
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  8. Би. ПриближениеКанонический текcт
Счастье. Вникни в гадание. Изначальная вечная стойкость. Хулы не будет.
Не лучше ли сразу прийти? Опоздавшему — несчастье.
- Обладание правдой — приближайся к нему. — Хулы не будет. Обладание
правдой — наполнение кувшина: в конце концов наступает. — Будет счастье
и для других.
- Приближайся к нему изнутри. — Стойкость — к счастью.
- Приближайся к нему — злодей.
- Внешне приближайся к нему. — Стойкость — к счастью.
- Явленное приближение. Царю (на охоте) надо ставить загонщиков (лишь
с) трех (сторон) и отпускать дичь, которая уходит вперед. — (Если) не ставить
ограничений горожанам, (то будет) счастье.
- Приближение к нему — лишено главного. — Несчастье.
Достижение победы — завоевание — это лишь момент, результат которого
должен быть закреплен. Действие, направленное на закрепление победы,
характеризует данную ситуацию. Оно состоит во взаимном сближении
победителя и завоеванной им области, которое возможно потому, что победа
обозначает уничтожение и подчинение всего того, что чуждо, что не способно
к сближению. Для последнего здесь необходимо поставить правильный прогноз
будущего развития, причем речь пока идет не столько о достижении
благосостояния завоевываемой области, сколько о предотвращении внешних
сил, действующих разрушительно. Если для предыдущей ситуации момент победы
является последним моментом, то для данной ситуации он выступает в роли ее
начала. В нем те изначальные соотношения, которые подлежат стойкому
сохранению на все будущее. Так дело обстоит с точки зрения того, к кому
(оно) приближается. Для тех же, которые приближаются к нему, необходимо
иметь в виду то, что в данной ситуации возможно самое благотворное
сближение, которым должны воспользоваться сразу же все способные к
сближению. Опоздание в таких условиях равносильно отказу, равносильно
превращению из соучастника победы в побежденного и разбитого. — В процессе
познания, пока новое знание еще не достигнуто, приходится проделывать
различные действия для его достижения. Тут и противопоставление знания
незнанию, и приведение в стройность хаоса переживаний, и проникновение в
пока недоступную стихию еще не познанного, и отграничение от случайных,
мешающих представлений. Но вот познание завоевано. Это значит, что все эти
действия доведены до положительного результата. Тогда в области познания
все родственное ей достижимо, ничто чуждое ей не препятствует. Возможно и
нужно сближение нового, высшего познания с прежде познанным. То, что
сохраняет в последнем силу убедительности, несмотря на достижение нового
познания, стоящего на высшей ступени, сразу же объединяется с ним в единую
систему знания. Те же познания предыдущих ступеней, которые в данный
момент являются опоздавшими, т. е. уже не пригодными, обречены на гибель.
Такова промежуточная ситуация между завоеванием победы и будущим
воспитательным действием ее. Текст выражает это так:
Приближение. Счастье. Вникни в оракул, и от изначальной вечной стойкости
хулы не будет. Не лучше ли сразу прийти? Кто опоздает, тому — несчастье.
1
Самый далекий от победителя и в то же время самый податливый круг
подчиненных лишен возможности самостоятельно действовать. Он самым
интенсивным образом стремится приблизиться к победителю, ибо в нем
особенно чувствуется удаление от победителя, который (принимая во внимание
предыдущий комментарий) предстает здесь как носитель нового, истинного
познания: как «обладатель правды». Отношения здесь, в начале сближения,
еще чрезвычайно просты, лишены вычурности и искусственности. Поэтому
«обладатель правды» полон ею, как простой бесхитростный глиняный кувшин
полон водой. Не во внешности его дело, а в его содержании. Каждый
приближающийся к нему, даже действуя ради себя самого, совершает все же
то, чего требует ситуация. Поэтому, приходя к нему безоговорочно, до
конца, он созидает счастье не только для себя, но также и для других.
Пассивно храня свое знание, он включается вместе с ним во всю систему
вновь завоеванного уровня миропонимания и образует для последнего как бы
границу, оформляющую его. В этом полезное действие простого человеческого
рассудка, здравого смысла, который заменяется иными типами познания на
дальнейших этапах. Текст выражает это следующими словами:
В начале слабая черта. Приближайся к тому, кто обладает правдой. Хулы не
будет. Он полон правдой, как наполненный кувшин. Полностью придешь к нему,
и будет счастье и для других.
2
То приближение, которое мыслится здесь, — это не внешняя, не чисто
пространственная близость, а сближение по существу, для которого
определяющим является лишь внутреннее созвучие. Поэтому в процессе данной
ситуации в первую очередь учитывается ее ритм и созвучия данного ритма. Мы
уже неоднократно видели, что процесс, выраженный в той или иной
гексаграмме, представляет собою ритм двух волн, в которых вторая и пятая
позиции выражают высшие точки развития каждой волны. Поэтому между ними
существует такое именно внутреннее сродство. Здесь оно еще поддержано
противоположностью сил Света (5) и Тьмы (2), а, следовательно, и их
взаимным тяготением. При всем этом здесь обе эти силы занимают свои
позиции нормально. Поэтому именно между ними, возможно, самое правильное,
самое плодотворное сближение. Если в нем вся суть данной гексаграммы, то в
данной черте она выражена более всего по существу лишь в понятиях, тогда
как ее образная разработка в представлениях будет показана в тексте пятой
черты. Здесь также отмечается тот момент в познании, который
характеризуется страстью, тяготением к познанию, но также и полной
возможностью реализовать это тяготение. Оно есть, и ничто ему не
препятствует. Последнее даже выражается чисто графически: ведь между
второй чертой (субъект желания) и пятой (объект желания) нет сильных,
могущих оказывать сопротивление черт. Однако на данном этапе имеется в
виду лишь приближение, но еще не достижение объекта желания. И если для
пятой позиции, как увидим, будет характерно полное и совершенное познание,
то для данной — лишь стремление к нему и обладание им не реально, а лишь в
идеале. Последнее, все же, возможно, потому что грань между внутренним и
внешним здесь уничтожена силой созвучия и взаимного тяготения их. Эти
мысли здесь даны лишь в намеке весьма скупого текста, но они несомненно
вытекают из всей системы памятника и необходимы для достойного насыщения
не в меру лаконичного текста:
Слабая черта на втором месте. Приближайся к нему изнутри. Стойкость — к
счастью.
3
Стремление к объекту — высшему идеалу — остается и здесь, но более
благоприятные условия уже миновали. Речь здесь идет об опоздавших, о
которых говорится в тексте самой гексаграммы. Уже само стремление есть
сила, а наличие силы необходимо вызывает противоборство. Так субъект здесь
лицом к лицу противостоит всем отрицательным силам, которые в
комментаторской литературе иногда рассматриваются как инфернальные. Это
выражено и в том, что здесь налично лишь стремление к идеалу при полной
невозможности осуществления его, ибо качества, столь благотворно
действовавшие на предыдущий ступени: созвучие, нормальность,
сосредоточенность, полностью отсутствуют здесь. Последняя возможна лишь на
второй и на пятой (центральной в триграмме) ступенях, первая же и вторая —
на данной позиции отсутствуют: и третья и шестая позиции заняты
однородными и поэтому несозвучными силами, и третья, нечетная позиция
занята не по норме слабой чертой. Это вложено в слова лаконичного текста:
Слабая черта на третьем месте. Приближаешься к нему, но он не тот.
4
После пережитого кризиса приближение опять возможно, однако внутреннее
сродство уже не восстановимо. Для него время уже упущено. И единственное,
что здесь возможно, — это внешняя, пространственная близость, которая в
данных условиях тоже значима. — Если речь была о внутреннем сродстве
понятий, то теперь дело идет о близости их сопоставления. При этом,
конечно, грани сопоставленных понятий разделяют их, как и соединяют, т.е.
«сближают». Для удачи здесь нужно лишь стойкость сохранения такого status
quo. Древнейшая комментаторская традиция считает эту близость близостью к
правителю его советников, между которыми она может поддерживаться не в
силу внутреннего созвучия, а лишь в силу подчинения советников верховной
власти. В тексте читаем только:
Слабая черта на четвертом месте. Внешнее приближение к нему. Стойкость — к
счастью.
5
Если в предыдущем приближение рассматривалось со стороны тех, которые
приближаются, то теперь оно рассматривается со стороны того, к кому
приближаются. Этот объект приближения выражен единственной световой
чертой, к которой, в силу полярности, тяготеют все остальные. Здесь
достаточно одного качества этого объекта, его явности, которое сообщает
оттенок явности всему процессу приближения. Однако это не пассивное
допущение бесформенного и вольного приближения, а совершенно определенное
оформление свободы приближающихся. Оно выражено в образах, заимствованных
из обрядов древнего Китая. Как на это указывает один из значительных
комментаторы — сунский Чэн И-чуано, уже при династии Чжоу существовал
культовый обряд царской охоты, при котором загонщики ставились лишь с трех
сторон поля. Четвертая же сторона бывала, открыта, и дичь, которая бежала
от охотящегося царя, могла свободно избежать смерти. Таким образом,
оказывались убитыми лишь те животные, которые шли прямо на охотника,
которым «жизнь не была нужна» и они «сами отдавали ее ему». Полагали, что
такое действие царя является сильно действующим прообразом для всего
населения, что оказываются излишними всякие запреты. Так выражена эта
свобода, оформленная все же рамками необходимости. Сравнительно
распространенный текст выражает это в следующих словах:
Сильная черта на пятом месте. Явленное приближение. Царю следует ставить
загонщиков лишь с трех сторон и упускать дичь, которая впереди. Тогда для
горожан не будет запретов. Счастье.
6
Последняя ступень указывает на некоторое переразвитие. Таково и
переразвитие приближения. В нем утрачено ощущение объекта приближения, и
остается лишь само приближение неизвестно к чему. Одно бесцельное
стремление. Безвыходность этого состояния в лаконичной фразе текста
выражена так:
Наверху слабая черта. Приближение к нему лишено главного. Несчастье.
Внешнее — Погружение, внутреннее — самоотдача. В Погружении Ян еще
заключен в оболочку Инь, но при полной самоотдаче этот процес уже может
означать приближение к Абсолюту. А поскольку он проявляется в виде
случайностей, то следует дать им возможность влиять на вашу жизнь. Так
можно загонять дичь со всех сторон и при этом ее судьба будет
предопределена, а можно предоставить случаю решать
исход охоты: царю на
охоте надо ставить загонщиков лишь с трех сторон и отпускать дичь,
которая уходит вперед. Однако для совершенномудрого такого приближения
недостаточно, ему необходимо более полное познание Абсолюта — простое
приближение к нему лишено главного.
Интерпретация Хейслип
Сейчас все худшее уже позади. Но нерешенными остались еще
некоторые трудные проблемы. Успех будет сопутствовать вам, только
если вы будете действовать в сотрудничестве с другими людьми, а потому
не избегайте общих дел, старайтесь участвовать в них. Не нужно
пренебрегать и своими обязанностями. Будьте верны себе, ведь взаимопонимание
и уважение так же необходимо в отношениях между любящими друг друга людьми,
как и между учителем и учеником. Прислушайтесь к советам своих друзей,
и своего начальства; от этого во многом зависит исполнение ваших желаний.
Совсем неподходящее время для азартных игр.
  29. Си-кань. Повторная опасностьКанонический текcт
Обладателю правды — только в сердце свершение. Действия будут одобрены.
- Двойная бездна. Войдешь в пещеру в бездне. — Несчастье.
- В бездне есть опасность. — Добиваясь, кое-что обретешь.
- Придешь или уйдешь — (будет) бездна за бездной. (Пусть и) опасно,
(но) все же есть поддержка. Войдешь в пещеру в бездне. — Не действуй.
- (Всего) кружка вина и чаша (еды), и в придачу нужен (лишь) глиняный
кувшин. Принятие обязательств через окно. — В конце концов хулы не будет.
- Бездна не наполняется. Когда уже выровняешь (ее) — хулы не будет.
- Для связывания нужен канат и аркан. Заключение в чаще терновника. —
И в три года (ничего) не обретешь. Несчастье.
Данная гексаграмма имеет название, которое может быть переведено и понято
двояко: это или опасность, или бездна. Поэтому, если комментаторы уделяют
некоторое внимание пониманию ее через слово опасность, то сам текст
приводит образы бездны на каждом шагу. Появление ее в донном месте текста
объясняется тем, что предыдущее состояние, указанное в ряде ближайших
гексаграмм, дает образ сравнительно мирного существования человека. Но
самое мирное пребывание, если недостаточно обращено внимание на подготовку
к будущим затруднительным положениям и бедствиям, приводит к некоторой
распущенности. На гносеологических путях комментаторы отмечают здесь
замену акта познания запоминанием уже накопленного опыта. Но если бы
главное внимание было обращено на констатацию самого факта опасности
пребывания в бездне, то это не соответствовало бы характеру «Книги
Перемен», которая ставит своей целью давать человеку предупреждение и
указывать на пути преодоления тех или иных положений жизни. Яркий образ
триграмм, составляющих данную гексаграмму, представляет собою
бескомпромиссное движение среди отставшей косной среды. Между прочим, Р.
Вильгельм дает интересную расшифровку образа триграммы кань. Здесь все
сильные черты выражают не столько слабость, сколько нечто противоположное
силе, т.е. инерцию, косность. И Р. Вильгельм об образе потока, который
мчится меж обледенелых берегов. Так же должна быть направлена моральная
деятельность человека сквозь окружающие его привычные взгляды,
традиционные представления и т.п. Из этого уже намечается основной тон,
взятый в данной гексаграмме, состоящей в стремительном призыве к исканию
истины, т.е. внутренней правдивости, о которой говорит текст. Ибо только
внутренняя правдивость может привести к тому, что действия человека будут
гармонически включены в мировое развитие и поэтому вызовут одобрение. Так,
в тексте мы читаем:
Повторная опасность. Обладателю правды — только в сердце свершение.
Действия будут одобрены.
1
Поскольку данная ситуация указывает на искания внутренней правды,
постольку нельзя предполагать ее наличие уже в самом начале. Поэтому
первая позиция говорит о том, что внутреннюю правду еще только можно
найти. Здесь человек пребывает еще целиком в бездне, качественно иной, чем
то, что в результате данной ситуации может быть достигнуто, т.е. в бездне
незнания, в бездне лжи, неправоты. Поэтому здесь «Книга Перемен» только
констатирует:
В начале слабая черта. Двойная бездна. Войдешь в пещеру в бездне.
Несчастье.
2
В той бездне, о которой говорится здесь, как уже было указано, старые
привычки, опыт, накопленный прежде, могут подменить содержание нового акта
познания. Поэтому, хотя вторая черта, в общем, благоприятна в символах
«Книги Перемен» (и благоприятна именно потому, что она представляет собой
качество уравновешенности), хотя здесь эта черта и символизирует
сравнительно благоприятную позицию в отношении внутренней правды, но все
же внутренняя правда еще не достигнута. На каждом шагу человеку еще грозит
опасность. Только активное завоевание внутренней правдивости может
привести к каким-нибудь результатам. Поэтому и текст говорит здесь:
Сильная черта на втором месте. В бездне есть опасность. Добиваясь, кое-что
получишь.
3
Выход из внутреннего во внешнее, из той среды, в которой человек находится
в данный момент, характерен для третьей позиции, как мы знаем из
многочисленных предыдущих примеров. Но качество данной ситуации в целом
оказывает свое воздействие здесь в том смысле, что выход из бездны еще не
гарантирует окончательного ухода от нее, ибо за одной бездной может быть
вторая, как это показывает уже самое заглавие гексаграммы. Поэтому и текст
дает указание на возможность новых бездн, в которые проваливается человек
в своем действии — искании истины. Самое важное здесь — не слишком
полагаться на себя. Поэтому действие, исходящее только из личной
инициативы и не считающееся с помощью извне, не может быть благоприятно.
Вот почему в тексте сказано:
Слабая черта на третьем месте. Придешь или уйдешь — будет бездна за
бездной. Пусть и опасно, но все же есть поддержка. Войдешь в пещеру в
бездне — не действуй.
4
То, что еще не познано, в известном смысле лежит за пределами сознания,
вовне. Поэтому при переходе к внешней верхней триграмме может быть речь о
новом акте познания как таковом. Этот новый акт познания может и должен
возбудить в человеке прежде накопленный опыт, для того чтобы впоследствии
быть гармонически синтезированным с ним. Новый акт познания возбуждает
человека, как озбуждает его вино. Но новый акт познания, с другой стороны,
должен быть сам, в свою очередь, облечен в некоторую форму из прежде
накопленного опыта. Точно еда, лежащая в чаше, он должен быть облечен в
форму этой чаши. При этом необходимо помнить, что, в конечном счете,
истина сама в себе проста и эта простота истины выражена в образе простого
глиняного кувшина, о котором говорит текст. Если это понято так, тогда
человек может прибегнуть ко всему тому, что помогает ему на пути
синтезирования нового акта познания, и в этом синтезе перед ним должно
открываться окно для прозрения в истину. Приблизительно такую
интерпретацию этих образов можем найти в комментарии Вань И. Однако эти
образы интерпретировались и иначе. Существуют различные интерпретации,
построенные по поводу одного и того же текста:
Слабая черта на четвертом месте. Всего кружка вина, миска еды, и в придачу
нужен лишь глиняный кувшин. Принятие обязательств через окно. В конце
концов хулы не будет.
5
Здесь, несмотря на всю благоприятность пятой позиции, еще нельзя говорить
о ликвидации данной ситуации. И необходимо помнить, что вся ситуация
опасной бездны. Здесь, собственно говоря, только начало процесса выхода из
бездны. Она еще не может быть накоплена, т.е. не может исчезнуть. Но
бездна — вода, взволнованная бурей, — здесь уже отходить на второй план.
Бурную поверхность заменяет водная гладь. Это единственное, что может быть
достигнуть здесь. Но если это достигнуть, то положено начало правильного
выхода из данной ситуации. Так, в тексте мы читаем:
Сильная черта на пятом месте. Бездна не наполняется. Когда уже выровняешь
ее, хулы не будет.
6
Поскольку шестая позиция — позиция переразвития, постольку тот новый акт
познания, о котором говорилось в предыдущих этапах, акт познания правды,
необходимой для выхода из бездны, является здесь тоже переразвитием, т.е.
он доминирует над опытом, накопленным прежде. Но опыт знания,
приобретенного прежде, является тем, что может систематизировать познанное
вновь, тем, что может и должно связать и укрепить его. Следовательно,
знание, накопленное встарь, должно быть прочно, надежно и крепко. Без этой
связи прежнего и нового человек может только запутаться, заблудиться в
дебрях несистематизированного опыта, приобретенного вновь. Если человек
попал в такое состояние, то из него, именно в силу его качества, выбраться
было бы не так просто. Поэтому текст предупреждает здесь так:
Наверху слабая черта. Для связывания нужен канат и аркан. Заключение в
чаще терновника. И в три года ничего не получишь. Несчастье.
И во внешнем и во внутреннем — Погружение и опасность. И во внутреннем
и во внешнем проявления абсолюта «тонут» в Инь. Бесконечная суета дел и
мелочных мыслей поглощают, как бездна: бездна не наполняется.
Интерпретация Хейслип
Не падайте духом, но это — одна из четырех наихудших комбинаций.
В вашей жизни наступило время потерь и поражений. Единственное,
что можно сделать — это сократить до возможного минимума число ударов
судьбы. Наберитесь терпения и ждите, пока богиня счастья вновь
удостоит вас своего взгляда. Через два, самое большее — через пять
месяцев положение начнет меняться к лучшему. А пока у вас достаточно
времени, чтобы заняться научными изысканиями, чтением, просто
домашней работой, которой обычно предостаточно. Не нервничайте, и
сохраняйте спокойствие. Это период, когда самоанализ и трезвая оценка
положения гораздо важнее, чем отчаянная борьба с судьбой.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого