
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  8. Би. ПриближениеКанонический текcт
Счастье. Вникни в гадание. Изначальная вечная стойкость. Хулы не будет.
Не лучше ли сразу прийти? Опоздавшему — несчастье.
- Обладание правдой — приближайся к нему. — Хулы не будет. Обладание
правдой — наполнение кувшина: в конце концов наступает. — Будет счастье
и для других.
- Приближайся к нему изнутри. — Стойкость — к счастью.
- Приближайся к нему — злодей.
- Внешне приближайся к нему. — Стойкость — к счастью.
- Явленное приближение. Царю (на охоте) надо ставить загонщиков (лишь
с) трех (сторон) и отпускать дичь, которая уходит вперед. — (Если) не ставить
ограничений горожанам, (то будет) счастье.
- Приближение к нему — лишено главного. — Несчастье.
Достижение победы — завоевание — это лишь момент, результат которого
должен быть закреплен. Действие, направленное на закрепление победы,
характеризует данную ситуацию. Оно состоит во взаимном сближении
победителя и завоеванной им области, которое возможно потому, что победа
обозначает уничтожение и подчинение всего того, что чуждо, что не способно
к сближению. Для последнего здесь необходимо поставить правильный прогноз
будущего развития, причем речь пока идет не столько о достижении
благосостояния завоевываемой области, сколько о предотвращении внешних
сил, действующих разрушительно. Если для предыдущей ситуации момент победы
является последним моментом, то для данной ситуации он выступает в роли ее
начала. В нем те изначальные соотношения, которые подлежат стойкому
сохранению на все будущее. Так дело обстоит с точки зрения того, к кому
(оно) приближается. Для тех же, которые приближаются к нему, необходимо
иметь в виду то, что в данной ситуации возможно самое благотворное
сближение, которым должны воспользоваться сразу же все способные к
сближению. Опоздание в таких условиях равносильно отказу, равносильно
превращению из соучастника победы в побежденного и разбитого. — В процессе
познания, пока новое знание еще не достигнуто, приходится проделывать
различные действия для его достижения. Тут и противопоставление знания
незнанию, и приведение в стройность хаоса переживаний, и проникновение в
пока недоступную стихию еще не познанного, и отграничение от случайных,
мешающих представлений. Но вот познание завоевано. Это значит, что все эти
действия доведены до положительного результата. Тогда в области познания
все родственное ей достижимо, ничто чуждое ей не препятствует. Возможно и
нужно сближение нового, высшего познания с прежде познанным. То, что
сохраняет в последнем силу убедительности, несмотря на достижение нового
познания, стоящего на высшей ступени, сразу же объединяется с ним в единую
систему знания. Те же познания предыдущих ступеней, которые в данный
момент являются опоздавшими, т. е. уже не пригодными, обречены на гибель.
Такова промежуточная ситуация между завоеванием победы и будущим
воспитательным действием ее. Текст выражает это так:
Приближение. Счастье. Вникни в оракул, и от изначальной вечной стойкости
хулы не будет. Не лучше ли сразу прийти? Кто опоздает, тому — несчастье.
1
Самый далекий от победителя и в то же время самый податливый круг
подчиненных лишен возможности самостоятельно действовать. Он самым
интенсивным образом стремится приблизиться к победителю, ибо в нем
особенно чувствуется удаление от победителя, который (принимая во внимание
предыдущий комментарий) предстает здесь как носитель нового, истинного
познания: как «обладатель правды». Отношения здесь, в начале сближения,
еще чрезвычайно просты, лишены вычурности и искусственности. Поэтому
«обладатель правды» полон ею, как простой бесхитростный глиняный кувшин
полон водой. Не во внешности его дело, а в его содержании. Каждый
приближающийся к нему, даже действуя ради себя самого, совершает все же
то, чего требует ситуация. Поэтому, приходя к нему безоговорочно, до
конца, он созидает счастье не только для себя, но также и для других.
Пассивно храня свое знание, он включается вместе с ним во всю систему
вновь завоеванного уровня миропонимания и образует для последнего как бы
границу, оформляющую его. В этом полезное действие простого человеческого
рассудка, здравого смысла, который заменяется иными типами познания на
дальнейших этапах. Текст выражает это следующими словами:
В начале слабая черта. Приближайся к тому, кто обладает правдой. Хулы не
будет. Он полон правдой, как наполненный кувшин. Полностью придешь к нему,
и будет счастье и для других.
2
То приближение, которое мыслится здесь, — это не внешняя, не чисто
пространственная близость, а сближение по существу, для которого
определяющим является лишь внутреннее созвучие. Поэтому в процессе данной
ситуации в первую очередь учитывается ее ритм и созвучия данного ритма. Мы
уже неоднократно видели, что процесс, выраженный в той или иной
гексаграмме, представляет собою ритм двух волн, в которых вторая и пятая
позиции выражают высшие точки развития каждой волны. Поэтому между ними
существует такое именно внутреннее сродство. Здесь оно еще поддержано
противоположностью сил Света (5) и Тьмы (2), а, следовательно, и их
взаимным тяготением. При всем этом здесь обе эти силы занимают свои
позиции нормально. Поэтому именно между ними, возможно, самое правильное,
самое плодотворное сближение. Если в нем вся суть данной гексаграммы, то в
данной черте она выражена более всего по существу лишь в понятиях, тогда
как ее образная разработка в представлениях будет показана в тексте пятой
черты. Здесь также отмечается тот момент в познании, который
характеризуется страстью, тяготением к познанию, но также и полной
возможностью реализовать это тяготение. Оно есть, и ничто ему не
препятствует. Последнее даже выражается чисто графически: ведь между
второй чертой (субъект желания) и пятой (объект желания) нет сильных,
могущих оказывать сопротивление черт. Однако на данном этапе имеется в
виду лишь приближение, но еще не достижение объекта желания. И если для
пятой позиции, как увидим, будет характерно полное и совершенное познание,
то для данной — лишь стремление к нему и обладание им не реально, а лишь в
идеале. Последнее, все же, возможно, потому что грань между внутренним и
внешним здесь уничтожена силой созвучия и взаимного тяготения их. Эти
мысли здесь даны лишь в намеке весьма скупого текста, но они несомненно
вытекают из всей системы памятника и необходимы для достойного насыщения
не в меру лаконичного текста:
Слабая черта на втором месте. Приближайся к нему изнутри. Стойкость — к
счастью.
3
Стремление к объекту — высшему идеалу — остается и здесь, но более
благоприятные условия уже миновали. Речь здесь идет об опоздавших, о
которых говорится в тексте самой гексаграммы. Уже само стремление есть
сила, а наличие силы необходимо вызывает противоборство. Так субъект здесь
лицом к лицу противостоит всем отрицательным силам, которые в
комментаторской литературе иногда рассматриваются как инфернальные. Это
выражено и в том, что здесь налично лишь стремление к идеалу при полной
невозможности осуществления его, ибо качества, столь благотворно
действовавшие на предыдущий ступени: созвучие, нормальность,
сосредоточенность, полностью отсутствуют здесь. Последняя возможна лишь на
второй и на пятой (центральной в триграмме) ступенях, первая же и вторая —
на данной позиции отсутствуют: и третья и шестая позиции заняты
однородными и поэтому несозвучными силами, и третья, нечетная позиция
занята не по норме слабой чертой. Это вложено в слова лаконичного текста:
Слабая черта на третьем месте. Приближаешься к нему, но он не тот.
4
После пережитого кризиса приближение опять возможно, однако внутреннее
сродство уже не восстановимо. Для него время уже упущено. И единственное,
что здесь возможно, — это внешняя, пространственная близость, которая в
данных условиях тоже значима. — Если речь была о внутреннем сродстве
понятий, то теперь дело идет о близости их сопоставления. При этом,
конечно, грани сопоставленных понятий разделяют их, как и соединяют, т.е.
«сближают». Для удачи здесь нужно лишь стойкость сохранения такого status
quo. Древнейшая комментаторская традиция считает эту близость близостью к
правителю его советников, между которыми она может поддерживаться не в
силу внутреннего созвучия, а лишь в силу подчинения советников верховной
власти. В тексте читаем только:
Слабая черта на четвертом месте. Внешнее приближение к нему. Стойкость — к
счастью.
5
Если в предыдущем приближение рассматривалось со стороны тех, которые
приближаются, то теперь оно рассматривается со стороны того, к кому
приближаются. Этот объект приближения выражен единственной световой
чертой, к которой, в силу полярности, тяготеют все остальные. Здесь
достаточно одного качества этого объекта, его явности, которое сообщает
оттенок явности всему процессу приближения. Однако это не пассивное
допущение бесформенного и вольного приближения, а совершенно определенное
оформление свободы приближающихся. Оно выражено в образах, заимствованных
из обрядов древнего Китая. Как на это указывает один из значительных
комментаторы — сунский Чэн И-чуано, уже при династии Чжоу существовал
культовый обряд царской охоты, при котором загонщики ставились лишь с трех
сторон поля. Четвертая же сторона бывала, открыта, и дичь, которая бежала
от охотящегося царя, могла свободно избежать смерти. Таким образом,
оказывались убитыми лишь те животные, которые шли прямо на охотника,
которым «жизнь не была нужна» и они «сами отдавали ее ему». Полагали, что
такое действие царя является сильно действующим прообразом для всего
населения, что оказываются излишними всякие запреты. Так выражена эта
свобода, оформленная все же рамками необходимости. Сравнительно
распространенный текст выражает это в следующих словах:
Сильная черта на пятом месте. Явленное приближение. Царю следует ставить
загонщиков лишь с трех сторон и упускать дичь, которая впереди. Тогда для
горожан не будет запретов. Счастье.
6
Последняя ступень указывает на некоторое переразвитие. Таково и
переразвитие приближения. В нем утрачено ощущение объекта приближения, и
остается лишь само приближение неизвестно к чему. Одно бесцельное
стремление. Безвыходность этого состояния в лаконичной фразе текста
выражена так:
Наверху слабая черта. Приближение к нему лишено главного. Несчастье.
Внешнее — Погружение, внутреннее — самоотдача. В Погружении Ян еще
заключен в оболочку Инь, но при полной самоотдаче этот процес уже может
означать приближение к Абсолюту. А поскольку он проявляется в виде
случайностей, то следует дать им возможность влиять на вашу жизнь. Так
можно загонять дичь со всех сторон и при этом ее судьба будет
предопределена, а можно предоставить случаю решать
исход охоты: царю на
охоте надо ставить загонщиков лишь с трех сторон и отпускать дичь,
которая уходит вперед. Однако для совершенномудрого такого приближения
недостаточно, ему необходимо более полное познание Абсолюта — простое
приближение к нему лишено главного.
Интерпретация Хейслип
Сейчас все худшее уже позади. Но нерешенными остались еще
некоторые трудные проблемы. Успех будет сопутствовать вам, только
если вы будете действовать в сотрудничестве с другими людьми, а потому
не избегайте общих дел, старайтесь участвовать в них. Не нужно
пренебрегать и своими обязанностями. Будьте верны себе, ведь взаимопонимание
и уважение так же необходимо в отношениях между любящими друг друга людьми,
как и между учителем и учеником. Прислушайтесь к советам своих друзей,
и своего начальства; от этого во многом зависит исполнение ваших желаний.
Совсем неподходящее время для азартных игр.
  4. Мын. НедоразвитостьКанонический текcт
Свершение. Не я ищу юношей; юноши ищут меня. По первому гаданию — возвещу;
повторное и третье — смутит. Раз смутит — не возвещу. Благоприятна стойкость.
- Развитие недоразвитого. — Благоприятно для применения казней над
людьми, для освобождения колодок на руках и ногах, ибо продолжение (их
несвободы) приведет к сожалению.
- Приятие недоразвитых — к счастью; взятие жены — к счастью. Сын управляет
всем домом.
- Незачем брать жену. (Она) увидит богача и не соблюдет себя. — Ничего
благоприятного.
- Стеснение от недоразвитости. — Сожаление.
- Недоразвитость юноши. — Счастье.
- Удар по недоразвитости. — Не благоприятствует (тому, чтобы) быть
разбойником; благоприятствует (тому, чтобы) справиться с разбойником.
Прежде всего, несколько слов об устройстве данной гексаграммы. Здесь
внизу триграмма «вода» — «опасность», а вверху — гора — «остановка». Это опасность, которая приостановлена, это ручей, который вытекает у подножия
горы или который, встречая на своем пути гору, не может двигаться прямо
дальше. По названию гексаграммы — это недоразвитость, непросвещенность.
Однако вместе с тем и преодоление этой недоразвитости — просвещение
непросвещенных. Поэтому здесь развертывается процесс, происходящий между
учителем и учеником, между знанием, уже собранным прежде, и новым
познавательным актом. Если в предыдущей гексаграмме фигура руководящей
стороны лишь намечалась, а все внимание было направлено на изображение
трудностей начала, то здесь эта фигура выступает с полной отчетливостью.
Графически она выражена во второй и в шестой сильных чертах, которые,
однако, не являются здесь главными, а лишь способствуют действию главной
пятой черты. Последняя, как и остальные три слабые черты всей гексаграммы,
символизирует непросвещенных, которых просвещает учитель. Но каждая из них
обладает своими специфическими чертами, поэтому на разных ступенях процесс
этот охарактеризован различно. Но общим в нем остается то, что это
двухсторонний процесс, в котором инициатива просвещения может исходить
лишь от непросвещенного, так как этот процесс не приводит к желательному
результату, если он построен на насилии. Поэтому здесь благоприятна
стойкость как развивающемуся, так и развивающему. И первому — в т0ом, чтобы
руководствоваться первым же указанием просвещающего, а не искать
дальнейших указаний, не выполнив первые, и второму — эта стойкость нужна в
том, чтобы помнить, что инициатива процесса должна быть сосредоточена у
просвещаемого. В технике познания — это момент, когда познаваемое, но еще
не познанное получает в развитии процесса познания ту ясность, которая
дается ему из разума, сложившегося в прежде накопленном опыте. Но это не
значит, что акты нового познания целиком зависимы от уже известного,
наоборот — новый акт познания должен быть способен к максимально полному
прогнозу дальнейшего. Но лишь объясняется, в буквальном значении этого
слова, ясностью уже известного. При этом познающий сохраняет всю острую
ревностность, пытливость и заинтересованность в данном процессе. (Не
напрасно здесь в комментаторской литературе есть указание на следующее
место из «Луньюй»: «Кто не горит душой (о познании), тому не раскрою
ничего; кто не скорбит (о своей неумелости), того не разовью. И ничего не
отвечу тому, кто не скажет ни слова о трех углах квадрата, когда ему
объяснен один угол». Интересно еще отметить и то, что в древнем Китае
гадание оракула почиталось средством к разрешения сомнений. Поэтому, как
пишет Ван Би, повторное и третье гадание, давая иные результаты, уже не
разрешает сомнений, а, давая альтернативное решение вопроса, лишь вносит
неясность и расплывчатость. ) В тексте это выражено так:
Недоразвитость. Недоразвитому — развитие. Не я стремлюсь к юношески
недоразвитым, а юношески недоразвитые стремятся ко мне. По первому гаданию
— возвещу. Повторное же и третье гадания — излишество. А раз излишество —
то не возвещу. Благоприятна стойкость.
1
Первый момент здесь характеризует самое начало отношений ученика и
учителя. Пусть ученик еще и недоразвит, но здесь предстоит ему раскрытие
заложенных в нем способностей. Его близость к учителю и активность его
положения порукой тому. Но в это время учитель еще не может дать ему таких
наставлений, которым бы он следовал совершенно свободно. Это скорее
система запретов и наказаний. Однако известная свобода ученику здесь
должна быть предоставлена, с него должны быть сняты кандалы (его
омраченность), которые тяготели над ним до сих пор. Однако если бы ученик,
освободившись от них, самостоятельно начал действовать, то ему пришлось бы
много о чем пожалеть, ибо по неопытности он мог бы многое испортить. Вот
так текст выражает это:
В начале слабая черта. Раскрытие недоразвитых. Здесь благоприятно, чтобы
были применены к людям наказания, чтобы они были освобождены от кандалов,
но самостоятельное выступление к действию приведет к сожалению.
2
Основное достоинство учителя состоит в том, что он в состоянии принять к
себе недоразвитого ученика и в согласии со всей закономерностью мира
развить его. Ученик, предоставленный самому себе, многого будет лишен; но
и учитель будет многого лишен, если он не примет на себя руководство
учеником. Как в дом вводится жена, новый член семьи, так и учитель находит
в ученике нечто новое. И лишь с той поры как сын вводит в семью свою жену,
он может начать устройство своего дома. Учитель- это лишь носитель прежде
накопленного разума. И этот разум относится к познаниям, приобретаемым
вновь, как учитель к ученику, как в семье сын к его жене, вновь вводимой в
дом. Лишь в таком сочетании накопленного разума и новых познаний
достигается устройство собственного знания и возможность сообщать его
другим. Вот в какие образы облекаются эти мысли в тексте:
Сильная черта на втором месте. Прими к себе недоразвитого. Счастье. Ввести
(в дом) жену — к счастью. (Лишь после этого) сын будет в состоянии
устроить (собственную) семью.
3
Момент кризиса в данном процессе характеризуется тем, что эта третья черта
— является верхней в триграмме «опасность». Поэтому то, что хорошо в
предыдущий момент, пагубно здесь. Введение жены в дом здесь не может
увенчаться успехом, так как она, встретясь с богачом, который
символизирован полной сил второй чертой, не сможет соблюсти себя в рамках
своего долга. Таким образом, все хлопоты здесь оказываются бесполезными. В
этом состоянии, конечно, невозможно и углубленное новое познание, а
возможна лишь спекулятивная игра мыслей. Но последняя никогда не приводит
к положительному знанию. Поэтому текст здесь предостерегает так:
Слабая черта на третьем месте. Не надо брать женщину (в жены): она увидит
богача и не будет владеть собою. Ничего благоприятного.
4
Кризис уже миновал. Но данная позиция настолько удалена от позиции
учителя, она так лишена поддержки в резонирующий ей сферах, что ничего и
никто здесь не в состоянии преодолеть недоразвитость, характеризуемую всей
данной гексаграммой. Здесь бессильны и приказания, и благосклонность
учителя, и его предостережения. Приходится лишь констатировать самый факт,
что недоразвитый человек здесь находится в чрезвычайно затруднительном
положении. Он окосневает в своей недоразвитости. Если на предыдущей
позиции познание затрудняется поверхностной деятельностью рассудка, то
здесь мешает его косная недоразвитость. Естественно, что никакая
деятельность здесь не дает положительного результата, и единственный плод
такой деятельности — сожаление о ней. Текст здесь лаконичен:
Слабая черта на четвертом месте. Бедственная недоразвитость. Сожаление.
5
Пятая позиция присуща великому человеку, но здесь данную позицию занимает
человек с детски податливой душой, выраженной в символике «Книги Перемен»
слабой чертой. Близость к суровому учителю, занимающему верхнюю позицию, и
правильный полный резонанс в благотворно действующей второй позиции делает
это положение вполне счастливым. Здесь указывается на совершенно
закономерную недоразвитость юноши и, чтоб предостеречь от стремления
самостоятельно развиваться, которое не приведет к благим последствиям,
здесь преднамеренно указывается на счастливый характер данного положения.
Надо довериться здесь учителю, а в познании — довериться уже сложившимся и
выработанным системе и методу познания. Текст выражает это опять-таки с
предельной лаконичностью:
Слабая черта на пятом месте. Юношеская недоразвитость. Счастье.
6
Наступает конец недоразвитости. И здесь указывается сила учителя,
достигшего гармонии между знанием и новым актом познания. Этой силой он в
состоянии разбить недоразвитость. Но если бы он просто навязал ученику
свои знания, то он поступил бы по отношению к ученику, как захватчик, как
«разбойник», вторгаясь в его самостоятельность познания. Это была бы все
же замена возможности нового познания уже прежде накопленным опытом. А
здесь все дело в том, чтобы «давать снадобье в соответствии с болезнью»,
чтобы разбить недоразвитость, которая, как «разбойник», захватила ученика.
Поэтому и текст гласит:
Наверху сильная черта. Ударь по недоразвитости! Неблагоприятно быть
разбойником, Благоприятно совладать с разбойником.
Пребывание во внешнем и опасность во внутреннем. Пребывание — то
чье
появление и протекание закономерно, и что может закончится только в
следствии какой-то случайности. И если вы при этом чувствуете опасность,
то это может служить признаком какой-либо недоразвитости. Ничтожному
человеку следует добиваться большей определенности и ясности. Так,
например, не стоит оставлять заключенных с их неопределенным статусом,
уж лучше
их либо казнить, либо освободить.
Однако недоразвитость может быть и плодотворной, если она лишь
предваряет дальнейший рост — это недоразвитость юноши. Для этого
необходимо обладать развитым сознанием. Но юноша не всегда становится
знающим человеком. А вот для совершенномудрого недоразвитость может
быть только временной, можно сказать, что он наносит по ней удар
своим
дальнейшим развитием.
Интерпретация Хейслип
В настоящее время все вокруг вас словно покрыто пеленой; но
пелена эта скоро спадет, и мир вновь приобретет для вас ясность.
Сейчас ваши нервы сильно расшатаны, поэтому постарайтесь не принимать скоропалительных решений. Скоро все изменится. Если хотите
добиться успеха — не пренебрегайте советами друзей, начальства, вдумайтесь
в них. Уделите побольше времени общению с детьми. Не унывайте.
Уже возникают новые планы, новые перспективы, но для новой
любви время еще не пришло. Соберитесь; и сконцентрируйте волю на
исполнении одного-единственного желания.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого