
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  63. Цзи-цзи. Уже конецКанонический текcт
Свершение. Малому — благоприятна стойкость. В начале — счастье; в конце
— беспорядок.
- Затормозишь свои колеса — подмочишь свой хвост. — Хулы не будет.
- Женщина утратит свой занавес (на колеснице). Не гонись. (Через)
семь дней обретешь.
- Высокий предок напал на страну бесов и в три года победил ее. Ничтожествам
— не действовать.
- Промокнешь. (Ибо) платье в лохмотьях. Запрет до конца дня.
- Бык, убитый у восточных соседей, не сравнится с небольшой жертвой
западных соседей. (Если будешь) правдив, поистине получишь свое благополучие.
- Промочишь голову. — Ужасная опасность.
В том ходе творчества, который был охарактеризован во второй части «Книги
Перемен», здесь достигнут уже этап, когда индивидуальность создана. В этом
смысле процесс завершен, и предпоследняя гексаграмма называется «уже
конец». Она представляет собою завершение самого процесса, и это выражено
в самой структуре гексаграммы. Дело в том, что по теории «Книги Перемен»
на нечетных, сильных позициях гармонически могут, находится сильные черты,
а на четных, слабых позициях — слабые. В данной гексаграмме все черты
расположены именно таким образом. Первая, третья и пятая позиции заняты
сильными чертами; вторая, четвертая и шестая позиции — слабыми. Казалось
бы, в этом дается образ такого гармонического развития и результаты его,
которые не предполагают возможности дальнейшего развития. Все уже
достигнуто. Отдельное, индивидуальное уже создано. Если оно и понимается
как нечто малое, то все же ему предстоит развитие вплоть до того момента,
когда оно станет великим. В этом смысле говорится о возможности развития
малого. Стойкость и устойчивость, охарактеризованные расположением черт
данной гексаграммы, здесь благоприятствует всему процессу. Но именно здесь
необходимо принять во внимание другой закон, существующий в теории «Книги
Перемен» и состоящий в том, что все имеет тенденцию превратиться в свою
противоположность. Каждая сильная черта имеет в себе самой заложенные
тенденции превратиться в слабую, и наоборот. Поэтому, как увидим ниже,
последняя гексаграмма представляет собою полную противоположность данной.
Таким образом, если весь предыдущий процесс, от первого импульса
творчества и до достижения полной гармонии, которая выражена в данной
гексаграмме, является тем счастьем, которое стоит в начале и которое
упоминается данным текстом, то именно это счастье приводит также к
необходимости полной и кардинальной смены, приводит к тому хаосу, который
стоит в конце и упоминается в данном афоризме. Чтобы правильно пройти
через данную ситуацию, называемую в «Книге Перемен» «уже конец»,
необходимо предпринять целый ряд предосторожностей. И если предыдущие
гексаграммы по позициям рассматривали этапы данной ситуации, то здесь
разворачивается целый ряд предупреждений, которые необходимы для
правильного переживания всей этой ситуации. Не нужно, однако, понимать
движение к хаосу, указанное здесь, как нечто отрицательное, ибо, как мы
увидим ниже, этот хаос, представляет собою нечто аморфное, послужит тем
материалом, в пределах которого может развернуться новый цикл,
начинающийся с творчества, и т.д. Принимая все это во внимание, можно
понять текст, гласящий:
Уже конец. Свершение. Малому благоприятна стойкость. В начале — счастье. В
конце беспорядок.
1
Как бы ни была устойчива в самой себе данная ситуация, она должна быть
пройдена, должна быть преодолена, ибо остановка в ней обозначала бы
гибель. Поэтому здесь дается указание на то, что остановка привела бы к
недостаточно быстрому темпу прохождения через данную ситуацию, и в
последнюю минуту эта переправа через данную ситуацию была бы подвержена
опасности. Данная гексаграмма теснейшим образом даже самим названием
связана со следующей, и для ее объяснения необходимо воспользоваться
контекстом следующей гексаграммы, где дается образ молодого лиса, который
почти переправился через реку, но в последнюю минуту вымочил хвост. Чтобы
не было именно этого, «Книга Перемен» здесь напоминает:
В начале сильная черта. Затормозишь колеса — подмочишь хвост. Хулы не
будет.
2
В процессе творчества вещь уже создана, она существует как для себя, так и
для своего окружения. Скрыться она уже больше не может. Она явно видна
всем. Если бы у человека, стоящего на второй позиции, т.е. там, где он
пребывает в себе самом, появилось желание быть скрытым, то это было бы для
него недостижимо. Это облечено в образ женщины, потерявшей занавес на
колеснице. Упорная погоня за своей непроявленностью, поиски потерянных
занавесей не могут здесь привести ни к какому результату. Когда в
дальнейшем наступит время (а оно, безусловно, может наступить), тогда все
будет восстановлено, человек может быть замкнут в самом себе. Здесь это
недостижимо, и будущее должно быть предоставлено будущему. В таком смысле
в тексте здесь говорится:
Слабая черта на втором месте. Женщина потеряет занавеси на колеснице. Не
гонись. Через семь дней получишь.
3
В данной ситуации, в преддверии к хаосу, выход вовне воспринимается как
выход для трудной и ожесточенной борьбы. Не с людьми сражаться предстоит
здесь, а с чем-то худшим. Здесь имеется в виду поход не страну бесов.
Победа над ними должна быть удержана. Но эта победа достижима лишь тому,
кто обладает большой силой, а не рядовому человеку. Но даже для такого
человека, исполненного и сил, и жизненного опыта, для высокого предка, как
его называет «Книга Перемен», эта победа дается не даром. Нужен длительный
срок для достижения ее. Тем более понятно, что ничтожному человеку в таких
условиях действовать нельзя. Вот почему в «Книге Перемен» здесь сказано:
Сильная черта на третьем месте. Высокий предок идет в поход не страну
бесов. И в три года победит ее. Ничтожествам — не действовать.
4
Преддверие хаоса и приближение его чувствуется на каждой ступени данной
ситуации, несмотря на то, что она сама по себе представляет завершение
всего предыдущего. Поэтому здесь необходимо иметь в виду, что никакое
достижение не остается навеки в руках достигнувшего. В таком смысле, как
напоминание, звучит текст:
Слабая черта на четвертом месте. И на парче будут лохмотья. До конца дней
соблюди запреты.
5
Все ближе выход из данной ситуации, все ближе к хаосу. Поэтому здесь
дается еще раз напоминание о том, что может спасти человека в той среде, в
которую он с неизбежностью попадет в следующей ситуации. Не пышность и
роскошь жертв, а правдивость, не внешняя полнота, а внутренние силы — вот
что может привести его к устойчивости во время стихийного хаоса, в который
он неизбежно попадет. Чтобы расшифровать образы, в которых дается данный
афоризм, нужно принять во внимание, что нижняя триграмма — огонь —
приписана к востоку, а верхняя триграмма — вода — к западу. То, что было
достигнуто внутренне, что было достигнуто на первых трех позициях, здесь
уже не играет никакой роли. Поэтому если восточные соседи, т.е. три нижние
позиции, и приносят значительную жертву, в ней смысла нет. И только то,
что человек уносит с собой, устремляясь к хаосу, то, что является его
неотъемлемым, ему лично принадлежащим, только это может привести к
благополучию. И это незначительное, та малая жертва, о которой говорится в
тексте, есть не что иное, как внутренняя устойчивость и правдивость,
умение исходить из самого себя. Поэтому в тексте здесь сказано:
Сильная черта на пятом месте. Корова, убитая у восточных соседей, не
сравнится с небольшой жертвой западных соседей. Если будешь правдивым, то
поистине найдешь свое счастье.
6
В общем афоризме данной ситуации было сказано о том, что в начале процесса
было счастье, в конце его — хаос. Шестая позиция представляет собою
переход к этому хаосу. «Книга Перемен» не говорит, что здесь человеку
грозит определенное несчастье. Она только констатирует опасность и ужас
данного положения. Волна хаоса захлестывает человека. Если в первой
позиции говорилось о переправе и о возможности в последнюю минуту
испортить свой путь, то на этой позиции говорится о том, как хаос с
головой покроет человека. И тем не менее это необходимо, ибо человек
должен выйти из своего гармонического развития и, сознательно нарушив эту
гармонию, двинуться в хаос, ибо в хаосе он находит свободу для своего
творчества. Так, в тексте здесь мы читаем только:
Наверху слабая черта. Промочишь голову. Ужас.
Во внешнем — Погружение и опасность, во внутреннем — Сцепление и
опасность. Во внешнем пустая суета, пустячные хлопоты, которые впрочем
не
нарушают привычного уклада. Во внутреннем — ясность. Не стоит
отвлекаться на мелочи — не гонись за утерянным занавесом. Не следует
изменять себе и сбиваться с выбранного пути под воздействием мелких
неурядиц — не тормози свои колеса.
Интерпретация Хейслип
Если вдруг вы сейчас с кем-то поссоритесь, то лучше вам
обратиться к кому-нибудь третьему, кто мог бы выступить посредником
между вами. Если вы однажды достигли успеха — не надо поддаваться
желанию вновь повторить его. Подумайте об этом: если последуете
этому совету, то наградой будет вам полное осуществление
ваших желаний. Не стоит сейчас бросать все силы на новое дело; оно
не приведет к успеху. То, о чем вы мечтаете и к чему стремитесь —
исполнится, но с течением времени, не сразу.
  46. Шэн. ПодъемКанонический текcт
Изначальное свершение. Благоприятно свидание с великим человеком. Не
скорби. Поход на юг — к счастью.
- Как подобает, поднимайся. — Великое счастье.
- Будь правдив, тогда благоприятно принести (даже малую) жертву. Хулы
не будет.
- Поднимешься в пустой город.
- Царю надо проникнуть к горе Ци. — Счастье, хулы не будет.
- Стойкость — к счастью. Подъем на ступени.
- Скрывающийся из виду подъем. — (Будет) благоприятен (он) от непрерывной
стойкости.
На предыдущей ступени было достигнуто воссоединение всех сил. Здесь
сказывается результат этого воссоединения. Сам образ гексаграммы указывает
на рост, являющейся результатом воссоединения всех сил, ибо здесь внизу
гексаграммы мы имеем триграмму сунь, которая символизирует дерево, вверху
мы имеем триграмму кунь, которая символизирует землю. Так указывается
образ дерева, которое, собрав весной все свои силы, пробивается сквозь
толщу земли и растет. Уже в этом движении дерева дано указание возможности
развития и указано направление этого развития, т.е. вверх. Кроме того,
благодаря такому движению вверх здесь достигается возможность проявления,
но тем самым и возможность увидеть более развитого и высокостоящего
человека. Поэтому беспокоиться здесь о возможности быть покинутым не
приходится. И текст, предупреждая об отсутствии всякой опасности,
упоминает еще только о том, что поход на юг — к счастью. Юг
рассматривается как место, где солнце достигает своего максимального
проявления, а поэтому место проявления вообще. Так, в тексте мы читаем:
Подъем. Изначальное свершение. Благоприятно свидание с великим человеком.
Не скорби! Поход на юг — к счастью.
1
В самом начале процесса подъема, который является, конечно, важным
моментом, необходимо только одно — строго отдавать себе отчет в том,
каковы будут условия подъема и как можно его осуществлять. Поэтому текст
здесь, отмечая лишь безусловно положительный ход процесса, говорит:
В начале слабая черта. Как подобает, подымайся. Великое счастье.
2
Умение подыматься правильно — это самое главное свойство, которое является
иной формой внутренней правдивости, отмечаемой на второй позиции. При
подъеме совершенно не существенно, сколько жертв человеком будет вложено в
этот подъем. Существенно только правильное его проведение и движение
неуклонно вверх. Текст говорит здесь:
Сильная черта на втором месте. Будь правдивым, и тогда это будет
благоприятствовать приношению незначительной жертвы. Хулы не будет.
3
Уже сам образ верхней триграммы, предстоящей перед третьей позицией, может
быть ключом к расшифровке образа, данного в афоризме этой третьей черты.
Все три линии верхней триграммы прерваны посредине. Это символизирует
пустоту. С другой стороны, эта триграмма обозначает город, ибо город
является одним из слагаемых земли, т.е. триграммы кунь. Поэтому здесь
говорится о пустом городе. Но образ пустого города понимается и в
переносном смысле, косвенно указывая на тщетность подъема, если
ограничиться подъемом только на этой ступени. Это ясно, если принять во
внимание третью позицию как позицию кризиса. Вот почему в тексте мы
находим только:
Сильная черта на третьем месте. Поднимаешься в пустой город.
4
На этой позиции верхняя триграмма, по существу обозначающая землю,
рассматривается при помощи другого образа — образа горы Ци. Само название
«гора Ци», несмотря на критические замечания Наито, нас смущать не может,
ибо мы относим составление «Книги Перемен» не к традиционной дате, а к
более поздней, когда уже образ знаменитой горы Ци мог попасть в текст.
Здесь образ подъема выражается также при помощи горы, но этот подъем
вполне благополучен; о нем текст «Книги Перемен» говорит дважды как о
приносящем счастливый исход. Может показаться странным появление на
четвертой позиции образа царя, ибо скорее можно было бы ожидать этот образ
на пятой позиции. Однако здесь, как указывает Вань И, имеется в виду
деятельность царя, поскольку она проявлена в его приближенном. Действует,
собственно говоря, не приближенный, но для окружающих вся деятельность
сосредоточена в нем. В таком смысле можно понять текст:
Слабая черта на четвертом месте. Царю надо проникнуть к горе Ци. Счастье.
Хулы не будет.
5
На пятой позиции достигается максимальная точка подъема. Здесь необходимо,
как внутреннее качество, только стойкое сохранение своей позиции, и уже
это одно может привести к благоприятному исходу. Но ограничиваться им
значило бы не выполнять всего того морального долга, который стоит перед
человеком, занимающим эту позицию, ибо деятельность, направленная на свое
собственное благо, говорит о тех людях, которые стоят, может быть, на
более низких ступенях, но и для них также ситуация подъема вполне
действенна. Поэтому надо понимать, что подъем идет по ступеням, и,
несмотря на все различие этих ступеней, тот человек, который в силу
жизненных условий оказывается на пятой позиции ситуации подъема, должен
оказывать максимальную помощь всем тем, которые, может быть, и, не замечая
его, движутся вверх. В этом смысле расшифровывается в комментаторской
литературе текст:
Слабая черта на пятом месте. Подъем по ступеням. Стойкость — к счастью.
6
Воссоединение всех сил рассматривается настолько полным, что даже на
шестой позиции данной ситуации не престает сказываться подъем. Правда,
характерная черта шестой позиции сказывается только в том, что внешняя
проявленность качества данной ситуации в целом здесь стоит на заднем
плане. Кроме того, высота шестой позиции, представляющая собой
максимальную высоту всякой гексаграммы, проявляется в образе подъема,
уходящего из виду, но все-таки это подъем. И в силу указанной выше
совокупности мощи, приобретенной на предыдущей позиции, здесь текст
говорит даже о непрерывно стойком сохранении этого подъема. Так, в тексте
мы читаем:
Наверху слабая черта. Скрывающийся из виду подъем. Он будет благоприятен
от непрерывной стойкости.
Во внешнем — Исполнение и самоотдача, во внутреннем — Утончение и
проникновение. При абсолютно закономерном и предсказуемом внешнем
проникнуть в проявления абсолюта во внутреннем — есть подъем к новым
высотам.
Интерпретация Хейслип
То, к чему вы так стремились и чему отдали так много сил и
энергии, скоро наконец исполнится, даст положительный результат.
Осталось совсем немного, соберитесь с силами и поработайте еще немного,
так же настойчиво и добросовестно, как и раньше. Сейчас вам
лучше всего действовать решительно и смело, нежели прятаться и
пассивно ждать. Положитесь на интуицию и здравый смысл, и желание
ваше тогда наверняка исполнится. Те мысли и идеи, которые сейчас
приходят к вам в голову, скорее всего принесут вам успех и в ваших
финансовых делах.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого