
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
![Гу. Исправление [порчи]](/glyphs/hex 18.png) |
  9. Сяо-чу. Воспитание малымКанонический текcт
Cвершение. Плотные тучи — и нет дождя; (они) — с нашей западной окраины.
- Возврат исходит из Пути. — Какая может быть в этом хула? — Счастье.
- Привлечение к возврату. — Счастье.
- У телеги выпали спицы. — Муж и жена отворачивают взгляды.
- Обладай правдой. От кровопролития уходи, из страшного выходи. — Хулы
не будет.
- Обладай правдой — (она) объединяет. Разбогатеешь от своих соседей.
- Уже идет дождь. Уже (найдено подобающее) место. Еще удастся собрать
(скарб). — Стойкость жены — опасна. Луна почти в полнолунии. — Благородному
человеку — подход — к несчастью.
Как и в двух предыдущих гексаграммах, в этой одна черта одного рода,
противостоя пяти чертам другого, является объектом их стремления. Такое
ферментное действие меньшинства уже намечалось в предыдущем, но здесь оно
подчеркивается с особой силой и постепенно оказывает свое действие на весь
процесс. В нем рассматривается, так сказать, зарождение воздействия
противоположного. Оно еще целиком во внешней среде, которая отличается
пассивной податливостью (выраженной в свойстве верхней триграммы
«податливость»), и оно противостоит максимальному напряжению творчества,
выраженного в нижней триграмме. Так здесь слабость начинает преодолевать
силу, ставя последней препятствия. С другой стороны, здесь имеется в виду
противостояние индивида всему окружающему его и его сопротивление
окружению. Чтобы понять, в каком смысле здесь говорится о препятствии,
необходимо принять во внимание, что здесь есть непереводимая игра слов,
ибо, это проходит красной нитью через комментаторскую литературу, слово,
обозначающее здесь «препятствие», в равной степени обозначает и
«воспитание». Ведь препятствия, если их преодолевают, являются лучшим
средством воспитания, и из чего- то отрицательного превращаются в
положительно действующий фактор воспитания воли и выдержки. Что же
является «препятствием», преодоление которого здесь действует
воспитательно? Ответ на это выражен в несколько странном по автохтонности
образе. Дело в том, что в Китае дождевые облака чаще движутся с востока —
с моря. Созидатели же текста «Книги Перемен» — племя Чжоу, как гласит
предание, — пришли с запада. Поэтому для авторов запад служил метафорой
прошлого. Облака, идущие с запада (из прошлого), не дают плодотворного
дождя. Пусть воспитание намечает возможность развития, но оно — лишь в
преодолении прошлого; то, что оно не в силах одолеть настоящее, понималось
вполне среди ицзинистов, и один из них — Вань И — в своем комментарии
восклицает: «Совершенномудрый, правя миром, не презирает ограниченный
народ. Будда, спасая всех, не пренебрегает и демонами. И созерцающее
сознание, победоносно двигаясь вперед, разве устрашится временных
препятствий? Они точно булыжники, которые не могут задержать колесо
повозки; они точно удар по колоколу, который заставляет его звучать; точно
точильный камень для ножа, на котором он становится острее. Когда свиньи
подходят к золотой горе, это увеличивает блеск ее; когда иней и снег
увеличиваются, то тем прекраснее сосны и кедры. Вот почему здесь речь идет
о развитии». С таким содержанием приходится понимать и то, как
воспоминания о пройденных ступенях познания, препятствуя новому акту
познания, которому необходимо их преодолеть, являются материалом для его
воспитания. Этими мыслями комментаторской литературы насыщен следующий
текст:
Воспитание малым. Развитие. Плотные облака, и не идет дождь: они — с нашей
западной окраины.
1
В самом начале этого процесса, когда полному творческих сил внутреннему
противостоит препятствие, легкое, как веяние ветра (верхняя триграмма
символизирует также и ветер), суета мелких хлопот и дел сбивает человека с
принятого им познавательного творческого пути, выступая в его собственных
неорганизованных и порывистых стремлениях. Необходимо одержать сразу же
победу над собой, оттеснить на подобающее место эти стремления и включить
себя вновь в нормальные отношения к окружению, — вернуться к дисциплине.
По этому поводу в тексте читаем:
В начале сильная черта. Какая хула тому, что возвратился на собственный
путь? Счастье.
2
Такое возвращение на собственный путь возможно и на следующей ступени,
хотя оно и несколько затруднено приближением к препятствиям, совращающим с
пути. Однако это позиция самого гармоничного раскрытия творческих сил,
поэтому именно здесь возможно воздействовать ими на препятствия так, что
они превращаются в средство воспитания, как об этом подробнее сказано в
общем, вступлении к данной гексаграмме. Лаконичный текст здесь гласит:
Сильная черта на втором месте.
3
В момент кризиса продолжается действие, но в изменившихся условиях,
ставших неблагоприятными, одна сила, хотя бы даже и сила творчества,
действовать уже не может. Она лишена всех необходимых обстоятельств. Это
выражено в образе текста, говорящем достаточно выразительно и не требующем
объяснений. Наступает тот внутренний разлад, который, например, в семье
выражается разладом между мужем и женой. Это — отдельно указанный момент,
когда невозможно синтезировать вновь приобретенное знание и прежде
сложившиеся убеждения с противоречиями окружающей среды, которые могут
быть и незначительными, однако здесь и их достаточно для препятствия
положительному движению познания вперед. По этому поводу в тексте мы
находим следующие слова:
Сильная черта на третьем месте. У колесницы выпали спицы. Муж и жена
отвращают взоры.
4
Воздействие предыдущей ступени здесь еще продолжает сказываться, создавая
достаточную опасную ситуацию, на которую намекает текст в образе
выступившей крови. Но нормальность отношений данной позиции и ее сил в
этой гексаграмму указывает на возможность благоприятного исхода дела.
Кроме того, это именно тот момент, который является самым важным в данной
ситуации, что выражено и символически: здесь мы находим единственную
слабую черту, к которой тяготеют все остальные. Хотя это еще не позиция
государя, а лишь его приближенного, однако во всем контексте данной
ситуации указано на такого подданного, который, владея познанием истины,
может сам руководить событиями. Два условия необходимы ему: правдивость и
осмотрительность. Все его действие может достигнуть успеха лишь тогда,
когда оно базируется на его собственном непосредственно новом акте
познания. Тем самым здесь указывается на главную роль нового познания в
момент преодоления им препятствий, возникающих из прошлого, и тем самым
уже не настоящего. Осмотрительность здесь особенно необходима еще и
потому, что действие данной ступени простирается, как мы увидим, и на
следующую, т.е. на будущую. Поэтому о такой правдивости и осмотрительности
текст говорит прямо, а не образно:
Слабая черта на четвертом месте. Обладай правдой. Когда выступает кровь,
выходи с осмотрительностью. Хулы не будет.
5
Уже и сама благоприятность данной позиции — второго положительного подъема
всего процесса — может быть достаточно благотворной. Однако для него
необходима поддержка в предыдущем; непрерывно наследовать ту правдивость,
которая достигнута в предыдущем, вот то, что делает это положение благим.
Эта помощь предыдущей ступени и есть то обогащение от соседа, о котором
говорит текст. Это уже не сохранение одних лишь знаний, добытых в прошлом,
— это сохранение плода нового познания, укрепленного в наиболее
благоприятных для этого условиях. Текст здесь следующий:
Сильная черта на пятом месте. Обладай правдой в непрерывной
преемственности. Разбогатеешь благодаря твоему соседу.
6
Конец рассматриваемого процесса, когда его положительные достижения, его
достоинства не только обретены, но и закреплены за их носителем,
ознаменован разрешением той напряженности, которая характеризует его
вообще. Однако никакая консервативность здесь недопустима, особенно
консервативность менее прогрессивной женщины. Это привело бы к тому, что
живое познание стало бы мертвой традицией. Но из этого еще не следует, что
с этими достижениями можно рекомендовать агрессивное выступление. На это
указывает образ луны, которая «в полнолунии». В самом деле, если луна уже
достигла полноты, то она должна пойти к ущербу. Так же, с необходимостью,
ущерб будет нанесен и тому, кто в таких условиях момента разрешения
напряженности, не давая ему правильно прозвучать, обратится сразу к
агрессии; последняя не отвергается вообще, но только она рассматривается
как отдельная ситуация, и ей именно посвящена следующая гексаграмма. Здесь
же внимание направлено на разрешение, на завершение всего предыдущего
процесса, что выражено в тексте так:
Наверху сильная черта. Уже идет дождь, уже (все на должном) месте.
Почтение носителю достоинств. Стойкость женщины — ужасна. Луна близится к
полнолунию. Благородному человеку поход — к несчастью.
Во внешнем — Утончение и проникновение. Во внутреннем — Творчество и
крепость. Для ничтожного человека то, что его крепость и творчество
привели
к утончению во внешнем, безусловно, — счастье. Для благородного
человека все не так однозначно, в частности, из-за того, что во внешнем
процессы инициируются иньской четвертой чертой.
Интерпретация Хейслип
Да, сейчас вам не сопутствуют ни везение, ни успех. Но помните: ночь темнее
всего перед рассветом. Вы в растерянности, вы сейчас не владеете обстановкой,
но это скоро пройдет. Уже близки события, которые все изменят к лучшему.
Теперь же вам нужно просто набраться терпения и ждать.
Да, вас привыкли считать баловнем судьбы. Вам не нужно сейчас тратить
себя на мелочные ссоры, старайтесь не переутомляться на работе.
Через три месяца ожидает вас успех в денежных делах.
![Иероглиф Гу. Исправление [порчи]](glyphs/hieroglyph 18 l.jpg) ![Гексаграмма 18 Гу. Исправление [порчи]](glyphs/hexagram 18 r.jpg) 18. Гу. Исправление [порчи]Канонический текcт
Изначальное свершение. Благоприятен брод через великую реку. (Будь бдителен)
за три дня до начала и три дня после начала.
- Исправление испорченного отцом. — Если есть сын, то покойному хулы
не будет. (Хотя и) опасно, (но) в конце концов — счастье.
- Исправление испорченного матерью. — Невозможна стойкость.
- Исправление испорченного отцом. — Будет небольшое раскаяние. Не будет
большой хулы.
- Свободное отношение к испорченному отцом. — Выступив, увидишь сожаление.
- Исправление испорченного отцом. — Необходима хвала.
- Не служи ни царю, ни князю. — Возвеличь и прославь свое дело.
Идеограмма, которой обозначается данной понятие, изображает собою чашку,
в которой, оттого что ею давно не пользовались, завелись черви. Так
изображается понятие порчи. Но оно понимается и в переносном значении
слова. Так мир и спокойствие, которые слишком долго сковывали косной
спячкой страну, приводят к процессам порчи и разложения в ней. Так и
атмосфера радостного последования допустима лишь на время. Когда же она
затягивается, то даже и в ней начинается процесс разложения. — Так и в
познании, когда ощущаются первые результаты достигнутого познания, то
человек, с легкостью остановившийся на них, может и не заметить, что
дальнейший познавательный процесс искажается влиянием прежних привычных,
но неправильных представлений. В конце концов, их примесь начинает
сказываться с такой силой, что для всей ситуации становится характерной
эта порча познания, а не оно само. Но все вышеизложенное — лишь одна
сторона дела. Другая же состоит в том, что данная ситуация — это не только
порча, но и исправление доведенного отцами до порчи. Эта порча — лишь
начальная исходная точка для исправления порчи, исправления, которому
предстоит развитие. Условия благоприятствуют этому делу, хотя оно и трудно
и опасно, как «брод через великую реку». Но, несмотря на это, здесь нужна
полная обдуманность действий и активное укрепление достигнутых
результатов. Здесь, как говорит Вань И, «нужны три дня для предварительной
подготовки себя (к действию) и три дня для последующего закрепления (его
результатов)». Поэтому и в тексте мы находим:
Исправление порчи. Изначальное развитие. Благоприятен брод через великую
реку. (Будь бдителен) за три дня до начала и три дня после начала.
1
Всякая порча — это результат не одного дня, она появляется после многих
поколений, если они были нерадивы в каком-нибудь отношении. Поэтому здесь,
на протяжении описания всего процесса, постоянно говорится о том, что
испорчено предками и исправляется потомками. Такая мысль могла получить
особенное развитие в классической стране культа предков — в Китае. Весь
смысл бытия сына — исправить то, что испорчено отцом. Но на первой позиции
имеется в виду еще не глубокая порча, поэтому, несмотря на опасность
положения, исход можно ожидать счастливым. Вот почему в тексте сказано:
В начале слабая черта. Исправление испорченного отцом. (Для этого) есть
сын. Предкам не будет хулы. Опасность, но в конце концов — счастье.
2
Вторая позиция — это уже более глубокая порча, более интенсивный процесс.
Исправление здесь осложнено тем, что вторая позиция, как четная,
предрасположена к пассивности, а для исправлении проступков матери встает
внутренне противоречивая проблема: чувство долга требует исправить
проступок матери, но чувство любви к ней не допускает вмешиваться в то,
что ею оставлено. И все-таки это положение небезвыходно. Для него только
необходима большая активность. Ее наличие символизировано тем, что эта
позиция занята активной, сильной чертой. Если эта активность приведена в
действие, то исправление возможно, исправление, которое было бы
невозможным, если бы человек остался стойким, остался косным. Поэтому и в
тексте читаем:
Сильная черта на втором месте. Исправление испорченного матерью. Нельзя
быть стойким.
3
Здесь положение отличается от предшествующего только тем, что при нем уже
невозможна та мягкость и осторожность, с которой можно было действовать на
предыдущей позиции. Поэтому и действие может привести к некоторому
раскаянию в нем. Однако необходимость исправления порчи, основное
содержание всей ситуации, — здесь самое важное, и, несмотря на некоторую
осложненность процесса, он не будет иметь дурного исхода. Поэтому в тексте
говорится:
Сильная черта на третьем месте. Исправление испорченного отцом. В мелочах
будет раскаяние. Не будет большой хулы.
4
Основной смысл четвертой позиции — это самоотдача, ибо здесь уже совершен
переход от внутреннего к внешнему, от себя к иному. Поэтому в данной
ситуации это значит отказ от своей деятельности, от исправления и отдачу
себя окружению; но в нем порча. Поэтому здесь лишь увеличивается порча,
допущенная предками, и лучше здесь воздержаться от деятельности и
переждать время, ибо если, наоборот, выступить, т.е. проявить свою
деятельность, лишь усугубляющую порчу, то об этом придется пожалеть, когда
наступит пора, более предрасположенная для деятельности. Поэтому текст
предостерегает:
Слабая черта на четвертом месте. Усугубление испорченного отцом. Если
выступишь, то увидишь сожаление.
5
Пятая позиция — позиция максимального раскрытия внутренних сил и
способностей вовне. Здесь объединяются все положительные достижения
предыдущих позиций. С этой позиции легче всего управлять всеми носителями
положительных сил. Именно в данный момент возможна похвала им. Поэтому
лаконичный текст говорит только:
Слабая черта на пятом месте. Исправление испорченного отцом. Необходима
хвала.
6
Верхняя позиция — это момент, когда отступает на задний план специфика
данной ситуации. Если все черты, бывшие прежде, символизируют то или иное
участие в исправлении порчи, то данная позиция не имеет отношения к самой
порче и в силу этого не участвует в ее исправлении. Здесь человек не
участвует в жизни других людей, что на языке «Книги Перемен», памятника
феодальной эпохи, называется не служить государю. Он — выше жизни
государства. Он сам может прославить и оценить свои дела. Поэтому и в
тексте читаем:
Наверху сильная черта. Не служи царю и князю, Воззвеличишь и оценишь свое
дело.
Во внешнем — Разрешение и радостность, во внутреннем — Утончение и
проникновенность. Проникновение во внутреннем приводящее к
разрешению во внешнем — есть исправление
внешнего, в соответствии с
новым, более утонченным, взглядом на мир.
Интерпретация Хейслип
Вам нужно особенно тщательно анализировать и оценивать события:
вы можете стать участником перемен в чужой личной жизни. Вам
следовало бы быть хозяином положения. Это станет возможным благодаря
вашему нынешнему состоянию. Может случиться так, что вы потеряете
друга. От вас в скором времени можно ждать самых неожиданных поступков.
Вам нужно прояснить свои отношения с окружающими. Они не в
порядке, и возникающие из этого проблемы могут препятствовать исполнению
ваших желаний.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого