
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  8. Би. ПриближениеКанонический текcт
Счастье. Вникни в гадание. Изначальная вечная стойкость. Хулы не будет.
Не лучше ли сразу прийти? Опоздавшему — несчастье.
- Обладание правдой — приближайся к нему. — Хулы не будет. Обладание
правдой — наполнение кувшина: в конце концов наступает. — Будет счастье
и для других.
- Приближайся к нему изнутри. — Стойкость — к счастью.
- Приближайся к нему — злодей.
- Внешне приближайся к нему. — Стойкость — к счастью.
- Явленное приближение. Царю (на охоте) надо ставить загонщиков (лишь
с) трех (сторон) и отпускать дичь, которая уходит вперед. — (Если) не ставить
ограничений горожанам, (то будет) счастье.
- Приближение к нему — лишено главного. — Несчастье.
Достижение победы — завоевание — это лишь момент, результат которого
должен быть закреплен. Действие, направленное на закрепление победы,
характеризует данную ситуацию. Оно состоит во взаимном сближении
победителя и завоеванной им области, которое возможно потому, что победа
обозначает уничтожение и подчинение всего того, что чуждо, что не способно
к сближению. Для последнего здесь необходимо поставить правильный прогноз
будущего развития, причем речь пока идет не столько о достижении
благосостояния завоевываемой области, сколько о предотвращении внешних
сил, действующих разрушительно. Если для предыдущей ситуации момент победы
является последним моментом, то для данной ситуации он выступает в роли ее
начала. В нем те изначальные соотношения, которые подлежат стойкому
сохранению на все будущее. Так дело обстоит с точки зрения того, к кому
(оно) приближается. Для тех же, которые приближаются к нему, необходимо
иметь в виду то, что в данной ситуации возможно самое благотворное
сближение, которым должны воспользоваться сразу же все способные к
сближению. Опоздание в таких условиях равносильно отказу, равносильно
превращению из соучастника победы в побежденного и разбитого. — В процессе
познания, пока новое знание еще не достигнуто, приходится проделывать
различные действия для его достижения. Тут и противопоставление знания
незнанию, и приведение в стройность хаоса переживаний, и проникновение в
пока недоступную стихию еще не познанного, и отграничение от случайных,
мешающих представлений. Но вот познание завоевано. Это значит, что все эти
действия доведены до положительного результата. Тогда в области познания
все родственное ей достижимо, ничто чуждое ей не препятствует. Возможно и
нужно сближение нового, высшего познания с прежде познанным. То, что
сохраняет в последнем силу убедительности, несмотря на достижение нового
познания, стоящего на высшей ступени, сразу же объединяется с ним в единую
систему знания. Те же познания предыдущих ступеней, которые в данный
момент являются опоздавшими, т. е. уже не пригодными, обречены на гибель.
Такова промежуточная ситуация между завоеванием победы и будущим
воспитательным действием ее. Текст выражает это так:
Приближение. Счастье. Вникни в оракул, и от изначальной вечной стойкости
хулы не будет. Не лучше ли сразу прийти? Кто опоздает, тому — несчастье.
1
Самый далекий от победителя и в то же время самый податливый круг
подчиненных лишен возможности самостоятельно действовать. Он самым
интенсивным образом стремится приблизиться к победителю, ибо в нем
особенно чувствуется удаление от победителя, который (принимая во внимание
предыдущий комментарий) предстает здесь как носитель нового, истинного
познания: как «обладатель правды». Отношения здесь, в начале сближения,
еще чрезвычайно просты, лишены вычурности и искусственности. Поэтому
«обладатель правды» полон ею, как простой бесхитростный глиняный кувшин
полон водой. Не во внешности его дело, а в его содержании. Каждый
приближающийся к нему, даже действуя ради себя самого, совершает все же
то, чего требует ситуация. Поэтому, приходя к нему безоговорочно, до
конца, он созидает счастье не только для себя, но также и для других.
Пассивно храня свое знание, он включается вместе с ним во всю систему
вновь завоеванного уровня миропонимания и образует для последнего как бы
границу, оформляющую его. В этом полезное действие простого человеческого
рассудка, здравого смысла, который заменяется иными типами познания на
дальнейших этапах. Текст выражает это следующими словами:
В начале слабая черта. Приближайся к тому, кто обладает правдой. Хулы не
будет. Он полон правдой, как наполненный кувшин. Полностью придешь к нему,
и будет счастье и для других.
2
То приближение, которое мыслится здесь, — это не внешняя, не чисто
пространственная близость, а сближение по существу, для которого
определяющим является лишь внутреннее созвучие. Поэтому в процессе данной
ситуации в первую очередь учитывается ее ритм и созвучия данного ритма. Мы
уже неоднократно видели, что процесс, выраженный в той или иной
гексаграмме, представляет собою ритм двух волн, в которых вторая и пятая
позиции выражают высшие точки развития каждой волны. Поэтому между ними
существует такое именно внутреннее сродство. Здесь оно еще поддержано
противоположностью сил Света (5) и Тьмы (2), а, следовательно, и их
взаимным тяготением. При всем этом здесь обе эти силы занимают свои
позиции нормально. Поэтому именно между ними, возможно, самое правильное,
самое плодотворное сближение. Если в нем вся суть данной гексаграммы, то в
данной черте она выражена более всего по существу лишь в понятиях, тогда
как ее образная разработка в представлениях будет показана в тексте пятой
черты. Здесь также отмечается тот момент в познании, который
характеризуется страстью, тяготением к познанию, но также и полной
возможностью реализовать это тяготение. Оно есть, и ничто ему не
препятствует. Последнее даже выражается чисто графически: ведь между
второй чертой (субъект желания) и пятой (объект желания) нет сильных,
могущих оказывать сопротивление черт. Однако на данном этапе имеется в
виду лишь приближение, но еще не достижение объекта желания. И если для
пятой позиции, как увидим, будет характерно полное и совершенное познание,
то для данной — лишь стремление к нему и обладание им не реально, а лишь в
идеале. Последнее, все же, возможно, потому что грань между внутренним и
внешним здесь уничтожена силой созвучия и взаимного тяготения их. Эти
мысли здесь даны лишь в намеке весьма скупого текста, но они несомненно
вытекают из всей системы памятника и необходимы для достойного насыщения
не в меру лаконичного текста:
Слабая черта на втором месте. Приближайся к нему изнутри. Стойкость — к
счастью.
3
Стремление к объекту — высшему идеалу — остается и здесь, но более
благоприятные условия уже миновали. Речь здесь идет об опоздавших, о
которых говорится в тексте самой гексаграммы. Уже само стремление есть
сила, а наличие силы необходимо вызывает противоборство. Так субъект здесь
лицом к лицу противостоит всем отрицательным силам, которые в
комментаторской литературе иногда рассматриваются как инфернальные. Это
выражено и в том, что здесь налично лишь стремление к идеалу при полной
невозможности осуществления его, ибо качества, столь благотворно
действовавшие на предыдущий ступени: созвучие, нормальность,
сосредоточенность, полностью отсутствуют здесь. Последняя возможна лишь на
второй и на пятой (центральной в триграмме) ступенях, первая же и вторая —
на данной позиции отсутствуют: и третья и шестая позиции заняты
однородными и поэтому несозвучными силами, и третья, нечетная позиция
занята не по норме слабой чертой. Это вложено в слова лаконичного текста:
Слабая черта на третьем месте. Приближаешься к нему, но он не тот.
4
После пережитого кризиса приближение опять возможно, однако внутреннее
сродство уже не восстановимо. Для него время уже упущено. И единственное,
что здесь возможно, — это внешняя, пространственная близость, которая в
данных условиях тоже значима. — Если речь была о внутреннем сродстве
понятий, то теперь дело идет о близости их сопоставления. При этом,
конечно, грани сопоставленных понятий разделяют их, как и соединяют, т.е.
«сближают». Для удачи здесь нужно лишь стойкость сохранения такого status
quo. Древнейшая комментаторская традиция считает эту близость близостью к
правителю его советников, между которыми она может поддерживаться не в
силу внутреннего созвучия, а лишь в силу подчинения советников верховной
власти. В тексте читаем только:
Слабая черта на четвертом месте. Внешнее приближение к нему. Стойкость — к
счастью.
5
Если в предыдущем приближение рассматривалось со стороны тех, которые
приближаются, то теперь оно рассматривается со стороны того, к кому
приближаются. Этот объект приближения выражен единственной световой
чертой, к которой, в силу полярности, тяготеют все остальные. Здесь
достаточно одного качества этого объекта, его явности, которое сообщает
оттенок явности всему процессу приближения. Однако это не пассивное
допущение бесформенного и вольного приближения, а совершенно определенное
оформление свободы приближающихся. Оно выражено в образах, заимствованных
из обрядов древнего Китая. Как на это указывает один из значительных
комментаторы — сунский Чэн И-чуано, уже при династии Чжоу существовал
культовый обряд царской охоты, при котором загонщики ставились лишь с трех
сторон поля. Четвертая же сторона бывала, открыта, и дичь, которая бежала
от охотящегося царя, могла свободно избежать смерти. Таким образом,
оказывались убитыми лишь те животные, которые шли прямо на охотника,
которым «жизнь не была нужна» и они «сами отдавали ее ему». Полагали, что
такое действие царя является сильно действующим прообразом для всего
населения, что оказываются излишними всякие запреты. Так выражена эта
свобода, оформленная все же рамками необходимости. Сравнительно
распространенный текст выражает это в следующих словах:
Сильная черта на пятом месте. Явленное приближение. Царю следует ставить
загонщиков лишь с трех сторон и упускать дичь, которая впереди. Тогда для
горожан не будет запретов. Счастье.
6
Последняя ступень указывает на некоторое переразвитие. Таково и
переразвитие приближения. В нем утрачено ощущение объекта приближения, и
остается лишь само приближение неизвестно к чему. Одно бесцельное
стремление. Безвыходность этого состояния в лаконичной фразе текста
выражена так:
Наверху слабая черта. Приближение к нему лишено главного. Несчастье.
Внешнее — Погружение, внутреннее — самоотдача. В Погружении Ян еще
заключен в оболочку Инь, но при полной самоотдаче этот процес уже может
означать приближение к Абсолюту. А поскольку он проявляется в виде
случайностей, то следует дать им возможность влиять на вашу жизнь. Так
можно загонять дичь со всех сторон и при этом ее судьба будет
предопределена, а можно предоставить случаю решать
исход охоты: царю на
охоте надо ставить загонщиков лишь с трех сторон и отпускать дичь,
которая уходит вперед. Однако для совершенномудрого такого приближения
недостаточно, ему необходимо более полное познание Абсолюта — простое
приближение к нему лишено главного.
Интерпретация Хейслип
Сейчас все худшее уже позади. Но нерешенными остались еще
некоторые трудные проблемы. Успех будет сопутствовать вам, только
если вы будете действовать в сотрудничестве с другими людьми, а потому
не избегайте общих дел, старайтесь участвовать в них. Не нужно
пренебрегать и своими обязанностями. Будьте верны себе, ведь взаимопонимание
и уважение так же необходимо в отношениях между любящими друг друга людьми,
как и между учителем и учеником. Прислушайтесь к советам своих друзей,
и своего начальства; от этого во многом зависит исполнение ваших желаний.
Совсем неподходящее время для азартных игр.
  46. Шэн. ПодъемКанонический текcт
Изначальное свершение. Благоприятно свидание с великим человеком. Не
скорби. Поход на юг — к счастью.
- Как подобает, поднимайся. — Великое счастье.
- Будь правдив, тогда благоприятно принести (даже малую) жертву. Хулы
не будет.
- Поднимешься в пустой город.
- Царю надо проникнуть к горе Ци. — Счастье, хулы не будет.
- Стойкость — к счастью. Подъем на ступени.
- Скрывающийся из виду подъем. — (Будет) благоприятен (он) от непрерывной
стойкости.
На предыдущей ступени было достигнуто воссоединение всех сил. Здесь
сказывается результат этого воссоединения. Сам образ гексаграммы указывает
на рост, являющейся результатом воссоединения всех сил, ибо здесь внизу
гексаграммы мы имеем триграмму сунь, которая символизирует дерево, вверху
мы имеем триграмму кунь, которая символизирует землю. Так указывается
образ дерева, которое, собрав весной все свои силы, пробивается сквозь
толщу земли и растет. Уже в этом движении дерева дано указание возможности
развития и указано направление этого развития, т.е. вверх. Кроме того,
благодаря такому движению вверх здесь достигается возможность проявления,
но тем самым и возможность увидеть более развитого и высокостоящего
человека. Поэтому беспокоиться здесь о возможности быть покинутым не
приходится. И текст, предупреждая об отсутствии всякой опасности,
упоминает еще только о том, что поход на юг — к счастью. Юг
рассматривается как место, где солнце достигает своего максимального
проявления, а поэтому место проявления вообще. Так, в тексте мы читаем:
Подъем. Изначальное свершение. Благоприятно свидание с великим человеком.
Не скорби! Поход на юг — к счастью.
1
В самом начале процесса подъема, который является, конечно, важным
моментом, необходимо только одно — строго отдавать себе отчет в том,
каковы будут условия подъема и как можно его осуществлять. Поэтому текст
здесь, отмечая лишь безусловно положительный ход процесса, говорит:
В начале слабая черта. Как подобает, подымайся. Великое счастье.
2
Умение подыматься правильно — это самое главное свойство, которое является
иной формой внутренней правдивости, отмечаемой на второй позиции. При
подъеме совершенно не существенно, сколько жертв человеком будет вложено в
этот подъем. Существенно только правильное его проведение и движение
неуклонно вверх. Текст говорит здесь:
Сильная черта на втором месте. Будь правдивым, и тогда это будет
благоприятствовать приношению незначительной жертвы. Хулы не будет.
3
Уже сам образ верхней триграммы, предстоящей перед третьей позицией, может
быть ключом к расшифровке образа, данного в афоризме этой третьей черты.
Все три линии верхней триграммы прерваны посредине. Это символизирует
пустоту. С другой стороны, эта триграмма обозначает город, ибо город
является одним из слагаемых земли, т.е. триграммы кунь. Поэтому здесь
говорится о пустом городе. Но образ пустого города понимается и в
переносном смысле, косвенно указывая на тщетность подъема, если
ограничиться подъемом только на этой ступени. Это ясно, если принять во
внимание третью позицию как позицию кризиса. Вот почему в тексте мы
находим только:
Сильная черта на третьем месте. Поднимаешься в пустой город.
4
На этой позиции верхняя триграмма, по существу обозначающая землю,
рассматривается при помощи другого образа — образа горы Ци. Само название
«гора Ци», несмотря на критические замечания Наито, нас смущать не может,
ибо мы относим составление «Книги Перемен» не к традиционной дате, а к
более поздней, когда уже образ знаменитой горы Ци мог попасть в текст.
Здесь образ подъема выражается также при помощи горы, но этот подъем
вполне благополучен; о нем текст «Книги Перемен» говорит дважды как о
приносящем счастливый исход. Может показаться странным появление на
четвертой позиции образа царя, ибо скорее можно было бы ожидать этот образ
на пятой позиции. Однако здесь, как указывает Вань И, имеется в виду
деятельность царя, поскольку она проявлена в его приближенном. Действует,
собственно говоря, не приближенный, но для окружающих вся деятельность
сосредоточена в нем. В таком смысле можно понять текст:
Слабая черта на четвертом месте. Царю надо проникнуть к горе Ци. Счастье.
Хулы не будет.
5
На пятой позиции достигается максимальная точка подъема. Здесь необходимо,
как внутреннее качество, только стойкое сохранение своей позиции, и уже
это одно может привести к благоприятному исходу. Но ограничиваться им
значило бы не выполнять всего того морального долга, который стоит перед
человеком, занимающим эту позицию, ибо деятельность, направленная на свое
собственное благо, говорит о тех людях, которые стоят, может быть, на
более низких ступенях, но и для них также ситуация подъема вполне
действенна. Поэтому надо понимать, что подъем идет по ступеням, и,
несмотря на все различие этих ступеней, тот человек, который в силу
жизненных условий оказывается на пятой позиции ситуации подъема, должен
оказывать максимальную помощь всем тем, которые, может быть, и, не замечая
его, движутся вверх. В этом смысле расшифровывается в комментаторской
литературе текст:
Слабая черта на пятом месте. Подъем по ступеням. Стойкость — к счастью.
6
Воссоединение всех сил рассматривается настолько полным, что даже на
шестой позиции данной ситуации не престает сказываться подъем. Правда,
характерная черта шестой позиции сказывается только в том, что внешняя
проявленность качества данной ситуации в целом здесь стоит на заднем
плане. Кроме того, высота шестой позиции, представляющая собой
максимальную высоту всякой гексаграммы, проявляется в образе подъема,
уходящего из виду, но все-таки это подъем. И в силу указанной выше
совокупности мощи, приобретенной на предыдущей позиции, здесь текст
говорит даже о непрерывно стойком сохранении этого подъема. Так, в тексте
мы читаем:
Наверху слабая черта. Скрывающийся из виду подъем. Он будет благоприятен
от непрерывной стойкости.
Во внешнем — Исполнение и самоотдача, во внутреннем — Утончение и
проникновение. При абсолютно закономерном и предсказуемом внешнем
проникнуть в проявления абсолюта во внутреннем — есть подъем к новым
высотам.
Интерпретация Хейслип
То, к чему вы так стремились и чему отдали так много сил и
энергии, скоро наконец исполнится, даст положительный результат.
Осталось совсем немного, соберитесь с силами и поработайте еще немного,
так же настойчиво и добросовестно, как и раньше. Сейчас вам
лучше всего действовать решительно и смело, нежели прятаться и
пассивно ждать. Положитесь на интуицию и здравый смысл, и желание
ваше тогда наверняка исполнится. Те мысли и идеи, которые сейчас
приходят к вам в голову, скорее всего принесут вам успех и в ваших
финансовых делах.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого