
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  62. Сяо-го. Переразвитие малогоКанонический текcт
Свершение; благоприятна стойкость. Возможны дела малых; невозможны дела
великих. От летящей птицы остается (лишь) голос (ее). Не следует подниматься,
следует опускаться. (Тогда будет) великое счастье.
- Летящая птица, и потому — несчастье.
- Пройдешь мимо своего праотца и встретишь свою праматерь, не дойдешь
до своего государя и встретишь его слугу. — Хулы не будет.
- (Если), проходя мимо, не защитишься, (то) кто-нибудь сзади нападет
на тебя. — Несчастье.
- Хулы не будет. (Если) не пройдешь мимо, (то) встретишься. Отправление
— опасно. Необходимы запреты. Не действуй (с) вечной стойкостью.
- Плотные тучи — и нет дождя; (они) — с нашей западной окраины. Князь
выстрелит и попадет в того, кто в пещере.
- Не встретишься и пройдешь мимо. Летящая птица удалится. — Несчастье.
Это называется стихийным бедствием и бедой.
На предыдущей ступени была выработана внутренняя правда, поэтому ошибки,
которые все же могут наступить, не могут быть крупными и серьезными
ошибками. Нужно иметь доверие к самой правде, ибо она будет руководить
деятельностью человека. Поэтому, если и возможно какое-нибудь
переразвитие, т.е. нарушение гармонии, то лишь переразвитие малого. Для
того чтобы достичь правильного развития, корректирующего ошибочность
действий, необходимо стойкое соблюдение честного образа действий как
результатов правды. Человек здесь может действовать в малом, но не в
великом, ибо здесь только еще начинается деятельность уже созданного и
насыщенного внутренней правдивостью индивидуума. Всякое стремление
подняться выше положенных возможностей приводит к утрате того, что может
быть достигнуто. Точно птица, эта возможность отлетает от человека, и до
человека долетает лишь ее голос. Этот голос движется сверху вниз, и погоня
за ним привела бы лишь к утрате его. Наоборот, пребывание внизу может
привести к тому, что он будет услышан. Образ птицы, который дается здесь,
усматривается некоторыми комментаторами в самом образе гексаграммы. В ней
посредине две сильные черты. Они изображают туловище птицы. Под ними и над
ними мы видим по паре слабых черт, и эти слабые черты, понимаемые иногда
как мягкие, изображают мягкие крылья птицы. Поэтому для выражения чего-то
отходящего от человека здесь использован образ летящей птицы.
Гармоничность самого образа гексаграммы, его симметрия, по мнению Вань И,
должна указывать на гармоничность действий человека, на его далекость от
обеих крайностей. А это необходимо для того, чтобы найти правильный выход
из тех небольших ошибок, которые могут наступить при индивидуальной
деятельности отдельного человека. Эта мысль выражена в тексте так:
Переразвитие малого. Свершение. Благоприятна стойкость. Можно действовать
в малом. Нельзя действовать в великом. От летящей птицы остается лишь
голос ее. Не следует подыматься. Следует опускаться.
Тогда будет великое счастье.
1
Первый момент возникновения ошибки еще не является тем временем, когда она
может быть исправлена. Поэтому здесь, на первой ступени, только
характеризуется отход правдивости, исчезновение ее в момент свершения
неправильного поступка. В тексте читаем:
В начале слабая черта. Летящая птица. И может быть — несчастье.
2
Незначительность ошибки, которая может возникнуть здесь и от которой
предупреждает текст «Книги Перемен», может состоять, прежде всего, в том,
что предыдущая ступень — преддверие цели — может быть принята за последнюю
ступень, за самую цель. В стремлении к предку человек может сначала
встретить свою праматерь и остановиться на этом. Ошибка будет состоять в
том, что он может пройти мимо своего предка, он может пройти мимо своей
цели и удовлетворится чем-то, почти заменяющим объект его стремлений. Но
поскольку он кое-чего достигает, постольку «Книга Перемен» говорит о
результате, который является в общем благополучным. Так, в тексте здесь мы
читаем:
Слабая черта на втором месте. Пройдешь мимо своего праотца и встретишь
свою праматерь. Не дойдешь до своего государя, встретишь его слугу. Хулы
не будет.
3
Переразвитие является в известном смысле движением, проходящим мимо цели.
Если человек проходит мимо цели, не замечая ее, то в известном смысле он
не достигает ее, хотя бы он сделал и больше, чем-то, что требовалось от
него самим положением его в жизни. Так, недостигнутая (т.е. неосознанная и
незамеченная) цель, стоящая позади человека, точно предъявляет ему
известный счет, нападает на него сзади. Здесь, на третьей позиции, именно
это имеется в виду. Если человек будет действовать вовне, не осознав и,
таким образом, не достигнув тех внутренних целей, который должны были быть
достигнуты в предыдущем, если человек не защитится от возможного нападения
со стороны своей собственной совести, то его ждет несчастье. Вот почему в
тексте здесь указано:
Сильная черта на третьем месте. Если, проходя мимо, не защититься, то
кто-нибудь сзади нападет на тебя. Несчастье.
4
Динамика четвертой позиции в ее стремлении к пятой позиции может лишь
усилить такое движение, которое проходит мимо своей собственной цели.
Безостановочность этого движения может быть пережита как нечто ужасное.
Для того чтобы избежать его, необходимо самому себе поставить известные
запреты и не слишком напряженно отдаваться деятельности. Вот почему в
тексте здесь мы читаем:
Сильная черта на четвертом месте. Если, проходя мимо, не встретишься, то
выступление будет ужасно. Необходимы запреты. Не действуй. Вечная
стойкость.
5
По своему характеру пятая позиция должна была бы изображать деятельность,
которая направлена на пользу окружающим людям. Но здесь остаются ошибки,
хотя и малые. И эта деятельность, дарующая другим, в этих условиях
невозможна. Все силы для того, чтобы оказывать помощь другим, здесь
налицо, и, тем не менее, эта помощь здесь не наступает. Точно плотные
тучи, которые приходят с западной окраины, осознаваемой авторами «Книги
Перемен» как земля, принадлежащая им самим, не дают дождя. Тем не менее,
самой этой позиции может быть оказана помощь силами предыдущей. Если пятая
позиция в общественной символике изображает царя, то четвертая изображает
князя; человек, занимающий пятую позицию в данной ситуации (поскольку он
не выходит за пределы самого себя), точно сидит в пещере. Влияние
предыдущей позиции на данную выражается в образе выстрела, который
попадает в такого, сидящего в пещере, т.е. в личной замкнутости, человека.
Поэтому в тексте мы здесь видим следующие образы:
Слабая черта на пятом месте. Плотные тучи, и нет дождя. Они с нашей
западной окраины. Князь выстрелит и попадет в того, кто в пещере.
6
Малая ошибка в случае ее переразвития становится уже крупной ошибкой.
Переразвитие свойственно верхней позиции. Поэтому ничего благоприятного не
может быть на ней. Эта неудачность положения выражена в образах, уже
знакомых нам и не требующих особой расшифровки. Так, в тексте мы читаем:
Наверху слабая черта. Не встретишь, а пройдешь мимо. Летящая птица
удалится. Несчастье. Это называется бедствия и беды.
Во внешнем — Возбуждение и подвижность, во внутреннем — Пребывание и
незыблемость. Если внутреннее не готово меняться при встрече с
подвижностью и возбуждением во внешнем, то человек склонен считать эти
внешние изменения — стихийным бедствием и бедой. Все не замечаете, что
все меняется: вы идете к государю, а там его слуга; вместо праотца
встречаете праматерь; ожидаете нападение с одной стороны, а оно
произойдет с другой и т.д. Все действия невпопад, поэтому лучше вообще не
действовать и оградить себя запретами, чем совершать новые ошибки.
Интерпретация Хейслип
Возможно, вы разочаруетесь в том человеке, которого любите,
но не надо все воспринимать слишком трагично. Надо сказать, что вы
упустили тот счастливый и наилучший шанс, который помог бы исполнению
вашего желания. Но скоро появится новый. Данный период мало
подходит для дальних поездок, но зато есть возможность значительно
поправить финансовые дела. Не разменивайтесь по мелочам, не придавайте
им слишком много значения, это никогда и никому не идет на
пользу.
  42. И. ПриумножениеКанонический текcт
Благоприятно иметь, куда выступить. Благоприятен брод через великую
реку.
- Благоприятствует необходимость вершить великие дела. Изначальное
счастье. — Хулы не будет.
- Можно и приумножить то, (в чем недостаток). Черепаха — оракул (ценой
в) десять связок (монет. От его указаний) невозможно отклониться. Вечная
стойкость — к счастью. Царю надо (проникнуть) с жертвами к богам. — Счастье.
- Если приумножить это, то с необходимостью (накличешь) несчастья
делу. Хулы не будет. Обладая правдой, пойдешь верным путем, заявишь (об этом)
князю и поступишь (по его) мановению.
- (Если), идя верным путем, заявишь (об этом) князю, (то) за (тобою)
пойдут. Благоприятствует необходимости, создав (себе) поддержку, перенести
столицу.
- Обладая правдой, облагодетельствуешь сердца (людей, но) не спрашивай
(их об этом). — Изначальное счастье. Обладание правдой облагодетельствует
(и) твои собственные достоинства.
- Ничто не преумножит это, (а), пожалуй, разобьет это. В воспитании
сердец не будь косным. (Иначе) — несчастье.
То, о чем будет, говорится в данной гексаграмме, уже было частично
намечено в предыдущей. Убавление отрицательных сторон приводит к
приумножению положительных. Но само собой такое приумножение положительных
сторон возможно лишь в том случае, если злу противопоставляется активное
создание добра, а не простое выжидание. Поэтому в ситуации Приумножения
чрезвычайно важно сохранение и действие той внутренней правдивости,
которая намечалась уже из предыдущей ситуации. Здесь сама ситуация
предполагает к тому, чтобы, исходя из внутренней правдивости, предпринять
какое-нибудь серьезное и большое дело, ведущее к крупным переменам. В этом
смысле говорит текст:
Приумножение. Благоприятно иметь куда выступить. Благоприятен брод через
великую реку.
1
Многое из того, что происходит в этой ситуации, было уже намечено в
предыдущем. Первая позиция, которая представляет собою преемницу всей
предыдущей ситуации, особенно предрасположена к тому, чтобы совершить те
великие действия, о которых говорит основной афоризм. Произведение великих
действий здесь является уже чем-то необходимым. И только при наличии такой
деятельности, которая идет по пути приумножения не только своих
собственных достоинств, но и всего окружения, осуществится тот
благоприятный исход, который идеально может быть мыслим здесь. В этом
смысле говорит текст:
В начале слабая черта. Благоприятствует необходимости вершить великие
дела. Изначальное счастье. Хулы не будет.
2
Тот афоризм, который был нами рассмотрен на пятой позиции предыдущей
гексаграммы, здесь находится на подобающем месте. Поэтому, не повторяя
объяснения образов данного афоризма, которое было сделано выше,
непосредственно переводим самый афоризм. Он, правда, осложнен здесь еще
указанием на жертвоприношение, но оно является лишь развитием основного
образа, уже рассмотренного выше. Текст здесь следующий:
Слабая черта на втором месте. Можно и приумножить то, в чем недостаток,
черепахой-оракулом ценой в 10 связок монет. От его указаний невозможно
уклонится. Вечная стойкость — к счастью. Царю надо проникнуть — жертвами к
богам. Счастье.
3
На пользу человеку может быть не только помощь, которую ему оказывает
кто-нибудь другой. Но, как это ни странно, и противодействие, оказываемое
человеку, может быть направлено ему на пользу и на приумножение его
достоинств и сил, ибо в борьбе с препятствиями человек может закалить и
укрепить свои, уже присущие ему силы. Здесь сказывается влияние шестой
позиции, которая не столько способствует и помогает третьей, сколько
противоборствует ей, ибо в ней процесс приумножения уже заканчивается. Но
при наличии необходимой внутренней правдивости, при умении совершать
нужные и верные поступки именно это противодействие может привести
человека к благоприятному исходу. Он не должен скрывать свои силы,
приобретенные на других путях. Но в своей деятельности он должен иметь
перед собой некий руководящий образец, ибо его собственной силы для
определенной своей деятельности здесь еще не хватает, так как здесь
процесс приумножения еще не доведен до предельной высоты. Поэтому довольно
пространный текст говорит следующее:
Слабая черта на третьем месте. Приумножай и при посредстве несчастных
событий. Хулы не будет. Если сам, обладая правдой, пойдешь верным путем,
если заявишь об этом князю и поступишь по его мановению, то хулы не будет.
4
Те крупные события и действия, о которых говорилось в общем, афоризме ко
всей гексаграмме, здесь могут быть доведены до их реализации. Одним из
образов крупных действий, значительных и отмечавшихся в истории, в древнем
Китае рассматривалось перенесение столицы. При нем царь должен был,
конечно, считаться с голосом своих вассалов, и, только найдя в них
поддержку, он мог решаться на перенесение столицы. Так расшифровывается
данный текст, в образах которого по существу говорится лишь о предприятии
какого-нибудь серьезного дела, которое затрагивает не только самого
деятеля, но и его окружение. В тексте здесь мы читаем:
Слабая черта на четвертом месте. Если, идя верным путем, заявишь об этом
князю, то все за тобой пойдут. Благоприятствует необходимости, создав себе
поддержку, перенести столицу.
5
Верхняя триграмма символизирует внешнее, равно как и деятельность,
направленную вовне, поэтому приумножение, которое имеется в виду здесь, не
может быть направлено исключительно на свою собственную пользу. Здесь
более чем где бы то ни было, выступает необходимость. Направить
приумножение на окружающих людей, в особенности на людей, стоящих ниже в
каком бы то ни было смысле. Здесь необходимо, как говорит текст,
облагодетельствовать людей. Но помощь, оказываемая извне, была бы лишь
искажением этой помощи, если бы оказавший милость спрашивал людей, которые
получили что-нибудь от него, о том, хорошо ли им стало. Такая помощь
производила бы впечатление, в конце концов, корыстного действия. Если
человек может воздержаться от этого и производит великие действия для
окружающих бескорыстно, то, в конце концов, это повышает и его собственные
моральные качества. В таком смысле текст говорит здесь:
Сильная черта на пятом месте. Обладая правдой, облагодетельствуешь сердца
людей, но не спрашивай их об этом. Изначальное счастье. Обладание правдой
облагодетельствует и твои собственные достоинства.
6
Характер действия этой позиции уже был отмечен нами при рассмотрении
третьей позиции. Это тоже оказание пользы и помощи другим, но оказывается
эта помощь своеобразно, не столько непосредственным приумножением их
достоинств, сколько оказанием препятствий их действиям. Однако если бы
человек, действующий исходя из этой позиции, стремился исключительно
ставить препятствия, то он не был бы на верном пути. Косность в этом
отношении была бы пагубной для себя самого, ибо окружающими была бы
воспринята не столько его своеобразная воспитательная деятельность,
сколько его суровость, граничащая с жестокостью. Поэтому текст говорит
здесь:
Наверху слабая черта. Ничего не приумножит это, а, пожалуй, разобьет это.
При воспитании сердец не будь косным. Иначе — несчастье.
Во внешнем — Утончение и проникновенность, во внутреннем Возбуждение и
подвижность. Подвижность во внутреннем приводит к утончению
во
внешнем. Это приумножение. Оно всегда благоприятно для ничтожного
человек, так как увеличивает в наблюдаемом мире число проявлений
абсолюта. Но для благородного подвижность означает увеличение
предсказуемости его действий, которые только начинаются с проявлений Ян,
поэтому эта ситуация не является для него однозначно благоприятной.
Интерпретация Хейслип
Данное время благоприятно выдающимся личностям. Но и для
остальных людей оно также плодотворно. Осуществится задуманное, будет
оплачено сделанное. И вы сможете оказать помощь другим. Некое
порученное вам дело обернется личной выгодой для вас. Вам также
готовятся сделать выгодное предложение. Желание ваше исполнится, не
без помощи вышестоящего лица. Есть возможность существенно поправить
свои финансовые дела, причем в самом ближайшем будущем.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого