
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  60. Цзе. ОграничениеКанонический текcт
Свершение. Горе ограничено. (Оно) не может быть стойким.
- Не выйдешь из внутреннего двора. — Хулы не будет.
- Не выйдешь из внешнего двора. — Несчастье.
- (Если) не (будешь) ограничиваться, то (будет, о чем) вздыхать. —
Хулы не будет.
- Успокоишься в ограничении. — Свершение.
- Сладкое ограничение. — Счастье.(Если) отправишься, будет награда.
- Горькое ограничение. — Стойкость — к несчастью. Раскаяние исчезнет.
Во время процесса раздробления и индивидуализации недостатком его может
явиться его безостановочность. Он должен быть взят в известные рамки. Если
в предыдущем был дан образ ряби на воде, причем никак не было указано, что
эта вода ограничена, то могла появиться мысль: вода эта разольется, иными
словами, данный процесс индивидуализации может идти все дальше и дальше, и
внутренние противоречия его уже сами могут привести к истощению. Поэтому
на смену ему говорится о процессе ограничения. Образно это выражено в
гексаграмме тем, что триграмма «вода» помещена над триграммой «водоем».
Так, вода введена в русло, введена в берега. Таким образом, дано
ограничение. Это ограничение служит развитию, потому что развитие
предполагает создание новых ценностей, и если бы не было ограничения, то
индивидуализация, не имеющая остановки, не вела бы к созданию новых
ценностей, ибо ничто не могло бы в этом процессе устоять, все подвергалось
бы распаду все дальше и дальше. Таким образом, то горе, которое могло бы
возникнуть в результате безостановочного раздробления, тоже подвержено
ограничению, ибо, как и все остальное, оно не может навеки оставаться
неизменным. Поэтому в тексте здесь говорится:
Ограничение. Свершение. Горе ограничено. Оно не может быть стойким.
1
На первой позиции ограничение проявляется в образе максимальной
замкнутости. Поскольку первая позиция представляет собою пребывание в
самых глубинах индивидуальности, здесь человек никуда не выходит из самого
себя, он ограничен в самом себе. Осознав себя как индивидуальность, он
остается только наедине с самим собою. Из контекста предыдущих гексаграмм
следовало, что такое пребывание в себе самом может привести к
неблагоприятным последствиям. Однако поскольку здесь рассматривается как
необходимый именно процесс ограничения, постольку «Книга Перемен» говорит
о благоприятном исходе, ибо такой процесс здесь необходим. Так, в тексте
мы читаем:
В начале сильная черта. Не выйдешь из внутреннего двора. Хулы не будет.
2
Если такое пребывание в себе, которое указано выше, и бывает необходимым,
то только до известного срока, ибо сохранение предыдущего состояния во
время последующего этапа приводит лишь к несчастью. Если бы человек даже
распространил свою деятельность несколько дальше, чем было возможно и
нужно в предыдущей позиции, но не достиг бы того широкого охвата своего
окружения, который требуется в таком периоде времени, то это привело бы
лишь к несчастью. В тексте здесь сказано:
Сильная черта на втором месте. Не выйдешь из внешнего двора. Несчастье.
3
На третьей позиции выход вовне становится уже необходимым, поэтому о
наличии его текст здесь даже и не упоминает, ибо такой выход вовне
наступит сам собой, если человек достиг в развитии своей жизненной
ситуации до этой третьей позиции. Однако при выходе вовне человек должен
сам в себе найти сдерживающие стимулы, должен сам себя уметь ограничивать.
Если это принято им во внимание, то он может выйти с достоинством из
создавшегося положения. В тексте это сказано так:
Слабая черта на третьем месте. Если не будешь ограничивать себя, то будет
о чем вздыхать. Хулы не будет.
4
Все, что должно быть сделано во внутренней жизни, здесь является
достигнутым. Человек может приобрести известную уверенность в своих
действиях. Если он находит в себе самом умение ставить себе цель и ставить
пределы своей деятельности, то человек может достичь того спокойствия,
которое возникает благодаря умению ограничить себя, и того развития в
дальнейшем, которое наступает в результате самостоятельного ведения своих
поступков. Поэтому в тексте здесь говорится:
Слабая черта на четвертом месте. Успокоишься в ограничении. Свершение.
5
Характерная черта пятой позиции — это уравновешенность, одинаковая
удаленность от обеих крайностей. Такая гармония, которая проявляется и вне
и внутри, приводит к тому, что человек может находить наслаждение в своем
ограничении. Но человек, действующий на этой позиции, если он исходит из
ее сути, может совершить лишь великие дела, — такие, которые вызывают
похвалу со стороны окружающих людей. Вот почему в тексте здесь сказано:
Сильная черта на пятом месте. Сладкое ограничение. Счастье. Если
выступишь, то будет похвала.
6
Уравновешенность, свойственная предыдущей позиции, здесь уже утрачена.
Поэтому ограничение воспринимается здесь как нечто внешнее. Символически
это выражено уже в самой позиции, которая является самой внешней позицией
гексаграммы. Поэтому ограничение, которое возникает здесь, может быть
пережито как нечто горестное и гнетущее. Стойкое пребывание в таком
состоянии может вызвать лишь несчастье. Здесь следовало бы принять во
внимание переходный характер данной позиции, перейти к следующей ситуации
степени процесса ограничения и стремиться к работе над самим собой в
пределах тех рамок, которые поставлены уже в предыдущем. Если это принято
во внимание, то раскаяние в предыдущих ошибках может отпасть. Потому в
тексте здесь следует видеть два афоризма: один, характеризующий
объективность данной ситуации, и второй — отсутствие раскаяния как
результата правильно понятой и исправленной ситуации. Так, в тексте здесь
написано:
Наверху слабая черта. Горькое ограничение. Стойкость — к несчастью.
Раскаяние исчезнет.
Во внешнем — Погружение и опасность, во внутреннем Разрешение и
радостность. Можно предположить, что разрешение в условиях углубления в
мелочи, благоприятно лишь при ограничении этого погружения во внешнюю
суету.
Интерпретация Хейслип
Пришло время активных действий. Но помните: все усилия могут
пойти прахом, если вы не будете достаточно предусмотрительны. Вам
в скором времени будет сделано некое предложение; не спешите принять
его. Очень может быть, что оно совсем не так привлекательно,
как это кажется на первый взгляд. То же самое относится и к вашим
любовным и дружеским связям. Реальные и разумные желания ваши исполнятся.
Это время не подходяще для дальних путешествий и поездок.
И не забывайте пословицу — не рой другому яму, сам в нее попадешь.
  45. Цуй. ВоссоединениеКанонический текcт
Свершение. Царь подходит к обладателям храма (то есть к духам предков).
Благоприятно свидание с великим человеком. Свершение. Благоприятна стойкость.
Необходимо великое жертвоприношение. (Тогда) — счастье. Благоприятно иметь,
куда выступить.
- (Если) обладаешь правдой, (но) не до конца, то (может быть) как
растерянность, так и воссоединение. Тогда воскликнешь, и все сразу соберутся,
и будет смех. — Не бойся. (Если) отправишься, хулы не будет.
- (Дашь себя) увлечь — (и будет) счастье, и хулы не будет. Будь правдив,
тогда благоприятно принести (даже малую) жертву.
- Воссоединение — и вздохи! Ничего благоприятного. (Если) выступишь,
хулы не будет, (а будет лишь) небольшое сожаление.
- Великое счастье. Хулы не будет.
- Воссоединение (у того, кто) занимает престол. Хулы не будет. (Если
все же) нет правды, (то будь от) начала и во веки стойким,(тогда) раскаяние
исчезнет.
- Жалобы и стоны, и слезы до насморка. Хулы не будет.
Мы имели случай неоднократно убедиться в том, что гексаграммы в «Книге
Перемен» одна за другой следуют по принципу противоположности. Так и в
этом случае после перечения как разрозненности, идет гексаграмма,
обозначающая воссоединение. Это воссоединение, собственно говоря,
намечалось уже как внутреннее качество в предыдущей ситуации. Здесь оно
является основной темой данной ситуации. В древнем Китае царь
рассматривался как живой представитель всех отцов, т.е. предыдущих царей.
В этом отношении антитеза живого и мертвого использована в данном
афоризме. Но афоризм говорит не только об антитезе, но также и о
воссоединении этих противоположностей. В этом же смысле приходится
понимать и встречу с великим человеком, о которой говорит текст. Так как
здесь говорится о воссоединении в целом, во всех его возможных вариантах,
то дается указание на воссоединение как на серьезное и крупное дело, для
которого необходимы великие жертвоприношения. Если все это соблюдено
человеком, то благоприятность его действия, хотя бы оно было и крупным,
гарантирована сама собой. В тексте здесь мы читаем:
Воссоединение. Свершение. Царь подходит к обладателям храма (к духам
предков). Благоприятна встреча с великим человеком. Благоприятна
стойкость. Необходимо великое жертвоприношение, тогда — счастье.
Благоприятно иметь куда выступить.
1
Правда как отражение действительности рождается в синтезе. Поскольку
здесь, на первой позиции, лишь намечается возможность синтеза, постольку
правдивость здесь не может быть доведена до конца. Благодаря этому и
результат деятельности, построенной на такой неполной правдивости, может
быть как гармоничен, так и негармоничен. Если результат деятельности
приведет к хаосу, то человек может лишь скорбно воскликнуть об этом.
Наоборот, если результат приведет все-таки к воссоединению, то оно и будет
достигнуто. Во всяком случае, страх в такой деятельности мог бы только
повредить человеку. Поэтому «Книга Перемен» советует:
В начале слабая черта. Если будешь правдивым, но не до конца, то может
быть как растерянность, так и воссоединение. Тогда воскликнешь, но все
сразу соберутся и будет смех. Не бойся. Если отправишься, то хулы не
будет.
2
Воссоединение может наступить и при пассивности одной из соединяющихся
сторон. Она может быть лишь увлечена. Но даже и это может гарантировать
благоприятный исход. А если этот исход будет благоприятным, то он
потребует затраты лишь небольших жертв, ибо не в количестве жертв дело, а
в той правдивости и благоговении, с которыми приносится жертва. В этом
смысле текст говорит:
Слабая черта на втором месте. Дашь себя увлечь, и будет счастье. Хулы не
будет. Если ты правдив, то это благоприятствует необходимости принести
даже малую жертву.
3
Процесс воссоединения может идти и неправильно, он может привести к
сожалению. И именно эта возможность отражена в третьей позиции кризиса.
Поскольку на ней не заканчивается процесс, постольку из нее нужно
выступить. Это лучшее, что может быть сделано, но даже и тогда человек
может пожалеть, что пропустил более благоприятный момент — предыдущую
вторую позицию. Так, в тексте сказано:
Слабая черта на третьем месте. Воссоединение и вздохи. Ничего
благоприятного. Если выступишь, то хулы не будет, а будет лишь небольшое
сожаление.
4
Но вот момент кризиса миновал, и впервые перед человеком появляется
возможность подлинного воссоединения. Само собою, что этот момент охвачен
переживанием счастья. Поэтому лаконичный текст говорит:
Сильная черта на четвертом месте. Великое счастье. Хулы не будет.
5
То счастье, которое переживается на предыдущей ступени, может быть силой,
которая притягивает к себе всех окружающих. Поэтому в данной ситуации все
могут, стремится не к тому человеку, который занимает главную, пятую
позицию, т.е. к тому, кто является носителем воссоединения по
преимуществу, а к его предтече — человеку, символизированному четвертой
чертой. Поэтому к главному носителю принципа воссоединения может быть
проявлено некоторое недоверие. Однако это недоверие не должно его смущать.
Он должен от самого начала и навеки оставаться стойким, ибо ему, как
прошедшему через опыт предыдущей ступени, известно, что тяготение к
предтечи является лишь переходным этапом, лишь частью пути, который
проходят все, стремящиеся к воссоединению именно с ним, стоящим на пятой
позиции. Поэтому «Книги Перемен» здесь только констатирует:
Сильная черта на пятом месте. Воссоединение у того, кто занимает престол.
Хулы не будет. Если все же нет доверия, то будь от начала и вовеки
стойким, тогда раскаяние исчезнет.
6
Ситуация воссоединения является благоприятной, но на шестой позиции она
приходит к своему концу, это может быть пережито человеком как большое
горе. Он может отдаться плачу, описанному в «Книге Перемен» в самых
реалистических чертах. Но дальнейшая ситуация является тоже благоприятной.
Поэтому «Книга Перемен» утешает здесь так:
Наверху слабая черта. Жалобы, и стоны, и слезы — до насморка. Хулы не
будет.
Во внешнем — Разрешение и радостность, во внутреннем — Исполнение и
самоотдача. Исполнение и следование естественному ходу во
внутреннем
приведет к разрешению во внешнем. Это может быть воссоединение с чем-то
внешним.
Интерпретация Хейслип
Этот период для вас очень благоприятен. Все ваши дела увенчаются
успехом. Некая невидимая сила укрепляет ваши отношения с
людьми, помогает обретать новых друзей и знакомых, завязывать контакты,
которые в дальнейшем так или иначе окажутся благоприятными
для вас. Былые труды и усилия вознаградятся по заслугам. Вас преследует
женщина, она стремится преградить вам путь, помешать осуществлению
ваших намерений, вмешаться в вашу жизнь. Несмотря на
это, ваши желания исполнятся.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого