
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  9. Сяо-чу. Воспитание малымКанонический текcт
Cвершение. Плотные тучи — и нет дождя; (они) — с нашей западной окраины.
- Возврат исходит из Пути. — Какая может быть в этом хула? — Счастье.
- Привлечение к возврату. — Счастье.
- У телеги выпали спицы. — Муж и жена отворачивают взгляды.
- Обладай правдой. От кровопролития уходи, из страшного выходи. — Хулы
не будет.
- Обладай правдой — (она) объединяет. Разбогатеешь от своих соседей.
- Уже идет дождь. Уже (найдено подобающее) место. Еще удастся собрать
(скарб). — Стойкость жены — опасна. Луна почти в полнолунии. — Благородному
человеку — подход — к несчастью.
Как и в двух предыдущих гексаграммах, в этой одна черта одного рода,
противостоя пяти чертам другого, является объектом их стремления. Такое
ферментное действие меньшинства уже намечалось в предыдущем, но здесь оно
подчеркивается с особой силой и постепенно оказывает свое действие на весь
процесс. В нем рассматривается, так сказать, зарождение воздействия
противоположного. Оно еще целиком во внешней среде, которая отличается
пассивной податливостью (выраженной в свойстве верхней триграммы
«податливость»), и оно противостоит максимальному напряжению творчества,
выраженного в нижней триграмме. Так здесь слабость начинает преодолевать
силу, ставя последней препятствия. С другой стороны, здесь имеется в виду
противостояние индивида всему окружающему его и его сопротивление
окружению. Чтобы понять, в каком смысле здесь говорится о препятствии,
необходимо принять во внимание, что здесь есть непереводимая игра слов,
ибо, это проходит красной нитью через комментаторскую литературу, слово,
обозначающее здесь «препятствие», в равной степени обозначает и
«воспитание». Ведь препятствия, если их преодолевают, являются лучшим
средством воспитания, и из чего- то отрицательного превращаются в
положительно действующий фактор воспитания воли и выдержки. Что же
является «препятствием», преодоление которого здесь действует
воспитательно? Ответ на это выражен в несколько странном по автохтонности
образе. Дело в том, что в Китае дождевые облака чаще движутся с востока —
с моря. Созидатели же текста «Книги Перемен» — племя Чжоу, как гласит
предание, — пришли с запада. Поэтому для авторов запад служил метафорой
прошлого. Облака, идущие с запада (из прошлого), не дают плодотворного
дождя. Пусть воспитание намечает возможность развития, но оно — лишь в
преодолении прошлого; то, что оно не в силах одолеть настоящее, понималось
вполне среди ицзинистов, и один из них — Вань И — в своем комментарии
восклицает: «Совершенномудрый, правя миром, не презирает ограниченный
народ. Будда, спасая всех, не пренебрегает и демонами. И созерцающее
сознание, победоносно двигаясь вперед, разве устрашится временных
препятствий? Они точно булыжники, которые не могут задержать колесо
повозки; они точно удар по колоколу, который заставляет его звучать; точно
точильный камень для ножа, на котором он становится острее. Когда свиньи
подходят к золотой горе, это увеличивает блеск ее; когда иней и снег
увеличиваются, то тем прекраснее сосны и кедры. Вот почему здесь речь идет
о развитии». С таким содержанием приходится понимать и то, как
воспоминания о пройденных ступенях познания, препятствуя новому акту
познания, которому необходимо их преодолеть, являются материалом для его
воспитания. Этими мыслями комментаторской литературы насыщен следующий
текст:
Воспитание малым. Развитие. Плотные облака, и не идет дождь: они — с нашей
западной окраины.
1
В самом начале этого процесса, когда полному творческих сил внутреннему
противостоит препятствие, легкое, как веяние ветра (верхняя триграмма
символизирует также и ветер), суета мелких хлопот и дел сбивает человека с
принятого им познавательного творческого пути, выступая в его собственных
неорганизованных и порывистых стремлениях. Необходимо одержать сразу же
победу над собой, оттеснить на подобающее место эти стремления и включить
себя вновь в нормальные отношения к окружению, — вернуться к дисциплине.
По этому поводу в тексте читаем:
В начале сильная черта. Какая хула тому, что возвратился на собственный
путь? Счастье.
2
Такое возвращение на собственный путь возможно и на следующей ступени,
хотя оно и несколько затруднено приближением к препятствиям, совращающим с
пути. Однако это позиция самого гармоничного раскрытия творческих сил,
поэтому именно здесь возможно воздействовать ими на препятствия так, что
они превращаются в средство воспитания, как об этом подробнее сказано в
общем, вступлении к данной гексаграмме. Лаконичный текст здесь гласит:
Сильная черта на втором месте.
3
В момент кризиса продолжается действие, но в изменившихся условиях,
ставших неблагоприятными, одна сила, хотя бы даже и сила творчества,
действовать уже не может. Она лишена всех необходимых обстоятельств. Это
выражено в образе текста, говорящем достаточно выразительно и не требующем
объяснений. Наступает тот внутренний разлад, который, например, в семье
выражается разладом между мужем и женой. Это — отдельно указанный момент,
когда невозможно синтезировать вновь приобретенное знание и прежде
сложившиеся убеждения с противоречиями окружающей среды, которые могут
быть и незначительными, однако здесь и их достаточно для препятствия
положительному движению познания вперед. По этому поводу в тексте мы
находим следующие слова:
Сильная черта на третьем месте. У колесницы выпали спицы. Муж и жена
отвращают взоры.
4
Воздействие предыдущей ступени здесь еще продолжает сказываться, создавая
достаточную опасную ситуацию, на которую намекает текст в образе
выступившей крови. Но нормальность отношений данной позиции и ее сил в
этой гексаграмму указывает на возможность благоприятного исхода дела.
Кроме того, это именно тот момент, который является самым важным в данной
ситуации, что выражено и символически: здесь мы находим единственную
слабую черту, к которой тяготеют все остальные. Хотя это еще не позиция
государя, а лишь его приближенного, однако во всем контексте данной
ситуации указано на такого подданного, который, владея познанием истины,
может сам руководить событиями. Два условия необходимы ему: правдивость и
осмотрительность. Все его действие может достигнуть успеха лишь тогда,
когда оно базируется на его собственном непосредственно новом акте
познания. Тем самым здесь указывается на главную роль нового познания в
момент преодоления им препятствий, возникающих из прошлого, и тем самым
уже не настоящего. Осмотрительность здесь особенно необходима еще и
потому, что действие данной ступени простирается, как мы увидим, и на
следующую, т.е. на будущую. Поэтому о такой правдивости и осмотрительности
текст говорит прямо, а не образно:
Слабая черта на четвертом месте. Обладай правдой. Когда выступает кровь,
выходи с осмотрительностью. Хулы не будет.
5
Уже и сама благоприятность данной позиции — второго положительного подъема
всего процесса — может быть достаточно благотворной. Однако для него
необходима поддержка в предыдущем; непрерывно наследовать ту правдивость,
которая достигнута в предыдущем, вот то, что делает это положение благим.
Эта помощь предыдущей ступени и есть то обогащение от соседа, о котором
говорит текст. Это уже не сохранение одних лишь знаний, добытых в прошлом,
— это сохранение плода нового познания, укрепленного в наиболее
благоприятных для этого условиях. Текст здесь следующий:
Сильная черта на пятом месте. Обладай правдой в непрерывной
преемственности. Разбогатеешь благодаря твоему соседу.
6
Конец рассматриваемого процесса, когда его положительные достижения, его
достоинства не только обретены, но и закреплены за их носителем,
ознаменован разрешением той напряженности, которая характеризует его
вообще. Однако никакая консервативность здесь недопустима, особенно
консервативность менее прогрессивной женщины. Это привело бы к тому, что
живое познание стало бы мертвой традицией. Но из этого еще не следует, что
с этими достижениями можно рекомендовать агрессивное выступление. На это
указывает образ луны, которая «в полнолунии». В самом деле, если луна уже
достигла полноты, то она должна пойти к ущербу. Так же, с необходимостью,
ущерб будет нанесен и тому, кто в таких условиях момента разрешения
напряженности, не давая ему правильно прозвучать, обратится сразу к
агрессии; последняя не отвергается вообще, но только она рассматривается
как отдельная ситуация, и ей именно посвящена следующая гексаграмма. Здесь
же внимание направлено на разрешение, на завершение всего предыдущего
процесса, что выражено в тексте так:
Наверху сильная черта. Уже идет дождь, уже (все на должном) месте.
Почтение носителю достоинств. Стойкость женщины — ужасна. Луна близится к
полнолунию. Благородному человеку поход — к несчастью.
Во внешнем — Утончение и проникновение. Во внутреннем — Творчество и
крепость. Для ничтожного человека то, что его крепость и творчество
привели
к утончению во внешнем, безусловно, — счастье. Для благородного
человека все не так однозначно, в частности, из-за того, что во внешнем
процессы инициируются иньской четвертой чертой.
Интерпретация Хейслип
Да, сейчас вам не сопутствуют ни везение, ни успех. Но помните: ночь темнее
всего перед рассветом. Вы в растерянности, вы сейчас не владеете обстановкой,
но это скоро пройдет. Уже близки события, которые все изменят к лучшему.
Теперь же вам нужно просто набраться терпения и ждать.
Да, вас привыкли считать баловнем судьбы. Вам не нужно сейчас тратить
себя на мелочные ссоры, старайтесь не переутомляться на работе.
Через три месяца ожидает вас успех в денежных делах.
  29. Си-кань. Повторная опасностьКанонический текcт
Обладателю правды — только в сердце свершение. Действия будут одобрены.
- Двойная бездна. Войдешь в пещеру в бездне. — Несчастье.
- В бездне есть опасность. — Добиваясь, кое-что обретешь.
- Придешь или уйдешь — (будет) бездна за бездной. (Пусть и) опасно,
(но) все же есть поддержка. Войдешь в пещеру в бездне. — Не действуй.
- (Всего) кружка вина и чаша (еды), и в придачу нужен (лишь) глиняный
кувшин. Принятие обязательств через окно. — В конце концов хулы не будет.
- Бездна не наполняется. Когда уже выровняешь (ее) — хулы не будет.
- Для связывания нужен канат и аркан. Заключение в чаще терновника. —
И в три года (ничего) не обретешь. Несчастье.
Данная гексаграмма имеет название, которое может быть переведено и понято
двояко: это или опасность, или бездна. Поэтому, если комментаторы уделяют
некоторое внимание пониманию ее через слово опасность, то сам текст
приводит образы бездны на каждом шагу. Появление ее в донном месте текста
объясняется тем, что предыдущее состояние, указанное в ряде ближайших
гексаграмм, дает образ сравнительно мирного существования человека. Но
самое мирное пребывание, если недостаточно обращено внимание на подготовку
к будущим затруднительным положениям и бедствиям, приводит к некоторой
распущенности. На гносеологических путях комментаторы отмечают здесь
замену акта познания запоминанием уже накопленного опыта. Но если бы
главное внимание было обращено на констатацию самого факта опасности
пребывания в бездне, то это не соответствовало бы характеру «Книги
Перемен», которая ставит своей целью давать человеку предупреждение и
указывать на пути преодоления тех или иных положений жизни. Яркий образ
триграмм, составляющих данную гексаграмму, представляет собою
бескомпромиссное движение среди отставшей косной среды. Между прочим, Р.
Вильгельм дает интересную расшифровку образа триграммы кань. Здесь все
сильные черты выражают не столько слабость, сколько нечто противоположное
силе, т.е. инерцию, косность. И Р. Вильгельм об образе потока, который
мчится меж обледенелых берегов. Так же должна быть направлена моральная
деятельность человека сквозь окружающие его привычные взгляды,
традиционные представления и т.п. Из этого уже намечается основной тон,
взятый в данной гексаграмме, состоящей в стремительном призыве к исканию
истины, т.е. внутренней правдивости, о которой говорит текст. Ибо только
внутренняя правдивость может привести к тому, что действия человека будут
гармонически включены в мировое развитие и поэтому вызовут одобрение. Так,
в тексте мы читаем:
Повторная опасность. Обладателю правды — только в сердце свершение.
Действия будут одобрены.
1
Поскольку данная ситуация указывает на искания внутренней правды,
постольку нельзя предполагать ее наличие уже в самом начале. Поэтому
первая позиция говорит о том, что внутреннюю правду еще только можно
найти. Здесь человек пребывает еще целиком в бездне, качественно иной, чем
то, что в результате данной ситуации может быть достигнуто, т.е. в бездне
незнания, в бездне лжи, неправоты. Поэтому здесь «Книга Перемен» только
констатирует:
В начале слабая черта. Двойная бездна. Войдешь в пещеру в бездне.
Несчастье.
2
В той бездне, о которой говорится здесь, как уже было указано, старые
привычки, опыт, накопленный прежде, могут подменить содержание нового акта
познания. Поэтому, хотя вторая черта, в общем, благоприятна в символах
«Книги Перемен» (и благоприятна именно потому, что она представляет собой
качество уравновешенности), хотя здесь эта черта и символизирует
сравнительно благоприятную позицию в отношении внутренней правды, но все
же внутренняя правда еще не достигнута. На каждом шагу человеку еще грозит
опасность. Только активное завоевание внутренней правдивости может
привести к каким-нибудь результатам. Поэтому и текст говорит здесь:
Сильная черта на втором месте. В бездне есть опасность. Добиваясь, кое-что
получишь.
3
Выход из внутреннего во внешнее, из той среды, в которой человек находится
в данный момент, характерен для третьей позиции, как мы знаем из
многочисленных предыдущих примеров. Но качество данной ситуации в целом
оказывает свое воздействие здесь в том смысле, что выход из бездны еще не
гарантирует окончательного ухода от нее, ибо за одной бездной может быть
вторая, как это показывает уже самое заглавие гексаграммы. Поэтому и текст
дает указание на возможность новых бездн, в которые проваливается человек
в своем действии — искании истины. Самое важное здесь — не слишком
полагаться на себя. Поэтому действие, исходящее только из личной
инициативы и не считающееся с помощью извне, не может быть благоприятно.
Вот почему в тексте сказано:
Слабая черта на третьем месте. Придешь или уйдешь — будет бездна за
бездной. Пусть и опасно, но все же есть поддержка. Войдешь в пещеру в
бездне — не действуй.
4
То, что еще не познано, в известном смысле лежит за пределами сознания,
вовне. Поэтому при переходе к внешней верхней триграмме может быть речь о
новом акте познания как таковом. Этот новый акт познания может и должен
возбудить в человеке прежде накопленный опыт, для того чтобы впоследствии
быть гармонически синтезированным с ним. Новый акт познания возбуждает
человека, как озбуждает его вино. Но новый акт познания, с другой стороны,
должен быть сам, в свою очередь, облечен в некоторую форму из прежде
накопленного опыта. Точно еда, лежащая в чаше, он должен быть облечен в
форму этой чаши. При этом необходимо помнить, что, в конечном счете,
истина сама в себе проста и эта простота истины выражена в образе простого
глиняного кувшина, о котором говорит текст. Если это понято так, тогда
человек может прибегнуть ко всему тому, что помогает ему на пути
синтезирования нового акта познания, и в этом синтезе перед ним должно
открываться окно для прозрения в истину. Приблизительно такую
интерпретацию этих образов можем найти в комментарии Вань И. Однако эти
образы интерпретировались и иначе. Существуют различные интерпретации,
построенные по поводу одного и того же текста:
Слабая черта на четвертом месте. Всего кружка вина, миска еды, и в придачу
нужен лишь глиняный кувшин. Принятие обязательств через окно. В конце
концов хулы не будет.
5
Здесь, несмотря на всю благоприятность пятой позиции, еще нельзя говорить
о ликвидации данной ситуации. И необходимо помнить, что вся ситуация
опасной бездны. Здесь, собственно говоря, только начало процесса выхода из
бездны. Она еще не может быть накоплена, т.е. не может исчезнуть. Но
бездна — вода, взволнованная бурей, — здесь уже отходить на второй план.
Бурную поверхность заменяет водная гладь. Это единственное, что может быть
достигнуть здесь. Но если это достигнуть, то положено начало правильного
выхода из данной ситуации. Так, в тексте мы читаем:
Сильная черта на пятом месте. Бездна не наполняется. Когда уже выровняешь
ее, хулы не будет.
6
Поскольку шестая позиция — позиция переразвития, постольку тот новый акт
познания, о котором говорилось в предыдущих этапах, акт познания правды,
необходимой для выхода из бездны, является здесь тоже переразвитием, т.е.
он доминирует над опытом, накопленным прежде. Но опыт знания,
приобретенного прежде, является тем, что может систематизировать познанное
вновь, тем, что может и должно связать и укрепить его. Следовательно,
знание, накопленное встарь, должно быть прочно, надежно и крепко. Без этой
связи прежнего и нового человек может только запутаться, заблудиться в
дебрях несистематизированного опыта, приобретенного вновь. Если человек
попал в такое состояние, то из него, именно в силу его качества, выбраться
было бы не так просто. Поэтому текст предупреждает здесь так:
Наверху слабая черта. Для связывания нужен канат и аркан. Заключение в
чаще терновника. И в три года ничего не получишь. Несчастье.
И во внешнем и во внутреннем — Погружение и опасность. И во внутреннем
и во внешнем проявления абсолюта «тонут» в Инь. Бесконечная суета дел и
мелочных мыслей поглощают, как бездна: бездна не наполняется.
Интерпретация Хейслип
Не падайте духом, но это — одна из четырех наихудших комбинаций.
В вашей жизни наступило время потерь и поражений. Единственное,
что можно сделать — это сократить до возможного минимума число ударов
судьбы. Наберитесь терпения и ждите, пока богиня счастья вновь
удостоит вас своего взгляда. Через два, самое большее — через пять
месяцев положение начнет меняться к лучшему. А пока у вас достаточно
времени, чтобы заняться научными изысканиями, чтением, просто
домашней работой, которой обычно предостаточно. Не нервничайте, и
сохраняйте спокойствие. Это период, когда самоанализ и трезвая оценка
положения гораздо важнее, чем отчаянная борьба с судьбой.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого