
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  6. Сун. СудКанонический текcт
Обладателю правды — препятствие. С трепетом блюди середину — к счастью.
Крайность — к несчастью. Благоприятно свидание с великим человеком. Не
благоприятен брод через великую реку.
- Не навеки будет то, в чем усердствуешь. — Будут незначительные разговоры,
а в конце концов — счастье.
- Не одолеешь в тяжбе. — Поверни — и беги. Триста дворов — население
твоего города — не (накличет) беды.
- Кормись от обретенного встарь. — Будешь стойким в опасности — в конце
концов будет счастье. Пожалуй, следи за царем в (его) делах без того, чтобы
совершать (самому).
- Не одолеешь в тяжбе. (Если) опять подчинишься приказу, (то положение)
изменится. — Будешь спокоен в стойкости — будет счастье.
- Тяжба. — Изначальное счастье.
- Быть может, будешь пожалован парадным поясом,(но) до конца утреннего
приема (тебе) трижды порвут его.
Ожидание небесполезно. Оно именно может и должно быть наполнено
самопроверкой. Конечно, она является временным отходом от внешнего мира и
погружением в себя. Такое расхождение внешнего и внутреннего выражено даже
в символике гексаграммы. Здесь наверху, во внешнем — небо (творчество), а
внизу, внутри — вода (опасность). Сущность неба — в его стремлении
возвышаться так же, как сущность воды — в ее стремлении течь вниз. Между
ними — конфликт, тяжба, т. е. суд. Но вода отражает в себе творческое
небо, она пронизана его силами. Это выражено и в триграмме воды , где
световая черта погружена в середину двух теневых черт. Бдительное
сохранение во внутреннем этой отраженной сущности неба приводит к
гармоническому единению с ним. Но всякое чрезмерное доведение дела до
конца здесь пагубно, ибо выявится до конца сущность воды, тяготеющая вниз
и отдаляющая от неба. Наоборот, если не поддаваться ее тяготению, а
взирать на небо как на высший человеческий идеал творчества, если
свидеться с великим человеком, то будет благополучие, и обратно: его не
будет, если ринуться самостоятельно в поток жизни. В пути познания дело
обстоит здесь так же. Должно быть произнесено суждение о соотношении уже
известного и вновь приобретенного опыта. Такой суд имеет не только
отрицательную сторону осуждения, но (едва ли не в большей степени) и
положительную сторону суждения об ошибках и освобождения от них. Тем
более, что в этой сфере это суд человека над самим собой — суд лучшего,
что есть в человеке, над его ошибками и упущениями, суд творчества над
пассивной косностью и преодоление ее. Это все конденсировано в следующем
тексте:
Суд. Обладателю правды — препятствие. Бдительность и уравновешенность — к
счастью. Крайности — к несчастью. Благоприятно свидеться с великим
человеком. Неблагоприятен брод через великую реку.
1
Все дурное в начале возникновения еще не обладает достаточно большой силой
сопротивления, чтобы считать его неустранимым. На первой ступени «суда»
оно символизировано слабой чертой, податливый характер которой указывает
на легкую возможность преодоления зла, т.е. того, что здесь подлежит
осуждению. Самое большое, по поводу него могут возникнуть незначительные
толки и прения, но в конечном счете дело будет исправлено хотя бы одним бы
одним своевременным раскаянием. В тексте читаем:
В начале слабая черта. Не вечно то, о чем идет дело. Будут небольшие
толки. В конце концов — счастье.
2
Не одолев зла вовремя, мы на следующей ступени даем ему возможность
окрепнуть настолько, что оно уже довлеет над ним. Оно гонит нас и
понуждает к суду, но суд этот не будет для нас на пользу, но может быть
лишь в осуждение. Судясь, мы сами на себя накличем беду. Здесь лучше
отказаться от суда и хотя бы с полдороги вернуться и скрыться у себя дома;
лучше вернуться даже незначительные свои владения, чем в тяжбе гнаться за
чем-то большим. — Так и в познании в аналогичных условиях бывает
предпочтительно вернуться к незначительному, но вполне освоенному опыту,
чем, сбившись в правого пути, стремиться к стяжанию все новых и новых
познаний, остающихся совершенно внешними и неосваиваемыми. Допустив
ошибку, необходимо отказаться от того, чтобы произнести конечное суждение.
Надо вернуться к исходной точке и исправить допущенную погрешность, и лишь
после этого двигаться дальше. В тексте это выражено в следующем совете:
Сильная черта на втором месте. Не одолевший себя (идет на) суд. Пусть он
вернется и скроется в своем поселении из трехсот дворов. Тогда не будет
беды (вызванной им самим).
3
Невозможность движения изнутри вовне уже в самой гексаграмме указана ясно:
во внешнем стоит творческая сила, против которой не может устоять
внутренний мир, находящийся в состоянии опасности. Над последнем здесь
произносится суд. Эта невозможность движения вперед в момент кризиса
(третья позиция) выступает особенно отчетливо, ибо эта позиция- момент
перехода от внутреннего к внешнему. Конечно, всякий отказ от новых
познаний, от движения вперед, всякое стойкое пребывание на месте ужасно,
но здесь оно лишь в состоянии привести к счастливому исходу. Здесь человек
не может действовать самостоятельно ради новых достижений. Лишь
достигнутое встарь может здесь поддержать человека. Но подлинный вождь
человечества является и самым совершенным носителем того, что было
достигнуто встать. Поэтому, следуя за ним, еще возможно действовать,
только даже при таком действии ничего не достичь ради себя. Человек здесь
подобен вьющемуся растению, которое при поддержке высокого и крепкого
дерева может подняться на большую высоту. — Так же и в познании: в момент
кризиса отношения субъекта к объекту первый не в состоянии выработать
методологию познания ad hoc и вынужден пользоваться прежде выработанной
методологией. (Не следует, однако, упускать из виду то, что данное
положение является лишь частным случаем и совсем не выражает общих
гносеологических воззрений нашего памятника. Здесь имеется в виду лишь
конкретная возможность, характерная для данной ситуации в процессе
познания. — Ю.Щ.) В тексте это зашифровано в следующие слова:
Слабая черта на третьем месте. Кормись от достигнутого встарь. Стойкость
ужасна, но в конце концов будет счастье. Может быть, следуя за вождем,
будешь действовать, но ничего не совершишь (сам).
4
Влияние кризиса еще продолжается и на данной позиции, и здесь человек тоже
не в состоянии совладать с собою и доводит дело до суда. Но данная позиция
уже включена в триграмму Творчества, т.е. здесь человек обладает
творческой мощью, благодаря которой он может все свои поступки исправить и
вернуться в состояние невиновности, соответствующее замыслу рока. Поняв
его, человек может достичь полного и совершенного примирения со своей
судьбой. Стойко сохраняя эту примиренность, он вступают в мир как
гармонически входящая в него часть. Опять-таки не следует полагать, что
здесь дана раз навсегда общая установка. Дело идет о специфических
условиях одного из моментов «суда«, причем «суд» этот теперь
рассматривается с точки зрения судящего (верхняя триграмма). С этой точки
зрения суд — не наказание, а исправление ради торжества необходимости
закона судеб. Необходимо торжество истины над временной и кажущейся
правильностью. Именно восстановление истины и имеется здесь в виду. В
тексте это выражено так:
Сильная черта на четвертом месте. Не одолевший себя (идет на) суд. Пусть
он обратится и воссоединит себя с судьбою, и в этой перемене да обретет он
умиротворение. Стойкость — к счастью.
5
С точки зрения произносящего приговор суда, суд- это главное и совершенное
познание, очищение и исправление проступка. С высоты этого действия не
может быть упущено из виду ни одно дурное дело. Познается все, что не
является благим. А раз оно познано в характеристике, то оно уже не будет
больше совершаться. Так восстанавливается полная невиновность, то
изначальное состояние гармонии, которое было до первых причин
преступления. Его больше нет, как его не было до его замысла. Поэтому и
текст здесь лаконичен:
Сильная черта на пятом месте. Суд. Изначальное счастье.
6
Искупление проступка в осуждении не должно приводить человека в
легкомысленному отношению к возможности искупить проступок. В противном
случае это будет переразвитием искупления, которое описывается в шестом
отделе данной гексаграммы. Здесь речь идет о таком легком отношении к
прощению. Человек может быть прощен, но он снова совершает проступок,
рассчитывая на новое раскаяние и искупление. Если на предыдущей ступени
речь была о полном и совершенном исправлении, то здесь — переразвитие, все
вновь и вновь возникающее исправление проступков, совершаемых все снова и
снова. (Текст здесь облекает эти мысли в образы, понятные и без
объяснения, но полные специфики жизни придворных феодалов древнего Китая.
— Ю.Щ.)
Наверху сильная черта. Может быть, тебя пожалуют поясом, но до конца
аудиенции ты трижды порвешь его.
Внутри — опасность, во внешнем — творчество. Страх оправдан — не навеки
будет то, в чем усердствуешь. Лучше ничего не совершайте сами, следуйте
за царем. Чувство опасности вызвано ярко выраженным творческим началом
во внешнем, но со временем, если
будете спокойны в стойкости — будет
счастье. Однако эта же творческая составляющая придает внешнему
значительную неопределенность: быть может, будешь пожалован парадным
поясом, но до конца утреннего приема тебе трижды порвут его.
Интерпретация Хейслип
Вы чувствуете дисгармонию. Назревает какой — то конфликт.
Постарайтесь вести себя сдержанно. Не отвечайте на брошенный вам
вызов. Не нужно предъявлять слишком много требований; и не начинайте
в одиночку никаких предприятий до тех пор, пока обстоятельства
не будут благоприятствовать вам. Попробуйте лучше начать работу
совместно с кем-либо. Пускай все идет своим порядком, и вы поймете,
что жизненные проблемы подчас многому могут научить, а не только
доставлять огорчения.
  47. Кунь. ИстощениеКанонический текcт
Свершение. Стойкость. Великому человеку — счастье. Хулы не будет. Будут
речи, (но они) не верны.
- Свидание затруднено на пне. Войдешь в сумрачную долину. Три года
не (будешь ничего) видеть.
- Затруднения с вином и с пищей. Внезапно придет (человек в) алом
переднике. — Благоприятствует необходимости приносить жертвы. Поход — к
несчастью. Хулы не будет.
- Преткнешься о камень и (будешь) держаться на терниях и шипах. Войдешь
в свой терем и не увидишь своей жены. — Несчастье.
- Приход медлителен. Затруднишься из-за металлической повозки. — Сожаление.
(Но дело) доведешь до конца.
- (Казня), отрежут нос и ноги. Будет трудность от (человека в) красном
переднике. Но вот понемногу наступит радость. — Благоприятствует необходимости
(возносить) жертвы и моления.
- (Будет) затруднение в запутанных зарослях; в неустойчивости воскликнешь: «Движение
— к раскаянию». И будет раскаяние. — Но поход — к счастью.
Сколько бы ни было проявлено сил в предыдущей ситуации, но все-таки это
какое-то ограниченное количество, ибо эти силы не бесконечны, рано или
поздно в подъеме они будут исчерпаны. Вот почему подъем с полной
необходимостью приводит к истощению. Но в этом истощении необходимо не
столько констатировать самый факт истощения сил, сколько необходимо
указать возможный выход из данной ситуации, ибо, как и всякая другая, она
не может быть вечной. Уже это одно указывает на возможность развития,
которое на техническом языке «Книги Перемен» называется свершением.
Конечно, для преодоления данной ситуации человек должен быть достаточно
развитым, как называет «Книга Перемен», великим человеком; только для него
возможен благоприятный исход. Пусть его деятельность в данном состоянии и
вызовет толки, ибо не всем в его окружении будет понятна его деятельность,
— этим толкам все же придавать значения не следует, ибо здесь человек
должен полагаться только на самого себя. Поэтому текст здесь говорит:
Истощение. Свершение. Стойкость. Великому человеку — счастье. Будут речи,
но они неверны. Хулы не будет.
1
В данной ситуации все окружение предрасполагает к тому, чтобы стойкости,
указанной в общем, афоризме, были поставлены препятствия. На первой
позиции это начинает уже давать себя чувствовать. Чтобы указать, что эта
позиция не способствует стойкой деятельности, исходящей от самого
человека, здесь говорится о том, как неудобно сидеть на пне. Более того,
здесь указывается и путь, проходящий через сумрачную долину, и, кроме
того, указывается на одиночество, на которое обречен в данной ситуации
человек. Если здесь текст говорит о трех годах такого одиночества, то
образно он указывает на три первые позиции, которые заняты триграммой —
бездна или опасность. По-видимому, на этом основании здесь появляется
образ сумрачной долины, понимаемой как бездна. В этом смысле можно понять
текст:
В начале слабая черта. Сидение затруднено на пне. Войдешь в сумрачную
долину. Три года не будешь ничего видеть.
2
Уравновешенность, характерная для второй позиции, представляется здесь в
известной стойкости пребывания на ней. Кроме того, ее связь с пятой
позицией обнаруживается в образе дара, идущего от пятой позиции, т.е. по
существу от человека, занимающего пятую позицию, дара, приносимого
посланцем его. В таком положении, когда человек может в своей
уравновешенности не сходить со своего места, в положении, когда ему
ниспослано от вышестоящего, ему, конечно, не следует предпринимать никаких
крупных дел и выждать время, пока не изменится вся ситуация. Здесь он
может лишь служить чему-то, что он считает выше самого себя. Эта служба
мыслится авторами «Книги Перемен» как некое культовое действие —
жертвоприношение. Поэтому текст данного афоризма звучит так:
Сильная черта на втором месте. Затруднение с вином и пищей. Внезапно
придет человек в алых наколенниках. Благоприятно необходимости приносить
жертвы. Поход — к несчастью. Хулы не будет.
3
На третьей позиции сказывается влияние предстоящей четвертой, которая
занята сильной чертой. Эта сильная черта, как своего рода крепость,
выражена в образе камня, загораживающего путь. Поэтому движение
дальнейшего развития на этой позиции затруднено. Если бы человек на этой
позиции повернул вспять, то он натолкнулся бы на стойкие, непреклонные
силы первой позиции, которая, конечно, не способствует такому возвращению.
Таким образом, человек здесь поставлен в крайне затруднительные
обстоятельства, он не может двигаться ни вперед, ни назад. Кроме того,
отсутствует соответствие с шестой позицией. Это выражено в образе
одиночества человека, который, вернувшись домой, не находит своей жены. В
тексте здесь мы читаем:
Слабая черта на третьем месте. Преткнешься о камень. Будешь держаться на
терниях и шипах. Войдешь в свой терем, но не увидишь своей жены.
Несчастье.
4
Стойкость, которая была отмечена как характерная черта первой позиции
данной гексаграммы, приводит к тому, что если человек, занимающий первую
позицию, и движется на помощь к тому, кто занимает четвертую позицию, то
все же его приход, несущий с собой помощь, медлителен. Далее третья черта,
которая охарактеризована достаточно мрачно, может служить той
металлической повозкой, о которой говорит текст и которая вызывает
затруднение. Однако тяготение четвертой черты к пятой, т.е. стремление
вперед, здесь настолько сильно, что, несмотря на сожаление об упущенном
времени, все же дело может быть доведено до своего завершения. Вот почему
в тексте мы читаем:
Сильная черта на четвертом месте. Приход медлителен-медлителен.
Затруднишься из-за металлической повозки. Сожаление. Но дело доведешь до
конца.
5
Движение вперед на пятой позиции в данном случае затруднено истощением
сил, которое характеризует шестую. Двигаться вперед здесь нельзя. Человек,
который захотел бы двигаться вперед, здесь подвергся бы казни, у него
отрезали бы нос как ту часть тела, которая впереди. Стоять на месте здесь
тоже нельзя, ибо конечный фундамент — первая позиция — была бы
охарактеризована как позиция, неудобная для пребывания на ней. Если бы
человек все же хотел остановиться на этом фундаменте, то это было бы то же
самое, как если бы он подвергся казни отсечения ног. Рассчитывать на
помощь второй позиции здесь тоже не приходиться, потому что она такова,
что ей самой должна быть оказана помощь. Мы видели, что человеку,
занимающему вторую позицию, отправлен на помощь посланник в красных
наколенниках. Таким образом, положение выглядит безвыходным. Единственное,
на что можно рассчитывать — это на то, что пятая позиция уже близка к
окончанию всего процесса, и, таким образом, может постепенно наступить
радость от его окончания. Эта радость указана уже в самой верхней
триграмме, которая обозначает именно радость. Но здесь можно только
рассчитывать на помощь извне, как полагали комментаторы «Книги Перемен», и
потому здесь говорится о необходимости жертвоприношений. В общем текст
здесь говорит:
Сильная черта на пятом месте. Казня, отрежут нос и ноги. Будет трудность
от человека в красных наколенниках. Но вот понемногу наступит радость.
Благоприятствует необходимость возносить жертвы и моления.
6
Шестая позиция здесь занята слабой чертой. Она выражена в образе зарослей.
Если заросли могут быть восприняты как нечто слабое, мягкое, то все же,
когда их набирается достаточное количество, они могут быть сильным
препятствием к движению вперед, и могут привести человека в самое
затруднительное положение. Увидя, что не сила, а слабость мешает ему
двигаться вперед, человек может попасть в полное недоумение. Он может
решить, что всякое движение приведет его к дурному исходу положения.
Однако такое мнение было бы лишь заблуждением, ибо здесь, наконец, нужно
найти в себе силы для того, чтобы окончательно освободиться от данной
ситуации истощения. Поэтому в тексте здесь сказано:
Наверху слабая черта. Будет затруднение в запутанных зарослях. В
неустойчивости воскликнешь: «Движение к раскаянию». И будет раскаяние. Но
поход — к счастью.
Во внешнем — Разрешение и радостность, во внутреннем — Погружение и
опасность. Внешняя ситуация разрешилась определенностью, но во
внутреннем осталось ощущение опасности а проявления абсолюта
оказались
погруженными в Инь — это истощение.
Интерпретация Хейслип
Сейчас для вас настало время, когда не стоит приниматься за
что-либо. Эта гексаграмма — одна из четырех наихудших. Нужно выждать
некоторое время, привести в порядок свои мысли. Очень возможно,
что руку помощи вам протянет человек, которого вы хорошо знаете
и который занимает достаточно высокое положение; не отвергайте
его советов. Ведь сейчас вам очень слабо верится в свои собственные
силы. Но обстоятельства изменятся к лучшему, и этот период невезения
закончится.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого