
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  60. Цзе. ОграничениеКанонический текcт
Свершение. Горе ограничено. (Оно) не может быть стойким.
- Не выйдешь из внутреннего двора. — Хулы не будет.
- Не выйдешь из внешнего двора. — Несчастье.
- (Если) не (будешь) ограничиваться, то (будет, о чем) вздыхать. —
Хулы не будет.
- Успокоишься в ограничении. — Свершение.
- Сладкое ограничение. — Счастье.(Если) отправишься, будет награда.
- Горькое ограничение. — Стойкость — к несчастью. Раскаяние исчезнет.
Во время процесса раздробления и индивидуализации недостатком его может
явиться его безостановочность. Он должен быть взят в известные рамки. Если
в предыдущем был дан образ ряби на воде, причем никак не было указано, что
эта вода ограничена, то могла появиться мысль: вода эта разольется, иными
словами, данный процесс индивидуализации может идти все дальше и дальше, и
внутренние противоречия его уже сами могут привести к истощению. Поэтому
на смену ему говорится о процессе ограничения. Образно это выражено в
гексаграмме тем, что триграмма «вода» помещена над триграммой «водоем».
Так, вода введена в русло, введена в берега. Таким образом, дано
ограничение. Это ограничение служит развитию, потому что развитие
предполагает создание новых ценностей, и если бы не было ограничения, то
индивидуализация, не имеющая остановки, не вела бы к созданию новых
ценностей, ибо ничто не могло бы в этом процессе устоять, все подвергалось
бы распаду все дальше и дальше. Таким образом, то горе, которое могло бы
возникнуть в результате безостановочного раздробления, тоже подвержено
ограничению, ибо, как и все остальное, оно не может навеки оставаться
неизменным. Поэтому в тексте здесь говорится:
Ограничение. Свершение. Горе ограничено. Оно не может быть стойким.
1
На первой позиции ограничение проявляется в образе максимальной
замкнутости. Поскольку первая позиция представляет собою пребывание в
самых глубинах индивидуальности, здесь человек никуда не выходит из самого
себя, он ограничен в самом себе. Осознав себя как индивидуальность, он
остается только наедине с самим собою. Из контекста предыдущих гексаграмм
следовало, что такое пребывание в себе самом может привести к
неблагоприятным последствиям. Однако поскольку здесь рассматривается как
необходимый именно процесс ограничения, постольку «Книга Перемен» говорит
о благоприятном исходе, ибо такой процесс здесь необходим. Так, в тексте
мы читаем:
В начале сильная черта. Не выйдешь из внутреннего двора. Хулы не будет.
2
Если такое пребывание в себе, которое указано выше, и бывает необходимым,
то только до известного срока, ибо сохранение предыдущего состояния во
время последующего этапа приводит лишь к несчастью. Если бы человек даже
распространил свою деятельность несколько дальше, чем было возможно и
нужно в предыдущей позиции, но не достиг бы того широкого охвата своего
окружения, который требуется в таком периоде времени, то это привело бы
лишь к несчастью. В тексте здесь сказано:
Сильная черта на втором месте. Не выйдешь из внешнего двора. Несчастье.
3
На третьей позиции выход вовне становится уже необходимым, поэтому о
наличии его текст здесь даже и не упоминает, ибо такой выход вовне
наступит сам собой, если человек достиг в развитии своей жизненной
ситуации до этой третьей позиции. Однако при выходе вовне человек должен
сам в себе найти сдерживающие стимулы, должен сам себя уметь ограничивать.
Если это принято им во внимание, то он может выйти с достоинством из
создавшегося положения. В тексте это сказано так:
Слабая черта на третьем месте. Если не будешь ограничивать себя, то будет
о чем вздыхать. Хулы не будет.
4
Все, что должно быть сделано во внутренней жизни, здесь является
достигнутым. Человек может приобрести известную уверенность в своих
действиях. Если он находит в себе самом умение ставить себе цель и ставить
пределы своей деятельности, то человек может достичь того спокойствия,
которое возникает благодаря умению ограничить себя, и того развития в
дальнейшем, которое наступает в результате самостоятельного ведения своих
поступков. Поэтому в тексте здесь говорится:
Слабая черта на четвертом месте. Успокоишься в ограничении. Свершение.
5
Характерная черта пятой позиции — это уравновешенность, одинаковая
удаленность от обеих крайностей. Такая гармония, которая проявляется и вне
и внутри, приводит к тому, что человек может находить наслаждение в своем
ограничении. Но человек, действующий на этой позиции, если он исходит из
ее сути, может совершить лишь великие дела, — такие, которые вызывают
похвалу со стороны окружающих людей. Вот почему в тексте здесь сказано:
Сильная черта на пятом месте. Сладкое ограничение. Счастье. Если
выступишь, то будет похвала.
6
Уравновешенность, свойственная предыдущей позиции, здесь уже утрачена.
Поэтому ограничение воспринимается здесь как нечто внешнее. Символически
это выражено уже в самой позиции, которая является самой внешней позицией
гексаграммы. Поэтому ограничение, которое возникает здесь, может быть
пережито как нечто горестное и гнетущее. Стойкое пребывание в таком
состоянии может вызвать лишь несчастье. Здесь следовало бы принять во
внимание переходный характер данной позиции, перейти к следующей ситуации
степени процесса ограничения и стремиться к работе над самим собой в
пределах тех рамок, которые поставлены уже в предыдущем. Если это принято
во внимание, то раскаяние в предыдущих ошибках может отпасть. Потому в
тексте здесь следует видеть два афоризма: один, характеризующий
объективность данной ситуации, и второй — отсутствие раскаяния как
результата правильно понятой и исправленной ситуации. Так, в тексте здесь
написано:
Наверху слабая черта. Горькое ограничение. Стойкость — к несчастью.
Раскаяние исчезнет.
Во внешнем — Погружение и опасность, во внутреннем Разрешение и
радостность. Можно предположить, что разрешение в условиях углубления в
мелочи, благоприятно лишь при ограничении этого погружения во внешнюю
суету.
Интерпретация Хейслип
Пришло время активных действий. Но помните: все усилия могут
пойти прахом, если вы не будете достаточно предусмотрительны. Вам
в скором времени будет сделано некое предложение; не спешите принять
его. Очень может быть, что оно совсем не так привлекательно,
как это кажется на первый взгляд. То же самое относится и к вашим
любовным и дружеским связям. Реальные и разумные желания ваши исполнятся.
Это время не подходяще для дальних путешествий и поездок.
И не забывайте пословицу — не рой другому яму, сам в нее попадешь.
  51. Чжэнь. Возбуждение Канонический текcт
Свершение. Молния приходит, (и воскликнешь испуганно): о! о! (а потом)
засмеешься: ха-ха! Молния и пугает за сотни верст, (но она) не приведет
к утрате (и) ложки жертвенного вина.
- Молния приходит, (и воскликнешь испуганно): о! о! (а) потом за смеешься:
ха-ха! Счастье.
- (Когда) молния приходит, (она) опасна. (Ты можешь) сто тысяч (раз)
утратить (свои) богатства, (но) поднимаешься на девятую высоту. — Не гонись.
(Через) семь дней (и так) обретешь.
- От молнии растеряешься. (Но, как) молния, действуй — и не (вызовешь) беды.
- Молния попадает в ил.
- Молния отходит и приходит. Опасно. Хотя бы и в стотысячный (раз
пришла), не утратишь уменья действовать.
- От молнии потеряешь самообладание (и будешь) пугливо озираться вокруг. —
Поход — к несчастью. (Если) молния (еще) не касается тебя самого, (а лишь)
твоих соседей, — хулы не будет. — (Даже по поводу) брака будут толки.
Для предыдущей ситуации была характерна статичность. Она сменяется
максимальной динамичностью, которая свойственна данной ситуации. Уже само
название ее — Возбуждение и ее образ — молния указывают на динамичность
данной ситуации. Это самая динамичная из всех ситуаций, указанных в «Книге
Перемен». Она символизирует то развитие, которое может наступить после
того, как не только накоплены обновленные силы, но и обновлены и
переплавлены. Кроме того, данная гексаграмма состоит из повторения
триграммы «чжэнь», которая по семейной символике обозначает старшего сына.
Старший сын — это тот, который, наследуя отцу, вынужден дальше развивать
дело, начатое отцом. Поэтому ему именно предстоит действие, и он достигнет
того свершения; энергичное вмешательство в жизнь окружающей среды не
проходит мимо. И потому в начале наступления этой ситуации динамика может
показаться человеку чем-то сильно меняющим обстоятельства, чем-то
потрясающим их до основ, и лишь в конце, по завершении данной ситуации,
если она проведена правильно, может наступить известное удовлетворение.
Здесь «Книга Перемен» выражает это в образе молнии. Когда «приходит»
молния, она пугает человека. Если он уже услышал и увидел ее, то он сам
остается невредимым, и испуг сменяется радостью. Кроме того, молния видна
издалека. Это символизирует то, что здесь имеется в виду напряженная
активная деятельность, захватывающая очень широкие круги. И тем не менее
та опасность, которая свойственна молнии, если ситуация проведена
правильно, не может оказать дурного влияния даже в мелочах. В таком смысле
понимается основной афоризм данной ситуации:
Возбуждение. Свершение. Молния приходит, и воскликнешь: ого! А пройдет, и
засмеешься: ха-ха! Молния пугает за сотни верст. Но она не опрокинет и
ложки жертвенного вина.
1
В данной ситуации первая позиция является главной. Здесь возникает сразу,
без всяких предупреждений, первый удар молнии. Здесь именно мы застаем тот
первый удар, который больше всего пугает. Поэтому здесь опять повторяется
афоризм об испуге. Но здесь же дается напоминание о том, что этот испуг,
если молния осознана и увидена, не приведет к дурному последствию. Поэтому
в тексте здесь сказано:
В начале сильная черта. Молния приходит, и воскликнешь: ого! А пройдет, и
засмеешься: ха-ха! Счастье.
2
Вслед за ударом молнии человек может ощутить страх. Само собой, это
положение опасно. И поскольку импульс первой черты здесь действует весьма
сильно, движение к ней вспять невозможно. Можно только двигаться дальше,
вперед. В момент такой динамики, которая имеется в виду в первой позиции,
всякое движение вспять было бы полным разрывом с условиями, окружающими
человека, привело бы его к утрате всего того, что он имеет. Но здесь, если
он будет двигаться неизменно вперед, пусть бы он бесчисленное количество,
раз терял все, чем он обладает, об этом заботиться не следует, следует
неуклонно двигаться дальше. Такое движение может привести к высочайшему
успеху. Человек может достигнуть последних высот, которые называются на
языке «Книги Перемен» «девятой высотой». Но такое движение должно идти
исключительно импульсированное собственными силами человека. Гнаться за
чем-нибудь, т.е. видеть перед собой какую-нибудь цель, — это значит уже
отстоять от этой цели. Поэтому здесь «Книга Перемен», предупреждая, что, в
конце концов, все будет достигнуто, говорит:
Слабая черта на втором месте. Когда молния приходит, она ужасна. Ты можешь
сто тысяч раз потерять свои богатства, но поднимешься на девятую высоту.
Не гонись — через семь дней и так получишь.
3
Момент перехода от внутренней жизни к внешней является тогда, когда
человек может потерять уверенность в своих действиях. В особенности в
такой ситуации, как данная, эта растерянность может проявиться с особенной
силой; чтобы не оказаться застигнутыми врасплох, надо и здесь не изменить
принципу неуклонного действия и стремления вперед, ибо в противном случае
человек сам может накликать на себя беду, без того чтобы эта беда была
предопределена самой ситуацией. В тексте это высказано так:
Слабая черта на третьем месте. От молнии растеряешься. Но, как молния,
действуй и не накличешь беды.
4
Самый импульс развивается, с точки зрения авторов «Книги Перемен»,
волнообразно. За одним ударом молнии следует второй. Но вот удар уже
является лишь отголоском первого, в котором сосредоточена вся сила. Это
удар по тому, что не оказывает достаточного сопротивления и что поглощает
в себя силу удара без того, чтобы был налицо эффект этого удара. Молния
ударяет в нечто инертное, мягкое, податливое, в чем только теряется сила
удара. Такой повторный ослабленный удар «Книги Перемен» облекает в
следующий образ:
Сильная черта на четвертом месте. Молния попадает в ил.
5
Как на второй позиции, так и на пятой говорится о возможности утраты, ибо
это соответствующие друг другу позиции с той только разницей, что вторая
характеризует внутреннюю жизнь, а пятая — внешнюю. Но разбег, динамика,
которые были уже на предыдущих позициях, приводят к тому, что на пятой
позиции развития данной ситуации, несмотря на всю опасность ее, все же
есть возможность выйти — и выйти умело — из того положения, в которое
поставила человека в данном случае жизнь. В этом смысле «Книга Перемен»
говорит:
Слабая черта на пятом месте. Молния отходит и приходит. Ужасно! Хотя бы и
в стотысячный раз, не утратишь умения действовать.
6
Как на третьей позиции, так и на шестой, которая стоит в соответствии с
ней, человека при повторном ударе может охватить страх и растерянность.
Однако там, на третьей позиции, перед ним была возможность дальнейшего
развертывания данной ситуации. Удар молнии ощущался еще сильнее, и поэтому
испуг человек мог больше найти оправданий. Здесь же такой испуг, когда
удар молнии очень далеко от места, занимаемого данным человеком, может
быть воспринят лишь как чрезмерная пугливость, что понятно, ибо шестая
позиция представляет собой чрезмерность. Поэтому если человек здесь
впадает в растерянность и страх, то всякое его дальнейшее действие и
выступление могут быть испорчены в полной мере. Чтобы не впасть в этот
страх, нужно иметь в виду, что основной удар молнии далеко, что он никак
не касается самого действующего человека, а лишь его соседей. Кроме того,
здесь мы встречаем ту позицию, на которой динамика всей данной ситуации
пронизывает собою уже все окружение человека и касается даже его быта.
Если здесь не будет сильных потрясений, то, во всяком случае, будут хотя
бы толки и разговоры. Вот почему в тексте здесь мы читаем:
Наверху слабая черта. От молнии потеряешь самообладание и будешь пугливо
озираться вокруг. Поход — к несчастью. Но молния не касается тебя, а лишь
твоих соседей. Хулы не будет. Но даже по поводу брака будут толки.
И во внешнем и во внутреннем — Возбуждение и подвижность. Несмотря на
подвижность во внешнем и внутреннем, в
триграмме преобладает Инь. Для
ничтожного человека это благо, потому что все будет протекать и закончится
вполне предсказуемо. Он лишь в начале испугается, но затем рассмеется. Для
благородного же мужа такое подавление Ян не является благоприятным.
Интерпретация Хейслип
Успех ваш близок, но у вас есть соперник, который прилагает
все усилия, чтобы помешать вам его достигнуть. Не нужно из-за этого
расстраиваться; со спокойной душой уступите свои позиции, потому
что то, что вы стремитесь получить как необходимое вам, на деле
окажется совершенно другим, не таким, как представлялось. В ближайшее
время в вашем окружении произойдет неожиданное и неприятное
событие, но вам оно ничем не повредит. Сейчас вам необходимо отдохнуть,
отвлечься, и постараться не нервничать из-за того, что обстоятельства
складываются так, а не иначе. Не унывайте, чуть позднее
и вам улыбнется судьба.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого