
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  9. Сяо-чу. Воспитание малымКанонический текcт
Cвершение. Плотные тучи — и нет дождя; (они) — с нашей западной окраины.
- Возврат исходит из Пути. — Какая может быть в этом хула? — Счастье.
- Привлечение к возврату. — Счастье.
- У телеги выпали спицы. — Муж и жена отворачивают взгляды.
- Обладай правдой. От кровопролития уходи, из страшного выходи. — Хулы
не будет.
- Обладай правдой — (она) объединяет. Разбогатеешь от своих соседей.
- Уже идет дождь. Уже (найдено подобающее) место. Еще удастся собрать
(скарб). — Стойкость жены — опасна. Луна почти в полнолунии. — Благородному
человеку — подход — к несчастью.
Как и в двух предыдущих гексаграммах, в этой одна черта одного рода,
противостоя пяти чертам другого, является объектом их стремления. Такое
ферментное действие меньшинства уже намечалось в предыдущем, но здесь оно
подчеркивается с особой силой и постепенно оказывает свое действие на весь
процесс. В нем рассматривается, так сказать, зарождение воздействия
противоположного. Оно еще целиком во внешней среде, которая отличается
пассивной податливостью (выраженной в свойстве верхней триграммы
«податливость»), и оно противостоит максимальному напряжению творчества,
выраженного в нижней триграмме. Так здесь слабость начинает преодолевать
силу, ставя последней препятствия. С другой стороны, здесь имеется в виду
противостояние индивида всему окружающему его и его сопротивление
окружению. Чтобы понять, в каком смысле здесь говорится о препятствии,
необходимо принять во внимание, что здесь есть непереводимая игра слов,
ибо, это проходит красной нитью через комментаторскую литературу, слово,
обозначающее здесь «препятствие», в равной степени обозначает и
«воспитание». Ведь препятствия, если их преодолевают, являются лучшим
средством воспитания, и из чего- то отрицательного превращаются в
положительно действующий фактор воспитания воли и выдержки. Что же
является «препятствием», преодоление которого здесь действует
воспитательно? Ответ на это выражен в несколько странном по автохтонности
образе. Дело в том, что в Китае дождевые облака чаще движутся с востока —
с моря. Созидатели же текста «Книги Перемен» — племя Чжоу, как гласит
предание, — пришли с запада. Поэтому для авторов запад служил метафорой
прошлого. Облака, идущие с запада (из прошлого), не дают плодотворного
дождя. Пусть воспитание намечает возможность развития, но оно — лишь в
преодолении прошлого; то, что оно не в силах одолеть настоящее, понималось
вполне среди ицзинистов, и один из них — Вань И — в своем комментарии
восклицает: «Совершенномудрый, правя миром, не презирает ограниченный
народ. Будда, спасая всех, не пренебрегает и демонами. И созерцающее
сознание, победоносно двигаясь вперед, разве устрашится временных
препятствий? Они точно булыжники, которые не могут задержать колесо
повозки; они точно удар по колоколу, который заставляет его звучать; точно
точильный камень для ножа, на котором он становится острее. Когда свиньи
подходят к золотой горе, это увеличивает блеск ее; когда иней и снег
увеличиваются, то тем прекраснее сосны и кедры. Вот почему здесь речь идет
о развитии». С таким содержанием приходится понимать и то, как
воспоминания о пройденных ступенях познания, препятствуя новому акту
познания, которому необходимо их преодолеть, являются материалом для его
воспитания. Этими мыслями комментаторской литературы насыщен следующий
текст:
Воспитание малым. Развитие. Плотные облака, и не идет дождь: они — с нашей
западной окраины.
1
В самом начале этого процесса, когда полному творческих сил внутреннему
противостоит препятствие, легкое, как веяние ветра (верхняя триграмма
символизирует также и ветер), суета мелких хлопот и дел сбивает человека с
принятого им познавательного творческого пути, выступая в его собственных
неорганизованных и порывистых стремлениях. Необходимо одержать сразу же
победу над собой, оттеснить на подобающее место эти стремления и включить
себя вновь в нормальные отношения к окружению, — вернуться к дисциплине.
По этому поводу в тексте читаем:
В начале сильная черта. Какая хула тому, что возвратился на собственный
путь? Счастье.
2
Такое возвращение на собственный путь возможно и на следующей ступени,
хотя оно и несколько затруднено приближением к препятствиям, совращающим с
пути. Однако это позиция самого гармоничного раскрытия творческих сил,
поэтому именно здесь возможно воздействовать ими на препятствия так, что
они превращаются в средство воспитания, как об этом подробнее сказано в
общем, вступлении к данной гексаграмме. Лаконичный текст здесь гласит:
Сильная черта на втором месте.
3
В момент кризиса продолжается действие, но в изменившихся условиях,
ставших неблагоприятными, одна сила, хотя бы даже и сила творчества,
действовать уже не может. Она лишена всех необходимых обстоятельств. Это
выражено в образе текста, говорящем достаточно выразительно и не требующем
объяснений. Наступает тот внутренний разлад, который, например, в семье
выражается разладом между мужем и женой. Это — отдельно указанный момент,
когда невозможно синтезировать вновь приобретенное знание и прежде
сложившиеся убеждения с противоречиями окружающей среды, которые могут
быть и незначительными, однако здесь и их достаточно для препятствия
положительному движению познания вперед. По этому поводу в тексте мы
находим следующие слова:
Сильная черта на третьем месте. У колесницы выпали спицы. Муж и жена
отвращают взоры.
4
Воздействие предыдущей ступени здесь еще продолжает сказываться, создавая
достаточную опасную ситуацию, на которую намекает текст в образе
выступившей крови. Но нормальность отношений данной позиции и ее сил в
этой гексаграмму указывает на возможность благоприятного исхода дела.
Кроме того, это именно тот момент, который является самым важным в данной
ситуации, что выражено и символически: здесь мы находим единственную
слабую черту, к которой тяготеют все остальные. Хотя это еще не позиция
государя, а лишь его приближенного, однако во всем контексте данной
ситуации указано на такого подданного, который, владея познанием истины,
может сам руководить событиями. Два условия необходимы ему: правдивость и
осмотрительность. Все его действие может достигнуть успеха лишь тогда,
когда оно базируется на его собственном непосредственно новом акте
познания. Тем самым здесь указывается на главную роль нового познания в
момент преодоления им препятствий, возникающих из прошлого, и тем самым
уже не настоящего. Осмотрительность здесь особенно необходима еще и
потому, что действие данной ступени простирается, как мы увидим, и на
следующую, т.е. на будущую. Поэтому о такой правдивости и осмотрительности
текст говорит прямо, а не образно:
Слабая черта на четвертом месте. Обладай правдой. Когда выступает кровь,
выходи с осмотрительностью. Хулы не будет.
5
Уже и сама благоприятность данной позиции — второго положительного подъема
всего процесса — может быть достаточно благотворной. Однако для него
необходима поддержка в предыдущем; непрерывно наследовать ту правдивость,
которая достигнута в предыдущем, вот то, что делает это положение благим.
Эта помощь предыдущей ступени и есть то обогащение от соседа, о котором
говорит текст. Это уже не сохранение одних лишь знаний, добытых в прошлом,
— это сохранение плода нового познания, укрепленного в наиболее
благоприятных для этого условиях. Текст здесь следующий:
Сильная черта на пятом месте. Обладай правдой в непрерывной
преемственности. Разбогатеешь благодаря твоему соседу.
6
Конец рассматриваемого процесса, когда его положительные достижения, его
достоинства не только обретены, но и закреплены за их носителем,
ознаменован разрешением той напряженности, которая характеризует его
вообще. Однако никакая консервативность здесь недопустима, особенно
консервативность менее прогрессивной женщины. Это привело бы к тому, что
живое познание стало бы мертвой традицией. Но из этого еще не следует, что
с этими достижениями можно рекомендовать агрессивное выступление. На это
указывает образ луны, которая «в полнолунии». В самом деле, если луна уже
достигла полноты, то она должна пойти к ущербу. Так же, с необходимостью,
ущерб будет нанесен и тому, кто в таких условиях момента разрешения
напряженности, не давая ему правильно прозвучать, обратится сразу к
агрессии; последняя не отвергается вообще, но только она рассматривается
как отдельная ситуация, и ей именно посвящена следующая гексаграмма. Здесь
же внимание направлено на разрешение, на завершение всего предыдущего
процесса, что выражено в тексте так:
Наверху сильная черта. Уже идет дождь, уже (все на должном) месте.
Почтение носителю достоинств. Стойкость женщины — ужасна. Луна близится к
полнолунию. Благородному человеку поход — к несчастью.
Во внешнем — Утончение и проникновение. Во внутреннем — Творчество и
крепость. Для ничтожного человека то, что его крепость и творчество
привели
к утончению во внешнем, безусловно, — счастье. Для благородного
человека все не так однозначно, в частности, из-за того, что во внешнем
процессы инициируются иньской четвертой чертой.
Интерпретация Хейслип
Да, сейчас вам не сопутствуют ни везение, ни успех. Но помните: ночь темнее
всего перед рассветом. Вы в растерянности, вы сейчас не владеете обстановкой,
но это скоро пройдет. Уже близки события, которые все изменят к лучшему.
Теперь же вам нужно просто набраться терпения и ждать.
Да, вас привыкли считать баловнем судьбы. Вам не нужно сейчас тратить
себя на мелочные ссоры, старайтесь не переутомляться на работе.
Через три месяца ожидает вас успех в денежных делах.
  32. Хэн. ПостоянствоКанонический текcт
Свершение. Хулы не будет. Благоприятна стойкость. Благоприятно иметь,
куда выступить.
- Углубление в постоянство. — Стойкость — к несчастью. Ничего благоприятного.
- Раскаяние исчезнет.
- Не будешь постоянным в своих достоинствах, (а), может быть, попадешь
с ними в неловкое положение. Стойкость — к сожалению.
- На поле нет дичи.
- Будешь постоянным в своих достоинствах. Стойкость. Для жены счастье.
Для мужа — несчастье.
- Нарушенное постоянство. — Несчастье.
Уже в предыдущей гексаграмме, когда мы говорили о пятой черте, наметилась
тема постоянства. Если бы взаимодействие не было подчинено каким-нибудь
определенным и постоянным ненарушимым и постоянным законам, то оно не
могло бы приобрести своего качества единения. Поэтому как частный момент
предыдущего процесса рассматривается ситуация, имеющая название
постоянства. В переносе на символику семьи это — то постоянство брака, о
котором было сказано в предыдущей гексаграмме при рассмотрении ее в целом.
Однако постоянство имеет своей целью подготовку к дальнейшей деятельности
человека. Поэтому здесь надо иметь в виду не только само постоянство, но и
будущий выход вовне. Это состояние символизировано самим образом триграмм,
которые составляют данную гексаграмму. Внизу в ней помещается триграмма,
которая имеет своим качеством проникновение, даже взаимопроникновение.
Здесь указано та то, что было приобретено как результат взаимодействия на
предыдущей ступени. Верхняя триграмма, которая обозначает выход вовне,
молния, которая имеет своим качеством активнейшую деятельность, т.е. выход
вовне, который проявляется в этой активнейшей деятельности. Но именно в
этой деятельности необходимо особенно строго соблюдать закон постоянства.
Вот почему в тексте данной гексаграммы говорится:
Постоянство. Свершение. Благоприятна стойкость. Хулы не будет.
Благоприятно иметь куда выступить.
1
В предыдущей ситуации важнее всего было обратить внимание на то, чтобы
было взаимодействие. Здесь же, наоборот, акцентируется момент
неподвижности. Но эта неподвижность, как указывается в общем, вступлении,
не должна быть замкнутой исключительно в себе. Если нижняя триграмма
выражает внутренний мир, то первая черта выражает наибольшие глубины этой
внутренней жизни, те глубины, в которых человек замкнут исключительно в
себе. Поэтому данная позиция является символом как раз того замкнутого
пребывания в себе, стойкое соблюдение которого может привести только к
неблагоприятному исходу. Вот почему в «Книге Перемен» мы читаем:
В начале слабая черта. Углубленное постоянство. Стойкость — к несчастью.
Ничего благоприятного.
2
Здесь, по-видимому, испорчен текст, ибо не хватает самого афоризма, а есть
только гадательный вывод из него, который говорит:
Сильная черта на втором месте. Раскаяние исчезнет.
3
Третья позиция, представляющая собою переход к внешней деятельности, в
ситуации, где речь идет о соблюдении постоянства именно во внешней
деятельности, может иметь своим дурным последствием нарушение советов,
т.е. утрату своего постоянства — пребывание стойко на месте. Поэтому текст
здесь звучит предупреждением:
Сильная черта на третьем месте. Не будешь постоянным в своих достоинствах.
А, может быть, попадешь с ними в неловкое положение. Стойкость — к
сожалению.
4
Одно из необходимых качеств охотника, которое для него совершенно
необходимо, — это выдержка и умение выждать. Только тогда он может
рассчитывать добыть на охоте дичь. На четвертой позиции, которая является
первой в триграмме, обозначающей действие, именно постоянство, т.е.
выдержка, может быть утрачено. На языке охотника это может обозначить
неудачную охоту. Все шансы здесь за то, что человек может потерять свое
постоянство при первом переходе к реальной деятельности. Поэтому
лаконичный образ «Книги Перемен» здесь говорит:
Сильная черта на четвертом месте. На поле нет дичи.
5
Если на третьей позиции речь шла об утрате постоянства, то в пятой
позиции, которая является самым интенсивным выявлением данной ситуации,
постоянство достигнуто и существует во всей своей полноте. Но, с точки
зрения китайской традиции, постоянство и пребывание на месте в доме
является по преимуществу деятельностью жены, тогда как муж призван
действовать вовне. Поэтому в данном тексте есть следующие указания:
Слабая черта на пятом месте. Будешь постоянным в своих достоинствах.
Стойкость. Для жены — счастье. Для мужа — несчастье.
6
Поскольку шестая позиция представляет собою конец данной ситуации и
переход к следующей, поскольку здесь основное качество, охарактеризованное
в данной гексаграмме, т.е. постоянство, нарушается. Но это нарушение,
собственно, не должно идти по линии утраты постоянства, ибо, как сказано,
было в начале данной гексаграммы, постоянство должно быть соблюдено в
самой активной деятельности. Поэтому утрата постоянства, о которой говорит
текст, может привести только к неблагоприятному исходу, вот почему в
тексте сказано:
Наверху слабая черта. Нарушенное постоянство. Несчастье.
Во внешнем — Возбуждение и подвижность, во внутреннем — Утончение и
проникновенность. Проникновение во внутреннем несмотря на возбуждение
во внешнем — углубление в постоянство.
Интерпретация Хейслип
Не нужно гнаться за двумя зайцами сразу, буквально разрываясь
на части. Храните выдержку, и все завершиться удачно для вас.
Будьте терпеливы — и желание ваше исполнится. Попытайтесь сейчас
хорошенько разобраться в своих намерениях и планах на будущее. Однако
для новых начинаний момент не слишком подходящий.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого