
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  61. Чжун-фу. Внутренняя правдаКанонический текcт
(Даже) вепрям и рыбам — счастье. Благоприятен брод через великую реку.
Благоприятна стойкость.
- (Если будет) соразмерность, (то будет) счастье. (Если отвлечешься)
к другому — будет неспокойно.
- Кричащий журавль находится в тени. Его птенцы вторят ему. У меня
есть хороший кубок, я разделяю его с тобой.
- Обретешь противника. То забьешь в барабан, то прекратишь, то заплачешь,
то запоешь.
- Луна почти в полнолунии. Пара коней погибнет. — Хулы не будет.
- Обладай правдой — (она) объединяет. — Хулы не будет.
- Голоса пернатых поднимаются в небо. — Стойкость — к несчастью.
В процессе раздробления возникли отдельные индивидуумы. Процесс этот
подвергался ограничению. Таким образом, индивидуальное представляло
известную стойкость. Но для дальнейшего своего бытия, собственно, для
того, чтобы возникнуть в подлинном смысле этого слова, индивидуальное
должно быть внутренне самостоятельно, оно должно быть наполнено внутренней
правдой. Поэтому данная ситуация, идущая на смену предыдущим, называется
Внутренняя правда. Независимо от того, насколько развит данный индивидуум,
эта внутренняя правда должна присутствовать в нем. С точки зрения авторов
«Книги Перемен», вепри и рыбы представляют собой существа, наиболее тупые
и ограниченные в дурном смысле слова. Конечно, это лишь образ,
обозначающий слаборазвитого человека. Но даже такой человек, несмотря на
всю его ограниченность, если он обладает этой внутренней правдой, все же
является человеком и может действовать в окружающей его жизни. При наличии
такой внутренней правды он способен к серьезной и большой деятельности, в
которой, само собою, он должен сохранять стойкость, т.е. умение
гармонировать внешнее побуждение к действию и внутреннюю реакцию на это
побуждение. Именно в гармонии восприятия и реакции должна протекать эта
серьезная и большая деятельность, которая имеется здесь в виду. Эту мысль
«Книга Перемен» облекает в следующие образы:
Внутренняя правда. Даже вепрям и рыбам счастье. Благоприятен брод через
великую реку. Благоприятна стойкость.
1
В самом начале данной ситуации, когда она еще не только не выявлена вовне,
но и не найдена внутри, соразмерность и гармоничность, о которой только
что было сказано, являются еще проблематичными. Но только при наличии их
может быть достигнуто счастье. Всякое отступление от этого, если не
приведет к несчастью, во всяком случае, вызовет беспокойство, а оно именно
мешает правильному и нормальному ходу всего процесса. Поэтому в
предупреждение «Книга Перемен» говорит:
В начале сильная черта. Если будет соразмерность, то будет счастье. Если
отвлечешься к другому, будет неспокойно.
2
Каждый индивидуум, возникший в ходе творчества, которое должно было
охарактеризовано на предыдущей ступени, представляет собою нечто
самостоятельное. И отношение между индивидуумами рассматривается с точки
зрения их подлинного внутреннего содержания. Это не их внешнее
соотношение, а соотношение их сущностей. Внешне они могут и не видеть друг
друга, могут оставаться в тени один по отношению к другому, но в силу их
внутреннего созвучия, в силу того, что в каждом из них есть эта внутренняя
правда, они могут гармонически вторить друг другу. При таком внутреннем
согласии, естественно, в них может возникнуть желание поделиться своим
состоянием. Поэтому текст «Книги Перемен» здесь говорит:
Сильная черта на втором месте. Кричащий журавль находится в тени. Его
птенцы вторят ему. У меня есть хороший кубок, я разделю его с тобой.
3
При выходе вовне, свойственном третьей позиции, когда уже возникли
отдельные индивидуумы, человек встречает равного себе противника. Поэтому
успех или неуспех заранее здесь не может быть предопределен, и
альтернативность данной позиции «Книга Перемен» выражает следующим
образом:
Слабая черта на третьем месте. Найдешь противника. То забьешь в барабан,
то перестанешь. То заплачешь, то запоешь.
4
В некоторых случаях гексаграмма рассматривается не как состоящая из двух
триграмм, а состоящая из трех пар отдельных черт. В данном случае
четвертая и третья черты представляют собою известную пару. Но третья
черта была здесь охарактеризована полной неуверенностью. Само собою,
сочетание с таким человеком, который совсем не уверен в своих действиях,
не может быть благоприятным. Здесь больше следует обратиться вперед к
выявлению той внутренней правдивости, которая характеризует всю данную
ситуацию. Однако полное выявление ее на позиции, где эта внутренняя
правдивость еще недостаточно созрела для того, чтобы распространиться
вовне, еще невозможно. Здесь область «почти». Все дело в том, что здесь
луна почти достигла полнолуния. И поэтому человеку может показаться данное
положение опасным. Однако невозможность связи с предыдущим и устремление к
последующему приводит к тому, что исход данной позиции все-таки
благоприятен. Поэтому в тексте здесь говорится:
Слабая черта на четвертом месте. Луна близится к полнолунию. Пара коней
погибнет. Хулы не будет.
5
Вторая позиция, характеризующая данную ситуацию изнутри, говорила о
созвучии сущностей. Пятая позиция, характеризующая тот же процесс извне,
говорит о результате такого созвучия — об объединении. Само наличие
внутренней правдивости приводит к такому объединению. Поэтому текст здесь
говорит только:
Сильная черта на пятом месте. Обладай правдой. Она объединяет. Хулы не
будет.
6
Все, что нужно было сделать для развития внутренней правдивости, и все,
что нужно было сделать для объединения с другими личностями, также
исполненными этой внутренней правдивости, уже было достигнуто. Продолжение
той же деятельности привело бы лишь к стремлению чрезмерного подъема
самого себя. Однако поскольку в данной ситуации оно еще невозможно, то это
было бы равносильно стремлению подняться на небо. Упорное и стойкое
сохранение этого желания, само собою, т.е. к тому, что внутренняя
правдивость, характерная для данной ситуации, отошла бы от человека. В
этом смысле текст говорит:
Наверху слабая черта. Голоса пернатых поднимаются в небе. Стойкость к
несчастью.
Во внешнем — Утончение и проникновенность, во внутреннем — разрешение
и радостность. Если утончение и проникновенность во внешнем, несмотря
на
неопределенность, приносит радостность и чувство разрешения, то этот
человек обладает внутренней правдой. Поиск проявлений Абсолюта для него
является внутренней необходимостью.
Интерпретация Хейслип
Сейчас вам необходимо работать в сотрудничестве с другими
но никак не одному. Вы склонны переоценивать свои умственные способности;
остерегайтесь этого, иначе можете стать просто невыдержанным
и спесивым гордецом. И это может помешать осуществлению
ваших планов. Старайтесь быть сдержаннее и скромнее Желания ваши
исполнятся лишь в том случае, если они разумны и честны. В самом
ближайшем будущем ваши возможности и способности будут по достоинству
оценены начальством; это очень поможет вам продвинуться по
пути успеха.
  38. Куй. РазладКанонический текcт
В незначительных делах — счастье.
- Раскаяние исчезнет. (Когда) утратишь коня, не гонись за ним: (он)
и сам вернется. Увидишь злого человека — хулы не будет.
- Встретишься с господином в закоулке — хулы не будет.
- Увидишь, что воз оттягивают вспять и его быка задерживают. У человека
обрезаны волосы и нос. Не (в твоей) власти начало, но (в твоей) власти
конец.
- Разлад и одиночество. (Если) встретишь великого мужа (и если) связь
с ним будет правдива, (то — хотя это и) опасное (положение), хулы будет.
- Раскаяние исчезнет. Этот (твой) сообщник прокусит кожу. Если выступишь
— какая же может быть хула?
- Разлад и одиночество. Увидишь свинью, покрытую грязью , (увидишь,
что) бесы наполняют всю колесницу. Сперва натянешь лук (против этого, а)
потом отложишь его в сторону. (Если бы) не разбойник, (был бы брак). (Если),
выступая, встретишь дождь, то (будет) счастье.
Если семья устроена неправильно, т.е. если, прежде всего глава ее не
развивает в себе необходимых качеств, если семья предоставлена самой себе,
то в ней с необходимостью возникает разлад, т.е. та ситуация, которая
рассматривается здесь. Данная гексаграмма комментируется еще со следующей
стороны. Триграммы, ее составляющие, по семейной символике «Книги Перемен»
обозначают среднюю дочь и младшую дочь, т.е. двух женщин. Как говорят
китайские комментаторы, в одном доме две женщины не могут жить в мире,
между ними с необходимостью возникает разлад. Само собой, и в такой
обстановке кое-что может быть сделано, но то только незначительные мелкие
дела. Поэтому и текст говорит здесь о мелких делах, которые могут быть
благоприятны. С другой стороны, этот образ, независимо от символики семьи,
рассматривается еще комментаторами и так: верхняя триграмма здесь огонь,
могущий подняться, двигаться вверх; нижняя триграмма здесь водоём, для
него характерно движение в глубину, т.е. вниз. Таким образом, между
верхней и нижней триграммой происходит разрыв, который самым ярким образом
выражен в 12-й гексаграмме. Как там был распад, так здесь — разлад.
Поэтому в тексте мы читаем:
Разлад. В незначительных делах счастье.
1
Во время разлада самое лучшее — не принимать в нем участия, предоставив
событиям течь самим по себе и, не вмешиваясь в них, ждать, когда данная
ситуация минет и можно будет что-нибудь сделать. Достаточно увидеть этот
разлад, и самое созерцание его и понимание его качества дадут возможность
направить свою деятельность так, что она не приведет к дурному результату.
Так, достаточно увидеть злого человека как именно злого, для того чтобы
понять, как следует себя вести по отношению к нему, и тем самым
обезопасить себя от его действий. В этом смысле текст говорит:
В начале сильная черта. Раскаяние исчезнет. Когда потеряешь коня, не
гонись за ним. Он и сам вернется. Увидишь злого человека — хулы не будет.
2
Пассивная выжидательная позиция, которая должна быть занята здесь, не
исключает возможности встречи с высшим, ибо оно может оказаться и в таком
захолустье, которое представляет собою атмосфера разлада. То, что здесь
эта встреча возможна, объясняет комментаторами через образ соответствия
второй позиции и пятой, которой свойственно качество мягкости и
податливости в контексте данной гексаграммы, т.е. качество милостивой
снисходительности. В этом смысле приходится понимать афоризм текста:
Сильная черта на втором месте. Встретишь господина в закоулке. Хулы не
будет.
3
Третья позиция, расположенная между второй и четвертой, склоняет человека
к тому, что он обращает на них больше внимания, чем это следует. Здесь
именно не следует обращать внимания на действия окружения, т.е. вторую и
четвертую позиции, которые, конкурируя друг с другом, представляют собой
этот разлад. Наоборот, если бы человек обратил внимание на воздействие
извне, на спорящие стороны, то это значило бы, что он остановился на
данной позиции, тогда как именно с нее нужно сойти. Это значило бы, что он
лишился возможности движения вперед, или, иными словами, он сам подверг
себя казни. Для того чтобы преодолеть это, надо думать, что в данной
ситуации сам человек невиновен, не в его власти начало этой ситуации, и
только правильным поведением своим он может достигнуть того, что конец
этой ситуации будет сделан таким, каким это необходимо для него. Текст это
облекает в следующие образы:
Слабая черта на третьем месте. Увидишь, что воз оттягивает вспять и его
вола задерживают. У человека в нем обрезаны волосы и нос. Не в твоей
власти начало, но в твоей власти конец.
4
Первая позиция характеризовалась стремлением предоставить событиям течь,
как они протекают. Поэтому силы первой позиции не оказывают никакого
влияния на остальные события. И четвертая позиция, которая по закону
соответствий могла бы быть поддержана только первой, указывается символом
того, кто оставлен в полном одиночестве во время разлада. Здесь следует не
столько рассчитывать на поддержку со стороны первой позиции, сколько на
связь с тем, кто символизирован на следующей позиции. Само собой, это
положение может быть названо ужасным, но если связь с вышестоящим будет
правдивой, то даже в одиночестве будут найдены необходимые силы для
преодоления разлада. Текст говорит здесь:
Сильная черта на четвертом месте. Разлад и одиночество. Если встретишь
великого мужа и если связь с ним будет правдивой, то хотя это и ужасное
положение, хулы не будет.
5
Пятая позиция, наконец, приводит к тому, что намечается выход из ситуации
разлада. Поэтому при правильном действии на ней не в чем будет
раскаиваться. Кроме того, пятая позиция здесь может найти поддержку в том
человеке, который представлен второй чертой. Если она отстоит от данного
человека на некотором расстоянии и две черты их разделяют, точно
перегородка, «кожа», о которой говорит текст, то все же в силу
соответствия это препятствие может быть устранено. И самое лучшее при
полном развитии сил, нужных для преодоления разлада, — выступить из данной
ситуации. В этом случае приходится понимать текст:
Слабая черта на пятом месте. Раскаяние исчезнет. Этот сообщник прокусит
кожу. Если выступишь, то какая же может быть хула?
6
На шестой позиции, т.е. в апогее разлада, перед человеком предстает разлад
во всей своей силе, во всей своей грязи и безобразии. Если человек здесь и
предпринимает какие-нибудь действия против него, то вскоре может
убедиться, что действия эти тщетны, ибо разлад, как ложное отношение между
людьми, лишен субстанциональности. Такой человек увидит, что это не
подлинные, а потому и непостоянные отношения между людьми. Поэтому если он
предпринимает против разлада какие-нибудь действия, то вскоре поймет, что
эти действия излишни, ибо ситуация сама собой должна миновать. Здесь могло
бы быть полное воссоединение враждующих сторон. Но все же сам разлад,
олицетворенный в образе разбойника, здесь еще продолжает действовать. Но
действие его таково, что в силу окончания данной ситуации напряженная
атмосфера должна разрядиться, точно грозовая туча должна пролить дождь. В
этом смысле в «Книге Перемен» сказано:
Наверху сильная черта. Разлад и одиночество. Увидишь свинью, покрытую
грязью. Увидишь, что бесы наполняют всю колесницу. Сперва натянешь лук
против этого, а потом отложишь его в сторону. Если бы не разбойник, был бы
брак. Если, выступая, встретишь дождь, то будет счастье.
Во внешнем — Сцепление и ясность, во внутреннем — Разрешение и
радостность. Для людей с неокрепшим сознанием в
этой ситуации нет ничего
неблагоприятного. Но для тех, у кого оно более развито, предопределенное
окончание внутреннего процесса, несмотря на преобладание Ян как во
внутреннем, так и во внешнем, благоприятность данной ситуации весьма
сомнительна.
Интерпретация Хейслип
Эта гексаграмма говорит, что сейчас ваша жизнь лишена гармонии.
Вам кажется, будто все вокруг придираются к вам, настроены
агрессивно. Вас выводят из себя даже самые незначительные события.
Возьмите себя в руки, не нервничайте, положение скоро изменится. Сочувствующих
людей вам сейчас найти трудно. Некая женщина действует
вам на нервы. Контролируйте свои слова, поступки, и не принимайтесь
ни за что новое. Те события, вещи, которые находятся в настоящее время
в поле ваших интересов, на деле совершенно не соответствует вашим
истинным желаниям.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого