
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  59. Хуань. РаздроблениеКанонический текcт
Свершение. Царь приближается к обладателям храма. Благоприятен брод
через великую реку. Благоприятна стойкость.
- Необходимо спасение. Лошадь сильна. — Счастье.
- При раздроблении беги к своей опоре. — Раскаяние исчезнет.
- Раздробишь свое тело. — Раскаяния не будет.
- Раздробишь свое стадо. — Изначальное счастье. Раздробишь свой холм.
(Это) не то, о чем думают варвары.
- При раздроблении выступит пот (от) своих громких воплей. При раздроблении,
(как) царь, живи. — Хулы не будет.
- При раздроблении твоя кровь уйдет. Удались, выйди — и хулы не будет.
Для понимания данной гексаграммы необходимо вспомнить то, что уже было
указано нами в 31-й гексаграмме, — то, что тематика первой части «Книги
Перемен» и второй части ее несколько различаются. В первой части мы видели
создание деятеля, исходящее из космических сил. Вторая часть- это уже
скорее практическая деятельность человека в окружающей его среде. Кроме
того, во второй части намечается создание личности, возникновение
индивидуального. И именно здесь после всей эпопеи развития сил, их
накопления, их переплавки, их выявления вовне, реинтеграции в каждом из
окружающих людей, после этого сложного пути, который был очерчен в
предыдущих гексаграммах, наступает, наконец, та гексаграмма, которая
говорит об индивидуализации, о проявлении полноты самосознания в каждом
отдельном человеке. Она носит название Раздробление. Раздробление здесь
указывает на возникновение индивидуальности в частном. Так, единое здесь
превращается в единичное. Образ, который авторы «Книги Перемен» выбрали
для изображения этого раздробления, заслужит нашего внимания. Верхняя
триграмма здесь — ветер, нижняя — вода. Образ этот указывает на то, что
если водная гладь, пока ветер не действует, представляется нам некоторым
единством, то при первом же ударе ветра на ней появляется множество
отдельных раздробленных блесток. И каждый человек, каждая личность
воспринимается здесь как нечто самостоятельное. Во время этого процесса
само собою должно происходить развитие и свершение этого развития. Этого
процесс возникает потому, что радость, бывшая достоянием достигнувшего
цели человека, распространена и на всех окружающих людей, и каждый, кто
воспринял в себя эту радость, осознавая ее, осознает и самого себя как
переживающего эту радость. Таким образом, человек, даровавший радость,
может ощущать, что он выполнил все, чему его обязывало его бытие. Он может
ощущать, что он выполнил свой долг перед людьми, давшими ему это бытие,
перед своими предками. Процесс индивидуализации, намечающийся здесь,
является процессом важным и серьезным, и поэтому здесь необходимо
предпринимать большие и ответственные действия, в которых, само собою,
необходимо сохранять полную стойкость, понимаемую в этом случае как
подлинная правота в мыслях, в действиях, в словах. В этом смысле следует
понимать текст:
Раздробление. Свершение. Царь приближается к обладателям храма (к духам
предков). Благоприятен брод через великую реку. Благоприятна стойкость.
1
Первая позиция характеризует пребывание в самом себе, непроявление вовне;
Поэтому здесь силами одной первой позиции еще не достигнута необходимая
индивидуализация и раздробленность. Здесь нужна помощь, идущая извне. И ее
отмечает «Книга Перемен». Помощь эта должна быть сильна. Если здесь выбран
образ лошади, то, во-первых, потому, что триграмма кань, стоящая внизу, в
символике животных относится к лошади, и, во-вторых, потому, что здесь
помощь исходит даже от второй позиции, которая занята сильной чертой,
также символизирующей лошадь. Поэтому в тексте мы здесь читаем:
В начале слабая черта. Необходима помощь. Лошадь сильна. Счастье.
2
Во время процесса индивидуализации самое важное — найти свое собственное
место. Оно должно быть именно собственным и прочным, тем, чем с точки
зрения феодальных авторов «Книги Перемен» представлялся престол. Поэтому в
процессе индивидуализации каждый человек должен стремиться к своему
престолу. Мы бы сказали, каждый должен занять подобающее ему место. Если
это выполнено, то сглаживаются ошибки, совершенные в прошлом, и раскаяние
исчезнет. Таким образом, текст говорит здесь так:
Сильная черта на втором месте. При раздроблении беги к своему престолу.
Раскаяние исчезнет.
3
В процессе раздробления и индивидуализации наибольшую опасность
представляет безостановочность этого процесса. Когда в процессе
раздробления ему подвергается даже сама индивидуальность, т.е. нечто
неделимое, то благоприятный исход наступить не может. Человек будет
вынужден горько раскаиваться в том, что он вовремя не остановил процесса
раздробления. Однако поскольку третья позиция по самому своему смыслу
является устремлением вовне, распадом внутреннего, постольку в данном
случае человеку не предстоит раскаяния, ибо, проводя все дальше и дальше
распад, он действует только в духе той позиции, которую он занимает в
пределах данной ситуации. Поэтому здесь в тексте мы читаем:
Слабая черта на третьем месте. Раздробишь свое тело. Раскаяния не будет.
4
Процесс раздробления, индивидуализации может быть рассмотрен как
двусторонний процесс еще и с другой стороны. Если в известном смысле слова
это — раздробление некоего целого и тем самым уничтожение его как целого,
то, с другой стороны, здесь вместо многого возникают многие. Их множество
в известном смысле слова представляет собою опять-таки некое единство,
единство, в котором они представляются целым холмом. Поэтому, если единое
«стадо» и разбито на отдельные индивидуумы, то, с другой стороны,
коллектив этих индивидуумы представляет собою большой холм. По-видимому,
авторы «Книги Перемен» осознавали, что такая мысль, по существу
диалектичная, трудна для восприятия, если человек недостаточно развит в
культурном отношении. Сознавая трудность данной мысли, текст гласит:
Слабая черта на четвертом месте. Раздробишь свое стадо. Изначальное
счастье. В раздроблении будет холм. Это не то, о чем думают варвары.
5
Процесс индивидуализации, раздробления исходит из некоего центра и
устремляется к периферии, и на периферии возникают отдельные индивидуумы.
Чтобы выразить этот процесс образно, текст говорит здесь о том, как
отдельные капельки пота выступают на периферии кожи вследствие того, что
внутри человек ощущает жар. Этот процесс индивидуализации должен
разноситься повсюду как громкий голос. Но на пятой позиции, которая должна
быть руководящей, необходимо поставить себя в центре, что выражается на
языке «Книги Перемен» в образе царя, живущего в центре. Это необходимо
потому, чтобы внутренне противостоять процессу раздробления и удержаться в
нем, не раздробляясь. Только тогда исход может быть благоприятным. В этом
смысле в тексте сказано:
Сильная черта на пятом месте. При раздроблении выступает пот от громких
воплей. При раздроблении, как царь, живи. Хулы не будет.
6
Чрезмерное развитие процесса раздробления, когда личность отдает себя ради
того, чтобы возникли в окружении самостоятельные индивидуумы, приводит к
полной отдаче своих сил окружению. Но это так и должно быть. Тут необходим
выход за пределы самого себя. В этой жертвенной самоотдаче, возможно,
выправить неудачность шестой позиции, по поводу которой в тексте сказано:
Наверху сильная черта. При раздроблении твоя кровь уйдет. Удались. Выйди.
И хулы не будет.
Во внешнем — Утончение и проникновенность, во внутреннем — Погружение
и опасность. Утончение связанное с появлением более мелких независимых
объектов с сопутствующим ощущением опасности — раздробление.
Интерпретация Хейслип
Яркое солнце успеха вновь восходит после долгого периода
неудач. Все, к чему вы стремились, станет возможным. Очень может
быть, что вас ожидает длительное путешествие. Старайтесь не тратить
много денег. Дела ваши во всех отношениях пойдут прекрасно, и в
ближайшее время у вас появится неожиданный шанс стать лидером. Ваше
желание сейчас уже исполняется. И если вы будете настойчивы и
целенаправленны в своих усилиях — оно исполнится целиком.
  37. Цзя-жэнь. ДомашниеКанонический текcт
Благоприятна женщине стойкость.
- Замкнись и заведи (свой) дом. — Раскаяние исчезнет.
- (Ей) не за кем следовать, (а дело ее) в том, чтобы сосредоточить
на продовольствии. — Стойкость — к счастью.
- (Когда среди) домашних суровые оклики, (будет) раскаяние в опасной
строгости, (но будет) и счастье. (Когда же) жена и дети болтают и хохочут,
в конце концов (будет) сожаление.
- Обогащение дома. — Великое счастье.
- Царь приближается к обладателю семьи. Не принимай (этого) близко
к сердцу. — Счастье.
- В обладании правдой — сила.— В конце концов — счастье.
Отход от широкого проявления вовне, которое было охарактеризовано в
предыдущей гексаграмме, приводит к ситуации, в которой человек
ограничивается деятельностью в пределах только своей семьи. Он занят
целиком только своими домашними. Поэтому здесь рассматривается среда
домашних. Однако не следует забывать, что устройство дома, которое
базируется на усовершенствовании домоправителя в древнем Китае, как это,
например, отражено в «Великом Учении» («Дасюэ»), является основой для
приведения в порядок всего мира. В семье значительную роль играет женщина,
так, по крайней мере, полагали комментаторы «Книги Перемен». Здесь
говорится о том, какой должна быть женщина в семье. Афоризмы отдельных
черт еще больше развивают его. Здесь же сказано только:
Домашние. Благоприятна женщине стойкость.
1
На первой позиции человек целиком погружен в это замыкание в пределах
своей собственной семьи. Это и должно быть здесь. Ему не придется ни в чем
раскаиваться, если он, оставшись в этой узкой среде, займется ее
устройством. Поэтому текст говорит здесь только следующее:
В начале сильная черта. Замкнись и заведи свой дом. Раскаяние исчезнет.
2
Деятельность женщины, жены и хозяйки, замкнута интересами семьи, причем
главным образом интересами питания. Этот образ замкнутости в пределах
семьи характеризуется в данной позиции. Никуда не требуется выступать, да
и не за кем идти. Нужна только та стойкость, о которой было сказано в
общем, введении. Поэтому текст здесь говорит простыми словами следующее:
Слабая черта на втором месте. Ей (жене) не за кем следовать. А дело ее в
том, чтобы сосредоточиться на продовольствии. Стойкость к счастью.
3
Человек, находящийся в данной ситуации, если и должен действовать, то
только в пределах своей семьи. Однако в этих пределах ему необходимо
принять на себя ответственность за свой дом, реально управлять им. Для
того чтобы управлять своей семьей, он должен быть не жестким, но суровым.
Хотя его суровость может быть воспринята как нечто ужасное, однако она
приводит к тому, что дом подчинен ему и он, приняв на себя ответственность
за успешную жизнь своей семьи, ведет ее по вполне осознанному пути.
Наоборот, распустить своих домашних, предоставить им возможность
своевольных поступков — это, значит, повести дело так, что впоследствии
придется о многом пожалеть. Поэтому в данном случае текст говорит:
Сильная черта на третьем месте. Когда среди домашних суровые окрики, то
будет раскаяние в строгости, но будет и счастье. Когда же жена и дети
болтают и хохочут, то в конце концов будет сожаление.
4
В результате той деятельности, которая планомерно руководится главой
семьи, и если эта деятельность проходит правильно, в доме наступает
достаток. Правильность такой деятельности подчеркивается близостью данной
позиции к пятой крайней черте. Поэтому текст здесь говорит только:
Слабая черта на четвертом месте. Богатый дом. Великое счастье.
5
Человек должен настолько уйти в дела своей семьи, что ожидание каких бы то
ни было благ со стороны выше поставленных людей для него является чем-то
неестественным и несвойственным. Однако если человек не учитывает
правильно свое положение, то ему может импонировать милость, оказанная
свыше. Это привело бы к известной заинтересованности в общественной жизни
за пределами его дома, т.е. дисгармонировало бы с данной ситуацией.
Поэтому текст здесь предупреждает:
Сильная черта на пятом месте. Царь приближается к обладателю семьи. Не
принимай это близко к сердцу. Счастье.
6
Здесь опять выступает тема суровости, намеченная уже в третьей черте,
которая стоит в соответствии с шестой. Но прежде всего нужно подчеркнуть,
что имеется в виду суровость, а не жестокость. Жестокость лишена
правдивости, тогда как суровость может быть вполне правдивой. Поэтому
текст советует:
Наверху сильная черта. В обладании правдой — суровость. В конце концов —
счастье.
Во внешнем Утончение и проникновенность, во внутреннем — Сцепление и
ясность. Ясность характеризует отношение к домашним. Создание семьи
может быть
предопределено, но семейная жизнь богата случайностями — это
утончение и проникновенность.
Интерпретация Хейслип
Удача и успех ждут вас именно там, куда стремится ваша душа.
Ваши надежды сбудутся, но не без посторонней помощи. Не совершайте
ошибку, не покидайте сейчас свой край, иначе очень скоро вам станет
ясно, что этого нельзя было делать. Ищите успокоение и мир в своей
семейной жизни, в домашних делах, в общении с друзьями.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого