
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  60. Цзе. ОграничениеКанонический текcт
Свершение. Горе ограничено. (Оно) не может быть стойким.
- Не выйдешь из внутреннего двора. — Хулы не будет.
- Не выйдешь из внешнего двора. — Несчастье.
- (Если) не (будешь) ограничиваться, то (будет, о чем) вздыхать. —
Хулы не будет.
- Успокоишься в ограничении. — Свершение.
- Сладкое ограничение. — Счастье.(Если) отправишься, будет награда.
- Горькое ограничение. — Стойкость — к несчастью. Раскаяние исчезнет.
Во время процесса раздробления и индивидуализации недостатком его может
явиться его безостановочность. Он должен быть взят в известные рамки. Если
в предыдущем был дан образ ряби на воде, причем никак не было указано, что
эта вода ограничена, то могла появиться мысль: вода эта разольется, иными
словами, данный процесс индивидуализации может идти все дальше и дальше, и
внутренние противоречия его уже сами могут привести к истощению. Поэтому
на смену ему говорится о процессе ограничения. Образно это выражено в
гексаграмме тем, что триграмма «вода» помещена над триграммой «водоем».
Так, вода введена в русло, введена в берега. Таким образом, дано
ограничение. Это ограничение служит развитию, потому что развитие
предполагает создание новых ценностей, и если бы не было ограничения, то
индивидуализация, не имеющая остановки, не вела бы к созданию новых
ценностей, ибо ничто не могло бы в этом процессе устоять, все подвергалось
бы распаду все дальше и дальше. Таким образом, то горе, которое могло бы
возникнуть в результате безостановочного раздробления, тоже подвержено
ограничению, ибо, как и все остальное, оно не может навеки оставаться
неизменным. Поэтому в тексте здесь говорится:
Ограничение. Свершение. Горе ограничено. Оно не может быть стойким.
1
На первой позиции ограничение проявляется в образе максимальной
замкнутости. Поскольку первая позиция представляет собою пребывание в
самых глубинах индивидуальности, здесь человек никуда не выходит из самого
себя, он ограничен в самом себе. Осознав себя как индивидуальность, он
остается только наедине с самим собою. Из контекста предыдущих гексаграмм
следовало, что такое пребывание в себе самом может привести к
неблагоприятным последствиям. Однако поскольку здесь рассматривается как
необходимый именно процесс ограничения, постольку «Книга Перемен» говорит
о благоприятном исходе, ибо такой процесс здесь необходим. Так, в тексте
мы читаем:
В начале сильная черта. Не выйдешь из внутреннего двора. Хулы не будет.
2
Если такое пребывание в себе, которое указано выше, и бывает необходимым,
то только до известного срока, ибо сохранение предыдущего состояния во
время последующего этапа приводит лишь к несчастью. Если бы человек даже
распространил свою деятельность несколько дальше, чем было возможно и
нужно в предыдущей позиции, но не достиг бы того широкого охвата своего
окружения, который требуется в таком периоде времени, то это привело бы
лишь к несчастью. В тексте здесь сказано:
Сильная черта на втором месте. Не выйдешь из внешнего двора. Несчастье.
3
На третьей позиции выход вовне становится уже необходимым, поэтому о
наличии его текст здесь даже и не упоминает, ибо такой выход вовне
наступит сам собой, если человек достиг в развитии своей жизненной
ситуации до этой третьей позиции. Однако при выходе вовне человек должен
сам в себе найти сдерживающие стимулы, должен сам себя уметь ограничивать.
Если это принято им во внимание, то он может выйти с достоинством из
создавшегося положения. В тексте это сказано так:
Слабая черта на третьем месте. Если не будешь ограничивать себя, то будет
о чем вздыхать. Хулы не будет.
4
Все, что должно быть сделано во внутренней жизни, здесь является
достигнутым. Человек может приобрести известную уверенность в своих
действиях. Если он находит в себе самом умение ставить себе цель и ставить
пределы своей деятельности, то человек может достичь того спокойствия,
которое возникает благодаря умению ограничить себя, и того развития в
дальнейшем, которое наступает в результате самостоятельного ведения своих
поступков. Поэтому в тексте здесь говорится:
Слабая черта на четвертом месте. Успокоишься в ограничении. Свершение.
5
Характерная черта пятой позиции — это уравновешенность, одинаковая
удаленность от обеих крайностей. Такая гармония, которая проявляется и вне
и внутри, приводит к тому, что человек может находить наслаждение в своем
ограничении. Но человек, действующий на этой позиции, если он исходит из
ее сути, может совершить лишь великие дела, — такие, которые вызывают
похвалу со стороны окружающих людей. Вот почему в тексте здесь сказано:
Сильная черта на пятом месте. Сладкое ограничение. Счастье. Если
выступишь, то будет похвала.
6
Уравновешенность, свойственная предыдущей позиции, здесь уже утрачена.
Поэтому ограничение воспринимается здесь как нечто внешнее. Символически
это выражено уже в самой позиции, которая является самой внешней позицией
гексаграммы. Поэтому ограничение, которое возникает здесь, может быть
пережито как нечто горестное и гнетущее. Стойкое пребывание в таком
состоянии может вызвать лишь несчастье. Здесь следовало бы принять во
внимание переходный характер данной позиции, перейти к следующей ситуации
степени процесса ограничения и стремиться к работе над самим собой в
пределах тех рамок, которые поставлены уже в предыдущем. Если это принято
во внимание, то раскаяние в предыдущих ошибках может отпасть. Потому в
тексте здесь следует видеть два афоризма: один, характеризующий
объективность данной ситуации, и второй — отсутствие раскаяния как
результата правильно понятой и исправленной ситуации. Так, в тексте здесь
написано:
Наверху слабая черта. Горькое ограничение. Стойкость — к несчастью.
Раскаяние исчезнет.
Во внешнем — Погружение и опасность, во внутреннем Разрешение и
радостность. Можно предположить, что разрешение в условиях углубления в
мелочи, благоприятно лишь при ограничении этого погружения во внешнюю
суету.
Интерпретация Хейслип
Пришло время активных действий. Но помните: все усилия могут
пойти прахом, если вы не будете достаточно предусмотрительны. Вам
в скором времени будет сделано некое предложение; не спешите принять
его. Очень может быть, что оно совсем не так привлекательно,
как это кажется на первый взгляд. То же самое относится и к вашим
любовным и дружеским связям. Реальные и разумные желания ваши исполнятся.
Это время не подходяще для дальних путешествий и поездок.
И не забывайте пословицу — не рой другому яму, сам в нее попадешь.
  19. Линь. ПосещениеКанонический текcт
Изначальное свершение: благоприятна стойкость. Когда настанет восьмая
луна, будет несчастье.
- Всеобщее посещение. — Стойкость — к счастью.
- Всеобщее посещение. — Счастье, ничего неблагоприятного.
- Услаждающее посещение. — Ничего благоприятного! Но когда обеспокоишься
этим, то хулы не будет.
- Достигающее посещение. — Хулы не будет.
- Познанное посещение. Подобающее великому государю. — Счастье.
- Искреннее посещение. — Счастье. Хулы не будет.
В результате процесса, описанного в предыдущей гексаграмме, устраняются
элементы дисгармонии, т.е. того, что, как нечто унаследованное от предков,
чуждо данному времени и, не находя в нем применения, обречено на
разложение. Но когда эти пережитки устранены, то возможно взаимное
сближение оставшихся элементов, которому уже ничто не мешает. — Так и в
познании, когда удается освободиться от пережиточных предвзятых мнений, то
возможно сближение с объектом, т.е. его познанием. Это называется
«посещением». Однако сближаться следует небезразлично с чем угодно. Ибо
ситуация, прямо противоположная данной, — бегство, — такова, что сближение
с ней принципиально обречено на неудачу. Гексаграмма, выражающая это
бегство, приурочена к восьмой луне китайского календаря. Потому «восьмая
луна» метафорически обозначает «бегство». Вот почему в пору Посещения,
если даже развиваются изначальные импульсы, которым благоприятствует здесь
стойкое свойство данной ситуации, все равно человека приводит к несчастью,
когда он приближается к восьмой луне, или, словами текста:
Посещение. Изначальное развитие: благоприятна стойкость. При достижении
восьмой луны будет несчастье.
1
Как для исправления порчи необходима твердая решительность, так для
сближающего посещения нужна мягкость и человечность. Как для искоренения
одичалого варварства нужно вмешательство силы, так для дальнейшего
культурного развития необходима любовь и сострадание к тому, кого надо
развивать. — Так же и в познании: как для устранения ошибочных и
предвзятых мнений нужна сила знания, приобретенного в прежнем опыте, так
для того, чтобы проникнуть в идею, «посетить» ее, еще не известную,
необходима созерцательная сила нового акта познания. Но так как на данной
позиции напряженность, охарактеризованная сильной чертой, все больше и
больше возрастает, то возможно посещение всего без различия. Но это —
переразвитие. Потому текст напоминает о стойком соблюдении рамок и мер,
говоря:
В начале сильная черта. Всеобщее посещение. Стойкость — к счастью.
2
На данной позиции условия в основном остаются такими же; только правильное
прохождение предыдущей ступени гарантирует уравновешенность сил,
характерную для серединной, второй позиции. В этом положении сама ситуация
обеспечивает продвижение вперед, для которого излишне предостережение,
указанное на предыдущей ступени. Поэтому в тексте мы находим только:
Сильная черта на втором месте. Всеобщее посещение. Счастье. Ничего
неблагоприятного.
3
Опять наступает момент активного действия, но в нем действующими
оказываются податливые способности, характерные для данной ситуации вообще
и выраженные тем, что нечетная позиция занята слабой чертой. Так, если
здесь и возможна активность, то она все же не выходит за пределы личных
переживаний. Ими можно наслаждаться, но ничто не благоприятствует им
вовне, где они и не проявляются. Однако это положение кризиса
небезвыходно, ибо при достаточной заботливости можно избежать порицания за
свои действия. В тексте здесь сказано:
Слабая черта на третьем месте. Сладостное посещение. Ничего
благоприятного. Но если уж озаботишься об этом, хулы не будет.
4
Как мы уже не раз видели, смысл четвертой позиции — это самоотдача. Но не
всегда она совершается беспрепятственно. Здесь же для нее условия особенно
благоприятствуют, ибо по содержанию Посещения ее смысл — приход к иному,
который тем более возможен, потому что для данной позиции в этой
гексаграмме существует правильное соответствие с первой чертой. Здесь
достигается то, что намечалось на первой позиции. Там действовало еще
знание, сложившееся в прошлом опыте, здесь же достигается знание,
приобретаемое вновь. Поэтому в тексте мы находим:
Слабая черта на четвертом месте. Достигающее посещение. Хулы не будет.
5
Как и на предыдущей ступени, здесь действует благотворно соответствие со
второй чертой. Оно дает гармоническое познание, ибо для второй позиции
здесь характерно действие нового акта познания в пределах накопленного
опыта, здесь же обратно: действие накопленного опыта в новом акте
познания. Такое знание господствует над познаваемым, вполне овладевает
материалом познания. Об этом синтезирующем познании в тексте читаем:
Слабая черта на пятом месте. Познанное посещение. Подобающее великому
государю. Счастье.
6
После того, как при наличии подлинного знания совершено посещение, то в
последнем уже ничего нового не предстоит узнать. Уже известно, что все
известно, а, следовательно, невозможно и не нужно скрывать что-либо, т.е.
возможна и необходима полная искренность в посещении. Собственно активный
процесс в посещении уже завершился и может лишь углубляться, но
углубляться настолько, что в новом акте познания достигается такая полнота
его, что непосредственно в нем содержится и весь прежде накопленный опыт и
знание. Им может удовлетвориться человек, ибо процесс посещения здесь
заканчивается, и вне познаваемого ничего не остается. Но это не обозначает
еще остановки, за которую может грозить хула. Поэтому и в тексте
говорится:
Наверху слабая черта. Искреннее посещение. Счастье. Хулы не будет.
Во внешнем — Исполнение и самоотдача, во внутреннем — Разрешение и
радостность. Во внешнем отсутствует неопределенность, поэтому Инь в
третьей позиции является результатом внутреннего творческого процесса,
так как первые две черты — сплошные (Ян). Это свидетельствует о решении
внутренней проблемы — о посещении мысли или прозрения.
Интерпретация Хейслип
Вас ожидает успех во всем, за что бы вы ни взялись сейчас.
И в дальнейшем обстоятельства будут тем благоприятнее для вас, чем
большего успеха вы добьетесь. Предстоит время, когда возможны успехи
в самых разных делах. Будьте решительны в достижении цели, но не забывайте
и о друзьях: не вызовите зависти или обиды, будьте осторожны
и осмотрительны. Очевидно, вы будете вынуждены изменить свое отношение
к одному из близких вам людей, кого вы очень хорошо знаете.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого