
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  61. Чжун-фу. Внутренняя правдаКанонический текcт
(Даже) вепрям и рыбам — счастье. Благоприятен брод через великую реку.
Благоприятна стойкость.
- (Если будет) соразмерность, (то будет) счастье. (Если отвлечешься)
к другому — будет неспокойно.
- Кричащий журавль находится в тени. Его птенцы вторят ему. У меня
есть хороший кубок, я разделяю его с тобой.
- Обретешь противника. То забьешь в барабан, то прекратишь, то заплачешь,
то запоешь.
- Луна почти в полнолунии. Пара коней погибнет. — Хулы не будет.
- Обладай правдой — (она) объединяет. — Хулы не будет.
- Голоса пернатых поднимаются в небо. — Стойкость — к несчастью.
В процессе раздробления возникли отдельные индивидуумы. Процесс этот
подвергался ограничению. Таким образом, индивидуальное представляло
известную стойкость. Но для дальнейшего своего бытия, собственно, для
того, чтобы возникнуть в подлинном смысле этого слова, индивидуальное
должно быть внутренне самостоятельно, оно должно быть наполнено внутренней
правдой. Поэтому данная ситуация, идущая на смену предыдущим, называется
Внутренняя правда. Независимо от того, насколько развит данный индивидуум,
эта внутренняя правда должна присутствовать в нем. С точки зрения авторов
«Книги Перемен», вепри и рыбы представляют собой существа, наиболее тупые
и ограниченные в дурном смысле слова. Конечно, это лишь образ,
обозначающий слаборазвитого человека. Но даже такой человек, несмотря на
всю его ограниченность, если он обладает этой внутренней правдой, все же
является человеком и может действовать в окружающей его жизни. При наличии
такой внутренней правды он способен к серьезной и большой деятельности, в
которой, само собою, он должен сохранять стойкость, т.е. умение
гармонировать внешнее побуждение к действию и внутреннюю реакцию на это
побуждение. Именно в гармонии восприятия и реакции должна протекать эта
серьезная и большая деятельность, которая имеется здесь в виду. Эту мысль
«Книга Перемен» облекает в следующие образы:
Внутренняя правда. Даже вепрям и рыбам счастье. Благоприятен брод через
великую реку. Благоприятна стойкость.
1
В самом начале данной ситуации, когда она еще не только не выявлена вовне,
но и не найдена внутри, соразмерность и гармоничность, о которой только
что было сказано, являются еще проблематичными. Но только при наличии их
может быть достигнуто счастье. Всякое отступление от этого, если не
приведет к несчастью, во всяком случае, вызовет беспокойство, а оно именно
мешает правильному и нормальному ходу всего процесса. Поэтому в
предупреждение «Книга Перемен» говорит:
В начале сильная черта. Если будет соразмерность, то будет счастье. Если
отвлечешься к другому, будет неспокойно.
2
Каждый индивидуум, возникший в ходе творчества, которое должно было
охарактеризовано на предыдущей ступени, представляет собою нечто
самостоятельное. И отношение между индивидуумами рассматривается с точки
зрения их подлинного внутреннего содержания. Это не их внешнее
соотношение, а соотношение их сущностей. Внешне они могут и не видеть друг
друга, могут оставаться в тени один по отношению к другому, но в силу их
внутреннего созвучия, в силу того, что в каждом из них есть эта внутренняя
правда, они могут гармонически вторить друг другу. При таком внутреннем
согласии, естественно, в них может возникнуть желание поделиться своим
состоянием. Поэтому текст «Книги Перемен» здесь говорит:
Сильная черта на втором месте. Кричащий журавль находится в тени. Его
птенцы вторят ему. У меня есть хороший кубок, я разделю его с тобой.
3
При выходе вовне, свойственном третьей позиции, когда уже возникли
отдельные индивидуумы, человек встречает равного себе противника. Поэтому
успех или неуспех заранее здесь не может быть предопределен, и
альтернативность данной позиции «Книга Перемен» выражает следующим
образом:
Слабая черта на третьем месте. Найдешь противника. То забьешь в барабан,
то перестанешь. То заплачешь, то запоешь.
4
В некоторых случаях гексаграмма рассматривается не как состоящая из двух
триграмм, а состоящая из трех пар отдельных черт. В данном случае
четвертая и третья черты представляют собою известную пару. Но третья
черта была здесь охарактеризована полной неуверенностью. Само собою,
сочетание с таким человеком, который совсем не уверен в своих действиях,
не может быть благоприятным. Здесь больше следует обратиться вперед к
выявлению той внутренней правдивости, которая характеризует всю данную
ситуацию. Однако полное выявление ее на позиции, где эта внутренняя
правдивость еще недостаточно созрела для того, чтобы распространиться
вовне, еще невозможно. Здесь область «почти». Все дело в том, что здесь
луна почти достигла полнолуния. И поэтому человеку может показаться данное
положение опасным. Однако невозможность связи с предыдущим и устремление к
последующему приводит к тому, что исход данной позиции все-таки
благоприятен. Поэтому в тексте здесь говорится:
Слабая черта на четвертом месте. Луна близится к полнолунию. Пара коней
погибнет. Хулы не будет.
5
Вторая позиция, характеризующая данную ситуацию изнутри, говорила о
созвучии сущностей. Пятая позиция, характеризующая тот же процесс извне,
говорит о результате такого созвучия — об объединении. Само наличие
внутренней правдивости приводит к такому объединению. Поэтому текст здесь
говорит только:
Сильная черта на пятом месте. Обладай правдой. Она объединяет. Хулы не
будет.
6
Все, что нужно было сделать для развития внутренней правдивости, и все,
что нужно было сделать для объединения с другими личностями, также
исполненными этой внутренней правдивости, уже было достигнуто. Продолжение
той же деятельности привело бы лишь к стремлению чрезмерного подъема
самого себя. Однако поскольку в данной ситуации оно еще невозможно, то это
было бы равносильно стремлению подняться на небо. Упорное и стойкое
сохранение этого желания, само собою, т.е. к тому, что внутренняя
правдивость, характерная для данной ситуации, отошла бы от человека. В
этом смысле текст говорит:
Наверху слабая черта. Голоса пернатых поднимаются в небе. Стойкость к
несчастью.
Во внешнем — Утончение и проникновенность, во внутреннем — разрешение
и радостность. Если утончение и проникновенность во внешнем, несмотря
на
неопределенность, приносит радостность и чувство разрешения, то этот
человек обладает внутренней правдой. Поиск проявлений Абсолюта для него
является внутренней необходимостью.
Интерпретация Хейслип
Сейчас вам необходимо работать в сотрудничестве с другими
но никак не одному. Вы склонны переоценивать свои умственные способности;
остерегайтесь этого, иначе можете стать просто невыдержанным
и спесивым гордецом. И это может помешать осуществлению
ваших планов. Старайтесь быть сдержаннее и скромнее Желания ваши
исполнятся лишь в том случае, если они разумны и честны. В самом
ближайшем будущем ваши возможности и способности будут по достоинству
оценены начальством; это очень поможет вам продвинуться по
пути успеха.
  12. Пи. УпадокКанонический текcт
Негодные люди упадка не благоприятствуют стойкости. Не благоприятна
благородному человеку стойкость. Великое отходит, малое приходит.
- (Когда) рвут тростник, (другие) стебли (тянутся за ним), так как
он (растет) пучком. — Стойкость — к счастью. Развитие.
- Охвати примыкающих (к тебе). — Ничтожным людям — счастье. Великому
человеку — упадок. (И дальнейшее) развитие (этого).
- (Будешь) охвачен стыдом.
- Будет веление свыше — хулы не будет. — Во всех, кто с тобою, появится
благословение (неба).
- Останови упадок. — Великому человеку — счастье. Да погибнет, да погибнет
(упадок)! (И это укрепи, точно) привяжи к буйно растущей шелковице.
- Низвержение упадка. — Сначала упадок, (а) потом веселье.
Пожалуй, ни в одной паре гаксаграмм их противоположность не выступает
столь заметно, как в данной гексаграмме и в предшествующей. Это ощущалось
всегда настолько, что названия данных гкесаграмм создали идиоматическое
выражение в китайском языке, соответствующее нашему «как небо и земля»,
т.е. «совершенно несхожи». Это выражение засвидетельствовано уже в поэме
«О жене Цзяо Чжун-цина», крупнейшем китайском эпосе, который сложился на
рубеже II и III вв. н.э. Но, конечно, возможно, что этот идиом существовал
и раньше. Полное несходство выражено здесь не в пространственной статике,
а в динамике развития, где Расцвет и Упадок — наибольшая
противоположность. Там — единение и взаимодействие сил Света и Тьмы, Неба
и Земли. Здесь — полное отсутствие связи между ними. Небо (триграмма
«творчество») здесь наверху и стремится все выше; земля (триграмма
«исполнение») здесь внизу и не может подняться вверх. Между ними
взаимодействия здесь нет. Свет — великое — здесь отходит, а тьма — малое —
приходит: картина, противоположная предыдущей. Если там речь шла о весне,
то здесь она может идти лишь об осени. Это, конечно, не значит, что здесь
приостанавливается всякая деятельность. Наоборот, здесь могут быть весьма
активны некоторые силы, но это силы низшего порядка. Выражаясь языком
комментаторов, здесь действуют ничтожества, которых сам текст называет
«негодными людьми». Чтобы понять закономерность возникновения данной
ситуации после предыдущей, надо лишь принять во внимание, что там в
содержание понятия Расцвет входило полное принятие отрицательных
элементов. Когда же силы творчества в конце предыдущей ситуации начинают
иссякать и повышается укрепление самостоятельности этих отрицательных
элементов, то при логическом развитии данного процесса ситуация необходимо
приходит к той, которая выражена в настоящей гексаграмме. В ней выражается
то положение, при котором после достижения высот познания происходит срыв
и все тормозящие силы, все реакционное начинает действовать, не подчиняясь
активному познанию. Причиной тому то, что часто случается в практике
познания: во время высшего напряжения познания при недостаточной ясности
мысли действительностью признается иллюзия, весьма мало отличная от
истины. Так сказать, «почти истина» бывает причиной величайшего падения
познания. Этот процесс нарастающего заблуждения выражен в данной
гексаграмме. Он протекает, как и все другие процессы, двумя
последовательными волнами. Но в афоризмах отдельных черт не столько
указывается характеристика ситуации, сколько действия, качества и т.д.,
необходимые для преодоления данной ситуации. На этой гексаграмме
заканчивается процесс самостоятельного развития личности. Для дальнейшего
плодотворного развития ей необходимо погрузиться в общество, прийти к ей
подобным личностям для совместной деятельности. Это выражено в названии
следующей гексаграммы: Единомышленники. Афоризм настоящей гексаграммы
отражает лишь свое существенное из приведенных мыслей, но они находят свое
подтверждение и в афоризмах отдельных черт, и в общей системе. Афоризм
данной гексаграммы следующий:
Негодные люди упадка не благоприятствуют стойкости благородного человека.
Великое отходит; малое приходит.
1
Здесь процесс упадка лишь в самом начале. Он еще легко преодолим. Еще не
дает себя почувствовать индивидуальная обособленность, и возможна
совместная деятельность единомышленников. Именно такая коллективность
может здесь спасти положение. Нужно только стойкое сохранение ее. Тогда
еще возможно развитие, ибо совместными усилиями еще можно понять вред
«почти истины» и вовремя прекратить его, сразу же устремившись к тому, что
вполне истинно. В тексте это выражено так:
В начале слабая черта. Когда рвут тростник, то (другие) тянутся за ним,
так как он растет пучком. Стойкость — к счастью. Развитие.
2
Данная ситуация — ситуация упадка. Но текст — не только описание, здесь
дается совет, как преодолеть упадок. Именно здесь это возможно, ибо данная
позиция, как центральная, занятая слабой чертой, нормально имеет
правильное соответствие в активной пятой позиции. Здесь еще «ничтожества»,
символизирующие все реакционное, могут примкнуть к идущему вперед
человеку. Именно ему указывается на необходимость принять их. Для них это
счастье, ибо в таком принятии намечается возможность их правильного роста.
Но для такого великого человека, ведущая за собой меньших, все же ситуация
остается ситуацией упадка. Однако из нее он в состоянии найти выход в том,
что с полной активностью принимает к себе тех, кто примыкает к нему. Если
он решается на это, то никто уже не может смутить его в его развитии.
Однако, с другой стороны, приверженность к «почти истине» здесь
усиливается настолько, что ситуация благоприятствует деятельности одних
ничтожеств. Деятельность подлинного искателя истины здесь испытывает
громадные ограничения. Однако они лишь служат импульсами к их преодолению
для того, кто по праву может, называется искателем истины, т.е. человеком,
живущим познавательной жизнью. Текст выражает это так:
Слабая черта на втором месте. Охвати примыкающих к тебе. Ничтожным людям —
счастье. Великому человеку — развитие в упадке.
3
Кризис, представляющий собой всегда крайне затруднительное положение в
ситуации упадка, становится особенно острым. В постепенном обострении
упадка именно третья позиция представляет собой наибольшую глубину его,
ибо следующие за ней позиции уже выражают известное освобождение от
упадка. В символике Книги это выражено тем, что они заняты триграммой
«творчество», полной активности для преодоления упадка. Здесь же
максимальное развитие сил Тьмы. В познании они приводят человека к тому,
что он принимает подобие истины за самую истину. Ничто здесь не может
изменить положение, никакое активное вмешательство самого человека
невозможно. При осознании этого положения человека охватит чувство стыда,
и оно может целиком смутить его. И активность его может быть направлена
лишь на то, чтобы мужественно перенести это чувство. В этом самое важное,
и «Книга Перемен» указывает здесь в предельно лаконичной формуле лишь эту
сторону процесса:
Слабая черта на третьем месте. Будешь полон стыда.
4
Самостоятельное спасение положения недостижимо еще и здесь. Только как
милость может быть оказана помощь от того, кто занимает следующую, более
благоприятную позицию. Это возможно потому, что период, охваченный
характеристикой триграммы «исполнение», уже миновал и наступает другой
период, отличенный триграммой «творчество». Она символизирует также и
небо, которое мыслилось в древнем Китае как инспиратор судьбы. По этим
воззрениям (отраженным в самом языке) воля неба и судьбы совпадают.
Вступление в период данной триграммы «творчество» обозначает «наличие
неба», благодаря которой ситуация улучшается и положение становится
безупречным. Это еще находит, поддержу и в том, что все силы Света здесь
действуют совместно, как объединенные в одну триграмму. Так же совместно
они действовали и на первой позиции предыдущей гексаграммы. Все это
характеризует положение, в котором дается впервые возможность исправить
ущерб от ложных убеждений, от убеждений, в которых подобие истины было
принято за истину. Это возможность исправления должна быть импульсирована
со стороны наиболее прогрессивных элементов познания или от человека,
ушедшего в своем развитии вперед. Текст облекает это в такие слова:
Сильная черта на четвертом месте. Будет веление свыше, — и хулы не будет.
Все, кто с тобою, придут к благословению (неба).
5
Максимальное развитие сил творчества, наступающее на данной позиции, дает
возможность, несмотря на общую ситуацию упадка, проявить такую
деятельность, благодаря которой процесс упадка может быть приостановлен.
Но это не совершается автоматически, само собою, а требует энергичного и
бдительного вмешательства самого человека. Это энергия выражена и в том,
что это пятая (активная) позиция и что занята она световой (деятельной)
чертой, средней (кульминирующей) в триграмме «творчество». Такая сила
здесь в согласии с нормой занимает позицию великого человека и имеет
правильное соответствие — резонанс во второй слабой, податливой черте.
Поэтому и в афоризме выражено счастье, ожидающее такого великого человека,
который в состоянии приостановить процесс упадка. Однако это положение еще
не таково, чтобы на нем была допустима благополучная бездеятельность.
Упадок ведь все еще наличен, и непрерывно надо следить за тем, чтобы не
погибло это начало ликвидации упадка. Его следует сильнейшим образом
укрепить — словно привязать к буйно растущей шелковице, которую невозможно
вырвать с корнем. Так познание, постепенно очищаясь от господства иллюзий,
должно быть бдительно укреплено для того, чтобы избежать состояния упадка.
В тексте это облечено в стихи (ради точности содержания переводимые нами
прозой):
Сильная черта на пятом месте. Приостанови упадок. Великому человеку —
счастье. Не погибло бы, не погибло бы (оно)! Укрепи (его) у буйно растущей
шелковицы.
6
На этой последней позиции заканчивается ситуация упадка. Вся предыдущая
деятельность была направлена к ликвидации его. Вот почему наступает
момент, когда процесс упадка должен быть, не только приостановлен, как на
предыдущей ступени, но и низвергнут. Однако даже здесь он дает себя
чувствовать со всеми присущими ему чертами, с его подменой истины «почти
истиной» и т.п., так что на первых порах и данная позиция характеризуется
упадком. Но все же дело обстоит так лишь в начале. После этого наступает
радость преодоления упадка. Это радость ведет к следующей ситуации,
охарактеризованной коллективностью работы. Так, окончание процесса упадка
выражено следующими словами:
Наверху сильная черта. Низвергнутый упадок. Сначала упадок, а потом
радость.
Во внешнем Творчество, во внутреннем самоотдача. Ничтожные
люди
неприспособленны к творчеству. Им действительно лучше следовать
творческим проявлениям во внешнем, когда от них будет требоваться лишь
исполнение и самоотдача, к чему они лучше всего приспособлены. Но для
благородного человека — это упадок. Для него подобная ситуация означает,
что неопределенные изменения внешнего таковы, что не позволяют
проявится творчеству, что все
силы уходят на ответные действия, которые
заранее предопределены. Но для великого человека граница между внешним
и внутренним по мере развития сознания все более и более размывается:
великому человеку — счастье.
Интерпретация Хейслип
Вы неравнодушны к тому, что происходит вокруг, многое вам неясно.
К вам тянутся люди, недостойные вас. Старайтесь быть бдительными
и предусмотрительными, не стоит начинать сейчас каких-либо серьезных
дел. Вас часто не понимают; возможна ссора с одним из ваших друзей,
причем даже без достаточных на то оснований. Желания ваши в большинстве
своем исполнятся, но не сразу. Положение дел скоро изменится;
старайтесь прислушиваться к советам начальства, но решения принимайте
по собственному усмотрению.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого