
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  7. Ши. ВойскоКанонический текcт
Стойкость. Возмужалому человеку — счастье. Хулы не будет.
- Выводи войско, руководясь законом. — (А если) не так, (то хотя бы
оно и было) хорошим — будет несчастье.
- Пребывание в войске.— Счастье. Хулы не будет. Царь трижды пожалует
приказы.
- В войске, быть может, воз трупов. — Несчастье.
- Войско отступает на постоянные квартиры. — Хулы не будет.
- На поле есть дичь. Благоприятно сдержать слово; хулы не будет. Старшему
сыну вести войска. Младшему — воз трупов. Стойкость — к несчастью.
- Великий государь владеет судьбами, начинает династию и наследует
(своему) дому. — Ничтожному человеку — не действовать.
Эта гексаграмма отличается от предыдущей тем, что в ней вместо
Творчества, расположенного вовне, находится Исполнение. Если первое — это
напряжение, Свет, то второе — это податливость, Тьма. Она не может вносить
ясность, так сказать, произносить суждение, и поэтому в ситуации
выраженной в данной гексаграмме, судом конфликт не может быть решен. Здесь
действенно нечто иное. Тот, кто может судить сам себя, не доводит дело до
суда. Тот же, кто доходит до необходимости судится, еще не обязательно
будет удовлетворен решением суда. В таком случае он, несмотря на решение
это, восстанет против него. Но в таком положении действовать одними
юридическими средствами бессмысленно, ибо именно при помощи их произнесено
осуждение. Система «Книги Перемен» была бы нарушена, если бы суд в ней был
показан с одной положительной стороны. Возможен и неправый суд, против
которого необходимо восстать. Но так как юридически восстать невозможно,
то приходится прибегать к вооруженному восстанию, к войску. Нельзя,
однако, легкомысленно относиться к последнему. Поэтому данная гексаграмма
посвящена многостороннему изучению «войска», его действия и применения.
Опасность — это основное качество действия и применения войска. Это
выражено в самой структуре гексаграммы: внутри (внизу) — Опасность, а
вовне — Исполнение: триграмма, состоящая только из черт Тьмы. Мрачная
опасность, вот о чем говорит сам символ. С величайшей бдительностью, с
полноценным жизненным опытом мужа следует решать спор при помощи войска.
Здесь одинаково пагубным может оказаться как юношеский задор, так и
старческая косность. Только при учете этого может быть успех, т.е. может
быть исправлено то, что уже раньше было испорчено. Недоразвитый юноша или
разовьется правильно, и тогда ему надо лишь выждать свой час; или же он в
развитии совершит ошибку, которая должна быть осуждена. Если же даже судом
нельзя исправить ошибку, то необходимы решительные меры: необходимо
действие войска. Таков второй смысл данной гексаграммы. Но в них обоих
общим остается требование стойкости: устойчивого пребывания на правом пути
и незапятнанной совести. В тексте лишь намек на эти руководящие мысли,
вскрывающиеся только в комментаторской литературе, главным образом из
герменевтического исследования. Вот текст:
Войско. Стойкость. Возмужалому человеку — счастье. Хулы не будет.
1
Во всяком действии войска сосуществуют и приобретение и утрата. Перевес
первого над второй определяет успех войска. Но успех достижим лишь тогда,
когда не он является страстно желаемым результатом. Здесь горячность может
лишь привести к наихудшим последствиям. Наоборот, успех возможен лишь
тогда, когда применение войска вытекает не из одного желания победы
(которой одинаково желают обе воюющие стороны), а из железной
необходимости, из высших законов стратегии. — Так и исправление ошибок,
допущенных в познании, недостижимо при помощи действий, основанных на
простом намерении и желании. Оно достижимо только из осознания его
неизбежности, которое должно быть самым основательным и добросовестным.
Текст облекает эти мысли в следующие слова:
В начале слабая черта. Войску выступать по закону. Без добросовестности —
несчастье.
2
Различие элементов полярности возможно лишь в силу их единства. Различие
между светом и тьмой возможно лишь благодаря их единству. В теории Книги
указывается весьма часто на взаимное тяготение света и тьмы. С другой
стороны, в каждой гексаграмме преимущественно действенна тьма, если
теневых, слабых черт в ней ощутимое меньшинство, и наоборот. С третьей
стороны, в каждой гексаграмме выражается развертывание во времени данного
процесса, идущее двумя волнами, в которых две высшие точки — это черты
вторая (во внутреннем) пятая (во внешнем). Они, занимающие срединное
положение между началом волны и ее концом, особенно благоприятны. Это еще
подчеркивается тем, что середина, сосредоточенность, целеустремленность,
уравновешенность — все это понятия, заключающиеся в техническом термине
чжун. Рассматриваемая позиция выражена здесь чертой, символизирующей все
эти качества, т.е. она занимает наиболее удачное положение, кроме того,
это единственная в гексаграмме световая черта, к которой тяготеют и
которой подчиняются все остальные черты. Но, кроме того, она находится в
самом средоточии триграммы «опасность». Все это должно выражать положение
полководца в средоточии его войска. Пусть войско и его действия и стоят
под знаком опасности, пусть в окружении и тьма, но данный полководец
находится в средоточии войска, т. е. одинаково чужд как чрезмерного, так и
недостаточного. Поэтому его действия будут вполне и навсегда удачны и он
удостоится высшей похвалы, ибо между его чертой (сильной) и чертой
государя (слабой пятой) существует соответствие как по аналогии их
центральных положений, так и по антитезе полярности. Так изображен в
данной образности и символике удачно действующий полководец. — Таков
разум, действующий в самом средоточии нового акта познания. Благодаря его
центральному положению ему одинаково доступны все слагаемые, входящие в
состав познавательного акта. И именно этот разум, заложенный в средоточии
нового акта познания, и инспирируя со стороны носителей уже достигнутого
знания. В тексте это выражено следующими словами:
Сильная черта на втором месте. Пребывание в средоточии войска. Счастье.
Хулы не будет. Царь трижды пожалует приказ.
3
Позиция кризиса — децентрирована. Кроме того, здесь она занята слабой
чертой, а это еще ухудшается тем, что в символике Книги нормой считается
пребывание сильных черт на нечетных позициях и слабых — на четных.
Собственно, норма эта требует силы для преодоления кризиса, а в данном
случае как раз наоборот. Поэтому никакого успеха здесь ожидать невозможно,
что и находит свое выражение в соответствующем образе текста. — Так и в
познании не может быть успеха, т.е. нового знания, когда акт нового
познания лишен внутренней силы и правильности. Он не в состоянии
преодолеть косность уже накопленного опыта, который, в новых условиях,
может быть совершенно неприменимым, неживым. Происходит тогда подмена
нового живого познания трупами когда-то возникших мыслей, чуждых текущему
моменту познавательной жизни. Иными словами, происходит гибель познания,
т.е. несчастье, раскол между знанием и миром. Текст это выражает лаконично
и напряженно:
Слабая черта на третьем месте. В войске может быть воз трупов. Несчастье.
4
Нормальность отношения между слабой чертой и четной позицией дает
возможность говорить о следующем этапе развития данной ступени, на которой
учитывается предыдущий опыт и оказывается предпочтенным отказ от активного
действия: отступление войска на постоянные квартиры для выжидательной
подготовки дальнейшего выступления. — Так же и в познании это момент,
когда выжидательно подводится итог накопленного опыта перед вторичным
завоеванием нового познания. Ни об удаче, ни о неудаче здесь говорить
невозможно, но можно лишь указать, что такое «отступление войска» — не
бегство, а подготовка, за которую хулить нельзя. Текст здесь следующий:
Слабая черта на четвертом месте. Войску — отступать в тыл. Хулы не будет.
5
Хотя пятая позиция вообще представляет собой подъем сил, но в данном
случае она занята слабой чертой, символизирующей невозможность
самостоятельного действия. Однако действовать здесь еще необходимо, ибо
конечный результат действия еще не достигнут, и примешиваются к нему еще
совершенно чуждые элементы. Точно на возделанном поле появилась дичь,
которая портит всходы. Однако если самому здесь действовать и невозможно,
то для успешности распоряжений из не следует отменять. Надо держаться
своего слова. При этом, конечно, важно, чтобы был правильно выбран
человек, которому дается распоряжение и который тем самым облекается
соответствующими полномочиями. В таких условиях его единоначалие
необходимо, а всякий его подчиненный, действующий на свой риск и страх,
обречен на неудачу, даже если бы он действовал с полной прямотой и
стойкостью. — В гносеологической глоссе символика этой цитаты понимается
так, что речь идет о том моменте познания, когда завоевывается новое
знание, но оно еще не завоевано до конца. В таком положении к подлинному
знанию примешиваются еще элементы случайных ассоциаций, возникающих не в
силу незнания или слишком поверхностного знакомства с предметом познания.
Здесь много может помочь и начитанность в литературе, и за эти слова надо
крепко держаться, однако надо помнить, что важен смысл слов, а не самые
слова, что смысл этот должен быть основательно усвоен, точно издавна
усыновлен. Это «старший сын», который противопоставляется «младшему сыну»,
олицетворяющему лишь поверхностное ознакомление с литературой. Для
последнего стойкость равносильна косности, которая может погубить успех
познания. Вот образы в тексте:
Слабая черта на пятом месте. На пашне есть дичь. Благоприятно держаться
слова. Хулы не будет. Старшему сыну — предводительствовать войском.
Младшему сыну — воз трупов. Стойкость — к несчастью.
6
Погоня за победой лишь закрывает глаза на насущную необходимость борьбы.
Поэтому на предыдущих ступенях с соответственно разных сторон давались
предупреждения против ошибок текущего момента. Здесь же — конец процесса,
названного Войско. Здесь речь уже должна идти о результате его действий.
Единственное предупреждение, уместное здесь, — это предупреждение против
действия «ничтожеств», которые борются лишь ради победы. Поэтому один из
комментаторов данного места говорит столь же лаконично, сколь и
парадоксально: «Когда совершенномудрый человек действует войском, то в
начале этого действия он не добивается победы во что бы то ни стало.
Поэтому в конце данного действия он может (достичь) подлинного успеха». —
Как метафора эта мысль применима и к деятельности познания на этапе
завоевания нового знания, где это последнее уже завоевано и должно
образовать единства, точно вновь основанное государство должно сочетаться
с домами прежних феодалов , — если облекать это в образность феодального
памятника — «Книги Перемен», где мы читаем:
Наверху слабая черта. Великий государь владеет судьбами. Он основывает
царство, примыкая к домам (феодалов). Ничтожные люди да не действуют.
Внешнее — Исполнение, Опасность — внутреннее. Такое сочетание означает
то, что должно быть опасно по
определению — войну. Но, выводя войско,
следует следовать естественному ходу событий, руководствуясь законом. С
войной неизбежно связаны такие понятия, как воз трупов и размещение по
квартирам. Но у каждого своя война — великий государь владеет судьбами,
начинает династию и наследует своему дому. Война же ничтожного человека
бессмысленна и жестока — ему лучше не
действовать.
Интерпретация Хейслип
Символ этой гексаграммы — сознательное уединение. Сейчас вы
будто бы полководец, который обдумывает предстоящее наступление.
Удача сопутствует вам, но будьте внимательны и осторожны в выборе
союзников. Пусть ими станут люди, у которых добрые намерения. Возможно,
вас посетит нежданный гость, или вы получите неожиданное известие.
Хотя у вас и возник разлад с близким человеком — но все же
вы пребываете в романтическом состоянии духа. Но все будущие дела
вам нужно планировать более тщательно и разумно.
  47. Кунь. ИстощениеКанонический текcт
Свершение. Стойкость. Великому человеку — счастье. Хулы не будет. Будут
речи, (но они) не верны.
- Свидание затруднено на пне. Войдешь в сумрачную долину. Три года
не (будешь ничего) видеть.
- Затруднения с вином и с пищей. Внезапно придет (человек в) алом
переднике. — Благоприятствует необходимости приносить жертвы. Поход — к
несчастью. Хулы не будет.
- Преткнешься о камень и (будешь) держаться на терниях и шипах. Войдешь
в свой терем и не увидишь своей жены. — Несчастье.
- Приход медлителен. Затруднишься из-за металлической повозки. — Сожаление.
(Но дело) доведешь до конца.
- (Казня), отрежут нос и ноги. Будет трудность от (человека в) красном
переднике. Но вот понемногу наступит радость. — Благоприятствует необходимости
(возносить) жертвы и моления.
- (Будет) затруднение в запутанных зарослях; в неустойчивости воскликнешь: «Движение
— к раскаянию». И будет раскаяние. — Но поход — к счастью.
Сколько бы ни было проявлено сил в предыдущей ситуации, но все-таки это
какое-то ограниченное количество, ибо эти силы не бесконечны, рано или
поздно в подъеме они будут исчерпаны. Вот почему подъем с полной
необходимостью приводит к истощению. Но в этом истощении необходимо не
столько констатировать самый факт истощения сил, сколько необходимо
указать возможный выход из данной ситуации, ибо, как и всякая другая, она
не может быть вечной. Уже это одно указывает на возможность развития,
которое на техническом языке «Книги Перемен» называется свершением.
Конечно, для преодоления данной ситуации человек должен быть достаточно
развитым, как называет «Книга Перемен», великим человеком; только для него
возможен благоприятный исход. Пусть его деятельность в данном состоянии и
вызовет толки, ибо не всем в его окружении будет понятна его деятельность,
— этим толкам все же придавать значения не следует, ибо здесь человек
должен полагаться только на самого себя. Поэтому текст здесь говорит:
Истощение. Свершение. Стойкость. Великому человеку — счастье. Будут речи,
но они неверны. Хулы не будет.
1
В данной ситуации все окружение предрасполагает к тому, чтобы стойкости,
указанной в общем, афоризме, были поставлены препятствия. На первой
позиции это начинает уже давать себя чувствовать. Чтобы указать, что эта
позиция не способствует стойкой деятельности, исходящей от самого
человека, здесь говорится о том, как неудобно сидеть на пне. Более того,
здесь указывается и путь, проходящий через сумрачную долину, и, кроме
того, указывается на одиночество, на которое обречен в данной ситуации
человек. Если здесь текст говорит о трех годах такого одиночества, то
образно он указывает на три первые позиции, которые заняты триграммой —
бездна или опасность. По-видимому, на этом основании здесь появляется
образ сумрачной долины, понимаемой как бездна. В этом смысле можно понять
текст:
В начале слабая черта. Сидение затруднено на пне. Войдешь в сумрачную
долину. Три года не будешь ничего видеть.
2
Уравновешенность, характерная для второй позиции, представляется здесь в
известной стойкости пребывания на ней. Кроме того, ее связь с пятой
позицией обнаруживается в образе дара, идущего от пятой позиции, т.е. по
существу от человека, занимающего пятую позицию, дара, приносимого
посланцем его. В таком положении, когда человек может в своей
уравновешенности не сходить со своего места, в положении, когда ему
ниспослано от вышестоящего, ему, конечно, не следует предпринимать никаких
крупных дел и выждать время, пока не изменится вся ситуация. Здесь он
может лишь служить чему-то, что он считает выше самого себя. Эта служба
мыслится авторами «Книги Перемен» как некое культовое действие —
жертвоприношение. Поэтому текст данного афоризма звучит так:
Сильная черта на втором месте. Затруднение с вином и пищей. Внезапно
придет человек в алых наколенниках. Благоприятно необходимости приносить
жертвы. Поход — к несчастью. Хулы не будет.
3
На третьей позиции сказывается влияние предстоящей четвертой, которая
занята сильной чертой. Эта сильная черта, как своего рода крепость,
выражена в образе камня, загораживающего путь. Поэтому движение
дальнейшего развития на этой позиции затруднено. Если бы человек на этой
позиции повернул вспять, то он натолкнулся бы на стойкие, непреклонные
силы первой позиции, которая, конечно, не способствует такому возвращению.
Таким образом, человек здесь поставлен в крайне затруднительные
обстоятельства, он не может двигаться ни вперед, ни назад. Кроме того,
отсутствует соответствие с шестой позицией. Это выражено в образе
одиночества человека, который, вернувшись домой, не находит своей жены. В
тексте здесь мы читаем:
Слабая черта на третьем месте. Преткнешься о камень. Будешь держаться на
терниях и шипах. Войдешь в свой терем, но не увидишь своей жены.
Несчастье.
4
Стойкость, которая была отмечена как характерная черта первой позиции
данной гексаграммы, приводит к тому, что если человек, занимающий первую
позицию, и движется на помощь к тому, кто занимает четвертую позицию, то
все же его приход, несущий с собой помощь, медлителен. Далее третья черта,
которая охарактеризована достаточно мрачно, может служить той
металлической повозкой, о которой говорит текст и которая вызывает
затруднение. Однако тяготение четвертой черты к пятой, т.е. стремление
вперед, здесь настолько сильно, что, несмотря на сожаление об упущенном
времени, все же дело может быть доведено до своего завершения. Вот почему
в тексте мы читаем:
Сильная черта на четвертом месте. Приход медлителен-медлителен.
Затруднишься из-за металлической повозки. Сожаление. Но дело доведешь до
конца.
5
Движение вперед на пятой позиции в данном случае затруднено истощением
сил, которое характеризует шестую. Двигаться вперед здесь нельзя. Человек,
который захотел бы двигаться вперед, здесь подвергся бы казни, у него
отрезали бы нос как ту часть тела, которая впереди. Стоять на месте здесь
тоже нельзя, ибо конечный фундамент — первая позиция — была бы
охарактеризована как позиция, неудобная для пребывания на ней. Если бы
человек все же хотел остановиться на этом фундаменте, то это было бы то же
самое, как если бы он подвергся казни отсечения ног. Рассчитывать на
помощь второй позиции здесь тоже не приходиться, потому что она такова,
что ей самой должна быть оказана помощь. Мы видели, что человеку,
занимающему вторую позицию, отправлен на помощь посланник в красных
наколенниках. Таким образом, положение выглядит безвыходным. Единственное,
на что можно рассчитывать — это на то, что пятая позиция уже близка к
окончанию всего процесса, и, таким образом, может постепенно наступить
радость от его окончания. Эта радость указана уже в самой верхней
триграмме, которая обозначает именно радость. Но здесь можно только
рассчитывать на помощь извне, как полагали комментаторы «Книги Перемен», и
потому здесь говорится о необходимости жертвоприношений. В общем текст
здесь говорит:
Сильная черта на пятом месте. Казня, отрежут нос и ноги. Будет трудность
от человека в красных наколенниках. Но вот понемногу наступит радость.
Благоприятствует необходимость возносить жертвы и моления.
6
Шестая позиция здесь занята слабой чертой. Она выражена в образе зарослей.
Если заросли могут быть восприняты как нечто слабое, мягкое, то все же,
когда их набирается достаточное количество, они могут быть сильным
препятствием к движению вперед, и могут привести человека в самое
затруднительное положение. Увидя, что не сила, а слабость мешает ему
двигаться вперед, человек может попасть в полное недоумение. Он может
решить, что всякое движение приведет его к дурному исходу положения.
Однако такое мнение было бы лишь заблуждением, ибо здесь, наконец, нужно
найти в себе силы для того, чтобы окончательно освободиться от данной
ситуации истощения. Поэтому в тексте здесь сказано:
Наверху слабая черта. Будет затруднение в запутанных зарослях. В
неустойчивости воскликнешь: «Движение к раскаянию». И будет раскаяние. Но
поход — к счастью.
Во внешнем — Разрешение и радостность, во внутреннем — Погружение и
опасность. Внешняя ситуация разрешилась определенностью, но во
внутреннем осталось ощущение опасности а проявления абсолюта
оказались
погруженными в Инь — это истощение.
Интерпретация Хейслип
Сейчас для вас настало время, когда не стоит приниматься за
что-либо. Эта гексаграмма — одна из четырех наихудших. Нужно выждать
некоторое время, привести в порядок свои мысли. Очень возможно,
что руку помощи вам протянет человек, которого вы хорошо знаете
и который занимает достаточно высокое положение; не отвергайте
его советов. Ведь сейчас вам очень слабо верится в свои собственные
силы. Но обстоятельства изменятся к лучшему, и этот период невезения
закончится.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого