
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  7. Ши. ВойскоКанонический текcт
Стойкость. Возмужалому человеку — счастье. Хулы не будет.
- Выводи войско, руководясь законом. — (А если) не так, (то хотя бы
оно и было) хорошим — будет несчастье.
- Пребывание в войске.— Счастье. Хулы не будет. Царь трижды пожалует
приказы.
- В войске, быть может, воз трупов. — Несчастье.
- Войско отступает на постоянные квартиры. — Хулы не будет.
- На поле есть дичь. Благоприятно сдержать слово; хулы не будет. Старшему
сыну вести войска. Младшему — воз трупов. Стойкость — к несчастью.
- Великий государь владеет судьбами, начинает династию и наследует
(своему) дому. — Ничтожному человеку — не действовать.
Эта гексаграмма отличается от предыдущей тем, что в ней вместо
Творчества, расположенного вовне, находится Исполнение. Если первое — это
напряжение, Свет, то второе — это податливость, Тьма. Она не может вносить
ясность, так сказать, произносить суждение, и поэтому в ситуации
выраженной в данной гексаграмме, судом конфликт не может быть решен. Здесь
действенно нечто иное. Тот, кто может судить сам себя, не доводит дело до
суда. Тот же, кто доходит до необходимости судится, еще не обязательно
будет удовлетворен решением суда. В таком случае он, несмотря на решение
это, восстанет против него. Но в таком положении действовать одними
юридическими средствами бессмысленно, ибо именно при помощи их произнесено
осуждение. Система «Книги Перемен» была бы нарушена, если бы суд в ней был
показан с одной положительной стороны. Возможен и неправый суд, против
которого необходимо восстать. Но так как юридически восстать невозможно,
то приходится прибегать к вооруженному восстанию, к войску. Нельзя,
однако, легкомысленно относиться к последнему. Поэтому данная гексаграмма
посвящена многостороннему изучению «войска», его действия и применения.
Опасность — это основное качество действия и применения войска. Это
выражено в самой структуре гексаграммы: внутри (внизу) — Опасность, а
вовне — Исполнение: триграмма, состоящая только из черт Тьмы. Мрачная
опасность, вот о чем говорит сам символ. С величайшей бдительностью, с
полноценным жизненным опытом мужа следует решать спор при помощи войска.
Здесь одинаково пагубным может оказаться как юношеский задор, так и
старческая косность. Только при учете этого может быть успех, т.е. может
быть исправлено то, что уже раньше было испорчено. Недоразвитый юноша или
разовьется правильно, и тогда ему надо лишь выждать свой час; или же он в
развитии совершит ошибку, которая должна быть осуждена. Если же даже судом
нельзя исправить ошибку, то необходимы решительные меры: необходимо
действие войска. Таков второй смысл данной гексаграммы. Но в них обоих
общим остается требование стойкости: устойчивого пребывания на правом пути
и незапятнанной совести. В тексте лишь намек на эти руководящие мысли,
вскрывающиеся только в комментаторской литературе, главным образом из
герменевтического исследования. Вот текст:
Войско. Стойкость. Возмужалому человеку — счастье. Хулы не будет.
1
Во всяком действии войска сосуществуют и приобретение и утрата. Перевес
первого над второй определяет успех войска. Но успех достижим лишь тогда,
когда не он является страстно желаемым результатом. Здесь горячность может
лишь привести к наихудшим последствиям. Наоборот, успех возможен лишь
тогда, когда применение войска вытекает не из одного желания победы
(которой одинаково желают обе воюющие стороны), а из железной
необходимости, из высших законов стратегии. — Так и исправление ошибок,
допущенных в познании, недостижимо при помощи действий, основанных на
простом намерении и желании. Оно достижимо только из осознания его
неизбежности, которое должно быть самым основательным и добросовестным.
Текст облекает эти мысли в следующие слова:
В начале слабая черта. Войску выступать по закону. Без добросовестности —
несчастье.
2
Различие элементов полярности возможно лишь в силу их единства. Различие
между светом и тьмой возможно лишь благодаря их единству. В теории Книги
указывается весьма часто на взаимное тяготение света и тьмы. С другой
стороны, в каждой гексаграмме преимущественно действенна тьма, если
теневых, слабых черт в ней ощутимое меньшинство, и наоборот. С третьей
стороны, в каждой гексаграмме выражается развертывание во времени данного
процесса, идущее двумя волнами, в которых две высшие точки — это черты
вторая (во внутреннем) пятая (во внешнем). Они, занимающие срединное
положение между началом волны и ее концом, особенно благоприятны. Это еще
подчеркивается тем, что середина, сосредоточенность, целеустремленность,
уравновешенность — все это понятия, заключающиеся в техническом термине
чжун. Рассматриваемая позиция выражена здесь чертой, символизирующей все
эти качества, т.е. она занимает наиболее удачное положение, кроме того,
это единственная в гексаграмме световая черта, к которой тяготеют и
которой подчиняются все остальные черты. Но, кроме того, она находится в
самом средоточии триграммы «опасность». Все это должно выражать положение
полководца в средоточии его войска. Пусть войско и его действия и стоят
под знаком опасности, пусть в окружении и тьма, но данный полководец
находится в средоточии войска, т. е. одинаково чужд как чрезмерного, так и
недостаточного. Поэтому его действия будут вполне и навсегда удачны и он
удостоится высшей похвалы, ибо между его чертой (сильной) и чертой
государя (слабой пятой) существует соответствие как по аналогии их
центральных положений, так и по антитезе полярности. Так изображен в
данной образности и символике удачно действующий полководец. — Таков
разум, действующий в самом средоточии нового акта познания. Благодаря его
центральному положению ему одинаково доступны все слагаемые, входящие в
состав познавательного акта. И именно этот разум, заложенный в средоточии
нового акта познания, и инспирируя со стороны носителей уже достигнутого
знания. В тексте это выражено следующими словами:
Сильная черта на втором месте. Пребывание в средоточии войска. Счастье.
Хулы не будет. Царь трижды пожалует приказ.
3
Позиция кризиса — децентрирована. Кроме того, здесь она занята слабой
чертой, а это еще ухудшается тем, что в символике Книги нормой считается
пребывание сильных черт на нечетных позициях и слабых — на четных.
Собственно, норма эта требует силы для преодоления кризиса, а в данном
случае как раз наоборот. Поэтому никакого успеха здесь ожидать невозможно,
что и находит свое выражение в соответствующем образе текста. — Так и в
познании не может быть успеха, т.е. нового знания, когда акт нового
познания лишен внутренней силы и правильности. Он не в состоянии
преодолеть косность уже накопленного опыта, который, в новых условиях,
может быть совершенно неприменимым, неживым. Происходит тогда подмена
нового живого познания трупами когда-то возникших мыслей, чуждых текущему
моменту познавательной жизни. Иными словами, происходит гибель познания,
т.е. несчастье, раскол между знанием и миром. Текст это выражает лаконично
и напряженно:
Слабая черта на третьем месте. В войске может быть воз трупов. Несчастье.
4
Нормальность отношения между слабой чертой и четной позицией дает
возможность говорить о следующем этапе развития данной ступени, на которой
учитывается предыдущий опыт и оказывается предпочтенным отказ от активного
действия: отступление войска на постоянные квартиры для выжидательной
подготовки дальнейшего выступления. — Так же и в познании это момент,
когда выжидательно подводится итог накопленного опыта перед вторичным
завоеванием нового познания. Ни об удаче, ни о неудаче здесь говорить
невозможно, но можно лишь указать, что такое «отступление войска» — не
бегство, а подготовка, за которую хулить нельзя. Текст здесь следующий:
Слабая черта на четвертом месте. Войску — отступать в тыл. Хулы не будет.
5
Хотя пятая позиция вообще представляет собой подъем сил, но в данном
случае она занята слабой чертой, символизирующей невозможность
самостоятельного действия. Однако действовать здесь еще необходимо, ибо
конечный результат действия еще не достигнут, и примешиваются к нему еще
совершенно чуждые элементы. Точно на возделанном поле появилась дичь,
которая портит всходы. Однако если самому здесь действовать и невозможно,
то для успешности распоряжений из не следует отменять. Надо держаться
своего слова. При этом, конечно, важно, чтобы был правильно выбран
человек, которому дается распоряжение и который тем самым облекается
соответствующими полномочиями. В таких условиях его единоначалие
необходимо, а всякий его подчиненный, действующий на свой риск и страх,
обречен на неудачу, даже если бы он действовал с полной прямотой и
стойкостью. — В гносеологической глоссе символика этой цитаты понимается
так, что речь идет о том моменте познания, когда завоевывается новое
знание, но оно еще не завоевано до конца. В таком положении к подлинному
знанию примешиваются еще элементы случайных ассоциаций, возникающих не в
силу незнания или слишком поверхностного знакомства с предметом познания.
Здесь много может помочь и начитанность в литературе, и за эти слова надо
крепко держаться, однако надо помнить, что важен смысл слов, а не самые
слова, что смысл этот должен быть основательно усвоен, точно издавна
усыновлен. Это «старший сын», который противопоставляется «младшему сыну»,
олицетворяющему лишь поверхностное ознакомление с литературой. Для
последнего стойкость равносильна косности, которая может погубить успех
познания. Вот образы в тексте:
Слабая черта на пятом месте. На пашне есть дичь. Благоприятно держаться
слова. Хулы не будет. Старшему сыну — предводительствовать войском.
Младшему сыну — воз трупов. Стойкость — к несчастью.
6
Погоня за победой лишь закрывает глаза на насущную необходимость борьбы.
Поэтому на предыдущих ступенях с соответственно разных сторон давались
предупреждения против ошибок текущего момента. Здесь же — конец процесса,
названного Войско. Здесь речь уже должна идти о результате его действий.
Единственное предупреждение, уместное здесь, — это предупреждение против
действия «ничтожеств», которые борются лишь ради победы. Поэтому один из
комментаторов данного места говорит столь же лаконично, сколь и
парадоксально: «Когда совершенномудрый человек действует войском, то в
начале этого действия он не добивается победы во что бы то ни стало.
Поэтому в конце данного действия он может (достичь) подлинного успеха». —
Как метафора эта мысль применима и к деятельности познания на этапе
завоевания нового знания, где это последнее уже завоевано и должно
образовать единства, точно вновь основанное государство должно сочетаться
с домами прежних феодалов , — если облекать это в образность феодального
памятника — «Книги Перемен», где мы читаем:
Наверху слабая черта. Великий государь владеет судьбами. Он основывает
царство, примыкая к домам (феодалов). Ничтожные люди да не действуют.
Внешнее — Исполнение, Опасность — внутреннее. Такое сочетание означает
то, что должно быть опасно по
определению — войну. Но, выводя войско,
следует следовать естественному ходу событий, руководствуясь законом. С
войной неизбежно связаны такие понятия, как воз трупов и размещение по
квартирам. Но у каждого своя война — великий государь владеет судьбами,
начинает династию и наследует своему дому. Война же ничтожного человека
бессмысленна и жестока — ему лучше не
действовать.
Интерпретация Хейслип
Символ этой гексаграммы — сознательное уединение. Сейчас вы
будто бы полководец, который обдумывает предстоящее наступление.
Удача сопутствует вам, но будьте внимательны и осторожны в выборе
союзников. Пусть ими станут люди, у которых добрые намерения. Возможно,
вас посетит нежданный гость, или вы получите неожиданное известие.
Хотя у вас и возник разлад с близким человеком — но все же
вы пребываете в романтическом состоянии духа. Но все будущие дела
вам нужно планировать более тщательно и разумно.
  54. Гуй-мэй. НевестаКанонический текcт
(В) походе — несчастье. Ничего благоприятного.
- (Если) отправляют невесту, (то) — с сестрицей. (Они — как) хромой,
который может наступать. — Поход — к счастью.
- (И) кривой может видеть. Благоприятна стойкость отшельника.
- (Если) отправляют невесту, (то) — со служанками. (Если, не приняв,
ее) отправляют назад, (то) — с сестрицей.
- (Если в) отправлении невесты будет упущен срок,(то) попозже (ее)
отправят. — Будет время.
- Государь И отправлял невесту. (Но) ее государев наряд не сравнится с блеском наряда ее сестрицы. Луна почти в полнолунии. — Счастье.
- Женщина подносит корзину, (но она) не наполнена. Мужчина закалывает
барана, (но) крови нет. — Ничего благоприятного.
Если предыдущая ситуация представляла собою только движение вперед и в
нем только намечалась цель, то данная ситуация представляет собою уже
достижение известной цели. Если там было указано, что жена уходит к своему
мужу, то здесь эта тема развита как особая ситуация. Данная гексаграмма
называется Невеста. Здесь опять повторен образ брака, но уже в иных
соотношениях сил. Внутри, т.е. внизу, здесь триграмма, символизирующая
старшую сестру. Вверху, т.е. вовне, — триграмма, символизирующая младшего
сына. Таким образом, здесь опять повторяется тема брака. Соотношение
возрастов нас не должно удивлять, если мы вспомним, что в Китае, как
правило, жена бывала старше мужа. Здесь говорится главным образом о том
поведении, которое должна принять для себя невеста. Став женой, она прежде
всего должна быть хозяйкой дома и оставаться в доме. Поэтому всякое
выступление, то, что на языке «Книги Перемен» называется Поход, для нее
может окончиться лишь неудачей. В тексте читаем:
Невеста. В походе — несчастье. Ничего благоприятного.
1
На первой позиции изображен тот момент, когда невеста отправляется к
своему будущему мужу. В переносном смысле это тот момент, когда человек
только еще приступает к своей работе. Самостоятельно взяться за дело на
первых порах, может быть, и трудно, необходима помощь со стороны других.
Так, здесь говорится о том, что невесту должны сопровождать ее дружки. Это
выступление в мир на первых порах еще может быть весьма неуверенным.
Поэтому здесь дается уже знакомый нам образ хромого, который, хотя и может
наступать, однако его наступление весьма ограничено. Тем не менее, здесь
предстоит выйти вовне, и поэтому афоризм первой черты гласит:
В начале сильная черта. Если отправляют невесту, то с дружками. Она как
хромой, который может наступать. Поход — к несчастью.
2
Собственно говоря, сама невеста изображена в данной гексаграмме третьей
чертой. Первые же две черты изображают сопровождающих дружек. Путь в дом
будущего мужа предстоит самой невесте, дружки ее только провожают. Они не
могут дойти до конца, ибо, доведя невесту до дома будущего мужа, они
должны повернуть назад. Если человек занимает в данной ситуации такую
обособленную позицию, то его деятельность является деятельностью своего
рода отшельника. Присутствуя в мире, он как бы отсутствует в нем, видя
мир, он видит его лишь наполовину. Вот почему в тексте здесь мы находим:
Сильная черта на втором месте. И кривой может видеть. Благоприятна
стойкость отшельника.
3
Нижняя триграмма в данной гексаграмме обозначает радость как известное
допущение любой формы деятельности. Но здесь, поскольку это третья черта,
в которой больше всего выражаются свобода и произвол, поскольку она
символизирует саму невесту, постольку здесь может сказаться вредное
влияние произвола, т.е. распущенности. Поэтому говорится о необходимости
выждать, как служанке, обождать некоторое время, пока не будет приказа со
стороны мужа, изображенного пятой чертой. Серьезность действий его
выражена в том, что если бы даже невеста оказалась недостойной и ее
отправляют назад, то все же отправлять ее следует также в сопровождении
дружек, т.е. если человек, взявшись за какую-нибудь работу, не может
справиться с ней как следует, то, отстранив его от этой работы, необходимо
позаботиться о его сохранности. В этом смысле можно расшифровать текст:
Слабая черта на третьем месте. Если отправляют невесту, то с дружками.
Если, не приняв ее, отправляют назад, то тоже с дружками.
4
Четвертая позиция представляет собою тот момент, когда подходящий срок для
отправления невесты уже миновал. Однако поскольку здесь вся ситуация
тяготеет к достижению цели (в переводе на образный язык — к браку),
постольку здесь не придется заботиться о том, что срок пропущен. Если не
сейчас, то позже, но все же цель должна быть достигнута, и она может быть
достигнута. В этом смысле в тексте говорится:
Сильная черта на четвертом месте. Если при отправлении невесты будет
упущен срок, то позже ее отправят. Будет время!
5
Существует предание, отраженное в комментаторской литературе «Книги
Перемен», что одним из древних царей, царь И, выдал двух своих дочерей за
своих подданных. Этот мотив в дальнейшем послужил темой для разговоров о
его внимании к своим подданным, о том, что он, занимаю столь высокий пост,
не погнушался породниться со своими подданными. И здесь, на пятой позиции,
говорится о том, как этот легендарный царь И отправлял невест. Поскольку
он, занимающий более высокое социальное положение, отдал своих дочерей
людям низшим, постольку его дочери, хотя и царского происхождения, были
одеты не слишком роскошно. Это было заметно, как говорит предание,
настолько, что убранство дружек выделялось своей нарядностью. Но, несмотря
на это, героинями действия все-таки были сравнительно скромно одетые
невесты, ибо они были теми, ради которых и дружки оделись. Поскольку здесь
говорится о невестах, т.е. в переводе с образного языка «Книги Перемен» о
человеке, еще не приступившем к нему, постольку здесь дается образ луны,
приближающейся к полнолунию. В общем, в данном афоризме сказано:
Слабая черта на пятом месте. Царь И отправлял невест. Но царский наряд не
сравнится с блеском наряда подружек. Луна почти в полнолунии. Счастье.
6
Достижение цели, которое является темой данной гексаграммы, уже было
отмечено на предыдущей, пятой позиции. Здесь, на шестой позиции, может
быть лишь пустоцвет. Он выражен в образе пустых кошниц или в образе
барана, которого режут, но в котором нет крови. Конечно, эти образы уже
сами указывают на неблагоприятность данной позиции. В самом деле, когда
цель достигнута, то после ее достижения уже следует переходить к чему-то
другому, к какому-то иному действию. Здесь же чрезмерная задержка в
пределах данной ситуации не может привести ни к чему благоприятному.
Поэтому в тексте сказано:
Наверху слабая черта. Женщина подносит кошницы, но они не наполнены. Слуга
обдирает барана, но крови нет. Ничего благоприятного.
Во внешнем — Возбуждение и подвижность, во внутреннем
— Разрешение и
радостность. Невеста сиволизирует разрешение и радостность в связи с
окончанием поиска будущей супруги в сочетании с возбуждением новых, но
уже предопределенных процессов, связанных с созданием новой семьи.
Интерпретация Хейслип
Вам необходимо всегда и во всем быть осторожным, особенно
в делах любовных. Постарайтесь воспринимать все происходящее спокойно
и хладнокровно, иначе вы можете попасть в очень неприятное
положение. Исполнение желаний затягивается. Не суетитесь. Сейчас
для вас такое время, когда лучше ждать и думать. И в то же время
это период, когда доходы превышают расходы. Уже не за горами более
позитивный этап, и ближайшие недели следует посвятить себя его
подготовке.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого