
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  58. Дуй. РадостьКанонический текcт
Свершение. Благоприятна стойкость.
- Радость — от согласия. — Счастье.
- Радость — от правды. — Счастье. Раскаяние исчезнет.
- Радость — от прихода. — Несчастье.
- Радость — от договоренности. (Но) еще нет равенства. (Если же) стороны
поспешат, будет веселье.
- (Если) оправдаешь разорителей, (это) будет опасно.
- Влекущая радость.
Если проникновение приводит к достижению известной цели, то в достижении
цели человек находит большое удовлетворение. Это удовлетворение приводит
его к переживанию радости. С одной стороны, в радости достигается
выражение самодовольства, с другой стороны, в радости легко может
наступить рассеяние. Поэтому данная гексаграмма рассматривает процесс,
возникающий в переживании человека после того, как им что-нибудь
достигнуто, и наступает этот процесс радости. Самое существенное — то, что
такая радость должна быть на только достоянием самого человека, но и
простираться на его окружение, ибо в противном случае, если бы он
оставался только замкнутым в себе, это привело бы его лишь к
злоупотреблению той радостью, которая была бы им достигнута на предыдущей
ступени. Здесь нужно достичь развития радости, расширения ее. Но это
возможно только в том случае, если человек не отдается целиком радости, не
захвачен ею всем своим существом, а сознательно следит за правильностью
своих поступков и отдает свою радость окружению. В этом смысле в тексте
здесь мы читаем:
Радость. Свершение. Благоприятна стойкость.
1
На первой ступени радость наступает непосредственно от достижения. В
достижении можно найти большое согласие между сделанным и результатом
действия. Таким образом, здесь можно говорить о гармонии. Это именно
гармония приводит человека к переживанию радости. И поэтому в тексте здесь
мы находим:
В начале сильная черта. Радость — от согласия. Счастье.
2
Во внутреннем аспекте радость является большой правдивостью. Она закончена
в самой себе. И на второй позиции, которая характеризует именно внутренний
аспект данной ситуации, мы находим краткий, но вполне понятный афоризм:
Сильная черта на втором месте. Радость — от правоты. Счастье. Раскаяние
исчезнет.
3
Мы уже видели не раз, что движение в гексаграмме предполагается от нижней
черты к верхней. Это — движение вовне, уход, как называет это «Книга
Перемен». С другой стороны, обратное движение сверху вниз — переход от
внешнего к внутреннему — называется приходом. По сути данной гексаграммы,
которую мы видели в вводном замечании, радость должна здесь
распространяться на других людей. Всякое замыкание в себе того, кто
переживает радость, отрывает его от окружающей среды и приводит к
неудачным действиям. Поэтому радость, которая возникает и погружена в себя
все время, когда следовало бы, наоборот, выйти со своей радостью к людям,
не может привести ни к чему иному, как к неудачному исходу. Поэтому в
тексте здесь написано:
Слабая черта на третьем месте. Радость — от прихода. Несчастье.
4
После того как пережито состояние кризиса, на четвертой позиции уже
наступает возможность дойти до известной гармонии. Эта гармония, как мы
видели выше, является характерной чертой радости. Но здесь после кризиса
она должна быть опять восстановлена. Пусть четвертая позиция, с одной
стороны, имеет за собой опасную третью позицию, с другой стороны, впереди
максимально выявляющую данную пятую позицию, все-таки между этими
сторонами нет равенства, и, тем не менее, если возможно достичь примирения
обеих сторон, то возможен и благоприятный исход данной позиции. В этом
смысле приходится понимать текст:
Сильная черта на четвертом месте. Радость — от договоренности, но еще нет
равенства. Если же стороны поспешат, то будет и веселье.
5
Когда перед человеком стоит задача с полной положительностью отдать свою
радость окружающим людям, то при максимальном выявлении его радости он
может не различать положительных и отрицательных типов людей. Он может
отдавать ее всем. При таком устремлении своей радости вовне без учета
качества окружающих людей и именно из-за того, что эта радость передается
даже отрицательным людям, положение может показаться человеку ужасным. Тем
не менее, этот этап должен быть пережит, и лишь впоследствии может
наступить то, что гармонирует его и определяет место того или иного
человека в окружающей среды. Пятая позиция по своему характеру
предрасположена к тому, чтобы действие, исходящее из нее, не ограничилась
нуждами и интересами самого человека. Здесь именно можно очень многое
создать в своем окружении. А как мы увидим дальше, данная ситуация в целом
подготовляет ту индивидуализацию, в результате которой возникает не один,
а множество отдельных индивидуумов. Поэтому здесь вопреки опасности,
которая все-таки упоминается «Книгой Перемен», необходимо действие,
характеризующее данную позицию. В тексте здесь сказано:
Сильная черта на пятом месте. Если оправдаешь разорителей, то это будет
ужасно.
6
Этап творчества ради других, распространение радости на других уже целиком
было изжито на предыдущей ступени. Поэтому на шестой позиции речь может
идти только о личном переживании своей собственной радости. Человек
замыкается со своей радостью в себе. Конечно, по общему ходу данной
ситуации это не соответствует задачам, которые ставятся перед человеком
его окружением. Тем не менее, поскольку все, что нужно было отдать, уже
отдано, человек сам остается со своим переживанием радости, и это не
приводит все-таки его к несчастью. Поэтому текст «Книги Перемен» не
говорит о предстоящем несчастии, а констатирует только:
Наверху слабая черта. Влекущая радость.
Во внешнем и во внутреннем — Разрешение и радостность.
Интерпретация Хейслип
Уже спешит к вам удача; и ваше подавленное настроение исчезнет
без следа. Эта гексаграмма имеет отношение ко всему, что
связано с органами речи. Остерегайтесь плохо отзываться об окружающих,
и не оставляйте без внимания добрый совет друга. Сейчас очень
благоприятный период для всего, что касается пения и торговли. Не
стоит нервничать по поводу того, что вы не в силах изменить и поправить.
Храните спокойствие; счастье, удача уже на подходе.
  31. Сянь. ВзаимодействиеКанонический текcт
Свершение; благоприятна стойкость. Брать жену — к счастью.
- Взаимодействие. (Оно касается лишь) твоего большого пальца на ноге.
- Взаимодействие. (Оно касается лишь) твоих голеней. — Несчастье. (Но
если) пребудешь (на месте, то будет) счастье.
- Взаимодействие. (Оно касается лишь) твоих бедер. Держись того, за
кем следуешь. — Выступление приведет к сожалению.
- Стойкость к счастью. Раскаяние исчезнет. Непрерывное общение. Друзья
последуют за твоими мыслями.
- Взаимодействие. (Оно касается лишь) твоей спины. — Раскаяния не будет.
- Взаимодействие. (Оно касается лишь) твоих скул, щек и языка.
Здесь начинается вторая часть «Книги Перемен». Поэтому комментаторская
литература обращает внимание и на те гексаграммы, которые начинают первую
часть и заканчивают ее, и на те гексаграммы, которые начинают вторую часть
и заканчивают ее. Если в первой части мы имели сначала творчество как
первый импульс к бытию, и вслед за ним была гексаграмма исполнения как
осуществления этого творческого замысла, то в конце первой части мы
встречаем две гексаграммы. Первая из них бездна — опасность, стоящая перед
вновь созданным предметом, и дальше, как преодоление этой опасности —
сияние. В от отличии от первой части, которая занимается главным образом
процессом творчества в космосе и является в переводе на язык гносеологии
отношением уже познанного и нового акта познания, вторая часть в отличие
от этого занимается вопросом практики, главным образом общественной
практики человека, при которой предполагается, что уже достигнута
известная гармония между новым актом познания и накопленным прежде опытом
знания. Здесь самое существенное — синтез. Это исходная точка для всей
практической деятельности. Поэтому неудивительно, что вторая часть
начинается с гексаграммы, которая называется «взаимодействие», и может
быть также переведена нашим словом «брак» в самом широком смысле этого
слова. Дальше — переход в гексаграмму «постоянство», трактуемую как
постоянный закон действий, исходящих из синтеза, указанного выше. И, что
замечательнее всего, вторая часть заканчивается двумя гексаграммами, из
которых первая называется «уже конец», т.е. уже достигнуто полное
завершение и единство всего, что должно было быть достигнуть на протяжении
ситуаций, охарактеризованных во второй части, и эта гексаграмма переходит
в гексаграмму, которая называется «еще не конец». Этим «Книга Перемен»
указывает на то, что тот цикл ситуаций, который рассмотрен в ней, является
лишь одним кольцом развития, идущего все дальше и дальше. Интерпретация
данной (31-й) гексаграммы как брака объясняется еще и следующим. Дело в
том, что составляющие ее триграммы, если рассмотреть их со стороны
символики триграммы в семье, символизирует младшую дочь и младшего сына.
Здесь сочетаются младшая дочь одной семьи и младший сын другой семьи. Это
брак. Он должен быть плодотворным и ненарушенным. Поэтому в тексте мы
встречаем:
Взаимодействие. Свершение. Благоприятна стойкость. Брать жену — к счастью.
1
Для того чтобы понять образы афоризмов данной гексаграммы, необходимо
принять во внимание то, что всякая гексаграмма может быть рассмотрена как
символика человеческого тела, где верхняя черта символизирует голову, а
нижняя черта — ноги. Этим, собственно говоря, можно объяснить постепенное
развитие образов, которые даны в афоризмах данной гексаграммы. Так, в
первой черте мы имеем указания на взаимодействие, которое только еще
начинается. Поскольку начало гексаграммы находится внизу, постольку в
образе человеческого тела мы здесь встречаем указание на ноги. Так, на
символическом языке, вместо того чтобы сказать о первом начале процесса
взаимодействия, в «Книги Перемен» говорится:
В начале слабая черта. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоего большого
пальца на ноге.
2
В данной гексаграмме говорится только о процессе взаимодействия, а еще не
о том, что может быть достигнуто в результате такого взаимодействия.
Поэтому непосредственно приступить к какой-нибудь деятельности здесь было
бы преждевременно, ибо взаимодействие еще не доведено до конца. Поэтому,
указывая на следующую ступень развития этого процесса взаимодействия,
«Книга Перемен» предостерегает от поспешной и необдуманной деятельности.
Вот почему здесь говорится:
Слабая черта на втором месте. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоих
голеней. Несчастье. Но если пребудешь на месте, то будет счастье.
3
Здесь мы имеем лишь дальнейшее развитие того, что было намечено во второй
черте. Однако кризис, характерный для третьей черты, дает себя
чувствовать. Поэтому здесь особенно не могут быть рекомендованы
самостоятельные действия и выступления. Только совершенная пассивность и
отдача тому, кто достиг уже полного развития процессов взаимодействия,
т.е. тому, кто символизирован последней, шестой чертой, может привести к
благополучному исходу ситуации. Образ, данный в афоризме, объясняется тем,
что уже было указано как символика тела в объяснении первой черты. Поэтому
в тексте говорится:
Сильная черта на третьем месте. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоих
бедер. Держись того, за кем следуешь. Если выступишь — будешь сожалеть.
4
Четвертая черта характеризует ту ситуацию, которая несамостоятельна и
тяготеет больше к тому, что символизировано пятой чертой. Здесь совершенно
необходимо общение, ибо здесь процесс взаимодействия начинает выявляться
вовне. Это взаимодействие должно быть вполне непрерывным, ибо только такое
взаимодействие может привести к правильному положению в жизни. При этом
чрезвычайно важно помнить о том, что взаимодействие имеет своей целью
дальнейшую деятельность человека в мире, т.е. деятельность не только для
себя, но и для других. Если эта деятельность в том смысле, который указан
здесь, проводится с полной стойкостью, то она может гарантировать
благополучный исход ситуации. Поэтому необходимость общения указывается в
тексте так:
Сильная черта на четвертом месте. Непрерывное общение. Друзья последуют за
твоими мыслями. Стойкость — к счастью Раскаяние исчезнет.
5
Здесь уже намечается та тема неподвижной стойкости, того постоянства,
которое как частный момент данной ситуации будет развито в следующей
гексаграмме. Поэтому как образ чего-то неподвижного, того, что является
как бы стержнем всей ситуации, здесь выбирается образ спины, ведь спина
характеризуется триграммой гэнь, которая сама по себе в «Книге Перемен»
имеет афоризм, указывающий на неподвижность. Это постоянство приводит к
тому, что если в предыдущей деятельности и были какие-нибудь упущения,
которые они здесь могут быть исправлены. Поэтому и текст говорит:
Сильная черта на пятом месте. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоей
спины. Раскаяния не будет.
6
Взаимодействие, которое намечено здесь, имеет своей целью дальнейшую
деятельность. Эта деятельность может быть, прежде всего, проявлена в
обращении к окружающим людям, в речи, но при этом «Книга Перемен» не
говорит о благоприятности или неблагоприятности к окружающим людям, ибо
здесь символизируется лишь взаимодействие приобретенного вновь знания и
опыта, накопленного прежде. Как этот синтез будет использован человеком,
зависит уже не от данной ситуации, а от деятельности самого человека,
который символизируется в следующих гексаграммах. Поэтому «Книга Перемен»
молчит о благоприятности или неблагоприятности исхода данной ситуации и
говорит только:
Наверху слабая черта. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоих зубов, щек и
языка.
Во внешнем — Разрешение и радостность, во внутреннем — Пребывание и
незыблемость. На любой стадии развития сплошная черта сочетается с
прерванной. Так если
во внешнем Ян, то во внутреннем Инь, и наоборот. Это
говорит о гармонии во взаимодействии с внешним. Поскольку во внутреннем
преобладает Инь, то творческую составляющую человек черпает из
взаимодействия с внешним.
Интерпретация Хейслип
Везение и успех должны сейчас сопутствовать вам благодаря
тому душевному состоянию, в котором вы пребываете. Вы сейчас
«на волне» успеха. Вот-вот произойдет несколько неожиданных событий,
очень благоприятных для вас, почти каждый ваш шаг принесет
удачу. Результаты будут таковы, что вы и не представляете себе сейчас;
это привнесет в вашу душу покой и мир. Однако после всех волнений
и переживаний вам, видимо, будет нужно уйти ненадолго от дел
и отдохнуть.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого