
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  59. Хуань. РаздроблениеКанонический текcт
Свершение. Царь приближается к обладателям храма. Благоприятен брод
через великую реку. Благоприятна стойкость.
- Необходимо спасение. Лошадь сильна. — Счастье.
- При раздроблении беги к своей опоре. — Раскаяние исчезнет.
- Раздробишь свое тело. — Раскаяния не будет.
- Раздробишь свое стадо. — Изначальное счастье. Раздробишь свой холм.
(Это) не то, о чем думают варвары.
- При раздроблении выступит пот (от) своих громких воплей. При раздроблении,
(как) царь, живи. — Хулы не будет.
- При раздроблении твоя кровь уйдет. Удались, выйди — и хулы не будет.
Для понимания данной гексаграммы необходимо вспомнить то, что уже было
указано нами в 31-й гексаграмме, — то, что тематика первой части «Книги
Перемен» и второй части ее несколько различаются. В первой части мы видели
создание деятеля, исходящее из космических сил. Вторая часть- это уже
скорее практическая деятельность человека в окружающей его среде. Кроме
того, во второй части намечается создание личности, возникновение
индивидуального. И именно здесь после всей эпопеи развития сил, их
накопления, их переплавки, их выявления вовне, реинтеграции в каждом из
окружающих людей, после этого сложного пути, который был очерчен в
предыдущих гексаграммах, наступает, наконец, та гексаграмма, которая
говорит об индивидуализации, о проявлении полноты самосознания в каждом
отдельном человеке. Она носит название Раздробление. Раздробление здесь
указывает на возникновение индивидуальности в частном. Так, единое здесь
превращается в единичное. Образ, который авторы «Книги Перемен» выбрали
для изображения этого раздробления, заслужит нашего внимания. Верхняя
триграмма здесь — ветер, нижняя — вода. Образ этот указывает на то, что
если водная гладь, пока ветер не действует, представляется нам некоторым
единством, то при первом же ударе ветра на ней появляется множество
отдельных раздробленных блесток. И каждый человек, каждая личность
воспринимается здесь как нечто самостоятельное. Во время этого процесса
само собою должно происходить развитие и свершение этого развития. Этого
процесс возникает потому, что радость, бывшая достоянием достигнувшего
цели человека, распространена и на всех окружающих людей, и каждый, кто
воспринял в себя эту радость, осознавая ее, осознает и самого себя как
переживающего эту радость. Таким образом, человек, даровавший радость,
может ощущать, что он выполнил все, чему его обязывало его бытие. Он может
ощущать, что он выполнил свой долг перед людьми, давшими ему это бытие,
перед своими предками. Процесс индивидуализации, намечающийся здесь,
является процессом важным и серьезным, и поэтому здесь необходимо
предпринимать большие и ответственные действия, в которых, само собою,
необходимо сохранять полную стойкость, понимаемую в этом случае как
подлинная правота в мыслях, в действиях, в словах. В этом смысле следует
понимать текст:
Раздробление. Свершение. Царь приближается к обладателям храма (к духам
предков). Благоприятен брод через великую реку. Благоприятна стойкость.
1
Первая позиция характеризует пребывание в самом себе, непроявление вовне;
Поэтому здесь силами одной первой позиции еще не достигнута необходимая
индивидуализация и раздробленность. Здесь нужна помощь, идущая извне. И ее
отмечает «Книга Перемен». Помощь эта должна быть сильна. Если здесь выбран
образ лошади, то, во-первых, потому, что триграмма кань, стоящая внизу, в
символике животных относится к лошади, и, во-вторых, потому, что здесь
помощь исходит даже от второй позиции, которая занята сильной чертой,
также символизирующей лошадь. Поэтому в тексте мы здесь читаем:
В начале слабая черта. Необходима помощь. Лошадь сильна. Счастье.
2
Во время процесса индивидуализации самое важное — найти свое собственное
место. Оно должно быть именно собственным и прочным, тем, чем с точки
зрения феодальных авторов «Книги Перемен» представлялся престол. Поэтому в
процессе индивидуализации каждый человек должен стремиться к своему
престолу. Мы бы сказали, каждый должен занять подобающее ему место. Если
это выполнено, то сглаживаются ошибки, совершенные в прошлом, и раскаяние
исчезнет. Таким образом, текст говорит здесь так:
Сильная черта на втором месте. При раздроблении беги к своему престолу.
Раскаяние исчезнет.
3
В процессе раздробления и индивидуализации наибольшую опасность
представляет безостановочность этого процесса. Когда в процессе
раздробления ему подвергается даже сама индивидуальность, т.е. нечто
неделимое, то благоприятный исход наступить не может. Человек будет
вынужден горько раскаиваться в том, что он вовремя не остановил процесса
раздробления. Однако поскольку третья позиция по самому своему смыслу
является устремлением вовне, распадом внутреннего, постольку в данном
случае человеку не предстоит раскаяния, ибо, проводя все дальше и дальше
распад, он действует только в духе той позиции, которую он занимает в
пределах данной ситуации. Поэтому здесь в тексте мы читаем:
Слабая черта на третьем месте. Раздробишь свое тело. Раскаяния не будет.
4
Процесс раздробления, индивидуализации может быть рассмотрен как
двусторонний процесс еще и с другой стороны. Если в известном смысле слова
это — раздробление некоего целого и тем самым уничтожение его как целого,
то, с другой стороны, здесь вместо многого возникают многие. Их множество
в известном смысле слова представляет собою опять-таки некое единство,
единство, в котором они представляются целым холмом. Поэтому, если единое
«стадо» и разбито на отдельные индивидуумы, то, с другой стороны,
коллектив этих индивидуумы представляет собою большой холм. По-видимому,
авторы «Книги Перемен» осознавали, что такая мысль, по существу
диалектичная, трудна для восприятия, если человек недостаточно развит в
культурном отношении. Сознавая трудность данной мысли, текст гласит:
Слабая черта на четвертом месте. Раздробишь свое стадо. Изначальное
счастье. В раздроблении будет холм. Это не то, о чем думают варвары.
5
Процесс индивидуализации, раздробления исходит из некоего центра и
устремляется к периферии, и на периферии возникают отдельные индивидуумы.
Чтобы выразить этот процесс образно, текст говорит здесь о том, как
отдельные капельки пота выступают на периферии кожи вследствие того, что
внутри человек ощущает жар. Этот процесс индивидуализации должен
разноситься повсюду как громкий голос. Но на пятой позиции, которая должна
быть руководящей, необходимо поставить себя в центре, что выражается на
языке «Книги Перемен» в образе царя, живущего в центре. Это необходимо
потому, чтобы внутренне противостоять процессу раздробления и удержаться в
нем, не раздробляясь. Только тогда исход может быть благоприятным. В этом
смысле в тексте сказано:
Сильная черта на пятом месте. При раздроблении выступает пот от громких
воплей. При раздроблении, как царь, живи. Хулы не будет.
6
Чрезмерное развитие процесса раздробления, когда личность отдает себя ради
того, чтобы возникли в окружении самостоятельные индивидуумы, приводит к
полной отдаче своих сил окружению. Но это так и должно быть. Тут необходим
выход за пределы самого себя. В этой жертвенной самоотдаче, возможно,
выправить неудачность шестой позиции, по поводу которой в тексте сказано:
Наверху сильная черта. При раздроблении твоя кровь уйдет. Удались. Выйди.
И хулы не будет.
Во внешнем — Утончение и проникновенность, во внутреннем — Погружение
и опасность. Утончение связанное с появлением более мелких независимых
объектов с сопутствующим ощущением опасности — раздробление.
Интерпретация Хейслип
Яркое солнце успеха вновь восходит после долгого периода
неудач. Все, к чему вы стремились, станет возможным. Очень может
быть, что вас ожидает длительное путешествие. Старайтесь не тратить
много денег. Дела ваши во всех отношениях пойдут прекрасно, и в
ближайшее время у вас появится неожиданный шанс стать лидером. Ваше
желание сейчас уже исполняется. И если вы будете настойчивы и
целенаправленны в своих усилиях — оно исполнится целиком.
  4. Мын. НедоразвитостьКанонический текcт
Свершение. Не я ищу юношей; юноши ищут меня. По первому гаданию — возвещу;
повторное и третье — смутит. Раз смутит — не возвещу. Благоприятна стойкость.
- Развитие недоразвитого. — Благоприятно для применения казней над
людьми, для освобождения колодок на руках и ногах, ибо продолжение (их
несвободы) приведет к сожалению.
- Приятие недоразвитых — к счастью; взятие жены — к счастью. Сын управляет
всем домом.
- Незачем брать жену. (Она) увидит богача и не соблюдет себя. — Ничего
благоприятного.
- Стеснение от недоразвитости. — Сожаление.
- Недоразвитость юноши. — Счастье.
- Удар по недоразвитости. — Не благоприятствует (тому, чтобы) быть
разбойником; благоприятствует (тому, чтобы) справиться с разбойником.
Прежде всего, несколько слов об устройстве данной гексаграммы. Здесь
внизу триграмма «вода» — «опасность», а вверху — гора — «остановка». Это опасность, которая приостановлена, это ручей, который вытекает у подножия
горы или который, встречая на своем пути гору, не может двигаться прямо
дальше. По названию гексаграммы — это недоразвитость, непросвещенность.
Однако вместе с тем и преодоление этой недоразвитости — просвещение
непросвещенных. Поэтому здесь развертывается процесс, происходящий между
учителем и учеником, между знанием, уже собранным прежде, и новым
познавательным актом. Если в предыдущей гексаграмме фигура руководящей
стороны лишь намечалась, а все внимание было направлено на изображение
трудностей начала, то здесь эта фигура выступает с полной отчетливостью.
Графически она выражена во второй и в шестой сильных чертах, которые,
однако, не являются здесь главными, а лишь способствуют действию главной
пятой черты. Последняя, как и остальные три слабые черты всей гексаграммы,
символизирует непросвещенных, которых просвещает учитель. Но каждая из них
обладает своими специфическими чертами, поэтому на разных ступенях процесс
этот охарактеризован различно. Но общим в нем остается то, что это
двухсторонний процесс, в котором инициатива просвещения может исходить
лишь от непросвещенного, так как этот процесс не приводит к желательному
результату, если он построен на насилии. Поэтому здесь благоприятна
стойкость как развивающемуся, так и развивающему. И первому — в т0ом, чтобы
руководствоваться первым же указанием просвещающего, а не искать
дальнейших указаний, не выполнив первые, и второму — эта стойкость нужна в
том, чтобы помнить, что инициатива процесса должна быть сосредоточена у
просвещаемого. В технике познания — это момент, когда познаваемое, но еще
не познанное получает в развитии процесса познания ту ясность, которая
дается ему из разума, сложившегося в прежде накопленном опыте. Но это не
значит, что акты нового познания целиком зависимы от уже известного,
наоборот — новый акт познания должен быть способен к максимально полному
прогнозу дальнейшего. Но лишь объясняется, в буквальном значении этого
слова, ясностью уже известного. При этом познающий сохраняет всю острую
ревностность, пытливость и заинтересованность в данном процессе. (Не
напрасно здесь в комментаторской литературе есть указание на следующее
место из «Луньюй»: «Кто не горит душой (о познании), тому не раскрою
ничего; кто не скорбит (о своей неумелости), того не разовью. И ничего не
отвечу тому, кто не скажет ни слова о трех углах квадрата, когда ему
объяснен один угол». Интересно еще отметить и то, что в древнем Китае
гадание оракула почиталось средством к разрешения сомнений. Поэтому, как
пишет Ван Би, повторное и третье гадание, давая иные результаты, уже не
разрешает сомнений, а, давая альтернативное решение вопроса, лишь вносит
неясность и расплывчатость. ) В тексте это выражено так:
Недоразвитость. Недоразвитому — развитие. Не я стремлюсь к юношески
недоразвитым, а юношески недоразвитые стремятся ко мне. По первому гаданию
— возвещу. Повторное же и третье гадания — излишество. А раз излишество —
то не возвещу. Благоприятна стойкость.
1
Первый момент здесь характеризует самое начало отношений ученика и
учителя. Пусть ученик еще и недоразвит, но здесь предстоит ему раскрытие
заложенных в нем способностей. Его близость к учителю и активность его
положения порукой тому. Но в это время учитель еще не может дать ему таких
наставлений, которым бы он следовал совершенно свободно. Это скорее
система запретов и наказаний. Однако известная свобода ученику здесь
должна быть предоставлена, с него должны быть сняты кандалы (его
омраченность), которые тяготели над ним до сих пор. Однако если бы ученик,
освободившись от них, самостоятельно начал действовать, то ему пришлось бы
много о чем пожалеть, ибо по неопытности он мог бы многое испортить. Вот
так текст выражает это:
В начале слабая черта. Раскрытие недоразвитых. Здесь благоприятно, чтобы
были применены к людям наказания, чтобы они были освобождены от кандалов,
но самостоятельное выступление к действию приведет к сожалению.
2
Основное достоинство учителя состоит в том, что он в состоянии принять к
себе недоразвитого ученика и в согласии со всей закономерностью мира
развить его. Ученик, предоставленный самому себе, многого будет лишен; но
и учитель будет многого лишен, если он не примет на себя руководство
учеником. Как в дом вводится жена, новый член семьи, так и учитель находит
в ученике нечто новое. И лишь с той поры как сын вводит в семью свою жену,
он может начать устройство своего дома. Учитель- это лишь носитель прежде
накопленного разума. И этот разум относится к познаниям, приобретаемым
вновь, как учитель к ученику, как в семье сын к его жене, вновь вводимой в
дом. Лишь в таком сочетании накопленного разума и новых познаний
достигается устройство собственного знания и возможность сообщать его
другим. Вот в какие образы облекаются эти мысли в тексте:
Сильная черта на втором месте. Прими к себе недоразвитого. Счастье. Ввести
(в дом) жену — к счастью. (Лишь после этого) сын будет в состоянии
устроить (собственную) семью.
3
Момент кризиса в данном процессе характеризуется тем, что эта третья черта
— является верхней в триграмме «опасность». Поэтому то, что хорошо в
предыдущий момент, пагубно здесь. Введение жены в дом здесь не может
увенчаться успехом, так как она, встретясь с богачом, который
символизирован полной сил второй чертой, не сможет соблюсти себя в рамках
своего долга. Таким образом, все хлопоты здесь оказываются бесполезными. В
этом состоянии, конечно, невозможно и углубленное новое познание, а
возможна лишь спекулятивная игра мыслей. Но последняя никогда не приводит
к положительному знанию. Поэтому текст здесь предостерегает так:
Слабая черта на третьем месте. Не надо брать женщину (в жены): она увидит
богача и не будет владеть собою. Ничего благоприятного.
4
Кризис уже миновал. Но данная позиция настолько удалена от позиции
учителя, она так лишена поддержки в резонирующий ей сферах, что ничего и
никто здесь не в состоянии преодолеть недоразвитость, характеризуемую всей
данной гексаграммой. Здесь бессильны и приказания, и благосклонность
учителя, и его предостережения. Приходится лишь констатировать самый факт,
что недоразвитый человек здесь находится в чрезвычайно затруднительном
положении. Он окосневает в своей недоразвитости. Если на предыдущей
позиции познание затрудняется поверхностной деятельностью рассудка, то
здесь мешает его косная недоразвитость. Естественно, что никакая
деятельность здесь не дает положительного результата, и единственный плод
такой деятельности — сожаление о ней. Текст здесь лаконичен:
Слабая черта на четвертом месте. Бедственная недоразвитость. Сожаление.
5
Пятая позиция присуща великому человеку, но здесь данную позицию занимает
человек с детски податливой душой, выраженной в символике «Книги Перемен»
слабой чертой. Близость к суровому учителю, занимающему верхнюю позицию, и
правильный полный резонанс в благотворно действующей второй позиции делает
это положение вполне счастливым. Здесь указывается на совершенно
закономерную недоразвитость юноши и, чтоб предостеречь от стремления
самостоятельно развиваться, которое не приведет к благим последствиям,
здесь преднамеренно указывается на счастливый характер данного положения.
Надо довериться здесь учителю, а в познании — довериться уже сложившимся и
выработанным системе и методу познания. Текст выражает это опять-таки с
предельной лаконичностью:
Слабая черта на пятом месте. Юношеская недоразвитость. Счастье.
6
Наступает конец недоразвитости. И здесь указывается сила учителя,
достигшего гармонии между знанием и новым актом познания. Этой силой он в
состоянии разбить недоразвитость. Но если бы он просто навязал ученику
свои знания, то он поступил бы по отношению к ученику, как захватчик, как
«разбойник», вторгаясь в его самостоятельность познания. Это была бы все
же замена возможности нового познания уже прежде накопленным опытом. А
здесь все дело в том, чтобы «давать снадобье в соответствии с болезнью»,
чтобы разбить недоразвитость, которая, как «разбойник», захватила ученика.
Поэтому и текст гласит:
Наверху сильная черта. Ударь по недоразвитости! Неблагоприятно быть
разбойником, Благоприятно совладать с разбойником.
Пребывание во внешнем и опасность во внутреннем. Пребывание — то
чье
появление и протекание закономерно, и что может закончится только в
следствии какой-то случайности. И если вы при этом чувствуете опасность,
то это может служить признаком какой-либо недоразвитости. Ничтожному
человеку следует добиваться большей определенности и ясности. Так,
например, не стоит оставлять заключенных с их неопределенным статусом,
уж лучше
их либо казнить, либо освободить.
Однако недоразвитость может быть и плодотворной, если она лишь
предваряет дальнейший рост — это недоразвитость юноши. Для этого
необходимо обладать развитым сознанием. Но юноша не всегда становится
знающим человеком. А вот для совершенномудрого недоразвитость может
быть только временной, можно сказать, что он наносит по ней удар
своим
дальнейшим развитием.
Интерпретация Хейслип
В настоящее время все вокруг вас словно покрыто пеленой; но
пелена эта скоро спадет, и мир вновь приобретет для вас ясность.
Сейчас ваши нервы сильно расшатаны, поэтому постарайтесь не принимать скоропалительных решений. Скоро все изменится. Если хотите
добиться успеха — не пренебрегайте советами друзей, начальства, вдумайтесь
в них. Уделите побольше времени общению с детьми. Не унывайте.
Уже возникают новые планы, новые перспективы, но для новой
любви время еще не пришло. Соберитесь; и сконцентрируйте волю на
исполнении одного-единственного желания.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого