовне без учета
качества окружающих людей и именно из-за того, что эта радость передается
даже отрицательным людям, положение может показаться человеку ужасным. Тем
не менее, этот этап должен быть пережит, и лишь впоследствии может
наступить то, что гармонирует его и определяет место того или иного
человека в окружающей среды. Пятая позиция по своему характеру
предрасположена к тому, чтобы действие, исходящее из нее, не ограничилась
нуждами и интересами самого человека. Здесь именно можно очень многое
создать в своем окружении. А как мы увидим дальше, данная ситуация в целом
подготовляет ту индивидуализацию, в результате которой возникает не один,
а множество отдельных индивидуумов. Поэтому здесь вопреки опасности,
которая все-таки упоминается «Книгой Перемен», необходимо действие,
характеризующее данную позицию. В тексте здесь сказано:
Сильная черта на пятом месте. Если оправдаешь разорителей, то это будет
ужасно.
6
Этап творчества ради других, распространение радости на других уже целиком
было изжито на предыдущей ступени. Поэтому на шестой позиции речь может
идти только о личном переживании своей собственной радости. Человек
замыкается со своей радостью в себе. Конечно, по общему ходу данной
ситуации это не соответствует задачам, которые ставятся перед человеком
его окружением. Тем не менее, поскольку все, что нужно было отдать, уже
отдано, человек сам остается со своим переживанием радости, и это не
приводит все-таки его к несчастью. Поэтому текст «Книги Перемен» не
говорит о предстоящем несчастии, а констатирует только:
Наверху слабая черта. Влекущая радость.
Во внешнем и во внутреннем — Разрешение и радостность.
Интерпретация Хейслип
Уже спешит к вам удача; и ваше подавленное настроение исчезнет
без следа. Эта гексаграмма имеет отношение ко всему, что
связано с органами речи. Остерегайтесь плохо отзываться об окружающих,
и не оставляйте без внимания добрый совет друга. Сейчас очень
благоприятный период для всего, что касается пения и торговли. Не
стоит нервничать по поводу того, что вы не в силах изменить и поправить.
Храните спокойствие; счастье, удача уже на подходе.
  10. Ли. НаступлениеКанонический текcт
(Наступи на) хвост тигра; если не укусит тебя — свершение.
- Первичное наступление. — В выступлении хулы не будет.
- Наступай по пути — ровно-ровно. — Отшельнику стойкость — к счастью.
- И кривой может видеть, и хромой может наступать. (Но если) наступишь
на хвост тигра (так, что он) укусит тебя, (то будет) несчастье. Воин (все
же) действует ради великого государя.
- Наступаешь на хвост тигра. — Ху-ху! (Вскрикнешь от страха, но) в
конце концов будет счастье.
- Решительное наступление. — Будь стойким в опасности.
- Рассматривай (прежние) поступки, исследуй лучшее (в них). — При их
повторении — изначальное счастье.
Реакцией на начало ограничения извне является следующий момент, — когда
самые незначительные силы вновь приобретенного значения начинают свое
положительное продвижение вперёд. Всё прошлое — и в этом смысле, внешнее —
противостоит в своей привычной и потому разрушительной для нового познания
убедительности. Поэтому последнее в своём выступлении вперёд подвергается
опасности поражения. Чтобы избежать его, здесь необходима поддержка новой
идеи с моральной стороны, со стороны кроткой приветливости, — качества,
символизированного в нижней, внутренней триграмме «разрешение», — лишь
тогда возможно наступление нового познания на внележащие напряженные силы.
И это наступление всегда может и должно быть столь осторожным и мягким,
что производящий его в самых ужасных обстоятельствах не пострадает.
Познавательная способность при этом направляется на конечную истину, от
которой должны быть отброшены все случайные оттенки, возникающие от
нерадивого отношения к ней, которое должно привести к следующей
гексаграмме Расцвет. Поэтому такая деятельность должна быть осторожной до
парадоксальности, как это указано и в образе текста:
Наступи на хвост тигра так, чтобы он не укусил тебя самого. Развитие.
1
На первой ступени развития процесс существует лишь idealiter , и поэтому
он — лишь в возможности, а не в действительности. Но только переход в
действительность сообщает процессу прагматичность, конкретизирующую и тем
самым индивидуализирующую его. До этого процесс мыслим лишь как
возможность данного действия, и отличается от каждой иной идеи процесса
лишь спецификой данного, а не иного действия. Эта специфика существует
пока, конечно, лишь в общих понятиях, а не в материальной конкретности.
Однако и она как план на будущее указывает на возможность безбедного
развития процесса. В тексте читаем:
В начале сильная черта. Простейшее наступление. Если отправишься вперёд,
хулы не будет.
2
Основная причина наступления состоит в неудовлетворенности тем, чем
человек обладает. Из стремления к нему человек переходит к преодолению
препятствий и к действительному наступлению. При этом на данном этапе уже
недостаточно простейшее наступление как таковое, ещё лишенное всякой
индивидуальной окраски. Здесь оно уже конкретизировано определенным
объектом наступления. Однако такая индивидуализация играет лишь
относительную роль, ибо чрезмерная индивидуализация угрожает отрывам от
окружения и потому гибелью. Наоборот, уравновешенность, выраженная уже в
самой (второй — центральной) позиции, — равновесие между старым и вновь
приобретенным знанием, — вот то, что здесь особенно необходимо. Достижение
такого спокойствия должно давать человеку полное удовлетворение; и он не
нуждается в оценке и признании его деятельности извне, со стороны других
людей. Оно как отшельник в одиночестве продолжает свое наступление на
вновь приобретаемое познание, в тексте мы видим следующее:
Сильная черта на втором месте. Путь, по которому мы ступаешь, — совершенно
ровный. Скрывшемуся человеку стойкость — к счастью.
3
В наступлении более чем где-либо необходимо гармоническое сочетание
познания и действия. Мало знать сущность наступления, надо еще знать и
метод его. Недостаточно ценить одно знание, но надо еще больше ценить его
осуществление. Без последнего получается некая неполноценность и
односторонность. Она именно и выражена в образах текста. Но часто бывает,
что в такой период кризиса люди тщетно рассуждают об истинно сущем, не
корректируя свои действия этим знанием. От этого даже их ограниченное
знание окончательно огрубевает и становится мертвой схемой. Но именно
такие окосневшие люди действуют безуспешно во время кризиса. В тексте это
облечено в следующие образы:
Слабая черта на третьем месте. И одноглазый может видеть; и одноногий
может наступить. Но если так наступить на хвост тигра, то он укусит этого
человека. Несчастье. Воин действует вместо великого государя.
4
Переживание предыдущего кризиса имеет своим положительным результатом то,
что в нем познается неполноценность одностороннего развития и появляется
стремление ее, преодолеть, которое и осуществляется здесь. Конечно, это не
совершается просто, и на этой ступени человек еще лишен полного осознания
правильного пути своего действия, и поэтому он еще полон страха. У него
еще вырываются восклицания ужаса, но если он доведет до конца начатый
процесс гармонизации, то его ожидает счастье. В таком случае он уже будет
двигаться вперед, не отступая. В тексте это выражено так:
Сильная черта на четвертом месте. Наступить на хвост тигра:ох-ох! В конце
концов — счастье.
5
Весь накопленный в предыдущем опыт наступления превращается в такую силу,
что уже становится необходимым наступление. Нужно на него решиться. Иначе
человек остановится в тот момент, в который особенно благоприятны условия
для наступления, для познания в практике истинного сущего. Поэтому в
тексте здесь лаконически, без отвлекающих образов говорится прямо:
Сильная черта на пятом месте. Решительное наступление. Будь стойким в
опасности.
6
Ввиду опасности переразвития, свойственного последней позиции, здесь было
бы неблагоприятно искать новые пути. В основном ведь все, касающееся
наступления, уже достигнуто, и, исходя из приобретенного знания и умения,
необходимо все вновь и вновь действовать, имея перед глазами свой прежний
опыт и обращая внимание на то, что приводило к самому благому исходу.
Кроме этой основной мысли, здесь излишни все иные рассуждения, поэтому и в
тексте сказано только:
Наверху сильная черта. Рассматривай наступление и вникай в то, что
счастливо в нем. При его возврате — изначальное счастье.
Во внешнем Творчество, радостность во внутреннем. Во внешнем все
неопределенно, но человек испытывает радостность от того, что после
некоторых колебаний, наконец принято определенное решение. Такое
состояние характерно для наступления. Но наступление ничтожного
человека мало что значит и хромой может наступать. Если сознание не
окрепло, то лучше действовать не ради себя,
а ради великого государя.
Внутренняя триграмма заканчивается на Инь. Это означает, что после
случайного начала и непредсказуемого протекания, процессы заканчивается
вполне определенным способом. И если вы обнаружите, что какие-то
хорошие события и поступки в вашей жизни повторяются, несмотря на
полную неопределенность во внешнем, то это говорит о том, что у
вас
хорошая Инь.
Интерпретация Хейслип
Вам надо сейчас постараться уйти в себя, уединиться и подумать о себе,
о своем положении. Поведение ваше пусть будет подчеркнуто
вежливым, сдержанно-дружелюбным. Очень пошло бы вам на пользу,
если каким-либо способом вы проявите свое уважение к начальству.
Большую радость доставит вам неожиданное событие, которое скоро
произойдет. Для любовных дел время не совсем подходяще. Женщины,
будьте осмотрительны в выборе новых знакомых! Постарайтесь не
предъявлять сейчас больших требований к жизни.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого