Ответы ко многим вопросам

 
 
У вас могут возникнуть вопросы:

И Цзин для Андроид

В результате гадания получилась «гуа» со «старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: Цзе. Ограничение Мын. Недоразвитость

Иероглиф Цзе. ОграничениеГексаграмма 60 Цзе. Ограничение

60. Цзе. Ограничение

Канонический текcт

Свершение. Горе ограничено. (Оно) не может быть стойким.

  1. Не выйдешь из внутреннего двора. — Хулы не будет.
  2. Не выйдешь из внешнего двора. — Несчастье.
  3. (Если) не (будешь) ограничиваться, то (будет, о чем) вздыхать. — Хулы не будет.
  4. Успокоишься в ограничении. — Свершение.
  5. Сладкое ограничение. — Счастье.(Если) отправишься, будет награда.
  6. Горькое ограничение. — Стойкость — к несчастью. Раскаяние исчезнет.

Комментарий Ю.К. Щуцкого

Во время процесса раздробления и индивидуализации недостатком его может явиться его безостановочность. Он должен быть взят в известные рамки. Если в предыдущем был дан образ ряби на воде, причем никак не было указано, что эта вода ограничена, то могла появиться мысль: вода эта разольется, иными словами, данный процесс индивидуализации может идти все дальше и дальше, и внутренние противоречия его уже сами могут привести к истощению. Поэтому на смену ему говорится о процессе ограничения. Образно это выражено в гексаграмме тем, что триграмма «вода» помещена над триграммой «водоем». Так, вода введена в русло, введена в берега. Таким образом, дано ограничение. Это ограничение служит развитию, потому что развитие предполагает создание новых ценностей, и если бы не было ограничения, то индивидуализация, не имеющая остановки, не вела бы к созданию новых ценностей, ибо ничто не могло бы в этом процессе устоять, все подвергалось бы распаду все дальше и дальше. Таким образом, то горе, которое могло бы возникнуть в результате безостановочного раздробления, тоже подвержено ограничению, ибо, как и все остальное, оно не может навеки оставаться неизменным. Поэтому в тексте здесь говорится: Ограничение. Свершение. Горе ограничено. Оно не может быть стойким.

1

На первой позиции ограничение проявляется в образе максимальной замкнутости. Поскольку первая позиция представляет собою пребывание в самых глубинах индивидуальности, здесь человек никуда не выходит из самого себя, он ограничен в самом себе. Осознав себя как индивидуальность, он остается только наедине с самим собою. Из контекста предыдущих гексаграмм следовало, что такое пребывание в себе самом может привести к неблагоприятным последствиям. Однако поскольку здесь рассматривается как необходимый именно процесс ограничения, постольку «Книга Перемен» говорит о благоприятном исходе, ибо такой процесс здесь необходим. Так, в тексте мы читаем: В начале сильная черта. Не выйдешь из внутреннего двора. Хулы не будет.

2

Если такое пребывание в себе, которое указано выше, и бывает необходимым, то только до известного срока, ибо сохранение предыдущего состояния во время последующего этапа приводит лишь к несчастью. Если бы человек даже распространил свою деятельность несколько дальше, чем было возможно и нужно в предыдущей позиции, но не достиг бы того широкого охвата своего окружения, который требуется в таком периоде времени, то это привело бы лишь к несчастью. В тексте здесь сказано: Сильная черта на втором месте. Не выйдешь из внешнего двора. Несчастье.

3

На третьей позиции выход вовне становится уже необходимым, поэтому о наличии его текст здесь даже и не упоминает, ибо такой выход вовне наступит сам собой, если человек достиг в развитии своей жизненной ситуации до этой третьей позиции. Однако при выходе вовне человек должен сам в себе найти сдерживающие стимулы, должен сам себя уметь ограничивать. Если это принято им во внимание, то он может выйти с достоинством из создавшегося положения. В тексте это сказано так: Слабая черта на третьем месте. Если не будешь ограничивать себя, то будет о чем вздыхать. Хулы не будет.

4

Все, что должно быть сделано во внутренней жизни, здесь является достигнутым. Человек может приобрести известную уверенность в своих действиях. Если он находит в себе самом умение ставить себе цель и ставить пределы своей деятельности, то человек может достичь того спокойствия, которое возникает благодаря умению ограничить себя, и того развития в дальнейшем, которое наступает в результате самостоятельного ведения своих поступков. Поэтому в тексте здесь говорится: Слабая черта на четвертом месте. Успокоишься в ограничении. Свершение.

5

Характерная черта пятой позиции — это уравновешенность, одинаковая удаленность от обеих крайностей. Такая гармония, которая проявляется и вне и внутри, приводит к тому, что человек может находить наслаждение в своем ограничении. Но человек, действующий на этой позиции, если он исходит из ее сути, может совершить лишь великие дела, — такие, которые вызывают похвалу со стороны окружающих людей. Вот почему в тексте здесь сказано: Сильная черта на пятом месте. Сладкое ограничение. Счастье. Если выступишь, то будет похвала.

6

Уравновешенность, свойственная предыдущей позиции, здесь уже утрачена. Поэтому ограничение воспринимается здесь как нечто внешнее. Символически это выражено уже в самой позиции, которая является самой внешней позицией гексаграммы. Поэтому ограничение, которое возникает здесь, может быть пережито как нечто горестное и гнетущее. Стойкое пребывание в таком состоянии может вызвать лишь несчастье. Здесь следовало бы принять во внимание переходный характер данной позиции, перейти к следующей ситуации степени процесса ограничения и стремиться к работе над самим собой в пределах тех рамок, которые поставлены уже в предыдущем. Если это принято во внимание, то раскаяние в предыдущих ошибках может отпасть. Потому в тексте здесь следует видеть два афоризма: один, характеризующий объективность данной ситуации, и второй — отсутствие раскаяния как результата правильно понятой и исправленной ситуации. Так, в тексте здесь написано: Наверху слабая черта. Горькое ограничение. Стойкость — к несчастью. Раскаяние исчезнет.

Комментарий А.В. Швеца

Во внешнем — Погружение и опасность, во внутреннем Разрешение и радостность. Можно предположить, что разрешение в условиях углубления в мелочи, благоприятно лишь при ограничении этого погружения во внешнюю суету.

Интерпретация Хейслип

Пришло время активных действий. Но помните: все усилия могут пойти прахом, если вы не будете достаточно предусмотрительны. Вам в скором времени будет сделано некое предложение; не спешите принять его. Очень может быть, что оно совсем не так привлекательно, как это кажется на первый взгляд. То же самое относится и к вашим любовным и дружеским связям. Реальные и разумные желания ваши исполнятся. Это время не подходяще для дальних путешествий и поездок. И не забывайте пословицу — не рой другому яму, сам в нее попадешь.




Иероглиф Мын. НедоразвитостьГексаграмма 4 Мын. Недоразвитость

4. Мын. Недоразвитость

Канонический текcт

Свершение. Не я ищу юношей; юноши ищут меня. По первому гаданию — возвещу; повторное и третье — смутит. Раз смутит — не возвещу. Благоприятна стойкость.

  1. Развитие недоразвитого. — Благоприятно для применения казней над людьми, для освобождения колодок на руках и ногах, ибо продолжение (их несвободы) приведет к сожалению.
  2. Приятие недоразвитых — к счастью; взятие жены — к счастью. Сын управляет всем домом.
  3. Незачем брать жену. (Она) увидит богача и не соблюдет себя. — Ничего благоприятного.
  4. Стеснение от недоразвитости. — Сожаление.
  5. Недоразвитость юноши. — Счастье.
  6. Удар по недоразвитости. — Не благоприятствует (тому, чтобы) быть разбойником; благоприятствует (тому, чтобы) справиться с разбойником.

Комментарий Ю.К. Щуцкого

Прежде всего, несколько слов об устройстве данной гексаграммы. Здесь внизу триграмма «вода» — «опасность», а вверху — гора — «остановка». Это опасность, которая приостановлена, это ручей, который вытекает у подножия горы или который, встречая на своем пути гору, не может двигаться прямо дальше. По названию гексаграммы — это недоразвитость, непросвещенность. Однако вместе с тем и преодоление этой недоразвитости — просвещение непросвещенных. Поэтому здесь развертывается процесс, происходящий между учителем и учеником, между знанием, уже собранным прежде, и новым познавательным актом. Если в предыдущей гексаграмме фигура руководящей стороны лишь намечалась, а все внимание было направлено на изображение трудностей начала, то здесь эта фигура выступает с полной отчетливостью. Графически она выражена во второй и в шестой сильных чертах, которые, однако, не являются здесь главными, а лишь способствуют действию главной пятой черты. Последняя, как и остальные три слабые черты всей гексаграммы, символизирует непросвещенных, которых просвещает учитель. Но каждая из них обладает своими специфическими чертами, поэтому на разных ступенях процесс этот охарактеризован различно. Но общим в нем остается то, что это двухсторонний процесс, в котором инициатива просвещения может исходить лишь от непросвещенного, так как этот процесс не приводит к желательному результату, если он построен на насилии. Поэтому здесь благоприятна стойкость как развивающемуся, так и развивающему. И первому — в т0ом, чтобы руководствоваться первым же указанием просвещающего, а не искать дальнейших указаний, не выполнив первые, и второму — эта стойкость нужна в том, чтобы помнить, что инициатива процесса должна быть сосредоточена у просвещаемого. В технике познания — это момент, когда познаваемое, но еще не познанное получает в развитии процесса познания ту ясность, которая дается ему из разума, сложившегося в прежде накопленном опыте. Но это не значит, что акты нового познания целиком зависимы от уже известного, наоборот — новый акт познания должен быть способен к максимально полному прогнозу дальнейшего. Но лишь объясняется, в буквальном значении этого слова, ясностью уже известного. При этом познающий сохраняет всю острую ревностность, пытливость и заинтересованность в данном процессе. (Не напрасно здесь в комментаторской литературе есть указание на следующее место из «Луньюй»: «Кто не горит душой (о познании), тому не раскрою ничего; кто не скорбит (о своей неумелости), того не разовью. И ничего не отвечу тому, кто не скажет ни слова о трех углах квадрата, когда ему объяснен один угол». Интересно еще отметить и то, что в древнем Китае гадание оракула почиталось средством к разрешения сомнений. Поэтому, как пишет Ван Би, повторное и третье гадание, давая иные результаты, уже не разрешает сомнений, а, давая альтернативное решение вопроса, лишь вносит неясность и расплывчатость. ) В тексте это выражено так: Недоразвитость. Недоразвитому — развитие. Не я стремлюсь к юношески недоразвитым, а юношески недоразвитые стремятся ко мне. По первому гаданию — возвещу. Повторное же и третье гадания — излишество. А раз излишество — то не возвещу. Благоприятна стойкость.

1

Первый момент здесь характеризует самое начало отношений ученика и учителя. Пусть ученик еще и недоразвит, но здесь предстоит ему раскрытие заложенных в нем способностей. Его близость к учителю и активность его положения порукой тому. Но в это время учитель еще не может дать ему таких наставлений, которым бы он следовал совершенно свободно. Это скорее система запретов и наказаний. Однако известная свобода ученику здесь должна быть предоставлена, с него должны быть сняты кандалы (его омраченность), которые тяготели над ним до сих пор. Однако если бы ученик, освободившись от них, самостоятельно начал действовать, то ему пришлось бы много о чем пожалеть, ибо по неопытности он мог бы многое испортить. Вот так текст выражает это: В начале слабая черта. Раскрытие недоразвитых. Здесь благоприятно, чтобы были применены к людям наказания, чтобы они были освобождены от кандалов, но самостоятельное выступление к действию приведет к сожалению.

2

Основное достоинство учителя состоит в том, что он в состоянии принять к себе недоразвитого ученика и в согласии со всей закономерностью мира развить его. Ученик, предоставленный самому себе, многого будет лишен; но и учитель будет многого лишен, если он не примет на себя руководство учеником. Как в дом вводится жена, новый член семьи, так и учитель находит в ученике нечто новое. И лишь с той поры как сын вводит в семью свою жену, он может начать устройство своего дома. Учитель- это лишь носитель прежде накопленного разума. И этот разум относится к познаниям, приобретаемым вновь, как учитель к ученику, как в семье сын к его жене, вновь вводимой в дом. Лишь в таком сочетании накопленного разума и новых познаний достигается устройство собственного знания и возможность сообщать его другим. Вот в какие образы облекаются эти мысли в тексте: Сильная черта на втором месте. Прими к себе недоразвитого. Счастье. Ввести (в дом) жену — к счастью. (Лишь после этого) сын будет в состоянии устроить (собственную) семью.

3

Момент кризиса в данном процессе характеризуется тем, что эта третья черта — является верхней в триграмме «опасность». Поэтому то, что хорошо в предыдущий момент, пагубно здесь. Введение жены в дом здесь не может увенчаться успехом, так как она, встретясь с богачом, который символизирован полной сил второй чертой, не сможет соблюсти себя в рамках своего долга. Таким образом, все хлопоты здесь оказываются бесполезными. В этом состоянии, конечно, невозможно и углубленное новое познание, а возможна лишь спекулятивная игра мыслей. Но последняя никогда не приводит к положительному знанию. Поэтому текст здесь предостерегает так: Слабая черта на третьем месте. Не надо брать женщину (в жены): она увидит богача и не будет владеть собою. Ничего благоприятного.

4

Кризис уже миновал. Но данная позиция настолько удалена от позиции учителя, она так лишена поддержки в резонирующий ей сферах, что ничего и никто здесь не в состоянии преодолеть недоразвитость, характеризуемую всей данной гексаграммой. Здесь бессильны и приказания, и благосклонность учителя, и его предостережения. Приходится лишь констатировать самый факт, что недоразвитый человек здесь находится в чрезвычайно затруднительном положении. Он окосневает в своей недоразвитости. Если на предыдущей позиции познание затрудняется поверхностной деятельностью рассудка, то здесь мешает его косная недоразвитость. Естественно, что никакая деятельность здесь не дает положительного результата, и единственный плод такой деятельности — сожаление о ней. Текст здесь лаконичен: Слабая черта на четвертом месте. Бедственная недоразвитость. Сожаление.

5

Пятая позиция присуща великому человеку, но здесь данную позицию занимает человек с детски податливой душой, выраженной в символике «Книги Перемен» слабой чертой. Близость к суровому учителю, занимающему верхнюю позицию, и правильный полный резонанс в благотворно действующей второй позиции делает это положение вполне счастливым. Здесь указывается на совершенно закономерную недоразвитость юноши и, чтоб предостеречь от стремления самостоятельно развиваться, которое не приведет к благим последствиям, здесь преднамеренно указывается на счастливый характер данного положения. Надо довериться здесь учителю, а в познании — довериться уже сложившимся и выработанным системе и методу познания. Текст выражает это опять-таки с предельной лаконичностью: Слабая черта на пятом месте. Юношеская недоразвитость. Счастье.

6

Наступает конец недоразвитости. И здесь указывается сила учителя, достигшего гармонии между знанием и новым актом познания. Этой силой он в состоянии разбить недоразвитость. Но если бы он просто навязал ученику свои знания, то он поступил бы по отношению к ученику, как захватчик, как «разбойник», вторгаясь в его самостоятельность познания. Это была бы все же замена возможности нового познания уже прежде накопленным опытом. А здесь все дело в том, чтобы «давать снадобье в соответствии с болезнью», чтобы разбить недоразвитость, которая, как «разбойник», захватила ученика. Поэтому и текст гласит: Наверху сильная черта. Ударь по недоразвитости! Неблагоприятно быть разбойником, Благоприятно совладать с разбойником.

Комментарий А.В. Швеца

Пребывание во внешнем и опасность во внутреннем. Пребывание — то чье появление и протекание закономерно, и что может закончится только в следствии какой-то случайности. И если вы при этом чувствуете опасность, то это может служить признаком какой-либо недоразвитости. Ничтожному человеку следует добиваться большей определенности и ясности. Так, например, не стоит оставлять заключенных с их неопределенным статусом, уж лучше их либо казнить, либо освободить.

Однако недоразвитость может быть и плодотворной, если она лишь предваряет дальнейший рост — это недоразвитость юноши. Для этого необходимо обладать развитым сознанием. Но юноша не всегда становится знающим человеком. А вот для совершенномудрого недоразвитость может быть только временной, можно сказать, что он наносит по ней удар своим дальнейшим развитием.

Интерпретация Хейслип

В настоящее время все вокруг вас словно покрыто пеленой; но пелена эта скоро спадет, и мир вновь приобретет для вас ясность. Сейчас ваши нервы сильно расшатаны, поэтому постарайтесь не принимать скоропалительных решений. Скоро все изменится. Если хотите добиться успеха — не пренебрегайте советами друзей, начальства, вдумайтесь в них. Уделите побольше времени общению с детьми. Не унывайте.

Уже возникают новые планы, новые перспективы, но для новой любви время еще не пришло. Соберитесь; и сконцентрируйте волю на исполнении одного-единственного желания.