
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  6. Сун. СудКанонический текcт
Обладателю правды — препятствие. С трепетом блюди середину — к счастью.
Крайность — к несчастью. Благоприятно свидание с великим человеком. Не
благоприятен брод через великую реку.
- Не навеки будет то, в чем усердствуешь. — Будут незначительные разговоры,
а в конце концов — счастье.
- Не одолеешь в тяжбе. — Поверни — и беги. Триста дворов — население
твоего города — не (накличет) беды.
- Кормись от обретенного встарь. — Будешь стойким в опасности — в конце
концов будет счастье. Пожалуй, следи за царем в (его) делах без того, чтобы
совершать (самому).
- Не одолеешь в тяжбе. (Если) опять подчинишься приказу, (то положение)
изменится. — Будешь спокоен в стойкости — будет счастье.
- Тяжба. — Изначальное счастье.
- Быть может, будешь пожалован парадным поясом,(но) до конца утреннего
приема (тебе) трижды порвут его.
Ожидание небесполезно. Оно именно может и должно быть наполнено
самопроверкой. Конечно, она является временным отходом от внешнего мира и
погружением в себя. Такое расхождение внешнего и внутреннего выражено даже
в символике гексаграммы. Здесь наверху, во внешнем — небо (творчество), а
внизу, внутри — вода (опасность). Сущность неба — в его стремлении
возвышаться так же, как сущность воды — в ее стремлении течь вниз. Между
ними — конфликт, тяжба, т. е. суд. Но вода отражает в себе творческое
небо, она пронизана его силами. Это выражено и в триграмме воды , где
световая черта погружена в середину двух теневых черт. Бдительное
сохранение во внутреннем этой отраженной сущности неба приводит к
гармоническому единению с ним. Но всякое чрезмерное доведение дела до
конца здесь пагубно, ибо выявится до конца сущность воды, тяготеющая вниз
и отдаляющая от неба. Наоборот, если не поддаваться ее тяготению, а
взирать на небо как на высший человеческий идеал творчества, если
свидеться с великим человеком, то будет благополучие, и обратно: его не
будет, если ринуться самостоятельно в поток жизни. В пути познания дело
обстоит здесь так же. Должно быть произнесено суждение о соотношении уже
известного и вновь приобретенного опыта. Такой суд имеет не только
отрицательную сторону осуждения, но (едва ли не в большей степени) и
положительную сторону суждения об ошибках и освобождения от них. Тем
более, что в этой сфере это суд человека над самим собой — суд лучшего,
что есть в человеке, над его ошибками и упущениями, суд творчества над
пассивной косностью и преодоление ее. Это все конденсировано в следующем
тексте:
Суд. Обладателю правды — препятствие. Бдительность и уравновешенность — к
счастью. Крайности — к несчастью. Благоприятно свидеться с великим
человеком. Неблагоприятен брод через великую реку.
1
Все дурное в начале возникновения еще не обладает достаточно большой силой
сопротивления, чтобы считать его неустранимым. На первой ступени «суда»
оно символизировано слабой чертой, податливый характер которой указывает
на легкую возможность преодоления зла, т.е. того, что здесь подлежит
осуждению. Самое большое, по поводу него могут возникнуть незначительные
толки и прения, но в конечном счете дело будет исправлено хотя бы одним бы
одним своевременным раскаянием. В тексте читаем:
В начале слабая черта. Не вечно то, о чем идет дело. Будут небольшие
толки. В конце концов — счастье.
2
Не одолев зла вовремя, мы на следующей ступени даем ему возможность
окрепнуть настолько, что оно уже довлеет над ним. Оно гонит нас и
понуждает к суду, но суд этот не будет для нас на пользу, но может быть
лишь в осуждение. Судясь, мы сами на себя накличем беду. Здесь лучше
отказаться от суда и хотя бы с полдороги вернуться и скрыться у себя дома;
лучше вернуться даже незначительные свои владения, чем в тяжбе гнаться за
чем-то большим. — Так и в познании в аналогичных условиях бывает
предпочтительно вернуться к незначительному, но вполне освоенному опыту,
чем, сбившись в правого пути, стремиться к стяжанию все новых и новых
познаний, остающихся совершенно внешними и неосваиваемыми. Допустив
ошибку, необходимо отказаться от того, чтобы произнести конечное суждение.
Надо вернуться к исходной точке и исправить допущенную погрешность, и лишь
после этого двигаться дальше. В тексте это выражено в следующем совете:
Сильная черта на втором месте. Не одолевший себя (идет на) суд. Пусть он
вернется и скроется в своем поселении из трехсот дворов. Тогда не будет
беды (вызванной им самим).
3
Невозможность движения изнутри вовне уже в самой гексаграмме указана ясно:
во внешнем стоит творческая сила, против которой не может устоять
внутренний мир, находящийся в состоянии опасности. Над последнем здесь
произносится суд. Эта невозможность движения вперед в момент кризиса
(третья позиция) выступает особенно отчетливо, ибо эта позиция- момент
перехода от внутреннего к внешнему. Конечно, всякий отказ от новых
познаний, от движения вперед, всякое стойкое пребывание на месте ужасно,
но здесь оно лишь в состоянии привести к счастливому исходу. Здесь человек
не может действовать самостоятельно ради новых достижений. Лишь
достигнутое встарь может здесь поддержать человека. Но подлинный вождь
человечества является и самым совершенным носителем того, что было
достигнуто встать. Поэтому, следуя за ним, еще возможно действовать,
только даже при таком действии ничего не достичь ради себя. Человек здесь
подобен вьющемуся растению, которое при поддержке высокого и крепкого
дерева может подняться на большую высоту. — Так же и в познании: в момент
кризиса отношения субъекта к объекту первый не в состоянии выработать
методологию познания ad hoc и вынужден пользоваться прежде выработанной
методологией. (Не следует, однако, упускать из виду то, что данное
положение является лишь частным случаем и совсем не выражает общих
гносеологических воззрений нашего памятника. Здесь имеется в виду лишь
конкретная возможность, характерная для данной ситуации в процессе
познания. — Ю.Щ.) В тексте это зашифровано в следующие слова:
Слабая черта на третьем месте. Кормись от достигнутого встарь. Стойкость
ужасна, но в конце концов будет счастье. Может быть, следуя за вождем,
будешь действовать, но ничего не совершишь (сам).
4
Влияние кризиса еще продолжается и на данной позиции, и здесь человек тоже
не в состоянии совладать с собою и доводит дело до суда. Но данная позиция
уже включена в триграмму Творчества, т.е. здесь человек обладает
творческой мощью, благодаря которой он может все свои поступки исправить и
вернуться в состояние невиновности, соответствующее замыслу рока. Поняв
его, человек может достичь полного и совершенного примирения со своей
судьбой. Стойко сохраняя эту примиренность, он вступают в мир как
гармонически входящая в него часть. Опять-таки не следует полагать, что
здесь дана раз навсегда общая установка. Дело идет о специфических
условиях одного из моментов «суда«, причем «суд» этот теперь
рассматривается с точки зрения судящего (верхняя триграмма). С этой точки
зрения суд — не наказание, а исправление ради торжества необходимости
закона судеб. Необходимо торжество истины над временной и кажущейся
правильностью. Именно восстановление истины и имеется здесь в виду. В
тексте это выражено так:
Сильная черта на четвертом месте. Не одолевший себя (идет на) суд. Пусть
он обратится и воссоединит себя с судьбою, и в этой перемене да обретет он
умиротворение. Стойкость — к счастью.
5
С точки зрения произносящего приговор суда, суд- это главное и совершенное
познание, очищение и исправление проступка. С высоты этого действия не
может быть упущено из виду ни одно дурное дело. Познается все, что не
является благим. А раз оно познано в характеристике, то оно уже не будет
больше совершаться. Так восстанавливается полная невиновность, то
изначальное состояние гармонии, которое было до первых причин
преступления. Его больше нет, как его не было до его замысла. Поэтому и
текст здесь лаконичен:
Сильная черта на пятом месте. Суд. Изначальное счастье.
6
Искупление проступка в осуждении не должно приводить человека в
легкомысленному отношению к возможности искупить проступок. В противном
случае это будет переразвитием искупления, которое описывается в шестом
отделе данной гексаграммы. Здесь речь идет о таком легком отношении к
прощению. Человек может быть прощен, но он снова совершает проступок,
рассчитывая на новое раскаяние и искупление. Если на предыдущей ступени
речь была о полном и совершенном исправлении, то здесь — переразвитие, все
вновь и вновь возникающее исправление проступков, совершаемых все снова и
снова. (Текст здесь облекает эти мысли в образы, понятные и без
объяснения, но полные специфики жизни придворных феодалов древнего Китая.
— Ю.Щ.)
Наверху сильная черта. Может быть, тебя пожалуют поясом, но до конца
аудиенции ты трижды порвешь его.
Внутри — опасность, во внешнем — творчество. Страх оправдан — не навеки
будет то, в чем усердствуешь. Лучше ничего не совершайте сами, следуйте
за царем. Чувство опасности вызвано ярко выраженным творческим началом
во внешнем, но со временем, если
будете спокойны в стойкости — будет
счастье. Однако эта же творческая составляющая придает внешнему
значительную неопределенность: быть может, будешь пожалован парадным
поясом, но до конца утреннего приема тебе трижды порвут его.
Интерпретация Хейслип
Вы чувствуете дисгармонию. Назревает какой — то конфликт.
Постарайтесь вести себя сдержанно. Не отвечайте на брошенный вам
вызов. Не нужно предъявлять слишком много требований; и не начинайте
в одиночку никаких предприятий до тех пор, пока обстоятельства
не будут благоприятствовать вам. Попробуйте лучше начать работу
совместно с кем-либо. Пускай все идет своим порядком, и вы поймете,
что жизненные проблемы подчас многому могут научить, а не только
доставлять огорчения.
  12. Пи. УпадокКанонический текcт
Негодные люди упадка не благоприятствуют стойкости. Не благоприятна
благородному человеку стойкость. Великое отходит, малое приходит.
- (Когда) рвут тростник, (другие) стебли (тянутся за ним), так как
он (растет) пучком. — Стойкость — к счастью. Развитие.
- Охвати примыкающих (к тебе). — Ничтожным людям — счастье. Великому
человеку — упадок. (И дальнейшее) развитие (этого).
- (Будешь) охвачен стыдом.
- Будет веление свыше — хулы не будет. — Во всех, кто с тобою, появится
благословение (неба).
- Останови упадок. — Великому человеку — счастье. Да погибнет, да погибнет
(упадок)! (И это укрепи, точно) привяжи к буйно растущей шелковице.
- Низвержение упадка. — Сначала упадок, (а) потом веселье.
Пожалуй, ни в одной паре гаксаграмм их противоположность не выступает
столь заметно, как в данной гексаграмме и в предшествующей. Это ощущалось
всегда настолько, что названия данных гкесаграмм создали идиоматическое
выражение в китайском языке, соответствующее нашему «как небо и земля»,
т.е. «совершенно несхожи». Это выражение засвидетельствовано уже в поэме
«О жене Цзяо Чжун-цина», крупнейшем китайском эпосе, который сложился на
рубеже II и III вв. н.э. Но, конечно, возможно, что этот идиом существовал
и раньше. Полное несходство выражено здесь не в пространственной статике,
а в динамике развития, где Расцвет и Упадок — наибольшая
противоположность. Там — единение и взаимодействие сил Света и Тьмы, Неба
и Земли. Здесь — полное отсутствие связи между ними. Небо (триграмма
«творчество») здесь наверху и стремится все выше; земля (триграмма
«исполнение») здесь внизу и не может подняться вверх. Между ними
взаимодействия здесь нет. Свет — великое — здесь отходит, а тьма — малое —
приходит: картина, противоположная предыдущей. Если там речь шла о весне,
то здесь она может идти лишь об осени. Это, конечно, не значит, что здесь
приостанавливается всякая деятельность. Наоборот, здесь могут быть весьма
активны некоторые силы, но это силы низшего порядка. Выражаясь языком
комментаторов, здесь действуют ничтожества, которых сам текст называет
«негодными людьми». Чтобы понять закономерность возникновения данной
ситуации после предыдущей, надо лишь принять во внимание, что там в
содержание понятия Расцвет входило полное принятие отрицательных
элементов. Когда же силы творчества в конце предыдущей ситуации начинают
иссякать и повышается укрепление самостоятельности этих отрицательных
элементов, то при логическом развитии данного процесса ситуация необходимо
приходит к той, которая выражена в настоящей гексаграмме. В ней выражается
то положение, при котором после достижения высот познания происходит срыв
и все тормозящие силы, все реакционное начинает действовать, не подчиняясь
активному познанию. Причиной тому то, что часто случается в практике
познания: во время высшего напряжения познания при недостаточной ясности
мысли действительностью признается иллюзия, весьма мало отличная от
истины. Так сказать, «почти истина» бывает причиной величайшего падения
познания. Этот процесс нарастающего заблуждения выражен в данной
гексаграмме. Он протекает, как и все другие процессы, двумя
последовательными волнами. Но в афоризмах отдельных черт не столько
указывается характеристика ситуации, сколько действия, качества и т.д.,
необходимые для преодоления данной ситуации. На этой гексаграмме
заканчивается процесс самостоятельного развития личности. Для дальнейшего
плодотворного развития ей необходимо погрузиться в общество, прийти к ей
подобным личностям для совместной деятельности. Это выражено в названии
следующей гексаграммы: Единомышленники. Афоризм настоящей гексаграммы
отражает лишь свое существенное из приведенных мыслей, но они находят свое
подтверждение и в афоризмах отдельных черт, и в общей системе. Афоризм
данной гексаграммы следующий:
Негодные люди упадка не благоприятствуют стойкости благородного человека.
Великое отходит; малое приходит.
1
Здесь процесс упадка лишь в самом начале. Он еще легко преодолим. Еще не
дает себя почувствовать индивидуальная обособленность, и возможна
совместная деятельность единомышленников. Именно такая коллективность
может здесь спасти положение. Нужно только стойкое сохранение ее. Тогда
еще возможно развитие, ибо совместными усилиями еще можно понять вред
«почти истины» и вовремя прекратить его, сразу же устремившись к тому, что
вполне истинно. В тексте это выражено так:
В начале слабая черта. Когда рвут тростник, то (другие) тянутся за ним,
так как он растет пучком. Стойкость — к счастью. Развитие.
2
Данная ситуация — ситуация упадка. Но текст — не только описание, здесь
дается совет, как преодолеть упадок. Именно здесь это возможно, ибо данная
позиция, как центральная, занятая слабой чертой, нормально имеет
правильное соответствие в активной пятой позиции. Здесь еще «ничтожества»,
символизирующие все реакционное, могут примкнуть к идущему вперед
человеку. Именно ему указывается на необходимость принять их. Для них это
счастье, ибо в таком принятии намечается возможность их правильного роста.
Но для такого великого человека, ведущая за собой меньших, все же ситуация
остается ситуацией упадка. Однако из нее он в состоянии найти выход в том,
что с полной активностью принимает к себе тех, кто примыкает к нему. Если
он решается на это, то никто уже не может смутить его в его развитии.
Однако, с другой стороны, приверженность к «почти истине» здесь
усиливается настолько, что ситуация благоприятствует деятельности одних
ничтожеств. Деятельность подлинного искателя истины здесь испытывает
громадные ограничения. Однако они лишь служат импульсами к их преодолению
для того, кто по праву может, называется искателем истины, т.е. человеком,
живущим познавательной жизнью. Текст выражает это так:
Слабая черта на втором месте. Охвати примыкающих к тебе. Ничтожным людям —
счастье. Великому человеку — развитие в упадке.
3
Кризис, представляющий собой всегда крайне затруднительное положение в
ситуации упадка, становится особенно острым. В постепенном обострении
упадка именно третья позиция представляет собой наибольшую глубину его,
ибо следующие за ней позиции уже выражают известное освобождение от
упадка. В символике Книги это выражено тем, что они заняты триграммой
«творчество», полной активности для преодоления упадка. Здесь же
максимальное развитие сил Тьмы. В познании они приводят человека к тому,
что он принимает подобие истины за самую истину. Ничто здесь не может
изменить положение, никакое активное вмешательство самого человека
невозможно. При осознании этого положения человека охватит чувство стыда,
и оно может целиком смутить его. И активность его может быть направлена
лишь на то, чтобы мужественно перенести это чувство. В этом самое важное,
и «Книга Перемен» указывает здесь в предельно лаконичной формуле лишь эту
сторону процесса:
Слабая черта на третьем месте. Будешь полон стыда.
4
Самостоятельное спасение положения недостижимо еще и здесь. Только как
милость может быть оказана помощь от того, кто занимает следующую, более
благоприятную позицию. Это возможно потому, что период, охваченный
характеристикой триграммы «исполнение», уже миновал и наступает другой
период, отличенный триграммой «творчество». Она символизирует также и
небо, которое мыслилось в древнем Китае как инспиратор судьбы. По этим
воззрениям (отраженным в самом языке) воля неба и судьбы совпадают.
Вступление в период данной триграммы «творчество» обозначает «наличие
неба», благодаря которой ситуация улучшается и положение становится
безупречным. Это еще находит, поддержу и в том, что все силы Света здесь
действуют совместно, как объединенные в одну триграмму. Так же совместно
они действовали и на первой позиции предыдущей гексаграммы. Все это
характеризует положение, в котором дается впервые возможность исправить
ущерб от ложных убеждений, от убеждений, в которых подобие истины было
принято за истину. Это возможность исправления должна быть импульсирована
со стороны наиболее прогрессивных элементов познания или от человека,
ушедшего в своем развитии вперед. Текст облекает это в такие слова:
Сильная черта на четвертом месте. Будет веление свыше, — и хулы не будет.
Все, кто с тобою, придут к благословению (неба).
5
Максимальное развитие сил творчества, наступающее на данной позиции, дает
возможность, несмотря на общую ситуацию упадка, проявить такую
деятельность, благодаря которой процесс упадка может быть приостановлен.
Но это не совершается автоматически, само собою, а требует энергичного и
бдительного вмешательства самого человека. Это энергия выражена и в том,
что это пятая (активная) позиция и что занята она световой (деятельной)
чертой, средней (кульминирующей) в триграмме «творчество». Такая сила
здесь в согласии с нормой занимает позицию великого человека и имеет
правильное соответствие — резонанс во второй слабой, податливой черте.
Поэтому и в афоризме выражено счастье, ожидающее такого великого человека,
который в состоянии приостановить процесс упадка. Однако это положение еще
не таково, чтобы на нем была допустима благополучная бездеятельность.
Упадок ведь все еще наличен, и непрерывно надо следить за тем, чтобы не
погибло это начало ликвидации упадка. Его следует сильнейшим образом
укрепить — словно привязать к буйно растущей шелковице, которую невозможно
вырвать с корнем. Так познание, постепенно очищаясь от господства иллюзий,
должно быть бдительно укреплено для того, чтобы избежать состояния упадка.
В тексте это облечено в стихи (ради точности содержания переводимые нами
прозой):
Сильная черта на пятом месте. Приостанови упадок. Великому человеку —
счастье. Не погибло бы, не погибло бы (оно)! Укрепи (его) у буйно растущей
шелковицы.
6
На этой последней позиции заканчивается ситуация упадка. Вся предыдущая
деятельность была направлена к ликвидации его. Вот почему наступает
момент, когда процесс упадка должен быть, не только приостановлен, как на
предыдущей ступени, но и низвергнут. Однако даже здесь он дает себя
чувствовать со всеми присущими ему чертами, с его подменой истины «почти
истиной» и т.п., так что на первых порах и данная позиция характеризуется
упадком. Но все же дело обстоит так лишь в начале. После этого наступает
радость преодоления упадка. Это радость ведет к следующей ситуации,
охарактеризованной коллективностью работы. Так, окончание процесса упадка
выражено следующими словами:
Наверху сильная черта. Низвергнутый упадок. Сначала упадок, а потом
радость.
Во внешнем Творчество, во внутреннем самоотдача. Ничтожные
люди
неприспособленны к творчеству. Им действительно лучше следовать
творческим проявлениям во внешнем, когда от них будет требоваться лишь
исполнение и самоотдача, к чему они лучше всего приспособлены. Но для
благородного человека — это упадок. Для него подобная ситуация означает,
что неопределенные изменения внешнего таковы, что не позволяют
проявится творчеству, что все
силы уходят на ответные действия, которые
заранее предопределены. Но для великого человека граница между внешним
и внутренним по мере развития сознания все более и более размывается:
великому человеку — счастье.
Интерпретация Хейслип
Вы неравнодушны к тому, что происходит вокруг, многое вам неясно.
К вам тянутся люди, недостойные вас. Старайтесь быть бдительными
и предусмотрительными, не стоит начинать сейчас каких-либо серьезных
дел. Вас часто не понимают; возможна ссора с одним из ваших друзей,
причем даже без достаточных на то оснований. Желания ваши в большинстве
своем исполнятся, но не сразу. Положение дел скоро изменится;
старайтесь прислушиваться к советам начальства, но решения принимайте
по собственному усмотрению.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого