
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  7. Ши. ВойскоКанонический текcт
Стойкость. Возмужалому человеку — счастье. Хулы не будет.
- Выводи войско, руководясь законом. — (А если) не так, (то хотя бы
оно и было) хорошим — будет несчастье.
- Пребывание в войске.— Счастье. Хулы не будет. Царь трижды пожалует
приказы.
- В войске, быть может, воз трупов. — Несчастье.
- Войско отступает на постоянные квартиры. — Хулы не будет.
- На поле есть дичь. Благоприятно сдержать слово; хулы не будет. Старшему
сыну вести войска. Младшему — воз трупов. Стойкость — к несчастью.
- Великий государь владеет судьбами, начинает династию и наследует
(своему) дому. — Ничтожному человеку — не действовать.
Эта гексаграмма отличается от предыдущей тем, что в ней вместо
Творчества, расположенного вовне, находится Исполнение. Если первое — это
напряжение, Свет, то второе — это податливость, Тьма. Она не может вносить
ясность, так сказать, произносить суждение, и поэтому в ситуации
выраженной в данной гексаграмме, судом конфликт не может быть решен. Здесь
действенно нечто иное. Тот, кто может судить сам себя, не доводит дело до
суда. Тот же, кто доходит до необходимости судится, еще не обязательно
будет удовлетворен решением суда. В таком случае он, несмотря на решение
это, восстанет против него. Но в таком положении действовать одними
юридическими средствами бессмысленно, ибо именно при помощи их произнесено
осуждение. Система «Книги Перемен» была бы нарушена, если бы суд в ней был
показан с одной положительной стороны. Возможен и неправый суд, против
которого необходимо восстать. Но так как юридически восстать невозможно,
то приходится прибегать к вооруженному восстанию, к войску. Нельзя,
однако, легкомысленно относиться к последнему. Поэтому данная гексаграмма
посвящена многостороннему изучению «войска», его действия и применения.
Опасность — это основное качество действия и применения войска. Это
выражено в самой структуре гексаграммы: внутри (внизу) — Опасность, а
вовне — Исполнение: триграмма, состоящая только из черт Тьмы. Мрачная
опасность, вот о чем говорит сам символ. С величайшей бдительностью, с
полноценным жизненным опытом мужа следует решать спор при помощи войска.
Здесь одинаково пагубным может оказаться как юношеский задор, так и
старческая косность. Только при учете этого может быть успех, т.е. может
быть исправлено то, что уже раньше было испорчено. Недоразвитый юноша или
разовьется правильно, и тогда ему надо лишь выждать свой час; или же он в
развитии совершит ошибку, которая должна быть осуждена. Если же даже судом
нельзя исправить ошибку, то необходимы решительные меры: необходимо
действие войска. Таков второй смысл данной гексаграммы. Но в них обоих
общим остается требование стойкости: устойчивого пребывания на правом пути
и незапятнанной совести. В тексте лишь намек на эти руководящие мысли,
вскрывающиеся только в комментаторской литературе, главным образом из
герменевтического исследования. Вот текст:
Войско. Стойкость. Возмужалому человеку — счастье. Хулы не будет.
1
Во всяком действии войска сосуществуют и приобретение и утрата. Перевес
первого над второй определяет успех войска. Но успех достижим лишь тогда,
когда не он является страстно желаемым результатом. Здесь горячность может
лишь привести к наихудшим последствиям. Наоборот, успех возможен лишь
тогда, когда применение войска вытекает не из одного желания победы
(которой одинаково желают обе воюющие стороны), а из железной
необходимости, из высших законов стратегии. — Так и исправление ошибок,
допущенных в познании, недостижимо при помощи действий, основанных на
простом намерении и желании. Оно достижимо только из осознания его
неизбежности, которое должно быть самым основательным и добросовестным.
Текст облекает эти мысли в следующие слова:
В начале слабая черта. Войску выступать по закону. Без добросовестности —
несчастье.
2
Различие элементов полярности возможно лишь в силу их единства. Различие
между светом и тьмой возможно лишь благодаря их единству. В теории Книги
указывается весьма часто на взаимное тяготение света и тьмы. С другой
стороны, в каждой гексаграмме преимущественно действенна тьма, если
теневых, слабых черт в ней ощутимое меньшинство, и наоборот. С третьей
стороны, в каждой гексаграмме выражается развертывание во времени данного
процесса, идущее двумя волнами, в которых две высшие точки — это черты
вторая (во внутреннем) пятая (во внешнем). Они, занимающие срединное
положение между началом волны и ее концом, особенно благоприятны. Это еще
подчеркивается тем, что середина, сосредоточенность, целеустремленность,
уравновешенность — все это понятия, заключающиеся в техническом термине
чжун. Рассматриваемая позиция выражена здесь чертой, символизирующей все
эти качества, т.е. она занимает наиболее удачное положение, кроме того,
это единственная в гексаграмме световая черта, к которой тяготеют и
которой подчиняются все остальные черты. Но, кроме того, она находится в
самом средоточии триграммы «опасность». Все это должно выражать положение
полководца в средоточии его войска. Пусть войско и его действия и стоят
под знаком опасности, пусть в окружении и тьма, но данный полководец
находится в средоточии войска, т. е. одинаково чужд как чрезмерного, так и
недостаточного. Поэтому его действия будут вполне и навсегда удачны и он
удостоится высшей похвалы, ибо между его чертой (сильной) и чертой
государя (слабой пятой) существует соответствие как по аналогии их
центральных положений, так и по антитезе полярности. Так изображен в
данной образности и символике удачно действующий полководец. — Таков
разум, действующий в самом средоточии нового акта познания. Благодаря его
центральному положению ему одинаково доступны все слагаемые, входящие в
состав познавательного акта. И именно этот разум, заложенный в средоточии
нового акта познания, и инспирируя со стороны носителей уже достигнутого
знания. В тексте это выражено следующими словами:
Сильная черта на втором месте. Пребывание в средоточии войска. Счастье.
Хулы не будет. Царь трижды пожалует приказ.
3
Позиция кризиса — децентрирована. Кроме того, здесь она занята слабой
чертой, а это еще ухудшается тем, что в символике Книги нормой считается
пребывание сильных черт на нечетных позициях и слабых — на четных.
Собственно, норма эта требует силы для преодоления кризиса, а в данном
случае как раз наоборот. Поэтому никакого успеха здесь ожидать невозможно,
что и находит свое выражение в соответствующем образе текста. — Так и в
познании не может быть успеха, т.е. нового знания, когда акт нового
познания лишен внутренней силы и правильности. Он не в состоянии
преодолеть косность уже накопленного опыта, который, в новых условиях,
может быть совершенно неприменимым, неживым. Происходит тогда подмена
нового живого познания трупами когда-то возникших мыслей, чуждых текущему
моменту познавательной жизни. Иными словами, происходит гибель познания,
т.е. несчастье, раскол между знанием и миром. Текст это выражает лаконично
и напряженно:
Слабая черта на третьем месте. В войске может быть воз трупов. Несчастье.
4
Нормальность отношения между слабой чертой и четной позицией дает
возможность говорить о следующем этапе развития данной ступени, на которой
учитывается предыдущий опыт и оказывается предпочтенным отказ от активного
действия: отступление войска на постоянные квартиры для выжидательной
подготовки дальнейшего выступления. — Так же и в познании это момент,
когда выжидательно подводится итог накопленного опыта перед вторичным
завоеванием нового познания. Ни об удаче, ни о неудаче здесь говорить
невозможно, но можно лишь указать, что такое «отступление войска» — не
бегство, а подготовка, за которую хулить нельзя. Текст здесь следующий:
Слабая черта на четвертом месте. Войску — отступать в тыл. Хулы не будет.
5
Хотя пятая позиция вообще представляет собой подъем сил, но в данном
случае она занята слабой чертой, символизирующей невозможность
самостоятельного действия. Однако действовать здесь еще необходимо, ибо
конечный результат действия еще не достигнут, и примешиваются к нему еще
совершенно чуждые элементы. Точно на возделанном поле появилась дичь,
которая портит всходы. Однако если самому здесь действовать и невозможно,
то для успешности распоряжений из не следует отменять. Надо держаться
своего слова. При этом, конечно, важно, чтобы был правильно выбран
человек, которому дается распоряжение и который тем самым облекается
соответствующими полномочиями. В таких условиях его единоначалие
необходимо, а всякий его подчиненный, действующий на свой риск и страх,
обречен на неудачу, даже если бы он действовал с полной прямотой и
стойкостью. — В гносеологической глоссе символика этой цитаты понимается
так, что речь идет о том моменте познания, когда завоевывается новое
знание, но оно еще не завоевано до конца. В таком положении к подлинному
знанию примешиваются еще элементы случайных ассоциаций, возникающих не в
силу незнания или слишком поверхностного знакомства с предметом познания.
Здесь много может помочь и начитанность в литературе, и за эти слова надо
крепко держаться, однако надо помнить, что важен смысл слов, а не самые
слова, что смысл этот должен быть основательно усвоен, точно издавна
усыновлен. Это «старший сын», который противопоставляется «младшему сыну»,
олицетворяющему лишь поверхностное ознакомление с литературой. Для
последнего стойкость равносильна косности, которая может погубить успех
познания. Вот образы в тексте:
Слабая черта на пятом месте. На пашне есть дичь. Благоприятно держаться
слова. Хулы не будет. Старшему сыну — предводительствовать войском.
Младшему сыну — воз трупов. Стойкость — к несчастью.
6
Погоня за победой лишь закрывает глаза на насущную необходимость борьбы.
Поэтому на предыдущих ступенях с соответственно разных сторон давались
предупреждения против ошибок текущего момента. Здесь же — конец процесса,
названного Войско. Здесь речь уже должна идти о результате его действий.
Единственное предупреждение, уместное здесь, — это предупреждение против
действия «ничтожеств», которые борются лишь ради победы. Поэтому один из
комментаторов данного места говорит столь же лаконично, сколь и
парадоксально: «Когда совершенномудрый человек действует войском, то в
начале этого действия он не добивается победы во что бы то ни стало.
Поэтому в конце данного действия он может (достичь) подлинного успеха». —
Как метафора эта мысль применима и к деятельности познания на этапе
завоевания нового знания, где это последнее уже завоевано и должно
образовать единства, точно вновь основанное государство должно сочетаться
с домами прежних феодалов , — если облекать это в образность феодального
памятника — «Книги Перемен», где мы читаем:
Наверху слабая черта. Великий государь владеет судьбами. Он основывает
царство, примыкая к домам (феодалов). Ничтожные люди да не действуют.
Внешнее — Исполнение, Опасность — внутреннее. Такое сочетание означает
то, что должно быть опасно по
определению — войну. Но, выводя войско,
следует следовать естественному ходу событий, руководствуясь законом. С
войной неизбежно связаны такие понятия, как воз трупов и размещение по
квартирам. Но у каждого своя война — великий государь владеет судьбами,
начинает династию и наследует своему дому. Война же ничтожного человека
бессмысленна и жестока — ему лучше не
действовать.
Интерпретация Хейслип
Символ этой гексаграммы — сознательное уединение. Сейчас вы
будто бы полководец, который обдумывает предстоящее наступление.
Удача сопутствует вам, но будьте внимательны и осторожны в выборе
союзников. Пусть ими станут люди, у которых добрые намерения. Возможно,
вас посетит нежданный гость, или вы получите неожиданное известие.
Хотя у вас и возник разлад с близким человеком — но все же
вы пребываете в романтическом состоянии духа. Но все будущие дела
вам нужно планировать более тщательно и разумно.
  23. Бо. РазрушениеКанонический текcт
Неблагоприятно иметь, куда выступить.
- У ложа разрушены ножки. — Пренебрежение. Стойкость — к несчастью.
- У ложа разрушены перекладины. — Пренебрежение. Стойкость — к несчастью.
- Разрушат его. — Хулы не будет.
- У ложа разрушена обивка. — Несчастье.
- Рыбная ловля. Через придворных женщин — милость. — Ничего неблагоприятного.
- Огромный плод не съеден. — Благородный человек получит воз; у ничтожного
человека разрушится жилье.
Если в предыдущем рассматривалась ситуация, которая называется Убранство,
то в ней имелось в виду убранство лишь как внешнее украшение, при котором
и речи нет о самой сущности. Естественно, что в периоды, когда все
внимание сосредоточенно на чем-то внешнем, все, связанное с самою
сущностью, отступает на задний план, приходит к упадку. Начало же всякого
упадка — это разрушение существенного. Наиболее общий случай такого
разрушения символически выражен в самой гексаграмме. В символике
гексаграмм верхняя триграмма считается «уходящей», отходящей в прошлое, а
нижняя триграмма — «приходящей», наступающей. Это движение снизу вверх
сохраняет свое значение даже в пределах отдельных триграмм, где верхняя
черта — отход в прошлое, а нижняя — представляет наступающий момент
ситуации. В данной гексаграмме «наступает» триграмма «исполнение»,
состоящая только из черт тьмы. Единственная черта света — верхняя в
верхней триграмме — и в пределах этой последней, и в контексте всей
гексаграммы отходит в прошлое, а надвигается только тьма. И надвигается
она изнутри, из самой сущности. К чему бы ни была применена картина,
изображенная данной гексаграммой, она остается в силе. Так и в
практической деятельности она обозначает то положение, когда существенное
повергается во мрак и упадок, ибо на предыдущей ступени все внимание было
обращено лишь на мишуру внешнего убранства. — И в познании дело обстоит
так же. Однако было бы ошибочно думать, что невозможность действовать в
такой ситуации должна приводить к полной пассивности и отдаче себя
произволу случайностей на все будущее время. Ситуация разрушения — лишь
необходимый временный этап в общем развитии. Но это, как все остальные
этапы, — лишь временный этап. Не пассивная отдача себя условиям времени
требует здесь, а активное и напряженно-выжидательное воздержание от
деятельности. Только об этом говорит текст:
Разрушение. Неблагоприятно иметь куда выступить.
1
Перед лицом надвигающегося разрушения особенно надо иметь в виду то, что,
хотя оно и готово вырвать всякую почву из-под ног, лишить человека его
спокойного «ложа», однако это процесс, развивающийся во времени
последовательно, как и иные процессы, отмеченные в Книге. Поэтому, пока
данный процесс еще не получил достаточного укрепления, ему еще возможно
противостоять со всей стойкостью. Ею на данной ступени отнюдь не следует
пренебрегать, даже если разрушение и не сильно, если оно лишь начинается.
Ложе — образ спокойствия человека. Здесь этот образ применен в тексте с
целью показать, что в самой основе спокойного существования человека
началось разрушение. Оно касается лишь «ножек ложа». Но и это уже начало
процесса разрушения, от которого пока еще не может сохранить стойкость.
Поэтому и текст предостерегает:
В начале слабая черта. У ложа разрушены ножки . Если пренебречь
стойкостью, будет несчастье.
2
Процесс движется в том же направлении дальше. «Ножки ложа» уже разрушены.
Разрушение достигает уже перекладин, каркаса самого ложа. Еще раз
напоминает текст о внимании и стойкости, без которой невозможно
сопротивляться нарастающему процессу разрушения. Это последняя ступень, на
которой такая стойкость может помочь. Дальше наступает уже момент кризиса.
Поэтому, пока не поздно, текст предупреждает:
Слабая черта на втором месте. У ложа разрушены перекладины. Если
(пренебречь) стойкостью, будет несчастье.
3
В момент кризиса тщетно стремится своей стойкостью удержать процесс
разрушения. На данной позиции он уже приобрел инерцию, в силу которой
остановить его невозможно. Чтобы не вступить в конфликт с такой ситуацией
в мире, необходимо найти в себе достаточную решимость для того, чтобы
ринуться в разрушительный ход событий и пройти через него. Следует
помнить, что в такой период ломки прежних достижений нельзя оставаться
стойко-неизменным, а надо через само разрушение пробиться к возможности
нового созидания. Поэтому и текст говорит только:
Слабая черта на третьем месте. Разрушай это. Хулы не будет.
4
Участие в процессе разрушения хотя и необходимо в такой ситуации, однако
от этого участия положение самого участвующего не становится менее
опасным. Действуя внутри процесса разрушения, он способствует тому, чтобы
развить этот процесс до возможной высоты, но это может оказаться влияние и
на самого разрушающего, ибо здесь он стоит лицом к лицу с самым
разрушительными силами. Текст разными комментаторами понимается несколько
различно: основным образом считается «кожа», понимаемая одними как верхняя
обивка ложа, тогда — это образ разрушения, доведенного до высшего предела,
или полагают (например Вань И), что «кожа» — это кожа человека, лежащего
на ложе, т.е. самого разрушающего, т.е. видят в тексте образ обратного
действия на самого разрушителя. Пожалуй, не будет чрезмерным риском
усмотреть в данном тексте игру слов, приняв одновременно обе
интерпретации, ибо они обе характеризуют данный момент ситуации, не
противореча по существу одна другой. Для допущения возможности понимать
текст двояко приходится конструкцию его передать в переводе менее
дословно, чем в предыдущих афоризмах данной гексаграммы:
Слабая черта на четвертом месте. Ложе разрушено до кожи. Несчастье.
5
Две первые позиции в данной гексаграмме изображали положение, в котором,
крепко держались за свою стойкость, можно добиться того, что процесс
разрушения не коснется самого человека. Две вторые черты говорят о том
положении, когда человек не имеет выбора и должен с достоинством пробиться
сквозь весь процесс разрушения. Наконец, две верхние черты характеризуют
ослабление данного процесса, его отлив и выход из данной ситуации. Но
серьезное и активное вмешательства со стороны самого человека здесь еще
невозможно. Он будет проводить время за развлечениями и из данной ситуации
может выйти лишь благодаря протекции. Однако здесь все будет
благоприятствовать ему, как это выражено в тексте:
Слабая черта на пятом месте. Рыбная ловля. Милость благодаря придворной
женщине. Ничего неблагоприятного.
6
Разрушение — плод воздействия проступков, совершенных в прошлом. Это
«огромный плод», который вкусить до конца невозможно. Здесь, где данная
ситуация подходит к концу, она уже не может действовать с прежней силой,
ибо и она в конце концов будет преодолена. Но для того, чтобы преодолеть
разрушение, необходимы активные, созидающие моральные силы человека. При
их наличии благородный человек извлечет из пережитого опыта весьма
значительный урок. Ничтожный же человек, тот, кто не развил в себе
мужества, необходимого для преодоления этой разрушительной ситуации, не
сможет сам противостоять ей и будет вынужден пережить всю полноту
разрушения. Текст характеризует это положение следующим образом:
Наверху сильная черта. Огромный плод не съеден. Благородный человек
обретет воз. У ничтожного человека будет разрушено жилье.
Во внешнем — Пребывание, во внутреннем — самоотдача. Человек полностью
поглощен тем, что само по себе не исчезает. Потому когда по какой-либо
случайности, что-либо перестает существовать, то это воспринимается, как
разрушение. Так мы можем пользоваться ложем, чьи свойства для нас
незыблемы. И если они
изменяются, то это для нас разрушение.
Интерпретация Хейслип
Большие перемены ожидают вас уже в ближайшем будущем. Возможно,
сейчас кто-то злословит о вас распускает сплетни. Поэтому не
нужно приниматься сейчас ни за какое новое дело, вам нельзя попадать
в неловкое положение. Желания ваши исполнятся чуть позже. Старайтесь
быть осмотрительны и осторожны в общении с представителями
другого пола. И не надо теряться, если вдруг выясниться, что на помощь
друзей рассчитывать нельзя.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого