
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  60. Цзе. ОграничениеКанонический текcт
Свершение. Горе ограничено. (Оно) не может быть стойким.
- Не выйдешь из внутреннего двора. — Хулы не будет.
- Не выйдешь из внешнего двора. — Несчастье.
- (Если) не (будешь) ограничиваться, то (будет, о чем) вздыхать. —
Хулы не будет.
- Успокоишься в ограничении. — Свершение.
- Сладкое ограничение. — Счастье.(Если) отправишься, будет награда.
- Горькое ограничение. — Стойкость — к несчастью. Раскаяние исчезнет.
Во время процесса раздробления и индивидуализации недостатком его может
явиться его безостановочность. Он должен быть взят в известные рамки. Если
в предыдущем был дан образ ряби на воде, причем никак не было указано, что
эта вода ограничена, то могла появиться мысль: вода эта разольется, иными
словами, данный процесс индивидуализации может идти все дальше и дальше, и
внутренние противоречия его уже сами могут привести к истощению. Поэтому
на смену ему говорится о процессе ограничения. Образно это выражено в
гексаграмме тем, что триграмма «вода» помещена над триграммой «водоем».
Так, вода введена в русло, введена в берега. Таким образом, дано
ограничение. Это ограничение служит развитию, потому что развитие
предполагает создание новых ценностей, и если бы не было ограничения, то
индивидуализация, не имеющая остановки, не вела бы к созданию новых
ценностей, ибо ничто не могло бы в этом процессе устоять, все подвергалось
бы распаду все дальше и дальше. Таким образом, то горе, которое могло бы
возникнуть в результате безостановочного раздробления, тоже подвержено
ограничению, ибо, как и все остальное, оно не может навеки оставаться
неизменным. Поэтому в тексте здесь говорится:
Ограничение. Свершение. Горе ограничено. Оно не может быть стойким.
1
На первой позиции ограничение проявляется в образе максимальной
замкнутости. Поскольку первая позиция представляет собою пребывание в
самых глубинах индивидуальности, здесь человек никуда не выходит из самого
себя, он ограничен в самом себе. Осознав себя как индивидуальность, он
остается только наедине с самим собою. Из контекста предыдущих гексаграмм
следовало, что такое пребывание в себе самом может привести к
неблагоприятным последствиям. Однако поскольку здесь рассматривается как
необходимый именно процесс ограничения, постольку «Книга Перемен» говорит
о благоприятном исходе, ибо такой процесс здесь необходим. Так, в тексте
мы читаем:
В начале сильная черта. Не выйдешь из внутреннего двора. Хулы не будет.
2
Если такое пребывание в себе, которое указано выше, и бывает необходимым,
то только до известного срока, ибо сохранение предыдущего состояния во
время последующего этапа приводит лишь к несчастью. Если бы человек даже
распространил свою деятельность несколько дальше, чем было возможно и
нужно в предыдущей позиции, но не достиг бы того широкого охвата своего
окружения, который требуется в таком периоде времени, то это привело бы
лишь к несчастью. В тексте здесь сказано:
Сильная черта на втором месте. Не выйдешь из внешнего двора. Несчастье.
3
На третьей позиции выход вовне становится уже необходимым, поэтому о
наличии его текст здесь даже и не упоминает, ибо такой выход вовне
наступит сам собой, если человек достиг в развитии своей жизненной
ситуации до этой третьей позиции. Однако при выходе вовне человек должен
сам в себе найти сдерживающие стимулы, должен сам себя уметь ограничивать.
Если это принято им во внимание, то он может выйти с достоинством из
создавшегося положения. В тексте это сказано так:
Слабая черта на третьем месте. Если не будешь ограничивать себя, то будет
о чем вздыхать. Хулы не будет.
4
Все, что должно быть сделано во внутренней жизни, здесь является
достигнутым. Человек может приобрести известную уверенность в своих
действиях. Если он находит в себе самом умение ставить себе цель и ставить
пределы своей деятельности, то человек может достичь того спокойствия,
которое возникает благодаря умению ограничить себя, и того развития в
дальнейшем, которое наступает в результате самостоятельного ведения своих
поступков. Поэтому в тексте здесь говорится:
Слабая черта на четвертом месте. Успокоишься в ограничении. Свершение.
5
Характерная черта пятой позиции — это уравновешенность, одинаковая
удаленность от обеих крайностей. Такая гармония, которая проявляется и вне
и внутри, приводит к тому, что человек может находить наслаждение в своем
ограничении. Но человек, действующий на этой позиции, если он исходит из
ее сути, может совершить лишь великие дела, — такие, которые вызывают
похвалу со стороны окружающих людей. Вот почему в тексте здесь сказано:
Сильная черта на пятом месте. Сладкое ограничение. Счастье. Если
выступишь, то будет похвала.
6
Уравновешенность, свойственная предыдущей позиции, здесь уже утрачена.
Поэтому ограничение воспринимается здесь как нечто внешнее. Символически
это выражено уже в самой позиции, которая является самой внешней позицией
гексаграммы. Поэтому ограничение, которое возникает здесь, может быть
пережито как нечто горестное и гнетущее. Стойкое пребывание в таком
состоянии может вызвать лишь несчастье. Здесь следовало бы принять во
внимание переходный характер данной позиции, перейти к следующей ситуации
степени процесса ограничения и стремиться к работе над самим собой в
пределах тех рамок, которые поставлены уже в предыдущем. Если это принято
во внимание, то раскаяние в предыдущих ошибках может отпасть. Потому в
тексте здесь следует видеть два афоризма: один, характеризующий
объективность данной ситуации, и второй — отсутствие раскаяния как
результата правильно понятой и исправленной ситуации. Так, в тексте здесь
написано:
Наверху слабая черта. Горькое ограничение. Стойкость — к несчастью.
Раскаяние исчезнет.
Во внешнем — Погружение и опасность, во внутреннем Разрешение и
радостность. Можно предположить, что разрешение в условиях углубления в
мелочи, благоприятно лишь при ограничении этого погружения во внешнюю
суету.
Интерпретация Хейслип
Пришло время активных действий. Но помните: все усилия могут
пойти прахом, если вы не будете достаточно предусмотрительны. Вам
в скором времени будет сделано некое предложение; не спешите принять
его. Очень может быть, что оно совсем не так привлекательно,
как это кажется на первый взгляд. То же самое относится и к вашим
любовным и дружеским связям. Реальные и разумные желания ваши исполнятся.
Это время не подходяще для дальних путешествий и поездок.
И не забывайте пословицу — не рой другому яму, сам в нее попадешь.
  52. Гэнь. СосредоточенностьКанонический текcт
(Сосредоточишься на) своей спине. Не воспримешь своего тела. Проходя
по своему двору, не заметишь своих людей. Хулы не будет.
- Сосредоточенность в своих пальцах ног. — Хулы не будет. Благоприятна
вечная стойкость.
- Сосредоточенность в своих икрах. Не спасешь того, за кем следуешь:
его сердце невесело.
- Остановка в своих бедрах. (Они) отходят от своей поясницы. Ужас
опасности охватывает душу.
- Сосредоточенность в своем туловище. — Хулы не будет.
- Остановка в своих скулах. В речах будет последовательность, и раскаяние
исчезнет.
- Укрепи сосредоточенность. — Счастье.
В одном из своих афоризмов крупнейших сунский философ Чэн И-чуань сказал,
что человек, понявший суть данной гексаграммы, тем самым уже понял всю
суть буддизма. Чэн И-чуань не был буддистом, но был хорошо знаком с
буддийской философией своего времени. По-видимому, он дал правильную
характеристику, ибо Вань И, который рассматривал «Книгу Перемен» с точки
зрения буддийской философии, этой гексаграмме уделяет совершенно
исключительное внимание. Если рассматривать то, что он здесь высказывает,
то в кратких словах это может быть сведено к следующему. Движение не
отделено от покоя. Это коррелятивное понятие. Кроме того, движение зависит
от покоя, как и покой, лишены самостоятельного бытия, а возникают лишь
одно от другого. И, наконец, остановка движения является покоем, а покой
покоя, т.е. остановка покоя, есть движение. Таким образом, эти оба понятия
зависимы друг от друга. Если в предыдущей ситуации было показано
максимальное движение, то, собственно говоря, в ней самой уже было указано
и на покой, и в силу чисто технических причин, в силу невозможности
говорить одновременно двоякое в «Книге Перемен», это рассматривается как
два последовательных момента. Таким образа, данная ситуация, ситуация
максимального покоя и сосредоточенности, следует за ситуацией возбуждения.
Главные органы восприятия, возбуждающие наше познание, — глаза, —
расположены на передней части лица. Поэтому спина, лишенная зрения, слуха,
обоняния, вкуса, представляет собою символ, противоположный органам
восприятия. Спина — это то, в чем больше всего человек статичен, если
считать вместе с Вань И, что динамика восприятия сосредоточена в самих
органах восприятия. В данной ситуации имеется в виду такая
сосредоточенность, при которой человек не ощущает даже самого себя, он
целиком пребывает в своей неподвижности, в своей спине. Может быть, он
даже и будет действовать, но в этом действии он не воспримет ничего из
окружающих его вещей и людей. Можно было бы думать, что такая
отрешенность, погруженность в себя могли бы привести к полному отрыву от
мира. Однако, поскольку здесь имеется в виду лишь временная, преходящая
ситуация, лишь один абстрагированный момент, постольку в общем данная
ситуация не может привести к дурному результату. По поводу этого текст
говорит следующее:
Сосредоточенность. Сосредоточишься на своей спине. Не воспримешь своего
тела. Проходя по своему двору, не заметишь своих людей. Хулы не будет.
1
Стойкость и неподвижность, не изменяющиеся в самих себе, гармонически
сочетаются со всем смыслом данной ситуации. Поэтому она может быть здесь
наиболее благоприятной. Но процесс сосредоточенности здесь только в самом
начале своего развития. По символике тела здесь «Книга Перемен» совершенно
естественно говорит о сосредоточенности в пальцах ног. Постепенно эта
сосредоточенность должна распространяться все дальше и дальше на всего
человека. Но здесь текст говорит только:
В начале слабая черта. Сосредоточенность в пальцах ног. Хулы не будет.
Благоприятна вечная стойкость.
2
Вторая пассивная позиция занята здесь слабой чертой, и это вдвойне
характеризует сосредоточенность, остановку, бессилие, неподвижность и т.п.
Однако ситуация должна как-то развиваться. Более того, вторая позиция
характеризуется тем, что она должна вести за собой и следующую, должна
импульсировать ее к дальнейшему движению. Однако слабость, свойственная
ей, приводит к тому, что это импульсирование здесь в высшей степени
затруднено. Вот почему в тексте здесь мы читаем:
Слабая черта на втором месте. Сосредоточенность в икрах. Не спасешь того,
за кем следуешь. Его сердце невесело.
3
После двух позиций покоя, т.е. первой и второй, наступает третья, которая
является сама по себе переломным моментом и которая занята качественно
иной, сильной чертой. Перелом здесь особенно ощутим. Вся опасность данной
ситуации сосредоточенна в этой позиции. Остановка, сосредоточенность
охватывает человека все дальше и дальше. Он уже не может шелохнуться, и в
нем самом точно происходит раскол. «Книга Перемен» здесь констатирует
только ужас данной ситуации и говорит:
Сильная черта на третьем месте. Остановка в бедрах. Они отходят от
поясницы. Ужас охватывает сердце.
4
Все дальше развивающаяся статичность данной ситуации приводит к тому, что
сосредоточенностью охвачено все тело человека, но поскольку здесь опять,
как и на второй позиции, мы встречаем гармоническое сочетание пассивной,
четной позиции и слабой теневой черты, постольку здесь это положение хотя
и может казаться опасным, однако страх будет напрасен. И «Книга Перемен»
успокаивает:
Слабая черта на четвертом месте. Сосредоточенность в туловище. Хулы не
будет.
5
Наконец максимально выявляется сущность ситуации. Если ее сущность —
покой, то, как мы видели в общем, введении, покой чередуется с движением,
как и движение с покоем. Именно благодаря этому возможно наступление
ритмического чередования покоя и движения и их гармоническая
последовательность. Больше всего ритмика выражается в речи, главным
органом которой является гортань, скрытая в шее. При правильном действии
речи может быть достигнута та ритмическая гармония, которая помогает
человеку исправить все ошибки, допущенные в прошлом. В этом смысле текст
говорит:
Слабая черта на пятом месте. Остановка в шее. В речах пусть будет
стойкость, и раскаяние исчезнет.
6
Шестая позиция данной гексаграммы является главной в ней. Здесь больше
всего достигается остановка, сосредоточенность, покой. Максимальное
развитие покоя приводит к тому, что он сам останавливает себя, и так
дается выход из всей данной ситуации. Закрепить покой, т.е. приостановить
его, — значит перейти к движению. Поскольку шестая черта должна приводить
к переходу в следующую ситуацию, постольку здесь имеется в виду
благоприятный исход закрепления, о котором говорит текст:
Наверху сильная черта. Закрепи сосредоточенность. Счастье.
И во внешнем и во внутреннем — Пребывание и незыблемость. Это
сосредоточенность.
Интерпретация Хейслип
В настоящее время прогресс в делах очень проблематичен. Вам
необходимо некоторое время переждать, и лишь затем снова приступить
к работе; если вы запланируете поездку или путешествие, лучше
откажитесь от них. Постарайтесь примириться с обстоятельствами и
хорошо обдумайте свое положение, прежде чем браться за что-либо.
Не унывайте. Все трудности и козни недоброжелателей вы преодолеете,
победа будет за вами, причем очень скоро. Чтобы исполнились желания,
сейчас ваши усилия должны быть особенно настойчивы.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого