
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  61. Чжун-фу. Внутренняя правдаКанонический текcт
(Даже) вепрям и рыбам — счастье. Благоприятен брод через великую реку.
Благоприятна стойкость.
- (Если будет) соразмерность, (то будет) счастье. (Если отвлечешься)
к другому — будет неспокойно.
- Кричащий журавль находится в тени. Его птенцы вторят ему. У меня
есть хороший кубок, я разделяю его с тобой.
- Обретешь противника. То забьешь в барабан, то прекратишь, то заплачешь,
то запоешь.
- Луна почти в полнолунии. Пара коней погибнет. — Хулы не будет.
- Обладай правдой — (она) объединяет. — Хулы не будет.
- Голоса пернатых поднимаются в небо. — Стойкость — к несчастью.
В процессе раздробления возникли отдельные индивидуумы. Процесс этот
подвергался ограничению. Таким образом, индивидуальное представляло
известную стойкость. Но для дальнейшего своего бытия, собственно, для
того, чтобы возникнуть в подлинном смысле этого слова, индивидуальное
должно быть внутренне самостоятельно, оно должно быть наполнено внутренней
правдой. Поэтому данная ситуация, идущая на смену предыдущим, называется
Внутренняя правда. Независимо от того, насколько развит данный индивидуум,
эта внутренняя правда должна присутствовать в нем. С точки зрения авторов
«Книги Перемен», вепри и рыбы представляют собой существа, наиболее тупые
и ограниченные в дурном смысле слова. Конечно, это лишь образ,
обозначающий слаборазвитого человека. Но даже такой человек, несмотря на
всю его ограниченность, если он обладает этой внутренней правдой, все же
является человеком и может действовать в окружающей его жизни. При наличии
такой внутренней правды он способен к серьезной и большой деятельности, в
которой, само собою, он должен сохранять стойкость, т.е. умение
гармонировать внешнее побуждение к действию и внутреннюю реакцию на это
побуждение. Именно в гармонии восприятия и реакции должна протекать эта
серьезная и большая деятельность, которая имеется здесь в виду. Эту мысль
«Книга Перемен» облекает в следующие образы:
Внутренняя правда. Даже вепрям и рыбам счастье. Благоприятен брод через
великую реку. Благоприятна стойкость.
1
В самом начале данной ситуации, когда она еще не только не выявлена вовне,
но и не найдена внутри, соразмерность и гармоничность, о которой только
что было сказано, являются еще проблематичными. Но только при наличии их
может быть достигнуто счастье. Всякое отступление от этого, если не
приведет к несчастью, во всяком случае, вызовет беспокойство, а оно именно
мешает правильному и нормальному ходу всего процесса. Поэтому в
предупреждение «Книга Перемен» говорит:
В начале сильная черта. Если будет соразмерность, то будет счастье. Если
отвлечешься к другому, будет неспокойно.
2
Каждый индивидуум, возникший в ходе творчества, которое должно было
охарактеризовано на предыдущей ступени, представляет собою нечто
самостоятельное. И отношение между индивидуумами рассматривается с точки
зрения их подлинного внутреннего содержания. Это не их внешнее
соотношение, а соотношение их сущностей. Внешне они могут и не видеть друг
друга, могут оставаться в тени один по отношению к другому, но в силу их
внутреннего созвучия, в силу того, что в каждом из них есть эта внутренняя
правда, они могут гармонически вторить друг другу. При таком внутреннем
согласии, естественно, в них может возникнуть желание поделиться своим
состоянием. Поэтому текст «Книги Перемен» здесь говорит:
Сильная черта на втором месте. Кричащий журавль находится в тени. Его
птенцы вторят ему. У меня есть хороший кубок, я разделю его с тобой.
3
При выходе вовне, свойственном третьей позиции, когда уже возникли
отдельные индивидуумы, человек встречает равного себе противника. Поэтому
успех или неуспех заранее здесь не может быть предопределен, и
альтернативность данной позиции «Книга Перемен» выражает следующим
образом:
Слабая черта на третьем месте. Найдешь противника. То забьешь в барабан,
то перестанешь. То заплачешь, то запоешь.
4
В некоторых случаях гексаграмма рассматривается не как состоящая из двух
триграмм, а состоящая из трех пар отдельных черт. В данном случае
четвертая и третья черты представляют собою известную пару. Но третья
черта была здесь охарактеризована полной неуверенностью. Само собою,
сочетание с таким человеком, который совсем не уверен в своих действиях,
не может быть благоприятным. Здесь больше следует обратиться вперед к
выявлению той внутренней правдивости, которая характеризует всю данную
ситуацию. Однако полное выявление ее на позиции, где эта внутренняя
правдивость еще недостаточно созрела для того, чтобы распространиться
вовне, еще невозможно. Здесь область «почти». Все дело в том, что здесь
луна почти достигла полнолуния. И поэтому человеку может показаться данное
положение опасным. Однако невозможность связи с предыдущим и устремление к
последующему приводит к тому, что исход данной позиции все-таки
благоприятен. Поэтому в тексте здесь говорится:
Слабая черта на четвертом месте. Луна близится к полнолунию. Пара коней
погибнет. Хулы не будет.
5
Вторая позиция, характеризующая данную ситуацию изнутри, говорила о
созвучии сущностей. Пятая позиция, характеризующая тот же процесс извне,
говорит о результате такого созвучия — об объединении. Само наличие
внутренней правдивости приводит к такому объединению. Поэтому текст здесь
говорит только:
Сильная черта на пятом месте. Обладай правдой. Она объединяет. Хулы не
будет.
6
Все, что нужно было сделать для развития внутренней правдивости, и все,
что нужно было сделать для объединения с другими личностями, также
исполненными этой внутренней правдивости, уже было достигнуто. Продолжение
той же деятельности привело бы лишь к стремлению чрезмерного подъема
самого себя. Однако поскольку в данной ситуации оно еще невозможно, то это
было бы равносильно стремлению подняться на небо. Упорное и стойкое
сохранение этого желания, само собою, т.е. к тому, что внутренняя
правдивость, характерная для данной ситуации, отошла бы от человека. В
этом смысле текст говорит:
Наверху слабая черта. Голоса пернатых поднимаются в небе. Стойкость к
несчастью.
Во внешнем — Утончение и проникновенность, во внутреннем — разрешение
и радостность. Если утончение и проникновенность во внешнем, несмотря
на
неопределенность, приносит радостность и чувство разрешения, то этот
человек обладает внутренней правдой. Поиск проявлений Абсолюта для него
является внутренней необходимостью.
Интерпретация Хейслип
Сейчас вам необходимо работать в сотрудничестве с другими
но никак не одному. Вы склонны переоценивать свои умственные способности;
остерегайтесь этого, иначе можете стать просто невыдержанным
и спесивым гордецом. И это может помешать осуществлению
ваших планов. Старайтесь быть сдержаннее и скромнее Желания ваши
исполнятся лишь в том случае, если они разумны и честны. В самом
ближайшем будущем ваши возможности и способности будут по достоинству
оценены начальством; это очень поможет вам продвинуться по
пути успеха.
  32. Хэн. ПостоянствоКанонический текcт
Свершение. Хулы не будет. Благоприятна стойкость. Благоприятно иметь,
куда выступить.
- Углубление в постоянство. — Стойкость — к несчастью. Ничего благоприятного.
- Раскаяние исчезнет.
- Не будешь постоянным в своих достоинствах, (а), может быть, попадешь
с ними в неловкое положение. Стойкость — к сожалению.
- На поле нет дичи.
- Будешь постоянным в своих достоинствах. Стойкость. Для жены счастье.
Для мужа — несчастье.
- Нарушенное постоянство. — Несчастье.
Уже в предыдущей гексаграмме, когда мы говорили о пятой черте, наметилась
тема постоянства. Если бы взаимодействие не было подчинено каким-нибудь
определенным и постоянным ненарушимым и постоянным законам, то оно не
могло бы приобрести своего качества единения. Поэтому как частный момент
предыдущего процесса рассматривается ситуация, имеющая название
постоянства. В переносе на символику семьи это — то постоянство брака, о
котором было сказано в предыдущей гексаграмме при рассмотрении ее в целом.
Однако постоянство имеет своей целью подготовку к дальнейшей деятельности
человека. Поэтому здесь надо иметь в виду не только само постоянство, но и
будущий выход вовне. Это состояние символизировано самим образом триграмм,
которые составляют данную гексаграмму. Внизу в ней помещается триграмма,
которая имеет своим качеством проникновение, даже взаимопроникновение.
Здесь указано та то, что было приобретено как результат взаимодействия на
предыдущей ступени. Верхняя триграмма, которая обозначает выход вовне,
молния, которая имеет своим качеством активнейшую деятельность, т.е. выход
вовне, который проявляется в этой активнейшей деятельности. Но именно в
этой деятельности необходимо особенно строго соблюдать закон постоянства.
Вот почему в тексте данной гексаграммы говорится:
Постоянство. Свершение. Благоприятна стойкость. Хулы не будет.
Благоприятно иметь куда выступить.
1
В предыдущей ситуации важнее всего было обратить внимание на то, чтобы
было взаимодействие. Здесь же, наоборот, акцентируется момент
неподвижности. Но эта неподвижность, как указывается в общем, вступлении,
не должна быть замкнутой исключительно в себе. Если нижняя триграмма
выражает внутренний мир, то первая черта выражает наибольшие глубины этой
внутренней жизни, те глубины, в которых человек замкнут исключительно в
себе. Поэтому данная позиция является символом как раз того замкнутого
пребывания в себе, стойкое соблюдение которого может привести только к
неблагоприятному исходу. Вот почему в «Книге Перемен» мы читаем:
В начале слабая черта. Углубленное постоянство. Стойкость — к несчастью.
Ничего благоприятного.
2
Здесь, по-видимому, испорчен текст, ибо не хватает самого афоризма, а есть
только гадательный вывод из него, который говорит:
Сильная черта на втором месте. Раскаяние исчезнет.
3
Третья позиция, представляющая собою переход к внешней деятельности, в
ситуации, где речь идет о соблюдении постоянства именно во внешней
деятельности, может иметь своим дурным последствием нарушение советов,
т.е. утрату своего постоянства — пребывание стойко на месте. Поэтому текст
здесь звучит предупреждением:
Сильная черта на третьем месте. Не будешь постоянным в своих достоинствах.
А, может быть, попадешь с ними в неловкое положение. Стойкость — к
сожалению.
4
Одно из необходимых качеств охотника, которое для него совершенно
необходимо, — это выдержка и умение выждать. Только тогда он может
рассчитывать добыть на охоте дичь. На четвертой позиции, которая является
первой в триграмме, обозначающей действие, именно постоянство, т.е.
выдержка, может быть утрачено. На языке охотника это может обозначить
неудачную охоту. Все шансы здесь за то, что человек может потерять свое
постоянство при первом переходе к реальной деятельности. Поэтому
лаконичный образ «Книги Перемен» здесь говорит:
Сильная черта на четвертом месте. На поле нет дичи.
5
Если на третьей позиции речь шла об утрате постоянства, то в пятой
позиции, которая является самым интенсивным выявлением данной ситуации,
постоянство достигнуто и существует во всей своей полноте. Но, с точки
зрения китайской традиции, постоянство и пребывание на месте в доме
является по преимуществу деятельностью жены, тогда как муж призван
действовать вовне. Поэтому в данном тексте есть следующие указания:
Слабая черта на пятом месте. Будешь постоянным в своих достоинствах.
Стойкость. Для жены — счастье. Для мужа — несчастье.
6
Поскольку шестая позиция представляет собою конец данной ситуации и
переход к следующей, поскольку здесь основное качество, охарактеризованное
в данной гексаграмме, т.е. постоянство, нарушается. Но это нарушение,
собственно, не должно идти по линии утраты постоянства, ибо, как сказано,
было в начале данной гексаграммы, постоянство должно быть соблюдено в
самой активной деятельности. Поэтому утрата постоянства, о которой говорит
текст, может привести только к неблагоприятному исходу, вот почему в
тексте сказано:
Наверху слабая черта. Нарушенное постоянство. Несчастье.
Во внешнем — Возбуждение и подвижность, во внутреннем — Утончение и
проникновенность. Проникновение во внутреннем несмотря на возбуждение
во внешнем — углубление в постоянство.
Интерпретация Хейслип
Не нужно гнаться за двумя зайцами сразу, буквально разрываясь
на части. Храните выдержку, и все завершиться удачно для вас.
Будьте терпеливы — и желание ваше исполнится. Попытайтесь сейчас
хорошенько разобраться в своих намерениях и планах на будущее. Однако
для новых начинаний момент не слишком подходящий.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого