
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  60. Цзе. ОграничениеКанонический текcт
Свершение. Горе ограничено. (Оно) не может быть стойким.
- Не выйдешь из внутреннего двора. — Хулы не будет.
- Не выйдешь из внешнего двора. — Несчастье.
- (Если) не (будешь) ограничиваться, то (будет, о чем) вздыхать. —
Хулы не будет.
- Успокоишься в ограничении. — Свершение.
- Сладкое ограничение. — Счастье.(Если) отправишься, будет награда.
- Горькое ограничение. — Стойкость — к несчастью. Раскаяние исчезнет.
Во время процесса раздробления и индивидуализации недостатком его может
явиться его безостановочность. Он должен быть взят в известные рамки. Если
в предыдущем был дан образ ряби на воде, причем никак не было указано, что
эта вода ограничена, то могла появиться мысль: вода эта разольется, иными
словами, данный процесс индивидуализации может идти все дальше и дальше, и
внутренние противоречия его уже сами могут привести к истощению. Поэтому
на смену ему говорится о процессе ограничения. Образно это выражено в
гексаграмме тем, что триграмма «вода» помещена над триграммой «водоем».
Так, вода введена в русло, введена в берега. Таким образом, дано
ограничение. Это ограничение служит развитию, потому что развитие
предполагает создание новых ценностей, и если бы не было ограничения, то
индивидуализация, не имеющая остановки, не вела бы к созданию новых
ценностей, ибо ничто не могло бы в этом процессе устоять, все подвергалось
бы распаду все дальше и дальше. Таким образом, то горе, которое могло бы
возникнуть в результате безостановочного раздробления, тоже подвержено
ограничению, ибо, как и все остальное, оно не может навеки оставаться
неизменным. Поэтому в тексте здесь говорится:
Ограничение. Свершение. Горе ограничено. Оно не может быть стойким.
1
На первой позиции ограничение проявляется в образе максимальной
замкнутости. Поскольку первая позиция представляет собою пребывание в
самых глубинах индивидуальности, здесь человек никуда не выходит из самого
себя, он ограничен в самом себе. Осознав себя как индивидуальность, он
остается только наедине с самим собою. Из контекста предыдущих гексаграмм
следовало, что такое пребывание в себе самом может привести к
неблагоприятным последствиям. Однако поскольку здесь рассматривается как
необходимый именно процесс ограничения, постольку «Книга Перемен» говорит
о благоприятном исходе, ибо такой процесс здесь необходим. Так, в тексте
мы читаем:
В начале сильная черта. Не выйдешь из внутреннего двора. Хулы не будет.
2
Если такое пребывание в себе, которое указано выше, и бывает необходимым,
то только до известного срока, ибо сохранение предыдущего состояния во
время последующего этапа приводит лишь к несчастью. Если бы человек даже
распространил свою деятельность несколько дальше, чем было возможно и
нужно в предыдущей позиции, но не достиг бы того широкого охвата своего
окружения, который требуется в таком периоде времени, то это привело бы
лишь к несчастью. В тексте здесь сказано:
Сильная черта на втором месте. Не выйдешь из внешнего двора. Несчастье.
3
На третьей позиции выход вовне становится уже необходимым, поэтому о
наличии его текст здесь даже и не упоминает, ибо такой выход вовне
наступит сам собой, если человек достиг в развитии своей жизненной
ситуации до этой третьей позиции. Однако при выходе вовне человек должен
сам в себе найти сдерживающие стимулы, должен сам себя уметь ограничивать.
Если это принято им во внимание, то он может выйти с достоинством из
создавшегося положения. В тексте это сказано так:
Слабая черта на третьем месте. Если не будешь ограничивать себя, то будет
о чем вздыхать. Хулы не будет.
4
Все, что должно быть сделано во внутренней жизни, здесь является
достигнутым. Человек может приобрести известную уверенность в своих
действиях. Если он находит в себе самом умение ставить себе цель и ставить
пределы своей деятельности, то человек может достичь того спокойствия,
которое возникает благодаря умению ограничить себя, и того развития в
дальнейшем, которое наступает в результате самостоятельного ведения своих
поступков. Поэтому в тексте здесь говорится:
Слабая черта на четвертом месте. Успокоишься в ограничении. Свершение.
5
Характерная черта пятой позиции — это уравновешенность, одинаковая
удаленность от обеих крайностей. Такая гармония, которая проявляется и вне
и внутри, приводит к тому, что человек может находить наслаждение в своем
ограничении. Но человек, действующий на этой позиции, если он исходит из
ее сути, может совершить лишь великие дела, — такие, которые вызывают
похвалу со стороны окружающих людей. Вот почему в тексте здесь сказано:
Сильная черта на пятом месте. Сладкое ограничение. Счастье. Если
выступишь, то будет похвала.
6
Уравновешенность, свойственная предыдущей позиции, здесь уже утрачена.
Поэтому ограничение воспринимается здесь как нечто внешнее. Символически
это выражено уже в самой позиции, которая является самой внешней позицией
гексаграммы. Поэтому ограничение, которое возникает здесь, может быть
пережито как нечто горестное и гнетущее. Стойкое пребывание в таком
состоянии может вызвать лишь несчастье. Здесь следовало бы принять во
внимание переходный характер данной позиции, перейти к следующей ситуации
степени процесса ограничения и стремиться к работе над самим собой в
пределах тех рамок, которые поставлены уже в предыдущем. Если это принято
во внимание, то раскаяние в предыдущих ошибках может отпасть. Потому в
тексте здесь следует видеть два афоризма: один, характеризующий
объективность данной ситуации, и второй — отсутствие раскаяния как
результата правильно понятой и исправленной ситуации. Так, в тексте здесь
написано:
Наверху слабая черта. Горькое ограничение. Стойкость — к несчастью.
Раскаяние исчезнет.
Во внешнем — Погружение и опасность, во внутреннем Разрешение и
радостность. Можно предположить, что разрешение в условиях углубления в
мелочи, благоприятно лишь при ограничении этого погружения во внешнюю
суету.
Интерпретация Хейслип
Пришло время активных действий. Но помните: все усилия могут
пойти прахом, если вы не будете достаточно предусмотрительны. Вам
в скором времени будет сделано некое предложение; не спешите принять
его. Очень может быть, что оно совсем не так привлекательно,
как это кажется на первый взгляд. То же самое относится и к вашим
любовным и дружеским связям. Реальные и разумные желания ваши исполнятся.
Это время не подходяще для дальних путешествий и поездок.
И не забывайте пословицу — не рой другому яму, сам в нее попадешь.
  28. Да-го. Переразвитие великогоКанонический текcт
Стропила прогибаются. Благоприятно иметь, куда выступить. Свершение.
- Для подстилки пользуйся белым камышом. — Хулы не будет.
- На иссохшем тополе вырастают почки. Старый человек получает эту девушку
в жены. — Ничего неблагоприятного.
- Стропила прогибаются. — Несчастье.
- Стропила великолепны. — Счастье. (А если) что-нибудь другое, (то
будет) сожаление.
- На иссохшем тополе вырастают цветы. Старая женщина получит этого
служилого мужа. — Хулы не будет, хвалы не будет.
- При переходе вброд (зайдешь так глубоко, что) исчезнет темя. — Несчастье.
Хулы не будет.
Для того, чтобы понять данную гексаграмму, небесполезно обратить внимание
на ее внешний вид. Нижняя и верхняя черты в ней слабые, все остальные —
сильные. Она точно указывает на какой-то предмет, у которого сила
сосредоточена на всем протяжении, кроме концов, которые лишены этой силы.
Это, согласно комментаторской литературы, образ балки стропил, прогнившей
на обоих концах. Предыдущее положение могло быть охарактеризовано
известным застоем, ибо все черты там тяготели вспять к первой. Всякий
застой приводит к тому, что даже в самой мирной обстановке рождаются
зачатки будущей смуты. Будет ли это взято в чисто внешнем образе, или
будет перенесено на деятельность завоевателей, — везде мы будем видеть
одно и то же: порок, зарождающийся от бездеятельности, от застоя. Этот
застой отображен в образе концов балки. Поэтому в тексте здесь не раз
встречается образ стропил. По существу, данная ситуация является
неблагоприятной, и поэтому единственное, что может рекомендовать «Книга
Перемен» — это как можно скорее выйти из нее. В этом смысл того, что здесь
благоприятно иметь куда выступить. Текст говорит:
Переразвитие великого. Стропила прогибаются. Благоприятно иметь куда
выступить. Свершение.
1
Комментаторы обыкновенно рассматривали гексаграммы и со стороны их
пространственного расположения. Поэтому во многих случаях нижняя черта
символизирует что-нибудь находящееся внизу. Так, например, подстилка ложа
может быть символизирована нижней чертой, фундамент тоже может быть
отнесен к нижней черте. Здесь нижняя черта — слабая. Поэтому в переводе на
язык образов «Книга Перемен» говорит о мягком белом камыше, который
берется для подстилки. Само собой понятно, что слабая черта — мягкий белый
камыш — не может быть прочным и основательным фундаментом. Если человек
пребывает в данной ситуации и занимает именно эту позицию, то его может
охватить испуг, что вся его деятельность построена на недостаточно твердом
основании. Но все здесь сводится к тому, чтобы выступить из данной
ситуации, выйти из нее. Поэтому здесь излишне строить благополучие, не
основанное на крепком фундаменте. Вот почему здесь текст «Книги Перемен»
стремится успокоить тревогу:
В начале слабая черта. Для подстилки пользуйся белым камышом. Хулы не
будет.
2
Вся гексаграмма, выражающая переразвитие великого, напоминает характерные
качества верхней черты. Это образ старости, которая достигла всего и
которая ждет только покоя. Здесь в образ «Книги Перемен» отражено
сочетание такой старости с чем-то, несущим новые импульсы. Именно эти
новые импульсы, которые выражены в почках на старом тополе, могут привести
к выходу из данной, в общем, неблагополучной ситуации. Поэтому «Книга
Перемен» говорит в достаточно ясных образах:
Сильная черта на втором месте. На иссохшем тополе вырастают почки. Старый
человек получает эту девушку в жены. Ничего неблагополучного.
3
Выход из данной ситуации наступить должен, но он должен наступить во
благовремении. Третья черта характеризует здесь кризис выхода во внешнее,
который несколько преждевременен. С другой стороны, образ, данный в «Книге
Перемен», может быть понят и так, что выход из данной для человека
является ломкой, ломкой старого. Для ситуации это — несчастье, гибель. Но
это не значит, что данная ситуация является гибелью и для человека,
проходящего ее. В «Книге Перемен» выражена лишь часть этих мыслей,
сохраненных комментаторской литературой. Текст говорит только:
Сильная черта на третьем месте. Стропила прогибаются — несчастье.
4
Четвертая позиция, целиком тяготеющая к пятой, которая представляет
максимальное развитие данных качеств гексаграммы, вся озарена силами
пятой. Поэтому и текст здесь говорит о «великолепии». Однако нельзя
думать, что это великолепии может быть понято как нечто положительное, ибо
именно оно может приковать внимание человека настолько, что он
остановится, тогда как самое основное требование «Книги Перемен»,
обращенное к человеку, находящемуся в данной ситуации, это — выход из нее,
т.е. выход из застоя. Если человек отдастся чему-нибудь иному, кроме
выхода из ситуации переразвития великого, то он остановится на месте, не
выйдет из нее, и ему самому придется пожалеть об упущенном времени. Исходя
из этих несколько противоречивых мыслей, текст говорит:
Сильная черта на четвертом месте. Стропила великолепны. Счастье. А если
что-нибудь другое, то будет сожаление.
5
Тот процесс, который был намечен во второй позиции, поскольку она стоит в
соответствии с пятой, здесь показывается в его завершении. Если там был
образ почек, то здесь дан образ цветов. Но сама пятая позиция не тяготеет
никуда. Поэтому здесь выступает образ безразличной старухи. Правда, она
находит своего старого мужа служивого, который дряхл и поэтому выражен
слабой шестой чертой, — и они замыкаются в своей личной жизни, не обращая
внимания на окружающих их. Это — удовлетворение, замкнутое в себе. Правда,
удовлетворение это заработано всем, что было сделано на предыдущих
ступенях. За него никто не будет хулить, но и похвалы человек, стоящий в
такой ситуации, не заслуживает, ибо он замыкается в себе. Вот почему в
тексте мы можем прочитать:
Сильная черта на пятом месте. На иссохшем тополе вырастают цветы. Старая
женщина получает этого служивого мужа. Хулы не будет. Хвалы не будет.
6
Всякая чрезмерность приводит к гибели. Гибель может быть понята и как
несчастье. Но поскольку ни одна из ситуаций, выраженных в гексаграммах, не
может длиться вечно, то эта гибель возникает совершенно естественно. Здесь
шестую позицию занимает слабая черта, и это символизирует отсутствие сил,
необходимых на переход, который нужно сделать, т.е. на переход к новой
ситуации. Поэтому здесь особенно подчеркнута гибель. Сама динамика
перехода может захлестнуть переходящего человека. Но, как уже было
указано, это совершенно естественное положение. Поэтому «Книга Перемен»
говорит, что никто не осмелиться хулить человека, погибшего в этом
положении. Иными словами, в тексте мы видим:
Наверху слабая черта. При переходе вброд исчезает темя. Несчастье. Хулы не
будет.
Во внешнем Разрешение и радостность, во внутреннем Утончение и
проникновенность. Утончение — удел зрелости, возбуждение — молодости.
Поэтому говорится: на иссохшем тополе вырастают цветы; старая женщина
получит этого служилого мужа; старый человек получает эту девушку в
жены.
Интерпретация Хейслип
Вы счастливы, ощущаете свое счастье. Но постарайтесь взять
себя в руки; ваш темперамент может повредить как другим, так и вам
самому. Взгляните на себя критически, и не будьте излишне самоуверенны;
ваши суждения в данный момент далеко не самые верные. Не пытайтесь
добиться успеха с помощью силы. Время все изменит, нужно
сдержать себя и поразмыслить о состоянии дел. Ваше желание не может
исполниться быстро. Будьте корректны, и не обижайте своей горячностью
других.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого