
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  59. Хуань. РаздроблениеКанонический текcт
Свершение. Царь приближается к обладателям храма. Благоприятен брод
через великую реку. Благоприятна стойкость.
- Необходимо спасение. Лошадь сильна. — Счастье.
- При раздроблении беги к своей опоре. — Раскаяние исчезнет.
- Раздробишь свое тело. — Раскаяния не будет.
- Раздробишь свое стадо. — Изначальное счастье. Раздробишь свой холм.
(Это) не то, о чем думают варвары.
- При раздроблении выступит пот (от) своих громких воплей. При раздроблении,
(как) царь, живи. — Хулы не будет.
- При раздроблении твоя кровь уйдет. Удались, выйди — и хулы не будет.
Для понимания данной гексаграммы необходимо вспомнить то, что уже было
указано нами в 31-й гексаграмме, — то, что тематика первой части «Книги
Перемен» и второй части ее несколько различаются. В первой части мы видели
создание деятеля, исходящее из космических сил. Вторая часть- это уже
скорее практическая деятельность человека в окружающей его среде. Кроме
того, во второй части намечается создание личности, возникновение
индивидуального. И именно здесь после всей эпопеи развития сил, их
накопления, их переплавки, их выявления вовне, реинтеграции в каждом из
окружающих людей, после этого сложного пути, который был очерчен в
предыдущих гексаграммах, наступает, наконец, та гексаграмма, которая
говорит об индивидуализации, о проявлении полноты самосознания в каждом
отдельном человеке. Она носит название Раздробление. Раздробление здесь
указывает на возникновение индивидуальности в частном. Так, единое здесь
превращается в единичное. Образ, который авторы «Книги Перемен» выбрали
для изображения этого раздробления, заслужит нашего внимания. Верхняя
триграмма здесь — ветер, нижняя — вода. Образ этот указывает на то, что
если водная гладь, пока ветер не действует, представляется нам некоторым
единством, то при первом же ударе ветра на ней появляется множество
отдельных раздробленных блесток. И каждый человек, каждая личность
воспринимается здесь как нечто самостоятельное. Во время этого процесса
само собою должно происходить развитие и свершение этого развития. Этого
процесс возникает потому, что радость, бывшая достоянием достигнувшего
цели человека, распространена и на всех окружающих людей, и каждый, кто
воспринял в себя эту радость, осознавая ее, осознает и самого себя как
переживающего эту радость. Таким образом, человек, даровавший радость,
может ощущать, что он выполнил все, чему его обязывало его бытие. Он может
ощущать, что он выполнил свой долг перед людьми, давшими ему это бытие,
перед своими предками. Процесс индивидуализации, намечающийся здесь,
является процессом важным и серьезным, и поэтому здесь необходимо
предпринимать большие и ответственные действия, в которых, само собою,
необходимо сохранять полную стойкость, понимаемую в этом случае как
подлинная правота в мыслях, в действиях, в словах. В этом смысле следует
понимать текст:
Раздробление. Свершение. Царь приближается к обладателям храма (к духам
предков). Благоприятен брод через великую реку. Благоприятна стойкость.
1
Первая позиция характеризует пребывание в самом себе, непроявление вовне;
Поэтому здесь силами одной первой позиции еще не достигнута необходимая
индивидуализация и раздробленность. Здесь нужна помощь, идущая извне. И ее
отмечает «Книга Перемен». Помощь эта должна быть сильна. Если здесь выбран
образ лошади, то, во-первых, потому, что триграмма кань, стоящая внизу, в
символике животных относится к лошади, и, во-вторых, потому, что здесь
помощь исходит даже от второй позиции, которая занята сильной чертой,
также символизирующей лошадь. Поэтому в тексте мы здесь читаем:
В начале слабая черта. Необходима помощь. Лошадь сильна. Счастье.
2
Во время процесса индивидуализации самое важное — найти свое собственное
место. Оно должно быть именно собственным и прочным, тем, чем с точки
зрения феодальных авторов «Книги Перемен» представлялся престол. Поэтому в
процессе индивидуализации каждый человек должен стремиться к своему
престолу. Мы бы сказали, каждый должен занять подобающее ему место. Если
это выполнено, то сглаживаются ошибки, совершенные в прошлом, и раскаяние
исчезнет. Таким образом, текст говорит здесь так:
Сильная черта на втором месте. При раздроблении беги к своему престолу.
Раскаяние исчезнет.
3
В процессе раздробления и индивидуализации наибольшую опасность
представляет безостановочность этого процесса. Когда в процессе
раздробления ему подвергается даже сама индивидуальность, т.е. нечто
неделимое, то благоприятный исход наступить не может. Человек будет
вынужден горько раскаиваться в том, что он вовремя не остановил процесса
раздробления. Однако поскольку третья позиция по самому своему смыслу
является устремлением вовне, распадом внутреннего, постольку в данном
случае человеку не предстоит раскаяния, ибо, проводя все дальше и дальше
распад, он действует только в духе той позиции, которую он занимает в
пределах данной ситуации. Поэтому здесь в тексте мы читаем:
Слабая черта на третьем месте. Раздробишь свое тело. Раскаяния не будет.
4
Процесс раздробления, индивидуализации может быть рассмотрен как
двусторонний процесс еще и с другой стороны. Если в известном смысле слова
это — раздробление некоего целого и тем самым уничтожение его как целого,
то, с другой стороны, здесь вместо многого возникают многие. Их множество
в известном смысле слова представляет собою опять-таки некое единство,
единство, в котором они представляются целым холмом. Поэтому, если единое
«стадо» и разбито на отдельные индивидуумы, то, с другой стороны,
коллектив этих индивидуумы представляет собою большой холм. По-видимому,
авторы «Книги Перемен» осознавали, что такая мысль, по существу
диалектичная, трудна для восприятия, если человек недостаточно развит в
культурном отношении. Сознавая трудность данной мысли, текст гласит:
Слабая черта на четвертом месте. Раздробишь свое стадо. Изначальное
счастье. В раздроблении будет холм. Это не то, о чем думают варвары.
5
Процесс индивидуализации, раздробления исходит из некоего центра и
устремляется к периферии, и на периферии возникают отдельные индивидуумы.
Чтобы выразить этот процесс образно, текст говорит здесь о том, как
отдельные капельки пота выступают на периферии кожи вследствие того, что
внутри человек ощущает жар. Этот процесс индивидуализации должен
разноситься повсюду как громкий голос. Но на пятой позиции, которая должна
быть руководящей, необходимо поставить себя в центре, что выражается на
языке «Книги Перемен» в образе царя, живущего в центре. Это необходимо
потому, чтобы внутренне противостоять процессу раздробления и удержаться в
нем, не раздробляясь. Только тогда исход может быть благоприятным. В этом
смысле в тексте сказано:
Сильная черта на пятом месте. При раздроблении выступает пот от громких
воплей. При раздроблении, как царь, живи. Хулы не будет.
6
Чрезмерное развитие процесса раздробления, когда личность отдает себя ради
того, чтобы возникли в окружении самостоятельные индивидуумы, приводит к
полной отдаче своих сил окружению. Но это так и должно быть. Тут необходим
выход за пределы самого себя. В этой жертвенной самоотдаче, возможно,
выправить неудачность шестой позиции, по поводу которой в тексте сказано:
Наверху сильная черта. При раздроблении твоя кровь уйдет. Удались. Выйди.
И хулы не будет.
Во внешнем — Утончение и проникновенность, во внутреннем — Погружение
и опасность. Утончение связанное с появлением более мелких независимых
объектов с сопутствующим ощущением опасности — раздробление.
Интерпретация Хейслип
Яркое солнце успеха вновь восходит после долгого периода
неудач. Все, к чему вы стремились, станет возможным. Очень может
быть, что вас ожидает длительное путешествие. Старайтесь не тратить
много денег. Дела ваши во всех отношениях пойдут прекрасно, и в
ближайшее время у вас появится неожиданный шанс стать лидером. Ваше
желание сейчас уже исполняется. И если вы будете настойчивы и
целенаправленны в своих усилиях — оно исполнится целиком.
  31. Сянь. ВзаимодействиеКанонический текcт
Свершение; благоприятна стойкость. Брать жену — к счастью.
- Взаимодействие. (Оно касается лишь) твоего большого пальца на ноге.
- Взаимодействие. (Оно касается лишь) твоих голеней. — Несчастье. (Но
если) пребудешь (на месте, то будет) счастье.
- Взаимодействие. (Оно касается лишь) твоих бедер. Держись того, за
кем следуешь. — Выступление приведет к сожалению.
- Стойкость к счастью. Раскаяние исчезнет. Непрерывное общение. Друзья
последуют за твоими мыслями.
- Взаимодействие. (Оно касается лишь) твоей спины. — Раскаяния не будет.
- Взаимодействие. (Оно касается лишь) твоих скул, щек и языка.
Здесь начинается вторая часть «Книги Перемен». Поэтому комментаторская
литература обращает внимание и на те гексаграммы, которые начинают первую
часть и заканчивают ее, и на те гексаграммы, которые начинают вторую часть
и заканчивают ее. Если в первой части мы имели сначала творчество как
первый импульс к бытию, и вслед за ним была гексаграмма исполнения как
осуществления этого творческого замысла, то в конце первой части мы
встречаем две гексаграммы. Первая из них бездна — опасность, стоящая перед
вновь созданным предметом, и дальше, как преодоление этой опасности —
сияние. В от отличии от первой части, которая занимается главным образом
процессом творчества в космосе и является в переводе на язык гносеологии
отношением уже познанного и нового акта познания, вторая часть в отличие
от этого занимается вопросом практики, главным образом общественной
практики человека, при которой предполагается, что уже достигнута
известная гармония между новым актом познания и накопленным прежде опытом
знания. Здесь самое существенное — синтез. Это исходная точка для всей
практической деятельности. Поэтому неудивительно, что вторая часть
начинается с гексаграммы, которая называется «взаимодействие», и может
быть также переведена нашим словом «брак» в самом широком смысле этого
слова. Дальше — переход в гексаграмму «постоянство», трактуемую как
постоянный закон действий, исходящих из синтеза, указанного выше. И, что
замечательнее всего, вторая часть заканчивается двумя гексаграммами, из
которых первая называется «уже конец», т.е. уже достигнуто полное
завершение и единство всего, что должно было быть достигнуть на протяжении
ситуаций, охарактеризованных во второй части, и эта гексаграмма переходит
в гексаграмму, которая называется «еще не конец». Этим «Книга Перемен»
указывает на то, что тот цикл ситуаций, который рассмотрен в ней, является
лишь одним кольцом развития, идущего все дальше и дальше. Интерпретация
данной (31-й) гексаграммы как брака объясняется еще и следующим. Дело в
том, что составляющие ее триграммы, если рассмотреть их со стороны
символики триграммы в семье, символизирует младшую дочь и младшего сына.
Здесь сочетаются младшая дочь одной семьи и младший сын другой семьи. Это
брак. Он должен быть плодотворным и ненарушенным. Поэтому в тексте мы
встречаем:
Взаимодействие. Свершение. Благоприятна стойкость. Брать жену — к счастью.
1
Для того чтобы понять образы афоризмов данной гексаграммы, необходимо
принять во внимание то, что всякая гексаграмма может быть рассмотрена как
символика человеческого тела, где верхняя черта символизирует голову, а
нижняя черта — ноги. Этим, собственно говоря, можно объяснить постепенное
развитие образов, которые даны в афоризмах данной гексаграммы. Так, в
первой черте мы имеем указания на взаимодействие, которое только еще
начинается. Поскольку начало гексаграммы находится внизу, постольку в
образе человеческого тела мы здесь встречаем указание на ноги. Так, на
символическом языке, вместо того чтобы сказать о первом начале процесса
взаимодействия, в «Книги Перемен» говорится:
В начале слабая черта. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоего большого
пальца на ноге.
2
В данной гексаграмме говорится только о процессе взаимодействия, а еще не
о том, что может быть достигнуто в результате такого взаимодействия.
Поэтому непосредственно приступить к какой-нибудь деятельности здесь было
бы преждевременно, ибо взаимодействие еще не доведено до конца. Поэтому,
указывая на следующую ступень развития этого процесса взаимодействия,
«Книга Перемен» предостерегает от поспешной и необдуманной деятельности.
Вот почему здесь говорится:
Слабая черта на втором месте. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоих
голеней. Несчастье. Но если пребудешь на месте, то будет счастье.
3
Здесь мы имеем лишь дальнейшее развитие того, что было намечено во второй
черте. Однако кризис, характерный для третьей черты, дает себя
чувствовать. Поэтому здесь особенно не могут быть рекомендованы
самостоятельные действия и выступления. Только совершенная пассивность и
отдача тому, кто достиг уже полного развития процессов взаимодействия,
т.е. тому, кто символизирован последней, шестой чертой, может привести к
благополучному исходу ситуации. Образ, данный в афоризме, объясняется тем,
что уже было указано как символика тела в объяснении первой черты. Поэтому
в тексте говорится:
Сильная черта на третьем месте. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоих
бедер. Держись того, за кем следуешь. Если выступишь — будешь сожалеть.
4
Четвертая черта характеризует ту ситуацию, которая несамостоятельна и
тяготеет больше к тому, что символизировано пятой чертой. Здесь совершенно
необходимо общение, ибо здесь процесс взаимодействия начинает выявляться
вовне. Это взаимодействие должно быть вполне непрерывным, ибо только такое
взаимодействие может привести к правильному положению в жизни. При этом
чрезвычайно важно помнить о том, что взаимодействие имеет своей целью
дальнейшую деятельность человека в мире, т.е. деятельность не только для
себя, но и для других. Если эта деятельность в том смысле, который указан
здесь, проводится с полной стойкостью, то она может гарантировать
благополучный исход ситуации. Поэтому необходимость общения указывается в
тексте так:
Сильная черта на четвертом месте. Непрерывное общение. Друзья последуют за
твоими мыслями. Стойкость — к счастью Раскаяние исчезнет.
5
Здесь уже намечается та тема неподвижной стойкости, того постоянства,
которое как частный момент данной ситуации будет развито в следующей
гексаграмме. Поэтому как образ чего-то неподвижного, того, что является
как бы стержнем всей ситуации, здесь выбирается образ спины, ведь спина
характеризуется триграммой гэнь, которая сама по себе в «Книге Перемен»
имеет афоризм, указывающий на неподвижность. Это постоянство приводит к
тому, что если в предыдущей деятельности и были какие-нибудь упущения,
которые они здесь могут быть исправлены. Поэтому и текст говорит:
Сильная черта на пятом месте. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоей
спины. Раскаяния не будет.
6
Взаимодействие, которое намечено здесь, имеет своей целью дальнейшую
деятельность. Эта деятельность может быть, прежде всего, проявлена в
обращении к окружающим людям, в речи, но при этом «Книга Перемен» не
говорит о благоприятности или неблагоприятности к окружающим людям, ибо
здесь символизируется лишь взаимодействие приобретенного вновь знания и
опыта, накопленного прежде. Как этот синтез будет использован человеком,
зависит уже не от данной ситуации, а от деятельности самого человека,
который символизируется в следующих гексаграммах. Поэтому «Книга Перемен»
молчит о благоприятности или неблагоприятности исхода данной ситуации и
говорит только:
Наверху слабая черта. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоих зубов, щек и
языка.
Во внешнем — Разрешение и радостность, во внутреннем — Пребывание и
незыблемость. На любой стадии развития сплошная черта сочетается с
прерванной. Так если
во внешнем Ян, то во внутреннем Инь, и наоборот. Это
говорит о гармонии во взаимодействии с внешним. Поскольку во внутреннем
преобладает Инь, то творческую составляющую человек черпает из
взаимодействия с внешним.
Интерпретация Хейслип
Везение и успех должны сейчас сопутствовать вам благодаря
тому душевному состоянию, в котором вы пребываете. Вы сейчас
«на волне» успеха. Вот-вот произойдет несколько неожиданных событий,
очень благоприятных для вас, почти каждый ваш шаг принесет
удачу. Результаты будут таковы, что вы и не представляете себе сейчас;
это привнесет в вашу душу покой и мир. Однако после всех волнений
и переживаний вам, видимо, будет нужно уйти ненадолго от дел
и отдохнуть.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого