
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  58. Дуй. РадостьКанонический текcт
Свершение. Благоприятна стойкость.
- Радость — от согласия. — Счастье.
- Радость — от правды. — Счастье. Раскаяние исчезнет.
- Радость — от прихода. — Несчастье.
- Радость — от договоренности. (Но) еще нет равенства. (Если же) стороны
поспешат, будет веселье.
- (Если) оправдаешь разорителей, (это) будет опасно.
- Влекущая радость.
Если проникновение приводит к достижению известной цели, то в достижении
цели человек находит большое удовлетворение. Это удовлетворение приводит
его к переживанию радости. С одной стороны, в радости достигается
выражение самодовольства, с другой стороны, в радости легко может
наступить рассеяние. Поэтому данная гексаграмма рассматривает процесс,
возникающий в переживании человека после того, как им что-нибудь
достигнуто, и наступает этот процесс радости. Самое существенное — то, что
такая радость должна быть на только достоянием самого человека, но и
простираться на его окружение, ибо в противном случае, если бы он
оставался только замкнутым в себе, это привело бы его лишь к
злоупотреблению той радостью, которая была бы им достигнута на предыдущей
ступени. Здесь нужно достичь развития радости, расширения ее. Но это
возможно только в том случае, если человек не отдается целиком радости, не
захвачен ею всем своим существом, а сознательно следит за правильностью
своих поступков и отдает свою радость окружению. В этом смысле в тексте
здесь мы читаем:
Радость. Свершение. Благоприятна стойкость.
1
На первой ступени радость наступает непосредственно от достижения. В
достижении можно найти большое согласие между сделанным и результатом
действия. Таким образом, здесь можно говорить о гармонии. Это именно
гармония приводит человека к переживанию радости. И поэтому в тексте здесь
мы находим:
В начале сильная черта. Радость — от согласия. Счастье.
2
Во внутреннем аспекте радость является большой правдивостью. Она закончена
в самой себе. И на второй позиции, которая характеризует именно внутренний
аспект данной ситуации, мы находим краткий, но вполне понятный афоризм:
Сильная черта на втором месте. Радость — от правоты. Счастье. Раскаяние
исчезнет.
3
Мы уже видели не раз, что движение в гексаграмме предполагается от нижней
черты к верхней. Это — движение вовне, уход, как называет это «Книга
Перемен». С другой стороны, обратное движение сверху вниз — переход от
внешнего к внутреннему — называется приходом. По сути данной гексаграммы,
которую мы видели в вводном замечании, радость должна здесь
распространяться на других людей. Всякое замыкание в себе того, кто
переживает радость, отрывает его от окружающей среды и приводит к
неудачным действиям. Поэтому радость, которая возникает и погружена в себя
все время, когда следовало бы, наоборот, выйти со своей радостью к людям,
не может привести ни к чему иному, как к неудачному исходу. Поэтому в
тексте здесь написано:
Слабая черта на третьем месте. Радость — от прихода. Несчастье.
4
После того как пережито состояние кризиса, на четвертой позиции уже
наступает возможность дойти до известной гармонии. Эта гармония, как мы
видели выше, является характерной чертой радости. Но здесь после кризиса
она должна быть опять восстановлена. Пусть четвертая позиция, с одной
стороны, имеет за собой опасную третью позицию, с другой стороны, впереди
максимально выявляющую данную пятую позицию, все-таки между этими
сторонами нет равенства, и, тем не менее, если возможно достичь примирения
обеих сторон, то возможен и благоприятный исход данной позиции. В этом
смысле приходится понимать текст:
Сильная черта на четвертом месте. Радость — от договоренности, но еще нет
равенства. Если же стороны поспешат, то будет и веселье.
5
Когда перед человеком стоит задача с полной положительностью отдать свою
радость окружающим людям, то при максимальном выявлении его радости он
может не различать положительных и отрицательных типов людей. Он может
отдавать ее всем. При таком устремлении своей радости вовне без учета
качества окружающих людей и именно из-за того, что эта радость передается
даже отрицательным людям, положение может показаться человеку ужасным. Тем
не менее, этот этап должен быть пережит, и лишь впоследствии может
наступить то, что гармонирует его и определяет место того или иного
человека в окружающей среды. Пятая позиция по своему характеру
предрасположена к тому, чтобы действие, исходящее из нее, не ограничилась
нуждами и интересами самого человека. Здесь именно можно очень многое
создать в своем окружении. А как мы увидим дальше, данная ситуация в целом
подготовляет ту индивидуализацию, в результате которой возникает не один,
а множество отдельных индивидуумов. Поэтому здесь вопреки опасности,
которая все-таки упоминается «Книгой Перемен», необходимо действие,
характеризующее данную позицию. В тексте здесь сказано:
Сильная черта на пятом месте. Если оправдаешь разорителей, то это будет
ужасно.
6
Этап творчества ради других, распространение радости на других уже целиком
было изжито на предыдущей ступени. Поэтому на шестой позиции речь может
идти только о личном переживании своей собственной радости. Человек
замыкается со своей радостью в себе. Конечно, по общему ходу данной
ситуации это не соответствует задачам, которые ставятся перед человеком
его окружением. Тем не менее, поскольку все, что нужно было отдать, уже
отдано, человек сам остается со своим переживанием радости, и это не
приводит все-таки его к несчастью. Поэтому текст «Книги Перемен» не
говорит о предстоящем несчастии, а констатирует только:
Наверху слабая черта. Влекущая радость.
Во внешнем и во внутреннем — Разрешение и радостность.
Интерпретация Хейслип
Уже спешит к вам удача; и ваше подавленное настроение исчезнет
без следа. Эта гексаграмма имеет отношение ко всему, что
связано с органами речи. Остерегайтесь плохо отзываться об окружающих,
и не оставляйте без внимания добрый совет друга. Сейчас очень
благоприятный период для всего, что касается пения и торговли. Не
стоит нервничать по поводу того, что вы не в силах изменить и поправить.
Храните спокойствие; счастье, удача уже на подходе.
  59. Хуань. РаздроблениеКанонический текcт
Свершение. Царь приближается к обладателям храма. Благоприятен брод
через великую реку. Благоприятна стойкость.
- Необходимо спасение. Лошадь сильна. — Счастье.
- При раздроблении беги к своей опоре. — Раскаяние исчезнет.
- Раздробишь свое тело. — Раскаяния не будет.
- Раздробишь свое стадо. — Изначальное счастье. Раздробишь свой холм.
(Это) не то, о чем думают варвары.
- При раздроблении выступит пот (от) своих громких воплей. При раздроблении,
(как) царь, живи. — Хулы не будет.
- При раздроблении твоя кровь уйдет. Удались, выйди — и хулы не будет.
Для понимания данной гексаграммы необходимо вспомнить то, что уже было
указано нами в 31-й гексаграмме, — то, что тематика первой части «Книги
Перемен» и второй части ее несколько различаются. В первой части мы видели
создание деятеля, исходящее из космических сил. Вторая часть- это уже
скорее практическая деятельность человека в окружающей его среде. Кроме
того, во второй части намечается создание личности, возникновение
индивидуального. И именно здесь после всей эпопеи развития сил, их
накопления, их переплавки, их выявления вовне, реинтеграции в каждом из
окружающих людей, после этого сложного пути, который был очерчен в
предыдущих гексаграммах, наступает, наконец, та гексаграмма, которая
говорит об индивидуализации, о проявлении полноты самосознания в каждом
отдельном человеке. Она носит название Раздробление. Раздробление здесь
указывает на возникновение индивидуальности в частном. Так, единое здесь
превращается в единичное. Образ, который авторы «Книги Перемен» выбрали
для изображения этого раздробления, заслужит нашего внимания. Верхняя
триграмма здесь — ветер, нижняя — вода. Образ этот указывает на то, что
если водная гладь, пока ветер не действует, представляется нам некоторым
единством, то при первом же ударе ветра на ней появляется множество
отдельных раздробленных блесток. И каждый человек, каждая личность
воспринимается здесь как нечто самостоятельное. Во время этого процесса
само собою должно происходить развитие и свершение этого развития. Этого
процесс возникает потому, что радость, бывшая достоянием достигнувшего
цели человека, распространена и на всех окружающих людей, и каждый, кто
воспринял в себя эту радость, осознавая ее, осознает и самого себя как
переживающего эту радость. Таким образом, человек, даровавший радость,
может ощущать, что он выполнил все, чему его обязывало его бытие. Он может
ощущать, что он выполнил свой долг перед людьми, давшими ему это бытие,
перед своими предками. Процесс индивидуализации, намечающийся здесь,
является процессом важным и серьезным, и поэтому здесь необходимо
предпринимать большие и ответственные действия, в которых, само собою,
необходимо сохранять полную стойкость, понимаемую в этом случае как
подлинная правота в мыслях, в действиях, в словах. В этом смысле следует
понимать текст:
Раздробление. Свершение. Царь приближается к обладателям храма (к духам
предков). Благоприятен брод через великую реку. Благоприятна стойкость.
1
Первая позиция характеризует пребывание в самом себе, непроявление вовне;
Поэтому здесь силами одной первой позиции еще не достигнута необходимая
индивидуализация и раздробленность. Здесь нужна помощь, идущая извне. И ее
отмечает «Книга Перемен». Помощь эта должна быть сильна. Если здесь выбран
образ лошади, то, во-первых, потому, что триграмма кань, стоящая внизу, в
символике животных относится к лошади, и, во-вторых, потому, что здесь
помощь исходит даже от второй позиции, которая занята сильной чертой,
также символизирующей лошадь. Поэтому в тексте мы здесь читаем:
В начале слабая черта. Необходима помощь. Лошадь сильна. Счастье.
2
Во время процесса индивидуализации самое важное — найти свое собственное
место. Оно должно быть именно собственным и прочным, тем, чем с точки
зрения феодальных авторов «Книги Перемен» представлялся престол. Поэтому в
процессе индивидуализации каждый человек должен стремиться к своему
престолу. Мы бы сказали, каждый должен занять подобающее ему место. Если
это выполнено, то сглаживаются ошибки, совершенные в прошлом, и раскаяние
исчезнет. Таким образом, текст говорит здесь так:
Сильная черта на втором месте. При раздроблении беги к своему престолу.
Раскаяние исчезнет.
3
В процессе раздробления и индивидуализации наибольшую опасность
представляет безостановочность этого процесса. Когда в процессе
раздробления ему подвергается даже сама индивидуальность, т.е. нечто
неделимое, то благоприятный исход наступить не может. Человек будет
вынужден горько раскаиваться в том, что он вовремя не остановил процесса
раздробления. Однако поскольку третья позиция по самому своему смыслу
является устремлением вовне, распадом внутреннего, постольку в данном
случае человеку не предстоит раскаяния, ибо, проводя все дальше и дальше
распад, он действует только в духе той позиции, которую он занимает в
пределах данной ситуации. Поэтому здесь в тексте мы читаем:
Слабая черта на третьем месте. Раздробишь свое тело. Раскаяния не будет.
4
Процесс раздробления, индивидуализации может быть рассмотрен как
двусторонний процесс еще и с другой стороны. Если в известном смысле слова
это — раздробление некоего целого и тем самым уничтожение его как целого,
то, с другой стороны, здесь вместо многого возникают многие. Их множество
в известном смысле слова представляет собою опять-таки некое единство,
единство, в котором они представляются целым холмом. Поэтому, если единое
«стадо» и разбито на отдельные индивидуумы, то, с другой стороны,
коллектив этих индивидуумы представляет собою большой холм. По-видимому,
авторы «Книги Перемен» осознавали, что такая мысль, по существу
диалектичная, трудна для восприятия, если человек недостаточно развит в
культурном отношении. Сознавая трудность данной мысли, текст гласит:
Слабая черта на четвертом месте. Раздробишь свое стадо. Изначальное
счастье. В раздроблении будет холм. Это не то, о чем думают варвары.
5
Процесс индивидуализации, раздробления исходит из некоего центра и
устремляется к периферии, и на периферии возникают отдельные индивидуумы.
Чтобы выразить этот процесс образно, текст говорит здесь о том, как
отдельные капельки пота выступают на периферии кожи вследствие того, что
внутри человек ощущает жар. Этот процесс индивидуализации должен
разноситься повсюду как громкий голос. Но на пятой позиции, которая должна
быть руководящей, необходимо поставить себя в центре, что выражается на
языке «Книги Перемен» в образе царя, живущего в центре. Это необходимо
потому, чтобы внутренне противостоять процессу раздробления и удержаться в
нем, не раздробляясь. Только тогда исход может быть благоприятным. В этом
смысле в тексте сказано:
Сильная черта на пятом месте. При раздроблении выступает пот от громких
воплей. При раздроблении, как царь, живи. Хулы не будет.
6
Чрезмерное развитие процесса раздробления, когда личность отдает себя ради
того, чтобы возникли в окружении самостоятельные индивидуумы, приводит к
полной отдаче своих сил окружению. Но это так и должно быть. Тут необходим
выход за пределы самого себя. В этой жертвенной самоотдаче, возможно,
выправить неудачность шестой позиции, по поводу которой в тексте сказано:
Наверху сильная черта. При раздроблении твоя кровь уйдет. Удались. Выйди.
И хулы не будет.
Во внешнем — Утончение и проникновенность, во внутреннем — Погружение
и опасность. Утончение связанное с появлением более мелких независимых
объектов с сопутствующим ощущением опасности — раздробление.
Интерпретация Хейслип
Яркое солнце успеха вновь восходит после долгого периода
неудач. Все, к чему вы стремились, станет возможным. Очень может
быть, что вас ожидает длительное путешествие. Старайтесь не тратить
много денег. Дела ваши во всех отношениях пойдут прекрасно, и в
ближайшее время у вас появится неожиданный шанс стать лидером. Ваше
желание сейчас уже исполняется. И если вы будете настойчивы и
целенаправленны в своих усилиях — оно исполнится целиком.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого