
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  62. Сяо-го. Переразвитие малогоКанонический текcт
Свершение; благоприятна стойкость. Возможны дела малых; невозможны дела
великих. От летящей птицы остается (лишь) голос (ее). Не следует подниматься,
следует опускаться. (Тогда будет) великое счастье.
- Летящая птица, и потому — несчастье.
- Пройдешь мимо своего праотца и встретишь свою праматерь, не дойдешь
до своего государя и встретишь его слугу. — Хулы не будет.
- (Если), проходя мимо, не защитишься, (то) кто-нибудь сзади нападет
на тебя. — Несчастье.
- Хулы не будет. (Если) не пройдешь мимо, (то) встретишься. Отправление
— опасно. Необходимы запреты. Не действуй (с) вечной стойкостью.
- Плотные тучи — и нет дождя; (они) — с нашей западной окраины. Князь
выстрелит и попадет в того, кто в пещере.
- Не встретишься и пройдешь мимо. Летящая птица удалится. — Несчастье.
Это называется стихийным бедствием и бедой.
На предыдущей ступени была выработана внутренняя правда, поэтому ошибки,
которые все же могут наступить, не могут быть крупными и серьезными
ошибками. Нужно иметь доверие к самой правде, ибо она будет руководить
деятельностью человека. Поэтому, если и возможно какое-нибудь
переразвитие, т.е. нарушение гармонии, то лишь переразвитие малого. Для
того чтобы достичь правильного развития, корректирующего ошибочность
действий, необходимо стойкое соблюдение честного образа действий как
результатов правды. Человек здесь может действовать в малом, но не в
великом, ибо здесь только еще начинается деятельность уже созданного и
насыщенного внутренней правдивостью индивидуума. Всякое стремление
подняться выше положенных возможностей приводит к утрате того, что может
быть достигнуто. Точно птица, эта возможность отлетает от человека, и до
человека долетает лишь ее голос. Этот голос движется сверху вниз, и погоня
за ним привела бы лишь к утрате его. Наоборот, пребывание внизу может
привести к тому, что он будет услышан. Образ птицы, который дается здесь,
усматривается некоторыми комментаторами в самом образе гексаграммы. В ней
посредине две сильные черты. Они изображают туловище птицы. Под ними и над
ними мы видим по паре слабых черт, и эти слабые черты, понимаемые иногда
как мягкие, изображают мягкие крылья птицы. Поэтому для выражения чего-то
отходящего от человека здесь использован образ летящей птицы.
Гармоничность самого образа гексаграммы, его симметрия, по мнению Вань И,
должна указывать на гармоничность действий человека, на его далекость от
обеих крайностей. А это необходимо для того, чтобы найти правильный выход
из тех небольших ошибок, которые могут наступить при индивидуальной
деятельности отдельного человека. Эта мысль выражена в тексте так:
Переразвитие малого. Свершение. Благоприятна стойкость. Можно действовать
в малом. Нельзя действовать в великом. От летящей птицы остается лишь
голос ее. Не следует подыматься. Следует опускаться.
Тогда будет великое счастье.
1
Первый момент возникновения ошибки еще не является тем временем, когда она
может быть исправлена. Поэтому здесь, на первой ступени, только
характеризуется отход правдивости, исчезновение ее в момент свершения
неправильного поступка. В тексте читаем:
В начале слабая черта. Летящая птица. И может быть — несчастье.
2
Незначительность ошибки, которая может возникнуть здесь и от которой
предупреждает текст «Книги Перемен», может состоять, прежде всего, в том,
что предыдущая ступень — преддверие цели — может быть принята за последнюю
ступень, за самую цель. В стремлении к предку человек может сначала
встретить свою праматерь и остановиться на этом. Ошибка будет состоять в
том, что он может пройти мимо своего предка, он может пройти мимо своей
цели и удовлетворится чем-то, почти заменяющим объект его стремлений. Но
поскольку он кое-чего достигает, постольку «Книга Перемен» говорит о
результате, который является в общем благополучным. Так, в тексте здесь мы
читаем:
Слабая черта на втором месте. Пройдешь мимо своего праотца и встретишь
свою праматерь. Не дойдешь до своего государя, встретишь его слугу. Хулы
не будет.
3
Переразвитие является в известном смысле движением, проходящим мимо цели.
Если человек проходит мимо цели, не замечая ее, то в известном смысле он
не достигает ее, хотя бы он сделал и больше, чем-то, что требовалось от
него самим положением его в жизни. Так, недостигнутая (т.е. неосознанная и
незамеченная) цель, стоящая позади человека, точно предъявляет ему
известный счет, нападает на него сзади. Здесь, на третьей позиции, именно
это имеется в виду. Если человек будет действовать вовне, не осознав и,
таким образом, не достигнув тех внутренних целей, который должны были быть
достигнуты в предыдущем, если человек не защитится от возможного нападения
со стороны своей собственной совести, то его ждет несчастье. Вот почему в
тексте здесь указано:
Сильная черта на третьем месте. Если, проходя мимо, не защититься, то
кто-нибудь сзади нападет на тебя. Несчастье.
4
Динамика четвертой позиции в ее стремлении к пятой позиции может лишь
усилить такое движение, которое проходит мимо своей собственной цели.
Безостановочность этого движения может быть пережита как нечто ужасное.
Для того чтобы избежать его, необходимо самому себе поставить известные
запреты и не слишком напряженно отдаваться деятельности. Вот почему в
тексте здесь мы читаем:
Сильная черта на четвертом месте. Если, проходя мимо, не встретишься, то
выступление будет ужасно. Необходимы запреты. Не действуй. Вечная
стойкость.
5
По своему характеру пятая позиция должна была бы изображать деятельность,
которая направлена на пользу окружающим людям. Но здесь остаются ошибки,
хотя и малые. И эта деятельность, дарующая другим, в этих условиях
невозможна. Все силы для того, чтобы оказывать помощь другим, здесь
налицо, и, тем не менее, эта помощь здесь не наступает. Точно плотные
тучи, которые приходят с западной окраины, осознаваемой авторами «Книги
Перемен» как земля, принадлежащая им самим, не дают дождя. Тем не менее,
самой этой позиции может быть оказана помощь силами предыдущей. Если пятая
позиция в общественной символике изображает царя, то четвертая изображает
князя; человек, занимающий пятую позицию в данной ситуации (поскольку он
не выходит за пределы самого себя), точно сидит в пещере. Влияние
предыдущей позиции на данную выражается в образе выстрела, который
попадает в такого, сидящего в пещере, т.е. в личной замкнутости, человека.
Поэтому в тексте мы здесь видим следующие образы:
Слабая черта на пятом месте. Плотные тучи, и нет дождя. Они с нашей
западной окраины. Князь выстрелит и попадет в того, кто в пещере.
6
Малая ошибка в случае ее переразвития становится уже крупной ошибкой.
Переразвитие свойственно верхней позиции. Поэтому ничего благоприятного не
может быть на ней. Эта неудачность положения выражена в образах, уже
знакомых нам и не требующих особой расшифровки. Так, в тексте мы читаем:
Наверху слабая черта. Не встретишь, а пройдешь мимо. Летящая птица
удалится. Несчастье. Это называется бедствия и беды.
Во внешнем — Возбуждение и подвижность, во внутреннем — Пребывание и
незыблемость. Если внутреннее не готово меняться при встрече с
подвижностью и возбуждением во внешнем, то человек склонен считать эти
внешние изменения — стихийным бедствием и бедой. Все не замечаете, что
все меняется: вы идете к государю, а там его слуга; вместо праотца
встречаете праматерь; ожидаете нападение с одной стороны, а оно
произойдет с другой и т.д. Все действия невпопад, поэтому лучше вообще не
действовать и оградить себя запретами, чем совершать новые ошибки.
Интерпретация Хейслип
Возможно, вы разочаруетесь в том человеке, которого любите,
но не надо все воспринимать слишком трагично. Надо сказать, что вы
упустили тот счастливый и наилучший шанс, который помог бы исполнению
вашего желания. Но скоро появится новый. Данный период мало
подходит для дальних поездок, но зато есть возможность значительно
поправить финансовые дела. Не разменивайтесь по мелочам, не придавайте
им слишком много значения, это никогда и никому не идет на
пользу.
  58. Дуй. РадостьКанонический текcт
Свершение. Благоприятна стойкость.
- Радость — от согласия. — Счастье.
- Радость — от правды. — Счастье. Раскаяние исчезнет.
- Радость — от прихода. — Несчастье.
- Радость — от договоренности. (Но) еще нет равенства. (Если же) стороны
поспешат, будет веселье.
- (Если) оправдаешь разорителей, (это) будет опасно.
- Влекущая радость.
Если проникновение приводит к достижению известной цели, то в достижении
цели человек находит большое удовлетворение. Это удовлетворение приводит
его к переживанию радости. С одной стороны, в радости достигается
выражение самодовольства, с другой стороны, в радости легко может
наступить рассеяние. Поэтому данная гексаграмма рассматривает процесс,
возникающий в переживании человека после того, как им что-нибудь
достигнуто, и наступает этот процесс радости. Самое существенное — то, что
такая радость должна быть на только достоянием самого человека, но и
простираться на его окружение, ибо в противном случае, если бы он
оставался только замкнутым в себе, это привело бы его лишь к
злоупотреблению той радостью, которая была бы им достигнута на предыдущей
ступени. Здесь нужно достичь развития радости, расширения ее. Но это
возможно только в том случае, если человек не отдается целиком радости, не
захвачен ею всем своим существом, а сознательно следит за правильностью
своих поступков и отдает свою радость окружению. В этом смысле в тексте
здесь мы читаем:
Радость. Свершение. Благоприятна стойкость.
1
На первой ступени радость наступает непосредственно от достижения. В
достижении можно найти большое согласие между сделанным и результатом
действия. Таким образом, здесь можно говорить о гармонии. Это именно
гармония приводит человека к переживанию радости. И поэтому в тексте здесь
мы находим:
В начале сильная черта. Радость — от согласия. Счастье.
2
Во внутреннем аспекте радость является большой правдивостью. Она закончена
в самой себе. И на второй позиции, которая характеризует именно внутренний
аспект данной ситуации, мы находим краткий, но вполне понятный афоризм:
Сильная черта на втором месте. Радость — от правоты. Счастье. Раскаяние
исчезнет.
3
Мы уже видели не раз, что движение в гексаграмме предполагается от нижней
черты к верхней. Это — движение вовне, уход, как называет это «Книга
Перемен». С другой стороны, обратное движение сверху вниз — переход от
внешнего к внутреннему — называется приходом. По сути данной гексаграммы,
которую мы видели в вводном замечании, радость должна здесь
распространяться на других людей. Всякое замыкание в себе того, кто
переживает радость, отрывает его от окружающей среды и приводит к
неудачным действиям. Поэтому радость, которая возникает и погружена в себя
все время, когда следовало бы, наоборот, выйти со своей радостью к людям,
не может привести ни к чему иному, как к неудачному исходу. Поэтому в
тексте здесь написано:
Слабая черта на третьем месте. Радость — от прихода. Несчастье.
4
После того как пережито состояние кризиса, на четвертой позиции уже
наступает возможность дойти до известной гармонии. Эта гармония, как мы
видели выше, является характерной чертой радости. Но здесь после кризиса
она должна быть опять восстановлена. Пусть четвертая позиция, с одной
стороны, имеет за собой опасную третью позицию, с другой стороны, впереди
максимально выявляющую данную пятую позицию, все-таки между этими
сторонами нет равенства, и, тем не менее, если возможно достичь примирения
обеих сторон, то возможен и благоприятный исход данной позиции. В этом
смысле приходится понимать текст:
Сильная черта на четвертом месте. Радость — от договоренности, но еще нет
равенства. Если же стороны поспешат, то будет и веселье.
5
Когда перед человеком стоит задача с полной положительностью отдать свою
радость окружающим людям, то при максимальном выявлении его радости он
может не различать положительных и отрицательных типов людей. Он может
отдавать ее всем. При таком устремлении своей радости вовне без учета
качества окружающих людей и именно из-за того, что эта радость передается
даже отрицательным людям, положение может показаться человеку ужасным. Тем
не менее, этот этап должен быть пережит, и лишь впоследствии может
наступить то, что гармонирует его и определяет место того или иного
человека в окружающей среды. Пятая позиция по своему характеру
предрасположена к тому, чтобы действие, исходящее из нее, не ограничилась
нуждами и интересами самого человека. Здесь именно можно очень многое
создать в своем окружении. А как мы увидим дальше, данная ситуация в целом
подготовляет ту индивидуализацию, в результате которой возникает не один,
а множество отдельных индивидуумов. Поэтому здесь вопреки опасности,
которая все-таки упоминается «Книгой Перемен», необходимо действие,
характеризующее данную позицию. В тексте здесь сказано:
Сильная черта на пятом месте. Если оправдаешь разорителей, то это будет
ужасно.
6
Этап творчества ради других, распространение радости на других уже целиком
было изжито на предыдущей ступени. Поэтому на шестой позиции речь может
идти только о личном переживании своей собственной радости. Человек
замыкается со своей радостью в себе. Конечно, по общему ходу данной
ситуации это не соответствует задачам, которые ставятся перед человеком
его окружением. Тем не менее, поскольку все, что нужно было отдать, уже
отдано, человек сам остается со своим переживанием радости, и это не
приводит все-таки его к несчастью. Поэтому текст «Книги Перемен» не
говорит о предстоящем несчастии, а констатирует только:
Наверху слабая черта. Влекущая радость.
Во внешнем и во внутреннем — Разрешение и радостность.
Интерпретация Хейслип
Уже спешит к вам удача; и ваше подавленное настроение исчезнет
без следа. Эта гексаграмма имеет отношение ко всему, что
связано с органами речи. Остерегайтесь плохо отзываться об окружающих,
и не оставляйте без внимания добрый совет друга. Сейчас очень
благоприятный период для всего, что касается пения и торговли. Не
стоит нервничать по поводу того, что вы не в силах изменить и поправить.
Храните спокойствие; счастье, удача уже на подходе.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого