Ответы ко многим вопросам

 
 
У вас могут возникнуть вопросы:

В результате гадания получилась «гуа» со «старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: Цзе. Ограничение Сунь. Убыль

Иероглиф Цзе. ОграничениеГексаграмма 60 Цзе. Ограничение

60. Цзе. Ограничение

Канонический текcт

Свершение. Горе ограничено. (Оно) не может быть стойким.

  1. Не выйдешь из внутреннего двора. — Хулы не будет.
  2. Не выйдешь из внешнего двора. — Несчастье.
  3. (Если) не (будешь) ограничиваться, то (будет, о чем) вздыхать. — Хулы не будет.
  4. Успокоишься в ограничении. — Свершение.
  5. Сладкое ограничение. — Счастье.(Если) отправишься, будет награда.
  6. Горькое ограничение. — Стойкость — к несчастью. Раскаяние исчезнет.

Комментарий Ю.К. Щуцкого

Во время процесса раздробления и индивидуализации недостатком его может явиться его безостановочность. Он должен быть взят в известные рамки. Если в предыдущем был дан образ ряби на воде, причем никак не было указано, что эта вода ограничена, то могла появиться мысль: вода эта разольется, иными словами, данный процесс индивидуализации может идти все дальше и дальше, и внутренние противоречия его уже сами могут привести к истощению. Поэтому на смену ему говорится о процессе ограничения. Образно это выражено в гексаграмме тем, что триграмма «вода» помещена над триграммой «водоем». Так, вода введена в русло, введена в берега. Таким образом, дано ограничение. Это ограничение служит развитию, потому что развитие предполагает создание новых ценностей, и если бы не было ограничения, то индивидуализация, не имеющая остановки, не вела бы к созданию новых ценностей, ибо ничто не могло бы в этом процессе устоять, все подвергалось бы распаду все дальше и дальше. Таким образом, то горе, которое могло бы возникнуть в результате безостановочного раздробления, тоже подвержено ограничению, ибо, как и все остальное, оно не может навеки оставаться неизменным. Поэтому в тексте здесь говорится: Ограничение. Свершение. Горе ограничено. Оно не может быть стойким.

1

На первой позиции ограничение проявляется в образе максимальной замкнутости. Поскольку первая позиция представляет собою пребывание в самых глубинах индивидуальности, здесь человек никуда не выходит из самого себя, он ограничен в самом себе. Осознав себя как индивидуальность, он остается только наедине с самим собою. Из контекста предыдущих гексаграмм следовало, что такое пребывание в себе самом может привести к неблагоприятным последствиям. Однако поскольку здесь рассматривается как необходимый именно процесс ограничения, постольку «Книга Перемен» говорит о благоприятном исходе, ибо такой процесс здесь необходим. Так, в тексте мы читаем: В начале сильная черта. Не выйдешь из внутреннего двора. Хулы не будет.

2

Если такое пребывание в себе, которое указано выше, и бывает необходимым, то только до известного срока, ибо сохранение предыдущего состояния во время последующего этапа приводит лишь к несчастью. Если бы человек даже распространил свою деятельность несколько дальше, чем было возможно и нужно в предыдущей позиции, но не достиг бы того широкого охвата своего окружения, который требуется в таком периоде времени, то это привело бы лишь к несчастью. В тексте здесь сказано: Сильная черта на втором месте. Не выйдешь из внешнего двора. Несчастье.

3

На третьей позиции выход вовне становится уже необходимым, поэтому о наличии его текст здесь даже и не упоминает, ибо такой выход вовне наступит сам собой, если человек достиг в развитии своей жизненной ситуации до этой третьей позиции. Однако при выходе вовне человек должен сам в себе найти сдерживающие стимулы, должен сам себя уметь ограничивать. Если это принято им во внимание, то он может выйти с достоинством из создавшегося положения. В тексте это сказано так: Слабая черта на третьем месте. Если не будешь ограничивать себя, то будет о чем вздыхать. Хулы не будет.

4

Все, что должно быть сделано во внутренней жизни, здесь является достигнутым. Человек может приобрести известную уверенность в своих действиях. Если он находит в себе самом умение ставить себе цель и ставить пределы своей деятельности, то человек может достичь того спокойствия, которое возникает благодаря умению ограничить себя, и того развития в дальнейшем, которое наступает в результате самостоятельного ведения своих поступков. Поэтому в тексте здесь говорится: Слабая черта на четвертом месте. Успокоишься в ограничении. Свершение.

5

Характерная черта пятой позиции — это уравновешенность, одинаковая удаленность от обеих крайностей. Такая гармония, которая проявляется и вне и внутри, приводит к тому, что человек может находить наслаждение в своем ограничении. Но человек, действующий на этой позиции, если он исходит из ее сути, может совершить лишь великие дела, — такие, которые вызывают похвалу со стороны окружающих людей. Вот почему в тексте здесь сказано: Сильная черта на пятом месте. Сладкое ограничение. Счастье. Если выступишь, то будет похвала.

6

Уравновешенность, свойственная предыдущей позиции, здесь уже утрачена. Поэтому ограничение воспринимается здесь как нечто внешнее. Символически это выражено уже в самой позиции, которая является самой внешней позицией гексаграммы. Поэтому ограничение, которое возникает здесь, может быть пережито как нечто горестное и гнетущее. Стойкое пребывание в таком состоянии может вызвать лишь несчастье. Здесь следовало бы принять во внимание переходный характер данной позиции, перейти к следующей ситуации степени процесса ограничения и стремиться к работе над самим собой в пределах тех рамок, которые поставлены уже в предыдущем. Если это принято во внимание, то раскаяние в предыдущих ошибках может отпасть. Потому в тексте здесь следует видеть два афоризма: один, характеризующий объективность данной ситуации, и второй — отсутствие раскаяния как результата правильно понятой и исправленной ситуации. Так, в тексте здесь написано: Наверху слабая черта. Горькое ограничение. Стойкость — к несчастью. Раскаяние исчезнет.

Комментарий А.В. Швеца

Во внешнем — Погружение и опасность, во внутреннем Разрешение и радостность. Можно предположить, что разрешение в условиях углубления в мелочи, благоприятно лишь при ограничении этого погружения во внешнюю суету.

Интерпретация Хейслип

Пришло время активных действий. Но помните: все усилия могут пойти прахом, если вы не будете достаточно предусмотрительны. Вам в скором времени будет сделано некое предложение; не спешите принять его. Очень может быть, что оно совсем не так привлекательно, как это кажется на первый взгляд. То же самое относится и к вашим любовным и дружеским связям. Реальные и разумные желания ваши исполнятся. Это время не подходяще для дальних путешествий и поездок. И не забывайте пословицу — не рой другому яму, сам в нее попадешь.




Иероглиф Сунь. УбыльГексаграмма 41 Сунь. Убыль

41. Сунь. Убыль

Канонический текcт

Обладателю правды — изначальное счастье — хулы не будет. Возможна стойкость. Благоприятно иметь, куда выступить. Что нужно (для жертвоприношения? И) двух (вместо восьми) чаш достаточно для жертвоприношения.

  1. Прекрати (свои) дела и скорее выступай. — Хулы не будет. Разобравшись (в деле), убавь то, (что должно быть убавлено).
  2. Благоприятна стойкость. — Поход — к несчастью. Приумножь то, что не убавляешь.
  3. Если идут трое, то (они) убудут на одного человека; (если) идет один человек, то (он) найдет своего друга.
  4. Убавь свою торопливость. Но даже если и будешь спешить — будет веселье. — Хулы не будет.
  5. Можно и приумножить то, (в чем недостаток). Черепаха — оракул (ценою в) десять связок (монет. От его указаний) невозможно отклониться. — Изначальное счастье.
  6. Приумножь то, что не убавляешь. — Хулы не будет. Стойкость — к счастью. Благоприятно иметь, куда выступить. Обретешь (столько) подданных, (что уже) не будет (самостоятельных) домов.

Комментарий Ю.К. Щуцкого

Разрешение, достигнутое на предыдущей ступени, приводит к некоторой свободе. Но эта свобода, если она не сдержана надлежащими импульсами, может привести лишь к произволу, т.е. к хаосу. Для того, чтобы избежать этого, совершенно необходимо внести известные ограничения. Но лучше всего ограничения могут вноситься в том случае, если человек сам вносит их. В этом отношении он должен провести некоторые убавления достигнутого на предыдущей ступени. Это возможно лишь в том случае, если человек обладает в достаточной мере внутренней правдивостью и остается стойким. Образно в афоризме «Книги Перемен» убавление, имеющееся здесь в виду, выражено в совете во время жертвоприношения сделать его более ограниченным. Дело в том, что в некоторых случаях при жертвоприношении полагалось восемь жертвенных чаш. Здесь «Книга Перемен» советует ограничиться хотя бы двумя. При этом имеется в виду то, что важно не количество принесенных жертв, а важно то настроение, с которым они приносятся, т.е. опять-таки та внутренняя правдивость, которая имеется в виду в начале афоризма. Так, в тексте это выражено следующим образом: Убыль. Обладателю правды — изначальное счастье. Хулы не будет. Возможна стойкость. Благоприятно иметь, куда выступить. Что нужно для жертвоприношения? И двух (вместо восьми) чаш достаточно для жертвоприношения.

1

Всякая личная деятельность, т.е. деятельность, направленная на свою собственную пользу, здесь должна быть особенно строгим образом отведена на задний план, ибо самое правильное ограничение себя — это ограничение своего эгоизма. Альтруистические действия здесь направлены главным образом на пользу того, кто занимает четвертую позицию, ибо это требуется законом соответствия позиции. Но деятельность, направленная на угашение своего эгоизма, должна быть опять-таки не чрезмерной: это должно быть весьма взвешенным и продуманным убавлением тех или иных качеств. Важно только возможно скорее прекратить свой личный произвол и двинуться по намеченному выше пути. Поэтому текст советует: В начале сильная черта. Прекрати свои дела и скорее выступай. Хулы не будет. Разобравшись в деле, убавь то, что должно быть убавлено.

2

Уравновешенность, которая свойственна второй позиции, здесь выступает как ведущая тема. Но здесь же намечается и нечто другое, то, что вся эта ситуация убыли в известном смысле предвосхищает следующую ситуацию — ситуацию прибавления, ибо, поскольку убавились одни качества, нарастают другие. Уравновешенность этой второй позиции приводит к тому, что всякое выступление из нее может привести к неблагоприятному исходу. В этом смысле приходится понимать текст: Сильная черта на втором месте. Благоприятна стойкость. Поход — к несчастью. Прибавь к тому, чего не убавляешь.

3

На третьей позиции в известном смысле прекращается свободный выбор деятельности, ибо она сильно определена действиями, приближающимся извне. Поэтому здесь афоризм в «Книге Перемен» звучит скорее как простая констатация факта, а не совет. Чтобы расшифровать образы, данные в этом афоризме, необходимо принять во внимание следующее. Первые две черты в данной гексаграмме сильнее, третья и пятая — слабые, т.е. на пятой позиции в известном смысле меняются качества предыдущих. Таким образом, среди трех людей, которые имеются в афоризме, один качественно отличный. В этом смысле и говорится, что трое убудут на одного человека. С другой стороны, в силу соответствия между третьей и шестой позициями здесь возможно благотворное влияние шестой. Если принять во внимание вышеизложенное, то будет понятен афоризм: Слабая черта на третьем месте. Если идут трое, то они убудут на одного человека. Если идет один человек, то он найдет своего друга.

4

Та торопливость, о которой говорилось на первой позиции, поскольку первая позиция представляла стремление к четвертой, здесь уже отступает на задний план, она перестает быть, исчезает. И дурного влияния она не оказывает, ибо убавление эгоистического начала в деятельности человека не может привести к дурному исходу, пока это не идет по линии уменьшения достоинств самого человека. В этом смысле можно понять текст: Слабая черта на четвертом месте. Убавь свою торопливость. Но даже если и будешь спешить — будет веселье. Хулы не будет.

5

Прежде всего, для понимания данного текста необходимо принять во внимание то, что первые его афоризмы представляются позднейшим включением в текст, попавшим сюда по ошибке. Подлинное место этого афоризма — во второй позиции следующей гексаграммы, где он существует и где он находит отражение в древнейшей комментаторской литературе. Здесь же, поскольку этот текст утвердился и позднейшими комментаторами был принят, постольку приходится его рассматривать лишь как предвосхищение того, что будет развернуто на следующей позиции. В древнем Китае существовало гадание при помощи черепахи: черепаха, как священное культовое животное, рассматривалось как нечто весьма ценное. Поэтому в данном тексте, где говорится об автоматическом появлении лучших сторон деятельности человека, они символизированы в образе такой черепахи. Но появление этих лучших сторон здесь может быть рассмотрено лишь как результат планомерной деятельности по угашению эгоистических черт характера человека. Таким образом, лишь условно может быть допущен существующий ныне текст пятой позиции, гласящий следующее: Слабая черта на пятом месте. Можно и увеличить то, в чем недостаток, черепахой, оракулом ценной в 10 связок монет. От его указаний невозможно уклониться. Изначальное счастье.

6

Угасание эгоистического начала приводит к тому, что целый ряд разрозненных и самостоятельных людей может воссоединиться вокруг единого центра. Конечно, в известном смысле они теряют свою самостоятельность, но зато они приобретают силу совместного действия. Здесь опять выступает афоризм, бывший уже на второй позиции. Но, кроме него, указана еще и необходимость воссоединения многих, хотя бы ценою частичной утраты их самостоятельности. Таким образом, намечается переход к следующей ситуации, и здесь особенно заметно, что убыль, которая имеется в виду во всей этой гексаграмме, служит лишь переходной ступенью к приумножению, о котором будет толковать следующая гексаграмма. Так, в тексте мы читаем: Наверху сильная черта. Прибавь к тому, чего не убавляешь. Хулы не будет. Стойкость — к счастью. Благоприятно иметь куда выступить. Обретешь столько подданных, что уже не будет самостоятельных домов.

Комментарий А.В. Швеца

Во внешнем — Пребывание и незыблемость, во внутреннем и Разрешение и радостность. Поскольку внешнее незыблемо, то радость и разрешение может быть следствием изменений во внутреннем — убыли или приумножения. Для ничтожного человека благоприятно избавление от нестоящих желаний и мыслей: убавь то, что должно быть убавлено. Тогда как для благородного полезно приумножение истинных качеств: приумножь то, что не убавляешь.

Интерпретация Хейслип

Будьте щедры к людям; ведь то, что вы сегодня отдаете им, завтра судьба вернет вам с процентами. Быть может, вам сейчас кажется, что вы излишне расточительны; не думайте об этом, не опускайтесь до меркантильности, и вы будете щедро вознаграждены. Время благоприятствует обдумыванию планов и интеллектуальной деятельности. Большинство ваших желаний исполнится, причем пожнете вы гораздо больше, чем сеяли.