
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  9. Сяо-чу. Воспитание малымКанонический текcт
Cвершение. Плотные тучи — и нет дождя; (они) — с нашей западной окраины.
- Возврат исходит из Пути. — Какая может быть в этом хула? — Счастье.
- Привлечение к возврату. — Счастье.
- У телеги выпали спицы. — Муж и жена отворачивают взгляды.
- Обладай правдой. От кровопролития уходи, из страшного выходи. — Хулы
не будет.
- Обладай правдой — (она) объединяет. Разбогатеешь от своих соседей.
- Уже идет дождь. Уже (найдено подобающее) место. Еще удастся собрать
(скарб). — Стойкость жены — опасна. Луна почти в полнолунии. — Благородному
человеку — подход — к несчастью.
Как и в двух предыдущих гексаграммах, в этой одна черта одного рода,
противостоя пяти чертам другого, является объектом их стремления. Такое
ферментное действие меньшинства уже намечалось в предыдущем, но здесь оно
подчеркивается с особой силой и постепенно оказывает свое действие на весь
процесс. В нем рассматривается, так сказать, зарождение воздействия
противоположного. Оно еще целиком во внешней среде, которая отличается
пассивной податливостью (выраженной в свойстве верхней триграммы
«податливость»), и оно противостоит максимальному напряжению творчества,
выраженного в нижней триграмме. Так здесь слабость начинает преодолевать
силу, ставя последней препятствия. С другой стороны, здесь имеется в виду
противостояние индивида всему окружающему его и его сопротивление
окружению. Чтобы понять, в каком смысле здесь говорится о препятствии,
необходимо принять во внимание, что здесь есть непереводимая игра слов,
ибо, это проходит красной нитью через комментаторскую литературу, слово,
обозначающее здесь «препятствие», в равной степени обозначает и
«воспитание». Ведь препятствия, если их преодолевают, являются лучшим
средством воспитания, и из чего- то отрицательного превращаются в
положительно действующий фактор воспитания воли и выдержки. Что же
является «препятствием», преодоление которого здесь действует
воспитательно? Ответ на это выражен в несколько странном по автохтонности
образе. Дело в том, что в Китае дождевые облака чаще движутся с востока —
с моря. Созидатели же текста «Книги Перемен» — племя Чжоу, как гласит
предание, — пришли с запада. Поэтому для авторов запад служил метафорой
прошлого. Облака, идущие с запада (из прошлого), не дают плодотворного
дождя. Пусть воспитание намечает возможность развития, но оно — лишь в
преодолении прошлого; то, что оно не в силах одолеть настоящее, понималось
вполне среди ицзинистов, и один из них — Вань И — в своем комментарии
восклицает: «Совершенномудрый, правя миром, не презирает ограниченный
народ. Будда, спасая всех, не пренебрегает и демонами. И созерцающее
сознание, победоносно двигаясь вперед, разве устрашится временных
препятствий? Они точно булыжники, которые не могут задержать колесо
повозки; они точно удар по колоколу, который заставляет его звучать; точно
точильный камень для ножа, на котором он становится острее. Когда свиньи
подходят к золотой горе, это увеличивает блеск ее; когда иней и снег
увеличиваются, то тем прекраснее сосны и кедры. Вот почему здесь речь идет
о развитии». С таким содержанием приходится понимать и то, как
воспоминания о пройденных ступенях познания, препятствуя новому акту
познания, которому необходимо их преодолеть, являются материалом для его
воспитания. Этими мыслями комментаторской литературы насыщен следующий
текст:
Воспитание малым. Развитие. Плотные облака, и не идет дождь: они — с нашей
западной окраины.
1
В самом начале этого процесса, когда полному творческих сил внутреннему
противостоит препятствие, легкое, как веяние ветра (верхняя триграмма
символизирует также и ветер), суета мелких хлопот и дел сбивает человека с
принятого им познавательного творческого пути, выступая в его собственных
неорганизованных и порывистых стремлениях. Необходимо одержать сразу же
победу над собой, оттеснить на подобающее место эти стремления и включить
себя вновь в нормальные отношения к окружению, — вернуться к дисциплине.
По этому поводу в тексте читаем:
В начале сильная черта. Какая хула тому, что возвратился на собственный
путь? Счастье.
2
Такое возвращение на собственный путь возможно и на следующей ступени,
хотя оно и несколько затруднено приближением к препятствиям, совращающим с
пути. Однако это позиция самого гармоничного раскрытия творческих сил,
поэтому именно здесь возможно воздействовать ими на препятствия так, что
они превращаются в средство воспитания, как об этом подробнее сказано в
общем, вступлении к данной гексаграмме. Лаконичный текст здесь гласит:
Сильная черта на втором месте.
3
В момент кризиса продолжается действие, но в изменившихся условиях,
ставших неблагоприятными, одна сила, хотя бы даже и сила творчества,
действовать уже не может. Она лишена всех необходимых обстоятельств. Это
выражено в образе текста, говорящем достаточно выразительно и не требующем
объяснений. Наступает тот внутренний разлад, который, например, в семье
выражается разладом между мужем и женой. Это — отдельно указанный момент,
когда невозможно синтезировать вновь приобретенное знание и прежде
сложившиеся убеждения с противоречиями окружающей среды, которые могут
быть и незначительными, однако здесь и их достаточно для препятствия
положительному движению познания вперед. По этому поводу в тексте мы
находим следующие слова:
Сильная черта на третьем месте. У колесницы выпали спицы. Муж и жена
отвращают взоры.
4
Воздействие предыдущей ступени здесь еще продолжает сказываться, создавая
достаточную опасную ситуацию, на которую намекает текст в образе
выступившей крови. Но нормальность отношений данной позиции и ее сил в
этой гексаграмму указывает на возможность благоприятного исхода дела.
Кроме того, это именно тот момент, который является самым важным в данной
ситуации, что выражено и символически: здесь мы находим единственную
слабую черту, к которой тяготеют все остальные. Хотя это еще не позиция
государя, а лишь его приближенного, однако во всем контексте данной
ситуации указано на такого подданного, который, владея познанием истины,
может сам руководить событиями. Два условия необходимы ему: правдивость и
осмотрительность. Все его действие может достигнуть успеха лишь тогда,
когда оно базируется на его собственном непосредственно новом акте
познания. Тем самым здесь указывается на главную роль нового познания в
момент преодоления им препятствий, возникающих из прошлого, и тем самым
уже не настоящего. Осмотрительность здесь особенно необходима еще и
потому, что действие данной ступени простирается, как мы увидим, и на
следующую, т.е. на будущую. Поэтому о такой правдивости и осмотрительности
текст говорит прямо, а не образно:
Слабая черта на четвертом месте. Обладай правдой. Когда выступает кровь,
выходи с осмотрительностью. Хулы не будет.
5
Уже и сама благоприятность данной позиции — второго положительного подъема
всего процесса — может быть достаточно благотворной. Однако для него
необходима поддержка в предыдущем; непрерывно наследовать ту правдивость,
которая достигнута в предыдущем, вот то, что делает это положение благим.
Эта помощь предыдущей ступени и есть то обогащение от соседа, о котором
говорит текст. Это уже не сохранение одних лишь знаний, добытых в прошлом,
— это сохранение плода нового познания, укрепленного в наиболее
благоприятных для этого условиях. Текст здесь следующий:
Сильная черта на пятом месте. Обладай правдой в непрерывной
преемственности. Разбогатеешь благодаря твоему соседу.
6
Конец рассматриваемого процесса, когда его положительные достижения, его
достоинства не только обретены, но и закреплены за их носителем,
ознаменован разрешением той напряженности, которая характеризует его
вообще. Однако никакая консервативность здесь недопустима, особенно
консервативность менее прогрессивной женщины. Это привело бы к тому, что
живое познание стало бы мертвой традицией. Но из этого еще не следует, что
с этими достижениями можно рекомендовать агрессивное выступление. На это
указывает образ луны, которая «в полнолунии». В самом деле, если луна уже
достигла полноты, то она должна пойти к ущербу. Так же, с необходимостью,
ущерб будет нанесен и тому, кто в таких условиях момента разрешения
напряженности, не давая ему правильно прозвучать, обратится сразу к
агрессии; последняя не отвергается вообще, но только она рассматривается
как отдельная ситуация, и ей именно посвящена следующая гексаграмма. Здесь
же внимание направлено на разрешение, на завершение всего предыдущего
процесса, что выражено в тексте так:
Наверху сильная черта. Уже идет дождь, уже (все на должном) месте.
Почтение носителю достоинств. Стойкость женщины — ужасна. Луна близится к
полнолунию. Благородному человеку поход — к несчастью.
Во внешнем — Утончение и проникновение. Во внутреннем — Творчество и
крепость. Для ничтожного человека то, что его крепость и творчество
привели
к утончению во внешнем, безусловно, — счастье. Для благородного
человека все не так однозначно, в частности, из-за того, что во внешнем
процессы инициируются иньской четвертой чертой.
Интерпретация Хейслип
Да, сейчас вам не сопутствуют ни везение, ни успех. Но помните: ночь темнее
всего перед рассветом. Вы в растерянности, вы сейчас не владеете обстановкой,
но это скоро пройдет. Уже близки события, которые все изменят к лучшему.
Теперь же вам нужно просто набраться терпения и ждать.
Да, вас привыкли считать баловнем судьбы. Вам не нужно сейчас тратить
себя на мелочные ссоры, старайтесь не переутомляться на работе.
Через три месяца ожидает вас успех в денежных делах.
  36. Мин-и. Поражение светаКанонический текcт
Благоприятна в трудности стойкость.
- Поражение света: у него в полете опускаются крылья. Благородный
человек в пути по три дня не ест, (но ему) есть, куда выступить, (и его)
господин будет говорить (о нем).
- Поражение света: он поражен в левое бедро. Нужна поддержка мощная,
(как) конь. — Счастье.
- Свет поражен на южной охоте. (Но будет) обретена его большая голова.
Нельзя болеть о стойкости.
- Вонзится в левую (часть) живота. Сохранишь чувство поражения света,
когда выйдешь из ворот и двора.
- Поражение света (вождя) Цзи-Цзы. — Благоприятна стойкость.
- Не просветишься, (а) померкнешь. Сначала поднимешься на небо, (а)
потом погрузишься в землю.
При чтении «Книги Перемен» нетрудно заметить, что гексаграммы следуют
друг за другом по противоположности. Так, если первая гексаграмма сплошь
состояла из сильных черт и обозначала чистое творчество, то вторая
гексаграмма состояла только из слабых черт и представляла собой чистое
исполнение. Предыдущая гексаграмма, была изображением солнца, восходящего
над землей, а эта 36-я гексаграмма представляет собою образ солнца,
опустившегося на землю. Этим, собственно говоря, указывается на следующий
момент: на умение также в нужную минуту отступить, ибо если бы человек
только выступал вовне, то был бы нарушен правильный ритм деятельности
человека, перед нами была бы угроза поражения его сияния. Поэтому данная
ситуация носит название Поражения света. Здесь свет должен опуститься во
тьму, в толщу земли. Кроме того, существует еще другая интерпретация
названия гексаграммы, ибо второе из слов, обозначающих ее, обозначает
также варвара. Если исходить из этого значения, то название Мин-и может
быть переведено «просвещение варваров», т.е. нисхождение с культурной
высоты большого уровня к людям низкой культуры. Оба варианта существуют в
комментаторской литературе, хотя Вань И настаивает только на первом. При
таком нисхождении человек, естественно, встречает трудности. Но именно в
трудностях, в частности в потускнении, он должен пребывать стойким, т.е.
всегда выступать, исходя из своей правоты. Поэтому и краткий текст говорит
здесь:
Поражение света. Благоприятна в трудностях стойкость.
1
Поскольку исходной позицией для данной ситуации было восхождение света,
т.е. солнца, на его высоты, постольку первая позиция данной гексаграммы
начинается с образа полета, ибо с высот своих лет здесь опускается вниз.
Поэтому здесь лучше не действовать для самого себя. Здесь нужно иметь
мужество на прекращение своего восхождения и нужно иметь мужество на то,
чтобы в своих действиях, направленных в пользу другим людям, переносить
лишения, ибо именно в преодолении трудностей здесь может быть достигнуто
то, что является целью деятельности данной ситуации. Только при
деятельности, направленной таким образом, человек может рассчитывать на
то, что лицо, стоящее выше его, обратит внимание. Поэтому текст говорит
здесь:
В начале сильная черта. Поражение света. У него в полете опускаются
крылья. Благородный человек в пути три дня не ест, но ему есть куда
выступить, и его господин будет говорить о нем.
2
Поражение, которое характерно для данной ситуации, здесь начинает
действовать все дальше и дальше. И нужна очень большая мощь того, кто
оказывает поддержку, чтобы ситуация имела благоприятный исход. Лошадь в
символике животных по «Книге Перемен» обозначает большую мощь, активную
силу. Поэтому в тексте мы читаем:
Слабая черта на втором месте. Поражение света. Он поражен в левое бедро.
Нужна поддержка мощная, как конь. Счастье.
3
В древних китайских воззрениях юг рассматривался не как область, наиболее
озаренная солнечным светом, но, ввиду динамичности этого мировоззрения,
как область, где солнце начинает постепенно клониться к закату. Поэтому
третья позиция, где больше всего дает себя чувствовать общая
характеристика данной ситуации, — поражения света — дает образ именно
южной охоты. Но в это время может быть победа над большим злом, ибо свет,
вознесенный над землей, здесь нисходит обратно к земле для того, чтобы
озарить отставших, т.е. уничтожить их зло незнания. Конечно, при таком
нисхождении человек может отойти от своего собственного величия, в
известном смысле утерять его, но именно об этом он не должен печалиться,
ибо такова его миссия — нисхождение к отставшим. Эти мысли выражены в
тексте следующим образом:
Сильная черта на третьем месте. Свет поражен на южной охоте. Но будет
получена большая голова. Нельзя болеть о стойкости.
4
Настроение самоотдачи, жертвенного отхода от своей высоты очень
чувствуется в афоризме четвертой черты. Здесь из своего собственного опыта
бытия человек уже выходит к иному. Ибо здесь начинается уже верхняя, т.е.
внешняя триграмма. Это — настроение человека, покидающего свое присущее
место. И оно все пронизано чувством поражения света. Это поражение
касается самой части живота. Поэтому в тексте написано:
Слабая черта на четвертом месте. Поражение вонзится в левую часть живота.
Сохранишь чувство поражения света, когда выйдешь за вороты дома и двора.
5
В арсенале китайских национальных героев есть знаменитый царедворец
Цзи-Цзы. Это — человек, живший в ХI в. до н.э., если верить традиции, и
бывший главным советником при дворе тогдашнего царя. В это время произошла
смена династий. Цзи-цзы, несмотря на то, что правитель новой династии
всячески старался его, как человека, достигшего искусства в управлении
государством, склонить на свою сторону, все же предпочел удалиться от
всякой политической деятельности и, как говорит предание, поселиться на
краю страны, где-то на территории современной Кореи. Он предпочел полное
уединение и жизнь среди людей чужой и менее развитой культуры, чем службу
тому, кого он считал узурпатором. Придание говорит о том, что он написал
так называемый «Великий план» («Хун фань»). Это произведение впоследствии
получило весьма широкую известность. Даже для нас, как первые зачатки
философствования в Китае (хотя вряд ли верно авторство Цзи-цзы), оно
представляет большой интерес. И китайский авторы рассматривают Цзи-цзы как
образ человека, отошедшего сознательно от своей возможной славы, отдавшего
свои знания менее развитым людям, но, тем не менее, впоследствии
прославленного и вознесенного на высоту. Пятая позиция представляет собой
максимальное выражение данной ситуации в целом. Поэтому здесь выявлен
образ, связанный с именем Цзи-цзы. Текст говорит здесь:
Слабая черта на пятом месте. Поражение света Цзи-цзы. Благоприятна
стойкость.
6
Окончательное завершение процесса приводит к тому, что все светлые силы
света, которые были приобретены в предыдущей ситуации, здесь должны
померкнуть. Тут только возможно воспоминание того, что было в прошлом
славой данного человека, но именно здесь возможно самое интенсивное
сопоставление того, что было достигнуто в прошлом, и того, к чему привела
необходимость в настоящем. Поэтому текст говорит здесь:
Наверху слабая черта. Не просияешь, а померкнешь. Сначала поднимешься на
небо, а потом погрузишься в землю.
Во внешнем — Исполнение и самоотдача, во внутреннем — Сцепление и
ясность.
Интерпретация Хейслип
Ситуация очень скоро изменится. Поэтому не будьте излишне
самоуверенны, хотя вам сейчас и сопутствует удача. Не надо пускаться
в любовные авантюры, старайтесь действовать обдуманно и предусмотрительно.
Вас привыкли считать баловнем судьбы, поэтому и поступки
ваши могут быть истолкованы превратно. Но не тревожьтесь, в
ближайшем будущем все переменится, станет на свои места. Не надо отчаиваться;
но сейчас ваши желания не исполнятся. Будьте более экономны.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого